9 Практики осознанности

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10581
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 9 Практики осознанности

Сообщение 28 авг 2025, 10:58

Ошо - Осознанность | Аудиокнига | Озвучка: Nikosho
https://www.youtube.com/watch?v=K1LdWsbubtQ


Ошо — Осознанность
https://www.youtube.com/watch?v=AvFHSBxpFS8&t=15s
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10581
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 9 Практики осознанности

Сообщение 17 сен 2025, 12:41

ОСОЗНАННОСТЬ: ПУТЬ К БЕССМЕРТИЮ.
/Учение о медитации досточтимого аджана Сумедхо/

Цель этой книги — дать удобопонятное наставление по буддийской медитации и представить некоторые мысли по этому предмету в соответствии с учением аджана Сумедхо, бхиккху
(монаха) традиции Тхеравада. Главы этой книги представляют собой отредактированные выдержки из более пространных бесед, которые аджан Сумедхо проводил с занимающимися медитацией, чтобы дать
практическое введение в мудрость буддизма.


Содержание:
Введение
Несколько слов до начала чтения
Что такое медитация?
Наблюдение дыхания: анапанасати
Мантра "буддхо"
Усилие и расслабление
Осознанная ходьба (джонгром)
Доброта (метта)
Внимательность к Обыденному
Прислушаться к мысли
Препятствия и их прекращение
Пустота и Форма
Внутренняя Бдительность
Миру необходима Мудрость
Прибежище и обеты


Усилие и расслабление

Когда вы практикуете анапанасати,
(анапанасати , практика осознанного дыхания, будет посвящена отдельная тема)
внимательность к дыханию, вы сосредоточиваетесь на ритме дыхания. Я нашел, что для обучения практике полезнее всего замедлять процесс, а не делать всё быстро, как это бывает, когда мы думаем; вы сосредотачиваетесь на ритме, который гораздо медленнее ваших мыслей. Но для анапанасати требуется, чтобы вы притормозили, для чего и используется медленный ритм. И вот мы прекращаем думать: мы довольствуемся одним вдохом и одним выдохом, отдавая все свое время тому, чтобы просто пребывать всего лишь с одним вдохом и одним выдохом — от начала до середины и до конца.
Можете ли вы ограничиться всего лишь одним вдохом? Довольствоваться одним лишь выдохом? Довольствоваться только тем небольшим промежутком времени, который у вас есть, чтобы сбавить обороты?

Когда вашей целью является достижение джханы, поглощенности, при помощи этой медитации, и вы в самом деле вкладываете в неё много усилий, вы не сбавляете обороты, вы стараетесь что-то получить, чего-то добиться и достичь, — вместо того, чтобы смиренно довольствоваться одним дыханием. Успех анапанасати только в этом — во внимательности к дыханию в продолжение одного вдоха-выдоха. Станьте своим вниманием на начале и на конце — или на начале, середине и конце вдоха-выдоха. Это дает вам некоторые определённые точки для размышления, так что если ваш ум во время практики сильно блуждает, вы обращаете на процесс особое внимание, пристально рассматривая начало, середину и конец. Если вы не сделаете этого, ум будет склонен к блужданию.

Всё наше усилие уходит только на это; во время практики все прочее не принимается во внимание. Размышляйте о различии между вдохом и выдохом, рассмотрите его. Что вам больше нравится? Иногда дыхание как будто исчезает; оно становится очень тонким. Кажется, что тело дышит само по себе, и у вас возникает странное чувство, будто вы перестаёте дышать. Это немного пугает.
Но это упражнение; вы сосредоточиваетесь на дыхании, не пытаясь подчинить его. Иногда, когда вы сосредоточиваетесь на ноздрях, вы чувствуете, что дышит всё тело. Тело продолжает дышать, само по себе.

Иногда мы относимся ко всему чересчур серьёзно; мы совершенно лишены радости и счастья, чувства юмора; мы просто всё подавляем. Поэтому порадуйте свой ум, расслабьтесь, почувствуйте себя удобно, отдайте свое время практике, не чувствуя давящей необходимости совершить нечто важное: нет ничего особенного, не надо ничего достигать, нет никакого важного дела. Дело за малым: даже когда у вас бывает только один внимательный вдох за утро, это лучше, чем то, чем занято большинство людей; это, несомненно, лучше, чем оставаться всё время невнимательными.

Если вы — по-настоящему отрицательная личность, тогда постарайтесь стать более добрым человеком, который более терпим к самому себе. Просто расслабьтесь и не превращайте медитацию в тягостную обязанность. Смотрите на неё как на возможность быть мирными и не волноваться на протяжении данного момента. Расслабьте тело и будьте мирны.
Вы не сражаетесь с силами зла. Если вы чувствуете неприязнь к анапанасати, то отмечайте и это. Не смотрите на практику как на нечто такое, что вы обязаны делать, а смотрите на неё как на удовольствие, как на нечто, доставляющее вам подлинное наслаждение. Вам не нужно делать ничего другого, вы можете просто полностью расслабиться. У вас есть все, что вам нужно, у вас есть ваше дыхание; вам надобно просто сидеть тут и в этом нет ничего трудного; вам не требуются никакие особые способности, вам даже не нужно быть особенно умным. Когда вы думаете: «Я не могу сделать этого», — тогда просто распознайте в этой мысли сопротивление, страх или разочарование, а затем расслабьтесь.

Если вы обнаружите, что при практике анапанасати вы напрягаетесь с головы до ног, тогда прекратите её выполнение. Не превращайте практику в трудное занятие, не делайте из нее тягостной обязанности. Если вы не в состоянии выполнять ее, то просто посидите. Когда мне случалось находиться в ужасном состоянии, я просто созерцал слово «мир». Я принимался думать: «мне нужно сделать то... мне нужно сделать се... мне нужно сделать это». А потом я думал: «Да просто будь в состоянии мира, расслабься...»

Сомнения и беспокойство, недовольство, отвращение — вскоре я оказался способен размышлять о мире, повторяя это слово вновь и вновь, гипнотизируя себя: «Расслабься, расслабься...». Появлялись эгоистические сомнения: «Я ничего этим не достигаю, это бесполезно; а я хочу что-то получить». Скоро я оказался способен примириться и с этим. Вы можете успокоиться и, расслабившись, заняться снова анапанасати. Если вам хочется что-то сделать, сделайте.

Сначала практика может оказаться очень утомительной; вы чувствуете себя безнадёжно неуклюжими, как это бывает, когда вы, например, учитесь играть на гитаре. Когда вы впервые начинаете на ней играть, ваши пальцы столь неповоротливы, что дело кажется невозможным; но после некоторой практики вы приобретаете умение, и занятие становится вполне легким. Вы приучаетесь быть свидетелями того, что происходит в вашем уме, а потому можете узнать, когда вы беспокоитесь и напрягаетесь, когда испытываете ко всему неприязнь: вы распознаёте всё это, вы не пытаетесь убедить себя в том, что дело обстоит иначе. Вы полностью осознаёте всё так, как оно есть: что вы делаете, когда оказываетесь до крайности напряжены и нервозны? Вы расслабляетесь.

Я прилагал большие усилия к практике, но это порождало напряжённость и неприятное чувство; я думал: «Я должен делать то-то... я чересчур ленив». Я чувствовал такую ужасную вину, если не медитировал всё время; состояние моего ума было мрачным и безрадостным. И вот я стал наблюдать это свое состояние и медитировать о себе как о сухом пруте. Когда положение стало крайне неприятным, я просто вспомнил противоположное состояние: «Тебе не нужно ничего делать. Некуда идти, нечего делать. Находись в мире с тем, как обстоят дела на самом деле, расслабься, отпусти». Я применял этот метод.

Практикуя анапанасати, вы можете поддерживать усилие в течение одного вдоха. А если не можете удержать его в течение одного вдоха, то удерживайте его, по крайней мере, в течение половины вдоха. При этом вы не пытаетесь сразу же стать совершенными. От вас не требуется делать все правильно из-за того, что у вас есть какая-то идея о том, как все должно быть; вы работаете с такими проблемами, какие они есть. Но если ваш ум разбросан, то распознать ум, который снует туда-сюда — это мудрость, это и будет прозрение. Думать, что вы не должны быть такими-то, ненавидеть себя или чувствовать разочарование из-за того, что вы именно такие, а не какие-нибудь другие, — это неведение.

Практикуя анапанасати, вы распознаёте явления так, как они есть теперь, и начинаете с этого: вы поддерживаете внимание немного дольше, вы начинаете понимать, что такое сосредоточение и принимаете решения, которые способны выполнить. Не берите на себя сверхчеловеческих задач, не будучи сверхчеловеками.

Делайте анапанасати в течение десяти или пятнадцати минут вместо того, чтобы считать себя способными выполнять эту практику целую ночь; не говорите: «Я буду практиковать анапанасати с этой минуты до самого рассвета» — тогда вы потерпите неудачу и рассердитесь. Устанавливайте периоды, которые, как вы знаете, вам под силу выдержать. Экспериментируйте, работайте с умом, пока не поймёте, как нужно прилагать усилия, как расслабляться.

Анапанасати — непосредственная практика. Она приводит вас к прозрению, к випассане. Непостоянная природа дыхания не принадлежит вам, не так ли? С момента рождения тело дышит самостоятельно. Оно совершает вдохи и выдохи — одно состояние обусловливает другое. Пока тело будет жить, это будет способом его существования. Вы ничего не контролируете; дыхание принадлежит природе, оно не принадлежит вам, оно безлично. Когда вы наблюдаете этот факт, вы осуществляете випассану, прозрение. Прозрение не является чем-то возбуждающим, чарующим или неприятным. Оно естественно.

ОСОЗНАННОСТЬ: ПУТЬ К БЕССМЕРТИЮ.
/Учение о медитации досточтимого аджана Сумедхо/
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10581
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 9 Практики осознанности

Сообщение 25 окт 2025, 22:33

Аджан Чаа - Нектар для сердца. Собрание учений

Эта книга является первой попыткой собрать воедино наиболее значимые учения Аджана Чаа, состоящие из объяснений техник и методов медитации, избавления от страдания, успокоения ума, достижения просветления, а также наставлений «живой Дхаммы».


https://akniga.org/adzhan-chaa-nektar-dlya-serdca
https://www.youtube.com/watch?v=vXCMRIfsdUU

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 10581
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 9 Практики осознанности

Сообщение 15 дек 2025, 04:59

Путь к безграничной мудрости - Шайла Катрин

Книга Шайлы Катрин соединяет в себе энциклопедический охват материала с привлекательным изложением, при этом сохраняя поразительную ясность. Это руководство по медитации саматхи и випассаны не имеет аналогов на Западе и, безусловно, окажется полезным для многих поколений практикующих.


Возможно ли сегодня людям достичь состояния глубокого медитативного поглощения джхан? Могут ли современные медитирующие на личном опыте познать и пережить высшие медитативные состояния и осознать освобождающий плод випассаны? Десятилетия обучения как монашествующих, так и мирян со всего мира показали мне, что ответом будет — да.

Эффективные методы практики джханы и випассаны были сохранены и освоены поколениями преданных монахов и мирян, но до недавнего времени они были мало известны на Западе. Много лет назад мой учитель попросил меня посеять семена этого метода на Западе. Под моим руководством Шайла Катерин, одна из моих американских учеников-мирян, с 2006 года тщательно практикует детальные методы развития как джханы, так и випассаны. Я посоветовал ей написать книгу, основанную на её личном опыте, полученном в этом обучении, и очень доволен тем, что она сделала.

Мудрость обширная и глубокая — это прекрасно написанное руководство, которое описывает эффективный подход к пути развития джханы и випассаны. В этой книге представлены медитативные практики, адаптированные из учебника-руководства по медитации V века «Вишуддхимагга«, опирающиеся на философские структуры анализа Абхидхаммы и прочно укорённые в Учении Будды. Этот метод отличается своим акцентом на развитии медитативных поглощений, называемых джхана, в начале практики и точным различением истинной природы ума и материи. Когда ум достигнет сосредоточения и психофизические процессы станут видны ясно видны и различимы, практика прозрения становится четкой, преобразующей и чрезвычайно эффективной для возникновения освобождающего знания. Мудрость обширная и глубокая умело направляет практикующего читателя к переживанию стабильности глубокой концентрации ума, распознаванию тонкой природы материальных и ментальных процессов и осознанию особого умиротворения, возникающего из подлинного знания-прозрения.

Это руководство, уважает как древнюю традицию, так и потребности современных мирян-практиков, но не идёт при этом ни на какие компромиссы. Шэйла Катерин представляет учение Будды, смешивая библейские ссылки, примеры из собственной практики и жизненные истории с подробными инструкциями по медитации. Она пишет с уверенностью, исходящей из подлинного опыта медитации, и ясностью, которая основана на её собственном личном опыте обучения. Сочетание прагматического стиля Шэйлы и теоретических знаний создает поразительное вовлечение читателя, желание применить эти наставления и овладеть всей полнотой этой практики пробуждения. Я настоятельно рекомендую «Мудрость — обширная и глубокая» любому серьезному медитатору, который хочет практиковать то, что открыл и чему учил Будда.

Эта книга, мудрость обширная и глубокая, следует за моим первенцем, книгой «Сосредоточен и безмятежен» — руководством для медитаторов для достижения состояний глубокой радости, спокойствия и ясности, которое содержит начальные инструкции для развития концентрации в повседневной жизни, преодоления препятствий, таких как беспокойство и рассеянность, создания условий для спокойствия, умиротворения и достижения глубоких медитативных поглощений, называемых джхана. «Мудрость обширная и глубокая» углубляет обучение сосредоточению и прозрению, широко используя мудрость, хранящуюся в двух традиционных источниках: Вишуддхимагге, традиционном руководстве по буддийской практике, и Абхидхамме, буддийской философии, которая подчеркивает систематический и аналитический подход к пониманию ума. Структура этих практик и многие иллюстрации взяты непосредственно из обучения, которое я получил от мастера медитации достопочтенного Па-Аука Тавья Саядо из Бирмы (Мьянма). «Мудрость обширная и глубокая» — это, однако, не строгое изложение курса медитации почтенного Па-Аука Саядо. Я привнесла в каждый этап учения, личные примеры и мудрость, почерпнутые из других буддийских источников, которые также поддержали мою практику как Западного мирянина.

«Мудрость обширная и глубокая» — это более расширенное объяснение в углубленное обучение, которое подчеркивает применение сосредоточенного внимания к глубокому и освобождающему прозрению. Благодаря спокойствию, безмятежности и самообладанию, приобретенным благодаря практическому опыту джханы, или глубокого сосредоточения ума, медитирующие будут способны остановить кажущуюся бесконечной борьбу с препятствиями, устранить рассеянность и облегчить проникновение в тонкую природу ума и материи. Именно по этой причине Будда часто наставлял своих учеников: «Развивайте сосредоточение; тот, кто сосредоточен, познает вещи такими, какие они есть на самом деле.»

Книга в Ухе: https://knigavuhe.org/book/put-k-bezgra ... -mudrosti/
https://akniga.org/katrin-shayla-put-k- ... y-mudrosti
https://www.youtube.com/playlist?list=P ... Ntz9wU-VL2

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература