Практика внимательности - Тарт

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9586
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Практика внимательности - Тарт

Сообщение 02 авг 2024, 11:33

Махатеро Анандамайтрея
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ БУДДЫ

Достопочтенный Балангода Анандамаитрейя (1896-1998гг.) - один из самых известных буддийских учителей XX века, снискавший славу не только наставника и ученого, знатока канонических писаний, но и славу великого практика, в совершенстве реализовавшего все ступени буддийской медитации. Особый интерес представляют бесценные практические наставления по практике медитации випассаны и саматхи, разьяснение тонкостей классического процесса буддийского созерцания, приводящего к пробуждению, детальное объяснение медитации анапанасати, а так же серия бесед по Абхидхамме, являющейся ключем к пониманию буддийской духовной практики. Лекции и статьи дышут живым опытом Махатеро и его реализацией просветления.


«Достопочтенный, много учителей приходят в наш городок, и все они проповедуют разное учение. Один учитель говорит одно, другой дает совершенно противоположное учение. Когда мы слушаем их, мы озадачены и не можем понять, кто из них прав, а кто - нет».
Будда ответил: «Неудивительно, что человек озадачен, когда слышит учения, противоречащие друг другу, но я скажу вам следующее. Не принимайте ничего слепо на веру только потому, что это передается по традиции, не принимайте ничего слепо только потому, что многие люди говорят это, не принимайте ничего слепо только из-за авторитета мудреца, который учит этому, не принимайте ничего слепо только потому, что это написано в священных писаниях, не принимайте ничего слепо только потому, что вероятность этого высока, не принимайте ничего слепо только потому, что вы вообразили это или это внушено вам какой-либо сверхъестественной силой. Но принимайте это и следуйте этому только тогда, как вы сами поймете это на своем опыте, проверите и найдете разумным и благим для вас и других живых существ».
Свобода исповедания и религиозная терпимость находят свое полное выражение в учении Будды. Такой широкий взгляд на вещи может быть продемонстрирован на примере встречи Упали и Будды. Упали был последователем джайнизма. Он пришел к Будде, чтобы подискутировать. Но к концу дискуссии Упали убедился в учении Будды и заявил, что хочет стать его последователем. В ответ Будда посоветовал ему: «Не спеши с решением, не спеши следовать за мной. Не прекращай поддержку тех джайнистских монахов, к которым ты проявлял почтение так долго».
... Итак, существует полная свобода мысли и речи в учении Будды. Вы даже можете критиковать Будду и его учение. Но помните, что эта свобода распространяется на всех людей, поэтому не гневайтесь, если другие говорят что-то, с чем вы не согласны. Слушайте их и рассуждайте беспристрастно, правы они или нет. Это истинный путь Будды.
Что на самом деле нужно сделать, так это осознать природу болезней сознания, которые приносят нам все виды страданий, как психических, так и физических. Существуют определенные ступени, которые необходимо пройти, чтобы достичь подобного осознания.

....Последняя ступень - исследование себя, осознание того, что такое Я. Вы должны исследовать свое физическое тело, проанализировать, выяснить, есть ли в нем что-то постоянное и неизменное. В результате этого рассмотрения вы, безусловно, увидите, что тело есть скопление непрерывно меняющихся материальных составляющих и что в нем нет ничего постоянного.
По аналогии с исследованием природы тела вы должны исследовать свой ум. По мере анализирования и тщательного рассмотрения ума вы осознаете: то, что вы называете своим умом, есть поток то появляющихся, то исчезающих состояний, в кото-рых нет ничего стабильного, и что каждое состояние ума подвержено изменению. Эти состояния появляются и исчезают быстрее, чем материальные составляющие вашего тела, и они также не обладают независимым существованием. Когда вы начинаете осознавать тело и ум таким образом, ваше невежество касательно их природы отступает перед мудростью, которая расцветает в момент постижения истинной природы. Посмотрев на окружающее с этой точки зрения, вы увидите, что весь мир обладает той же непостоянной природой, что и ваши ум и тело. Вы ясно увидите, что в мире нет ничего, к чему стоило бы привязываться, что в нем нет ничего, из-за чего стоило бы гневаться, что в нем нет ничего, обладающего самосущей природой. Когда вы достигнете такого понимания жизни, вы также увидите ее противоположность необусловленное, неизменное, вечное состояние совершенного спокойствия и ясности, свободное от любых страданий.
Достижение этой цели не требует ни поклонения, ни ритуалов, ни веры в какую-либо догму. Единственное, что вам нужно сделать, - это в совершенстве познать самого себя.
Вкратце, путь Будды - путь к самопознанию, к самоочи щению, к освобождению себя от порабощённости обманчивым чувственным миром.

В «Мангала-сутте» Будда говорит о 38 видах блаженства, одно из важнейших среди которых - забота о родителях, которую сам Будда называл «мата-питу-упаттханам».
В некоторых религиях считается, что богатому человеку сложно достичь небес. Но, согласно буддийской точке зрения, именно богатому достичь небес легче, если он надлежащим образом использует свое богатство и выполняет свои обязанности.
Не богатство, а скупость и другие ложные пути преграждают путь на небеса. Итак, Почитаемый сказал: «Конечно, скупому не достичь небес (богат он или беден)».
Восхваляя богатого щедрого человека, Будда говорит: «Щедрый богатый человек, когда одаривает других и помогает другим и отправляется на небеса после смерти».

«Чтобы быть успешным в работе и других делах этой жизни, - сказал Будда, - человек должен быть наделен качествами, называемыми утана-сампада, арака-сампада». утана-сампада, означает «достижение неослабевающего упорства». Бизнесмен должен быть энергичным и активным.
Иногда его усилия могут казаться тщетными, но он не должен терять мужества. Он должен стараться вновь и вновь. В конце концов он достигнет успеха.
Второе качество, «арака-сампада». означает «достижение осознанности».

Это не означает, что нужно быть жадным. Ваши усилия в достижении богатства будут бесполезны, если ваш доход высок, но вы мелочны как скупец. Ваши траты не должны быть ни слишком велики, ни слишком малы. Вот это Будда и называл ровной жизнью.
В «Сигалаковаде-сутте» («Дикха-никая») мы видим совет Будды
«Пусть он разделит свой доход на четыре части. Из четырех частей одну часть пусть использует для ежедневных нужд. Две части пусть использует для развития своего бизнеса. И последнюю часть пусть отложит на будущее, на случай провала или банкротства». Будда никогда не восхвалял бедность. Он сказал: «бедность пытка для человека, живущего мирской жизнью и любящего удовольствия».Таким образом, Будда советовал мирянам пытаться достичь богатства и использовать его надлежащим образом, чтобы прожить жизнь с пользой.
Есть люди, живущие простой жизнью и довольные небольшим доходом. Они не хотят становиться богатыми, так как им нравится жить простой жизнью. Но если человек хочет заниматься великим служением, помогать людям, которые нуждаются в помощи, он должен попытаться достичь большого богатства честными способами, он должен быть добродетельным и энергичным.
... Следовательно, усердие, которое предпринимается или не предпринимается в настоящем, - это самая главная причина человеческого процветания или, в случае большинства людей, падения. «Вставайте не мешкайте», - этот совет Будда давал людям.
«Внимательность есть успех любой деятельности». По другому случаю Будда сказал: «Вся успешная практика может быть выражена в одном слове - аппамада, что означает бдительность, или внимательность».
В целом, Будда советовал своим ученикам, как монахам, так и мирянам, не нарушать границу, а граница - это вниматель¬ ность, для развития которой существует четыре пути, называемые четырьмя сатипаттанами (satipatthana).

