Какое-то время назад я получила письмо от девушки, с которой случился спонтанный опыт пробуждения. Она преподаватель йоги, но никогда не практиковала медитацию. И вот в какой-то миг ее не стало. По ее собственному выражению, «её смыло в унитаз». Сутки она провела в полном блаженстве, развлекаясь наблюдениями за тонкими телами — своими и других людей — и в состоянии полного единства с Вселенной. А потом ее «я» вдруг также внезапно вернулось назад.
Скрытый контент
И все невыносимое блаженство куда-то ушло, а вместо этого она провалилась в ад своих неразрешенных эмоциональных и бытовых проблем. Еще более невыносимых после пережитого опыта. «Настя, почему они не предупреждают об этом?! — писала она. — Почему учителя медитации пишут только о том, как это прекрасно медитировать, что ты станешь более добрым, хорошим и мудрым, но никто не пишет, что в тебе проснется монстр?! Сейчас я выкуриваю пачку сигарет в день, потому что без них у меня начинается паника, меня швыряет вверх-вниз, и я думаю — неужели только со мной все так плохо, а у всех остальных всегда мудрость, сострадание, блаженство и покой? И от этого я ненавижу себя еще сильнее. Но главное — почему все адвайтисты говорят, что пробуждение случается раз и навсегда, а я вывалилась обратно?! Я — неправильная?! Это было не пробуждение?!»
Справедливости ради хочу сказать, что все действительно хорошие мастера медитации предупреждают о том, что если вам повезет, подлинная практика вытащит наружу всех ваших демонов. И что совсем не всем нужна медитация. Буддийский мастер Чогьям Трунгпа Ринпоче любил повторять, что «если вы можете каким-то образом избежать духовной практики, то постарайтесь ее избежать». Есть дзенское изречение: «Лучше не начинать. Если начал, лучше закончить». А также во многих медитативных традициях есть понимание, что пробуждение совсем не всегда случается раз и навсегда. И гораздо чаще бывает иначе — оно случается и может никогда не повториться и не стать устойчивым, если вы не продолжаете интенсивную практику медитации.
Если вам повезет, подлинная практика вытащит наружу всех ваших демонов
Но во время последних семинаров и ретритов ко мне часто подходят люди, которые говорят: «Я прочитал/а вашу статью „Почему вы до сих пор не пробуждены?“ Я знаю, о чем вы говорите — у меня тоже был опыт пробуждения год-пять-десять лет назад. И моя жизнь после этого стала только хуже — я не понимаю, как туда вернуться, и я не могу жить дальше так, как я живу. Я в отчаянии. Этот мир кажется серым и бессмысленным. А тот опыт больше никогда не повторялся. Почему? И что делать?»
Интересно то, что многие из этих людей практикуют, но часто оказывается, что они ездят с семинара на семинар, с ретрита на ретрит, «творчески комбинируют методы», как сказал один из них: «атма-вичары, дзогчен и вот в Шаолине тоже было мощно». То есть просто практика без наставника и четко выбранного курса тоже не слишком помогает, а часто даже наоборот — усиливает фрустрацию.
С одной стороны, нет одного единственного ответа для всех. Число способов, которыми ум вовлекается в сновидение равно числу людей на планете — и каждому придется протоптать свою собственную тропинку к свой пробужденной природе. Именно поэтому изначально практике медитации учили лично — один на один, в долгом, многолетнем контакте между учителем и учеником. С другой стороны, есть некоторые закономерности, о которых как раз и предупреждают мастера своих учеников и которые становятся видны и подтверждаются по мере углубления и разворачивания твоего собственного присутствия.
И тогда, возможно, кому-то будут полезны эти наблюдения — очень ограниченные, как любая попытка вместить в линейный человеческий язык многомерность Настоящего, но, возможно, отражающие некоторые закономерности разворачивания процесса пробуждения человеческих существ.
Пробуждение — это не пункт назначения, а лишь начало пути
И, как и в обычной жизни, тот факт, что мы вышли из дома, не означает, что мы не вернемся назад, не заблудимся по дороге, не будем ходить кругами, не сгинем во время шторма или урагана, не станем жертвами грабителей или других обстоятельств. И тогда, порой, нам бывают полезны карты или обмен опытом с теми, кто тоже идет по пути. Мастер часто говорит о том, что «мастер» — это не титул и не ранг. Даже слово «учитель» слишком высокопарно. Но иногда тебе на пути встречаются друзья, которые уже прошли его целиком и вышли навстречу тем, кто нуждается в поддержке — и уже готов ее принять.
Полнота Целого невыразима в пространстве обусловленного ума. И все тексты — лишь маленькие элементы паззла, который может сложиться целиком лишь в глубочайшей тишине Целого — где растворяется я и остается только Есмь. Но может быть, кому-то этот текст будет полезен именно как такой крошечный кусочек паззла.
То, что мы вышли из дома, не означает, что мы не вернемся назад, не заблудимся по дороге, не будем ходить кругами, не сгинем во время шторма или урагана
Когда почти 10 лет назад я впервые приехала в ашрам к мастеру, одной из причин, почему я осталась и возвращаюсь снова и снова было то, что мастер сказал: «Ты должна забыть все слова, которые знаешь. Все, что ты успела прочитать и выучить — пробуждение, просветление, природа будды, недвойственность — все эти слова для тебя сейчас ничего не значат. Они никак не связаны с твоим опытом. Сознание — это смерть. Ты должна умереть для головы и родиться в реальность. И поэтому ты должна начать с очень простых вопросов: что такое жизнь? Что такое смерть? Что ты ищешь на самом деле? Найди свои слова для описания своего пути».
После пробуждения… рост — Журнал «Эрос и Космос».