Тит Нат Хан – "Созерцание мысли" и "Обретение мира"

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5799
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Тит Нат Хан – "Созерцание мысли" и "Обретение мира"

Сообщение 06 авг 2017, 23:31

ГЛА­ВА 3
Ог­лу­ша­ющая ти­шина











Следуя изменению в правилах и в целях облегчения работы форума, ряд постов заменяется ссылками на другие ресурсы, где они доступны для чтения.
http://forum.arimoya.info/threads/Тит-Нат-Хан-–-Созерцание-мысли-и-Обретение-мира.1783/page-2
http://forum.4oru.org/viewtopic.php?t=4 ... &start=180
Последний раз редактировалось просто Соня 15 окт 2017, 15:17, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5799
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Тит Нат Хан – "Созерцание мысли" и "Обретение мира"

Сообщение 14 окт 2017, 18:22

ГЛА­ВА 4
Уме­ние вни­матель­но слу­шать

Слу­шать дру­гих с лег­костью
В сле­ду­ющий раз, ког­да кто-то за­даст вам воп­рос, не спе­шите с от­ве­том. Вос­при­мите ту мысль, ко­торой с ва­ми по­дели­лись, глу­боко внутрь се­бя. Пусть ваш со­бесед­ник по­чувс­тву­ет, что его дей­стви­тель­но вни­матель­но выс­лу­шали. Для то­го что­бы при­об­рести и зак­ре­пить в се­бе этот на­вык, нуж­но пос­то­ян­но тре­ниро­вать­ся. 
Глав­ная мысль зак­лю­ча­ет­ся в сле­ду­ющем: ес­ли мы не на­учи­лись вни­матель­но выс­лу­шивать се­бя, мы не су­ме­ем вни­матель­но слу­шать ок­ру­жа­ющих.
Нам нуж­но ук­реплять ду­хов­ную сос­тавля­ющую на­шей жиз­ни, ес­ли мы хо­тим быть лег­ки­ми, сво­бод­ны­ми и по-нас­то­яще­му рас­кре­пощен­ны­ми. Не­об­хо­димо все вре­мя прак­ти­ковать­ся в том, что­бы вос­ста­нав­ли­вать в ду­ше прос­тор. Толь­ко тог­да, ког­да мы от­кро­ем прос­транс­тво внут­ри се­бя.
В этом сос­то­ит си­ла не-дей­ствия. Мы ос­та­нав­ли­ва­ем мыс­ли, со­еди­ня­ем ра­зум с те­лом и по-нас­то­яще­му су­щес­тву­ем здесь и сей­час. Не-дей­ствие очень важ­но. Это ди­намич­ное и твор­ческое сос­то­яние от­кры­тос­ти. Нам прос­то нуж­но си­деть, осоз­на­вая нас­то­ящее, ис­пы­тывая чувс­тво про­буж­деннос­ти и лег­кости.
Для то­го что­бы по­могать лю­дям, мы дол­жны ис­пы­тывать уми­рот­во­рен­ность внут­ри се­бя. Дос­ти­гать внут­ренне­го по­коя мож­но с каж­дым ша­гом, с каж­дым ды­хани­ем. Преж­де все­го нам не­об­хо­димо ощу­щение лег­кости, сво­боды и уми­рот­во­рен­ности в на­шем те­ле и ду­ше.
Это­му нуж­но учить­ся. Ежед­невно уде­ляй­те вре­мя то­му, что­бы быть со сво­им ды­хани­ем и со сво­ими ша­гами, что­бы со­еди­нять ра­зум с те­лом и пом­нить, что у вас есть те­ло. Каж­дый день уде­ляй­те вре­мя то­му, что­бы с со­чувс­тви­ем выс­лу­шивать ре­бен­ка внут­ри се­бя, выс­лу­шивать в сво­ем внут­реннем прос­транс­тве то, что хо­чет быть ус­лы­шан­ным. И тог­да вы на­учи­тесь слы­шать дру­гих.

Уме­ние слу­шать звон ко­локоль­чи­ка
Этот звук ста­нет на­поми­нать вам о не­об­хо­димос­ти пе­рей­ти к прак­ти­ке осоз­нанно­го ды­хания, ус­по­ко­ить ра­зум, вер­нуть­ся к ощу­щению собс­твен­но­го те­ла и за­нять­ся со­бой. В буд­дизме звук ко­локоль­чи­ка счи­та­ет­ся го­лосом Буд­ды. Пе­рес­тань­те го­ворить. Пе­рес­тань­те ду­мать. Сос­ре­доточь­тесь на ды­хании. Вслу­шай­тесь в свое су­щес­тво.
Сос­ре­дото­чен­ное вслу­шива­ние в звук ко­локоль­чи­ка поз­во­ля­ет по­кою и ра­дос­ти про­низать каж­дую клет­ку ва­шего те­ла. Вы слу­ша­ете не толь­ко уша­ми, но и ра­зумом. И вы приг­ла­ша­ете все клет­ки те­ла при­со­еди­нить­ся к вос­при­ятию зву­ка ко­локоль­чи­ка. Каж­дый раз, ког­да вы го­тови­тесь ис­поль­зо­вать ко­локоль­чик, под­го­товь­те се­бя к его зву­ку. Не уда­ряй­те по ко­локоль­чи­ку, а «приг­ла­шай­те» его зву­чание. От­но­ситесь к не­му как к прос­ве­щен­но­му дру­гу, по­мога­юще­му вам про­сыпать­ся и на­ходить путь к се­бе. При же­лании по­ложи­те ко­локоль­чик на ма­лень­кую по­душеч­ку, упо­добив его бод­хи­сат­тве, за­нято­му ме­дита­ци­ей.
Ког­да вы слы­шите звук ко­локоль­чи­ка, сос­ре­доточь­тесь на вдо­хе и пос­та­рай­тесь ос­во­бодить­ся от вся­чес­кой на­копив­шей­ся нап­ря­жен­ности, от при­выч­но­го бе­га ва­шего те­ла и осо­бен­но ра­зума. Ведь да­же ес­ли вы си­дите, внут­ри се­бя вы все еще про­дол­жа­ете нес­конча­емую гон­ку. Звук ко­локоль­чи­ка от­кры­ва­ет для вас дол­гождан­ную воз­можность вер­нуть­ся в се­бя и нас­ла­дить­ся сос­ре­дото­чен­ным ды­хани­ем так, что­бы пе­рес­тать нап­ря­гать­ся и дей­стви­тель­но пол­ностью ос­та­новить­ся. Ко­локоль­чик и ва­ша при­выч­ная ре­ак­ция на его звук по­мога­ют вам ос­та­новить мча­щий­ся в ва­шей го­лове экс­пресс из мыс­лей и эмо­ций.
Это не тре­бу­ет мно­го вре­мени, за­то воз­награж­да­ет нас. Это кра­сивый обы­чай. Это тре­ниров­ка уме­ния прив­но­сить в свою жизнь по­кой, осоз­на­ние сво­его су­щес­тво­вания и гар­мо­нию.

