Врата дзэн - Бодхидхарма, Хуйхай, Бассуй Собрание трудов трех просветленных мастеров дзэн, принадлежащих к разным историческим периодам. Все они указывают на недвойственную Реальность, которую непосредственно реализовали. Книга для серьезных ищущих.
https://www.youtube.com/watch?v=EPSTr-nRK-IПолностью - тут:
https://royallib.com/book/bodhidharma_h ... _dzen.htmlhttps://libking.ru/books/religion-/reli ... -dzen.htmlhttps://www.koob.ru/bodhidharma/zen_gateshttps://kniga-online.com/books/religija ... -dzen.htmlСодержание
Хуйхай
Учение чань о мгновенном постижении...... 5
Главные Врата на пути к Истине посредством мгновенного постижения.......................................................................................7
Записи Цунцзина бесед чаньского мастера Хуйхая, Великий Жемчуг..... 47
Примечания переводчика...............................................................85
Китайские термины особой трудности........................................ 102
Словарь санскритских терминов..................................................106
Бодхидхарма
Трактат о созерцании ума......................... 111
Бассуй
Дхарма-беседа о Едином сознании. Письма ученикам
............................................................... 131
Вступление.....................................................................................132
Беседа.............................................................................................137
Письма...........................................................................................142

[/url]
Хуйхай - Учение чань о мгновенном постиженииГЛАВНЫЕ ВРАТА НА ПУТИ К ИСТИНЕ ПОСРЕДСТВОМ МГНОВЕННОГО ПОСТИЖЕНИЯ
https://i.ibb.co/xqPcKGLp/hqdefault.jpg[/img]
В: Какой метод мы должны практиковать для того, чтобы достичь освобождения?
О: Его можно достичь только через внезапное озарение.
В: Что такое внезапное озарение?
О: Внезапное означает мгновенное избавление от ложных представлений. Озарение означает осознание того, что озаре ние — это не что-то, чего можно достигнуть.
В: С чего мы должны начать эту практику?
О: Вы должны начать с самого корня.
В: А что является корнем?
О: Корень - это СОЗНАНИЕ.
В: Как его можно познать?
О: Ланкаватара Сутра говорит: «Когда возникают движения сознания (синь), тогда появляются все дхармы (явления); а когда движения сознания прекращаются, прекращаются и все дхармы». В Вималакирти Сутре говорится: «Те, кто желает достичь Чистой Земли, должны сперва очистить свое сознание, ибо очищенное сознание есть Чистая Земля Будды». В Сутре Доктрины, завещанной Буддой, говорится: «Только благодаря сознанию для нас становятся возможными все вещи». В другой сутре: «Мудрецы обращаются непосредственно к сознанию, а не к Будде; глупцы обращаются к Будде, вместо того чтобы найти ответ в самом сознании. Мудрые люди скорее предпочитают приводить в порядок свое сознание, чем внешность». Сутра Имен Будды утверждает: «Зло порождается сознанием, и с помощью сознания зло преодолевается». Таким образом мы можем узнать, что всякое добро и зло происходит из сознания и что сознание, следовательно, является корнем. Если вы желаете освобождения, вы сначала должны все узнать о корне. Пока вы не сможете проникнуть в Зту истину, все ваши усилия будут тщетными; ибо если вы до сих пор еще что-то ищете во внешних [по отношению к] вам формах, вы никогда ничего не достигнете.
Дхьянапарамита Сутре говорится: «Пока вы обращаете свой поиск на окружающие вас формы, вы не достигнете своей цели, даже когда пройдет вечность за вечностью; тогда как созерцая свою внутреннюю природу, вы можете обрести буддовость [в мгновение ока]».
В: Какими средствами осуществляется практика корня?
О: Только медитацией; ибо посредством ее достигается дхьяна (чань) и самадхи (дин). В Дхьянапарамита Сутре говорится: «Дхьяна и самадхи необходимы в поиске священного знания Будд; ибо без них сохраняется беспорядок в мыслях, и корни добродетели вредятся».
В: Пожалуйста, опишите дхьяну и самадхи.
О: Когда прекращается неправильное мышление — это дхьяна; когда вы сидите, созерцая свою подлинную природу, — это самадхи, ибо на самом деле эта подлинная природа является вашим вечным сознанием. С помощью самадхи вы отдалите [свое] сознание от его окружения, сделав его таким образом непроницаемым для приобретения и потери, клеветы и хвалы, гордости и порицания, печали и радости. С помощью такого сосредоточения даже обычные люди могут войти в состояние будцовости. Каким образом это может произойти? В Сутре Наставлений Бодхисаттвы говорится: «Все люди, которые следуют Наставлению Будды, входят в состояние будцовости». Другие названия этого состояния — освобождение, получение дополнительной поддержки, выход за пределы шести состояний смертного сущестВования, перепрыгивание трех миров, или становление Бодхисаттвой, Мудрецом, Победителем!
В: Куда сознание должно поселиться и где обитать?
О: Сознание должно поселиться в не-обитель и там обитать.
В: Что такое эта не-обитель?
О: Это — не позволять сознанию обитать (поселяться, обосновываться) где-либо вообще.
В: А какое это имеет значение?
О: Обитание нигде означает то, что сознание не цепляется ни за добро ни за зло, ни за существование ни за не-существование, ни за внутреннее ни за внешнее или за что-то между ними, ни за пустоту ни за не-пустоту, ни за сосредоточение ни за отвлечение. Это обитание нигде есть то состояние, в котором оно должно находиться; говорят, что те, кто достигает его, имеют не-находящееся нигде сознание, другими словами, они имеют Сознание Будды!
В: На что похоже такое сознание?
О: У сознания нет цвета, оно неизмеримо; оно не исчезает и не возникает; оно свободно и от чистоты и от нечистоты; и оно вечно. Оно — сам покой. Вот такую форму и вид имеет наше подлинное сознание, которое также является и нашим подлинным телом — Буддакайей!
В: Однако, если ту чистую «сущность» нельзя обнаружить, откуда приходит такое восприятие?
О: Мы можем сравнить это с чистым зеркалом, которое может «воспринять» любые образы, хотя и не содержит их. Почему? Только потому что оно свободно от умственной активности. Если вы изучаете Путь, имея незапятнанное сознание, оно не породит ложь, и его привязанность к субъективному эго и объективным внешним обстоятельствам исчезнет; тогда чистота появится сама собой и вы благодаря этому приобретете
способность к такому восприятию. Дхаммапада Сутра говорит:
«В одно мгновение оказаться посреди совершенной пустоты — это действительно выдающаяся мудрость».
В: Согласно Главе о Ваджра-Теле из Махапаранирвана Сутры «[неразрушимое] алмазное тело невоспринимаемо, но оно воспринимает все ясно; оно свободно от того, чтобы делать различия, но нет ничего, что им не может быть постигнуто». Что это значит?
О: Оно невоспринимаемо, потому что его собственной природой является бесформенная «сущность», которая и является восприятием, потому и называется невоспринимаемым, а так как оно не может быть воспринято, то говорится, что эта «сущность» пребывает в абсолютном покое и ни появляется, ни исчезает. Хотя алмазное тело не отделено от мира, на него не может повлиять мирской поток; оно существует само по себе и ни
от чего не зависит, и это является причиной его ясного восприятия. Оно свободно от того, чтобы делать различия, потому что его собственная природа бесформенна и в своей основе неразделена. Оно постигает все, потому что неразделенная «сущность» обладает бесчисленными, как песчинки Ганги, возможностями; и если бы нужно было охватить все явления без исключения одновременно, оно смогло бы это сделать. В Праджня Гатхе написано:
Праджня, не знающая, знает все; Праджня, не видящая, видит все.
«Восприятия, служащие основой для создания концепций, являются источником всего невежества (авидья);
восприятие того, что нет ничего, что бы воспринималось, — это Нирвана, также известная как освобождение».
В: Что значит «ничего, что бы воспринималось»?
О: Обладание способностью замечать мужчин, женщин и всевозможные явления, оставаясь свободным от влечения или отвращения настолько, насколько это могло бы быть, если бы их совсем нельзя было увидеть, — это то, что означает «ничего, что бы воспринималось».
В: То, что случается, когда мы сталкиваемся со всевозможными видами образов и форм, называется восприятием. Мы можем поговорить о восприятии, имеющем место, когда мы ничего не встречаем?
О: Да.
В: Когда нам что-то встречается, отсюда следует, что мы воспринимаем это, но каким образом может возникнуть восприятие, когда мы не сталкиваемся ни с чем вообще?
О: Мы сейчас говорим о восприятии, которое не зависит от того, есть ли здесь объект или нет. Каким образом оно возможно? Природа восприятия вечна, мы продолжаем воспринимать независимо оттого, присутствуют объекты или нет. несмотря на то, что объекты естественно возникают и исчезают, природа восприятия никак не зависит от них.
В: Когда есть звуки, происходит слышание. Продолжается ли слышание, когда звуков нет?
О: Продолжается.
В: Когда есть звуки, из этого следует, что мы их слышим, но каким образом возможно слышание при отсутствии звука?
О: Мы сейчас говорим о том слышании, которое не зависит от того, есть или нет какой-либо звук. Как такое может быть? Природа слышания вечна, мы продолжаем слышать независимо от того, есть звуки или нет.
В: Если это так, кто или что является слушателем?
О: Это ваша собственная природа, которая слышит, и это внутренний познающий, который знает.
В: Что касается врат внезапного Озарения, каковы их учение, их цель, их сущность и их назначение?
О: Удерживаться от мышления (нянь) — это их учение, не позволять возникать ложным концепциям — это их цель; чистота - это их сущность; и мудрость - это их назначение.
В: Мы сказали, что их учение — удерживаться от мышления, но мы еще не рассмотрели значение этого термина. Что значит, мы должны удерживаться от мышления?
О: Это значит, что мы должны удерживаться от неправильного мышления, но отнюдь не от правильного.
В: Что такое неправильное и правильное мышление?
О: Мышление с точки зрения существования и не-существования называется неправильным [мышлением], тогда как мышление, которое не имеет таких точек зрения, называется правильным. Точно так же мышление с точки зрения добра и зла — [это] неправильное [мышление]; не думать так — это правильное мышление. То же самое относится ко всем остальным категориям противоположностей — печаль и радость, начало и
конец, принятие и отказ, антипатии и симпатии, плохое и хорошее, которые все называются неправильным мышлением, тогда как воздержание от мышления в таких категориях называется правильным [мышлением].
В: Пожалуйста, дайте определение правильному мышлению.
О: Правильное мышление - значит думать только о Бодхи (Просветлении).
В: Бодхи — это что-то ощутимое?
О: Нет.
В: Но как мы можем думать только о Бодхи, если оно неощутимо?
О: Так, как если бы Бодхи было просто названием того, что фактически неощутимо, как то, что никогда не было и не будет достигнуто. Будучи невоспринимаемым, оно не вызывает о себе мысли и является просто этим отсутствием мышления о нем, которое называется правильным мышлением о Бодхи - как о том, о чем не думают, ибо это означает, что ваше сознание не находится нигде. Выражение «не вызывать мысли о себе»
подобно различным видам не-мышления,— все они относятся к одной сущности, в которой нет никаких различий и никакого разнообразия. Просто осознавать сознание, как не находящееся нигде, означает не думать; и кто бы ни достиг этого состояния, он естественно освобождается.
В: Что значит поступать, как будды?
О: Это означает быть непривязанным к действиям, которыеназываются правильными или священными. Это означает не поступать так, как будто вещи реально существуют или не существуют, и быть незатронутым действиями, вызванными отвращением, влечением и прочим [всем остальным].
«Мудрые не поступают так, как остальные люди; и остальные люди не поступают так, как Мудрые».
В: Что значит правильное восприятие?
О: Это значит восприятие того, что нет ничего, что следует воспринимать.
В: А что это значит?
О: Это значит, что вы воспринимаете все виды форм, не становясь ими запятнанными в том смысле, что вас не затрагивают мысли о влечении или отвращении. Достижение этого состояния называется Взглядом Будды. Если все-таки зрелище различных форм затрагивает вас влечением или отвращением, это называется восприятием форм так, как если бы они имели объективное существование.
В: Когда вы сказали, что мудрость является назначением, что вы имели в виду под мудростью?
О: Знание того, что благодаря осознанию [пустотности] всех противоположностей приходит освобождение и что без этого осознания вы никогда не достигнете освобождения. Это — то, что мы называем мудростью или способностью отличать не правильное от правильного. Другое название этому — знание природы «сущности». Что касается нереальности [независимой природы] противоположностей, то именно мудрость, при
сущая «сущности», позволяет узнать, что осознать их [пустотность] означает освобождение. Это то, что мы подразумеваем под назначением. Таким образом, говоря о нереальности [независимой природы] противоположностей, мы говорим о несуществовании [независимой природы] относительностей,
таких как «есть» и «нет», «добро» и «зло», «влечение» и «отвращение» и т. д.
В: Посредством чего можно войти во врата нашей школы?
О: Посредством данапарамиты.
В: Почему она называется данапарамита?
О: Дана значит отбрасывание. Отбрасывание двойственности противоположностей.
В: Что это означает?
О: Это означает полное отбрасывание идей двойственной природы хорошего и плохого, существования и не-существования, влечения и отвращения, пустоты и не-пустоты, сосредоточения и отвлечения, чистого и нечистого. Отбросив все это, мы достигаем состояния, в котором все противоположности видятся как пустота. Настоящая практика данапарамиты ведет к достижению этого состояния без мысли о том, что «сейчас я вижу, что противоположности представляют собой пустоту» или «сейчас я отбросил их». Мы также можем назвать его одновременным отсечением причин, ибо когда они отсечены, вся Дхарма-Природа становится пустотой, а эта пустотность Дхармы-Природы означает не-нахождение сознания где-либо.
Когда это состояние достигается, становится невозможным различение отдельной формы. Почему? Потому что наша собственная природа нематериальна и не содержит ни одного отдельного объекта [чуждого ей самой]. То, что не содержит ни одного отдельного объекта, является истинной Реальностью, чудесной формой Татхагаты. В Алмазной Сутре сказано: «Те, кто отбрасывает все, зовут ся буддами (просветленными)».
«Бодхисаттвы, отбросив все загрязнения (клеша), можно сказать, выполнили дана-парамиту, известную как благодеяние; не отвлекаясь ни на что, они, можно сказать, выполнили силапарамиту, известную
как следование наставлениям; не вынашивая идеи "вредного" и "полезного", они выполнили ксантипарамиту, известную как упражнение в воздержании; не цепляясь ни за что, они выполнили варьяпарамиту, известную как упражнение в усердии; не обитая нигде, они выполнили дхьянапарамиту, известную как практикование дхьяны и самадхи; не вынося неверных суждений, они выполнили праджняпарамиту, известную как упражнение в мудрости. Все вместе они называются шестью методами». То, что я сейчас скажу об этих шести методах, будет абсолютно тем же — первый [метод] ведет к отбрасыванию; второй — к не-возникновению; третий — к не-мышлению; четвертый — к непребыванию в чем-либо; пятый — к отсутствию приверженности [ума]; и шестой — к отсутствию неверных суждений.
Мы даем другие названия этим шести методам, потому что они нужны для удобства, лишь на время; ибо когда мы приходим к замечательному принципу, заложенному в них всех, мы не находим абсолютно никаких различий. Поэтому вы должны только понять, что благодаря одному-единственному акту отбрасывания вы отбрасываете ВСЁ; и что невозникновение означает невозникновение чего угодно, где угодно. Те, кто сбился со своего пути, не понимают этого интуитивно; поэтому они говорят о методах так, как будто они отличаются друг от друга. Я призываю вас практиковать метод отбрасывания и больше ничего, ибо он приводит к выполнению не только пяти остальных парамит, но и десяти тысяч дхарм (методов).
В: Разъясните, пожалуйста, каждый метод по отдельности.
О: Дисциплина подразумевает безупречную чистоту. Сосредоточение подразумевает покой сознания так, что вы остаетесь совершенно равнодушными к явлениям окружающей среды. Мудрость означает, что покой сознания не нарушается от появления любой вашей мысли, что ваша чистота не испортится от того, что вы угощаете ее какой-либо мыслью, и что среди всех пар противоположностей, таких как добро и зло, вы способны увидеть различия, не оставляя на себе пятен от них, и таким образом достичь состояния совершенного покоя и свободы от всего, что делает вас зависимым.
О: Пока сознание находится в пустоте, нет ничего, к чему бы вы могли привязаться. Если вы хотите с предельной ясностью понять не-находящееся где-либо сознание, то когда вы действительно сидите в медитации, вы должны только осознавать сознание и не позволять себе суждения — то есть вы должны избегать оценок. Чем бы ни было прошлое, оно прошлое, поэтому не судите о нем; ибо когда прекращаются думы о прошлом, то, можно сказать, что прошлого больше нет. Что бы ни случилось в будущем, его еще здесь нет, поэтому не устремляйте свои надежды и желания на него; ибо, когда прекращаются думы о будущем,
то будущего, можно сказать, нет. Чем бы ни было настоящее, оно всегда под рукой, просто осознавайте свою не-привязанность ко всему — не-привязанность в том смысле, что не следует позволять влечению или отвращению к чему-либо затрагивать ваше сознание; ибо, когда прекращаются думы о настоящем, то настоящего не существует. Если нет привязанности ни к одному из этих времен, то можно сказать,
что они не существуют.
Если ваше сознание продолжает блуждать, не следуйте за ним, тогда оно перестанет блуждать само. Если ваше сознание пожелает где-то задержаться, не следуйте за ним и не находитесь там, тогда поиски места обитания для вашего сознания прекратятся сами. Таким образом вы придете к обладанию ненаходящимся где-либо сознанием — сознанием, которое остается в состоянии не-пребывания где-либо. Если вы полностью
осознаете в себе не-находящееся где-либо сознание, вы обнаружите, что существует только факт присутствия и нет ничего, где можно было бы находиться или не-находиться.
Это полное осознание в себе сознания, ненаходящегося где-либо, известно как обладание ясным восприятием своего сознания или, другими словами, обладание ясным восприятием своей собсвенной природы. Сознание, не-находящееся где-либо, это Сознание Будды, сознание уже освободившегося человека, это Бодхи-сознание, Извечно Существующее Сознание; его также называют осознанием нереальности [независимой] природы всех явлений. Это то, что в сутрах называется «пассивным осознаванием Извечно Существующего»
Если вы еще не осознали его, то должны стараться, должны прилагать больше усилий. Тогда, когда ваши усилия увенчаются успехом, к вам придет понимание изнутри вас самих — понимание, идущее из сознания, которое не привержено чему-либо, понимание, под которым подразумевается сознание, свободное от иллюзий, а вместе с тем и от реальности. Сознание, покой которого нарушен влечением и отвращением, иллюзорное сознание; сознание, свободное от того и другого, настоящее сознание; и освобожденное сознание достигает состояния, в котором противоположности видятся пустотою, благодаря чему достигаются свобода и избавление.
В: Это усилие мы должны прилагать только когда сидим в медитации или когда прогуливаемся — тоже?
О: Когда я только что говорил о том, что надо прилагать усилия, я не имел в виду усилия только во время сидения в медитации; ибо прогуливаетесь ли вы, стоите, сидите, лежите или делаете все, что угодно, вы должны непрерывно прилагать усилия. Это то, что мы называем постоянно удерживаться [в этом состоянии].
О: Чтобы понять, что сознание бесформенно и неощутимо, необходимо овладеть Дхармакайей Пустоты. Если вы поймете смысл всего этого, это будет означать, что вы узнали, что нет ничего, что надо достигать.
- "Что вами достигнуто?" - "Я ничего не добивался, ничего не достигал, поэтому обрел это."».
О: Праджня (мудрость) — это субстанция абсолютной чистоты, которая не содержит ни единого объекта, за который можно ухватиться. Это означает «то, что невозможно описать словами». Однако нематериальная и недвижущаяся Праджня обладает любыми возможностями, многочисленными, как песчинки Ганги; поэтому не существует ничего такого, что она не Охватывает.
...Бодхи достижимо в тот самый момент, когда мы решились его достигнуть — то есть В ЭТОЙ ЖИЗНИ
В: Также написано, что Татхагата имеет пять видов видения.
Каковы эти виды?
О: Восприятие всех явлений чистыми (реальными) называется Земным Видением. Восприятие их сущности чистой (реальной) называется Небесным Видением. Способность видеть мельчайшие различия в окружающих нас явлениях, а также самые незначительные оттенки добра и зла, и, тем не менее, совершенно не попадать под их влияние, оставаясь среди них совершенно свободными
/Это подразумевает спокойное созерцание потока постоянно меняющихся форм, сопровождаемое знанием того, что ни одна из них не реальна (ничего, что должно восприниматься), и состоянием сознания, непроницаемым для возможности быть запятнанным./
называется Мудрым Видением. Восприятие того, что нет ничего, что следует воспринимать, называется Дхарма-видением. Когда нет восприятия, но при этом нет ничего, что бы ни было воспринятым, называется Видением Будды.
