Вот уж лет 10 кряду, движимая исследовательской любознательностью, с завидным упорством и изобретательностью пытаюсь объяснить, что за забором нашего садика слова типа "предельный смысл (бог)", "религия" (способ его реализации) и им подобные
имеют вовсе не то значение, что втолковала нам прогрессивная воспитательница, обличая суеверия нашей няни.
Да только все не впрок.
Вспоминаю, как одна подруга назвала своего младенца Елисей.
Ее родители пришли в отчаянную панику:
"Знаешь, сколько лет мы живем в этом доме? Так вот еще в детстве мы каждый день ходили в школу, а на углу в страшной будке сидел жуткий сапожник. И знаешь, как его звали? -Елисей!
- Мам, а о королевиче Елисее ты не слыхала?
- Какого ты еще королевича там выдумала? Просто ты добиваешься того, что твой сын станет сапожником. Сапожником! (плач переходит в бурные рыдания).
Отчего же столь образованная и почтенная публика, почтившая меня своим вниманием, так поразительно не в состоянии хотя бы попытаться освоить иные значения пугавших их в детстве (школе, лекциях по научному атеизму) слов?
Даже обойденная просвещением купчиха в комедии Островского не ставила застылость и робость своего мышления себе в заслугу:
"Уж я такая робкая, право, ни на что не похоже. Вот тоже, как услышу я слово "жупел", так руки и ноги затрясутся."
Ведь можем же мы понять, что слово "коса" имеет не только единственно приходящее нам на ум значение?
Не попробовать ли нам последовать призыву ФМД?
"Будем смелы, господа, будем дерзки даже, мы даже обязаны быть таковыми и не бояться иных слов и идей, подобно московским купчихам, боящимся „металла“ и „жупела“.
Нет, докажем, напротив, что прогресс последних лет коснулся и нашего развития."
/Достоевский. "Братья Карамазовы"/
Но, на счастие мое, нет у меня обсессивной цели "просвещать человечество" и пафосом своего косноязычного красноречия пытаться изменить чьи бы то ни было застоявшиеся убеждения.
Потому уж никак не впасть мне в отчаяние, подобно юному Давиду, день за днем пытавшегося переменить сумрачное мнение царя Саула, (от которого как-никак зависела жизнь младого псалмопевца).
"Яко аспида глуха и затыкающаго уши свои: иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра." /Пс, 57/
Нет; речь тут не идет сызнова об обувке и сапожнике. "Обаваемь" - просто значит способен к обучению.
Ну ответьте, что дурного, если (пусть и значительная) группа людей будет неколебимо уверена, что Земля - плоская?
Помешает ли это хоть сколько-нибудь их повседневной жизни?
И даже, несмотря на всю мою назойливость, навряд кто из них метнет в меня копье, как решившийся ограничиться своей КУ (картинкой в уме) царь Саул в раздражающего его лютниста Давида.
Ну... разве что забанит
(Достойной картины "Саул банит Давида" not detected)
-----------
//Что вы позабыли о Рембрандте?//
Не то чтоб забыла, но от картины голландца впечатление прямо противоположное контексту моей заметки.