Добавлено спустя 21 секунду:
Махарадж : Из-за неведения люди отождествляют себя с физическим телом. Это отождествление заканчивается кремацией или похоронами. Но я говорю вам, что то, чем вы являетесь в действительности, не уничтожается. Оно отделяется от мёртвого тела. То, что покидает тело, есть форма Бога. Знание «я есть» — это Бог. Познавший этого Бога — джняни .
Люди верят в смерть из-за неведения. Тело живо благодаря сознанию. Из-за отделения сознания кажется, что тела умирают. Поскольку вы сознание, но не тело, вы не умираете.
Мир образовался из причины (сознания), крошечной, как атом. Вы можете создать гору из горчичного зёрнышка? Но это действительно случилось. Поэтому мир нереален. Но даже в этом случае человек должен вести себя как полагается и заботиться о себе и своих близких. Жизнь, наполненная покоем и удовлетворением, возможна только после реализации Истинного Я. Когда человек узнаёт, почему и как появился в этом мире, его работа заканчивается.
Майя , или иллюзия, представляет нам всё в иллюзорном свете. Но сама она тоже является обманом.
Мир возникает в свете нашего бытия. Наше бытие по-другому называют Ишвара, или Бог.
Посетитель : Почему мы так несчастны?
М : Давайте рассмотрим наш опыт сновидений. Если король видит себя во сне попрошайкой, может ли он быть счастлив? Наше положение точно такое же даже в нашем состоянии бодрствования. Мы не знаем, кто мы. Мы считаем себя чем-то, чем в действительности не являемся. Как это может привести к покою и безмятежности? Необходимо правильное знание..
П : Наш успех в этом мире приносит нам временное удовлетворение.
М : Сто лет назад мы не знали, что мы есть, что мы существуем. Сейчас мы осознаём своё присутствие. Это большая ошибка. Мы верим, что наше бытие истинно. Отсюда все наши проблемы. В познании Истинного Я наше бытие заканчивается со всеми его проблемами.
П : Так приятно находиться в вашем присутствии.
М : Я вновь повторяю, что вы — не тело, вы динамическое сознание (чайтанья атма ). Этого достаточно. Вам больше нечего здесь делать. Это всё равно что женить вашего сына. Теперь забота и увеличение его семьи — его задача, не ваша. Всё, что есть, — это знание «я есть». Оно честное, и оно нечестное. Это майя , и это Брахман . Вы услышали это? Этого достаточно. Вы можете уезжать.
Парабрахман , или Абсолют, лишён каких-либо желаний. Какая Ему польза от этого бытия? Тот, кто познал Истину, становится отрешённым. Великому Человеку подобает хранить молчание.
Вместо чтения текстов познайте своё бытие как божественный свет (бхагаван ) и медитируйте на него. Этого будет достаточно. Ваше бытие — это семя мира. Это ваш главный капитал. Берите его с собой и уходите. Я указываю вам на ваше самое главное богатство. Медитируйте на него и будьте свободны.
П : Мы вам так благодарны.
М : Некоторые посетители получают у нас знание и с его же помощью спорят с нами. Если бы это знание было их собственным, всё было бы по-другому.
М : корень этого мира бодрствования иллюзорен. Корень — это «я есть». Как он может стать причиной истинного мира? Следовательно, этот мир также иллюзорен.
Выход за пределы становления и бытия
Махарадж : Вы получили мантру?
Посетитель : Да.
М : Эта мантра напоминает вам о вашем Истинном Я. Ваши родители дали вам имя, и все звали вас этим именем. Эта мантра называется нама- (имя)-мантрой , то есть называнием себя тем, что вы есть на самом деле. Эта мантра очень сильна и эффективна. У каждой мантры своя цель, которая достигается постоянным повторением мантры.
Вы не знаете, как происходит ваше дыхание. Насколько труднее познать бесконечное. Вы задавали разные вопросы множеству людей, но в результате вы всё ещё остаётесь в неведении. Но есть один вопрос, который вы никогда никому не задавали. Это вопрос о том, существуете ли вы. Вы существуете, это ваше непосредственное знание. Вы знаете это даже в полной темноте. А теперь попытайтесь познать себя, не спрашивая никого. Ваш капитал — это знание «я есть». Используйте его. Медитируйте на него с его же помощью.
М : Джняни освобождается от хорошего и плохого, от приобретения и потери, от рождения и смерти. Все пять элементов возникают в сознании, в которое они в итоге возвращаются.
Некоторые учителя называют сознание Ишварой , или Брахманом , и это то, что мы есть. Но это не окончательное знание. Это знание в пределах майи , или иллюзии.
В этом мире мы сталкиваемся с поэтическим воображением, но не с Истиной. Ни у кого нет времени дойти до корней и обнаружить Истину. Фильмы стали так популярны, кинотеатры переполнены. Что это, если не чужое воображение? Все эти события вносят в ум беспокойство. Редко кто пытается найти ответы внутри себя. Редко кто идёт к источнику себя. Ты — не тело, которое всего лишь является материей пищи. Сознание — это качество тела пищи. Значит, ты также и не сознание. «Что я есть без этого сознания?» — у этого вопроса нет ответа. Даже Веды молчат в ответ. Мир содержится в зёрнышке пищи. Как он может быть реальным? Осознав это, становишься отрешённым и невовлечённым.
Игра пяти элементов
Происходящие события зависят от вас или являются следствием пяти элементов? Как можно ожидать спокойного поведения от пяти элементов? Что бы ни происходило, вы не принимаете в этом участия. Из-за своего отождествления с телом вы переживаете счастье или несчастье, и вам приходится верить в рождение и смерть.
Пять элементов вместе составляют саттву , или эссенцию пищи, в которой содержится ваше чувство бытия. Некто сознаёт собственное бытие. Кто его сознаёт, невозможно сказать. Чувство бытия в человеческих существах отождествляется с телом как формой. Эти личности не принадлежат нам, это просто состояния материи пищи, которые содержат чьё-то чувство бытия. Когда «я есть» уходит, люди называют это смертью. Знание собственного бытия — это несчастье, это качество тела пищи. Когда нет знания собственного бытия, тогда всё прекрасно и замечательно. Если вы не знаете, что «вы есть», откуда взяться страху?
М : То, чем я себя считаю, не есть я. Я — То, что я не могу знать. Если пойти ещё дальше, я — почва, я — камни. Я съеденная пища. Я также то, что падает в унитаз по утрам.
Я не индивидуум, я любовь и чувства. Чтобы не называть преходящее ложным и обманом, мы называем его майей, иллюзией. Вместо того чтобы говорить, что человек прожил сто лет, следует говорить, что человек страдал сто лет.
Вы — свидетель событий, которые происходят вокруг вас. Отождествление с телом приводит к счастью или несчастью. Если нет свидетеля, может ли быть счастье или несчастье? Не спрашивая никого, вы можете сказать, что было время, когда наблюдать было нечего. Таким был ваш опыт сто лет назад. Получается, что сам факт наблюдения — это грех целого мира.
Каменный идол, сделанный человеком, даёт вам желаемое, когда вы поклоняетесь ему. Это же Сознание гораздо более могущественно. Если почитать его как Бога, оно может дать вам всё что угодно.
Для настоящего ищущего освобождение возможно через простое слушание этого знания. Нет нужды страдать от самопожертвования и искупления. Ложные отождествления отпадают, и Высшее остаётся во всей своей чистоте.
П : Тогда что мне делать?
М : Об этом вам сейчас не нужно беспокоиться. Это случится само собой, как и должно случиться.
Добавлено спустя 26 секунд:
«Я не знаю» — наилучшее состояние бытия
Посетитель : Я разгадал все загадки, кроме загадки Истинного Я.
Махарадж : Когда вы видите себя тем, что вы есть на самом деле, никаких загадок не остаётся. У вас есть непосредственное знание вашего рождения?
П : Нет.
М : Ваше знание «я есть», или ваше сознание, — это склад всех видимых форм. Весь ваш мир содержится в нём. Ваша память о том, что «вы есть», отождествляется с телом. Но память не имеет формы. Если вы назовёте её Атмой , или Я, у Я тоже нет формы.
Вы размышляли о своём Истинном Я?
Если вы не являетесь телом и его именем, то что вы такое?
(Молчание.)
Пусть тело будет, просто не отождествляйте себя с ним.
«Я не знаю» — лучший подход. Мы не можем указать на нашу Реальность как на это или то. Мы можем только сказать «нети, нети», что означает «не это, не то».
Когда вы реализуете Истинное Я, больше не будет нужды повторять «Я не это тело». Тогда вы будете использовать тело как инструмент.
Осознаёте ли вы своё тело в глубоком сне? Отождествление с телом появляется после пробуждения. Когда ищущий осознаёт, что его сознание составлено из пяти элементов и трёх качеств, что остаётся от его самоценности? Те, кого мы называем воплощениями, обладают точно таким же сознанием, как и вы. Весь мир рождается в вашем сознании.
Некоторые люди считают себя могущественными. Но есть ли у нас какое-то определённое «я», которое может действовать без неудач?
В детстве мы слушаемся своих родителей и делаем то, что они нам говорят. Теперь ваш гуру говорит вам, что у вас нет ни имени, ни формы, что вы свободны прямо в этот миг. Почему бы не принять это?
В развитии человека существуют разные стадии. Каждый говорит исходя из своего понимания. Слова человека, находящегося на определённой стадии развития, верны для этой стадии. Но когда приходит истинное понимание, человек понимает, что никогда не рождался. Тогда бессмысленно задавать вопросы о времени и дате рождения. Если не было рождения, откуда взяться смерти?
М : любви к «я» естественно бороться за своё существование. Когда чувство бытия неосознанно возникает в какой-то форме, это означает так называемое рождение.
П : Можно ли избежать страдания?
М : События, или всё происходящее, исходит из сознания, и воображаемый некто или некое существо, ощущающее своё существование, страдает из-за них.
Знание «я есть» — это качество саттвы , и его сопровождают состояния сна и бодрствования. Когда тело пищи стареет, органы чувств и органы действий слабеют и не могут функционировать как следует.
Чувство бытия каждого не имеет ни имени, ни формы. Но человек принимает форму тела пищи за свою собственную, и имя, данное этой форме, начинает считать своим. Плохие и хорошие события — это просто концепции, поскольку нет того, с кем они могли бы случиться. В неведении каждый верит в собственное существование и присутствие. Эта привычка формируется с детства, и с ней трудно расстаться.
Далёкие невидимые звёзды становятся видимыми с помощью телескопа. Ваше сознание подобно телескопу, благодаря которому становятся видимыми многие вещи. Наблюдение — это качество сознания, а не наблюдающего. Свидетельствование сознания происходит с наблюдающим само собой. Сознание включает в себя всё, это свидетельствование всего, что случается с наблюдающим.
Все эти качества — это качества сознания, а не того, кто является свидетелем этого сознания. Сознание занимает всю Вселенную и называется Вишвамбхара . Огромное число людей и других живых существ жило в последние эпохи. Что с ними случилось? Что с ними стало теперь?
П : Они давно умерли.
М : Я скажу вам, что с ними стало теперь. Все они теперь подобны вам — тому, чем вы были до принятия этой формы. Все загадки разрешатся, как только вы познаете «почему и как» вашего сознания. Вы знаете, что вашего сознания не было сто лет назад. Теперь оно есть. Вы должны узнать «почему и как». Это ваша задача — знать это. Кто ещё может узнать это за вас?
Кому я говорю всё это? Я говорю источнику рождения. Формы появились после так называемого рождения.
Ищущие путаются, слыша разные утверждения в разное время. «Вчера он сказал одно, сегодня говорит совсем другое». Хотя я говорю чистому сознанию (источнику рождения), слушатели — это мужчины и женщины. Поэтому возникает непонимание и путаница.
Материя пищи не является живым существом. Если осёл съест её, эта материя станет ослом. Источник рождения не является продуктом воображения, но вы (мужчина или женщина) — являетесь. Так откуда взяться правильному пониманию?
В существовании нет ничего меньше и ничего больше сознания. Все вы воспринимаете его как ваше «я есть». В поле сознания есть бесчисленное количество имён, но у свидетеля сознания нет имени. Этот мир функционирует исходя из понимания, что все тела и сам мир реальны. Но на самом деле они все иллюзорны, и это — истинное понимание. Тот, кто видит себя вне тела пищи, уже свободен. Абсолют не имеет имени, но в попытках его понять, мы дали ему имена Параматма или Парабрахман .
То, что вы видите, этот мир — не что иное, как формы, созданные воображением человеческого интеллекта. Мир создан прекрасным благодаря идеям, генерируемым человеческой формой. Концепция «я есть» в человеческой форме обладает огромной силой. Но отождествление с телом привело в результате к трагедии смерти.
П : Всё такое реальное. Как оно может быть иллюзией?
М : С точки зрения Абсолюта всё есть майя , иллюзия.
П : В чём сила сознания?
М : Так же как в этом полотенце есть пламя, которое не проявлено, в этом сознании есть огромные силы и способности.
П : Как чувство бытия появилось из Вечного?
М : Это бытие очень древнее и вечное, но в нём не было чувства бытия. Состояние нашего бытия до 3–5 лет такое же, как у Вечного.
П : Почему Истина стала такой трудной для постижения?
М : Истина доступна каждому, но остаётся скрытой. Муравей подбирает крупинку сахара, покрытую песком. Вам нужна помощь гуру, чтобы обнаружить Истину и постичь её. Истина становится открытой и доступной, когда все услышанные и прочитанные концепции полностью улетучиваются.
П : Почему так трудно найти мудреца?
М : Кажется, что мудрец что-то прячет, потому что на Истину нет настоящих покупателей. Мудрец полон терпения и ждёт истинного ищущего. Мудрец Джнянешвар говорил, что знание передаётся в соответствии со способностями слушающего.
П : Что такое майя ?
М : Когда мы узнаём, что мы существуем, нам это нравится, и мы хотим удержать это. Это и есть майя .
П : Почему в мире столько путаницы и хаоса?
М : Истинное пробуждение означает реализацию Истинного Я. Это (ваше) состояние бодрствования ничем не отличается от бодрствования в сновидении. Вы ничего не ожидаете от вашего мира сновидения, поскольку это просто иллюзия. Но этот мир так же иллюзорен, как и мир из сновидений. Вы принимаете его за реальность и ждёте от него выгод. Пока вы не реализуете своё Истинное Я, в вашем мире не будет порядка.
П : Почему наше состояние бодрствования иллюзорно?
М : Знание «я есть» — семя мира, который вы видите. «Я есть» сновидения создаёт ваш мир сновидений, а «я есть» бодрствования создаёт этот мир. Поскольку само «я есть» иллюзорно, оба мира также — иллюзия. Я не воспринимаю мир через книги. Мир — это мой прямой опыт. Это качество моего знания «я есть». Я существую, поэтому вижу свой мир. Мир состоит из пяти элементов. Эти элементы не следуют никакому руководству. Они вольны вести себя так, как пожелают. Поэтому мир такой, какой есть.
... Все эти формы исчезнут, но не сознание, которое бессмертно.
П : Почему существует столько религий?
М : Каждый любит свои собственные концепции и хочет, чтобы другие следовали именно им. Если у кого-то это получается, у него появляются последователи. Это ведёт к вероисповеданиям и религиям.
Добавлено спустя 41 секунду:
Здесь говорит вечное
М : Вы — пыль, в которую в конце концов вернётесь.
Здесь говорит Вечное, используя слова. Вечное не имеет отношения к преходящему.
Для меня достаточно осознания, что я не являюсь частью того, что приходит и уходит, восходит и заходит.
П : Если я не тело, где мои границы?
М : Я говорю ищущим не недооценивать себя. Вы настолько велики, что не найдётся такой верёвки, чтобы охватить вас. Или можно веками пытаться обойти вокруг вас, и всё ещё будет далеко до завершения круга.
То, что говорится, всегда говорится лишь сознанием, и то, о чём говорится, есть выражение сознания.
В каждое мгновение происходят миллиарды рождений. Всё это — рождения сознания в различных формах. Как эмбрион остаётся скрытым, так и Космическое яйцо (хираньягарбха ) остаётся сокрытым.
Я знаю, как появилось сознание и где оно находится.
Ваша потребность в существовании ограничивает вас
Махарадж : Вещи такие, какие есть. Этот цветок такой, а тот — другой. Какие ещё наблюдения вам нужны?
Сначала возникло сознание, а затем все эти картины. На картине разные формы появились в разное время. И муравей, и человек действуют благодаря потоку мыслей. Сознание во всех формах подчинено времени. Когда время выходит, сознание исчезает.
Человеческие существа страдают из-за концепций, которые могут отличаться от реальных фактов. Поток мыслей изнутри руководит человеком и направляет его.
М : Именно ваше сознание слушает гуру, а не ваш ум. Обратите внимание на своё сознание. Медитируйте на него как на гуру, Бога, Брахмана . Вся Вселенная и десять её направлений возникли из него. Вы должны сами осознать эту истину.
Делайте, как вам говорят, и с вашим духовным прогрессом всё будет в порядке. Мало для кого это по-настоящему становится истиной. Я такой же, как вы. Разница лишь в реализации. Вы также можете обрести Это.
М : Вы считаете себя индивидуумами, но это не так. Я знаю себя как проявление и бесконечное. Когда «я есть», творение, поддержание и разрушение также присутствуют. Но я — То, что не рождается и не умирает.
С точки зрения мудреца, новорождённый и тот, кто был до зачатия, принадлежат к одному классу. Мгновенное появление сливается с вечным исчезновением. Есть различие в проявлении, но единство в исчезновении. Даже сны появляются и лишают покоя. Они реальны?
М : Видимый мир — это моё собственное выражение. Любая информация, которую я получаю об этом мире, — это моя собственная информация. Для меня все — я. Все имена и формы — мои.
Брахман — не мужчина и не женщина. Он бесформен. Вы видите форму и забываете содержание, Реальность. За все формы отвечают пять элементов. Считать себя мужчиной или женщиной — это своего рода болезнь. Когда вы слышите эти беседы, вы видите себя бесконечными и безграничными. Вас нельзя ограничить маленьким телом. Постепенно воспринимайте себя как всё большее и большее. И вскоре вы поймёте, что из-за болезни отождествления с телом вы стали мужчиной или женщиной. Дело не в том, чтобы говорить другим, что вы такое, а в том, чтобы иметь внутреннее убеждение в своей истинной природе.
Редко кто, подобно Кришне, видит Себя как Его и говорит другим об этом. В Гите Он сказал об этом очень ясно.
Всё функционирование вселенской семьи происходит благодаря пракрити и пуруше. Пуруша — лишь свидетель, так что всё это — работа пракрити .
Истинный ученик говорит: «Поскольку смерть неизбежна, почему бы не сделать так, как говорит гуру, и посмотреть, что будет?» Великий преданный относится к Богу как к другу и говорит ему: «Всё принадлежит тебе и останется лишь с тобой. Почему ты подозреваешь, что я отберу часть?»
Такова природа существования, которую мы не можем изменить. Мы можем лишь изменить себя, стать неподвластными этим горестям. Ненадёжность учит нас быть непривязанными. Ничто не должно нарушать наш покой и безмятежность. Сознательное кажется бесконечным, но оно преходяще и иллюзорно. Несознательное кажется маленьким. Но оно Вечное, и оно — Истина.
Моя потребность в существовании ограничила меня. Моя неполнота росла в прямой пропорции к этой потребности. Когда не было потребности к существованию, я был беспредельным, Истинным и Вечным.
М : Да. Не любите мимолётное, если хотите покоя и безмятежности. Любите Вечное, если можете. Хотя бы любите своё «я есть». Подружитесь с ним. Оно никогда не покинет вас. Оно будет с вами до конца жизни. Это самый близкий и лучший божественный Спутник. И самый надёжный.
Все индивидуумы воображаемы
Махарадж :
Пять элементов, три качества, пракрити и пуруша — все они бесформенны. Все формы, состоящие из этих десяти, обладают лишь иллюзорным существованием.
Я ощущаю вкус «я есть». Сто лет назад его не было. Но сейчас он есть. Моя первая задача — обнаружить «почему и как» этого вкуса.
В этом поиске Истины я обнаружил, что моё «я» не существует. Я обнаружил, что это «я» не индивидуально, это «Вселенское Я». Истинное Я относится ко всему существованию, и в нём отсутствует индивидуальность. Когда я обнаружил это, мой поиск закончился. То, что существует, — это не «я», а Брахман . Вы чувствуете, что ваше существование важно. Поэтому для вас всё становится важным. Если ваше существование потеряет свою важность, больше ничего не будет важным для вас.
Вот почему кажется, что мы пытаемся заставить себя быть телами, хотя наш фактический опыт иной. На самом деле не индивидуум воспринимает целое, а целое, проявленное, воспринимает целое. Каждое существо не отдельно, но всегда в группе десяти: пяти элементов, трёх гун, пракрити и пуруши .
Посетитель : Возможна ли передача знания без слов?
М : Слова используются, чтобы помочь вам понять. Ваше неведение происходит от услышанных и прочитанных слов. Мои слова служат для стирания тех слов. Некоторые посетители используют слова, чтобы поспорить. Правильное понимание приводит к меньшему использованию слов и большему безмолвию.
П : Как помогает медитация на знание «я есть»?
М : На что вы можете опереться в этом мире, кроме вашего тела и чувства бытия? Если ни у кого ничего не спрашивать, каково будет ваше прямое знание? Вы знаете, что «вы есть» и есть мир, в котором существует ваше тело. У вас нет непосредственного знания Бога, или Брахмана .
Ваше знание «я есть» возникает первым, а затем возникает мир. Поэтому ваше знание «я есть» должно быть самым важным. Вы знаете, что этого знания «я есть» не было сто лет назад. Теперь оно есть. Ваша главная задача — выяснить, почему и как появилось это «я есть». Прочие не столь важные вещи можно выяснить позже. Медитация на «я есть» делается для того, чтобы освободиться от слов и мыслей.
В этой зажигалке пламя поддерживается горящим газом. Точно так же ваше сознание поддерживается перевариванием съедаемой вами пищи. Мы можем видеть, как тело ест, но пользу приносит свет сознания, или свет знания «я есть».
П : Что происходит с несвободой после реализации Истинного Я?
М : Становится очевидно, что она иллюзорна. Реализовавший Истинное Я видит себя как великое Солнце, освещающее всё существование. До этого человек укутан в концепции собственного ума. Всё неведение и несвобода возникают из-за услышанного и прочитанного знания. Пребывайте в состоянии, которое было прежде чего-либо услышанного. В этом состоянии «прежде сознания» не было ни несчастья, ни необходимости быть счастливым. Ваши представления — источник бед, из которого вырастает ваш мир, полный несчастья.
Мало кто сомневается в том, что написано в древних текстах
Посетитель : Каким было наше существование до появления нашего бытия?
Махарадж : Оно было непроявленным, как будто его вообще не существовало. Оно возникло, как цветок в сезон дождей. Откуда пришёл цветок, появившийся после дождя? Цветок ниоткуда не пришёл. Он был там, но в непроявленном состоянии. И затем он проявился.
П : Что вы можете сказать о законе кармы?
М : Рождение, перерождение и закон кармы — это концепции, основанные на незнании Истины.
Поскольку все формы иллюзорны, чьей кармой (действием) и чьими рождениями и перерождениями они могут быть? Если бы существовала настоящая плотная форма, человек бы страдал в ней согласно своим действиям.
Закон кармы основан на допущении, что все формы реальны и поддерживается запись всех произведённых ими действий. Хотя все формы иллюзорны, реальными в них являются пять элементов. Эти элементы можно считать ответственными за все действия и их следует наказывать согласно тому, чего они заслуживают.
Время, когда вы впервые начали сознавать, что «вы есть», и место, где это случилось, — это время и место вашего проявления. Вы ниоткуда не пришли. Точно так же вы сольётесь с непроявленным, когда вашего «я есть» больше не будет.
П : Использует ли джняни свой интеллект?
М : Вы используете интеллект для поддержания себя. Для познавшего интеллект поддержание происходит спонтанно.
П : Как у эмбриона?
М : Да. Он по-настоящему независим (сватантра ) и самоподдерживается. Тому, кто фиксируется на «я» как на деятеле, ещё долго идти, но тот, кто укоренился в том, что прежде «я», достигает Истинного Я. Нужно вернуться в то состояние, когда «я есть» отсутствовало. Это состояние совершенно.
