Совр. адвайта: "просветление для ленивых" Йога Васиштха

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9808
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Совр. адвайта: "просветление для ленивых" Йога Васиштх

Сообщение 30 мар 2025, 00:08


 Осознавание - это субстанция всех вещей


Кажущаяся непрерывность любого объекта фактически является непрерывностью Сознания. Можно сказать, что в потоке опыта именно «Осознавание» или «Способность переживать» сохраняется и является непрерывной, и что явление - просто модуляции этого Осознавания. Явление не имеет самостоятельной субстанции или непрерывности.
Осознавание присутствует до, во время и после каждого опыта.
В каждом явлении Осознавание принимает форму этого явления. В отсутствие какого-либо явления, Оно просто остается, каким всегда есть.
Как явление, каждый объект ограниченный. Например, тело/ум ограничены в качестве явления. В Реальности, субстанция этого явления – само Сознание, которое не имеет никаких ограничений.
С точки зрения невежества, Сознание кажется принимающим качества тела/ума. То есть, Оно как бы становится личным и ограниченным. С точки зрения понимания, наше истинное тело и наш истинный ум - это само безличностное, неограниченное Сознание.

До и после каждого явления, Осознавание просто знает Себя, как Себя. Это Само- осознание - бесцветное, прозрачное, Само-светящееся и Само-очевидное.
Все, что остается после исчезновения объекта, не имеет объективных качеств. Тем не менее, остается "Переживаемость". Это то, чем является Сознание. Это чистое Переживание. Когда нет никаких объектов, эта Переживаемость остается, как Она всегда есть, переживая Себя. «Переживаемость» или «Осознавание» являются синонимами «Сознания».
Желание пережить Переживаемость или осознать Осознавание в качестве объекта, является именно тем, что мешает нам сознательно пребывать Переживаемостью или Осознаванием. Таким образом, ища Себя повсюду, Сознание теряет Себя.
Именно это беспокойство, желание пережить Сознание в качестве объекта, скрывает переживание Сознанием Самого Себя.
Несмотря на это, Сознание, на самом деле, всегда знает Себя. Оно не может «не знать» Себя, потому что знание - Его природа. Тем не менее, иногда Оно знает Себя, не осознавая, что Оно знает, не распознавая Себя. Оно не осознает, что осознает Себя.

Желание пережить Сознание в качестве объекта приходит из убеждения, что Сознание еще не присутствует. Эта вера подпитывается и обосновывается глубоким ощущением нехватки на уровне тела, чувства: "Я хочу что-то. Мне нужно что-то".
Каждый раз, после приобретения желаемого объекта это чувство нехватки успокаивается, Сознание мельком осознает Себя, и этот опыт известен как Счастье. На самом деле, это не краткий миг. Это безвременный момент.
Однако, счастье вызывает не приобретение объекта. Это растворение ощущения нехватки, которое вызвано приобретением очередного объекта, позволяет выявить существовавшее все время Счастье.

Итак, отпускание этого желания испытать Сознание в качестве объекта, которое на самом деле, мешает нам осознанно пребывать Сознанием, требует больше, чем просто понимания того, что Сознание не является объектом.
Здесь требуется глубокая чувствительность к ощущению нехватки, к чувству, что нам нужно что-то, чего нет, чтобы сделать нас счастливыми, к чувствам и импульсам на уровне тела, и к тому, как мы избегаем их посредством мышления.
Как только мы это поняли, мы больше не нуждаемся в приобретении объекта, чтобы растворить это ощущение нехватки. Мы идем прямо к самому чувству нехватки и принимаем его, как оно есть. Мы не поддаемся импульсу и не избегаем его с помощью мышления, желания и действия. У нас есть мужество встретиться с ним лицом к лицу. У нас есть мужество не пытаться облегчить его, ничего не делать по этому поводу.
Мы просто позволяем чувству нехватки полностью присутствовать. Мы ничего не добавляем к нему. Это легко, потому что мы, Сознание, уже являемся позволением и приветствием всему, что есть.
Мы просто позволяем Сознанию позаботится обо всем.
Это опускание чувств к телесным ощущениям в нашем понимании легко осуществляется через ясное видение.
Желания, конечно же, продолжают возникать, но их целью больше не является ни избегание чувств, ни достижение Счастья. Их цель состоит в том, чтобы выразить Счастье. Их цель – а на самом деле, их природа - это проявить, поделиться и праздновать Счастье.

Имеет ли индивидуум свободную волю?

Ничто не связывает Сознание, за исключением Его собственного желания связывать Себя посредством убеждений.
Это правда, что отдельная личность не имеет свободы, но так как нет отдельной личности, зачем это упоминать?
Сознание, которым мы являемся - сама свобода. Мы, как Сознание, имеем абсолютную свободу. Мы - абсолютная свобода. Как отражение настоящей свободы - это правда. Ложная только интерпретация, что эта свобода является свободой индивидуальной сущности.

Это исследование природы опыта происходит внутри Сознания и является выражением Сознания. Нет никакой сущности, которая выполняет исследование. Даже с точки зрения научного материализма в этой вселенной не существует никаких отдельных сущностей. Все взаимосвязано. Если все умы, тела и миры, которые существуют, взаимосвязаны в одной целостной системе, то как тогда Сознание, которое рассматривается в научном материализме как побочный продукт этой системы, само по себе может быть индивидуальным и отделенным? А если нет отдельного независимого Сознания, то как может быть отдельным, независимым тот, кто думает, выбирает, исполняет, наслаждается, исследует?

Наш опыт является одним из потоков явлений в Сознании. Эти события – мысли, чувства, ощущения и восприятия, одно за другим ... A, B, C, D, E ... Каждое совершенно уникально, и каждое полностью исчезает перед возникновением следующего.

Представьте себе ряд событий следующим образом:...
«Я» в этом потоке событий само по себе является просто еще одним явлением, как и все остальные. «Я» - это «я»-мысль
В промежутке между двумя мыслями лежит безвременное присутствие Сознания, голубое небо, сияющее между облаками. «Я»-мысль создается, чтобы заполнить этот промежуток, чтобы выдать себя за истинное «Я» Сознания.
«Я»-мысль исчезает до появления следующей мысли, и появляется снова после нее, чтобы заполнить следующий пробел.
Таким образом, многочисленные «я»-мысли нанизываются вместе, и считаются последующей мыслью, как будто бы существующими в качестве постоянной сущности, которая присутствует между и за всеми явлениями.
Однако, это Сознание, а не отдельная сущность, всегда присутствует между и за каждым восприятием.

Отдельная сущность создается мыслью, которая ее думает, и является ни чем иным, как этой мыслью в этот момент. В следующий момент она исчезает, как и любая другая мысль. Это самозванец!

Все вызывает все. Тотальность в любой момент является причиной тотальности.
Или мы можем сказать, что все спонтанно возникает из Сознания, и что Сознание, следовательно, - единственная и окончательная причина всего.
идея причинности полностью разваливается, когда становится понятно, что опыт – это не ряд событий, возникающих в Сознании, а что Сознание Само по Себе принимает форму слушания, мышления, дегустации, наслаждения, восприятия и т.д.
Наш опыт – это не ряд событий. Это одно всегда присутствующее событие, одно всегда присутствующее не-событие. Сознание. Бытие. Реальность. Недвижимое, неизменное, однородное.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9808
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Совр. адвайта: "просветление для ленивых" Йога Васиштх

Сообщение 30 мар 2025, 00:12

Легкость бытия

Сознание по своей природе не отождествляется с телом или умом. Сознание предшествует телу, уму или миру.
Естественным состоянием Сознания является Свобода, Счастье и Покой.
Когда появляется объект, он появляется как модуляция Сознания.
Сознание одновременно является веществом и свидетелем всего, что появляется.
Тем не менее, Сознание не отделено и не удалено от объекта, воспринимая его на расстоянии. Когда объект присутствует, этот объект является одним с Сознанием. Если они разделяются, объективный аспект мгновенно теряется, в то время как Сознание остается таким, как всегда.
Объект - это форма, которую принимает Сознание, так же, как волна является формой, которую принимает вода.
Сознание едино с каждым объектом. Фактически, в конечном счете, не существует никаких объектов. Существует только Сознание, от момента к моменту принимающее форму нашего переживания.
Объект не может появиться, если он не един с Сознанием. Сознание является каждым явлением, но это не значит, что Сознание ограничивается этим явлением.

Идея «я - это тело» возникает в Сознании как и любое другое явление и, как таковая, это форма, которую Сознание принимает в данный момент.
Однако тот факт, что она возникает в Сознании, не обязательно делает ее правдивой, так же, как не правдива мысль два плюс два равняется пяти, которая также возникает в Сознании.
Это выражение Истины, но это не Истина.
Ощущение или совокупность ощущений, которые называют «телом» также редко появляется без какого-либо восприятия мира.

Эта совокупность ощущений и восприятий является одним сплошным переживанием.
Тем не менее, Сознание произвольно делит этот сплошной опыт ощущений/восприятий на две части - ощущения и восприятия.
Оно делает это путем отождествления Себя исключительно с ощущениями, с телом, и разотождествлением Себя с восприятиями, с миром.
Оно думает: "Я - эта совокупность ощущений, тело, но не группа восприятий, мир".
Поэтому, проблематична не столько идея «я - это тело», а идея «я-это-только-тело».
...опыт в каждый момент - одна сплошная тотальность.
Сознание едино с тотальностью всех опытов, а не только с фрагментом - телом/умом.

Для перехода ко второму этапу понимания, Сознание, в первую очередь, отказывается от Своего исключительного отождествления с отдельным телом/умом и познает Себя как ничто, как не что-то, не объект и не явление. Оно познает Себя в качестве свидетеля всех объектов, до того, как снова соединится с тотальностью Своего опыта и распознает Себя, как все.
Сознание переходит от "Я есть что-то" к "Я-ничто", и затем от "Я-ничто" к "Я-все", никогда не бывая и не становясь чем-то, кроме Самого Себя.

Нет ничего иного, кроме признания первичности и независимости Сознания, что можно было бы предположить по поводу того, что переживается нечто еще, кроме непрерывного потока явлений, и это понимание может быть выражено как "Существует только это", что означает, что есть только этот поток мыслей, ощущений или восприятий.

Однако, как только опытным путем было установлено, что Сознание существует до и независимо от всех явлений, можно ясно увидеть, что только Само Сознание принимает форму потока явлений, и в таком случае в заявлении "Существует только это", "это" - относится к Сознанию, а не к объектам.

Это отличие является разницей между солипсизмом (точкой зрения, что Я – это все, что может существовать) и мудростью, хотя оба могут быть выражены одним и тем же определением.

***

Возвращаясь к отождествлению Сознания с фрагментом, существует большая разница между «Я - не тело» и «Я - не только тело».
...Однако, как только стало понятно, что все объекты подобны волнам в Сознании, что Сознание принимает форму каждого явления, тогда "Я", Сознание - это тело. Когда присутствует тело, то это Само Сознание, принявшее форму тела.
Тем не менее, в этом случае по-прежнему верно, что «Я», Сознание, - не только тело. «Я» - также мир и все остальное, что появляется в этот момент. «Я» – это тотальность всего, что появляется во мне, но «Я» также больше чем это, так же, как океан больше, чем совокупность волн.
Когда объекты не присутствуют, Сознание, естественно, едино с Самим Собой. Когда объекты присутствуют, Сознание, естественно, едино с тем, что присутствует.
Объект ограничен, когда понимается, как отдельный и независимый от Сознания, но он бесконечен, когда понимается, как выражение Самого Сознания.

Сознание учится отождествляться исключительно с одной частью тотальности всего, что появляется внутри Него, то есть, с телом/умом. Оно выбирает это отождествление благодаря своей врожденной свободе. В этом смысле это тоже естественно.
Невежество – это выбор, который Сознание делает благодаря своей собственной свободе.
Однако, это эксклюзивное отождествление не выбирается раз и навсегда. Это то, что мы, Сознание, выбираем время от времени. К тому же, Сознание свободно разотождествить Себя с телом/умом, когда Оно захочет.

Некоторые духовные традиции подчеркивают усилия, которые требуются Сознанию для расотождествления Себя с телом/умом, но фактически, Сознание без усилий разотождествляет Себя много раз каждый день.
Это разотождествление происходит совершенно естественно и без усилий каждый раз, когда мы засыпаем, и в промежутках между восприятиями. Сознание также разотождествляет Себя с телом/умом каждый раз, когда удовлетворено желание.

***

Глубокий сон является еще одним примером разотождествления Сознания с телом/умом. На самом деле, Покой и Счастье, которые мы переживаем в глубоком сне точно такие же, как Покой и Счастье, которые мы чувствуем при осуществлении желания, или, скорее, при прекращении беспокойства, которое сопровождало осуществление желания.
Сознание, Счастье или Покой подобны подземной реке, которая бьет ключем на поверхности между объектами тела, ума и мира. Это естественное и привычное переживание, которое присутствует в глубоком сне, и которое раскрывается с прекращением желания, в мгновения Любви, Юмора или Красоты, и во многих других случаях.

С точки зрения Сознания, Оно Само - постоянное Присутствие, из которого время от времени проявляются мимолетные явления тела, ума и мира, и Само является их причиной.
Эти моменты между появлением объектов на самом деле безвременны. Они не являются связанными друг с другом, и не разделены во времени или пространстве.

Счастье – это не мимолетное явление на постоянной основе времени и пространства. Скорее, пространство и время - мимолетные явления внутри постоянной основы безвременного, безпространственного Присутствия.
Глубокий сон – это просто другое название для этого безвременного, безпространственного Присутствия. Как и Счастье, он беспричинен. Засыпание - наиболее легкая вещь. Фактически, невозможно приложить усилие, чтобы заснуть. Только прекращение предыдущего усилия позволяет случиться глубокому сну.
Точно то же можно сказать и о Сознании. Естественное состояние – это не быть отождествленным с чем-то. Требуются усилия, чтобы отождествить Сознание исключительно с телом/умом.
Однако, мы уже настолько привыкли к этому эксклюзивному отождествлению нашего Я, Сознания, с телом/умом, что в большинстве случаев даже не осознаем тонкого усилия, которого требует это отождествление.
По этой причине Сознание должно приложить усилия, чтобы разотождествить Себя, но делая это, Оно просто осознает ранее незамечаемое усилие, которое Оно прилагало для исключительного отождествления Себя с телом/умом.
Состояние отождествления с отдельным телом/умом является частью репертуара Сознания, но это не является Его первоначальным состоянием или Его единственной возможностью.
Сознание – это Свобода, и среди свобод, имеющихся в Его распоряжении, находится свобода отождествлять или разотождествлять Себя.
Его естественным состоянием является свобода от эксклюзивного отождествления, но Оно свободно отождествлять Себя исключительно с телом/умом и тем, что они могут предложить - наслаждением и страданием.

***

Оказавшись будто бы ограниченным телом/умом, Оно наслаждается и страдает от неизбежных последствий пребывания маленьким фрагментом в огромной вселенной.
В течение некоторого времени Оно пытается манипулировать своим опытом для того, чтобы получить Счастье, еще не понимая, что Счастье и отдельная личность являются взаимоисключающими позициями.
Тем не менее, через некоторое время игры в отдельную личность, Однако, рано или поздно, постепенно или мгновенно, Сознание приходит к пониманию, что Оно уже является именно тем, что ищет, и что поиск сам по себе препятствует этой реализации.
Это Само-распознавание не вызвано чем-нибудь, что происходит внутри самого поиска, потому что Само-распознавание – это именно распознание того, что Сознание и есть Счастье, Самодостаточность и Покой, и что эта Самодостаточность была всегда, как до, так и во время каждого переживания.
Это понимание является синонимом полного краха поиска, который, однако, может время от времени появляться вновь из-за инерции привычки.

***

Сознание свободно отозвать свое исключительное отождествление с телом/умом, когда этого захочет.
Мы забываем, что в младенчестве постепенно научились отождествлять наше Я, Сознание, с следующими друг за другом уровнями тела и ума.
В большинстве случаев устранение этого отождествления происходит в обратном порядке, в несколько этапов, начиная с самых очевидных слоев отождествления с телом и умом, и продолжая до самых глубоких слоев.
Сознание видит Свое отождествление с последовательными слоями тела/ума и ясно понимает, как Оно ограничивает Себя таким способом. Это понимание приводит к естественному ослаблению этого отождествления.
Каждый раз, ослабляя Свое отождествление, Сознание, сначала не зная этого, просто помня Себя, возвращается к Себе.

Сознание никогда на самом деле не возвращается к Себе. Оно просто пребывает сознательно в Самом Себе в качестве Самого Себя. Оно больше не претендует на то, чтобы быть чем-то, отличным от Себя.
Вначале, Оно не имеет привычки к этому пребыванию в Себе, и поэтому снова захватывает старые объекты, старые привычки избегания и сопротивления, которые Ему знакомы и комфортны.
Тем не менее, это отождествление со слоями тела/ума, благодаря пониманию, ослабляется снова и снова, и Сознанию становится все более и более комфортно пребывать в Себе в качестве Себя. Простота Бытия начинает пропитывать переживание.
Это не какое-то необычное состояние. Оно просто и естественно, и способно снизойти на нас. На месте тонкого чувства нехватки, которое пронизывало наши мысли, чувства и действия в прошлом, на фоне нашей жизни начинает сиять ощущение благополучия и легкости.
Переживание Любви – это именно это состояние отдыха Сознания от исключительного отождествления с отдельным телом/умом и, как следствие, неизбежное включение других, всех «других» внутрь Себя. По этой причине говорят, что Любовь выражается и чувствуется безусловной, беспричинной, неизменной, универсальной. Она не имеет никакой противоположности. Она присуща нашей истинной природе.

***.

Представьте себе короля, который наслаждался жизнью в своем дворце. Однажды он пожелал испытать жизнь одного из своих подданных, и поэтому поручил своим министрам относиться к нему как к обычному человеку, пока он не прикажет им обратного.
В тот момент, когда Король отрекся от королевских полномочий, он отказался от своей Свободы по своей собственной воле. Его Свобода выражалась в желании не быть свободным. С этого момента он, как ему казалось, стал связанным, и обстоятельства его жизни, будто бы, подтверждали его новый статус.
В этом состоянии единственная свобода, доступная для Короля-притворяющегося-обыкновенным-человеком - это свобода снова вспоминить себя, кто он на самом деле.

Только тогда, когда Король восстанавливает свой королевский статус, он понимает, что хотя он думал и вел себя так, как будто был связан, фактически, он всегда был свободным. Он понимает, что его статус обычного человека был добровольным и мнимым, и что даже тогда, когда он был глубоко связан страданием бытия обычным человеком - тем не менее, он всегда был Королем.
После того, как Сознание, исходя из присущей Ему свободы, выбрало отождествление Себя с фрагментом, единственная свобода, доступная Ему, - это разотождествиться с фрагментом, чтобы снова познать Себя тем, чем Оно всегда является.
Именно по этой причине заявления: «У тебя нет никакой свободы» и «У тебя есть полная свобода» оба истинны, с различных точек зрения.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература