Практика внимательности - Тарт

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Практика внимательности - Тарт

Сообщение 02 авг 2024, 11:33

Махатеро Анандамайтрея
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ БУДДЫ

Достопочтенный Балангода Анандамаитрейя (1896-1998гг.) - один из самых известных буддийских учителей XX века, снискавший славу не только наставника и ученого, знатока канонических писаний, но и славу великого практика, в совершенстве реализовавшего все ступени буддийской медитации. Особый интерес представляют бесценные практические наставления по практике медитации випассаны и саматхи, разьяснение тонкостей классического процесса буддийского созерцания, приводящего к пробуждению, детальное объяснение медитации анапанасати, а так же серия бесед по Абхидхамме, являющейся ключем к пониманию буддийской духовной практики. Лекции и статьи дышут живым опытом Махатеро и его реализацией просветления.


«Достопочтенный, много учителей приходят в наш городок, и все они проповедуют разное учение. Один учитель говорит одно, другой дает совершенно противоположное учение. Когда мы слушаем их, мы озадачены и не можем понять, кто из них прав, а кто - нет».
Будда ответил: «Неудивительно, что человек озадачен, когда слышит учения, противоречащие друг другу, но я скажу вам следующее. Не принимайте ничего слепо на веру только потому, что это передается по традиции, не принимайте ничего слепо только потому, что многие люди говорят это, не принимайте ничего слепо только из-за авторитета мудреца, который учит этому, не принимайте ничего слепо только потому, что это написано в священных писаниях, не принимайте ничего слепо только потому, что вероятность этого высока, не принимайте ничего слепо только потому, что вы вообразили это или это внушено вам какой-либо сверхъестественной силой. Но принимайте это и следуйте этому только тогда, как вы сами поймете это на своем опыте, проверите и найдете разумным и благим для вас и других живых существ».
Свобода исповедания и религиозная терпимость находят свое полное выражение в учении Будды. Такой широкий взгляд на вещи может быть продемонстрирован на примере встречи Упали и Будды. Упали был последователем джайнизма. Он пришел к Будде, чтобы подискутировать. Но к концу дискуссии Упали убедился в учении Будды и заявил, что хочет стать его последователем. В ответ Будда посоветовал ему: «Не спеши с решением, не спеши следовать за мной. Не прекращай поддержку тех джайнистских монахов, к которым ты проявлял почтение так долго».
... Итак, существует полная свобода мысли и речи в учении Будды. Вы даже можете критиковать Будду и его учение. Но помните, что эта свобода распространяется на всех людей, поэтому не гневайтесь, если другие говорят что-то, с чем вы не согласны. Слушайте их и рассуждайте беспристрастно, правы они или нет. Это истинный путь Будды.
Что на самом деле нужно сделать, так это осознать природу болезней сознания, которые приносят нам все виды страданий, как психических, так и физических. Существуют определенные ступени, которые необходимо пройти, чтобы достичь подобного осознания.

....Последняя ступень - исследование себя, осознание того, что такое Я. Вы должны исследовать свое физическое тело, проанализировать, выяснить, есть ли в нем что-то постоянное и неизменное. В результате этого рассмотрения вы, безусловно, увидите, что тело есть скопление непрерывно меняющихся материальных составляющих и что в нем нет ничего постоянного.
По аналогии с исследованием природы тела вы должны исследовать свой ум. По мере анализирования и тщательного рассмотрения ума вы осознаете: то, что вы называете своим умом, есть поток то появляющихся, то исчезающих состояний, в кото-рых нет ничего стабильного, и что каждое состояние ума подвержено изменению. Эти состояния появляются и исчезают быстрее, чем материальные составляющие вашего тела, и они также не обладают независимым существованием. Когда вы начинаете осознавать тело и ум таким образом, ваше невежество касательно их природы отступает перед мудростью, которая расцветает в момент постижения истинной природы. Посмотрев на окружающее с этой точки зрения, вы увидите, что весь мир обладает той же непостоянной природой, что и ваши ум и тело. Вы ясно увидите, что в мире нет ничего, к чему стоило бы привязываться, что в нем нет ничего, из-за чего стоило бы гневаться, что в нем нет ничего, обладающего самосущей природой. Когда вы достигнете такого понимания жизни, вы также увидите ее противоположность необусловленное, неизменное, вечное состояние совершенного спокойствия и ясности, свободное от любых страданий.
Достижение этой цели не требует ни поклонения, ни ритуалов, ни веры в какую-либо догму. Единственное, что вам нужно сделать, - это в совершенстве познать самого себя.
Вкратце, путь Будды - путь к самопознанию, к самоочи щению, к освобождению себя от порабощённости обманчивым чувственным миром.

В «Мангала-сутте» Будда говорит о 38 видах блаженства, одно из важнейших среди которых - забота о родителях, которую сам Будда называл «мата-питу-упаттханам».
В некоторых религиях считается, что богатому человеку сложно достичь небес. Но, согласно буддийской точке зрения, именно богатому достичь небес легче, если он надлежащим образом использует свое богатство и выполняет свои обязанности.
Не богатство, а скупость и другие ложные пути преграждают путь на небеса. Итак, Почитаемый сказал: «Конечно, скупому не достичь небес (богат он или беден)».
Восхваляя богатого щедрого человека, Будда говорит: «Щедрый богатый человек, когда одаривает других и помогает другим и отправляется на небеса после смерти».

«Чтобы быть успешным в работе и других делах этой жизни, - сказал Будда, - человек должен быть наделен качествами, называемыми утана-сампада, арака-сампада». утана-сампада, означает «достижение неослабевающего упорства». Бизнесмен должен быть энергичным и активным.
Иногда его усилия могут казаться тщетными, но он не должен терять мужества. Он должен стараться вновь и вновь. В конце концов он достигнет успеха.
Второе качество, «арака-сампада». означает «достижение осознанности».

Это не означает, что нужно быть жадным. Ваши усилия в достижении богатства будут бесполезны, если ваш доход высок, но вы мелочны как скупец. Ваши траты не должны быть ни слишком велики, ни слишком малы. Вот это Будда и называл ровной жизнью.
В «Сигалаковаде-сутте» («Дикха-никая») мы видим совет Будды
«Пусть он разделит свой доход на четыре части. Из четырех частей одну часть пусть использует для ежедневных нужд. Две части пусть использует для развития своего бизнеса. И последнюю часть пусть отложит на будущее, на случай провала или банкротства». Будда никогда не восхвалял бедность. Он сказал: «бедность пытка для человека, живущего мирской жизнью и любящего удовольствия».Таким образом, Будда советовал мирянам пытаться достичь богатства и использовать его надлежащим образом, чтобы прожить жизнь с пользой.
Есть люди, живущие простой жизнью и довольные небольшим доходом. Они не хотят становиться богатыми, так как им нравится жить простой жизнью. Но если человек хочет заниматься великим служением, помогать людям, которые нуждаются в помощи, он должен попытаться достичь большого богатства честными способами, он должен быть добродетельным и энергичным.
... Следовательно, усердие, которое предпринимается или не предпринимается в настоящем, - это самая главная причина человеческого процветания или, в случае большинства людей, падения. «Вставайте не мешкайте», - этот совет Будда давал людям.
«Внимательность есть успех любой деятельности». По другому случаю Будда сказал: «Вся успешная практика может быть выражена в одном слове - аппамада, что означает бдительность, или внимательность».
В целом, Будда советовал своим ученикам, как монахам, так и мирянам, не нарушать границу, а граница - это вниматель¬ ность, для развития которой существует четыре пути, называемые четырьмя сатипаттанами (satipatthana).

Мы должны быть внимательны в каждом виде деятельности.
Будда учил, что существует два типа медитативных практик.
Первый вид медитации начинается с фиксации ума на одной точке, что приводит к отдалению ума от соблазняющих объектов. очень полезной считается концентрация на ощущении дыхания в ноздрях. Начиная с осознанного внимания к собственному дыханию, практикующий должен продвигаться в своей практике, проходя через восемь состояний глубокого сознания. Когда он, наконец, достигает глубокого состояния совершенной ясности ума, при котором чувствует, что его ум ни сознает, ни не сознает, это означает, что достигнуто совершенство в концентрации. В течение этой практики человек должен быть внимателен и осознан в отношении объекта своей концентрации.в результате достижения этого вида внутреннего развития человек будет рожден в более высоком и благополучном мире после своей смерти.
Далее человек должен приступить к другому направлению медитации - випассане (vipassana). Тем, кто ранее развил концентрацию и внимательность, не составит труда перейти к практике випассаны. Випассана - это развитие самонаблюдения. Наиболее важный и полезный объект исследования - это сам практикующий. Применяя внимательность на каждом этапе самоанализа, можно проанализировать все свое тело. Постепенно приходит понимание, что каждая часть тела непостоянна, изменчива, стареет, болеет и не имеет постоянной субстанции. Человек увидит, что его тело - просто природное явление, в котором отсутствует Я и которое человеку не принадлежит. Тело существует благодаря определенным условиям и умирает, когда условия прекращают действовать.
После анализа природы своего тела практикующий должен исследовать свой ум - как появляются и исчезают мысли, образы и эмоции. Если он тщательно проанализирует свой ум, то увидит, что все состояния ума имеют еще более непостоянную природу (изменяются еще быстрее), чем материальные объекты и состояния. Ум непостоянен, является причиной страданий и неудовлетворенности, в нем также нет Я и никакой постоянной субстанции.
Практикующий увидит, что понятия «я» и «мое» - всего лишь застывшие концепции, созданные мыслительным процессом.
Когда человек приходит к кульминации этой практики, он видит истинную природу обусловленного мира. На этой стадии он также видит противоположность обусловленного мира, а именно: Необусловленное, Несозданное, Реальное и Вечное. Это является завершением его религиозной практики. Внимательность играет выдающуюся роль на всех уровнях этой практики. Невозможно достичь успеха, не обладая внимательностью.

Допустим, человек хочет поехать в отдаленное место. Он покупает билет на автобус, но идет гулять со своими друзьями, говорит о ценности билета, ценности автобусного сообщения и водительском мастерстве шофера и даже сочиняет про них хвалебные песни, которые распевает со своими приятелями. Но в автобус не садится. Под вечер он возвращается домой. Так он поступает каждый день, так и не садясь в уходящий автобус.

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература