Картины Рериха - тайное знание на полотне

elenataynaya
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 сен 2021, 00:08
Откуда: Киев

Картины Рериха - тайное знание на полотне

Сообщение 20 сен 2021, 17:22

О скрытом символизме картин Н.К. Рериха и глубочайших философских идеях, отраженных в них, давно говорят искусствоведы мира. Его полотна называют картинами-идеограммами. Их философский смысл, зашифрованные в них знания интуитивно чувствуют посетителями выставок.

Изображение

Тем не менее, духовная сторона творчества Рериха (во многом скрытая) по-прежнему известна недостаточно. Первым, кто приоткрыл широкой публике эту тайну, был биограф семьи Рерихов П.Ф. Беликов. В своей работе он подчеркнул, что философские основы творчества Рериха невозможно понять вне связи с учением Агни Йоги (Живой Этики), которое Рерихи получили от духовных Учителей. Сейчас уже ни для кого не секрет, что Рерих и все члены его семьи живо интересовались духовной культурой Востока, в частности философским наследием Индии и Тибета. Этот интерес постепенно привел их к сокровенному понятию Шамбалы - Братства духовных Учителей и Адептов тайной мудрости, создавших в труднодоступных районах Гималаев обитель с целью помогать
духовному развитию мира.

В XIX в. наша соотечественница Е.П. Блаватская впервые распространила в странах Запада сведения о существовании на Востоке Братства духовных Учителей. Она же впервые изложила в фундаментальных философских трудах "Разоблаченная Изида" и "Тайная Доктрина" метафизические основы их учений. Семье Рерихов было суждено, подобно Блаватской, стать сотрудниками духовных подвижников Шамбалы. Рерихи приняли от Учителей и передали всему миру новое духовно-философское учение - Агни Йогу, называемую также Живой Этикой или Учением Жизни. По мысли его авторов, это учение должно сыграть огромную роль в будущем всего человечества, при начале новой космической эпохи. Принятие и передача миру Живой Этики стали, по свидетельству Беликова, важнейшей духовной миссией, доверенной Рерихам Махатмами. Новое учение было записано на русском языке, а позднее переведено на многие другие языки. Оно получило широкое распространение в России. Легко убедиться, что основные идеи живописи Н. К. Рериха теснейшим образом связаны с философским учением Живой Этики.

В своем творчестве мастер использует архетипические образы тайного знания, принадлежащие к разным культурным традициям и Востока, и Запада, и России. Символ Жар-цвета на одноименной картине был взят художником из русского фольклора. Там это волшебный цветок, расцветающий в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Обладатель цветка получает возможность видеть спрятанные в земле клады. Образ Жар-цвета не однажды используется в книгах Агни Йоги; там он символизирует Высшее Знание, наделяющее его обладателя подлинными духовными сокровищами. В таком же (переосмысленном) контексте этот символ использует и Рерих.

Символом сокровенной мудрости в живописных работах Рериха часто являются Чаша или сосуд: "Сосуд нерасплесканный", "Капли жизни", "Держатель Чаши" и др. Этот символ распространен и в христианской культуре Запада, и в восточных культурах. Он широко используется в учении Живой Этики, олицетворяя сокровищницу духа, хранилище мудрости и духовных возможностей, нетленных накоплений человеческого духа, переживающих физическую (смертную) природу человека и составляющих основу бессмертия его неуничтожимой души-сознания. Очевидно, именно в таком значении этот символ использован художником на полотне "Сосуд нерасплесканный", где изображен юный подвижник- аскет с чашей в руках.

Изображение

На картине "Жемчуг исканий" мы встречаем еще один типичный восточный символ духовных сокровищ - жемчуг. В восточном фольклоре он часто символизирует духовные знания и возможности. Каждая жемчужина - это духовное завоевание, результат долгого опыта и напряженных личных усилий. В учении Живой Этики жемчужное ожерелье символизирует весь путь развития души, где каждая жемчужина - очередное воплощение, а нить, на которую они нанизаны, бессмертное - духовное начало человека (сутратма).В живописном творчестве Н.К. Рериха отражены и образы совершенного и светлого будущего, которое, согласно учению Агни Йоги, ожидает человечество после трудных времен рождения новой
эры.

"Перекресток путей Христа и Будды" - картина с символическим названием. Рерихов всегда интересовали параллели между духовно-нравственными основами учений Христа и Будды. И в
литературном, и в живописном творчестве Н. К. Рериха нашло отражение предположение о том, что в молодые годы Христос посещал Индию и Тибет. Впервые такую идею высказал русский журналист Н. Нотович, нашедший на Тибете рукопись, повествующую о восточных странствиях Христа и впоследствии получившую название "Тибетское евангелие". Нотович перевел эту рукопись и обнародовал ее на Западе. Рерих, по-видимому, разделял его предположение. Путешествуя по странам Востока во время Трансгималайской экспедиции, Рерихи бережно собирали местные мифы, легенды, сказания о Христе и апокрифические христианские тексты. Фрагменты найденных ими апокрифов и сказаний Н. Рерих опубликовал в своей книге "Алтай - Гималаи". В ней он писал: "Если из-за идола Будды трудно усмотреть высокий Лик Будды Учителя, то еще неожиданнее в Тибетских горах встретить и узнать прекрасные строки об Иисусе. Буддийский монастырь хранит учение Иисуса, и ламы отдают почтение Иисусу, здесь прошедшему и учившему. Если кто-либо будет слишком сомневаться о существовании таких документов о жизни Христа в Азии, то, значит, он не представляет себе, как широко были распространены в свое время несториане и сколько так называемых апокрифических легенд ими было распространено в древнейшие времена. Исколько правды хранят апокрифы!"

Изображение

"Звенигород" - собирательный образ будущего Города знаний, а вместе с тем и совершенного общества новой эпохи. "Путник светлого града" и "Земля славянская" словно зовут зрителя в то прекрасное будущее, о котором говорится в Учении Жизни. О будущем человечества Е.И. Рерих писала: "Грядущая Эпоха, с ее редчайшими сочетаниями космических лучей, принесет новое пробуждение сознания, и новое поколение осознает всю преступность зачинщиков самоистребления, и не только посредством пушек и газов, но, главным образом, через разъединение и недопустимые злобные и убийственные мысленные посылки".

В заключение отметим, что в числе самых ярких черт в творчестве Н. К. Рериха - гуманизм, оптимизм, акцент на позитивные стороны бытия. То же можно сказать и об идейной основе его творчества - философском учении Агни Йоги.

Anima_Mundi
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 27 мар 2022, 17:05

Re: Картины Рериха - тайное знание на полотне

Сообщение 20 апр 2022, 19:59

Обожаю ЕГо картины!


Художество, графика, видео