Пападжи - Объятия Истины. Сатсанг с Мастером (Шри Харилал Пунджа)
Данная книга является продолжением ранее изданной работы «Зов Свободы». Основу «Объятий Истины» составляют записи бесед (сатсангов) с просветленным учеником Бхагавана Раманы Махарши Харилалом Пуньджей (1910-1997), которого внуки и ученики любовно называли Пападжи. Слово сатсанг означает «общение с Истиной»; это больше чем беседа, и главное содержание данных диалогов скрыто за словами. Не имеет смысла искать в книге формального и последовательного изложения некого философского учения — Шри Пуньджа обращается не к уму собеседника, а к глубинам его сущности, помогая ощутить здесь и сейчас блаженство просветления и полной свободы.
Если Ошо декларировал непоследовательность как свой метод, то у Пападжи спонтанная эпизодическая "непоследовательность" - естественное свидетельство подлинности этого великого мастера, чуравшегося всякого величия. 
Шри Пуньджа ОБЪЯТИЯ ИСТИНЫ
ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ?
Пападжи, что такое просветление?Просветление — это покой ума.
* * *
Когда ты возвращаешься к своему «Я», это называется просветлением, освобождением, свободой. Познав свое «Я», ты получаешь знание обо всём. После пробуждения ты видишь в себе всю Вселенную. Все вселенные находятся в тебе, и ты сам являешься Вселенной. Это абсолютное понимание. Зная это, ты знаешь всё. Не зная этого, ты не знаешь ничего — сколько бы информации ни накопил. Познав же абсолют, ты становишься всем... без начала, середины, конца, без рождения и смерти. И все страхи исчезнут.
* * *
Просветление неподвластно времени. Оно отличается от состояний бодрствования, от сновидения и глубокого сна. Попытайся разобраться в своем желании «Хочу быть свободным». Из какого состояния исходит это желание? Это трансцендентное состояние, которое не исходит ниоткуда.
* * *
Пападжи, как мне успокоить свой ум?
Традиция предписывает два пути. Один из них — путь самовопрошания, который годится лишь для немногих готовых к нему людей; второй — йога как концентрация, медитация и различные упражнения.
Для вопрошания ты должен научиться отличать реальное от нереального. Это вполне резонно. Выбери реальное и прими его, а нереальность и обман отбрось.
Первейшим требованием является сильное желание обрести свободу. Одного этого желания достаточно. Горя желанием стать свободным, ты получаешь сатсанг. Что такое сатсанг? Покой. Куда бы ни улетала твоя мысль, возвращай ее назад к ее источнику. Если ты не в состоянии сделать это сам, найди совершенного учителя.
Если ты одержим свободой, если ты решил, что должен обрести свободу в данной жизни, в текущем году, в текущем месяце, сегодня, сейчас, — тогда тебе надо сделать выбор. Наилучшим выбором является вопрошание. И потом ум сразу же успокоится.
Медитация должна быть непрерывной, а не длиться лишь пару часов. Надо сосредоточиться на реальности истинного «Я». Только «Я» является истиной; всё остальное — ложно. Ты должен отказаться от всего! В конечном итоге отказаться и от изучения того, что написано в книгах. Открой свою книгу и пребывай в покое.
* * *
...Этот человек, нашедший необходимое время, и сейчас является маяком для нас. Он не мертв. Мы всегда помним о нем. Кто не знает Будду? Его имя известно во всех странах. И вы сами — Будда! Вам не следует недооценивать самих себя. У вас есть тот же свет, та же мудрость, то же сознание, что и у него.
* * *
Если это сон, то почему же так много людей верят в него как в реальность?
Никто не может усомниться в реальности этого мира. Каждый видит деревья и горы и уверен, что все они реально существуют. Сон подвергают сомнению лишь тогда, когда начинают испытывать неуверенность. Проснись — и поймешь, что это был сон. Как проснуться? Через сатсанг. Сатсанг представляет собой беседу о свободе. Благодаря сатсангу ты понимаешь, что можешь отбросить связанные с телом сны и связи. Очень, очень редко встречаются те, кто действительно выбрал для себя пробуждение. «Откуда я пришел? Кто я?» принесет в конечном итоге способность различать. А эта способность даст возможность распознать природу сна.
* * *
Что представляет собой просветление?
Я не хочу пользоваться этим словом.
Тогда как? «Самоосознание»?
Никак. Не пытайся стать чем-то. Даже «просветленность» подразумевает превращение в нечто. Будь тем, кто ты есть. Не навешивай на себя ярлыков. Не ставь на себя клеймо — клеймят лишь скот. Какой ярлык можно подобрать для безымянного и бесформенного «Я»? Что является источником слова «просветление»? Ведь это — слово, да? Что было корнем, от которого оно проросло?
Мысль.Да, но прежде мысли было безмолвие. Итак, сначала тишина, затем мысль, а потом уже слово. «Просветление» и «порабощенность» — слова. Все слова относятся к сфере ума, но ты хочешь открыть для себя мир, лежащий за пределами ума. Мысли предшествовало нечто иное, и это «нечто» и есть твое «Я». «Я» всегда есть «Я»; не цепляй к нему бирок. «Я есть „Я"», и для Самоосознания тебе не нужны никакие усилия и упражнения, не нужна ничья помощь. «Я» всегда сознает себя. Другое дело, что ты стараешься его закамуфлировать. Этот камуфляж надо убрать.
Что представляет собой камуфляж? Это мысль: «Я — то-то и то-то». Ее необходимо убрать, и тогда проявится самосветящееся «Я». Оно сияет в себе собственным светом. Чтобы снять камуфляж, тебе не нужны никакие упражнения. Просто успокойся на мгновение. Вот и всё — ты дома.
Когда я Вас слушаю, со мной происходит что-то необычное.
Да, происходит. Потому что есть тишина, покой и умиротворение. Абсолютное безмолвие.
Когда ум спокоен, это называют «присутствием в настоящем», и это присутствие очень заразительно. Оно захватывает каждого, кто входит в его круг. Важнее всего покой ума, а не мысли и слова. Для того чтобы кого-либо учить, слова не нужны. Надо просто пребывать в покое.
Этому учению не нужны слова. ЛИШЬ ПОКОЙ УМА. Появлению слова предшествует безмолвие, из которого это слово возникает. Поэтому говори в безмолвии и слушай в безмолвии. Для обретения свободы тебе не нужны слова. Свобода передается в безмолвии.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ САТСАНГА
Чтобы пойти к учителю за свободой, надо иметь некоторые качества. Первым необходимым качеством является способность различать — отличать истинное от нереального. Это умение различать является весьма важным фактором. Вы должны стремиться ко всему реальному и отвергать всё нереальное. Истиной может быть лишь то, что реально. Это ваше «Я». Помимо него ничего не существует. Все остальное ложно.
Второе условие — отказ удовлетворять желания чувств.
Третье требование — отстраненность от физической и ментальной кармы (деятельности).
Четвертым качеством является сильное стремление к свободе.
....молодой человек не обладал нужными качествами. Но он очень тщательно целился в само просветление, и результатом стал экстаз и благодарность.
Внешняя чистота соседствует с внутренней чистотой. Внутренняя же чистота являет собой горячее желание обрести свободу.
Осуществить все свои желания очень легко, если воспользоваться огнем. Огонь вам нужен для того, чтобы сжечь склад своих желаний, накопившихся во вместилище вашей памяти. И на смену им мгновенно придет одно-единственное желание: желание просветления! В огне просветления все желания сгорают дотла. Вам не придется рождаться еще раз.
Чтобы обрести просветление, времени вовсе не требуется. Надо лишь иметь это одно желание. И оно исполнится, потому что не направлено ни на один из объектов. На исполнение желаний, связанных с объектами (когда вы хотите того, чего у вас нет), нужно затратить определенное время. Но для осуществления этого желания — желания познать свое истинное «Я», — далеко ходить не надо. Это желание будет исполнено мгновенно, поскольку желанным объектом является сам субъект! Это тот субъект, который стремится вернуться к самому себе. Сознание внутри сознания желает вернуться к сознанию. Сколько времени вам понадобится для того, чтобы, находясь дома, вернуться домой?
***
Если вы действительно готовы избавиться от надменности, приходите на сатсанг, смиренно подойдите к учителю и спросите: «Господин, как мне избавиться от надменности?» Сказать: «Я надменен» — это уже смирение. Своей надменностью вы подавляете умиротворенность и блаженство. Когда осознается покой и блаженство, надменность уходит. Так что полюбите покой.
Узнайте, кем вы в действительности являетесь, и надменность покинет вас. Вы тут же познаете свое божественное начало. Не вызывайте в себе ни единой мысли! Не прилагайте никаких усилий, и надменности не будет. Думая: «Это сделал я; это принадлежит мне; завтра я получу то-то», — помните, что все эти мысли представляют собой надменность!
Вы не в силах ничего сделать. В ваших руках ничего нет. Непрестанно вопрошайте: «Кто я?» Сосредоточивайтесь на этом.
Вы суть то, о чем вы в данный момент думаете. Ваши мысли являют собой вашу суть. Если же ваша мысль пуста, то нет причин для нового рождения.
* * *
Вечный и нескончаемый сатсанг уже идет; он начался еще до сотворения космоса, он будет продолжаться и после разрушения мира. Сатсанг — это проявление красоты. Поэтому вы должны быть такими же целомудренными, как Она, такими же непорочными, такими же девственными, как и Она. Затем вам дано будет отдать себя. Единство, красота и любовь встретятся с единством, красотой и любовью.
* * *
Если вы восприимчивы, то в сатсанге вам будет достаточно и одного слова. Сатсанг для очень восприимчивых, глубоко откровенных, в высшей степени чистых и святых людей. Истина возвышает святого человека. Эта истина заключит вас в свои объятия. Одна-единственная оплошность — и вы уже недостойны ее объятий и поцелуев. Ведь она непорочна. Истина может стать вашей возлюбленной. Поэтому не прячьтесь от нее. И ничего от нее не прячьте. вы счастливцы. У вас есть желание обрести свободу. Что вам еще нужно? Лишь на мгновение заглянуть в себя и посмотреть, а что же там внутри.
ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ
Традиционно ученик приходит в лес к учителю и говорит: «Учитель, пожалуйста, спаси меня. Я страдаю. Скажи мне, кто я».
Исполненный высочайшей любовью, учитель отвечает: «Сын мой, садись сюда и я буду говорить тебе». Затем начинается вопрошание. Ученик спрашивает: «Кто я?», и учитель сообщает ему истину: «Ты есмь ТО». Учитель доносит истину, и ученик осознает: «Я есмь ТО». Вот и весь процесс.
* * *
Освободи свой ум от привязанностей — и ты Бог. абсолют. В этом нет сомнений. Освободись от своих желаний всего лишь на одну секунду и ощути себя. В это мгновение ты проникнешься любовью к своему «Я». .
* * *
Это школа, в которой нет учителя, учитель не имеет языка, а ученики — голов на плечах. Если у тебя есть голова, Может быть, тебе следует пойти на скотобойню — там головы просто отрубают. Голова — это эго. Тебе понятно? Эго — это рождение, которое ведет тебя на скотобойню. Мне нужны сердца. мне не надо, чтобы сюда приходили головы. Сними с себя голову за дверью. Тогда будет говорить твое сердце. Ты будешь говорить на языке любви. Позволь своему сердцу высказаться. Не вмешивайся. Пусть оно говорит. А ты говоришь из своей головы. Отруби её!
Каждое тело должно умереть. Начиная с рождения тела смерть следует за ним по пятам. Если бы люди позволили отрубить им головы, они бы воистину поняли, что умирает! Тогда они бы узнали, что такое жизнь! Но никто из них не согласился жить!
Вот истинное значение сатсанга. Вы стоите перед ликом Истины, Свободы, перед своим «Я». Вы боитесь своего «Я» и зависите от других «я». Вы зависите от того, что непостоянно. Ни «я», ни «ты» не сохранят вам жизнь. Вы пережили миллионы рождений и миллионы смертей.
Вам очень хорошо знаком вкус смерти. А теперь хотя бы попытайтесь узнать, как нужно жить. Вы не можете сохранить себе жизнь. Ваше тело рождено для того, чтобы умереть. Вам нравится умирать. Вы испытывали смерть миллионы раз, и значит, она вам нравится. Вам не нравится жить! Найдите время, всего один миг, чтобы увидеть, кто вы. Найдите время для своего «Я». У вас никогда не находится времени для «Я». сейчас предоставьте время своему истинному сердцу.
Успокойтесь. Просто оставайтесь спокойными, и вы увидите, что произойдет. Прямо сейчас, в этот самый миг, будьте спокойными. Ваше «Я» подойдет к вам, обнимет вас и одарит вас поцелуем.Позвольте же этому произойти. Найдите этот миг для своего «Я».
То, что свежо, в памяти не отыщешь. Память воняет отбросами. память является кладбищем В ней захоронены все трупы. Поэтому забудьте о ней. Ничего не делайте и ни о чем не думайте. И это всё. Это и есть то единственное учение. Ничего не слушайте, ни на что не смотрите. И что же тогда вам останется сделать? Открыть свое сердце. Вот и всё.
* * *
...Богатство еще не было найдено, однако информация, полученная от человека, которому женщина доверяла, убедила ее. Она была счастлива. Такая информация исходит от очень близкого друга. Он говорит: «Ведь есть сокровище, сокровище в тебе!» Загляните внутрь себя, и вы найдете его. Это даже не находка — ведь сокровище находилось там всегда. Просто оно было прикрыто пеленой неведения. Сокровище находится там. Найдется ли кто-то, кто захочет прийти к своему Атману, к своему «Я»?
* * *
Сидя здесь в Вашем присутствии, я ощущаю, что всё как будто растворяется.
Присутствие всегда присутствует. Достаточно быть вместе с Бытием. До сих пор тебя интересовало становление. Бытие есть присутствие, и осознавший это — мудр и свободен.
В Вашем присутствии происходит что-то необыкновенное. Можно ли назвать это благодатью?
Благодать и присутствие суть одно и то же.
Нужен ли человеку гуру?
Твоим гуру является твое «Я», но ты не видишь его внутри себя. Тебе непонятен язык этого внутреннего гуру. Но если ты очень серьезно настроен, если ты жаждешь, если у тебя есть жгучее желание увидеть его, то оно познакомит тебя с тем, кто говорит на одном с тобой языке. Твое внутреннее «Я» принимает форму внешнего гуру, который разговаривает с тобой на твоем лепечущем языке. «Я в тебе», — говорит оно. Понимание придет, когда во внешнем гуру ты увидишь свое «Я».
В состоянии разобщенности субъектом является эго, а Бог — объектом. Волна мнит себя независимой от моря. У нее есть свое имя, своя форма, она катится и не видит моря, которым рождена. Это и есть эго. И тут кто-то говорит: «Ты принадлежишь океану. Ты всегда — океан». Именно океан является субъектом.
Но ведь всё это больше, чем просто слова. То, что со мной происходит, зависит не от Ваших слов, а от Вашего бытия (соответствующего этим словам), которое передается мне, и я непосредственно чувствую это. И тогда я понимаю, что мы не разобщены.Это благодать. Это присутствие. Это божественный голос. Всё, что ты ни увидишь, — едино. Глаза настолько «обожествятся», что будут видеть лишь божественное.
Когда Вы говорите и я смотрю Вам в глаза, я чувствую, что разговариваю со своим «Я».
Да. Это то же самое «Я». Святого человека возвышает абсолют. Если ты видишь то же самое существо, свое «Я» — это и есть святость. Слушает тот же, кто говорит. Если ты отдашь себя Божеству, Божество будет смотреть твоими глазами. Видит (смотрит) Божество.
* * *
На кого нисходит благодать?
На всех.
Она есть у каждого?
Да, она есть у каждого. немногие знают, что она у них есть. Остальные — нет.
Почему избраны именно они?
Тебя выбирает внутренняя благодать. К тебе очень милостиво то «Я», которое является источником этой благодати. Ему надо говорить с тобой на твоем языке. И оно приводит тебя к тому, кто поведает тебе об этом. Оно будет разговаривать с тобой на твоем языке и сообщит лишь, что ты уже свободен.
...ты найдешь истинного учителя, он скажет: «Сын мой, подойди ко мне, сядь и успокойся. Пребывай в покое. Вот и всё. Ничего не делай». Внутренний гуру есть твое внутреннее «Я». Но ты не знаком с ним, ты не узнаёшь его. Ты не понимаешь языка безмолвия, на котором оно говорит, и поэтому оно познакомит тебя с тем, кто что-то скажет тебе и попросит успокоиться. Это и есть благодать. Это твоя собственная благодать. Она исходит из тебя. Кто же еще может ниспослать ее тебе?
Но она не моя. Она не принадлежит мне.
Она не находится ни внутри тела, ни снаружи. Поскорее обратись к своему сердцу. Не упусти момент. Сердце очень близко. На каком расстоянии от тебя находится твое сердце?
Между нами нет расстояния.
Так обратись к нему немедленно. И какой ответ ты получишь?
Только помни, что в нем нет двойственности.
(Молчание)
Это и есть ответ. Если ты вернулся в свое сердце, то двойственности уже нет. Это сердце еще называют истиной, реальностью, свободой. Загляни вовнутрь и искренне обратись к своему сердцу.
Там лишь пространство и покой.
Это и учитель, это и учение. Будь своим сердцем — вот и всё. (Смеется) Будь своим сердцем.
***
В чем цель жизни?
В ответственности перед обществом. Сначала познай свое «Я», а потом служи другим существам как своему «Я».
Это придет ко мне естественным образом?
Нет. Ты тут ни причем. Ты вообще остаешься за кадром. Присутствие «деятеля» означает наличие эго. Вручив себя высшей силе, «деятель» исчезает. После этого появляется высшая сила, благодаря которой и будет функционировать тело.
Тебе предстоит это увидеть: сначала познать свое «Я», а затем вручить себя этой силе.
И заботиться о тебе будет интуиция, которая станет проявляться через твои ум и тело. И тогда ты будешь действовать в миллионы раз лучше, чем в качестве индивидуального эго. Ты перестанешь быть так называемой «рабочей силой»; через тебя будет проявляться божественная сила.
Не важно, что написано. Важно, как понято.