08 дек 2014, 12:24
Интуицию нельзя научно объяснить, потому что само это явление
ненаучно и нерационально. Само явление интуиции иррационально. С точки
зрения языка естест¬венным покажется спросить: «Как объяснить интуицию?»
Но вот что это значит: «Можно ли низвести интуицию до уровня интеллекта?»
А интуиция — это нечто за пределами интеллекта, нечто, не принадлежащее
интел¬лекту, нечто, исходящее из какого-то места, о котором интеллект
ничего не знает. Поэтому интеллект может ее ощутить, но не может
объяснить.Скачок интуиции можно ощутить, потому что он оставляет
промежуток. Интуицию можно ощутить ин¬теллектом: он может заметить, что
что-то произошло, — но нельзя объяснить, потому что для объяснения
требу¬ется причинная связь. Объяснение подразумевает от¬веты на вопросы,
откуда приходит интуиция, зачем и почему. А она приходит откуда-то извне,
не из самого интеллекта — и интеллектуальной причины нет. Нет причины, нет
связи; интуиция не является продолже¬нием интеллекта. Интуиция — это иная
область происшествия, совер¬шенно не связанная с интеллектом, хотя и
способная про¬никать в интеллект. Нужно понять, что высшая реальность
может проникнуть в низшую, но низшая не может проникнуть в высшую. Та¬ким
образом, интуиция мо¬жет проникать в интеллект, так как она выше, но
интел¬лект не может проникнуть в интуицию, так как он ниже.Точно так же
твой ум может проникать в тело, но тело не может проникнуть в ум, Твое
существо может проникать в ум, но ум не может проникнуть в суще¬ство.
Именно поэтому, если ты движешься в существо, тебе придется отделиться от
тела и ума. Ни одно, ни вто¬рое не способно проникнуть в высшее
явление. Если ты движешься в высшую реальность, низшие миры происшествия
должны быть отброшены. В низ¬шем нет объяснения высшему, потому что там не
суще¬ствует самих терминов объяснения, они бессмыслен¬ны. Но интеллект
может ощутить промежуток, может узнать о промежутке. Он может
почувствовать: «Что-то произошло вне меня». Сделав хотя бы это, интел¬лект
уже сделал много. Но интеллект может также отрицать происшедшее. Тогда ты
будешь продолжать жить в этом низшем существова¬нии интеллекта,
прикованный к нему. Тогда ты не впус¬тишь в себя тайну, тогда ты не
позволишь интуиции говорить с собой. Вот что такое рационалист. Рационалист
не увидит даже, что пришло нечто от запредельного. Получив традиционное
воспитание, ты не будешь впускать в себя высшее; ты будешь его отрицать,
ты скажешь: «Этого не может быть. Наверное, это мое воображение;
навер¬ное, это мне приснилось. Я этого не приму, пока не смо¬гу
рационально доказать». Рациональный ум остается закрытым, замкнутым внутри
причинно-следственных гра¬ниц, куда не может войти интуиция. Но интеллект
можно использовать, не становясь за¬крытым. Тогда ты можешь использовать
как инстру¬мент рассудок, но оставаться открытым. Ты восприим¬чив к
высшему: если что-то приходит, ты восприим¬чив. Тогда ты можешь
использовать интеллект как вспомогательное средство. Он замечает: «Что-то
слу¬чилось за пределами меня». Он может помочь осознать этот
промежуток. Кроме того, интеллект можно использовать для вы¬ражения — не
для объяснения, для выражения. Будда ничего не «объясняет». Он выражает,
не объясняет. Все Упанишады выразительны без объяснений. Они гово¬рят:
«Так и так; вот что происходит. Если хочешь, вхо¬ди. Не стой снаружи;
снаружи никакое объяснение не¬возможно. Войди — увидь изнутри». Но даже
войдя и увидев изнутри, ты не получишь никаких объяснений; ты узнаешь и
почувствуешь. Ин¬теллект может попытаться понять, но эта попытка обре¬чена
на поражение. Высшее не может быть низведено до низшего.Интуиция
путешествует без проводника — именно поэтому это прыжок; именно поэтому
это скачок. Это прыжок из одной точки в другую, без всякой взаимосвя¬зи
между ними. Если ты продвигаешься постепенно, это не прыжок. Прыжок
происходит, лишь если ты про¬двигаешься без всяких переходных шагов. А
настоя¬щий прыжок еще глубже. Он означает, что нечто суще¬ствует сначала в
точке А, потом в точке Б, а между ними никакого существования нет. Это —
настоящий прыжок. Интуиция, это прыжок — не что-то такое, что ты де¬лаешь
шаг за шагом. Это нечто, происходящее с то¬бой, нечто, приходящее к тебе,
— происходящее с то¬бой без всякой причинности, без всякого источника где
бы то ни было. Это внезапное происшествие и есть интуиция. Если бы она не
была внезапна и совершенно оторвана от происшедшего раньше, логическое
мышле¬ние обнаружило бы ее траекторию. Это заняло бы не¬которое время, но
было бы возможно. Логическое мыш¬ление могло бы ее знать, понимать и
контролировать. Тогда в любой момент можно было бы разработать
ин¬струмент, подобный телевизору или радио, который вос¬принимал бы
интуитивные сигналы. Если бы интуиция приходила посредством лучей или волн,
мы могли бы создать воспринимающий ее инструмент. Но никакой инструмент не
может улав¬ливать интуицию, потому что это не волновое явление. Это вообще
не явление; это просто скачок из небытия в бытие. Интуиция означает просто
этот скачок — вот поче¬му ее отрицает рассудок. Рассудок ее отрицает, не
буду¬чи способным с ней столкнуться. Рассудок может стал¬киваться только с
теми явлениями, которые можно раз¬делить на причину и следствие.Рассудок
видит две области существования: познан¬ное и непознанное. Непознанное
значит то, что еще не познано, но однажды будет. Но мистицизм говорит, что
есть три области: познанное, непознанное и непознава¬емое. Под
непознаваемым мистик подразумевает то, что не может быть познано
никогда. Интеллект занимается познанным и непознанным, но не непознаваемым.
А интуиция работает с непозна¬ваемым, с тем, что не может быть познано.
Дело не во времени, которое потребуется на познание, — ему присуще
качество непознаваемо¬сти. Не потому, что ваши ин¬струменты недостаточно
чувствительны, или ваша ло¬гика несовершенна, или ваша математика
примитивна, — суть не в этом. Качество непознаваемости неотъемлемо
свойственно непознаваемому; оно будет существовать как непознаваемое
всегда. Это область интуиции.Когда нечто от непознаваемого приходит в
познан¬ное, это прыжок — нет никакой связи, никакого пере¬хода, никакого
перемещения из одной точки в дру¬гую. Но это кажется непостижимым;
поэтому, когда я говорю, что ты можешь ощутить, но не можешь по¬нять... —
когда я говорю такие вещи, я прекрасно знаю, что говорю бессмыслицу (
Nonsense ). «Бессмыслица» просто значит что-то, что наши органы чувств (
Senses ) не могут понять. А ум — один из органов чувств, и самый
тонкий. Интуиция возможна, потому что есть непознавае¬мое. Наука отрицает
существование божественного, по¬тому что наука говорит: «Есть лишь два
подразделения: познанное и непознанное. Если есть какой-то Бог, мы откроем
его при помощи лабораторных методов. Если он существует, наука откроет
его».Мистик, с другой стороны, говорит: «Что бы ты ни делал, что-то в
самом основании существования всегда будет оставаться непознаваемым —
тайной». И если мистики неправы, тогда, я думаю, наука разрушит сам смысл
жизни. Если нет тайны, разрушен весь смысл жизни и вся ее
красота. Непознаваемое — красота, смысл, устремление, цель. Благодаря
непознаваемому в жизни что-то есть. Если все познано, все становится
плоским. Тебе это наску¬чит, тебе это надоест.Непознаваемое — это тайна,
это сама жизнь.Я скажу так:Рассудок — это попытка познать непознанное, а
интуиция — происшествие непознаваемого. Проник¬нуть в непознаваемое
возможно, но невозможно его объяснить. Возможно чувство, не объяснение. Чем
более вы пытаетесь объяснить, тем более становитесь закрыты¬ми; поэтому не
пытайтесь. Пусть рассудок работает в своей области причинности, но всегда
помнит, что есть более глубокие сферы... Более глубокие причины,
при¬чинности которых не понять... Высшие причины, за пре¬делами
постижения причинности. Рассудок это попытка познать непо¬знанное, а
интуиция — происшествие в мире непознаваемого. В непознаваемое можно
проникнуть, но невозможно его объяснить. Возможно ощущение, но не
объяснение.
(Ошо. Интуиция.)
Нарушение правил форума.
п. 6. Публикация статей и серий статей (статьи публикуйте на основном сайте, а серии статей объединяйте в книги и отдавайте в библиотеку)
п. 7. Цитирование в качестве ответов в темах больших фрагментов чего-либо (писаний, книг и т.д.). Выражайте свои мысли своими словами. Если своих мыслей нет, не пишите вообще.
модератор