Аштавакра-гита Аштавакра-гита, также известна под названием Аштавакра-самхита — священный текст индуизма, излагающий философию Адвайта-веданты. Содержание текста представляет собой беседу мудреца Аштавакры и легендарного царя Джанака. Аштавакра-гита — сравнительно короткий текст, разбитых на 20 глав. Тем не менее, описание мистического опыта в Аштавакра-гите по своей силе, выразительности и поэтичности сравнивается современными комментаторами с диалогами Платона, Дао дэ цзин и Бхагавад-гитой
Аштавакра-гита излагает традиционную философию Адвайта-веданты. Высокую оценку Аштавакра-гите дали представители данной традиции Рамакришна и Вивекананда, а также известные индийские философы и духовые учителя
(Следует помнить об особенностях перевода некоторых слов, например, перевода "шанти" ("спокойствие"), "шитала" ("невозмутимый") и т. д. как "смирение", "смирный", которые не являются их точными значениями и вызывают у большинства людей иную ассоциацию.)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Аштавакра-гита
Аштавакра-гитаДжанака сказал:
Как приобретается знание? Как достигнуть освобождения? И что есть беспристрастность, которой надо достичь перед тем?..
Аштавакра сказал:
Если Вы ищете освобождение, мой дорогой, избегайте объектов чувств, подобно яда. Откройтесь нектару терпимости, искренности, сострадания, удовлетворенности и правдивости.
Вы никакая не земля, вода, огонь, воздух или даже эфир. Желающий освобождения знает себя как сознание, свидетеля этих пяти.
Если только Вы останетесь покойным в сознании, наблюдая самого себя, в отличие от тела, то даже теперь Вы станете счастливым, мирным и свободным от обязательств.
Вы не то, что видит глаз. Вы одинокий и бесформенный, свидетель всего — теперь счастливы.
Справедливость и несправедливость, удовольствие и боль имеет умственную, телесную природу и теперь никак не беспокоят вас. Вы не являетесь ни делающим, ни получающим последствия дел; Вы всегда свободны.
Вы — отрешенный свидетель всего, и всегда полностью свободны. Причина неволи — то, что живущий знает свидетеля как нечто другое.
Когда Вас кусала черная змея самомнения, думали глупо, что “я — делающий”, теперь пьете нектар ощущения “я — не делающий”, и счастливы.
Сожгите дотла лес невежества огнем понимания. Знайте, “я — одно чистое сознание.” С пеплом теперь оставшись, будьте счастливым, свободным от страданий.
То, в чем все рождается, слишком подобно змее, кажущейся в веревке; эта радость, высшее знание и понимание — то, чем Вы являетесь; теперь будьте счастливым.
Если думать о себе как свободном, — каждый свободен, и если думать о себе как о связанном, — каждый связан. Так, слова “медитация делает реальностью мысли” - истинны.
Джанака сказал:
Как приобретается знание? Как достигнуть освобождения? И что есть беспристрастность, которой надо достичь перед тем?.. Сообщи мне это, господин 1.1
Аштавакра сказал:
Если Вы ищете освобождение, мой дорогой, избегайте объектов чувств, подобно яда. Откройтесь нектару терпимости, искренности, сострадания, удовлетворенности и правдивости. 1.2
Вы никакая не земля, вода, огонь, воздух или даже эфир. Желающий освобождения знает себя как сознание, свидетеля этих пяти. 1.3
Если только Вы останетесь покойным в сознании, наблюдая самого себя, в отличие от тела, то даже теперь Вы станете счастливым, мирным и свободным от обязательств. 1.4
Вы не то, что видит глаз. Вы одинокий и бесформенный, свидетель всего — теперь счастливы. 1.5
Вы — отрешенный свидетель всего, и всегда полностью свободны.
Когда Вас кусала черная змея самомнения, думали глупо, что "я — делающий", теперь пьете нектар ощущения "я — не делающий", и счастливы. 1.8
Сожгите дотла лес невежества огнем понимания. Знайте, "я — одно чистое сознание." С пеплом теперь оставшись, будьте счастливым, свободным от страданий. 1.9
Если думать о себе как свободном, — каждый свободен, и если думать о себе как о связанном, — каждый связан. "медитация делает реальностью мысли" 1.11
Ваша реальная природа — одно совершенное, свободное и бездействующее сознание, уникальный свидетель — отрешенный от чего-либо, без мирских желаний. Это — иллюзия, когда Вы, кажется, вовлечены в какие-то дела. 1.12
Вы долго были пойманным в ловушке отождествления с телом. Разъедините ножом знания ловушку, увидев — "я есть сознание", и будьте счастливы, мой дорогой. 1.14
Вы действительно свободны и бездействующи, самосияющий и безупречный — уже. Причина вашей неволи — то, что Вы все еще обращаетесь к текучему уму. 1.15
Все лишь окружает и покрывает Вас, потому что Вы есть чистое сознание1.16
Вы не обусловленное и неизменное, бесформенное и неподвижное, непостижимое сознание, невозмутимый — такое сознание не привязывается. 1.17
Признайте, что очевидное иллюзорно, в то время как непроявленное — прочно. Через это проникновение в истину Вы избежите падения в нереальность снова. 1.18
Также, как зеркало существует как предмет, отличающийся от отражений, так Всевышний существует и кроме посредства этого тела. 1.19
Джанака сказал:
Верно; я — совершенен и покоен, будучи сознанием вне обычных причин и следствий. Я был пленён заблуждением. 2.1
Поскольку я один даю свет этому телу, — я просвещаю мир. В результате целый мир мой, и, с другой стороны, ничто не мое. 2.2
Теперь, отрешившись от тела, внезапно, так или иначе моя истинная самость стала очевидна. 2.3
Также как волны, пена и пузыри не отличается от воды, так все это, исходившее от меня, — ничто другое, кроме меня. 2.4
Так же как ткань, когда исследована, оказывается только нитью, когда все понято — оказывается ничем другим, кроме меня. 2.5
Свет моя естественная природа, Когда мир сияет бесконечно, это — просто я сам, который сияет бесконечно. 2.8
Все, изошедшее из меня растворяется назад в меня, подобно траве назад в почву, волне в воду и браслету в золото. 2.10
Слава мне, неуничтожимому, существующему даже после разрушения мира, — от Брахмы до последней травинки. 2.11
Даже в теле, я ни иду и не прихожу никуда; я пребываю всегда, заполняю все. 2.12
Я не обладаю ничем вообще и, с другой стороны, обладаю всем, к чему может обратиться речь и ум. 2.14
я являюсь одной совершенной реальностью, состоящей из сознания. 2.16
Я — чистое сознание, хотя через невежество вообразил, что имею дополнительные атрибуты. Непрерывно отражаю подобия подобий; мое же настоящее место — Невообразимое. 2.17
Для меня нет ни обусловленности, ни освобождения. Иллюзия потеряла свою основу и кончилась. Истинно, все это существует во мне, хотя в конечном счете это даже не существует во мне. 2.18
Я признал, что все это и мое тело — ничто, в то время как моя истинная самость — только чистое сознание – ну и что может работа воображения теперь? 2.19
Тело, небеса и ад, неволя и освобождение, и так же страх попасть под власть иллюзии… Что до этого тому, чья природа — сознание? 2.20
Я — не тело, не владелец тела. Я не являюсь живущим. Я — сознание. Это моя жажда жизни была моей неволей. 2.22
Истинно, всё это — в безграничном океане себя самого, оживляемое красочными волнами миров, внезапно возникающих в ветре сознания. 2.23
Как замечательно то, что в безграничном океане меня самого волны живых существ возникают, сталкиваются, играют и исчезают, согласно своей природе. 2.25
Джанака сказал:
Верно; я — совершенен и покоен, будучи сознанием вне обычных причин и следствий. Я был пленён заблуждением. 2.1
Поскольку я один даю свет этому телу, — я просвещаю мир. В результате целый мир мой, и, с другой стороны, ничто не мое. 2.2
Теперь, отрешившись от тела, внезапно, так или иначе моя истинная самость стала очевидна. 2.3
Также как волны, пена и пузыри не отличается от воды, так все это, исходившее от меня, — ничто другое, кроме меня. 2.4
Так же как ткань, когда исследована, оказывается только нитью, когда все понято — оказывается ничем другим, кроме меня. 2.5
Свет моя естественная природа, Когда мир сияет бесконечно, это — просто я сам, который сияет бесконечно. 2.8
Все, изошедшее из меня растворяется назад в меня, подобно траве назад в почву, волне в воду и браслету в золото. 2.10
Слава мне, неуничтожимому, существующему даже после разрушения мира, — от Брахмы до последней травинки. 2.11
Даже в теле, я ни иду и не прихожу никуда; я пребываю всегда, заполняю все. 2.12
Я не обладаю ничем вообще и, с другой стороны, обладаю всем, к чему может обратиться речь и ум. 2.14
я являюсь одной совершенной реальностью, состоящей из сознания. 2.16
Я — чистое сознание, хотя через невежество вообразил, что имею дополнительные атрибуты. Непрерывно отражаю подобия подобий; мое же настоящее место — Невообразимое. 2.17
Для меня нет ни обусловленности, ни освобождения. Иллюзия потеряла свою основу и кончилась. Истинно, все это существует во мне, хотя в конечном счете это даже не существует во мне. 2.18
Я признал, что все это и мое тело — ничто, в то время как моя истинная самость — только чистое сознание – ну и что может работа воображения теперь? 2.19
Тело, небеса и ад, неволя и освобождение, и так же страх попасть под власть иллюзии… Что до этого тому, чья природа — сознание? 2.20
Я — не тело, не владелец тела. Я не являюсь живущим. Я — сознание. Это моя жажда жизни была моей неволей. 2.22
Истинно, всё это — в безграничном океане себя самого, оживляемое красочными волнами миров, внезапно возникающих в ветре сознания. 2.23
Как замечательно то, что в безграничном океане меня самого волны живых существ возникают, сталкиваются, играют и исчезают, согласно своей природе. 2.25
Не важно, что написано. Важно, как понято.