6.8. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ СОЗНАНИЯ
6.8.1. КРИТЕРИЙ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ
Сформулируем теперь универсальный критерий уровня развития сознания. Шри Ауробиндо писал, что "эволюция" не имеет ничего общего с тем, чтобы становиться "святее" или "интеллектуальнее", ее смысл состоит в том, чтобы становиться "сознательнее" (Сатпрем).
6.8.2. ФИЛЬТРЫ СОЗНАНИЯ
...Таким образом сознание не только позволяет нам осознавать те или иные объекты Реальности, но одновременно оно же и не позволяет осознавать остальных.
* видеть и осознавать - это далеко не одно и тоже
* формирование самих зрительных образов, например на основе информации от органов восприятия, происходит вне сознания.
* когда образы сформированы то также вне сознания происходит их анализ, идентификация и другая обработка. При этом человек проявляет совершенно немыслимые для обычного бодрствующего состояния вычислительные возможности. После этой обработки также вне сознания по каждому образу принимается решение: пропускать ли данный конкретный образ в сознание или нет, заменить ли его другим образом, а если пропускать, то в адекватном виде или после некоторой корректировки (добавлений или изъятий по определенным правилам).
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что мир, который мы осознаем и в котором по собственному мнению живем, возможно в чем-то очень-очень похож на внушенный луг, на котором загипнотизированная пациентка собирает внушенные цветы, т.е. во многом является иллюзией. Как мы видели, пациентка все же фактически ориентируется и в реальном мире, обходя препятствия и разговаривая с врачом. Таким образом ее иллюзия определенным образом связана с реальностью, но все же является иллюзией, т.к. пациентка имеет о реальном мире совершенно неадекватное представление.
сами различные формы сознания являются различными фильтрами между монадой Духа и Реальностью, которые с одной стороны обеспечивают контакт с соответствующими уровнями Реальности, а с другой стороны скрывают Реальность.
В связи с вышеизложенным можно сформулировать по крайней мере следующие актуальные проблемы:
1. исследование структуры и функций фильтров сознания;
2. исследование структуры психоэнергетической поддержки фильтров сознания, т.е. изучение того, какие источники энергии и каким образом поддерживают действие каждого фильтра;
3. исследование различных способов установки, модификации, коррекции и снятия фильтров сознания.
З.Фрейд считал, что фильтры сознания выполняют защитную функцию, защищая внутренние бастионы личности от чрезмерно опасной и травмирующей информации, которая может присутствовать в информационном потоке из внешнего мира. По мере продвижения травмирующей информации от систем восприятия к внутреннему ядру личности последовательно включаются различные виды психологической защиты, действующие различным образом. Наиболее изученные из них следующие: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, сновидение, сублимация, катарсис.
По этой модели, человеческое "Я" в окружающем мире подобно обороняющейся крепости, имеющей кольцевую систему фортификационных сооружений, каждое из которых выполняет свою функцию и вступает в дело только тогда, когда падет внешняя защита.
Но что же конкретно обороняет эта крепость, какую святыню она хранит, да и существует ли вообще это таинственное Нечто, что желало бы, а главное было бы достойно этой защиты? Или, может быть, когда враг войдет в крепость то поймет, что попусту потратил свои силы и время. Он не обнаружит в ней ничего, кроме голых стен и потоков ветра между ними, обнаружит с удивлением, что оказывается сама крепость и была своим единственным защитником, что в ней нет, да никогда и не было никакого другого защитника, а был только один-единственный Узник, который уже давно свободен, и что сами стены этой уже пустой крепости обороняли по сути дела лишь самих себя... и еще Пустоту. Но стены никому не хотели в этом признаться, т.к. крепость была значима только тогда, когда В НЕЙ БЫЛ УЗНИК. Это последняя и самая роковая тайна Старой Пустой Крепости.
Различные фильтры сознания представляют собой многоуровневую структуру ЭГО
Наделение абстракций мышления онтологическим статусом в философии называется "гипостазирование". Например, наивные физики всерьез считают, что существуют материальные точки, тогда как чуть менее наивные понимают, что точки не существуют, но находятся в полной уверенности, что существуют пространство и время, и т.п.. Одни философы верят в существование материи и не существование Духа, другие - верят в обратное. Но все это всего лишь абстрактные модели, причем знаковые, т.е. в конце-концов всего лишь слова, созданные человеком на определенном этапе эволюции для ориентации в Реальности. Мы видим и осознаем Реальность не такой, какой она является "на самом деле", а такой, какой можем ее видеть с использованием нашего аппарата восприятия и осознания. (Мы видим пчелу и она видит нас, но мы видим себя совершенно иначе, чем нас видит пчела, и она себя видит совершенно не такой, какой ее видим мы.). В результате у человека, защищающего от разрушения сложившийся собственный образ самого себя, появляется желание сохранять и сложившиеся представления о Реальности, поддерживать эти эти иллюзорные отражения и защищать их от разрушения.
...Соответствующие фильтры сознания, питающиеся их энергией, становятся пассивными и прозрачными, и человек начинает более адекватно осознавать Реальность. Буря чувств утихает, беспорядочная толчея волн на озере Души сменяется чуть заметной рябью, а затем озеро становится подобным идеальному зеркалу и мы видим в нем идеальное отражение Луны. И только после этого человек может освободится от гипноза в котором он жил, оторвать свой взгляд от озера и посмотреть на Небо.
Таким образом человек принимает за Реальность свою субъективную модель этой Реальности, зависящую не только от самой Реальности, но и от формы сознания, которой она построена. При любой форме сознания человек "думает", что он живет в некоторой Реальности, которая его окружает, хотя в действительности он живет всего лишь в созданной им же самим модели этой Реальности.
Примечание: Все понятия человека о Реальности, выработанные наукой (например физикой), все философские категории, - все это лишь элементы модели Реальности, построенной человеком. В этом смысле можно сказать, что материи не существует, существует лишь философская категория материи, существует также и то, что она отражает, но это не материя, мы лишь называем это материей. Обычно считается, что "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая отражается нашим сознанием, существуя вне и независимо от него" (см., например, определение материи, данное Лениным). Очевидно, подобные определения вводят понятие материи лишь в качестве элемента модели реальности, созданной человеком. Следовательно, это очень серьезная абстракция, зависящая от формы сознания. .. телекинез не только возможен при физической форме сознания, но и является тем способом, которым высшие структуры тела человека (эфирное, астральное, ментальное и др.) связаны с его физическим телом, т.е. телекинез - это основа жизни. Правда проявляется в микромасштабах, но то, что он проявляется, подтверждено в строгих научных экспериментах с чрезвычайно высокой достоверностью (Роберт Джан, Бренда Данн, Принстонский университет, NJ, USA).
А что человек будет называть материей в состоянии сна? Свои галлюцинации? По-видимому да, и он будет при этом не менее (правда и не более) прав, чем человек, называющий материальными физические объекты при физической форме сознания. Строго говоря, понятию материи ничего не соответствует, это пример плодотворной абстракции, наподобие понятия "материальная точка". Все понимают, что материальных точек на самом деле в природе нет, но этим понятием пользуются при определенных ограничениях, т.е. тогда, когда это уместно.
В этом смысле "физическая реальность", которую мы осознаем как окружающий мир при физической форме сознания принципиально ничем не отличается от образа физической реальности, который мы принимаем за физическую реальность в состоянии сна, в котором мы думаем, что бодрствуем. Но в ясном сне мы осознаем сам факт того, что мы спим, и , следовательно, осознаем, что все, что мы видим вокруг не более, чем иллюзия связанная с Реальностью лишь косвенно по законам ассоциаций. Аналогично и в состоянии бодрствования мы можем осознавать, что окружающая нас "физическая реальность" представляет собой не более чем субъективную модель Реальности, построенную физическим сознанием
...это конечно иллюзия, но иллюзия несомненно связанная с Реальностью, определенным образом отражающая Реальность. Точнее, - это иллюзорная модель объясняющая Реальные ощущения холода в ногах. То есть это более чем иллюзия, а именно это иллюзия, содержащая в символической форме или форме метафор информацию о Реальности (вспомним хотя бы "сонники").
...И вообще, в каждой субъективной модели Реальности, характерной для каждой формы сознания, всегда есть определенные "базовые положения", которые в рамках данной модели вообще не подвергаются сомнению, а при более высокой форме сознания с позиций более развитой модели осознаются просто как иллюзии, характерные для определенного возраста (уровня эволюции).
В любом случае при переходе из низшей формы сознания в высшую человек ощущает "пробуждение", т.е. совершенно очевидное прояснение сознания, чрезвычайно похожее на то уже известное нам "обычное пробуждение", т.е. переход из сна в бодрствование. Таким образом, с точки зрения человека в некоторой форме сознания все люди, находящиеся в более низких формах сознания в определенном смысле "спят". Не случайно все Учителя в один голос говорят: "Пробудитесь!", "Бодрствуйте!". Следовательно, термин "пробуждение" по сути дела эквивалентен термину "переход в более высокую форму сознания".