Медитация: успокоение, удерживание и узнавание ума
Медитация превращает наше отлично проверенное и верно понятое знание в опыт. На первом уровне основные методы призваны успокаивать ум и удерживать его в этом состоянии. Они создают защитную дистанцию, позволяющую отстраняться от внутренних и внешних помех. Такие упражнения, строящие фундамент для глубокого ви`дения, называются шаматха на санскрите, или шинэ на тибетском языке. Их задача – создать пространство между субъектом и объектом, между медитирующим и его переменчивыми ощущениями. Обнаруживая непостоянство и иллюзорную природу любой навязчивой идеи или чувства, эта практика позволяет все чаще и легче выбирать, участвовать ли в жизненных трагедиях или лучше их сторониться. Многие развивают это умение отступать на безопасную дистанцию от событий благодаря концентрации на дыхании, на каком-либо умственном занятии.
Когда волны впечатлений улягутся, а вокруг станет больше сознающего пространства, появится освобождающее интуитивное прозрение. Такое недвойственное состояние называют глубоким, или проникающим, ви`дением – на санскрите випашьяна, по-тибетски лхагтонг. Всякий, кто способен удерживать такое постижение в лабораторных условиях своей медитации, постепенно добьется того же и в повседневной жизни. Шине и лхагтонг представляют собой основу всех буддийских медитаций.
В конце этой книги вы найдете две практики для успокоения ума и отстраненности от эмоций – это медитация «Радужный свет» и медитация на дыхание.
ключ в том, чтобы утвердилась наша уверенность в причинности. Это ведет к пониманию, что ум преобразуется, а не производится мозгом, и, по сути, представляет собой вневременное пространство. Кроме того, мы видим выражение ума как поток чувственных и эмоциональных отпечатков, удерживаемых вместе иллюзией «я». А когда совершенство уже обретено, ум узнается как безграничный, неразрушимый, полный блаженства и доброты.
Внешние обещания для индивидуального Освобождения
Находясь в абсолютном состоянии ума, видишь все явления как чудесные, наполненные глубочайшим смыслом.
Буддисты, практикующие в монашестве, обязаны принимать весь набор обетов, в то время как мирянам следует выбрать из списка те обещания, которые они готовы соблюдать. У некоторых мирян и йогинов есть такие обеты, у других – нет. Будда просто хотел, чтобы все пришли к неизменному счастью, узнав природу ума.
МУДРОСТЬ И СОЧУВСТВИЕ ДЛЯ БЛАГА ВСЕХ
Знание и взгляд: иллюзорный характер обусловленного мира
С этого уровня мотивации настрой Бодхисаттвы влияет на каждое мгновение жизни. Мы хотим достичь Просветления для блага всех. ясно, что мы немногое можем сделать для других, пока сами запутаны и испытываем трудности.
есть путь от относительного переживания к абсолютному совершенству. Просветление вырастает из хорошего сна. Поэтому мы сознательно улучшаем свой сон повседневности до тех пор, пока ум не отважится выйти за границы всех снов и картинок, отождествляясь с тем осознаванием, которое их воспринимает и знает. Плохие сны, создаваемые недостатком открытости по отношению к людям, тоже способны заполнить нашу действительность. Они ограничивают и закрывают обзор.
Шесть освобождающих действий – парамиты
До тех пор, пока остается ощущение, что некий реальный субъект что-то делает для существующего объекта, эти прекрасные поступки не становятся освобождающими, хотя их все равно стоит совершать. для того чтобы приносить существам Просветление и абсолютную радость, нужна особенная свобода. Она появляется лишь тогда, когда позитивная деятельность сочетается с интуитивным знанием, что субъект, выполняющий действие, само действие и его объект – это взаимозависимые части одного целого и что ни одна из них не обладает индивидуальной природой.
Первый совет Будды – будьте щедрыми. Когда мы проламываем лед и демонстрируем свое доверие к другим, давая им что-нибудь, мы показываем также ценность того, чем делимся.
Традиционные буддийские тексты упоминают три вида щедрости.
– давать другим то, что необходимо для выживания.
– давать образование.
– дарить освобождающие и просветляющие поучения. Только это обеспечивает постоянный рост и продолжительное счастье. Ведь Учение Будды, указывая на абсолютные качества ума, пробуждает единственно надежные чувства: интуицию; бесстрашие от открытия, что ум является неразрушимым пространством; радость от переживания спонтанной игры ума, создающего внешние и внутренние миры; и активное сочувствие от сознания безграничности ума и того, как все существа ищут счастья. Ведя других вперед, давая им просветляющее Учение, мы по-настоящему помогаем им расти. Для того чтобы показать, как люди нам дороги, нет ничего лучшего, чем осмысленная щедрость.
По этой причине второе из шести Освобождающих действий – осмысленное поведение. Людям нужно научиться применять свой жизненный опыт и думать, прежде чем рефлекторно выносить стандартные суждения о других. Чтобы поощрять их к этому, буддисты предпочитают использовать такие обороты, как «полезная деятельность», «разумное поведение», «осмотрительные поступки», «осмысленное поведение».
Третье освобождающее действие – терпение – сохраняет накопленные хорошие энергии.
Четвертая рекомендация Будды – развивать энтузиазм, радостное усилие.
Медитация – пятое освобождающее действие, обращает человека к тому, что имеет подлинный смысл. Иначе почти невозможно стабилизировать ум. Благодаря глубокой сосредоточенности впечатления от полезных мыслей, слов и действий искусно сохраняются.
Стремясь к результатам и одновременно отпуская все ожидания, связанные с ними, благодаря этим методам мы приходим к шестому освобождающему действию – мудрости, которая ведет к окончательному Просветлению. Мудрость – это точный инструмент для узнавания ума путем постижения его невещественности и пустотности.
корень страдания – базовое неведение. Эта мощная эмоция заставляет существ искать счастья в тех объектах и с помощью тех действий, которые могут принести только обратные результаты. Будучи иллюзорными, негативные состояния могут быть удалены. В их основе лежит базовое неведение, двойственные взгляды. Абсолютной сутью всех существ является их природа Будды. Поэтому – хотя, возможно, мы и создали в подсознании болезненный потенциал – благодаря методам буддизма ум способен удалять все проблемы до того, как они созреют.
ПРОСТРАНСТВО И РАДОСТЬ БЕЗ ГРАНИЦ – УРОВЕНЬ ЙОГИНОВ
Когда удалено большинство помех, проявляется то, что присутствует между и за переменчивыми мыслями и чувствами, что знает их. Ум теперь осознает сам себя, и он – царь. Поскольку он всегда является сияющим сознательным пространством, пронизывающим все времена и направления, Просветление есть истинная природа каждого. Пока восходит солнце накопленных хороших впечатлений и рассеивается туман неведения, углубляются счастье и интуитивная мудрость практикующего.
По мере накопления благоприятных впечатлений и мудрости бессмысленное поведение автоматически прекращается. Куда бы мы ни смотрели, любое переживание чисто. Есть только счастье внутри и свершения снаружи. Ум с радостью отпускает свои ограничивающие привычки, все чаще наслаждаясь своей неизменной сияющей энергией, своим вневременным ясным светом.
Поскольку это неличностное состояние представляет собой нечто абсолютное, эго чувствует, что его господству что-то угрожает, но на самом деле такие мысли ничего не значат. Солнце просветленного осознавания светит всегда – просто мы видели несколько пробегающих облаков. Если не обращать на них внимания, даже самые крепкие привычки постепенно потеряют силу и проявят свою искусственную природу. Не тронутый концепциями ум будет еще дольше покоиться в собственном блаженстве.
Знание и взгляд: Будда как зеркало нашего ума
Восприятие внешних и внутренних событий как взаимозависимых, захваченных потоком постоянных изменений и не существующих в реальности, не имеющих отдельной сути, – это проявление мудрости ума. На йогическом уровне, благодаря искусным средствам и впечатлениям из прошлых жизней, понимание превращается в спонтанное прозрение вне концепций.
Здесь Будда уже зеркало для нашего собственного потенциала. Он выражает собой бесконечно привлекательную реальность, которую хочется впитать и не терять никогда. Пока постепенно исчезают мешающие эмоции, завесы запутанности и неловкие привычки, все более длительными и частыми становятся состояния благодарного блаженства. Когда есть глубокое интуитивное знание, что переживающий, переживание и его объект взаимозависимы, обуславливают друг друга и являются аспектами одного целого, достижение цели есть лишь вопрос времени.
Четыре состояния Будды
Когда ум осуществляет свою неразрушимость, постигая, что не является объектом или вещью, он становится глубоко бесстрашным. Это качество представляет собой непоколебимую основу для обретения всех совершенств. Когда полностью присутствуешь в «здесь и сейчас» и забываешь о любых ожиданиях, возникает величайшая радость. Сила осознавания выходит на первый план, она становится важнее появляющихся объектов и ситуаций. Мы радуемся многогранным возможностям ума. Это переживание называется Состоянием радости (Самбхогакайя). Оно рождается из Состояния истины и благодаря нашему избытку несет благо всем. стремление к благу существ проявляется в сочувственном Состоянии излучения (Нирманакайя, по-тибетски Тулку).
В учении Великой печати указывающем на вневременную суть ума просветленное состояние (полное функционирование ума) сравнивается с водой. Проявление ума в интуитивном Состоянии истины подобно влажности воздуха – ее не видно, но она пронизывает все как информация. Облака, свободно и игриво плывущие во всех направлениях, представляют богатое Состояние радости ума. Его активная любовь, выраженная Состоянием излучения, подобна дождю, питающему растения, и снегу, защищающему животных от холода. Хотя все эти формы выглядят по-разному, природа их – вода. Эта природа представлена Состоянием сущности (Свабхавикакайя). Ум проявляет себя различными способами, по существу оставаясь тем же.