Энтоптические явления в тибетской практике света -
Евгений Карский
В дзогчене постижение светоносной природы явлений или видимостей реализуется напрямую. Здесь познающее сознание и предмет его познания – видимости и явления не отделены друг от друга, а представляют собой неразрывное целое, разделяемое лишь условно, как два аспекта одного и того же процесса. Здесь будут рассмотрены исключительно практические аспекты, связанные более с методами тогел, и конкретно – зрительные явления (видения), возникающие в процессе этой практики. анализ этих явлений с точки зрения наших современных знаний и представлений никогда ранее не проводился и будет представлен здесь впервые.
Реализация результата практики тогел решается посредством прохождения четырех этапов, называемых вИдениями. – «вИдение дхарматы» или прямое постижение всеобъемлющей природы, два последующих представляют собой развитие и стабилизацию этого вИдения. Последнее четвертое – объединение с проявлениями и исчерпание обусловленного бытия. Этот свет не является физическим , поскольку состоит из «материала» самого ума. Четвертое вИдение является причиной достижения джалу, «радужного тела». видЕния возникают спонтанно благодаря естественному свойству основы (ума, умственных процессов) генерировать специфичные светоносные проявления при реализации особых методов.
Различают два способа выполнения практики прямого постижения природы – с использованием солнечных лучей, т.е. практики света (тогел), и длительного нахождения в условиях полной темноты. В обоих случаях и свет и темнота являются необходимыми условиями для проявления светоносных видЕний дхарматы. Это становится возможным в случае несомненного знания своего изначального состояния - коренной осознанности.
В ваджраяне (тибетском буддизме) самым существенным образом различают т.н. «нечистое» и «чистое» видение. К нечистому видению относят все видимости, которые проявляются через органы чувств и служат основой для формирования представлений о сфере пребывания индивида (сансаре), т.е. так называемое предметное восприятие. Чистым видением является восприятие мира и существ как самоосвобождающейся игры энергии собственной осознанности. Сюда же относятся и проявления изначально чистых пяти цветов, тигле, мандал, будд, видение альтернативной реальности – чистых земель (самбхогакая) и т.д., которые возможны в особом состоянии сознания.
Проявления пяти цветов (светов) персонифицируются как женские божества - дакини, олицетворяющие детельный аспект энергии. нужно понимать, что сами по себе цвета не являются средством достижения искомого результата, скорее, это – опора для ума. Главный фактор – управляемое намерение.
В дзогчене не признается деление на чистое и нечистое. И то, и другое видение – суть проявления энергии изначального состояния человека.
Дхармата – термин обозначения природы реальности, находящейся за пределами двойственного ума. Под дхарматой в дзогчене, в отличие от дхармакаи – природы ума, подчеркивающей его пустотный характер, больше понимается аспект ясности, который относится к проявлениям этой природы. Следует отличать от дхармадату – пространства всех феноменов. Также необходимо учитывать, что в буддизме и дзогчене реальность рассматривается с точки зрения познающего сознания и собственного бытия не имеет. Дхармата принципиально постижима и доступна в прямом переживании, как при жизни в результате специальной практики, так и в первоначальные моменты после физической или биологической смерти существа.
В переживании может проявиться и «ясный свет» ума, который сравним с предрассветным полусумеречным светом. Световые и звуковые проявления дхарматы, возникающие в первоначальный момент после смерти, ярко и образно описаны в «Тибетской книге мертвых» и носят чрезвычайно интенсивный, «ослепляющий», «ужасающий» характер с точки зрения переживания их индивидом (или того, что от него осталось).
***
1-е видение тогел: «Это видение прямого постижения всеобъемлющей природы. Оно непостижимо и не подлежит умственному анализу. Основополагающий метод основы возникновения – «безоблачное небо», «солнце», «светильник»». в качестве демонстрации принципа возникновения пяти цветов, как проявления энергии изначального осознавания, используется феномен преломления света в кристалле хрусталя.
Аналогично и в отношении синего цвета неба. Его отождествляли с безмерной пустотой – пространством, цвет которого в учении о пяти элементах - синий.
Видения возникают из основы, местом пребывания которой является "сердечный центр", и по нематериальному хрустальному каналу передаются непосредственно в глаза и в мозг. Здесь можно отметить, памятуя о том, что местом дислокации «сердечного центра» (сердечной чакры, или сердечного энергетического центра) является физическое сердце (точнее, его правый желудочек), наличие слабого электромагнитного излучения, которое генерирует сердце. Это подкреплено результатами непосредственных измерений электромагнитной активности тканей сердца. Нервные связи также могут интерпретироваться как каналы. То есть определить особенности и топологию этой связи, которая, скорее всего, имеет биофизическую природу, принципиально возможно.
Внешними факторами в практике, связанной с источниками света, являются: свет солнца, рассеянный в атмосфере, созерцание чистого голубого (синего) неба, свет луны и зажженных масляных светильников, т. е. любой доступный источник видимого света, соответствующий обстоятельствам места и времени. В практике темноты таким фактором является полная зрительная депривация в течение длительного периода времени. В обоих случаях эти факторы провоцируют появление разнообразных видимостей, которые могут носить как «кармический», т.е. естественный физиологический характер, так и видений «мудрости». Решающими условиями здесь являются состояние сознания
«… При дальнейшем перемещении электродов вперед часто возникают галлюцинаторные зрительные картины, связанные с прошлым опытом испытуемого. Эти явления выражены так ярко, как если бы они происходили в действительности.
По мере продвижения в практике практикующий осознает, что остановить видения, сделать их неподвижными можно только при условии полного расслабления, полной неподвижности глаз и уверенного пребывания в состоянии внимательного присутствия. Тогда видения стабилизируются и со временем приобретают более сложную структуру – группы тигле, круговые мандалы, полотна радужного света и пр.
мы должны совершенно ясно себе представлять, что ни форма, ни цвет объектов объективно и реально не существуют. Все это продукт работы нашего ума, или нейро - психофизического и биохимического комплекса организма. Все, что находится за пределами нашей физиологической границы, – это Terra Inkognita, которая «выглядит» так, какой хотят (или могут) её увидеть.
Наши знания пока таковы, что мы не знаем, что такое цвет и откуда он берется. Мы скромно говорим, что это свойство нашей психики, принимая во внимание, что «природа» (еще один термин, которым заменяют отсутствие достоверного знания) подарила нам оригинальный способ ориентирования в пространстве, который заключается в различении света и тьмы (т.е. наличия или отсутствия электромагнитного излучения определенной частоты) и «окрашивании» электромагнитной энергии в диапазоне, соответствующем нашим биологическим возможностям и особенностям среды пребывания.
И действительно, поступающие в оптическую систему глаза электромагнитные волны воспринимаются как видимые в диапазоне примерно от 380- 400нм до 760-780нм и на выходе преобразуются в последовательности электрических импульсов. Таинство видения таится где-то в глубинах серого вещества головного мозга. мы должны совершенно ясно себе представлять, что ни форма, ни цвет объектов объективно и реально не существуют. Все это продукт работы нашего ума, или нейро - психофизического и биохимического комплекса организма. Все, что находится за пределами нашей физиологической границы, – это Terra Inkognita, которая «выглядит» так, какой хотят (или могут) её увидеть.
Наши знания пока таковы, что мы не знаем, что такое цвет и откуда он берется. Мы скромно говорим, что это свойство нашей психики, принимая во внимание, что «природа» (еще один термин, которым заменяют отсутствие достоверного знания) подарила нам оригинальный способ ориентирования в пространстве, который заключается в различении света и тьмы (т.е. наличия или отсутствия электромагнитного излучения определенной частоты) и «окрашивании» электромагнитной энергии в диапазоне, соответствующем нашим биологическим возможностям и особенностям среды пребывания.
И действительно, поступающие в оптическую систему глаза электромагнитные волны воспринимаются как видимые в диапазоне примерно от 380- 400нм до 760-780нм и на выходе преобразуются в последовательности электрических импульсов. Таинство видения таится где-то в глубинах серого вещества головного мозга.
Глаз – это не просто датчик света. В совокупности с нейронными цепями он производит первичную обработку визуальной информации, включая определение границ объектов, их движение, а также спектр отраженного от объектов света. В свете этих представлений положение буддийской философии о наличии вторичных сознаний, таких как сознание глаза или сознание уха,выглядит логичным и обоснованным. Полноценное формирование образов объектов, придание им смысла осуществляется непосредственно когнитивными структурами головного мозга и представляет собой виртуальную модель - квазиголограмму, которую мы немедленно принимаем за нечто внешнее. Природа этой голограммы абсолютно неизвестна. По крайней мере, до той поры, пока не будет правильно понята природа сознания. Пока представляется несомненным, что сетчатка представляет собой пространственную оптическую систему, в которой информация об объекте может быть представлена в виде интерференционной картины с возможностью определения частоты, амплитуды и фазы электромагнитных волн.
Видения тогел проявляются в том случае, когда вы (ваша осознанность) просто отражаете как зеркало все, что проявляется. Попытка «рассмотреть» и проанализировать эти проявления приводит к их исчезновению, поскольку они являются следствием иных процессов, чем обычное видение. В случае обычного, двойственного, субъект-объектного или предметного восприятия автоматически подключаются когнитивные структуры мозга. На этой основе формируется узнавание видимого объекта. Если же индивид пребывает в состоянии изначальной осознанности – ригпа [8], видимости, проявляющиеся в сфере восприятия, не схватываются двойственным сознанием, что исключает их фиксацию, оценку и сравнение с чем бы то ни было. Измерение как таковое в данном случае не происходит, поскольку акт измерения редуцирует волновую функцию частицы (в данном случае – фотона) к конкретной точке или состоянию, где частица обнаруживается, и этот переход необратим. В рассматриваемом случае коллапса волновой функции не происходит, она остается непрерывной.
И здесь заключается ключевое отличие от физических опытов, связанных с измерениями квантовых объектов, на которые опирается квантовая механика, поскольку измерительный прибор и наблюдатель есть одно. Другими словами, измерительный прибор - это в определённом смысле сам наблюдатель, а не некое внешнее устройство. Таким образом, в сфере восприятия проявляется непосредственно волновая природа материи или энергии – та физическая реальность, которая фактически присутствует вовне. Это напоминает голографический принцип, когда на основе интерференционной картины возможно построение исходного объекта. Это и есть дхармата – реальность, постигаемая индивидом.
Нам хорошо известно (хотя, к сожалению, далеко не всем), что свет, который мы обычно видим или воспринимаем и который относим к «наружному» как, например, рассеянный в атмосфере дневной солнечный свет, таковым в действительности не является, поскольку физический свет не видим. О его наличии можно судить лишь опосредованно, на основании воздействия, оказываемого электромагнитным излучением на препятствие или экран. Таковым экраном и являются структуры глаза. ценность полученных переживаний заключается в том, что они помогают узнать свой ум, а также природу реальности. Эти видения могут быть своеобразными знаками, индикаторами узнавания своего изначально просветленного Ума.
1.В практике однонаправленного сосредоточения на объекте взгляд практикующего и его ум безотрывно сосредоточен на конкретном физическом объекте. Проблема заключается в длительном удержании объекта в фокусе восприятия, поскольку с точки зрения природы и эволюции живых существ такие действия не естественны и вызывают соответствующее физиологическое и психологическое противодействие. При длительном удержании предмета в фокусе зрительного восприятия, когда глазные яблоки и зрачки неподвижны, наступает момент, когда обычное зрительное восприятие прекращается, поле восприятия заволакивает туманом, а на месте объекта может проявиться нечто на него не похожее, что обычно пугает начинающих созерцателей. На самом деле ничего необычного в этом феномене нет. Механизм зрительного восприятия устроен таким образом, что мы можем устойчиво видеть лишь движущиеся относительно глаза предметы.
Искусственное блокирование саккад, викарных движений и микродвижений глаз, как это происходит в случае однонаправленной медитации, приводит к временной потере зрения (практикующий в буквальном смысле ничего не видит). В практике медитации это делается намеренно и является очень не простой задачей. В отсутствие зрительных стимулов, работа ума как анализатора прекращается, его движение (мысли) останавливается, что является в данном случае целью достижения необходимого медитативного состояния
2. Однонаправленное сосредоточение без объекта с фокусировкой взгляда на воображаемой точке пространства или с отсутствием зрительного фокуса (расфокусирование) имеет примерно такие же особенности как в выше описанном случае, только несколько сложнее для выполнения, поскольку нет фиксированной опоры для удержания глаз в заданной позиции. Приобретение опыта данной практики является предпосылкой для освоения безобъектного созерцания и выполнения этапов, связанных с возникновением видений, поскольку они могут быть получены только при достижении устойчивости в блокировании упомянутых движений глаз и полном контроле за состоянием своего ума. Наша психика устроена таким образом, что для «нормального» функционирования и создания благоприятного эмоционального фона нам необходима постоянная смена зрительных впечатлений. (Отсюда наша привязанность к разного рода зрелищам, зрительным эффектам и телевизионному вещанию, как к самому доступному средству). Поэтому могут проявляться различного рода побочные эффекты, известные по результатам экспериментальных исследований испытуемых в условиях полной сенсорной депривации.
3. Зрительные феномены могут проявляться как на первом, так и особенно на втором этапах практики медитации. Однако появление искомых видений становится возможным в том случае, когда глаза остаются неподвижными с фокусировкой на точке пространства или без таковой, но ум уже не удерживается в состоянии однонаправленного сосредоточения, а пребывает в свободном расслабленном состоянии - состоянии созерцания и внимательного присутствия. Устойчивое пребывание в таком состоянии – необходимая предпосылка для возникновения видений.
Специфика данной практики заключается в том, что процесс появления видений должен быть спровоцирован. Можно сколько угодно пребывать в мгновенном присутствии, но видения не появятся. Эта задача решается с применением различных методов и приемов, связанных с возбуждающим действием на сетчатку глаза световыми лучами. Таким воздействием может быть, например, созерцание синего цвета - высокоэнергетического участка видимого солнечного спектра. В самом распространенном варианте эта практика реализуется посредством созерцания чистого синего неба с учетом специфики позиции, дыхания, взгляда и состояния ума. Такое действие синего цвета было замечено практикующими еще в древние времена, и только в наши дни становится возможным объяснить эту особенность. На этом этапе практики проявляются разнообразные зрительные феномены: на фоне синего неба могут быть видны небольшие круги размером с горошину или больше – тигле, прозрачные или имеющие видимый центр, однотонные цветные, или состоящие из многочисленных концентрических колец, похожие на хорошо известные в оптике кольца Ньютона. Все эти проявления вызваны физическими эффектами, возникающими при прохождении солнечных лучей через хрусталик.
Таким образом, непосредственное восприятие волновой природы света становится возможным для сознания, способного воспринимать внутренние тонкие процессы. В данном случае двойственное сознание и мозг не участвуют в формировании образов «внешнего» предметного мира, не схватывают объекты, и, в соответствии с выводами квантовой физики, событие (т.е. измерение) не происходит. Проявляется непосредственная физическая картина, лишенная какой бы то ни было интерпретации, поскольку сознание находится в состоянии зеркала: оно отражает все как есть.
Стабилизация этого видения в продвинутых стадиях практики, замещение им обычного видения привычных форм объектов говорит о том, что пребывание в состоянии ригпа становится устойчивым, и в поле «визуального» восприятия проявляется волновая структура света.
В знакомых терминах и очень условно здесь можно говорить об информационном или когнитивном поле. Медитативные практики и технические приемы – способы обнаружения и проявления этого знания применительно к психофизическим возможностям человека
По мере прогресса в практике, система визуального восприятия приобретает способность одновременно функционировать в обоих режимах. Мозг может выдавать обычную картину «внешней» реальности,но лишенную прежней четкости, на фоне которой могут проявляться видения тогел. Отличительной особенностью этих видений является то, что их возникновение впоследствии не зависит от наличия внешнего источника света. Практика света – механизм, запускающий процесс этого необычного восприятия. Можно открывать или закрывать глаза, находиться в темноте – видения неизменно будут появляться и визуально восприниматься как объекты, пока не исчезнут, и практикующий понимает: все, что он видит – это свойство его ума, его личной энергии.
О перерождениях карме и природе реальности - Евгений Карский

Не важно, что написано. Важно, как понято.