Мы должны быть внимательны в каждом виде деятельности.
Будда учил, что существует два типа медитативных практик.
Первый вид медитации начинается с фиксации ума на одной точке, что приводит к отдалению ума от соблазняющих объектов. очень полезной считается концентрация на ощущении дыхания в ноздрях. Начиная с осознанного внимания к собственному дыханию, практикующий должен продвигаться в своей практике, проходя через восемь состояний глубокого сознания. Когда он, наконец, достигает глубокого состояния совершенной ясности ума, при котором чувствует, что его ум ни сознает, ни не сознает, это означает, что достигнуто совершенство в концентрации. В течение этой практики человек должен быть внимателен и осознан в отношении объекта своей концентрации.в результате достижения этого вида внутреннего развития человек будет рожден в более высоком и благополучном мире после своей смерти.
Далее человек должен приступить к другому направлению медитации - випассане (vipassana). Тем, кто ранее развил концентрацию и внимательность, не составит труда перейти к практике випассаны. Випассана - это развитие самонаблюдения. Наиболее важный и полезный объект исследования - это сам практикующий. Применяя внимательность на каждом этапе самоанализа, можно проанализировать все свое тело. Постепенно приходит понимание, что каждая часть тела непостоянна, изменчива, стареет, болеет и не имеет постоянной субстанции. Человек увидит, что его тело - просто природное явление, в котором отсутствует Я и которое человеку не принадлежит. Тело существует благодаря определенным условиям и умирает, когда условия прекращают действовать.
После анализа природы своего тела практикующий должен исследовать свой ум - как появляются и исчезают мысли, образы и эмоции. Если он тщательно проанализирует свой ум, то увидит, что все состояния ума имеют еще более непостоянную природу (изменяются еще быстрее), чем материальные объекты и состояния. Ум непостоянен, является причиной страданий и неудовлетворенности, в нем также нет Я и никакой постоянной субстанции.
Практикующий увидит, что понятия «я» и «мое» - всего лишь застывшие концепции, созданные мыслительным процессом.
Когда человек приходит к кульминации этой практики, он видит истинную природу обусловленного мира. На этой стадии он также видит противоположность обусловленного мира, а именно: Необусловленное, Несозданное, Реальное и Вечное. Это является завершением его религиозной практики. Внимательность играет выдающуюся роль на всех уровнях этой практики. Невозможно достичь успеха, не обладая внимательностью.

Допустим, человек хочет поехать в отдаленное место. Он покупает билет на автобус, но идет гулять со своими друзьями, говорит о ценности билета, ценности автобусного сообщения и водительском мастерстве шофера и даже сочиняет про них хвалебные песни, которые распевает со своими приятелями. Но в автобус не садится. Под вечер он возвращается домой. Так он поступает каждый день, так и не садясь в уходящий автобус.

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9586
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Практика внимательности - Тарт

Сообщение 30 дек 2024, 05:59

Махаси Саядо
Развитие прозрения


Описание книги
Предлагаемая книга, написанная известным мастером тхеравады, почтенным Махаси Саядо, посвящена практике медитации прозрения. Подход к пути реализации, излагаемый здесь, является «обнаженным прозрением», при котором практикующие посредством прямого наблюдения видят собственные телесные и ментальные процессы со все возрастающей ясностью как непостоянные, приводящие к страданию и лишенные самости.Основное внимание здесь направлено на стадию, когда после усердной предварительной практики начинают появляться знания прозрения, что ведет к высшему уровню духовного достижения – арахантству.


http://тхеравада.рф/wp-content/uploads/2022/01/saiado_m_razvitie_prozreniia_compressed.pdf

Изображение

Введение
Этот трактат предназначен для тех, кто в своей практике прозрения принял в качестве главного объекта тактильно-телесный процесс движения[3], отчетливо ощущаемый при поднятии и опускании живота[4], Также он предназначен для тех, кто полностью погрузился в процессы [движения] тела и ума, возникающие в шести вратах органов чувств[6], освободился от неуверенности, достиг уверенности и независимости от других в понимании и следовании заветам мастера[7].

I

Метод прозрения вкратце
Есть два вида развития медитации – безмятежность (samatha) и прозрение (vipassana).
избравший чистое прозрение в качестве своей колесницы, должен стараться созерцать тело и ум (nama-rupa).. Однако вначале трудно следовать и четко отмечать все телесные и умственные процессы, непрерывно появляющиеся в шести вратах органов чувств. Поэтому медитирующий должен совершенным образом отмечать процесс прикосновения, воспринимающийся через врата телесной чувствительности. Когда сидят, происходит телесный процесс прикосновения через сидячее положение и посредством осязательной чувствительности в теле. Этот процесс тактильной чувствительности должен отмечаться как «сижу, прикасаюсь…» в соответствующей последовательности. Далее, в животе тактильный процесс телесного движения имеющий своим условием дыхание, постоянно воспринимается как подъем (расширение) и опускание (втягивание) живота. Это тоже следует отмечать как «подъем, опускание…».
Таким образом медитирующий, отмечая тактильно-телесный процесс поднятия и опускания живота, осуществляет наблюдение телесного процесса (rupa), узнавая специфическую природу и т. д. элемента движения. Позже, когда он осуществляет наблюдение ума (nama), а также наблюдение тела и ума (nama-rupa) вместе, он также приходит к узнаванию общих характеристик соответствующих процессов – их непостоянства, подверженности страданию и отсутствия самости.

Но когда он вовлечен в простое отмечание поднятия и опускания живота, а также прочих тактильных процессов, начинают появляться мысли. После того как их отмечают, необходимо снова вернуться к продолжению отмечания тактильных процессов поднятия и опускания живота, главного объекта внимательности в этой практике.

II
Очищение ума
блуждание мыслей также будет периодически появляться между мыслями отмечания объектов медитации. Блуждающие мысли продолжают вмешиваться в его ум, пока он занят развитием практики отмечания. такие блуждающие мысли называются «мешающими мыслями».
Но когда моментальное сосредоточение его ума становится сильнее, мыслительный процесс отмечания становится достаточно сосредоточенным. Таким образом, когда обращаются к объектам отмечания – движению живота, сидению, прикосновению, сгибанию и вытягиванию, видению, слышанию и т. д., эти мысли отмечания появляются, словно бы падая на эти объекты, как бы ударяя их, сталкиваясь с ними снова и снова. Затем, как правило, ум медитирующего больше никуда не убегает. «Убегание» может происходить лишь иногда и очень несущественно, но даже в этом случае медитирующий способен отмечать все эти отклонения мыслей в самом начале. Или же, если быть более точным, он отмечает отклонение мыслей сразу после их возникновения. Затем такое рассеянное мышление успокаивается, как только оно отмечается, и больше не появляется снова. Сразу после этого он также способен возобновить непрерывное отмечание любого объекта, когда последний отчетливо проявляется перед ним. Именно поэтому его ум в это время называется «беспрепятственным».
В это время в нем возникает непрерывная последовательность «сосредоточения ума, длящегося в течение мгновения», направленного на каждый отмечаемый объект. Это называется «очищением ума»[18].
«Это происходит непрерывно, вместе со своим соответствующим объектом» относится к непрерывному потоку мыслей, вступающих в отмечание. После отмечания одного объекта точно так же приступают к другому, непосредственно следующему[19]. И снова, отметив этот объект, обращаются к следующему, и т. д.
«Не преодолевается противоположным» означает, что моментальное сосредоточение в этом непрерывном потоке не подавляется препятствиями ума[20].

III
Очищение воззрения
1. Аналитическое узнавание тела и ума
Достигнув очищения ума и продолжая практику отмечания, медитирующий теперь приближается к следующему аналитическому узнаванию тела и ума: «Поднятие живота является одним процессом; опускание – другим; сидение – другим; прикосновение – другим» и т. д. Таким образом он приближается к узнаванию того, как отличить каждый отмечаемый им телесный процесс. Далее он приходит к следующему пониманию: «Узнавание движения поднятия – это один процесс; узнавание движения опускания – другой». Таким образом он узнает каждое отмечающее действие ума. Затем он приходит к следующему пониманию: «Движение поднятия – это один процесс; узнавание этого – другой. Движение опускания – это один процесс; узнавание этого – другой» и т. д. Таким образом он начинает узнавать то, как отличать каждый телесный и ментальный процесс. Все это узнавание происходит из простого отмечания, а не из рассуждения. То есть это узнавание посредством прямого восприятия, к которому приходят в результате простого отмечания,
Когда это знание приходит к своему созреванию, медитирующий понимает это таким образом: «В момент вдоха имеется просто поднимающееся движение живота и узнавание движения, но помимо этого нет себя; в момент выдоха имеется простое опускающееся движение и узнавание движения, но помимо этого нет себя». Понимая это в данный и другие моменты, он узнает и видит, отмечая это таким образом: «Здесь есть только эта пара: материальный процесс как объект и ментальный процесс его узнавания; и именно с этой парой соотносятся такие термины условного использования, как «существо», «личность» или «душа», «я» или «другой», «мужчина» или «женщина». Однако, кроме этого двойственного процесса, нет никакой отдельной личности или существа, я.

IV Очищение посредством преодоления сомнения

2. Узнавание через различение
Кроме того, появляется множество ментальных образов различной формы. Теперь он понимает: «Сознание возникает в соответствии с каждым объектом, который становится очевидным (явным). Если объект есть, то возникает сознание, если же объекта нет, то сознание не возникает».
Таким образом, из прямого переживания этих отмечаемых объектов, медитирующий постигает все телесные и ментальные процессы прошлого, настоящего и будущего, а также и весь мир, приходя к следующему выводу: «Они точно так же непостоянны, причиняют страдание и лишены самости».

4. Узнавание возникновения и исчезновения: десять искажений прозрения
Когда медитирующий в ходе тренировки отмечания может удерживаться исключительно на текущем процессе тела и ума, не обращая внимания на прошедшие процессы или на будущие, то в результате прозрения ему является [ментальное видение] «сверкающего света».

Кроме того, появляется пять ступеней «восторга», начиная с малого восторга[29] . он приводит к возвышенному ощущению счастья и веселости, наполняя все тело очень сладостным и тонким трепетом. Под влиянием этого практикующему кажется, будто его тело поднимается вверх и повисает в воздухе, не касаясь земли, будто он сидит на воздушной подушке или же будто он периодически всплывает и погружается. Еще возникает очень возвышенное ощущение «счастья», пронизывающее все тело. Под его влиянием становятся очень радостными и уверенными, что «Теперь я счастлив навсегда» или «Теперь я определенно обрел счастье, неведомое до сих пор»,

Также в нем возникает «энергия», которая не слишком расслабленная и не слишком напряженная, но активная и действующая равномерно. Прежде его энергия иногда была расслабленной, и поэтому его одолевали вялость и притупленность и он не мог отмечать объекты обостренно и непрерывно, когда они становились явными, а также и его понимание было не вполне ясным. Тогда как в другое время энергия была слишком напряженной, и поэтому его одолевала возбужденность, с тем же результатом неспособности отмечать остро и т. д. Но теперь, поскольку его энергия активная и действует ровно, преодолевая изъяны вялости, притупленности и возбужденности, он может отмечать объекты обостренно и непрерывно, а его понимание становится совершенно ясным. В нем также возникает устойчивая «невозмутимость», связанная с прозрением, которое является нейтральным по отношению ко всем формациям. После этого его активность отмечания поддерживается без усилий и продолжается сама по себе. Кроме того, при обращении к объектам в нем возникает устойчивая невозмутимость, благодаря которой его ум быстро проникает в наблюдаемые объекты
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература