Волею судьбы мне пришлось писать диссертацию по теме развития творческого потенциала, в ходе чего я по-новому осознал одну из граней понятия «искусство». Это осознание я и хочу донести до читателей данной статьи.
Что обозначает слово «искусство», а точнее, что стоит за этим понятием? Изначально я решил посмотреть, как это слово трактуется в словаре русского языка.
ИСКУССТВО, (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искусъ— опыт) -а, ср. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративноприкладное и. 2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.
Этимология (происхождение, корни) слова: во многих европейских языках используются слова латинского происхождения - фр. и англ. art или исп. и т.. arte. Соответствием латинского ars в греческом языке есть слово τέχνη (технэ), что первоначально означало искусства, науки, умение или ремесла.
Если нарисовать словарное определение слова «искусство», то получится следующий рисунок:
Рис.1 Художник, наблюдая действительность в виде человека, отобразил его портрет особым художественным образом, и этот портрет – есть искусство.
Я смотрел на понятие «искусство» через точку зрения, что человек – это лишь телесная субстанция. А если посмотреть на понятие «искусство» через точку зрения, что чело-век, это не только тело, но и нечто другое – духовное существо (душа)?
Как эти слова разъясняются в словаре:
ДУХ, -а (-у), м. 3. В религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо.
ДУША, -и, ж. 3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.
Добавив к предыдущему рисунку новое определение, получаю следующий рисунок (в нем понятие «душа» будет отображено в виде черной точки):
Рис.2 Душа, наблюдая действительность в виде человека через глаза тела,
отобразила его в своем внутреннем мире в виде образа, и этот образ – и есть искусство.
Если мы будем рассматривать человека не только как тело, но и как духовное существо (душу), тогда созданные им в своем внутреннем мире образы – есть искусство. Значит каждый из людей, воображающих (мечтающих) о чем-либо – занимается искусством, а когда он рассматривает свои воображаемые образы – он созерцает свое искусство.
Предлагаю пойти еще дальше в рассуждении об искусстве, и взять для следующего рисунка философское понятие «Абсолют» (в религии – «Бог»), потому что понятие «душа» и «дух» принадлежат к религиозному мировоззрению, в котором главенствующую роль занимает Бог (Творец, Создатель, и т.п.).
АБСОЛЮТ, -а, м. (от лат. absolutus—законченный, завершенный, полный; совершенный; независимый, самостоятельный; несвязанный, свободный; неограниченный, безусловный) — философский термин, обозначающий духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. В монотеистических религиях, религиозно-философских и теологических концепциях понятию Абсолюта соответствует представление о Боге.
На рисунке Абсолют изображен черным фоном.
Рис.3 Абсолют сотворил в Самом Себе образ мироздания, и Созерцает его
через индивидуальные Души, являющиеся Его органами восприятия. Все сущее – есть искусство Абсолюта.
Абсолют, обладая свойствами духовного первоначала всего сущего, как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное, создает в своей бесконечной сути нечто в виде мироздания (вселенная, видимый и невидимый (духовный) миры), и созерцает свое творение (искусство) через индивидуальности самого себя (души, давшие себе имя «Я»). Проще говоря, когда ты захочешь увидеть искусство Абсолюта – оглянись вокруг себя, подумай или представь что-либо, - все это будет творением Абсолюта. Ты же, тот, кто сейчас читает эти строки – часть Абсолюта (индивидуальность, называемая в религии «душа»).
Когда человек что-то создает или придумывает (творит), он лишь направляет свое внимание на уже существующее в Абсолюте Его Творение. И поэтому истинным искусством есть лишь мироздание Абсолюта, а искусство человека (его творения) – лишь копии того, что сотворил Абсолют. Когда человек осознает себя как часть Абсолюта, он способен с восхищением созерцать творение Абсолюта. Когда же человек думает, что он лишь только тело, он созерцает лишь часть своих творений (копий), не видя всех взаимосвязей и глубокого смысла в творении Абсолюта (под названием «жизнь»).
В своем жизненном пути каждая индивидуальность Абсолюта – душа (в психологии «личность»), проходит несколько стадий. Первая – это отделение от Целого и осознание себя отдельной. Вторая стадия – накопление индивидуального опыта, который часто приводит к еще большей отделенности. Третья стадия – очищение от индивидуального опыта (или осознание своей сущности), называемый «духовный путь», «просветление». И четвертая стадия – это слияние с Абсолютом (стать самим собой). Далее все повторяется, начиная с первой и заканчивая четвертой стадией, что и создает постоянный круг бытия Абсолюта.
Выводы:
1. Искусство (творение) человека – это копирование искусства (творение) Абсолюта.
2. Познать творение Абсолюта можно через познание своей сути.
3. Созерцая Творение Абсолюта (познав свою суть), ты, как часть Абсолюта – созерцаешь Свое Творение.
4. Абсолют – творит мироздание созерцанием.
Упражнения для осознания искусства:
1. Найди природу, где были бы все стихии, и смотри на эти стихии, осознавая:
а) это – есть творение Абсолюта,
а затем:
б) Абсолют – творит созерцанием.
2. Прочисти свои негативные эмоциональные переживания из прошлого, т.к. именно они заставляют тебя видеть мир искаженным, и не позволяют осознать, кем ты являешься на самом деле. Для этого, начни каждый день вспоминать по одному случаю из своей прошлой жизни, где ты не испытывал счастье и радость, и давай выйти из этого случая негативным эмоциям до момента, когда появится ощущение облегченности и удовлетворенности.
3. Прочисти свои суждения, которые искажают твое восприятие. Для этого, начни каждый день находить суждение, которое является ложным. Определяй, где ты создал это суждение, затем смотри, как оно работало в прошлом, и будет работать в будущем, после этого прими решение, стоит ли тебе его изменить или оставить таким, какое оно есть.
…
«От века сущий, он творит, любя,
Глаза и уши, чтоб познать себя»
…
Ибн аль Фарид (арабский суфийский поэт)
---
С уважением,
Балыкин Александр Иванович