Гностическая месса, главное богослужение Гностической Церкви и Ордена Восточных Тамплиеров. Разработана на основе православного и католического богослужения с заменой возглашаемых во время мессы христианских молитв на телемические основателем религии телема Алистером Кроули во время его путешествия в Москву в 1913 г.
В гностической мессе должно участвовать 5 священнослужителей: 2 священника (обязательно обоего пола, Гностическая Церковь допускает рукоположение женщин), дьякон (любого пола) и 2 аколита (любого пола). К каждому аколиту полагается обращаться “дитя”, хотя священнослужители-аколиты — взрослые люди. Священник одет в простую белую мантию, священница одета в белое с синим или голубым, на ней красный пояс, на котором висит меч. Дьякон одет в белое с золотым. Аколиты носят одеяние белого с чёрным. Во время мессы священница держит дискос и хлеба для Евхаристии. У дьякона в руках Книга Закона, священную книгу телемы, и во время богослужения торжественно возглашает молитвы из неё. Аколиты несут кадила, наполненные ладаном, и ларцы с благовониями. Гностическая месса заканчивается Св.Евхаристией, во время которой верующие возглашают: “Нет ничего во мне, что было бы не от богов”.
Публикация мессы
Алистер Кроули разработал гностическую мессу в 1913 г., но не смог сразу ее опубликовать. Только в 1918 г. были изданы текст и ритуалы мессы. Алистер Кроули дважды пересматривал гностическую мессу (в 1919 г. и 1929 г.) В 1929 г. гностическая месса первый раз была отслужена частным порядок в Телемическом аббатстве в Чефалу (Сицилия). В 1933 г. в Голливуде состоялась первая публичная гностическая служба.
Обустройство храма для служения мессы
Для служения гностической мессы необходимы следующие культовые сооружения в гностическом храме:
• Высокий Алтарь — сооружение длиной 2,1 м, шириной 0,91 метра. Высокий алтарь покрыт тёмно-красной тканью (т.н. Великое Покрывало). Высокий алтарь расположен в восточной части гностического храма. На Высоком Алтаре стоят 22 зажжённых свечи, Стела Откровения (копия древнеегипетского памятника VII в. до н.э.), чаша, два букета роз и лежит раскрытая Книга Закона. Высокий алтарь расположен на помосте, на который идут три ступени. По обе стороны от Высокого Алтаря две колонны, белая и чёрная.
• Алтарь воскурений — чёрный кубический алтарь, расположенный в западной части гностического храма.
• Купель с горячей водой
• Могила — небольшое помещение, покрытое тканью.
Чинопоследование
Гностическая месса подразделяется на шесть церемоний:
• Интроит
Верующие входят в храм. Дьякон берёт с Высокого Алтаря Книгу Закона и зачитывает гностический символ веры. Священница и аколиты входят в храм. Священница выводит священника из Могилы, в которой он находился перед началом церемонии, облачает его в чистые белые одежды и венчает короной.
• Снятие Великого Покрывала
Священница восходит на Высокий Алтарь. Её сопровождает священник, держащий копьё в руке. Священник, обращаясь к священнице, возглашает мистический гимн: “Я, священник и Царь, беру тебя — Деву чистую без изъяна; я поднимаю тебя; я веду тебя на Восток; я возношу тебя на вершину Земли”. Священник обходит храм изнутри, вновь поднимается на Высокий Алтарь и накрывает его Великим Покрывалом, при этом он берёт кувшин с водой из руки аколита и окропляет водой священницу. Дьякон торжественно возглашают слово в соответствии с религиозным календарём. Священник снимает покрывало и преклоняет колено перед Великим Алтарём.
• Коллект
Торжественно читается 11 молитв: Солнцу, Луне, Господу, Богородице, святым Гностической Церкви, Земле, Первопринципу, Рождению, Браку, Смерти и Концу. Во время чтения каждой из молитв священнослужители делают крестное знамение пальцами, сложенными кукишем (как принято у современных гностиков). Молитва заканчивается такими словами “О Сыновья Льва и Змея! Со всеми святыми твоими мы заслуженно благодарим тех достойных, которые были, есть и грядут”
• Освящение Святых Даров
Подготовка к Евхаристии
• Чин Гимнов
Пение:
Священник:
О, Ты, кто есть Я, и превыше всего, что я есть,
Кто не имеет природы и имени,
Кто есть, когда все помимо Тебя исчезает,
Ты, — сердце Солнца и его тайна,
Скрытый источник всех ведомых и неведомых вещей,
Ты отстраненный и единственный,
Ты, огонь истины в тростнике,
Вынашивающий и порождающий,
Источник и семя жизни, любви, свободы и света,
Ты, неименуемый и незримый,
Тебя я призываю, огонь слабый и чистый
Пылающий, как мои стремления ввысь.
Тебя я призываю, Сущий,
Тебя, сердце Солнца и его тайна,
И та святейшая мистерия,
Которую я воплощаю.
Явись же, о Ужасающий и Премилостивый,
В сыне своем, согласно закону!
Прихожане:
Ибо Дух Святой — Прообраз Отца и Сына,
Муж-жена, сущностный и единый,
Муж, сокрытый в женском образе,
Слава и поклонение в вышних
Тебе, о Голубь, Божество человеков,
Сущность, стремительно и торжественно несущаяся
Чрез зимнюю вьюгу к сиянию весеннего солнца,
Слава и поклонение Тебе,
О сила Мирового ясеня, чудесного древа!
Прихожане-мужчины:
Слава Тебе от позлащенной гробницы!
Прихожане-женщины:
Слава Тебе от Ждущего Лона!
Прихожане-мужчины:
Слава Тебе от земли невспаханной!
Прихожане-женщины:
Слава Тебе от девы посвящённой!
Прихожане-мужчины:
Слава Тебе, истинное Единство
Троицы вечной!
Прихожане-женщины:
Слава Тебе, отец и мать,
И сущность “Я есть, кто есть”!
Прихожане-мужчины:
Слава Тебе, Предвечный,
твоему источнику семени,
твоему семени и плоду!
Прихожане-женщины:
Слава Тебе, о вечное Солнце,
Единый в Трех и Троичный в Одном!
Прихожане (все):
Слава и поклонение Тебе,
О, сила Мирового ясеня, чудесного древа!
• Мистический брак и вкушение Евхаристической трапезы
Священник и священница венчаются священным браком. Дьякон и аколиты уходят. Начинается причащение прихожан.