Способы достижения Средства Передачи Бодхисаттв — способы Махаяны. Достижение его и пребывание с этого времени в состоянии освобождения от логически искусного мышления, так что даже понятия «способов» для вас больше не существует, — такой полный покой, что к нему нечего прибавить и нечего убавить, называется достижением Высшего средства Передачи, которое является Средством Передачи Будд!
Возьмем зеркало с отражающей поверхностью. Когда оно что-то отражает, колеблется ли его отражающая поверхность? Нет. А когда оно ничего не отражает, колеблется ли тогда его отражающая поверхность? Нет. Но почему так происходит? Оно не колеблется, независимо от того, присутствует объект или нет, потому что оно обладает свойством отражать, не будучи затронутым этим. Где нет затронутого ничем, там не может быть ни движения, ни отсутствия движения.
Или возьмем пример с солнечным светом. Колеблются ли солнечные лучи, когда они падают на землю? Нет! Или колеблются ли они, когда не сталкиваются с землей? Нет. Почему? Потому что они лишены ощущения чего-то другого. То, что они не колеблются независимо от того, сталкиваются они с чем-то или нет, обусловлено их свойством сиять, не испытывая ощущений чего-то другого. Качество обладания способностью отражать (или сиять) принадлежит мудрости, тогда как качество абсолютной устойчивости принадлежит дхьяне.
...святое ощущение принадлежит осознанию пустоты противоположностей.
То, что находится за пределами нашего созерцания, является Извечно Существующим. Существуя извечно, природа всех явлений является [пустотой]. Так как их природа [видится] пустою, все сопутствующие им причины искореняются, и это искоренение подразумевает прекращение деятельности ума.
О: Из-за пустой природы всех двойственностей, когда видение и слышание чего бы то ни было уже не затрагивает, наступает истощение, означающее конец страстям (асраваксья). Неистощимое имеет значение несотворенной сущности, обладающей чудесными способностями, многочисленными, как песчинки Ганги. Эти способности отвечают всем потребностям [чувствующих существ] без всякого истощения сущности.
В: Истощимости и неистощимости действительно являются тождественными или разными вещами?
О: Сущность у них одна, но говорят о них как о самостоятельных вещах. Мы можем сравнить это с таким явлением: хотя в небе одно солнце, его отражения улавливаются водой, имеющей множество различных вместилищ, так что каждое из вместилищ «содержит солнце», и каждое «солнце» полноценно и, кроме того, идентично солнцу в небе. Поэтому, несмотря на то что солнца имеют одну сущность, о них говорят как о самостоятельных солнцах, имея в виду разные вместилища. Более того, хотя каждое из солнц, видимых внизу, является совершенным и целым, то солнце, которое в небе, нисколько не уменьшается из-за них — отсюда выражение «неистощимое».
В: В сутре упомянуто «невозникновение и непрекращение существования».
О: Здесь имеется в виду невозникновение вредных явлений и непрекращение никогда полезных.
В: Что такое полезные и вредные явления?
О: Сознание, запятнанное привязанностями и утечкой, является вредным; сознание, свободное от этих качеств, является полезным. Только тогда, когда не случается пятен и утечки, не возникает и вредности; а когда достигается свобода от пятен и утечки, возникает чистота, совершенство и сияние — глубокий, вечный и непоколебимый покой. Это имеется в виду, когда говорят, что полезные явления не прекращаются; это объясняет выражение «невозникновение или непрекращение существования».
***
В: В Наставлениях Бодхисаттв говорится: «Когда существа следуют Наставлению Будды, они входят в со
стояние будцовости — состояние, идентичное Полному Просветлению — и таким образом они становятся истинными сынами Будд». Что это значит?
О: Наставление Будд означает совершенную чистоту сознания. Если кто-то выполняет практику чистоты и таким образом достигает сознания, которое не изменяется под влиянием чувственных восприятий, мы говорим о нем как о человеке, который следует Наставлению Будды.
В: Пожалуйста, объясните два утверждения: «Дхарма Будды ни уничтожает мирское (ю вэй), ни погрязает в запредельном (у вэй)».
О: Первое означает то, что Будда никогда не опровергал никакие явления и вещи. Это и есть «неуничтожение мирского». Другое утверждение означает то, что, хотя он достиг отсутствия мысли, он никогда не смотрел на это как на достижение; хотя он достиг невещественных и не-деятельных Бодхи и Нирваны, он никогда не считал, что эти состояния характеризуют достижение. Это то, что имеется в виду под «не погрязает в запредельном».
В: Существует ли в действительности ад?
О: И да, и нет.
В: Каким образом?
О: То, что наши умы создали много видов вредной кармы, является адом; но так как собственная природа каждого человека — это пустота, то для тех, чей ум освободился от пятен привязанности, ад невозможен.
люди имеют форму, а все, что имеет форму, является объектом создания и разрушения; тогда как Природа
Будды бесформенна, и, будучи бесформенной, она является невещественной по той причине, что сама она - природа пустоты и не может быть разрушена.
О: Видение, слышание, обоняние, вкус и осязание — пять состояний сознания, которые вместе образуют Совершенствующую Мудрость. Интеллект, или шестое состояние сознания, сам становится Глубинной Наблюдающей Мудростью. Отличающее сознавание, или седьмое состояние сознания, само становится Универсальной Мудростью. Сокровищница сознания, или восьмое его состояние, сама становится Великой Отражающей Мудростью
В: Если даже понятия существования и не-существования
не верны, то почему понятие реальной Буддакайи может быть
верным?
О: Возьмите пример зеркала; если напротив него есть объекты, оно от
ражает их, если напротив нет ничего, оно ничего не отражает.
31
В: Что значит «никогда не отдаляться от Будды»?
О: Иметь сознание, свободное от понятий, которые приходят и уходят, и покой сознания, ненарушаемый окружающими формами, так что оно остается неизменно пустым и невозмутимым, - это и означает «никогда не отдаляться от Будды».
32
В: Что значит запредельное (у вэй, необусловленное, асамскрта)?
О: Это значит мирское (ю вэй, обусловленное, самскрта).
В: Я спросил о запредельном. Почему вы сказали, что это мирское?
О: Выражение «мирское» верно только в противопоставлении «запредельному». Значение последнего происходит от первого. Если вы не воспринимаете одно как верное понятие, другое не может оставаться. Но, если вы говорите о Реальном [Истинном] Запредельном, оно не относится ни к мирскому, ни к запредельному. В Алмазной Сутре говорится: «Если ваши умы хватаются за Дхарму, они все еще будут цепляться за понятие эго (существо и жизнь); если ваши умы хватаются за Не-Дхарму, они все еще будут цепляться за понятие эго (существо и жизнь). Поэтому мы не должны хвататься и держаться ни понятия Дхармы, ни понятия He-Дхармы». Это значит придерживаться истинной Дхармы.
33
В: Что значит выражение «срединный путь»?
О: Оно означает крайности.
В: Я спросил о срединном пути; почему вы говорите, что он означает крайности?
О: Крайности имеют место только в противопоставлении срединному пути. Если вы сначала не постулируете крайностей, откуда вы можете взять понятие срединного пути? Этот срединный [путь], о котором вы говорите, сначала использовался по отношению к крайностям. Поэтому мы должны понять, что срединный [путь] и крайности обязаны своим существованием зависимости друг от друга и что все они преходящи. То же самое правило относится в равной степени к скандхам — форме, ощущению, восприятиям, побуждениям (или во левым актам) и сознанию.
36
В: Немного раньше вы говорили о воздержании от мышления (нянь), но вы не закончили ваше объяснение.
О: Оно означает не останавливать свое сознание ни на чем, но полностью оторвать его от окружающих вас явлений так, чтобы не осталось даже мысли чего-то искать; оно означает, что ваше сознание, столкнувшись со всеми формами, составляющими ваше окружение, остается спокойным и невозмутимым. Эта незатронутость любой мыслью называется Истинным мышлением; но вовлекаться в думание, значит иметь ошибочное мышление. В сутре говорится: «Если вы учите людей взращиванию шести мыслей, достойных похвалы, это обучение неправильному способу мышления». Поэтому даже взращивание этих шести мыслей называется ошибочным мышлением, тогда как воздержание от них называется истинным мышлением.
В сутре говорится: «О, добродетельный человек, придерживаясь Дхармы Не-Мышления, мы достигаем этого золотого света и этих двадцати двух явленных знаков Будцовости, от которых исходит лучезарное сияние, пронизывающее всю вселенную». Те, кто достигает незатронутости мышлением, способны естественно прийти к Восприятию Будды, ибо их сознание больше не запятнано шестью чувствами. