* * *
Монах распевал гатху, сочиненную чаньским учителем Во Лунем:
«Способен Во Лунь и умел,
Он может отсечь все свои мысли.
Когда он обращен к формам, не возникает никаких мыслей,
Бодхи же растет день ото дня»
Патриарх прочитал монаху такие строки:
«У Хуй Нэна нет ни способности, ни умения,
Он не отсекает никаких мыслей.
Когда он обращен к формам, часто возникают мысли.
Как тогда может расти бодхи?»
Умение и способность - это два бессодержательных слова, и они не имеют ничего общего с абсолютной природой Хуй Нэна, которую нельзя возмутить страстями (т. е. мыслями) и которая остается безразличной к иллюзиям (т. е. формам). Она подобна зеркалу, в котором все вещи, появляясь, не оставляют после себя и следа. Бодхи изначально не меняется и, следовательно, не может возрастать или уменьшаться; как же оно может расти?
Мгновенное и постепенное просветление
Патриарх сказал: «Мое учение состоит всего лишь в том, чтобы развязывать путы сообразно каждому отдельному случаю, дабы ученики обрели состояние, для удобства называемое самадхи.
Тебе следует знать, что все дхармы - это лишь функции сущностной природы.
Послушай мою гатху:
Сознание, избавленное от пороков, - это шила сущностной природы,
Сознание, избавленное от заблуждений, - это праджня сущностной природы,
Избавленное от волнений, оно - дхьяны сущностной природы.»
(См. также «Сутру сердца», в которой говорится: «Нет ни приобретения, ни мудрости».)
«Сущностная природа лишена порока, неведения и возмущений. Она сохраняет постоянную просветленность благодаря постижению сути посредством праджни, и всегда отбрасывает все внешнее, тем самым обеспечивая себе свободу и умиротворенную независимость. Поскольку она способна передвигаться как вдоль, так и поперек, что тогда может быть установлено в качестве дверей дхармы? Сущностная природа должна быть самопробуждена; ее пробуждение и культивирование мгновенны, а не протекают постепенно, шаг за шагом. Отсюда и не установление дверей дхармы. Раз все дхармы изначально находятся в состоянии нирваны, в чем же их постепенность?»
Патриарх сказал: «То, что непостоянно, - это природа Будды, а то, что постоянно, - это сознание, разграничивающее добро и зло. Ты же полагаешься только на букву сутры и идешь вразрез с ее смыслом.»
«Клеша тождественна бодхи, это вовсе не две обособленные и отличные друг от друга вещи.»
«В понятии обыкновенных людей свет и темнота - это две разные вещи, просветленные же, обладающие ясным восприятием, понимают, что природа у них одна и та же; недуальное - реально. Реальная природа не убывает с неведением, как и не прибывает с мудростью. Она ни приходит, ни уходит. Она - ни внутри, ни снаружи, ни где-то между. Она не рождается и не умрет. Она - вечная и неизменная. Она носит название дао».
«Я под несуществующими рождением и смертью подразумеваю вот что: изначально не было никакого рождения, теперь же не будет никакой смерти.»
Поскольку сущностная природа способна вместить мириады вещей, она носит название сознания-сокровищницы (алая-виджняна)
Его последнее наставление
«Те, кто цепляется за пустоту, принижают достоинство сутр, утверждая, что они не пользуются написанными словами (писаниями). Если бы они были правы в своем утверждении, что не следует пользоваться написанными словами, было бы неверно даже что-то произносить, потому что произнесенное слово - это еще одна сторона написанного. Они также заявляют: «Прямой путь не требует написанных слов», но забывают, что эти два слова - «не требует» - также являются словами. Стоит им увидеть, что кто-то излагает дхарму, как они тут же начинают его критиковать на том основании, что он цепляется за написанные слова.
Вы должны прислушиваться к дхарме и развивать себя в согласии с ней. Вы не должны воздерживаться от мышления, потому что это помешает вашей собственной природе.»
«Если вас спросили о мирском, упомяните в своем ответе святое. Если вас спросили о святом, упомяните в своем ответе мирское. Тем самым взаимозависимость двух крайностей прояснит всю значимость «среднего».»
«Все вещи нереальны, реальными
Они восприниматься не должны. Ибо если
Они восприняты реальными, такое восприятие
Целиком ошибочно.»
«Если человек пробужден к сущностной природе, живое существо - Будда. Если же сущностная природа развращена и зловредна, Будда - живое существо». «У нашего сущностного сознания есть свой собственный Будда, а сущностный Будда - это истинный Будда. Если у сознания не будет своего собственного Будды, где же еще тогда искать истинного Будду? Ваше сознание - это Будда, не сомневайтесь в этом. Вне сознания не может существовать ни единой вещи, ибо именно сознание порождает мириады вещей» Вот почему в сутре сказано: «Когда сознание приходит в движение, им создается все разнообразие вещей; когда сознание исчезает, исчезает и все разнообразие вещей».
Причиной всему - растленность, природа которой сама по себе чиста,
Когда с растленностью покончено, эта природа становится чистой субстанцией (Самбхогакая).
Если кто-то входит в эту мгновенную дверь дхармы в этой жизни,
Он внезапно обнаруживает сущностную природу и постигает Бхагавана.
Если человек сможет постичь реальное в своем сознании, реальное, найденное
В нем, станет причиной обретения буддовости.
Пропев эту гатху, патриарх сказал: «О ученики! Прошу вас, не падайте духом»
Все феномены, созданные сознанием, которое заражено тремя отравами неведения, - это всего лишь плывущие облака, которые бесцельно появляются и исчезают.
Когда чистая природа Будды осознана, за время одного щелчка пальцами устраняется даже худший из адов страдания, порожденного плохой кармой, и учитель, дает клятву, что готов провалиться в тот ад, где ему снова и снова будут вырывать язык.
В поиске просветления чрезвычайно важно отбросить всякую привязанность к «я» в четырех элементах и развить в себе сознание, которое нигде не пребывает, продолжая при этом есть и пить и совершать обычные действия нашей повседневной жизни. Ибо полного просветления можно добиться только путем правильного восприятия всех феноменов, предстающих при том нереальными.
Доктрина учителя состоит в том, чтобы дойти до корня, то есть сущностного сознания. Это чистое сознание, называемое драгоценной жемчужиной, - абсолют в окружении заблуждений, вызванных страстями и желаниями. Оно неизвестно суетным людям, хотя им и присуще.
Самосовершенствование следует осуществлять своими силами, потому что даже Будда не может никому помочь это сделать, и непостижимое можно познать только на собственном опыте. Ибо лишь тот, кто пьет воду, знает, холодная она или теплая.
Если человек не позволит своему сознанию блуждать снаружи в погоне за внешним и обратит его вовнутрь, для того чтобы всмотреться в свою сущностную природу, он сумеет без труда постичь реальное, как если бы это был отраженный в зеркале образ. Однако, если сознание обеспокоено мыслью о достижении просветления, оно к нему не придет, потому что сознание и просветление - это всего лишь одно целое, и их нельзя разделить на субъект и объект.
Человек Дао, или последователь трансцендентального пути, - это тот, кого не волнует его иллюзорное окружение, чье сознание бесстрастно и несозидательно и кто пребывает в абсолютной таковости, в которой уже нет необходимости что-либо изучать.
Так как его сознание уже успокоено и бесстрастно, оно не подвержено возмущениям и не может быть потревожено ложными мыслями.
Он видит, что все дуальности, включая неведение и знание, происходят из основополагающего принципа, называемого природой Будды, которая неотъемлема от человека.
Он осознает, что человеческое тело непостоянно и является иллюзией, берущей начало из нематериального тела дхармы, которое чисто
и безупречно и не содержит ни частицы инородной пыли. Поскольку все исходит из сущностной природы, пять составляющих тела и сознания
и три отравы представляют собой лишь внешние проявления, лишенные собственной реальной природы.
Единая реальность нематериальна и находится за пределами формы, внешнего проявления, особенности, признака, качества и свойства. Она непостижима и невыразима и может быть обретена только после того, как в сознании изжита последняя и непознаваемая дуальная концепция кажущейся реальности субъективного эго и объективной дхармы или вещи. Когда это осознано, мгновенно исчезает даже наихудшая карма.
Абсолютная таковость сущностной природы, называемая бхутататхатой, присуща каждому человеку, но может проявиться только после того, как неведение, которое ее скрывает, будет устранено путем самосовершенствования.
В этом состоянии нирваны нет места иллюзорным относительностям, таким как счастье и беда, приобретение и утрата и т. д., потому что Единое сознание изначально чисто и безупречно в своей таковости и находится за пределами всех иллюзий, которым в его универсальности нет места. Оно подобно блестящему зеркалу, покрытому пылью, и если эту пыль удалить, зеркало вернет свой первоначальный блеск и отразит все посредством своей мудрости.
неизменную природу просветления можно постичь только через изменчивые иллюзии.
Если же вы доказываете, что безмыслие может привести к просветлению, почему бы вам не спросить деревянную куклу - которая также лишена мыслей, - когда она обретет буддовость?
Пребывая внутри нирванической природы, продолжайте есть и пить.
Понять, что все феномены не длятся и не существуют
Значит достичь полного просветления всех татхагат.
Все повседневные действия, такие как принятие пищи и питье, должны продолжаться как обычно, с одним единственным отличием, а именно: во время всего этого вы пребываете в безмятежном и бесстрастном состоянии нирваны. Когда подобным образом будут вырваны с корнем все старые привычки, все феномены будут явственно восприниматься непостоянными и несуществующими, и будет обретено просветление всех будд.
Жемчужина мани олицетворяет сознание, которое создает все феномены, но человеку неизвестно.Только после того, как
Появится личный опыт, можно понять непостижимое.
Легко узнать свой образ в зеркале,
Но может ли кто-нибудь схватить луну, отраженную в воде?
Когда свет обращен внутрь, для того чтобы всмотреться в сущностную природу, свое настоящее лицо можно постичь без труда, подобно образу, отраженному в зеркале. Однако если сознание обеспокоено мыслью о том, чтобы поймать луну (символизирующую просветление) в воде (символизирующей сущностное сознание), человек отклонится от бодхи и никогда его не добьется.