9 Практики осознанности

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10099
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 9 Практики осознанности

Сообщение 01 мар 2025, 09:48

Хенепола Гунаратана - "Джханы в Тхеравадинской буддийской традиции медитации" Аудиокнига
https://www.youtube.com/watch?v=UXVnupfw6xw

Бханте Гунаратана - Путь к просветлению: Четыре основы внимательностии
https://www.youtube.com/watch?v=wZTDyEY ... 4l&index=1

Бханте Хенепола Гунаратана - Медитация на восприятии: Глубокое погружение в практику осознанности
Десять целительных практик для развития внимательности.
Данная книга — краткий и ясный комментарий к «Гиримананда-сутте», учении Будды о десяти восприятиях. Утверждается, что медитация на этих восприятиях служит не только главной цели буддийской практики — полному и окончательному освобождению от страданий, но и относительной цели исцеления от болезней.

https://www.youtube.com/watch?v=pOt2hXCUhE0
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10099
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 9 Практики осознанности

Сообщение 21 мар 2025, 14:15

Ньянапоника Тхера - Внимательность как средство духовного воспитания (аудиокнига)

https://www.youtube.com/watch?v=rmFdLHRPlQE&t=4s

Изображение ]

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10099
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 9 Практики осознанности

Сообщение 24 мар 2025, 12:41

Не смотрите свысока на омрачения, иначе они посмеются над вами - Теджания Ашин
Советы и наставления опираются на медитативный и преподавательский опыт Ашина Теджании.


https://www.youtube.com/watch?v=io2kaFTOFFY

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10099
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 9 Практики осознанности

Сообщение 11 май 2025, 17:41

Бханте Хенепола Гунаратана Больше, чем осознанность простыми словами
Являясь логическим продолжением работы «Осознанность простыми словами», настоящая книга подробно рассказывает о практических методах достижения более глубоких медитативных состояний, или джхан. Это простое и доступное руководство для практикующих медитацию, в котором максимально подробно, шаг за шагом раскрывается метод медитации сосредоточения.


https://akniga.org/bhante-henepola-guna ... mi-slovami
https://www.youtube.com/watch?v=z0mDHt-FHvo&t=3s

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10099
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 9 Практики осознанности

Сообщение 12 май 2025, 13:09

Интервью с Аджаном Сумедо 20 января 2010
Полностью - тут:
https://theravada.ru/Life/Red/Text/20-01-2010.htm
(Аудиокнига) - в составе Аджан Сумедхо - Читтавивека (Буддизм Тхеравада0


Лон По Чаа всегда указывал на пустотность, на суть Дхаммы. И когда условия были не идеальными, нас учили быть осознанными и внимательными к тому, как ум реагирует на не идеальные условия. Лонг По Чаа всегда рассказывал о наблюдении ума в таких "далёких от идеальных" ситуациях. ...И нас опять учили смотреть на свой собственный ум, видеть природу жадности, наблюдать чувство вины, что проистекала из-за потребления таких восхитительных обедов.
Такое обучение на самом деле отличная психология. В те моменты, когда появлялась злость, мы могли наблюдать ум и замечать, что это чувство не было восхитительным. Такая тренировка ума - смотреть на вещи такими, какие они есть на самом деле - это очень полезный метод всё улучшить.
Мы должны наблюдать и осознавать собственные мысли, речь, действия. Нам нужно быть внимательными и бдительными. Часть нашего процесса обучения заключается в том, чтобы открыться и слушать.


Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10099
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 9 Практики осознанности

Сообщение 14 май 2025, 11:17

Медитация при ходьбе - Аджан Ньянадхаммо

https://theravada.world/ajahn-nyanadham ... dio-kniga/ (аудио-книга)
https://www.youtube.com/watch?v=_JWkHjl2aso
https://www.youtube.com/watch?v=NhLYeEFdzAc
https://rutube.ru/video/4418f70471c235d ... d12476d5f/

Аудиокниги Тхеравада Буддизм
https://theravada.world/category/librar ... udioknigi/

Введение

Будда подчёркивал, что развитие осознанности можно развивать в четырёх основных позах тела: стоя, сидя, лёжа и при ходьбе. Он призывал нас к тому, чтобы быть осознанными в этих позах, чтобы сформировать чёткое осознание и памятование того, что мы делаем, пребывая в той или иной позе.

Подготовка тела и ума
Практика в первую очередь заключается в развитии самадхи, а это требует собранного усердия. Палийское слово «самадхи» означает фокусировку ума, приведение его в состояние однонаправленности посредством постепенного развития этапов осознанности и сосредоточения. Чтобы сфокусировать ум, нужно быть старательным и решительным. Вначале требуется некоторая степень физической и умственной собранности. Вы начинаете с того, что складываете руки впереди себя. Собранность в теле способствует собранности в уме. Таким образом, установив собранность в теле, следует встать, установить осознанность и внимательность по отношению к телу.

Осознанность к позе ходьбы
В этой методике во время ходьбы вы направляете всё своё внимание на подошвы стоп, на ощущения и чувства, по мере того, как они возникают и исчезают. . По мере того, как стопа поднимается и опускается вновь, ступая на дорожку, возникают новые ощущения. Осознавайте это ощущение всей стопой. Как стопа вновь поднимается, отмечайте в уме это новое возникшее ощущение. Когда вы поднимаете каждую стопу и ставите обратно, знайте те ощущения, которые происходят. С каждым новым шагом будут переживаться всё новые ощущения, а старые - прекращаться. Всё это следует осознавать. С каждым шагом переживается новое ощущение - это ощущение возникает, исчезает; возникает, исчезает.

Сосредоточение и успокоение идут рука об руку вместе с осознанностью. Вместе с факторами усердия, изучения Дхаммы, восторгом и невозмутимостью, они называются «семью факторами просветления». Когда в медитации ум успокоился, то благодаря этому успокоению возникнет ощущение радости, восторга и блаженства. Будда говорил, что блаженство успокоения - величайшее счастье и сосредоточенный ум переживает это умиротворение. Этот покой можно пережить в этой самой жизни. Мы можем быть осознанными просто к тому, что идём, просто быть с этим процессом. Наш ум может стать безмолвным и спокойным. Таков способ развития сосредоточения и успокоения в повседневной жизни.

***
Если во время медитации при ходьбе вы отмечаете, что впадаете в сонливость. Используйте мантру, чтобы он стал более сфокусированным и бодрым. Тихо повторяйте про себя мантру, снова и снова. Если ум всё ещё блуждает, то начинайте говорить «Буд-дхо» очень быстро, и начинайте ходить быстро. Таким образом, и ум сможет сфокусироваться быстро.

Памятование о природе тела

Мы также можем медитировать на смерти и умирании или же на непривлекательной природе тела, на созерцании трупов на различных этапах разложения. Мы можем визуализировать тело, разделённое на части, подобно тому, как студент медицинского университета препарирует труп. Мы «снимаем кожу» и «видим» что находится под ней, видим слои плоти, сухожилия, кости, органы. Мы можем умственно отделить каждый орган от тела, чтобы исследовать и понять его. Из чего состоит тело? Каковы его составные части? И это я? Это постоянно? Может ли это называться «мной»?
Тело - просто такой же аспект природы, как и дерево или облако. Основная проблема заключается в привязанности к телу, когда ум цепляется за мнение, будто это самое тело - это моё тело. Ум радуется телу и радуется телам других людей: «Это - я. Это - моё».
Мы берём в качестве объекта кости этого тела. Мы визуализируем кости по мере медитации при ходьбе, видя то, как они белеют, как распадаются и возвращаются в элемент земли. Кости - это кальций, который впитывается в тело через потребление растительной и животной пищи. Он приходит к нам из земли. Со временем эта кость вернётся обратно в землю.
Кальций - это просто кальций. У него нет характеристики «моего кальция» или чьего-либо ещё. Земля просто возвращается обратно в землю, каждый элемент возвращается к своей естественной форме. Это не я. Это не моё. Это не может называться «мной». Мы продолжаем медитировать и разбиваем кость на элементы, возвращая их обратно земле. Мы вновь и вновь формируем кость и снова разбираем её. Мы продолжаем этот процесс визуализации непрерывно до тех пор, пока не придёт чёткое прозрение.
Мы разбиваем это тело на составные элементы и собираем вновь, чтобы увидеть его таким, какое оно есть на самом деле. Тренировка ума в изучении ведёт к мудрости. Повторяя эти упражнения разбивания тела на четыре элемента - огонь, воздух, воду, землю - ум видит и понимает, что это не я, это не моё, это не личность. Он видит, что четыре элемента, составляющие это тело - это просто аспекты природы. Именно ум привязывается к мнению, будто тело - это личность. Поэтому мы бросаем вызов этой привязанности. Мы не следуем ей слепо, поскольку именно привязанность создаёт все наши страдания.

Ещё другим предлагаемым Буддой объектом медитации является рассмотрение покоя, природы умиротворения
Помните - важно не то, сколько часов мы потратили на медитацию, а насколько качественной она была. Если во время ходьбы вперёд и назад ваш ум где-то блуждал, то вы не медитировали в том смысле, который вкладывался Буддой в слово медитация - бхавана, развитие ума Важно именно качество ума, а не количество медитации, которую мы делаем.

Заключение
каждый аспект нашей жизни считается возможностью для медитации. Все процессы жизни являются для нас возможностями исследовать реальность. Мы прилагаем старания для познания вещей, того, что они возникают и исчезают.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10099
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 9 Практики осознанности

Сообщение 19 июн 2025, 02:24

Аджан Брам Осознанность, блаженство и далее

Аджан Брахм делится в этой книге своими опытом и знаниями о джханах - основной части учения Будды о медитации. Инструкции для начинающих в этой книге - одни из самых лучших, а для опытных практиков - не имеют себе равных по яркости описания.
Никогда ранее этот материал не был представлен столь популярным и авторитетным учителем и в такой захватывающей манере изложения. Полная сюрпризов, с отличным юмором, вдохновляющими историями, подробными и ясными практическими инструкциями, эта книга окажет неоценимую помощь новичкам в медитации и даст толчок более опытным практикам.


https://theravada.ru/Teaching/Books/Min ... nd0-sv.htm

https://www.youtube.com/watch?v=faP5JTZa_9E

https://www.youtube.com/watch?v=aJdHdxncGbU


Введение

Медитация — это путь отпускания. В медитации вы отпускаете весь комплекс внешнего мира для того, чтобы достичь мощного внутреннего успокоения. медитация - путь к чистому и мощному уму. Переживание этого чистого ума, освобождённого от мира, неимоверно блаженно. Практикуя медитацию, вначале приходится проделать тяжёлую работу, особенно в самом начале, но если вы упорны, она приведёт вас к очень красивым и значимым состояниям. Не важно — мирянин вы, монах или монахиня — без усилий вы останетесь на том же самом месте.Но одних стараний недостаточно. Усилия должны быть умелыми. Это означает, что вы прилагаете их в нужный момент и удерживаете нужное количество времени, пока работа не выполнена. Правильное приложение усилий подводит вас к красивому спокойствию глубокой медитации.

Аджан Брам
Осознанность, блаженство и далее
Цель медитации

Цель медитации заключается в красивом безмолвии, спокойствии и чистоте ума. Если вы сможете понять для себя эту цель, тогда то, к чему вы прилагаете усилия, равно как и средства для достижения цели, будут намного яснее. Усилия прилагаются к отпусканию, к развитию ума, который устремляется к оставлению. Одно из простых, но глубоких изречений Будды звучит так: «медитирующий, который ставит своей основной целью отпускание, легко достигает самадхи», то есть внимательное спокойствие — это цель медитации Такой ученик достигает подобных состояний внутреннего блаженства почти автоматически. Будда говорил, что основной причиной достижения глубокой медитации и этих мощных состояний является способность оставлять, отбрасывать, отпускать.

Оставление наших тяжестей

Во время медитации мы должны развить ум, стремящийся отпустить, отбросить все тяжести. Спокойно отставьте это, не оглядываясь назад. Подобное отношение ума, который устремляется к оставлению, приведёт вас к глубоким состояниям медитации. посмотрите, можете ли вы создать энергию отречения — готовность оставить всё позади. В медитации оставление происходит постепенно, шаг за шагом. Медитирующие похожи на птиц, которые парят в небе и долетают до горных вершин. Птицы никогда не тащат за собой чемоданы! Опытные практикующие свободно улетают от всех своих тяжестей и поднимаются к красивым вершинам собственного ума. Именно на таких вершинах восприятия они поймут на своём опыте значение того, что мы называем «умом». Именно там они станут просветлёнными — не в мире мыслей, а на парящих вершинах безмолвия собственного ума.