Вслу­шива­ясь в го­лоса на­ших пред­ков
Как пра­вило, лю­ди счи­та­ют, что их пред­ки умер­ли. Но это не так. Мы мо­жем приг­ла­сить ус­лы­шать звон ко­локоль­чи­ка каж­дую клет­ку на­шего те­ла. В этот мо­мент к нам при­со­еди­ня­ют­ся на­ши пред­ки из всех по­коле­ний. Ес­ли мы на­учим­ся слы­шать звук ко­локоль­чи­ка, мир и по­кой про­ник­нут во все клет­ки на­шего те­ла. И не толь­ко мы ста­нем нас­лаждать­ся уми­рот­во­рен­ностью и чувс­твом от­дохно­вения, но и все на­ши пред­ки, жи­вущие внут­ри нас, по­раду­ют­ся прек­расно­му нас­то­яще­му. Воз­можно, в сво­ей прош­лой жиз­ни они ис­пы­тали мно­го стра­даний и ма­ло ра­дос­ти. Су­щес­твуя в вас, они по­чувс­тву­ют счастье.
Обыч­но мы по­лага­ем, что мо­жем слы­шать толь­ко ок­ру­жа­ющих нас лю­дей и мир. Но у че­лове­ка есть спо­соб­ность слы­шать и дру­гие ве­щи. Как я уже го­ворил, пер­вым ша­гом в этом нап­равле­нии ста­новит­ся раз­ви­тие на­выка слы­шать са­мих се­бя. Ког­да мы вслу­шива­ем­ся в се­бя, то об­на­ружи­ва­ем не от­дель­ный го­лос и не от­дель­ное «я», взяв­ше­еся ни­от­ку­да. Мы об­на­ружи­ва­ем, как глу­боко мы свя­заны с те­ми, кто су­щес­тво­вал до нас. Мы мо­жем слы­шать их. Это один из ре­зуль­та­тов прак­ти­ки осоз­наннос­ти. Мы пред­став­ля­ем со­бой вза­имо­зави­симость кле­ток, и на­ши пред­ки жи­вут внут­ри нас. Мы в си­лах ус­лы­шать их го­лоса. Нам нуж­но толь­ко пра­виль­но слу­шать.

Не будь­те ра­бом слов
один из ос­но­вате­лей вь­ет­нам­ской вет­ви дзен-буд­дизма, пи­сал: «Не спра­шивай­те ме­ня ни о чем. Моя сущ­ность бес­сло­вес­на». Что­бы прак­ти­ковать осоз­нанную речь, мы должны прак­ти­ковать осоз­нанное мол­ча­ние. Толь­ко так мы пой­мем свои ис­тинные мыс­ли и уви­дим глу­бин­ные при­чины их воз­никно­вения. Ти­шина — глав­ный за­лог спо­соб­ности смот­реть вглубь се­бя. Кон­фу­ций го­ворил: «Не­бо мол­чит». Од­на­ко оно мо­жет ска­зать нам мно­гое в том слу­чае, ес­ли мы уме­ем слу­шать.
Ес­ли мы слы­шим смысл ти­шины, то с на­ми бу­дет го­ворить каж­дая пес­ня птиц и каж­дый ше­лест сос­но­вых ве­ток.


УП­РАЖНЕ­НИЯ
ман­тры
Уп­ражне­ния с пов­то­рени­ем мантр в си­лах ос­во­ить каж­дый, да­же ре­бенок. Но она эф­фектив­на толь­ко в том слу­чае, ес­ли вы соб­лю­да­ете осоз­нанность и кон­цен­тра­цию.
Преж­де чем прис­ту­пить к пов­то­рению ман­тры, при­веди­те свои мыс­ли в по­рядок и по­чувс­твуй­те внут­ри се­бя по­кой и прос­тор, вни­матель­но сле­дите за сво­им ды­хани­ем и слу­шай­те без­мол­вно и тер­пе­ливо. Про­из­но­ся че­тыре ман­тры, вы ис­поль­зу­ете ти­шину внут­ри вас.
...Прос­тое пов­то­рение этой ман­тры не да­ет ре­зуль­та­та. Вам не­об­хо­димо на­учить­ся быть здесь, за­нима­ясь осоз­нанным ды­хани­ем, осоз­нанной ходь­бой или лю­быми дру­гими уп­ражне­ни­ями, по­мога­ющи­ми вам ощу­щать при­сутс­твие в нас­то­ящем: вы дол­жны быть на сто про­цен­тов уве­рены в том, что на­ходи­тесь здесь.
вы бу­дет прак­ти­ковать ме­дита­цию и осоз­нанное ды­хание, что­бы пол­ностью ощу­тить се­бя са­мим со­бой.







­
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5799
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Тит Нат Хан – "Созерцание мысли" и "Обретение мира"

Сообщение 29 ноя 2017, 21:47

ГЛА­ВА 5
Си­ла не­под­вижнос­ти

Осоз­нанное ды­хание
Как мы уже ви­дели, са­мый прос­той для нас спо­соб ос­во­бодить­ся от нес­конча­емых раз­мышле­ний — ос­во­ить прак­ти­ку осоз­нанно­го ды­хания. Мы ды­шим пос­то­ян­но, но ред­ко об­ра­ща­ем вни­мание на дан­ный про­цесс. Мы ред­ко нас­лажда­ем­ся на­шим ды­хани­ем.
Осоз­нанное ды­хание — это ле­карс­тво, ко­торым вы мо­жете нас­лаждать­ся при каж­дом пол­ном вдо­хе и вы­дохе на всем их про­тяже­нии. Ес­ли вы кон­цен­три­ру­етесь на ды­хании, то зас­тавля­ете клет­ки моз­га и все­го те­ла петь в уни­сон.
Осоз­нанно осу­щест­вляя ды­хание, вы про­ника­ете вглубь се­бя. Ва­ше те­ло ды­шит, а оно яв­ля­ет­ся ва­шим до­мом. С каж­дым вдо­хом вы воз­вра­ща­етесь до­мой в се­бя.
Да­же ес­ли вы хра­ните в се­бе мно­го пе­чали, гне­ва или оди­ночес­тва, про­никая в се­бя за счет вдо­хов и вы­дохов, вы по­луча­ете дос­туп к скры­тым глу­боко внут­ри чувс­твам, не опа­са­ясь ока­зать­ся их плен­ни­ком. Ва­ше осоз­нанное ды­хание — один из спо­собов ска­зать: «Не вол­нуй­ся, ты у се­бя до­ма».
Осоз­нанное ды­хание — ос­но­вание ва­шего внут­ренне­го до­ма. Ес­ли вы хо­тите ре­али­зовать свои меч­ты — нач­ни­те со сво­его ды­хания. Каж­дый ваш вдох, каж­дый ваш шаг, каж­дое ва­ше дей­ствие, со­вер­шенные осоз­нанно, обес­пе­чат ва­ше су­щес­тво­вание.

Соз­да­ние прос­транс­тва для осоз­наннос­ти
осоз­нанная жизнь — это воп­рос пра­виль­ной ор­га­низа­ции обыч­ной жиз­ни или сле­дова­ние по пу­ти ис­тинных це­лей, а не втис­ки­вание до­пол­ни­тель­но­го пун­кта под наз­ва­ни­ем «Ме­дита­ция» в рас­по­рядок дня. Спо­кой­ным осоз­нанным ды­хани­ем вы мо­жете за­нимать­ся в лю­бое вре­мя. Лю­бое мес­то, где вы на­ходи­тесь, на­пол­нится для вас ду­хов­ным смыс­лом, ес­ли вы пре­быва­ете там в рас­слаб­ленном и уми­рот­во­рен­ном сос­то­янии и вни­матель­но сле­дите за ды­хани­ем, да­же про­дол­жая за­нимать­ся ка­ким-то дру­гим де­лом.
Ког­да вы про­сыпа­етесь ут­ром, то еще в кро­вати нач­ни­те свой день с осоз­нанно­го ды­хания. Пот­рать­те эти нес­коль­ко се­кунд на то, что­бы пос­ле­дить за вдо­хами и вы­доха­ми и нас­тро­ить­ся на то, что пе­ред ва­ми от­кры­ва­ют­ся но­вые двад­цать че­тыре ча­са жиз­ни. Это по­дарок судь­бы!
Про­сыпа­ясь ут­ром, я улы­ба­юсь.
Пе­редо мной двад­цать че­тыре но­вых ча­са мо­ей жиз­ни.
Я даю обе­щание про­жить их со всей глу­биной
И смот­реть на все, что ок­ру­жа­ет ме­ня, c сос­тра­дани­ем.
Как вы ви­дите, в дан­ном сти­хот­во­рении че­тыре стро­фы. Пер­вая — для ва­шего вдо­ха. Вто­рая — для ва­шего вы­доха. Третья — для ва­шего вто­рого вдо­ха. Чет­вертая — для ва­шего вто­рого вы­доха. Со­вер­шая вдо­хи и вы­дохи, вы од­новре­мен­но кон­цен­три­ру­етесь на смыс­ле то­го, что вы про­из­но­сите. Вы же­ла­ете про­жить сле­ду­ющие двад­цать че­тыре ча­са мир­но и счас­тли­во. Вы пол­ны ре­шимос­ти не рас­тра­чивать впус­тую ни од­но­го мгно­вения этих двад­ца­ти че­тырех ча­сов, по­тому что осоз­на­ете, что они яв­ля­ют­ся по­дар­ком и каж­дое ут­ро вы бу­дете по­лучать та­кой по­дарок вновь и вновь.

Удоб­ное по­ложе­ние си­дя — за­меча­тель­ное ус­ло­вие для осоз­нанно­го ды­хания. Мно­гие не мо­гут поз­во­лить се­бе си­деть и за­нимать­ся толь­ко ды­хани­ем. Они счи­та­ют это не­поз­во­литель­ной рос­кошью. «Вре­мя — день­ги!». Но вре­мя — это зна­читель­но боль­ше, чем день­ги. Вре­мя — это жизнь. Очень нес­ложная прак­ти­ка, ког­да че­ловек прос­то ре­гуляр­но си­дит на­еди­не с со­бой, при­носит хо­роший ис­це­ля­ющий эф­фект. Не­надол­го прер­вать­ся в те­кущих де­лах и за­нять си­дячее по­ложе­ние — впол­не дос­та­точ­но, что­бы сос­ре­дото­чить­ся на осоз­нанном ды­хании и ни на чем ином.
сто­ит вык­лю­чать внут­реннюю ра­ди­ос­танцию «Несконча­емые раз­мышле­ния», об­ра­щая вни­мание ис­клю­читель­но на ды­хание. ...ста­рай­тесь де­лать это в при­под­ня­том нас­тро­ении, с лю­бовью, ра­достью и чувс­твом бла­годар­ности. ...со­вер­шай­те и это дей­ствие с осоз­нанностью. Не ду­май­те о дру­гих ве­щах. Скон­цен­три­руй­тесь толь­ко на том, что ... Осоз­нанность спо­соб­на по­менять ва­ши вза­имос­вя­зи со всем. Она по­может вам ощу­щать свое при­сутс­твие здесь и сей­час и по­лучать ра­дость от все­го, что вы де­ла­ете.

За­нятия осоз­нанной ходь­бой то­же соз­да­ют прек­расные воз­можнос­ти для ис­це­ления и ощу­щения се­бя счас­тли­вым. Де­лая шаг, нас­лаждай­тесь каж­дым при­кос­но­вени­ем к зем­ле. Ког­да вы де­ла­ете шаг в сос­то­янии осоз­наннос­ти, вы воз­вра­ща­етесь са­ми к се­бе. Каж­дый шаг поз­во­ля­ет вам по­чувс­тво­вать свое те­ло. Он воз­вра­ща­ет ощу­щение при­сутс­твия здесь и сей­час. Так что, ког­да вы иде­те, сле­дите за тем, как с каж­дым ша­гом вы воз­вра­ща­етесь в свой внут­ренний дом.
Что бы вы ни де­лали, ес­ли вы на­ходи­тесь в сос­то­янии спо­кой­ствия и осоз­наннос­ти, то вы всег­да су­ме­ете вер­нуть­ся в се­бя. Мы жи­вем, не осоз­на­вая, что мы жи­вы. Мы пос­то­ян­но те­ря­ем кон­такт с со­бой. По­это­му, ус­по­ко­ив те­ло, очис­тив мыс­ли и прос­то ти­хо сев, вы уже со­вер­ши­те в от­но­шении се­бя не­боль­шую ре­волю­цию. Ког­да вы са­дитесь, вы сно­ва на­ходи­те кон­такт с со­бой. ам не­об­хо­димо толь­ко осоз­нанно при­нять си­дячее по­ложе­ние и осоз­нанно де­лать вдо­хи и вы­дохи. И че­рез нес­коль­ко се­кунд вы сно­ва в кон­такте с со­бой. Вы на­чина­ете по­нимать, что про­ис­хо­дит: с ва­шим те­лом, с ва­шими чувс­тва­ми, с ва­шими эмо­ци­ями и с ва­шими ощу­щени­ями. Вы вновь у се­бя до­ма, и вы мо­жете про­явить о нем не­об­хо­димую за­боту.
Воз­вра­щение в свой внут­ренний дом оз­на­ча­ет сесть и, на­ходясь на­еди­не с со­бой, вос­ста­нав­ли­вать кон­такт с со­бой и вос­при­нимать си­ту­ацию в ее пол­ной ре­аль­нос­ти. Да­же ес­ли в ва­шем внут­реннем до­ме бес­по­рядок, при­мите это и ис­поль­зуй­те, что­бы вновь на­чать дви­жение впе­ред в бо­лее пра­виль­ном нап­равле­нии. Да­же ес­ли мы по­пада­ем в ха­ос, мы все рав­но мо­жем каж­дый день на­ходить в се­бе не­кото­рое прос­транс­тво для ти­шины.

Пять ми­нут на жизнь
Ес­ли вы толь­ко на­чина­ете прак­ти­ковать ме­дита­цию, пос­та­рай­тесь каж­дый день пос­вя­щать пять ми­нут спо­кой­ной и осоз­нанной ходь­бе. Ког­да вы на­ходи­тесь на­еди­не с со­бой, иди­те как мож­но мед­леннее. Вам бу­дет лег­че ид­ти мед­ленно, де­лая один шаг на каж­дый вдох и один шаг на каж­дый вы­дох. Со­вер­шая вдох, вы де­ла­ете один шаг. И де­ла­ете его та­ким об­ра­зом, что­бы за вре­мя про­дол­жи­тель­нос­ти вдо­ха ваш мыс­ли­тель­ный про­цесс пол­ностью ос­та­новил­ся. Ес­ли это­го не про­изош­ло, сде­лай­те па­узу в дви­жении и со­вер­ши­те нес­коль­ко осоз­нанных вдо­хов и вы­дохов до тех пор, по­ка ва­ши мыс­ли не ос­та­новят­ся. Вы по­чувс­тву­ете это. Ког­да вы дос­ти­га­ете ощу­щения осоз­нанно­го бы­тия, в вас про­ис­хо­дят за­мет­ные фи­зи­оло­гичес­кие и мен­таль­ные из­ме­нения.
Ес­ли вы добь­етесь ус­пе­ха в том, что­бы де­лать один шаг осоз­нанно и не ду­мая, тог­да вы сможете де­лать и два та­ких ша­га. Нач­ни­те с про­гул­ки про­дол­жи­тель­ностью в пять ми­нут. Но, воз­можно, про­цесс нас­толь­ко вам пон­ра­вит­ся, что вы ста­нете про­делы­вать это уп­ражне­ние нес­коль­ко раз в день.
Нас всег­да что-то от­вле­ка­ет от те­куще­го мо­мен­та. У нас нет вре­мени на то, что­бы жить нас­то­ящей жизнью. Осоз­нанность по­может по­нять это. Она са­ма по се­бе уже яв­ля­ет­ся прос­ветле­ни­ем. По­это­му нам нуж­но на­чать с та­кого прос­ветле­ния и с про­буж­де­ния: нам не­об­хо­димо убе­дить се­бя в том, что мы дей­стви­тель­но хо­тим жить сво­ей жизнью, что мы дей­стви­тель­но хо­тим ос­та­новить­ся здесь, что­бы нич­то не от­но­сило нас в сто­рону от на­шей жиз­ни. При­меняя прак­ти­ку осоз­наннос­ти во всем: в ме­дита­ци­ях си­дя, или во вре­мя ходь­бы, — мы на­учим­ся ос­та­нав­ли­вать свои мыс­ли. Это­го мож­но до­бивать­ся в лю­бое вре­мя дня.
Вы ос­во­бож­де­ны, вы по­лучи­ли сво­боду. Эта свобода де­ла­ет воз­можным ва­ше ис­це­ление. Ва­шу жизнь. Ва­ше счастье.
Ес­ли вы зна­ете, как быть на­еди­не с со­бой, то каж­дый шаг при­несет ра­дость и счастье. С каж­дым ша­гом вы ста­нете ос­во­бож­дать­ся от нап­ря­жен­ности в те­ле. С каж­дым ша­гом вы бу­дете при­касать­ся к ок­ру­жа­ющим чу­десам.
Ког­да вы иде­те осоз­нанно, то пол­ностью вкла­дыва­етесь в этот про­цесс. Вы осоз­на­ёте каж­дый свой шаг: это имен­но вы осоз­нанно дви­га­етесь, а не прос­то мно­голет­няя при­выч­ка тол­ка­ет вас впе­ред. Вы са­ми се­бе влас­те­лин. Имен­но вы яв­ля­етесь тем ко­ролем, ко­торый при­нима­ет ре­шения. Вы иде­те, по­тому что так хо­тите вы. В каж­дом ва­шем ша­ге при­сутс­тву­ет сво­бода. Каж­дый шаг вы со­вер­ша­ете це­ленап­равлен­но. Каж­дый ваш осоз­нанный шаг де­ла­ет дос­тупны­ми для вас ок­ру­жа­ющие чу­деса жиз­ни, при­сутс­тву­ющие здесь и сей­час. Дви­га­ясь осоз­нанно, вы пе­рено­сите це­лос­тность ва­шего те­ла и ра­зума в каж­дое ва­ше дви­жение. Имен­но по­это­му вы мо­жете ни о чем не ду­мать, ког­да иде­те. Ес­ли вы о чем-ни­будь ду­ма­ете, ва­ши мыс­ли от­вле­ка­ют от ходь­бы.
Осоз­нанная ходь­ба дос­тавля­ет боль­шое удо­воль­ствие. Ког­да внут­ри вас при­сутс­тву­ют осоз­нанность и сос­ре­дото­чен­ность, вы пол­ностью яв­ля­етесь са­мим со­бой. Вы иде­те, как Буд­да. С осоз­нанностью ходь­ба пред­став­ля­ет для вас жизнь.
...По­суду сле­ду­ет мыть так, что­бы вы нас­лажда­лись каж­дым мгно­вени­ем это­го про­цес­са. Все ста­новит­ся для вас жизнью, а не ра­ботой, ес­ли вы зна­ете, как де­лать это осоз­нанно.
Лю­ди, «за­цик­ленные» на от­де­лении ра­боты от лич­ной жиз­ни, про­водят бóль­шую часть времени не жи­вя. Мы дол­жны на­учить­ся то­му, что­бы прив­но­сить осоз­нанность, прос­тор и ра­дость во все, что мы де­ла­ем, а не толь­ко в то, что мож­но рас­смат­ри­вать как ме­дита­цию или иг­ру. Ес­ли мы ста­нем вклю­чать осоз­нанность в раз­ные час­ти на­шего обыч­но­го дня, хо­тя на пять ми­нут за раз, то во­об­ра­жа­емая на­ми раз­де­литель­ная ли­ния меж­ду ра­ботой и лич­ной жизнью ис­чезнет. И каж­дая часть обыч­но­го дня пре­дос­та­вит нам вре­мя для са­мих се­бя.

УП­РАЖНЕ­НИЕ
Ме­дита­ция во вре­мя ходь­бы

Са­ма по се­бе мать-Зем­ля — чу­до. Каж­дый шаг по ней — то­же чу­до. Со­вер­шая осоз­нанные ша­ги по на­шей прек­расной пла­нете, мы спо­соб­ны об­рести ис­це­ление и счастье. Ме­дита­ция во вре­мя про­гулок — прек­расный спо­соб, поз­во­ля­ющий вер­нуть­ся в нас­то­ящий мо­мент и в на­шу жизнь во­об­ще.
Ког­да вы ме­дити­ру­ете во вре­мя ходь­бы, держите под пос­то­ян­ным кон­тро­лем но­ги, поч­ву и мо­мен­ты кон­такта ступ­ней с поч­вой. До­бивай­тесь ес­тес­твен­но­го ды­хания и со­от­но­сите ва­ши ша­ги со вдо­хами и вы­доха­ми, а не на­обо­рот. Де­лай­те нес­коль­ко ша­гов на каж­дый вдох и нес­коль­ко ша­гов на каж­дый вы­дох. поп­ро­буй­те прак­ти­ковать мед­ленную ходь­бу. Кста­ти, она яв­ля­ет­ся на­ибо­лее це­литель­ной. Во вре­мя нее де­лай­те один шаг на вдох и один шаг на вы­дох. При каж­дом вдо­хе про­из­но­сите «Вдох», при каж­дом вы­дохе — «Вы­дох». Или за­мени­те эти сло­ва со­от­ветс­твен­но на «Вер­нулся» (вдох) и «В свой дом» (вы­дох). С каж­дым но­вым ша­гом вы бу­дете воз­вра­щать­ся в свой нас­то­ящий дом, в нас­то­ящий мо­мент.
Не вол­нуй­тесь, ес­ли вы чем-то расс­тро­ены, что-то идет не так или, на­конец, в дан­ный мо­мент вы прос­то ис­пы­тыва­ете лень. В та­кие ми­нуты дос­та­точ­но прос­то­го ды­хания. Дос­та­точ­но прос­то по­сидеть. Дос­та­точ­но прос­то прой­тись. Рас­тво­ритесь в сво­ем дей­ствии. Пред­ставь­те се­бе, что вы са­ми по се­бе и яв­ля­етесь ходь­бой.
«До­рогой Буд­да, я от­сту­паю. Те­перь, по­жалуй­ста, ты иди вмес­то ме­ня».
Пусть Буд­да ды­шит.
Пусть Буд­да идет.
Мне не нуж­но ды­шать.
Мне не нуж­но ид­ти.
Буд­да ды­шит.
Буд­да идет.
Я нас­лажда­юсь ды­хани­ем.
Я нас­лажда­юсь ходь­бой.
Нет то­го, кто ды­шит.
Нет то­го, кто идет.





­
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 5799
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Тит Нат Хан – "Созерцание мысли" и "Обретение мира"

Сообщение 24 дек 2017, 03:17

ГЛА­ВА 6
Кон­цен­тра­ция вни­мания

Чем ча­ще мы прак­ти­ку­ем воз­вра­щение к са­мим се­бе и чем боль­ше вре­мени уде­ля­ем раз­ви­тию осоз­наннос­ти, тем от­четли­вее ста­новят­ся для нас пе­режи­ва­емые стра­дания. Хо­тя осоз­нанное ды­хание и спо­кой­ствие де­ла­ют нас бли­же к счастью, они же (осо­бен­но на на­чаль­ном эта­пе) зна­комят нас с болью, пос­коль­ку мы яс­нее ощу­ща­ем тот не­гатив, от ко­торо­го до сих пор пря­тались.
В при­роде че­лове­ка зак­лю­чено ес­тес­твен­ное же­лание из­бе­гать стра­даний. Но без стра­даний мы не спо­соб­ны пол­ностью раз­вить­ся как пол­но­цен­ные че­лове­чес­кие су­щес­тва.
Ес­ли мы по­нима­ем это, то в ко­неч­ном сче­те стра­да­ем мень­ше, и на­ши стра­дания лег­че тран­сфор­ми­ру­ют­ся в дру­гие чувс­тва. Ес­ли же мы нас­той­чи­во из­бе­га­ем стра­даний и пря­чем их в са­мые от­да­лен­ные угол­ки на­шего ра­зума, мы толь­ко прод­ле­ва­ем их су­щес­тво­вание.
Зна­читель­ная часть мо­его нас­тавни­чес­тва пос­вя­щена то­му, что­бы по­могать на­учить­ся рас­позна­вать стра­дание, сдер­жи­вать и тран­сфор­ми­ровать его в дру­гие чувс­тва. Это це­лое ис­кусс­тво. И нам нуж­но его пос­тичь. Нам нуж­но на­учить­ся спо­кой­но улы­бать­ся на­шим стра­дани­ям так же, как мы спо­кой­но улы­ба­ем­ся влаж­но­му илу, по­тому что по­нима­ем, что толь­ко с его по­мощью (и при на­личии со­от­ветс­тву­юще­го уме­ния) мы вы­рас­тим на этом иле прек­расные ло­тосы.
У стра­даний бы­ва­ют очень глу­бокие кор­ни, тя­желые эмо­ци­ональ­ные ра­ны, ос­та­ющи­еся с на­ми на­дол­го пос­ле их воз­никно­вения. Ког­да стра­дания — то ли глу­бокие, то ли не­боль­шие — нам ме­ша­ют, мы дол­жны су­меть рас­познать и сдер­жать их.
Не­воз­можно убе­жать от бо­ли. Она су­щес­тву­ет пов­сю­ду. По­мимо на­ших че­лове­чес­ких ин­ди­виду­аль­ных и кол­лектив­ных стра­даний, боль су­щес­тву­ет и в при­роде. Мы свя­заны с эти­ми стра­дани­ями, да­же ес­ли не­пос­редс­твен­но не ис­пы­тыва­ем их. Это ме­дита­ция. По­нима­ние глу­бокой ис­ти­ны по­мога­ет нам раз­вить во­левые ус­трем­ле­ния и же­лание жить так, что­бы по­могать дру­гим так­же ос­та­вать­ся жи­выми.

Ос­тров на­шего «я»
Ког­да мы воз­вра­ща­ем­ся к се­бе до­мой, мы мо­жем рас­сла­бить­ся и быть та­кими, ка­кие мы есть на са­мом де­ле. Мы ощу­ща­ем теп­ло, ком­форт, бе­зопас­ность и удов­летво­рение. Наш дом — то мес­то, где ис­че­за­ет оди­ночес­тво.
Но где на са­мом де­ле на­ходит­ся наш дом?
Наш нас­то­ящий дом — это то, что Буд­да на­зывал ос­тро­вом на­шего «я». Это ти­хое и уми­рот­во­рен­ное мес­то внут­ри нас. Час­то мы его да­же не за­меча­ем. Мы да­же не по­нима­ем, где на­ходим­ся, по­тому что ок­ру­жа­ющее нас внеш­нее прос­транс­тво и на­ше внут­реннее прос­транс­тво за­пол­не­ны шу­мом. Для то­го что­бы отыс­кать ос­тров на­шего «я», нам нуж­на ти­шина.
Каж­дый раз, ког­да вы ис­пы­тыва­ете дис­комфорт, воз­бужде­ние, пе­чаль или тре­вогу, вам сле­ду­ет при­менять осоз­нанное ды­хание, что­бы вер­нуть­ся на­зад к се­бе, на ваш ос­тров осоз­наннос­ти. Ес­ли вы ре­гуляр­но прак­ти­ку­ете осоз­нанность, ког­да не ис­пы­тыва­ете жиз­ненные труд­ности, то лег­че и неп­ри­нуж­деннее най­де­те бе­зопас­ное мес­то внут­ри се­бя, стол­кнув­шись с нас­то­ящи­ми проб­ле­мами. Вам по­вез­ло: вы вла­де­ете прак­ти­кой осоз­наннос­ти. По­это­му не ус­та­вай­те ис­поль­зо­вать ее для то­го, что­бы ук­ре­пить ва­шу связь со сво­им внут­ренним до­мом. Тре­нируй­те воз­вра­щение в се­бя как мож­но ча­ще, осоз­нанно про­живая да­же са­мые обыч­ные мо­мен­ты жиз­ни. И ког­да в ва­шу жизнь с не­из­бежностью вор­вутся труд­ности, вы лег­ко и ес­тес­твен­но вер­не­тесь в свой внут­ренний дом.
Ходь­ба, ды­хание, ме­дита­ция, при­ем пи­щи и ча­епи­тие в осоз­наннос­ти — все это пре­дос­тавля­ет вам кон­крет­ные воз­можнос­ти для воз­вра­щения в се­бя по мно­гу раз в день. В вас жи­вет зер­но осоз­наннос­ти. Оно всег­да ос­та­ет­ся внут­ри вас. Вы всег­да мо­жете уп­равлять сво­ими вдо­хами и вы­доха­ми. Внут­ри вас есть ос­тров ва­шего «я». Уме­ние на­ходить для се­бя убе­жище на этом ос­тро­ве че­рез осоз­нанность да­ет­ся с ежед­невной прак­ти­кой.

У­еди­нение
«жизнь в оди­ночес­тве» от­нюдь не под­ра­зуме­ва­ет от­сутс­твия дру­гих вок­руг вас. Она толь­ко оз­на­ча­ет, что вы проч­но при­сутс­тву­ете в нас­то­ящем, в здесь и сей­час, что вы пол­ностью осоз­на­ёте все про­ис­хо­дящее вок­руг в дан­ный мо­мент.
Для это­го вы ис­поль­зу­ете осоз­нанность, бла­года­ря ко­торой вам ста­новят­ся из­вес­тны все чувс­тва и все мыс­ли, жи­вущие в вас, а так­же все, что слу­ча­ет­ся в ва­шем ок­ру­жении. Вы всег­да с со­бой, вы не ут­ра­чива­ете сво­его «я». Это бо­лее глу­бокий спо­соб про­жива­ния жиз­ни в у­еди­нении.
Прак­ти­ковать у­еди­нение оз­на­ча­ет на­учить­ся на­ходить­ся в дан­ном кон­крет­ном мо­мен­те вре­мени, не бу­дучи отя­гощен­ным прош­лым или уне­сен­ным бу­дущим. И са­мое важ­ное — не бу­дучи от­вле­чен­ным тол­пой. Жи­вите сре­ди лю­дей — и в то же вре­мя в пол­ной ме­ре нас­лаждай­тесь ти­шиной и у­еди­нени­ем. В се­год­няшней жиз­ни вок­руг нас су­щес­тву­ет так мно­го ве­щей, взы­ва­ющих к ва­шему вни­манию и тре­бу­ющих ре­аги­рова­ния, что нам при­ходит­ся учить­ся дос­ти­гать сос­то­яния у­еди­нения.
Ес­ли в сос­то­янии у­еди­нения вы ис­пы­тали счастье и ра­дость, вы мно­гое да­дите лю­дям. Без воз­можнос­ти на­ходить­ся оп­ре­делен­ное вре­мя на­еди­не с со­бой вы ощу­ща­ете эмо­ци­ональ­ное ис­то­щение. Имен­но по­это­му так важ­но на­учить­ся жить в у­еди­нении.
Каж­дый день уде­ляй­те ка­кое-то вре­мя то­му, что­бы фи­зичес­ки по­быть на­еди­не с со­бой, пос­коль­ку это на­пол­нит вас си­лами и по­может глу­боко заг­ля­нуть внутрь се­бя. Это не оз­на­ча­ет, что вы не дол­жны прак­ти­ковать у­еди­нение и глу­бин­ный взгляд в се­бя, на­ходясь в тол­пе. Это так­же впол­не воз­можно. вы спо­соб­ны ос­та­вать­ся на­еди­не с со­бой и не под­да­вать­ся от­вле­ка­юще­му вли­янию тол­пы. Вы мо­жете по-преж­не­му ос­та­вать­ся са­мим со­бой и быть хо­зя­ином са­мого се­бя. Точ­но так же вы в си­лах ос­та­вать­ся са­мим со­бой да­же в мо­мен­ты учас­тия в ожив­ленной бе­седе или да­же в об­ста­нов­ке про­яв­ле­ния силь­ных мас­со­вых эмо­ций. Да­же при этом вы бу­дете проч­но сто­ять в бе­зопас­ности на ос­тро­ве ва­шего «я».
Име­ют­ся две раз­но­вид­ности у­еди­нения, и обе из них важ­ны. Пер­вая раз­но­вид­ность — фи­зичес­кое у­еди­нение че­лове­ка. Вто­рая — сох­ра­нение че­лове­ком са­мого се­бя как цен­тра в лю­бой груп­пе лю­дей. Все прос­то: для то­го что­бы ус­та­новить связь с ми­ром, вы преж­де все­го дол­жны обер­нуть­ся к се­бе и ус­та­новить связь с со­бой.
­
Сво­бода от под­созна­тель­ной не­гатив­ной энер­гии
Каж­дый из нас име­ет внут­ри се­бя оп­ре­делен­ный за­пас под­созна­тель­ной энер­гии. Под­созна­тель­ная энер­гия зас­тавля­ет нас без учас­тия соз­на­ния пов­то­рять ты­сячи раз од­ни и те же дей­ствия. Она зас­тавля­ет нас ку­да-то бе­жать, что-то де­лать, пос­то­ян­но прок­ру­чивать в сво­ей го­лове мыс­ли о прош­лом и бу­дущем. Она пре­пятс­тву­ет пол­но­му про­яв­ле­нию на­шей спо­соб­ности быть уми­рот­во­рен­ны­ми и счас­тли­выми в каж­дый взя­тый мо­мент.
Под­созна­тель­ная энер­гия унас­ле­дова­на на­ми от мно­гих по­коле­ний на­ших пред­ков. И в сво­ей жиз­ни мы про­дол­жа­ем на­ращи­вать ее. Эта энер­гия очень мощ­ная. Имен­но по­это­му прак­ти­ка осоз­наннос­ти на­целе­на на то, что­бы ос­во­бодить нас от под­созна­тель­ной не­гатив­ной энер­гии.
Мы не поз­во­ля­ем се­бе рас­сла­бить­ся и ока­зать­ся здесь и сей­час. По­чему мы все вре­мя бе­жим, да­же ког­да мы мед­ленно идем или прос­то си­дим? Что-то внут­ри пос­то­ян­но тол­ка­ет нас и тя­нет ку­да-то. Ку­да мы все вре­мя бе­жим?
Буд­да ска­зал: «Не му­чай­тесь прош­лым, по­тому что оно уже уш­ло. Не тре­вожь­тесь о бу­дущем, ведь оно еще не здесь. Для то­го что­бы жить, у вас есть все­го один миг — нас­то­ящее мгно­вение. Вер­ни­тесь в нас­то­ящее мгно­вение и про­живи­те его с глу­боким осоз­на­ни­ем, и вы ста­нете сво­бод­ны­ми».

Раз­вя­зывая два уз­ла
Су­щес­тву­ют два ви­да уз­лов. В пер­вый спле­тены на­ши мыс­ли и идеи, на­ши пред­став­ле­нияоб ок­ру­жа­ющем и на­ши зна­ния. У каж­до­го из нас есть мыс­ли и идеи. Во вто­рой узел спле­тены на­ши скор­би и при­выч­ные стра­дания: страх, гнев, нес­пра­вед­ли­вость, от­ча­яние, вы­соко­мерие. Что­бы ощу­тить сво­боду, мы дол­жны ос­во­бодить­ся от все­го, что спле­лось в двух уз­лах.
Эти уз­лы глу­боко уко­рени­лись в на­шем ра­зуме и соз­на­нии. Они свя­зыва­ют нас и зас­тавля­ют де­лать то, че­го мы де­лать не хо­тим. И по­это­му мы не сво­бод­ны. Мы не сво­бод­ны каж­дый раз, ког­да со­вер­ша­ем что-то, сле­дуя не ис­тинным же­лани­ям, а при­выч­ным стра­хам, мыс­лям и иде­ям, глу­боко про­ник­шим в на­ше соз­на­ние. Ког­да вы чи­та­ете эту кни­гу, ког­да вы за­нима­етесь ме­дита­ци­ей, вы де­ла­ете это не с целью при­об­ре­тения ка­ких-то взгля­дов или идей. На са­мом де­ле ва­ша цель — ос­во­бодить­ся от взгля­дов и идей. И не ста­рай­тесь за­менить их ста­рый на­бор на но­вый. Пе­рес­тань­те го­нять­ся то за од­ним, то за дру­гим пред­став­ле­ни­ем о счастье, об­ме­нивать од­ну идею на дру­гую.
Во всех жи­вут глу­боко уко­ренив­ши­еся сте­ре­оти­пы по­веде­ния и под­созна­тель­ная не­гатив­ная энер­гия. Каж­дый день мы поз­во­ля­ем этим не­види­мым си­лам уп­равлять на­шей жизнью. Мы ре­аги­ру­ем на ок­ру­жа­ющую дей­стви­тель­ность под вли­яни­ем этих фак­то­ров. Но наш ра­зум от при­роды очень ги­бок. Мы спо­соб­ны ме­нять его де­ятель­ность.
Спо­соб­ность ос­та­новить­ся и осоз­нать нас­то­ящий мо­мент яв­ля­ет­ся частью оп­ре­деле­ния счастья. Не­воз­можно быть счас­тли­вым в бу­дущем. Та­кое по­нима­ние счастья — не пред­мет ве­ры, а пред­мет жиз­ненно­го опы­та.
Ког­да мы ос­та­нав­ли­ва­ем дви­жения сво­его те­ла, то наш внут­ренний ди­алог ка­жет­ся гром­че. Ког­да же мы ос­та­нав­ли­ва­ем ди­алог внут­ри нас, при­ос­та­нав­ли­ва­ем пос­то­ян­ное мыс­ли­тель­ное воз­бужде­ние, мы чувс­тву­ем прос­транс­тво, пре­дос­тавля­ющее нам воз­можность жить со­вер­шенно но­вой и ра­дос­тной жизнью.
Мы не в си­лах быть счас­тли­выми, не об­ла­дая прос­транс­твом для ти­шины. Без ти­шины мы не жи­вем в нас­то­ящем мо­мен­те. Но толь­ко в этом нас­то­ящем мо­мен­те мы на­ходим счастье.

Ан­гу­лима­ла
…. — Ан­гу­лима­ла, я дав­но уже ос­та­новил­ся. Это ты не ос­та­новил­ся.
Ес­ли смог ос­та­новить­ся Ан­гу­лима­ла, зна­чит, то же са­мое мо­жем сде­лать и все мы.
Ник­то из нас не под­вержен су­ете, аг­рессии и буй­ству бо­лее, чем был под­вержен им этот раз­бой­ник.
Мы не в си­лах най­ти по­кой ти­шины без то­го, что­бы ос­та­новить­ся. Ес­ли мы бу­дем гнать­ся за чем-то все быс­трее и быс­трее, ес­ли мы бу­дем при­нуж­дать се­бя к че­му-то все силь­нее и силь­нее, мы ни­ког­да не добь­ем­ся этой ти­шины. Мы спо­соб­ны най­ти ее толь­ко здесь. В тот са­мый мо­мент, ког­да мы по-нас­то­яще­му ос­та­новим на­ше дви­жение и внут­ренний шум, мы нач­нем на­ходить ис­це­ля­ющую ти­шину. Ти­шина — это не ли­шение че­го-то, это не бес­по­лез­ная пус­то­та. Чем боль­ше в нас прос­транс­тва для не­под­вижнос­ти и ти­шины, тем боль­ше мы мо­жем дать се­бе и ок­ру­жа­ющим.

УП­РАЖНЕ­НИЕ
Ос­тров сво­его «я»
….Буд­да учил, что­бы они не по­лага­лись ни на что вов­не их са­мих, а об­ре­тали убе­жище толь­ко на ос­тро­ве сво­его «я». Ког­да вы за­нима­етесь осоз­нанным ды­хани­ем и раз­ви­ва­ете в се­бе осоз­нанность, вы воз­вра­ща­етесь в се­бя и на­ходи­те там сво­его учи­теля, ука­зыва­юще­го вам до­рогу в сто­рону ва­шего внут­ренне­го ос­тро­ва.
На ва­шем ос­тро­ве есть пти­цы, де­ревья и ручьи, сов­сем как на Зем­ле. В ко­неч­ном сче­те не су­щес­тву­ет чет­кой раз­де­литель­ной ли­нии меж­ду внут­ренним и внеш­ним ми­ром. Ес­ли вы не там, ес­ли вы не ста­ли са­мим со­бой на ва­шем ос­тро­ве, вы не ощу­тите по-нас­то­яще­му ок­ру­жа­ющий мир. Чем тес­нее вы свя­заны с внут­ренним ми­ром, тем тес­нее ва­ша связь и с внеш­ним, и на­обо­рот. Под­линная вза­имо­зави­симость воз­можна толь­ко тог­да, ког­да вы рас­по­лага­ете дос­та­точ­ной осоз­нанностью и кон­цен­тра­ци­ей. Так что воз­вра­щение на ваш ос­тров оз­на­ча­ет преж­де все­го то, что вы ста­нови­тесь спо­соб­ны на по­рож­де­ние осоз­наннос­ти и кон­цен­тра­ции.
В на­шей об­щи­не есть пес­ня, на­зыва­юща­яся «Ос­тров сво­его “я”». Ис­поль­зуй­те ее для ме­дита­ций, ког­да вы осоз­нанно иде­те или си­дите.
Де­лая вдох,
Я воз­вра­ща­юсь на ос­тров,
Рас­по­ложен­ный внут­ри ме­ня.
На этом ос­тро­ве есть кра­сивые де­ревья.
Здесь есть проз­рачные ручьи,
Здесь есть пти­цы, сол­нечный свет и све­жий воз­дух.
Де­лая вы­дох,
Я ощу­щаю се­бя в бе­зопас­ности.
Я ра­ду­юсь воз­вра­щению на свой ос­тров.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература