НЛП уже помогло миллионам людей по всей планете быстро и эффективно разрешить свои проблемы, улучшить здоровье и повысить творческий потенциал. Данная книга — «Сердце Разума» — это краткая практическая энциклопедия методов НЛП. Избавление от различных фобий, приобретение оптимального веса, навыки комфортного общения, исцеление от тяжелых недугов — вот неполный перечень тем, раскрытых в этой книге. Читайте, пробуйте, преображайтесь и становитесь счастливее.
Избавление от взаимозависимости: восстановление связи с собственной личностью
Найдите спокойное уединенное место, где вы сможете погрузиться в себя на 15 - 20 минут, чтобы пройти через данный процесс.
1. Определите другого человека. Представьте того, от кого вы, по вашему мнению, зависимы или кем переполнены все ваши чувства. Большинство людей представят родственника или возлюбленного.
2. Почувствуйте, что вы связаны с этим человеком. Представьте, что этот человек стоит рядом с вами. Если вы не видите внутренние образы, просто "почувствуйте" или сделайте вид, что это происходит. Обойдите вокруг этого человека. Обратите внимание на то, как он выглядит. Притроньтесь к нему, чтобы почувствовать, какой он, проанализируйте, что вы ощущаете, находясь рядом с ним. Особенно обратите внимание на чувство полной связи с этим человеком. Теперь обратите внимание на то, что дает вам чувство связанности с ним. Может быть, у вас возникает чувство, что вы связаны с ним физически? Может быть, это непосредственная связь между вашими телами, а может быть, вы соединены с помощью нитей или еще как-нибудь? Обратите внимание на то, где происходит соединение. Многие люди ощущают эту связь в области желудка, груди или паха. Полностью ощутите эту связь, проанализируйте, как она выглядит и что вы при этом ощущаете.
3. Временная независимость. А теперь постарайтесь порвать эту связь хотя бы на мгновение. Что вы при этом почувствуете? Вы можете сделать это, если представите, что ваша рука стала острой, как бритва, и вы перерезаете или рвете связывающую вас нить... Большинство людей чувствуют себя при этом очень неуютно. Это означает, что данная связь играла в их жизни какую-то важную роль. На данном этапе вам еще не следует действительно рвать эту связь, так как вы еще не нашли ей серьезную замену.
4. Найдите позитивную цель. Спросите себя, "что я действительно хочу от этого человека, это способно принести мне удовлетворение?"... Затем спросите: "А какую пользу это способно принести мне?" Продолжайте задавать себе этот вопрос до тех пор, пока вы не дойдете до самой сути ответа. Это могут быть уверенность, безопасность, защита, любовь или чувство собственного достоинства...
5. Развивайте ваше эволюционирующее "я". А сейчас повернитесь вправо (некоторые люди предпочтут повернуться влево) и создайте полный трехмерный образ себя, превзошедшего ваш существующий уровень. Это тот же вы, но обогнавший вас в развитии. Он способен разрешать проблемы, с которыми вы столкнулись в данный момент. Он любит и ценит вас, он стремится воспитать и защитить вас. Он может дать вам то, к чему, как мы выяснили на четвертом этапе, вы действительно стремитесь. Вы можете обратить внимание на то, как он движется, какое у него выражение лица, как звучит его голос, вы можете прикоснуться к нему, чтобы почувствовать, какой он, этот ваш более опытный двойник. Если вы не можете увидеть себя, постарайтесь почувствовать это. Некоторые люди ощущают тепло или видят свет, окружающий этого более находчивого двойника.
6. Трансформируйте связь с другим человеком в связь с собственным "я". Вновь обратитесь к тому человеку, с которым вы связаны. Увидьте и почувствуйте существующую между вами связь. После этого быстро порвите то, что вас связывает и немедленно соединитесь со своим эволюционирующим "я". При этом новая связь должна выглядеть точно так же, как и предыдущая. Насладитесь возникшим у вас чувством зависимости от того, на кого вы всегда можете положиться: самого себя. Поблагодарите это ваше "я" за то, что оно здесь, рядом с вами. Отныне у вас есть компаньон, который поведет вас за собой в будущее, прокладывая вам дорогу и охраняя вас.
7. Уважение к другому человеку. Оглянитесь на человека, с которым вы были связаны. Обратите внимание на оборванные нити, соединявшие вас. Убедитесь, что у этого человека есть возможность восстановить оборванную связь, присоединив ее к себе самому. Если нить, соединявшая вас, исходила у него из пупка, посмотрите, как она возвращается к нему в сердце. Если между вами не существовало таких связующих нитей, то представьте, что этот человек соединяется со своим собственным эволюционирующим "я" точно так же, как это только что произошло с вами. Увиденное позволит вам почувствовать, что этот человек также выиграл от происшедшего, так как он приобрел большее чувство собственной личности. Почувствуйте, как выиграли от случившегося ваши с ним отношения.
8. Усиление вашей связи с собственным "я". А теперь вновь вернитесь к своему эволюционирующему "я", с которым вы отныне связаны. Войдите в него и оттуда посмотрите на себя. Почувствуйте, что значит стать изобретательным, принадлежащим самому себе. После того как вы полностью насладитесь новым ощущением, вернитесь на свое прежнее место, сохранив в себе это чувство.
9. Перенесение в будущее. Обратите внимание на то, что изменится, если вы представите, что отныне вы связаны с людьми на более солидном основании. Представьте, что вы отправляетесь в будущее, имея в качестве компаньона свое новое эволюционирующее "я". Вы можете почувствовать как это эволюционирующее "я" справляется с теми трудностями, которые возникают у вас на пути.
“Я автоматически вижу свое сияющее "я". Оно приходит ко мне само собой, стоит мне только вновь почувствовать зависимость".
Этап первый. Выберите поступок или ощущение, которые вам свойственны, но которые вам не нравятся.
Может быть, вы курите, переедаете, откладываете со дня на день выполнение своих дел, сердитесь или имеете какие-либо физические проблемы. Выберите что-то конкретное (X), а затем подумайте "какая часть меня делает меня X".
Этап второй. Установите связь с этой частью.
Прежде всего погрузитесь в себя и извинитесь перед этой частью за то, что не ценили ее раньше. Скажите ей, что теперь вы знаете, что, будучи X, часть хочет сделать для вас нечто важное и позитивное, хотя сами вы еще не знаете, в чем заключается ее позитивная цель. Чем добрее и любезнее вы будете в общении с этой частью, тем охотнее она установит с вами связь.
Теперь закройте глаза и задайте вопрос, обращенный внутрь себя. "Будет ли часть, заставляющая меня быть X, общаться со мной через сознание?" Задав вопрос, обратите внимание на то, что вы видите, слышите, ощущаете. Людям это часто кажется немного странным. Это действительно забавно, стоит вам лишь обратить внимание на то, что происходит.
Люди получают от своего подсознания самые разнообразные сигналы. Вы можете увидеть человека или животное, какой-то цвет или какое-то очертание. Вы можете слышать звуки и слова. Многие люди получают различные телесные ощущения - пощипывание в позвоночнике, тепло в руках, учащение сердцебиения и т.д.
Часто бывает, что человек испытывает какую-то часть той реакции, которая свойственна ему в проблемной ситуации. Например, если вы работаете с частью, которая заставляет вас испытывать чувство озлобленности, вы можете почувствовать напряжение в желудке или заметите, что сердце у вас стало биться чаще, и это будет тем самым сигналом. Некоторые сигналы настолько уникальны и необычны, что вы немедленно поймете, что ваша часть вступила с вами в контакт. Временно сигналы могут походить на ваши обычные чувства и представления. Как только вы получите сигнал, остановитесь и поблагодарите вашу часть за то, что она решила с вами общаться.
Рефрейминг происходит благодаря вашему общению с "подсознательными" частями, поэтому очень важным моментом является невозможность подделать подобный сигнал с помощью сознательных усилий. Проверить подлинность сигнала очень легко: постарайтесь сознательно воспроизвести полученный вами сигнал. Если это вам не удастся, значит все идет; нормально, и вы можете перейти к следующему этапу.; Если же вам удастся воспроизвести полученный вами сигнал, вы можете еще раз обратиться к своей внутренней части со словами: "Я должен быть уверенным, что общаюсь именно с тобой, а для этого мне нужно получить сигнал, который полностью выходит из-под моего контроля. Поскольку мне удалось продублировать только что полученный от тебя сигнал, я прошу тебя выбрать такой сигнал, который бы я не смог в точности повторить". Затем ждите ответа. Каждый раз, когда часть вступает с вами в общение, благодарите ее, пусть даже вы не все еще понимаете. В зависимости от того, что вы увидите, услышите или почувствуете в ответ на свой вопрос, вам необходимо узнать, когда ваша часть говорит "да", а когда "нет". Погрузитесь в себя и вновь обратитесь к своей части: "С тем, чтобы мне точно знать, что ты имеешь в виду, я прошу тебя усилить сигнал, если ты хочешь сказать "да, я хочу с тобой общаться". (Возможно, сигнал станет более сильным, ярким, объемным). "Если ты имеешь в виду ответ "нет, я не хочу с тобой .общаться", пожалуйста, уменьши подаваемый тобой сигнал". (Сигнал станет менее сильным, ярким, объемным.)
Обычно сигналы либо усиливаются, либо ослабевают, и для нас в действительности не имеет значения, что именно происходит с сигналом. Если часть дает нам .знак: "Нет, я не хочу с тобой общаться", она тем самым продолжает с вами общаться. Обычно такая фраза означает, что часть обладает некой информацией, которую она не хочет вам сообщить, и в этом нет ничего плохого. Это объясняется тем, что в этой информации просто нет необходимости.
***
Этап третий. Отделите поступок от позитивного намерения.
Итак, пора провести отличие между поведением и реакцией части и ее позитивным намерением или позитивной целью. Не забывайте, что мы исходим из утверждения, что, даже если эта часть делает что-то нам не нравящееся, она делает это с какой-то важной позитивной целью.
Погрузитесь внутрь себя и спросите часть. "Хочешь ли ты мне объяснить, какую положительную цель ты преследуешь, поступая X?" Часть может использовать тот же самый сигнал да/нет, о котором вы условились на втором этапе.
Если часть даст сигнал "да", поблагодарите ее " попросите ответить на вопрос. Если же часть даст сигнал "нет", также поблагодарите ее и скажите, что вы догадываетесь о ее позитивном намерении скрыть от вас ответ, так как на данном этапе для вас это будет лучше. Вы можете перейти к четвертому этапу даже в том случае, если вы не знаете позитивного намерения.
Очень важно не подкреплять все своими догадками, не решать самому, что говорит ваша часть. Рёфрейминг дает возможность получить ответ непосредственно от части. Если вы не уверены в том, что говорит и показывает вам часть, вы можете воспользоваться сигналом да/нет и уточнить полученную информацию. Например, вы можете сказать себе: "Я думаю, что твоя позитивная цель заключается в том, чтобы помочь мне достичь успеха. Пожалуйста, дай мне сигнал "да", если это так, и "нет", если это я ошибаюсь". Каждый из нас получает совершенно уникальные сообщения, которые могут полностью отличаться от подобных сообщений у других людей. Часто то, о чем сообщает мигрень у одного человека, не будет совпадать с тем, что несет она другому человеку. (Еще хуже домысливать за чьи-либо части и объяснять другому человеку, какое сообщение он получит от своего подсознания.)
Если сначала вы получили "позитивную цель", которая вам не нравится или кажется отрицательной, поблагодарите свою часть за предоставленную информацию. Затем спросите: "Какую пользу ты мне приносишь, поступая таким образом?" Продолжайте задавать этот вопрос до тех пор, пока не получите позитивную цель, с которой вы будете согласны.
До настоящего времени мы называли вашу часть "часть, которая заставляет вас быть X". Теперь эту же самую часть мы начнем называть "часть, которая хочет У". Таким образом мы признаем ее позитивную цель и станем ее союзником.
Этап пятый: примите решение о реакции.
До этого момента вы, оставаясь все время одухотворенным, лишь признавали слова вашего оппонента и собирали необходимую информацию. Теперь у вас достаточно информации, чтобы решить, как поступить. Вы знаете, с чем вы согласны, а с чем - нет. Реакция, которую выбирает ваш двойник, полностью зависит от ваших личных целей, ваших ценностей, ваших взаимоотношений с оппонентом и т.д. Вы можете заметить, насколько легче выбрать реакцию, когда вы одухотворены, нежели когда вы чувствуете себя атакованным. Мы предлагаем на ваше усмотрение несколько возможных реакций:
а) Для начала дайте понять вашему оппоненту, с чем вы согласны. "Я рад, что ты обратила на это мое внимание. Я не знал, что то, что я делаю, имеет такое воздействие. В следующий раз я постараюсь поступить иначе".
б) Ваша реакция может включать извинение: "Я прошу прощения. Несомненно, мой поступок был бестактен и недальновиден". Искреннее извинение поможет вам восстановить взаимоотношения, особенно, если вы в действительности планируете в дальнейшем поступить иначе.
в) После того как вы согласились с вашим оппонентом или извинились перед ним, возможно вам захочется добавить что-либо, что помогло бы вашему оппоненту понять, что вы придерживаетесь другого мнения. "Я благодарен тебе за то, что ты мне прямо сказала, что тебя волнует. Я знаю, что я часто смотрю в сторону, когда со мной разговаривают. Но это помогает мне лучше сосредоточиться. Чаще всего это случается тогда, когда ты сообщаешь мне что-то важное, и мне нужно некоторое время, чтобы понять сказанное".
"Я согласен, я был слишком снисходителен к детям. Но я не знал о том, какое воздействие это может на них иметь. Ведь я бываю дома в основном только вечером, а ты проводишь с ними весь день. И мне кажется, что вся забота о детях лежит на тебе. Я думаю, что нам стоит решить, кто отвечает за детей каждый вечер. Если мы решим, что ответственность лежит на мне, я буду знать, что в мои функции будет входить наведение дисциплины в случае необходимости".
г) Спросите оппонента, что бы он предпочел: "Что мне сделать, чтобы исправить ситуацию?" Это вовсе не означает, что вам непременно нужно сделать это, подобный вопрос просто поможет получить ценную
информацию. Иногда оппонент просит о чем-то трудном или бессмысленном. Но чаще всего он дает вам понять, что могло бы его удовлетворить, и это оказывается настолько простым, что вы с удовольствием выполняете просьбу.
д) Дайте оппоненту понять, что в будущем вы планируете вести себя иначе: "Ты права. Я действительно спланировал семейный Отпуск, не посоветовавшись с тобой. Давай забудем об этом плане и начнем все сначала. А в следующий раз, планируя что-то важное, я обязательно узнаю твое мнение".
е) Если вы абсолютно не согласны со своим оппонентом, даже после того, как собрали достаточно информации, вы можете сказать ему об этом: "Спасибо, что ты поделился со мной своей точкой зрения. А вот то, что я думаю по этому поводу", " У нас совершенно различное мнение по этому вопросу, и каждый из нас имеет право думать так, как ему хочется.
ж) Может случиться, что взгляды вашего оппонента покажутся вам настолько отличными от ваших, что вы не захотите терять время на их обсуждение: "Поскольку наши взгляды абсолютно расходятся, я не думаю, что дальнейшая дискуссия может нам чем-то помочь".
Две (или более) нормы
Очень часто, когда мы нарушаем какую-то норму и испытываем при этом чувство вины, мы, в действительности, следуем при этом какой-то другой, более важной норме, которую, возможно, мы не очень сознаем. "Какой нормы я придерживался, когда нарушал другую норму?" - такой вопрос, возможно, окажется вам полезным. Тоже самое можно сформулировать и несколько иначе: "Какую позитивную цель я преследовал, нарушая эту норму?" Если мы поймем, что в действительности следовали какой-то более важной норме, то скорее будем ощущать удовлетворение и полноту жизни, нежели чувство вины и стыда. Все это послужит хорошим основанием при рассмотрении того, как вам следует поступать в будущем.
Мета-нормы
Человек, чрезвычайно озабоченный собственным совершенством, будет испытывать чувство вины чаще всего. Часто в своих мыслях он исходит из убеждения в том, что все, что он делает, непременно должно быть совершенным, или что его гуру знает, как следует все делать. Мы можем рассматривать это как некую мета-норму, то есть норму обо всех нормах.
Прежде всего вам следует отметить, не замечали ли вы за собой подобного стремления к совершенству. Переход к более правильному восприятию, ошибок как к средству приобретения знаний может потребовать дополнительных шагов. Этот переход окажется более лёгким, если вы будете иметь мета-норму, касающуюся использования обратной связи. Мы часто предлагаем нашим клиентам следующую перспективу: "Одной из самых важных норм, которой может обладать человек, является способность замечать, что ваше поведение не соответствует нормам жизни.
Обладая такой способностью, вы либо сможете подогнать свое поведение к вашей норме, либо пересмотреть и исправить ваши нормы в случае, если они неуместны или устарели. Если вы этого не сделаете, то ваши нормы будут абсолютно произвольны и бессмысленны. Умение быть человеком, способным извлекать пользу из своих ошибок и исправлять свое поведение и свои нормы; - это гораздо более важно, чем быть человеком, который с первого раза делает все в совершенстве.
Очень полезно иметь такие нормы, которые бы направляли нас к тем переживаниям, которые мы хотим получить от жизни. Если мы замечаем, что преступили какую-то норму, мы можем пересмотреть наше поведение и наши нормы жизни, предпринять меры к их совершенствованию, возместить ущерб за причиненный нами вред. И тогда наша жизнь станет этически и морально полноценной, и нам не надо будет мучиться, переживая чувство вины или стыда.
Четыре наиболее часто встречающихся стиля мотивации
Некоторые люди сочетают в себе все четыре стиля до тех пор, пока не найдут более оптимального способа.
1. Негативный мотиватор.
многие люди могут мотивировать себя, лишь представляя все те несчастья, которые могут случиться, если они не выполнят того, что от них требуется. Они представляют, как их машина разваливается на части, так как они не следят за ней. представление неприятных последствий - малоприятное занятие и не является достаточно быстрым побудителем к действию.
Такой негативный мотивационный стиль может оказаться очень эффективным для определенных людей и в определенных ситуациях.
Однако, если человек мотивирует себя только с помощью опасений, он, вероятнее всего, будет постоянно находиться в стрессовом состоянии. Другая проблема, связанная с негативной мотивацией, очень хорошо подмечена в старой пословице: "Из огня да в полымя". Сфокусировавшись на том, чего вы должны избежать, вы можете не заметить, что попадаете в худшую ситуацию. Постоянное реагирование только на отрицательное не оставляет вам времени на то, чтобы понять, что хорошее вы хотите от жизни. Мы рекомендуем людям, руководствующимся данным стилем мотивации, подключить то, что они хотят сделать.
Если мы видим, что стиль негативной мотивации является .в человеке достаточно эффективным, то мы бываем очень осторожны в предложении любых изменений или добавлений к данному стилю .
2. "Диктаторский" стиль мотивации
Диктатор мотивирует себя с помощью приказов, данных непреклонным, неприятным тоном голоса. Часто голос можно идентифицировать с голосом родителей или с каким-то другим авторитетным лицом из нашего прошлого.
Человек, прибегающий к данному стилю, может быть мотивирован гораздо проще, если сменит форму приказа на форму приглашения к действию. Переход к более приятному, соблазнительному тону голоса, а так же изменение формулировки обращения меняют все дело. "вынужден", "должен" и "обязан" могут быть легко заменены такими фразами, как "Было бы очень мило, если бы", "Было бы полезно, если бы" и "Я хочу".
3. Стиль мотивации, предполагающий представление о выполнении дела.
Многие люди представляют не результат своего труда, а процесс его выполнения. Отсутствие мотивации часто является главным препятствием к достижению успеха и эффективности. Вы сможете преодолеть эту трудность, если начнете думать об уже завершенном деле, вместо того, чтобы представлять весь процесс его выполнения. Иногда вам придется сделать еще один шаг и представить, в чем ценность осуществления данного дела.
4. Всеохватывающий стиль мотивации.
Некоторые люди начинают представлять всю задачу в виде одной большой, бесформенной, трудноразличимой массы работы и, естественно, чувствуют себя подавленными. "Как можно съесть слона? - Каждый раз откусывая по кусочку".
Вы можете начать с того, что представите свою работу завершенной. Затем вы обратите внимание на то, какие небольшие шаги приведут вас к осуществлению работы. Итак, теперь вместо одной большой угнетающей задачи у меня несколько более мелких задач. В случае, если даже эти задачи удручают меня, я могу разбить их на еще более мелкие.