Глава 1. Основной метод медитации I
Первый этап: Осознанность к настоящему моменту
освобождена даже память о том, что произошло мгновение назад. Что бы ни случилось в прошлом, нас это более не интересует, и мы это отпускаем. Это больше не наводняет наш ум.
Иллюстрируя подобный способ развития ума, я обычно привожу в пример комнату, обитую войлоком. Когда любое переживание, восприятие или мысль ударяется о стену этой комнаты, оно не отражается. Оно уходит в войлок и угасает. Прошлое не отдаётся эхом в нашем сознании. Не задерживайтесь в прошлом. Не тащите с собой гробы мёртвых событий. Если же поступите иначе — вы нагрузите себя тяжестями, которые на самом деле вам не принадлежат. Когда вы отпускаете прошлое, вы становитесь свободным в настоящем моменте. Что касается будущего — предвкушений, страхов, планов и ожиданий — отставьте это также. Будда сказал однажды: «Как бы вы не думали о том, что будет, это будет всегда чем-то другим». Мудрые знают, что будущее неопределенно, неизвестно и непредсказуемо. Зачастую бесполезно предвкушать будущее, а в медитации это всегда только потеря времени.

Удивительный и странный ум
нет такого понятия, как плохая медитация. Он был прав. Во всех «плохих» и «неудачных» медитациях вы делаете сложную часть работы, чтобы потом снять сливки. Это подобно тому, как человек работает весь понедельник, но так и не получает денег в конце дня. «Ради чего я всё это делаю?», — думает он. Он работает весь вторник, но всё ещё ничего не получает. Ещё один плохой день. Всю среду и четверг он также работает, и всё равно в кармане пусто. Четыре ужасных дня подряд. Затем наступает пятница. Он делает ту же работу, что и в остальные дни, и тут начальник выдаёт ему зарплату. Эх! Почему зарплату не выплачивают каждый день?
Во время трудных медитаций вы нарабатываете заслуги, причину вашего успеха. Вы развиваете силу, которая создаёт движение к спокойствию. Затем, когда наработано достаточно, ум вступает в хорошую медитацию, и это моменты успеха. Но не стоит забывать о том, что бoльшую часть трудной работы вы проделали во время плохих медитаций.

Груз прошлого и будущего

удерживайте внимание прямо на настоящем моменте, вплоть до того, когда перестанете знать даже о том, какой сейчас день и время суток. Вы знаете только настоящий момент, который происходит прямо сейчас. В этом мире нет времени и вы живёте только этим моментом — как и все мудрые существа, которые переживали этот момент в течение тысяч лет. Вы прибыли в реальность настоящего.
Эта реальность изумительна и потрясающа. Вы здесь. Вы осознанны. Это первый этап в медитации, удержание осознанности только в настоящем. Осуществив этот этап, вы уже проделали большую работу. Вы смогли сбросить первую тяжесть, которая мешает глубокой медитации. Поэтому важно вложить огромные усилия в этот этап, чтобы сделать его сильным, прочным, основательным.
Второй этап: Безмолвная осознанность в настоящем моменте

Во введении мной была очерчена цель этой медитации: красивое безмолвие, тишина, чистота ума, наделённая самыми глубокими прозрениями. Вы смогли отбросить первый груз, препятствующий развитию глубокой медитации. Теперь вам нужно перейти к куда более красивому и правдивому безмолвию ума.

В безмолвии нет слов

При рассмотрении второго этапа важно прояснить разницу между переживанием безмолвной осознанности в настоящем моменте и размышлением об этом переживании. Вы должны понять, что вы гораздо ближе к истине, когда смотрите матч без комментатора, когда вы переживаете только безмолвную осознанность в настоящем моменте.
Иногда мы считаем, что через внутренние комментарии мы познаём мир. На самом деле, внутренняя речь вообще ничего не знает о мире. Именно внутренняя речь создает иллюзии, из которых произрастают страдания. Она является источником всех жизненных проблем. Она создаёт страх и вину, беспокойство и депрессию. Она выстраивает эти иллюзии подобно ловкому актёру, который заставляет публику бояться и плакать. Если вы ищите истину, вы должны ценить безмолвную осознанность и во время медитации наделять её куда большей значимостью, нежели любую мысль.
Основным препятствием безмолвной осознанности является чрезмерно завышенное внимание, уделяемое собственным мыслям. Мудро отбросив ту значимость, которая уделяется размышлению, и, поняв правильность безмолвной осознанности, вы открываете дверь во внутреннюю тишину.
Действенным способом преодоления внутренних комментариев является развитие утончённого восприятия настоящего момента. Вы смотрите на каждое мгновение так пристально, что у вас просто не остаётся времени комментировать то, что только что произошло. Мыслью обычно является мнение о том, что только что случилось: «Это было неплохо», «Это было слишком грубо», «Что это было?». Все подобные комментарии — это следствия предыдущего переживания. Когда вы делаете заметки или комментируете то, что только что произошло, вы не уделяете внимание тому, что происходит сейчас.
Чтобы развить эту метафору, представьте себе, что ваш ум — хозяин на вечеринке, встречающий гостей у двери. Если входит гость, и вы начинаете говорить с ним о том или об этом, вы не справляетесь со своей обязанностью встречать всех новоприбывших гостей. Поскольку гости постоянно входят в дверь, вы должны поприветствовать каждого, а затем сразу же начать встречать других. Вы не можете позволить себе пуститься даже в непродолжительную беседу, иначе пропустите следующих новоприбывших. В медитации переживания идут одно за другим через двери наших чувств в ум. Если вы встретите внимательностью одно ощущение и заведёте с ним беседу, вы упустите следующее переживание, идущее сразу же за ним.
Когда вы в совершенстве улавливаете каждый момент своего переживания, встречаете каждого гостя, входящего в ваш ум, то у вас просто не остаётся времени для внутренних разговоров. Вы не можете болтать сами с собой, потому что целиком и полностью заняты осознанной встречей всего, что пребывает. Это утонченная осознанность в настоящем моменте развивается вплоть до безмолвной осознанности в каждом настоящем моменте.
Развивая внутреннее безмолвие, вы сбрасываете тяжелую ношу.
Другой полезной техникой развития внутреннего безмолвия может быть отмечание промежутков между мыслями или внутренними комментариями. Пристально посмотрите и осознайте, когда мысль закончилась, а новая ещё не появилась — вот! Это и есть безмолвная осознанность! Вначале она может быть лишь кратковременной, но если вы научитесь узнавать эту внутреннюю тишину, вы к ней привыкните. А по мере этого привыкания внутреннее безмолвие будет продолжаться всё дольше. Как только вы обнаружили его, вы начинаете наслаждаться им, а потому и пребывать в нём всё дольше. Но помните, тишина застенчива. Если она услышит, что вы обсуждаете её, она мигом исчезнет!

Безмолвие восхитительно

Было бы чудесно, если бы каждый из нас мог отставить всю внутреннюю речь и пребывать в безмолвной осознанности настоящего момента достаточно долго, чтобы понять, насколько оно восхитительно. Безмолвие даёт куда больше чистоты и мудрости. Когда вы осознаете это, внутренняя тишина станет более значимой и привлекательной. Ум устремляется к ней, постоянно выискивает её, даже среди мыслительного процесса, но только в том случае, если это на самом деле необходимо, если он действительно знает, зачем ему это нужно. Как только мы поймём, что большинство наших размышлений на самом деле бессмысленны, что это никуда нас не приводит, мы с радостью и лёгкостью потратим время, пребывая во внутреннем спокойствии. Поэтому второй этап медитации называется «безмолвная осознанность в настоящем моменте». Возможно, вы захотите уделить достаточно много времени только этим двум этапам, потому что если вы смогли дойти до этого момента, значит, вы уже проделали огромный путь в медитации. В этом безмолвном осознании того, что «есть только сейчас», мы переживаем большой покой, радость и мудрость.

Третий этап: Безмолвная осознанность в настоящем моменте к дыханию

Если мы хотим продвинуться дальше, тогда, вместо безмолвного осознания того, что появляется в уме, мы перенаправляем внимательность в настоящем моменте только к одной вещи. Этим объектом может быть ощущение дыхания, чувство доброжелательности (metta), цветной круг, представляемый в уме (kasina) . Здесь я буду рассказывать о безмолвной осознанности в настоящем моменте к дыханию.

Единство против многообразия

Решение установить внимательность на одном объекте означает отпустить всё многообразие и начать двигаться к его противоположности — единству. Ум начинает собирать и удерживать внимание только на одном объекте, а переживание спокойствия, блаженства и силы ума значительно увеличивается. Здесь мы видим, что распылённость сознания представляет собой ещё один тяжкий груз. Это подобно шести телефонам, которые одновременно звонят на вашем столе. Оставление этого многообразия и позволение звенеть только одному телефону на вашем столе (по приватной линии) доставляет такое облегчение, что вызывает чувство блаженства. Осознание того, что многообразие представляет собой тяжелый груз, крайне важно в успехе фокусирования осознанности на дыхании.
Аккуратное терпение — самый быстрый путь
Если вы cможете удерживать безмолвную осознанность в настоящем моменте длительное время, то обнаружите, что её довольно легко направить на дыхание и наблюдать за ним, не сбиваясь. Это потому, что два основных препятствия медитации на дыхании были преодолены. Первое — стремление ума отправиться в прошлое или будущее, а второе — внутренняя речь. Вот почему я учу двум предварительным этапам осознанности к настоящему моменту и безмолвной осознанности в настоящем моменте как прочному основанию для более глубокой медитации на дыхании.
Зачастую бывает так, что медитирующие начинают медитацию на дыхании, но их умы мечутся между прошлым и будущим, а осознанность тонет в пучине внутренних комментариев. Без правильной подготовки медитация кажется им трудной и даже невозможной, и они в расстройстве забрасывают её. Так случается потому, что они начали не с того места. Они не выполнили предварительную работу перед тем как начать сосредотачиваться на дыхании. Однако если ваш ум прошёл тщательную подготовку, добившись успеха на первых двух этапах, то когда вы обратитесь к дыханию, вы сможете легко удерживать на нём внимание. Если вы видите, что вам трудно смотреть на дыхание, то это знак того, что вы слишком быстро прошли первые две стадии. Вернитесь к подготовительным упражнениям. Аккуратное терпение — самый быстрый путь!
Не важно где наблюдать дыхание

Когда вы сосредотачиваетесь на дыхании, вы фокусируетесь на ощущении дыхания, происходящего в данный момент. Вы ощущаете что делает дыхание, идёт ли оно вовнутрь или наружу или находится в промежутке между вдохом и выдохом. Некоторые говорят о том, что дыхание нужно наблюдать у кончика носа, другие настаивают на том, что это лучше делать в области живота, а третьи считают, что вначале нужно смотреть в одном месте, а потом в другом. Из собственного опыта я понял, что не имеет значения где наблюдать дыхание. На самом деле лучше вообще не определять его в каком-то конкретном месте. Если вы улавливаете дыхание только на кончике носа, то это становится «осознанностью к носу», а не к дыханию, а если наблюдаете за дыханием в области живота, то это становится «осознанностью к животу». Просто спросите себя так: «Я вдыхаю или выдыхаю? Как мне это узнать?» Именно! Ощущение, которое говорит вам о том, что делает дыхание в данный момент, и является объектом внимательности. Не обращайте внимания на то, где располагается это ощущение. Просто сосредотачивайтесь на самом этом ощущении.

Стремление контролировать дыхание

Основной проблемой на этом этапе является стремление контролировать дыхание, что вызывает чувство дискомфорта. Чтобы преодолеть это препятствие, представьте, что вы просто пассажир в автомобиле, который смотрит на своё дыхание через окно. Вы не водитель, ни на переднем, ни на заднем сидении. Перестаньте давать указания, отпустите всё и наслаждайтесь поездкой. Позвольте дыханию дышать, и просто смотрите.
Когда вы отметите, что удерживаете внимание на каждом входе и выдохе примерно сто раз подряд без единого пропуска, то вы достигли, как я называю, третьего этапа медитации, означающего постоянное удержание внимания на дыхании. Это, опять-таки, ещё более спокойная и приятная стадия, чем предыдущая. Далее вы переходите к полному непрерывному осознанию дыхания.
Четвёртый этап: Полное непрерывное внимание к дыханию

На четвёртом этапе ваша осознанность усиливается, чтобы уловить каждый миг дыхания. Вы знаете, что начинается вдох, с самого первого мгновения, как только появляется первое ощущение вдоха. Затем вы наблюдаете, как это ощущение постепенно развивается на протяжении всей длины вдоха, не упуская ни мгновения. Вы знаете момент, когда вдох заканчивается. В своём уме вы видите последнее движение вдоха. В следующий миг вы видите паузу между вдохом и выдохом, а затем улавливаете ещё целый ряд мгновений этой паузы до тех пор, пока не начинается выдох. Вы видите первое движение выдоха и каждое последующее его ощущение вплоть до момента, пока выдох не исчезнет, завершив свою функцию. Всё это происходит в безмолвии и в настоящем моменте.

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература