- Виктор Яковлев
Трансовое рисование - один из способов познания себя и окружающего мира, развивающий творчество и интеллект, способный подарить неожиданные озарения и открытия.
Эта книга посвящена психотерапевтическим аспектам технологии трансового рисования, мало известным в отечественной литературе. В ней подробно описаны свойства автоматических рисунков, способы введения человека в состояние автоматического рисования и психотерапевтические маршруты трансформации кризисных ситуаций. Рассмотрены принципы и практические аспекты трансового подобия, лежащего в основе психотерапии с помощью автоматического рисования.
Книга адресована практикующим психологам, психотерапевтам, гипнологам, врачам общей практики и педагогам, а также широкому кругу читателей, интересующихся бессознательной деятельностью человека.
Разумеется, в книге про рисование много рисунков За коими и отсылаю к оригиналу.
Полностью - тут:
https://naturalworld.guru/kniga_virtualn ... rebuyu.htm
Созерцание
В состоянии созерцания ваша голова совершенно «пуста», и в ней нет никаких мыслей или диалога. Одновременно у созерцателя как бы закладывает слух, и он хуже слышит внешний мир. В то же время в теле появляется ощущение парения, словно у птицы над землей. Одновременно в теле появляется внутренний звук или даже мелодия. Звучит и поет тело! Оно свободно, раскованно и откликается движением на любую мысль и слово. Мелодия тела полностью зависит от созерцаемой картинки.
Бывают картинки, при созерцании которых в теле наступает внутренняя тишина. Молчание тела и ощущение парения - сродни парению птицы в небе. Созерцатель не отделяет себя от мира, принимая по умолчанию единство мира и себя самого. Исходная предпосылка созерцания в том, что ум - это не индивидуальная черта созерцателя, а всеобщее свойство природы. Созерцание - это двунаправленный процесс: прямое постижение мира созерцателем и одновременное постижение миром созерцателя. Осознавание этой двунаправленности и причастности к ней есть созерцание.
. При созерцании утрачивается структурность мира, но открывается его Безграничность и Пустота. Для созерцания характерно ощущение перемещения сознания в Безграничности, или в Пустоте. Рождающиеся в созерцателе ощущения трудно выразить словами, но тем не менее они имеют свойства вопроса-ответа: «Что это такое? - Это есть «Я» - время-пространство-смысл или Пустота». Каждая картинка рождает особенное, неповторимое ощущение-смысл пустотности, беспредельности и законченности, невыразимой словом.
В созерцании есть особое свойство мировосприятия: «Я лечу, и я одновременно и там, и тут». Говоря современным языком, созерцание принадлежит виртуальному миру, в котором свои законы бытия. Многоликость - природное свойство созерцания, это возможность находиться в состоянии одновременного осознавания и вопроса, и ответа.
Главное в восприятии трансового рисунка - подстроиться под него, войти в состояние созерцания. Несмотря на обилие практик созерцания, все они обладают общими свойствами или фундаментом. Формально созерцание можно подразделить на несколько этапов или процессов: выбор объекта созерцания, выбор дистанции и ракурса созерцания, присоединение к объекту, формирование вопроса, концентрация, движение-постижение, возврат к обыденной реальности. В жизни эти процессы происходят почти одновременно и очень быстро. Рассмотрим кратко каждый из них.
Объектом созерцания может быть любой предмет или явление природы. В качестве объекта созерцания мы избрали трансо-вый рисунок (рис. 1).
Для созерцания и входа в транс необходимо подобрать соответствующие дистанцию и ракурс созерцания. Выбор дистанции и ракурса созерцания проводят с помощью особых критериев следующим образом. Глядя на рисунок (объект созерцания), перемещайтесь сами или двигайте объект созерцания вперед-назад и вправо-влево до тех пор, пока в вашем теле не появится скованность и дыхание не начнет замирать. У многих людей в этот момент учащается сердцебиение или руки становятся влажными. Вы нашли удачные для созерцания дистанцию и ракурс. Если быть более точным, вы нашли удачные ракурс и дистанцию присоединения к объекту.
Момент напряжения краток, и не стоит менять свою позицию относительно объекта созерцания. Через 5-10 секунд напряжение в теле сменяется расслаблением мышц, восстанавливается дыхание, прекращается усиленное сердцебиение и исчезает избыточная влажность рук. Наступает следующая фаза созерцания -присоединение созерцателя к объекту созерцания.
Присоединение созерцателя к объекту характеризуется особыми явлениями: прилипанием взгляда к объекту созерцания, отрешенностью от окружающей обстановки и дополнительными движениями созерцателя относительно объекта. Это могут быть и достаточно большие перемещения, и мелкие движения головы. Созерцатель находит окончательную позицию и погружается в транс. У него появляется ощущение осязаемого связующего звена между глазами и объектом. Объект созерцания и созерцатель как будто движутся навстречу друг другу. Со стороны видно, как созерцатель качнулся вперед и затем отклонился назад. Это означает, что произошло окончательное присоединение.
Явление кажущегося движения созерцателя к объекту или объекта к созерцателю называется «наезд». Кажущееся движение созерцателя и объекта навстречу друг другу длится недолго, приблизительно одну или две секунды. В эти две секунды ни в коем случае нельзя ослаблять внимание, необходимо сконцентрироваться на осознании процессов, происходящих во время «наезда».
Опытный созерцатель отнюдь не является безучастным поплавком, движущимся по воле трансовых течений. Любой транс -это активное участие осознания, внимания и воли. Задачи созерцателя - овладеть вниманием и осознанием во время наезда, не выпустить из-под контроля чрезвычайно важные психологические события. Распространенная ошибка - утеря объекта созерцания. Усилием воли необходимо добиться концентрации внимания на объекте созерцания и не отвлекаться на посторонние события.
«Наезд» - это стандартная последовательность трансовых состояний, каждое состояние есть не что иное, как фаза перехода из обыденного состояния к созерцанию. Первая фаза - начало движения созерцателя на объект или объекта на созерцателя. В момент начала движения пробуждается особое трансовое внимание, обладающее удивительным свойством - оно способно ускорять или замедлять скорость «наезда». Концентрация внимания по воле созерцателя замедляет «наезд» вплоть до его остановки. Ослабление внимания увеличивает скорость «наезда» до такой степени, что сам «наезд» может остаться незамеченным. Чем опытнее созерцатель, тем лучше он контролирует процесс «наезда» и регулирует его скорость и остановку в нужной фазе движения.
Вторая фаза «наезда» - дополнительная релаксация тела и освобождение осознания от посторонних объектов внимания. Во второй фазе в теле появляются ощущения легкости, внутренней тишины и отрыва стоп от земли. Между ногами и землей как будто возникает воздушная подушка. В фазу дополнительной релаксации созерцателем овладевает безмолвие. Он не способен ни говорить, ни слышать звуки.
Третья фаза - возникновение состояния безмолвного вопроса, которое называется вопрошанием. Войдя в состояние вопрошания, созерцатель концентрирует на нем внимание и тем самым останавливает «наезд». Как только «наезд» остановлен, резко расширяется поле обзора и увеличивается четкость и глубина созерцаемой картинки. Фокус внимания обретает свободу движения и устремляется по воле созерцателя в любом направлении, при этом созерцаемая картинка оживает и открывает фильмы видений. Осознание ответа на вопрошание в движении или просмотре фильма происходит само по себе, без усилий со стороны созерцателя.
Четвертая фаза «наезда» - пробуждение расширенного осознания созерцаемого объекта. Расширенное осознание отличается от обычного осознания большей глубиной, объемностью восприятия и особенным качеством - осознанием неотвратимости завершения «наезда». Созерцаемый объект движется к созерцателю. Созерцатель физически осязает объект всем телом и пространством вокруг тела. Внешне четвертая фаза «наезда» выглядит как состояние зачарованности.
Пятая фаза - растворение в объекте созерцания. Объект созерцания «въехал» в созерцателя и начал в нем что-то менять. Созерцатель ощущает, как объект созерцания меняет свои размеры, вращается или кувыркается внутри него, а затем занимает свое определенное место. С этого момента созерцателем овладевает экстатическое состояние. Он может самостоятельно выйти из состояния созерцания и закончить просмотр фильма, ослабив внимание или совершив любое движение.
Между фазами «наезда» различают кратковременные замедления движения. Суть замедления - переходный процесс от одной фазы «наезда» к другой. Междуфазовый переход подчиняется совсем другим закономерностям по сравнению с фазами. Во время замедления «наезда» резко ослабляется внимание созерцателя. Оно ослабевает настолько, что осознание может ускользнуть и движение может остановиться. В такие моменты движение контролируется только волей и остатками осознания.
Остатки осознания ощущаются созерцателем как тонкая нить, проходящая сквозь тело от головы к ногам. До тех пор, пока движение есть, осознание не теряется. Потеря нити осознания приводит к остановке «наезда» и входу созерцателя в состояние без осознания и потери внимания. Созерцатель погружается в темноту и мрак, а иногда и в сон. Осознание и внимание отключены. Созерцатель либо выходит из транса, либо застревает в состоянии без осознания и бессмыслия. Это состояние тупости. Внешне оно походит на сон с открытыми глазами.
в каждой фазе заложена большая терапевтическая сила
Состояния вопрошания и расширенного осознания кратко-временны и длятся лишь мгновения во время «наезда» объекта на созерцателя. Неопытный созерцатель «пролетает» эти моменты и довольствуется ощущением парения и музыкой тела, полагая, что это и есть созерцание. Отчасти он прав. Но не ради состояния парения пускаются в трансовые путешествия. Соль созерцания в том, чтобы попасть в состояния вопрошания или расширенного осознания, удержаться в них, для того чтобы проникнуть в глубины мира.
В трансовой картинке главное - «снятый» или, иначе, скрытый смысл, то есть то, что стоит за изображением. Скрытый смысл воспринимается не умом, а чем-то иным, иррациональным субъектом нашего «Я». Скрытый смысл открывается в трансовых видениях. Постичь трансовый рисунок и увидеть всю картину целиком можно только во время созерцания. Созерцание позволяет выйти за пределы формального описания рисунка и войти в состояние человека, который его нарисовал.
Трансовые видения возникают в фазах вопрошания и расширенного осознания. Осознание и трансформация смысла видения в терапевтический эффект происходит не сразу. Иногда на трансформацию уходит всего несколько часов, чаще - приблизительно 2-6 недель.Самый большой срок трансформации, который мне довелось наблюдать, продолжался несколько лет.
Трансовый рисунок при созерцании оживает, и у зрителя возникают ощущения «наезда и погружения в рисунок». Созерцатель и рисунок едины, скрытый смысл и жизнь рисунка становятся частью созерцателя.
Основные свойства трансового рисунка
Трансовый рисунок - зеркало внутреннего иррационального мира
Трансовый рисунок представляет собой комплекс линий, фигур и цветовых пятен на бумаге, картоне или полотне. Он обладает рядом уникальных свойств. Все свойства трансового рисунка обусловлены особенностями внутреннего мира человека и тем, как отражен мир внешний во внутреннем мире.
Внутренний звук
Пятое свойство трансовых рисунков является непосредственным продолжением четвертого свойства. Автоматический рисунок способен порождать в теле зрителя особые феномены -или внутренний звук, или заложенность в ушах с чувством внутренней тишины
Состояние «пустой головы»
Состояние «пустой головы» характеризуется замечательными свойствами. Прежде всего это состояние психологической и физической релаксации. В то же время человек концентрирует свое внутреннее трансовое внимание и отсекает внешнее рассудочное внимание.
Для того чтобы лучше освоить технику трансового рисования, рекомендуется выполнять следующее тренировочное упражнение. Произнесение русских слов «ух», «ива», английского слова «see», польских слов «проше» и «пшекруй», итальянского слова «perke» помогает найти необходимое состояние. Основными критериями перехода в необходимое состояние являются непроизвольное легкое сгибание ног в коленях, расслабление мышц тела и ритмичное покачивание тела в такт дыханию.
Расслабление тела легче достигается при слегка расслабленных (отпущенных) коленях. Тело при этом начинает слегка покачиваться вперед-назад, вправо-влево или совершать ротационные движения. Если этот прием не помогает, то необходимо дополнить его легким ступенчатым сгибанием рук в локтевом суставе. Каждая ступенька характеризуется покачиванием или замиранием тела.
Останьтесь в позиции покачивания расслабленного тела. В таком состоянии мысль замирает, отсутствует внутренний диалог, и поэтому оно называется еще состоянием «пустой головы». Все действия в этом состоянии выполняются автоматически, в режиме «автопилота». Осознавание действий происходит, но слегка запаздывает, и внимание не фиксирует осознавание, так что голова на самом деле не совсем пустая. Начало любой оценочной или логической деятельности мгновенно прерывает состояние «пустой головы», и в теле появляется напряженность.
Чистота транса автоматического рисования
Рисовальщик или тренер, руководящий автоматическим рисованием, должны успешно решить две взаимосвязанные задачи.
Трансы автоматического рисования не требуют большой глубины, в них полностью сохраняется контакт. В то же время только высокая чистота трансов обеспечивает трансовый отклик, то есть извлечение из бессознательного сообщения в виде рисунка, текста, танца, плача или крика.
Для вызывания трансового отклика длительность транса не имеет значения. Мимолетный транс столь же продуктивен, как и транс длительный. Чем выше чистота транса, тем он непродолжительнее и тем глубже и осязаемее трансовый отклик.