Статьи раввина А.Штейнзальца

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5973
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Статьи раввина А.Штейнзальца

Сообщение 11 фев 2013, 09:40

В ответ на вопрос об "Unio Mistica", совершенном мистическом
исчезновении своего Я, можно сказать, что нам не дано достичь подобного в
этом мире. В иудаизме такое состояние известно только в одном случае - в
момент исполнения заповеди, мицвы. Есть и те, кто считает, что только в
состоянии такого слияния с Высшим можно выполнить мицвот по-настоящему.
Объяснение состоит в том, что мицва сама по себе - единство с
Б-жественным. Бааль hа-Тания приводит пример человека, которого на мгновение
обнимает царь. Тогда не важно, в какие одежды Он облечен - имеет значение
только рука царя. Точно так же, когда я занят изучением Торы, то не имеют
значения физические свойства книги. Важно, что сквозь нее приходит слово
Б-га. А когда в мое сознание входит Тора, я объединяюсь с ней.

Итак, в чем различие между величием и малостью в отношении человека?
Это вопрос степени осознания происходящего в этот момент. Когда человек
выполняет мицву, он так или иначе соединяется с Б-гом. Это всерьез ставит
нас перед вопросом: в какой степени может человек перепрыгнуть через
пропасть между человеком и Б-гом? Это аналогично вопросу, который слышит человек после смерти: хочет ли он Рая? Обычные, не великие люди, которые хотят Рая, - они, конечно, стремятся к Б-гу, но хотят оставаться от Него на безопасном расстоянии. Только великие готовы отказаться от Рая в стремлении поглотиться и исчезнуть в Б-ге. Самоисчезновение в Б-ге - это уничтожение даже высшего Я, и это кажется высшей степенью самоотречения.

Но поскольку высшая степень единства дается Торой и мицвот, то, казалось бы, им принадлежит преимущество. Иначе говоря, это зависит от самого человека. Накладывая тфиллин человек связывает себя с Б-гом, независимо от того, насколько он понимает заповедь. Как сказал другой мудрец, вопрос о том, где тфиллин - на голове или в ней, - принадлежит к другой категории. Эти два уровня бытия взаимоисключающи. Так же как принимая мысль, что мир полностью пронизан Б-жественным, человек может прийти к мысли, что все остальное не нужно.

Получается, что "уничтожение реальности" означает практически отказ от
своей воли, от своего желания присвоить Его волю. Это означает, что желая
чего-то (для себя), человек принуждает к этому высшую волю и тем самым
разрушает смысл собственного существования. Уничтожая первичность желаемого, человек признает, что существует что-то более важное и ценное, а это превращает акт самоотречения в акт свободы воли и внутреннего выражения.

То немногое, что мы можем сказать о Б-ге, обеспечивается тем, что часть нашего существа – часть Б-га, хотя другие части нас - творение Б-га. В исключительно узком промежутке между двумя этими фактами находится наша обязанность преодолеть нашу человеческую ограниченность. Каждое такое преодоление, каждое проявление в нас Б-жественного, каждая искорка того, что мы называем святостью, есть успех Б-га.

Мы просто не видим того, что скрыто в этом нашем мире;
что все в мире и за его пределами - лишь видимость, за которой стоит
проявление Б-жественного света. Мы воспринимаем предметы как обладающие
собственным отдельным существованием объекты. Они появляются и исчезают,
что-то делают и впечатляют нас своей плотностью и реальностью. Короче
говоря, наше чувство реальности отражает существование предметов, а не то,
что мы видим Б-жественный свет. Присутствие этого света во всем вовсе не
очевидно. Видимое нами - результат постоянных изменений Б-жественного света,
который совлекает с себя одни формы и принимает другие, не обязательно
духовные. Одна сторона здесь - это переход от духовного к материальному, от
неограниченного к ограниченному. Но на самом деле явления существуют только постольку, поскольку они освещаются Божественным светом!

Поэтому по-настоящему удивительно, как удается этому свету быть настолько скрытым, что я не просто не имею никакого понятия о его существовании: существование такого света представляется моему сознанию бессмысленным. Я вижу предметы, объекты, мир, но я не вижу во всем этом никакого Б-га. Можно даже сказать, что главная трудность для Святого, Благословен Он, - это всегда оставаться инкогнито, неузнанным. Так что когда Он появляется в мире, это должно происходить так, чтобы никто не знал, что это Он.

Как это Ему удается? Как выходит, что мы не чувствуем излияния Его сущности, Его духовности? Я не чувствую, что предметы - это произведения постоянного творчества Б-га. Наоборот, я чувствую, что они - вещи в себе. Однако именно в этом сила Б-га, для которого возможно все - сжать и скрыть Свой свет до такой степени, чтобы сотворенные вещи не уничтожались, чтобы они оставались, хотя бы на наш взгляд, сами собой. Даже не касаясь темы свободной воли, которая есть дополнительное свойство, дарованное некоторым из творений, мы можем отнести себя к тем творениям, которые ощущают себя существующими, ощущают, что они - не Б-г. Суть тварности - в ощущении отдельности, в бытии самим собой. Его Хесед, - это чудо Его сокрытия и устранения.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5973
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Статьи раввина А.Штейнзальца

Сообщение 11 фев 2013, 09:50

Однажды царь
Давид гулял вдоль реки и радовался тому, что так полон прославлениями Б-га.
Выпрыгнула лягушка и сказала: я славлю Б-га более тебя! По этому поводу один
мудрец, рабби Цадок hа-Коген, заметил: это не означает, что лягушка молится
Б-гу больше, чем царь Давид, но поскольку у лягушки нет дурного побуждения и
она следует только Б-жественной воле, то само ее существование есть песня,
славящая Творца, и каждый квак выражает это. Так что лягушка действительно
может сказать человеку, даже Давиду Псалмопевцу, что она славит Б-га больше
него.

Самоотречение перед лицом Б-га, отказ от своей отдельности - не
теоретическая концепция, а практический принцип в хасидизме, особенно в
направлении Хабад, В шутку рассказывают историю об одном хасиде. После
вдохновенного урока по хасидизму он задумчиво бродил недалеко от замка
польского аристократа. Часовой окрикнул его: "Кто идет? " Все еще под
впечатлением выученного, хасид ответил: "Я иду". Когда же часовой захотел
узнать, кто это "Я", хасид сказал: "Пустота и ничто идет". "Кто-кто" -
переспросил озадаченный солдат. По этому поводу хасид подумал: "Похоже, этот
парень признает, что что-то или кто-то остается; мое самоотрицание не было
еще полным". И он ответил: "Никто не идет. О ничто и пустоте нельзя сказать,
что оно идет".


Б-жественное откровение доброты и щедрости сопровождается равным откровением Б-жественного ограничения и сокрытия. В этом случае не тьма (и не незнание) открывают Б-жественное или указывают на Него, а акт сокрытия - поскольку "Я Г-сподь, сокрывающий лик свой".

Или еще, спрашивали: какая часть написанной буквы реальна: черные линии или белое пространство вокруг них? Что реально - то, что есть, или то, чего нет? Это
не чисто логические или метафизические проблемы. Они связаны с нашей
проблемой сущности мира. Что образует мир - тьма или свет, скрытие или
откровение? Как говорили Мудрецы: Тора была дана черным огнем по белому огню, одно на фоне другого.

Иногда форма буквы - это вопрос правильного пробела, иногда значение имеет
цвет темноты как в случае резьбы, когда буква состоит из "чего-то чего нет"
в смысле реального вещества и формы.

Г-сподь есть Б-г (hавайя есть Элоким ). Сокрытие Б-га - не более чем сосуд или инструмент, содержащий свет в той или иной форме.

Истина в том, что мы всегда находимся в состоянии исповеди и всегда просим
Его стереть наши грехи, но не болью и страданиями, а - если Он найдет это
возможным - прощением и милостью.

Этот образ использует Рамбам для описания пророчества: пророчество похоже на человека, идущего в совершенной тьме, и вдруг, на мгновение, молния
позволяет ему увидеть, где он находится. Если даже потом он остается во
тьме, он по крайней мере сориентировался и знает, куда идти.

Мир иной - это другой уровень бытия, а не другое место.

Истина, что "нет никого, кроме Него",
означает не только, что другая сила или другое божество не могут
существовать, но и что не может быть никакой другой действительности.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5973
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Статьи раввина А.Штейнзальца

Сообщение 08 мар 2013, 12:08

Мы здесь подходим к тому, что можно назвать парадоксом Аризаля. Раз
неограниченное должно быть за пределами всего, а священное не может быть
ограничено ни в чем, само существование мира оказывается неразрешимой
загадкой. И не важно, реален мир или существует только в воображении: даже
воображаемый мир не может сочетаться с пониманием того, что Эйн Соф - за
пределами всего. С этой точки зрения чем выше и могущественнее Б-г, тем
более Он обязывает Себя, в каком-то смысле, быть особенно близким к
известному нам миру. Существование материи, другой крайности Б-жественного
сокрытия, возможно только благодаря дарующему бытие неограниченному.
Существование мира, зависимого от неограниченного, требует как-то ограничить
неограниченное; иначе говоря, раз нельзя сказать, что Эйн Соф как-то
ограничен, можно предположить, что превышающий всякое постижение Эйн Соф - единственная основа для всего постижимого. Создание ограничения, то что
зовется качеством Малхут, качеством Б-жественной концентрации, связано
некоторым образом с Бесконечным Эйн Соф.

Парадокс Б-га и существования мира может быть разрешен несколькими способами. Если ограничиться тезисом, что ограниченное - есть проявление Эйн Соф, можно сказать, что при творении мира никакого нового существования не появляется. Есть лишь игра Б-га с Самим собой, как сказано относительно Торы.

Речь есть использование некоторых символов для передачи информации.
Речь - не то же самое, что информация, что истина, что знание. Только в Б-ге
объединены знающий, знание и знаемое. Наши слова, идеи и мысли зависят от
ограниченного мира, возможности наших органов чувств и множество других
факторов ограничивают их. За этими пределами мы не можем выразить почти
ничего; в лучшем случае мы иногда можем осознать, что есть что-то, не
выразимое словами.
Способность понимать так же ограниченна, как способность уха слышать.
Бывают мысли, которые мы не можем выразить, но можем воспринять эмоционально или интуитивно. Но соединение знающего и знаемого выходит за пределы даже такого интуитивного постижения.

Многие из явлений, воспринимающихся с одной точки зрения как множество,
с другой кажутся единством. Это относится к любому явлению, которое можно
разделить на части - то есть практически ко всему, что нас окружает. Не то с
единством знания и знающего; оно неразделимо. Когда человек что-то узнает,
он включает в себя это и сам включается в это, ни с какой точки зрения
знание и знающий не могут восприниматься раздельно. Один из учеников Бааль
hа-Тания объяснил такое единение при помощи образа двух дождевых капель на
оконном стекле. Когда они встречаются и сливаются, нельзя сказать - какая
капля поглотила какую; они стали одной большей каплей, которую уже нельзя
разделить, чтобы вернуться в исходное состояние. Так и со знаемым и знающим,
содержащим и содержимым, конечным и бесконечным.

Каждый день мы узнаем что-то новое, впитываем дополнительную
информацию, дополнительные знания. Но это не просто складирование - это
сложный процесс интеграции знаний. Знание влияет на знающего; знающий меняет
то, что он узнает. Конечно, можно и забыть то, что знал, даже все, что знал,
но оставленный знанием след не стирается. Это, кстати, объясняет, почему
запрещено ставить в неудобное положение ученого, память которого ослабла со
временем. Предполагается, что ранее изученное остается в виде тонкого,
неискоренимого сияния.

Можно предложить отрицательное определение: то, что я могу постичь, не
Б-жественно. Это должно служить предостережением для целой категории людей,
настолько подверженных самообману логики и здравого смысла, что им кажется,
будто они насколько-то понимают Б-га. Ведь Б-г не может быть понят, всякое
утверждение, что кто-то понял Его, может быть только ошибкой. Это все равно,
что сказать, что достиг горизонта. Конечно, Танах рассказывает о Моше,
Ишаягу и других пророках, но это иной род видения. Более того, то, что видел
Моше, сделало его самым скромным из людей, но и он прямо говорил, что нельзя
увидеть Б-га и остаться в живых.
Когда мы говорим о Б-жественном знании, то речь не идет о том, что Б-г
знает больше или меньше. Оно включает все, потому что Б-г вездесущ, нет
времени или места, в котором Его бы не было. Он присутствует во всем
существовании.


Можно спросить: зачем вообще говорить о Б-жественном знании? Ответ
связан - конкретно в этом контексте - с проблемой Б-жественного Провидения и
с Нижним единством. Хотя с точки зрения бесконечности мир не имеет
реальности, с точки зрения Нижнего единства и мира Б-г тесно связан с каждой
частицей бытия. Так мы приходим к мысли о единстве знающего, знания и
знаемого, которую разделяет даже Рамбам. Каббала не ограничивает это
единство сфирой Даат (Знание); скорее это единство охватывает все качества.
Это касается не только Б-жественного знания, знания, принадлежащего только
Б-гу, но чего-то, что касается всего сущего. Существование полно
Б-жественного бытия. Поэтому Б-г знает все тайны - не потому, что Б-г
отрицает существование тайн, а потому, что наши тайны - часть нас, а Он
присутствует в нас, в нашем бытии. Так что в этой идее выражается не
универсальность знания, а универсальность бытия, присутствия Б-га во всем,
так что ничто не может быть отдельно от Него. Б-г и мир, который мы знаем, -
не пара. Они одно. Они неотделимы.
Короче, Б-г знает мир и верхним знанием, для которого "нет ничего,
кроме Него", и нижним знанием Б-жественного единства, в котором все
наполнено Ним. Таким образом, он знает все.

Из истории известно, что до распространения некоторых идей, например
идеи нации, люди не чувствовали ничего подобного. Многие такие идеи,
привнесенные в жизнь людей извне, становятся не отделимой частью личности.
Единственное знание, в котором человек может быть уверен, - это знание себя.
Просто знание себя, хотя бы оно и было затуманено образом, спроецированным
миром.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5973
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Статьи раввина А.Штейнзальца

Сообщение 08 мар 2013, 12:17

Каббалисты чувствовали, что Б-жественное единство действительно для всех десяти сфирот. То есть: Он есть Хесед (Милость, Доброта) как качество. Он есть Тот, кто оказывает Хесед, и Он есть объект Хесед. Он есть Тиферет (Красота), Тот, Кто ее создал, и Тот, Кого она радует, и так далее.

Б-г есть все стороны Б-жественного проявления, ничто в откровении не является вне Его. Он во всем и все в Нем. Это - то, что называется Нижним единством, существующим внизу, в мире. Верхнее единство, определяемое словами "нет ничего кроме Него", - это уничтожение всякой реальности, прямая противоположность утверждающей направленности единства Нижнего.

Все сказанное только что представляет собой одно из основных расхождений между хасидами и Рамбамом. Многие мыслители, современники Бааль hа-Тания, были склонны говорить о промежутке между Б-гом и миром, как будто Б-жественное должно в какой-то мере уйти из мира, чтобы Творение могло
состояться. Б-г был для них где-то, высоко и далеко. Хасиды видели в таком подходе ограничение Б-га. Неважно, где ты запираешь Его - вверху или внизу, внутри или снаружи; быть не везде - для Него ограничение. В этом споре, который Бааль hа-Тания ведет в седьмой главе Шаар hа-Йехуд ве-га Эмуна, сознательно использованы слова из Тринадцати принципов веры Маймонида.
Потому что спор, конечно, не с неверующими. Спор ведется с верящими в Б-жественное Провидение евреями.
Поскольку Б-г знает все, и ничего невозможно прибавить к Его знанию, нижний мир соединяется Высшим знанием, с высшими сферами и не отделен от них. Нет, как думают многие, различия между миром и Б-гом, существующим где-то вне, в потустороннем, трансцендентном. Б-г здесь, поскольку Его знание и Его бытие едины. С человеком это, конечно, не так, он может быть в одном месте, а думать о другом. Но для Б-жественного нет дистанции, нет промежутка между осознанием и существованием.

Б-г, таким образом, и направляет и наполняет Собой миры, Он и трансцендентен, и имманентен. Четыре элемента - земля, воздух, огонь и вода - и все, что они символизируют, объединяют - только в Нем. Б-г - основа реальности мира; Он Сам присутствует в каждой частичке, от огромной до самой маленькой, и Он их объединяет. Как реальность Б-га, Его знание и Его творчество - едины, так же как и Его Провидение. Его всевидящее участие во всех деталях бытия, наполняющее их бесконечностью и трансцендентностью.

Тем не менее Б-г - источник, Творец всего человеческого опыта. Что-то от Его бытия присутствует во всем, что думает и делает человек.

Если бы душа была свободна от тела настолько, что ни боль, ни наслаждение не задевали бы ее, человек был бы намного ближе к Б-жественному.
Как солнечный свет, который падает на безобразное и на прекрасное, на грязное и на чистое, и все же не становится ни безобразным, ни грязным. Отношение здесь одностороннее: Земля получает свет от Солнца и не влияет на Него. Истина в том, что Б-г дает, но не получает; Он оказывает влияние, но не подвержен ему; действует, но на Него не действует ничто.

..Рамбама о непостижимости Б-га, в том, что Он - Знающий, Знание и
Знаемое.

Поскольку смысл зависит от контекста, от того, как сказано нечто, сказанное Бааль-Шем-Товом имеет смысл, отличный от смысла тех же слов, сказанных другими людьми и по другому поводу.

А в жизни должны быть падения, особенно, когда есть прогресс, потому что в движении с уровни на уровень человек нередко теряет равновесие, будучи не в состоянии быть на двух уровнях сразу. Опасность такого падения при переходе с одного уровня на другой в том, что человек может не найти потом вновь своего пути. Смысл слов "семь раз упадет цадик и снова встанет" в том, что быть цадиким - рискованное дело, чреватое катастрофой. Обычный, несвятой человек упадет сравнительно невысоко, поскольку движется более или менее ровным курсом без особых проблем. А цадик, постоянно ощущает боль души и разума, сердечную муку, которая есть часть его святости. С этим связаны многие рассказы о Ноахе [Ное] и Аврааме, каждый из которых был цадиком своего поколения. Идея многих из этих рассказов в том, что на другом этапе своей вечной жизни, в другом поколении, святой мог быть чем-то совсем другим, например законченным злодеем. Опасности при переходе со стадии на стадию настолько велики, что он неизбежно будет падать время от времени.

Он постоянно творит мир Своей речью. И единственный, кто может Ему ответить, - это человек. Все другие творения - просто продукты Б-жественного речения. Только человек может ответить Творцу, Мир творится в каждую минуту. Это делает возможным для человека творитьсебя, поскольку то, что было две минуты назад, - было другим миром. Теперь возник новый мир, новые люди, новые ситуации, и возможно заново создать собственный мир.
Оптимизм этой мысли близок к другой - что человек не борется всю жизнь с выбором между добром и злом. На каждом стыке, на каждом выборе он борется всего одно мгновение. Решение - всегда сейчас, в это самое мгновение. И может быть, больше никогда не повторится именно такой момент борьбы и выбора, когда я творю мир. Каждый момент уникален. И когда мир, сотворенный таким образом, открывается, он становится частью бесконечной реальности множественных миров.
Короче, человека всегда спрашивают: "Что делаешь ты в эту минуту?" В этом именно смысле Б-г творит мир, и человек - единственный, кто может Ему ответить. Все другие создания - просто часть Б-жественной речи, а человеку дана возможность самостоятельного ответа.
Последний раз редактировалось просто Соня 22 окт 2015, 11:21, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Mark
 
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 07 мар 2013, 13:09

Re: Статьи раввина А.Штейнзальца

Сообщение 09 мар 2013, 05:28

У Адина Штейнзальца есть книги одна из них Роза о тринадцати лепестках для тех, кто интересуется каббалой.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5973
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Статьи раввина А.Штейнзальца

Сообщение 03 июн 2013, 09:38

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5973
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Статьи раввина А.Штейнзальца

Сообщение 03 июн 2013, 09:39

Фантастическая каббала и ее роль в истории русского оккультизма

Фантастическая каббала и ее роль в истории русского оккультизма

Полностью - тут:
http://magazines.russ.ru/continent/2001/107/apt.html


Марина Аптекман

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ КАББАЛА И ЕЕ РОЛЬ
В ИСТОРИИ РУССКОГО ОККУЛЬТИЗМА:
Главная идея Каббалы – это идея, что Бог есть по сути ни что иное как сгусток бесконечного света (на иврите зохар). Идея эта питает главную теорию Каббалы – теорию создания мира через свет. Бог создал мир потоком своей собственной энергии, льющейся на землю в виде бесконечного Божьего света.

"Зохар" говорит, что до падения Адам не был человеком в земном понимании этого слова и выглядел как стеклянный сосуд, наполненный Божьим светом. В момент падения сосуд разбился, и кусочки его разлетелись по всему миру Главная задача каббалистического учения – через молитву и праведную жизнь вернуть душу мистика в ее небесную обитель, в цельность первозданного человеческого образа, то есть собрать в своей душе как можно больше потерянных осколков, хранящих Божий свет первозданного сосуда.
Каббала утверждает, что молитва чрезвычайно важна для мистической практики, потому что Божий свет Зохар всегда демонстрирует себя в нашем мире через Божье слово –Логос,: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог"..
Папюс через несколько дней после возвращения в Париж в частном разговоре охарактеризовал историю с заклинанием следующим образом: "Эти люди сумасшедшие. Они верят в любую мистическую ерунду. Не нужно быть провидцем, чтобы понять, что эта страна обречена"

Папюс широко выступал с лекциями. Но главным проповедником его идей в России стал не он сам, а рижанин Григорий Оттонович Мёбес, писавший под псевдонимом ГОМ
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5973
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Статьи раввина А.Штейнзальца

Сообщение 03 июн 2013, 09:43

Хазары - Плетнева

Книга повествует об одной из полукочевых империй средневековья – Хазарском каганате. Образовавшись в первой половине VII в., к VIII в. она заняла необозримые степные просторы Подонья, Предкавказья, Приазовья. Объединенные хазарами народы сумели создать единую яркую и самобытную культуру. Автор рассказывает о различных сторонах жизни Хазарии: о ее длительных войнах с арабами, дипломатических поединках с Византией, строительстве городов, вторжении в конце IX в. в ослабленную междоусобицами страну кочевых орд печенегов и, наконец, о победоносном походе князя Святослава, который привел каганат к окончательной гибели.


Полностью - тут:
http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm


Изображение


Хазария сыграла большую роль в истории восточноевропейских стран — она явилась щитом, заслонившим их от арабов, щитом, выдержавшим атаки непобедимых арабских армий, возглавляемых полководцами, перед именами которых трепетали другие народы. Значительна роль каганата и для Византии. Войны с хазарами постоянно оттягивали большие силы арабов от границ империи. Все годы, пока шла война Хазарии и халифата, Византия имела некоторый военный перевес над арабами. Несомненно и то, что империя не раз инспирировала набеги хазар на северные провинции халифата. Для этого использовались самые разнообразные средства. Византийский двор всячески льстил кагану и «ласкал» его. Так, император Лев Исавр в 732 г. женил даже своего сына Константина на сестре кагана. Звали девушку Чичак, что означало «цветок». В крещении она известна как императрица Ирина, а ее сын Лев, царствовавший в 775— 780 гг., получил прозвище Хазар. {42}


***


Таким образом, экономической базой каганата являлись развитое земледельческо-скотоводческое хозяйство, повсеместно развитые ремесла, широкая внутренняя торговля, в которой экспорт и импорт играли по существу почти равную роль, наконец, пошлины и дани, взимавшиеся с торговых караванов, проходивших по землям каганата, и с соседних, более слабых народов.

Разносторонней и развитой экономике вполне соответствовали общественные отношения, установившиеся в каганате в тот период. Мы уже говорили, что общество разделилось на классы. Наверху сложной иерархической лестницы стояла родовая аристократия. Сложной эта лестница была потому, что по ней распределялись князья разноэтничных родов и орд. Если в XIII в. монгольские ханы, придя в южнорусские степи, прежде всего уничтожили всю половецкую (команскую) аристократию и сами стали единственной знатью в половецкой степи, то хазары, наоборот, сохранили всю правящую верхушку побежденных народов, болгар и алан, связав ее с собой вассалитетом. По существу алано-болгарские аристократы ничего не потеряли, войдя в Хазарский каганат.

В городах, кроме тудунов, о которых уже упоминалось, правили еще и судьи. Причем судей было много, и судили они по разным законам: христиан — по-христианскому, мусульман и иудеев — по Корану и Торе, язычников — по «обычному» праву, т. е. по законам общины.

Как уже говорилось, каждую группу населения, объединенную одной верой, судил соответствующий судья. Мало того, в Итиле, Семендере и других городах строились и функционировали церкви, синагоги, мечети с медресе, а в окрестностях люди собирались на языческие камлания вокруг священных деревьев. Однако обстановка в государстве уже к концу VIII в. сложилась так, что появилась настоятельная потребность во всеобщей государственной религии.


***


Очень быстро тем не менее культы перестали соответствовать тем общественным отношениям, которые установились в этих государствах. Они были заменены в Болгарии и на Руси классовой религией — христианством.
Христиане в Хазарии получили единую церковную организацию, но полной победе этой религии мешало то обстоятельство, что народные массы в каганате были весьма привержены мировоззрению предков — язычеству, о чем свидетельствует абсолютное господство языческих погребальных обрядов, а также и то, что сами правители никак не могли, видимо, остановиться на какой-либо определенной религии: то они принимали иудейство, то поспешно обращались в мусульманство.
Возможно, что временами, отдавая своих дочерей и сестер замуж за византийских императоров, роднясь с христианнейшим государем, они и сами начинали склоняться к христианству. Однако стоило хазарскому правительству проявить малейшую слабость по отношению к империи, как византийцы старались закрепить свое положение в каганате, а главное — отторгнуть от Хазарии {59} Крым и Боспор.

Мы уже говорили о тех трагических событиях, при которых униженный каган принял мусульманство. Религия основного врага и обидчика — халифата — вряд ли имела шансы стать популярной в каганате, хотя в городах жили мусульманские купцы, ремесленники и воины (гвардейцы-лариссии).

Итак, несоответствие общественно-экономического строя и языческого культа Тенгри-хана, враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями и, наконец, знакомство правящей верхушки каганата с иудейством, в которое обращались Булан и его окружение еще в первой половине VIII в., привели хазарское правительство в начале IX в. к серьезному политическому шагу — официальному принятию, иудейской религии. {60}

Вновь прибывающие евреи, гонимые в христианских и в мусульманских странах, быстро заселили целые кварталы хазарских городов, особенно крымских. Большое количество их осело и в Итиле. Они плотным кольцом окружили трон Обадии. Иосиф писал, что после многочисленных войн, которые вели, очевидно, дети и внуки Булана, «воцарился из сыновей его сыновей царь по имени Обадья. Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания (синагоги.— С. П.) и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв» 2.


***


Вполне допустимо, что каган Обадия, обращаясь в иудаизм, стремился не только к противопоставлению своего государства двум великим державам (империи и халифату), но и к ослаблению языческих пут сакрализации, что {61} дало бы ему реальную возможность бороться за власть в собственном государстве.

Вероятно, именно поэтому Иосиф и написал, что Обадия «поправил царство», т. е., по его мнению, несколько отрегулировал отношения кагана со своими подданными.
На деле же все обстояло иначе. Еврейские проповедники с большим трудом обосновали иудейское происхождение кагана и его окружения, поскольку, согласно догмам иудаизма — узкой, сугубо национальной религии, иноплеменники не могут быть истинными иудеями, но они не смогли сделать этого для всех народов, входивших в состав Хазарского каганата. Следовательно, новая религия не объединила, а, наоборот, разъединила и без того непрочное государственное образование, возглавленное хазарами. Принятие иудаизма каганом, царем и всей итильской знатью оторвало их от остальной хазарской аристократии, жившей в дальних провинциях, мало связанных со столицей, пользовавшейся весьма значительным влиянием в своих кочевьях и аилах, где она играла роль родовых старейшин. Между итильской и провинциальной аристократией началась борьба за власть и влияние в каганате. Провинциалы и все, кто не принял иудейской религии, в том числе христиане и мусульмане, объединились против правительства. Возникла своеобразная хазарская фронда. Вот что написал о ней спустя 100 лет Константин Порфирородный: «Когда у них произошло отделение от их власти и возгорелась междоусобная война, первая власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, другие убежали и поселились с турками (венграми. — С. П.) в нынешней печенежской земле, заключили взаимную дружбу и получили название кабаров» 3.
Борьба шла беспощадная, в ней гибли не только «фрондеры», но и виднейшие представители иудейской знати. В числе последних были, очевидно, сам Обадия и два его сына: Езекия и Манассия. Только этим можно объяснить тот факт, что после Манассии за неимением прямых наследников власть взял в руки Ханукка — брат Обадии.
Междоусобица страшно ослабила государство в целом


***


Постоянная провокационная деятельность Византии привела к организации гонений на всех христиан в каганате, считавшихся, видимо, потенциальными союзниками Византии. В связи с усложнившейся обстановкой в 860 г. к кагану была послана особая христианская миссия, возглавленная знаменитым Константином (Кириллом) — создателем славянской письменности. В «Житии Константина» говорится, что его миссия явилась ответом на посольство от хазар, попросивших прислать к ним проповедника, который смог бы переспорить в диспуте о вере иудеев и мусульман. В случае победы христианского посла хазары обещали якобы перейти в христианство. Константин начал свой путь в Хазарию из Крыма, там он обратил язычников в христианство и, как и его далекий предшественник епископ Исраил, проповедовавший у савир, прежде всего приказал срубить дуб, которому поклонялось обращенное население. После этого он направился в центральные области Хазарии в принял участие {67} в запрограммированном диспуте. Хотя в житии и написано, что Константин победил раввина и кадия, каган почему-то не переменил религии. В арабских источниках и в письме Иосифа подробно рассказывается об этом споре. Хитрый раввин сумел стравить своих противников, поставить их в невыгодное положение и тем самым победить обоих, убедив кагана в истинности и благородстве своей религии. Константин вернулся домой ни с чем.

Хазарские правители стали значительно нетерпимее относиться не только к христианам, но и к мусульманам, населявшим все восточные и южные хазарские города. Обозленный враждебными акциями мусульман по отношению к иудеям, хазарский каган, услышав, что мусульмане осмелились разрушить синагогу, приказал снести минарет в Итиле и казнить муэдзинов. При этом он сказал: «Если бы, право же, я не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть» 8. От восхищавшей современников необычайной веротерпимости хазарского правительства ничего не осталось. Но чем догматичнее становилась религия кагана, чем крепче смыкалось вокруг него кольцо раввинов, тем стремительнее терял он власть не только над данниками и вассальными государствами, но и над своими подданными.

Большое государственное образование с прочной экономической базой, яркой культурой, сильной центральной властью, сумевшей сплотить вокруг себя разноэтничные народные массы, развалилось. От него осталось маленькое паразитическое ханство, тормозившее развитие экономики в соседних странах, мешавшее их торговле с Востоком. Достаточно было сильного толчка, чтобы оно исчезло с лица земли.

Отправляясь в поход на Хазарию, Святослав стремился отвоевать у Волжской Болгарии и каганата путь на Восток — по Волге и Каспию. Однако он не сумел удержать свои завоевания, увлекшись войнами на Балканах.
Поход Святослава, нарушивший все торговые пути Хазарии и разоривший ее города, оказался для каганата роковым. Тяжесть удара усугублялась еще тем, что Святослав, судя по некоторым источникам (например, Ибн-Мисхавейху), привлек к войне с хазарами гузов. После того как дружина Святослава разбила и рассеяла армию кагана, гузы, видимо, совершенно беспрепятственно в течение нескольких лет грабили и разоряли беззащитные хазарские земли.

О том, что какая-то часть хазар все же осталась в Крыму и продолжала придерживаться иудейской религии, свидетельствуют документы, в которых упоминаются мессианские движения среди крымских хазарских иудеев XII в., да еще тот факт, что в Италии XI—XVI вв. Крым назывался Хазарией или Газарией. {77}


***


============

ХРОНОЛОГИЯ

370 г. Разгром гуннами алан в Нижнем Подонье.
371 г. Захват гуннами Северного Причерноморья.
488—531 гг. Правление персидского шаха Кавада I.
515—516 гг. Нападение гунно-савир на Армению.
540 г. Нападение савир на Закавказье.
552 г. Образование Западнотюркского каганата во главе с каганом Тумынем; нападение савир-хазар на Албанию.
555—567 гг. Борьба Тюркского каганата с эфталитами.
562 г. Разгром савир-хазар Хосроем Ануширваном.
567—571 гг. Покорение Тюркским каганатом хазар и болгар.
576 г. Начало войны между Византией и Тюркским каганатом.
581—593 гг. Междоусобица в Тюркском каганате.
582—602. гг. Правление византийского императора Маврикия.
610—641 гг. Правление византийского императора Ираклия.
626 г. Заключение союза между Ираклием и каганом тюрок, вторжение тюркско-хазарских войск в Закавказье.
627 г. Осада Тбилиси тюрками и византийцами.
628 г. Взятие Тбилиси и покорение Албании.
630—634 гг. Междоусобица в Тюркском каганате.
632 г. Образование Великой Болгарии.
650 г. Образование Хазарского каганата. (примерная дата)
652 г. Признание арабской власти закавказскими странами.
653—654 гг. Первый поход арабов в Хазарию, разгром арабского войска. {78}
655 г. Захват хазарами части Крыма.
657—659 гг. Гибель Западнотюркского каганата.
660 г. (пример- Перекочевка орды хана Аспаруха на Дунай.
ная дата)
682 г. Посольство епископа Исраила из Албании к савирам.
684 г. Нашествие хазар на Закавказье.
695 г. Свержение с престола Юстиниана II и ссылка его в Херсон.
705—711 гг. Правление византийского императора Юстиниана II.
711г. Казнь Юстиниана II, набег хазар на Закавказье.
713 г. Взятие арабским полководцем Масламой Дербента и вторжение его войск в глубь Хазарии.
717—741 гг. Правление византийского императора Льва Исавра.
721 г. Поход Джерраха на Хазарию, взятие Беленджера.
723—724 гг. Походы Джерраха на алан.
730 г. Принятие каганом Буланом иудейской религии.
730—731 гг. Набег хазар на Албанию, взятие Ардебиля, разгром арабского войска Джерраха.
732 г. Брак Константина Копронима — византийского царевича — с сестрой кагана
Чичак (Ириной).
732 г. Поход Мервана на Дербент и Беленджер («грязный»).
735 г. Поход Мервана в Хазарию, разгром хазарской армии.
737 г. Принятие каганом мусульманской религии.
740—775 гг. Правление византийского императора Константина Копронима.
786—809 гг. Правление багдадского халифа Харун-ар-Рашида.
787—791 гг. Восстание Иоанна Готского в Крыму.
799—809 гг. Реформы кагана Обадии, официальное принятие иудейской религии.
810—820 гг. Восстание кабаров в каганате («фронда»).
822—836 гг. Вторжение венгров в Причерноморье.
829—842 гг. Правление византийского императора Феофила.
834 г. Построение Саркела.
860— 862 гг. Путешествие Константина (Кирилла) в Хазарию.
883—885 гг. Присоединение древлян, северян и радимичей к Руси.
889 г. Вторжение печенегов в южнорусские степи. {79}
890 г. Провозглашение Арпада князем венгров.
894 г. Поход венгров на Дунай.
895 г. Разгром венгров печенегами, уход венгров из Ателькузу.
909 г. Взятие русами острова Абесгуна (на Каспийском море).
912—961 гг. Правление Абдаррахмана III.
913 г. Нападение на хазар печенегов, гузов и асиев (алан).
913 г. Поход Руси на Каспийское побережье.
915 г. Первое появление печенегов на Руси и мир их с князем Игорем.
922 г. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу.
932 г. Война хазар с аланами, победа хазар.
943—944 гг. Поход Руси на Берда.
954—961 гг. Переписка Хасдая Ибн-Шафрута с каганом Иосифом.
965 г. Поход Святослава Игоревича на хазар, взятие Итиля и Саркела.
966 г. Присоединение к Руси вятичей.
977—985 гг. Покорение Итиля Хорезмом, обращение хазар в мусульманство.
981—982 гг. Поход князя Владимира Святославича на вятичей.
985 г. Поход Владимира на Волжскую Болгарию и хазар.
1079 г. Взятие в плен хазарами князя Олега Святославича Тмутараканского и отправление его в Византию.
1083 г. Возвращение Олега в Тмутаракань и расправа его с хазарами.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5973
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Статьи раввина А.Штейнзальца

Сообщение 03 июн 2013, 09:44

"Мужчина и женщина" - Гедали Спинадель

q - выписки
(в сети этого нет, так как автор инет особо не жалует)


Изображение

Есть есть и еще один аспект: двум царям, в самом деле, может быть негоже в одной короне, но кто сказал, что вы – цари? Тут – явная проблема с неадекватной оценкой. Ни он, ни она – не цари, а лишь слуги Царя, и тогда женщина не принижается перед мужчиной, как таковым, а лишь перед волей Истинного Царя. – Р.С.


Приведем некоторые комментарии Гаона из Вильно к происшедшему в Саду, хотя не все они прямо касаются разбираемой нами темы различия мужчины и женщины, однако многое раскрывают в понимании человека, Адама:
Эц ахаим, Древо Жизни: – абсолютно хорошее, полезное, совершенно во всех отношениях, илана – вся плохая, и нет в ней ничего хорошего, а в Древе познания добра и зла есть и то и другое.
Древо Жизни – это хохма и бина, чтобы умудриться и понимать – это несет вечную жизнь. И нет в нем сатана и зла.

Конечно, женщина может отказаться от своей возвышенной роли плодиться, размножаться, заселять землю и воспитывать детей в скромности и святости для служения Святому. А вместо этого устремиться к славе, красоте, познанию природы, особой самостоятельности, потому что суть слова кадош – кадеш значит «отделяться», но отделение – посвящение может быть для хорошей или плохой цели. Поэтому из этого корня образуется слово кдуша – святость и кдеша – проститутка в языческом святилище. Потенциал этого содержится в самой букве куф, которая может читаться как коф – обезьяна, которая не удовлетворяется тем, что она есть, а все время и всеми способами хочет стать или казаться чем-то иным.

Хотя финансами (ибо это общий план, основа) полностью распоряжается он, согласно закону «что приобрела жена – то приобрел ее муж», но устройство дома и быта, житейские вопросы определяет она. Мудрецы называли жену байт – «дом». Без жены мужчина бездомен, а ее задача быть домом мужчины, создать дом, в котором будет пребывать Шхина – Присутствие Всевышнего, ощущаться Свет Его Присутствия.

Как говорят мудрецы, женщина тверже (упрямее) мужчины, ибо создана из кости (его ребра), а он из праха земли.

Умные жены относятся к мужу как к царю,
учат мудрецы мужа: «Люби жену как себя и уважай больше себя».


***


Адам אדם

Иш – половина человека, и его задача стать целым. Созданный из Адама, он, как учат, тоже высок. Да и буквы этого слова в обратном порядке можно прочесть как си – вершина.

Гевер – человек, который борется и преодолевает свои влечения и страсти ради высшего в себе, Образа Бога, ради исполнения Его воли. Как говорят мудрецы: Кто гибор? – Тот, кто подчиняет свой йецер

Энош – слабый человек (на современном языке холе ануш, то же слово с иной огласовкой – больной без шансов на выздоровление). Когда-то персонаж Торы с этим именем первым начал поклоняться отдельным силам, создавать себе кумиров из исполнителей воли Творца. Но в основе любого идолопоклонства – потворство своим желаниям, значит, и многоплановая зависимость от различных сил, а в корне – поклонение себе. Вот и начинается это имя с букв слова ани, или анохи – я, эго. С этим словом связано и слово иша – женщина, нашим – женщины, ибо они слабые.

Что значит здесь слово меод-еха? Комментаторы приводят два основных значения: «всем – что твое, что тебе принадлежит» (всем имуществом твоим), и «изо всех сил».
Напрашивается еще вариант – «всей своей человечностью», всем, что в тебе есть Адам, человек. Это завершение – в этом суть. Но что есть Адам?
Два классических перуша (объяснения) дают нам понять, что такое человек вообще и как он должен любить – ОЧЕНЬ. Очень – одно из главных свойств человека. Если он перестает быть «очень», перестает стараться изо всех сил, всем сердцем и всей душой, всем сознанием – он перестает по-настоящему любить и быть настоящим человеком. Поэтому первое качество в становлении человека– это зризут, расторопность, стремление выполнить мицву сразу. Постоянное и постоянно наращиваемое сознательное усилие вырывает его из материальной природы, делает Человеком.
По усилиям, учит традиция, и награда. Не согласно достижениям, которые зависят от условий. Условия – способности человека и возможности их реализовать – от Бога. Поэтому награда только за усилия.

Замена א, алеф на ע, айн (70) дает слово эд (עד) – свидетель. Это уникальное качество человека – свидетеля о Творце перед всем Творением

констатируя реальность, Мишна учит, что жену берут тремя способами – с помощью договора, денег или интимных отношений – и традиция говорит о позоре третьего способа без двух первых.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5973
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Статьи раввина А.Штейнзальца

Сообщение 03 июн 2013, 09:47

Агнон - Три рассказа про чудесное

Агнон - Три рассказа про чудесное

Нобелевской лекции А. не читал, но в своей краткой речи при вручении премии он подчеркнул влияние Талмуда и других религиозных еврейских книг на его творчество.
В последние годы жизни А. стал в Израиле своего рода национальным кумиром. Когда в иерусалимском районе начались строительные работы, мэр города приказал установить специальный знак вблизи дома А.: «Соблюдайте тишину! Агнон работает».
Помимо Нобелевской премии, А. был удостоен и других наград, в т.ч. престижной Биаликской премии(1935 и 1951), Уссишкинской премии (1950) и премии Израиля (1950 и 1958). Кроме того, писатель был удостоен почетных степеней Иудейской теологической семинарии в Америке, Еврейского университета в Иерусалиме, Колумбийского университета в США.
Мало известный широкому читателю до получения Нобелевской премии, в настоящее время А. считается одним из наиболее выдающихся еврейских писателей, которого не раз сравнивали с Джеймсом Джойсом, Марселем Прустом, Уильямом Фолкнером и прежде всего с Францем Кафкой.

Множественные миры и необъятные времена, в которых таятся неизбывные страдания и неиссякаемая радость,љ это пространство и время его новелл и романов. Единым целым предстают перед читателем история и современность, мгновение и вечность, земное и небесное. Агнон соединяет несоединимое ортодоксальное еврейство и Европу, Берлин с Бучачем и Иерусалимом, средневековую экзегетику с модернистской новеллой, но описываемый им мир лишен внутренней гармонии. Но хотя человеческое одиночество бесконечно, жива и надежда на грядущее восстановление целостности разбитого мира.



Полностью - тут:
http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=676


Изображение

(из примечаний)


Фольклорно-мифологический,
легендарный элемент не нуждается в оправданиях от таких "современных"
обвинений; если Иван-царевич разрубает Кощея, еще не резон звонить в
милицию. Отталкивание от иностранцев - очень популярный фольклорный мотив,
конечно присущий не только народу Израиля. В.Я. Пропп в книге "Русский
героический эпос" пишет: "Для эпоса все, что не русское, - это "поганое" и
"неверное". В былине об Иване Годиновиче герой говорит: не хочу жениться на
святой Руси, я хочу жениться в проклятой Литве, так в той ли хочу жениться в
Неверии. Конечно, такая жена-иностранка оказывается змеей подколодной, и
герой губит ее: отрубает ей руки, ноги, губы и оставляет помирать в степи.
Белинский ужасался изысканной жестокости, методичности и холодности этой
казни. "Но, - пишет Пропп, - эта жестокость становится понятной, если
принять во внимание, что в лице иноземки жены осуждается не столько сама
коварная героиня, сколько та "поганая нечисть", к которой она относится, а
вместе с тем - и всякая попытка русского героя жениться на иноземке.
Женитьба на иноземке решительно, жестоко и навсегда клеймится позором" - эти
слова Пропп написал, когда еще был в силе сталинский указ, запрещавший браки
с иностранками, так что древняя народная нелюбовь к иноземцам не совсем
канула в былое и в этом веке.

Суббота раз пожаловалась Господу, что все дни ходят попарно - воскресенье с
понедельником, вторник со средой, четверг с пятницей, лишь у нее нет пары, и
Господь сказал ей: Израиль - твой суженый (Бытие раба 11:8) Эфиопские
евреи-фалаши говорят: заступница христиан - Мария, наша заступница -
Суббота.

Хасидизм был основан Бештом, р. Израилем Баал
Шем Товом, который был так похож на Иисуса, как только, может быть, Саббатай
Цви был похож на него. Душа Бешта, учит хасидизм, - это искорка души Мессии,
нет чудес, что не приписывали бы ему, и книга о нем - "Благовестие о Беште"
- напоминает другое "Благовестие".


***


Сам Бешт, видимо, ощущал связь со своим ужасным предшественником - он
пытался молитвами спасти душу Саббатая Цви, как Саббатай Цви пытался спасти
душу Иисуса и считал себя перевоплощением бар Кохвы. Бешт, говорит хасидская легенда, искал ключ к дверям, заграждающим путь Мессии, но оказалось, что ключ хранился у Сатаны, и сколько Бешт ни просил последнего, так и не отдал ключ Лукавый. Про его учеников рассказывают, что и они мерились силой с Сатаной и проверяли, докуда можно дойти по пути Сатаны, чтоб еще можно было вернуться. Как и Иисус из Назарета, Бешт не хотел распространять свое учение среди иноверцев, и прозелитический заряд хасидизма оказался целиком обращенным внутрь
Удивительно, что они все же остались иудеями - видимо, потому, что они все
же продолжали соблюдать Закон. В этом их отличие и от христиан, и от
саббатианцев, и от франкистов, сходство же видно во всем: "Бешт дружил с
пастухами, разбойниками, ворами и лиходеями", - пишет хасид, напоминая нам о
том, что дружил с "рыбаками, мытарями, падшими женщинами и разбойниками" (в отличие от христиан и хасидов франкисты верили в искупительную силу греха).

когда сыновья Иакова решили погубить Иосифа, Рувим
(Реувен) уговорил братьев бросить сына Рахили в яму, а не убить. Затем мимо
проходил караван измаильтян, и те вытащили Иосифа и продали его в Египет
(Бытие 37). Здесь, казалось бы, два спасения: одно - от немедленной смерти,
когда Иосифа бросили в яму, вместо того чтобы убить на месте, а другое - от
смерти неминуемой, которая ждала бы его в яме, полной змей и скорпионов.
Однако в повествовании лишь один раз (ст.21) употребляется слово
"избавление" - по отношению к спасению от меча. Дело в том, говорит
толкователь, что предпочтительнее яма со змеями и скорпионами в Земле
Израиля, чем пост премьера на чужбине в Египте, поэтому второе спасение
Иосифа не было настоящим избавлением - ведь оно привело его к смерти в чужой
земле.
А поскольку получена нами Земля Израиля от Бога, она полна и святости
не меньше, чем старшая ее сестра - Тора. Даже две святости есть в Земле
Израиля: одна - от Божия Присутствия, а другая - от Израиля. И земля эта
посвящена Богу, и лишь здесь дается пророческий дар. Даже Храм потому и был
построен в уделе колена Вениаминова, что Вениамин - единственный из сыновей
Иакова - родился в Стране Израиля. И даже ханаанской рабыне в Стране
Израиля суждено царствие Грядущее, и горстка мужей в Стране Израиля милее
Господу, чем целый Синедрион вне ее.


***


А те отвечали им: с тех пор, как
разрушен Храм, нет святости в Стране Израиля, Божия Присутствия нет, и у
Бога ничего, кроме Закона, не осталось. Когда речь идет в молитвах о Стране
Израиля и о Иерусалиме, имеются в виду не пустынная страна меж Азией и
Африкой и не маленький пыльный город, но идеал, состояние души, предчувствие
пришествия Мессии. Ведь знаменитую молитву "В будущем году в Иерусалиме"
следует произносить и в Иерусалиме, потому что речь в этой молитве идет о
пришествии Мессии. Поэтому ясно, что Страна Израиля - лишь идеал, а не
вещность.
Так ли это на самом деле? В чем заключалась и заключается роль Страны
Израиля для народа Израиля, да и была ли такая роль? Еврейский народ
распространился так широко, что невольно задумываешься - при чем тут,
собственно, Земля Израиля? Авраам - праотец наш - пришел сюда из
Месопотамии, походил, ушел в Египет, затем вернулся. Его внук Иаков-Израиль
провел юность в Месопотамии, дни свои окончил в Египте. Можно сказать, что
рассеяние присуще еврейскому народу с самого начала. Даже в золотые дни
Второго Храма большинство еврейского народа жило за пределами Страны
Израиля. Почему же далась праотцам нашим Земля Израиля, почему именно она
стала родиной слишком большого для ее народа?

Несмотря на все различие между луной
Вавилона и солнцем Египта, сходство было разительным - это были две
высокоцивилизованные тирании и деспотии, где не было места свободному духу.
Вот оно, главное достоинство Страны Израиля в глазах наших праотцев:
это была страна свободы, потому что в ней вода не текла в реках и каналах,
но падала дождем с неба. Евреи действительно были рабами в Египте - но все
египтяне были рабами. Закон Моисея - Тора - зачастую обвиняется в отсталости
и устарелости - но обвинители забывают, что Тора была консервативным законом
уже в дни Моисея. Авраам, а за ним - Моисей смотрели назад, а не вперед. Они
не хотели создать развитое общество с сильной центральной властью, тюрьмами
и налогами, хоть эти институции и были им хорошо известны. Закон Торы - это
закон функционирования без общества, без государства и без принудительного
аппарата.
Существует точка зрения, по которой первые евреи - "хабиру" Ханаана -
были не этнической, а социальной группой - беглецами от цивилизации,
искавшими свободу. Они поняли, что государство со временем становится
настолько исправно функционирующим, что жизнь в нем делается невозможной.
Этот антицивилизационный настрой остался в еврейских генах,

по сказанному в Талмуде, в трактате "Пасхи": "А невежде и мяса есть
не положено"
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.След.

Эзотерическая литература