04 сен 2022, 17:56
СТАДИИ МЕДИТАЦИИ (II)
Способные мыслить и желающие быстро достичь всеведения должны прикладывать усилия. Всеведение не может возникнуть без причины, ведь [в противном случае] абсурдно следует, что все существа всегда являются всеведущими. И поскольку [возникает] не в любое время, не во всех местах и не для всех, – оно зависит от причин и условий.
причины и условия для результата всеведения Будда изложил своим ученикам после достижения совершенного Состояния будды.
Будда сказал им так:
О владыка тайн! Изначальное знание всеведения возникает из корня сострадания. [Оно] возникает из причины просветленного настроя и достигает своего предела благодаря методу.
Таким образом тот, кто хочет достичь всеведения, должен упражняться в трех вещах: сострадание, просветленный настрой и метод. очистившись от воззрения самости, с благоговением приступают к накоплениям заслуги и изначального знания, очень трудной и непрерывной работе, которая осуществляется на протяжении долгого периода времени.
Так как сострадание является корнем всеведения, его необходимо практиковать с самого начала. Как сказано в «Сутре краткого изложения учения»:
если спросят, что это за одно учение, то [ответом будет, что] это великое сострадание.
В самом начале развивают невозмутимость, и тем самым очищают влечение (raga) и неприязнь (pratigha) по отношению к живым существам. Поэтому мы должны [развивать] равный (samata) ум по отношению ко всем живым существам. Затем, развив равный ум по отношению ко всем существам, приступают к развитию любящей доброты (maitri). Затем, обогатив умственный поток любящей добротой, необходимо развивать сострадание. И это сострадание представляет собой желание, чтобы все страдающие живые существа были свободны от страдания.
Практикуя коренное сострадание, необходимо развивать просветленный настрой.
Достижение этого возникает в результате постоянного и прилежного освоения безмятежности и прозрения в течение долгого времени.
О Майтрея! Все обычные и сверхъестественные качества, составляющие добродетели шраваков, бодхисаттв и татхагат, должны быть узнаны как результат безмятежности и прозрения.
Все многообразие видов сосредоточения, описанное мною, должно быть узнано как включенное в безмятежность и прозрение.
Практикуя только лишь безмятежность, йогины не избавляются от завес, а беспокойства подавляются лишь ненадолго. Скрытые тенденции не преодолеваются, поскольку их невозможно преодолеть, если не возникает свет мудрости.
Беспокойства полностью подавляются посредством дхьяны, но именно благодаря мудрости полностью побеждаются скрытые тенденции.
В «Сутре царственного самадхи» также сказано:
И хотя практикуют сосредоточение,
Идея самости благодаря этому не разрушается.
Если различают отсутствие самости дхарм,
И, различая так, практикуют —
Это и есть причина, которая приводит к достижению нирваны.
Таким образом, те, кто хотят избавиться ото всех завес и обрести совершенно чистое изначальное знание, должны развивать (практиковать) мудрость, пребывая в безмятежности. Как сказано: «Установившись в дисциплине, достигают сосредоточения,Достигнув сосредоточения, развивают мудрость,Благодаря мудрости достигают чистейшего изначального знания,Благодаря чистейшему знанию дисциплина [становится] совершенной.»
При наличии прозрения и при отсутствии безмятежности ум йогина становится (остается) рассеянным по отношению к своим объектам. Подобно масляной лампе на ветру, он не становится устойчивым. Поэтому свет изначального знания не является слишком ясным. Следовательно, обе [практики] должны применяться в равной степени. Исходя из этого в «Сутре великой нирваны» говорится:
Поскольку их мудрость слаба, а сосредоточение сильно, шраваки не видят потенциала татхагаты. Бодхисаттвы могут его видеть, но не ясно, поскольку их мудрость сильна, а сосредоточение слабо. Татхагата же зрит все, поскольку он владеет безмятежностью и прозрением в равной степени.
Благодаря силе безмятежности ум не приходит в движение от ветров мышления, подобно масляной лампе, пламя в которой не колеблется при дуновении ветра. Благодаря прозрению он не выводится из равновесия другими, поскольку все загрязнения вредных воззрений устраняются. Так, сказано:
«Благодаря силе безмятежности становятся неколебимыми,
А благодаря прозрению становятся подобными горе.»
Таким образом, то и другое устанавливается в обоюдном сочетании.
Здесь, прежде всего, чтобы легко и быстро реализовать безмятежность и прозрение, йогин должен опираться на снаряжение безмятежности и прозрения.
И если спросят, что такое снаряжение безмятежности, то это малое количество желаний; удовлетворенность; избегание чрезмерной занятости; совершенно чистая дисциплина; полное пресечение мыслей, связанных с желанием.
Что такое совершенно чистая дисциплина? Это когда, несмотря на нарушение из-за невнимательности, благодаря очень быстрому раскаянию [снова] действуют в соответствии с Учением. И поскольку хорошо знакомы с тем, что все явления не имеют собственной природы, а также различают отсутствие собственной природы того ума, который осуществляет действия, – это называется совершенно чистой дисциплиной. после того, как уже нет раскаяния, необходимо усердствовать в медитации.
Что же касается желаний, то, задействованные умом, они становятся множеством негативных последствий, поэтому нужно устранять связанное с ними концептуальное мышление. Кроме того, необходимо устранять любое концептуальное мышление посредством медитации: «Все вещи этого мира (самсары), приятные и неприятные, суть преходящие и неустойчивые явления. Без сомнения все они и я сам очень скоро отделятся друг от друга. Так почему же я так цепляюсь за них?»
Так, сказано: «Желать изречений Благородного, но не слушать их, – это препятствие для прозрения. Прозрение возникает из причины чистого воззрения, которое возникает из слушания и размышления.
И в Сутре также сказано:
Тот, кто слушает, становится наделенным мудростью.
И, наделенный мудростью, полностью успокаивает беспокойства.
Что такое правильное мышление? Это обретение уверенности относительно смысла сутр. Если бодхисаттва не сомневается, он обретает уверенность в медитации. В противном случае из-за сомнения нет уверенности ни в чем, и такой человек подобен страннику, находящемуся на развилке дороги.
Во время медитации, прежде всего полностью завершив все свои дела, йогин должен размышлять: «Да приведу я всех живых существ к сердцевине Просветления». Признаваясь в проступках, он радуется заслугам всех существ. Кроме того, он должен сидеть на мягком и удобном сидении, в расслабленной позиции с направленными на кончик носа полузакрытыми глазами и с выпрямленным телом (спиной), поместив свое внимание во внутрь. Затем удерживают плечи на одном уровне, не поднимая и не опуская, а также не поворачивая голову в сторону; нос и пупок должны быть на одной линии. Дыхание должно но легко, плавно и без усилий двигаться внутрь и наружу.
Прежде всего необходимо осуществлять практику безмятежности. Пребывание в состоянии ума, натренированном и радостном, непрерывно и естественно фиксирующемся на внутреннем медитативном объекте, после того как успокоена связанная с внешними объектами рассеянность, называется безмятежностью. Полный анализ высшей реальности опирающийся на эту безмятежность, является прозрением.
Как сказано «Безмятежность – это однонаправленность ума, а прозрение – это верное различение. А также сказано: «Каким образом отыскивают безмятежность и становятся искусным в прозрении?
внимательно выслушав, хорошо усвоив, тщательно исследовав разумом и полностью постигнув видением это [Учение], бодхисаттвы пребывают в одиночестве (dben pa, viveka), находясь исключительно внутри [своего ума], и направляют внимание на эти хорошо осмысленные учения. При этом они направляют свое внимание, непрерывно направляя свое внимание внутрь, на тот ум, на которое направляется внимание. У того, кто неоднократно входит в это состояние пребывания, появляется совершенная гибкость ума и тела, которая называется безмятежностью. Таким образом бодхисаттва отыскивает безмятежность.
Обретя совершенную податливость тела и ума, внутренне анализируют уже осмысленные учения как образы (отражения) в сфере действия сосредоточения. Таким образом, тщательное рассмотрение, полное исследование, полный анализ, терпение и интерес называется прозрением. Так бодхисаттва становится искусным в прозрении.
Йогин, который хочет полностью освоить безмятежность, собрав все [и думая], что все священные писания, изречения, повествования направлены к таковости, должен обратить свой ум к тому же. Кроме того, он должен обратить свой ум на совокупности и прочее, которые состоят из всевозможных дхарм. А также он должен обратить свой ум на Тело будды, каким он его видел или слышал. Как сказано в «Сутре царственного самадхи»:
С телом, имеющим цвет подобный золотому,
Владыка мира, прекрасный во всем.
Тот, чей ум приступает к его наблюдению,
Тот бодхисаттва пребывает в его созерцании.
Таким образом, установив свой ум на медитативном объекте, необходимо непрерывно направлять свой ум на это. И установив свой ум на этом, необходимо исследовать свой ум следующим образом: Хорошо ли наблюдаемое воспринимается, не становится ли [ум] вялым, не отвлекается ли на внешние объекты? И если видят, что ум становится вялым, одолеваемый ленью и сонливостью, или же есть признаки вялости, тут же необходимо обратить внимание на восприятие света или же на такие предметы, [источающие] великую радость, как Тела будды.
А затем, успокоив вялость, ум должен настолько ясно видеть наблюдаемый (медитативный) объект. Когда ум не видит медитативный объект очень ясно, это и есть вялость.
Если же видят возбужденность или признаки возбужденности ума в связи с внешними объектами, необходимо обратить внимание на такие отрезвляющие качества, как непостоянство всех формирующих факторов, страданий и т. д.
После того, как успокоена рассеянность, слон ума должен быть привязан к стволу дерева медитативного объекта веревкой внимательности и осознавания. Когда без вялости и возбужденности видят, что ум естественно пребывает в объекте, необходимо находиться в невозмутимости, оставаясь в этом состоянии. Таким образом, ум и тело того, кто практикует безмятежность, становится натренированным. И способность по собственной воле установить ум на медитативном объекте желаемым способом нужно понимать как осуществление безмятежности.
Затем, после осуществления безмятежности, необходимо развивать прозрение. При этом нужно думать: «Все слова будд были хорошо сказаны. Они проясняют высшую реальность, а также сводятся к высшей реальности». Если узнают высшую реальность, тогда освобождаются ото всех сетей так же, как тьма рассеивается от появления света.
если посредством мудрости медитируют на высшей реальности, тогда изначальное знание становится совершенно чистым. Благодаря именно этой мудрости высшая реальность постигается, и благодаря именно этой мудрости завесы полностью удаляются. Именно поэтому нужно думать: «Пребывая в безмятежности, я должен отыскивать высшую реальность посредством мудрости».
Что же такое высшая реальность? Это пустотность самости всех вещей и индивидуумов с абсолютной точки зрения. Это то, что постигается только благодаря совершенству мудрости. Поэтому, пребывая в безмятежности, необходимо развивать мудрость.
В этой связи йогин должен анализировать следующим образом: Отдельно от совокупностей, элементов и источников восприятия индивидуум не наблюдается. Но индивидуум также не является [имеющими] присущую природу совокупностей и т. д. Ведь совокупности и прочее являются непостоянными и множественными вещами, тогда как индивидуум представляется другими как постоянная и единичная вещь. Поэтому так называемые в миру «я» и «мое» должны быть рассмотрены как ошибочные.
Необходимо медитировать на том, что дхармы не имеют самости. Если коротко, то так называемые дхармы с абсолютной точки зрения не существуют отдельно от аспектов ума. Но, в силу безначальной привязанности к нереальным материальным формам, они проявляются, как если бы эти умственные, материальные формы и т. д. были отдельными и внешними, так же, как во сне проявляются наблюдаемые объекты материальной формы. Однако с абсолютной точки зрения эти материальные формы. должны рассматриваться как несуществующие отдельно от аспектов ума. Таким образом, думая, что эти три мира являются только лишь умом, а также постигая, что все мыслимые дхармы есть лишь ум, различают природу ума и природу всех дхарм.
С абсолютной точки зрения ум тоже не может быть истинно реальным. Как материальная форма является обманчивой, также и ум обманчив, если он не существует отдельно от них. Как материальная форма и пр. являются различными аспектами, и поэтому не имеют природы единичного или множественного, также и ум, не отделяющийся от них, не имеет природы единичного или множественного. Таким образом, ум подобен природе иллюзии и т. д. так же, как и ум, все дхармы похожи по своей природе на иллюзии.
И когда исследуют природу ума посредством мудрости, то с абсолютной точки зрения ум не наблюдается ни как внутренний, ни как внешний, ни как ни тот и не другой. Не наблюдается они и как возникающий в будущем, в прошлом или в настоящем. Когда ум появляется – он ниоткуда не приходит; когда он прекращается – он никуда не уходит. Ум – невоспринимаем, неописуем и не имеет формы. И если спрашивают, какая природа у того, что невоспринимаемо, неописуемо и не имеет формы, то говорится:
Если ищут ум, то не находят. То, что не обнаруживается – не наблюдается. То, что не наблюдается – не возникает.
Не важно, что написано. Важно, как понято.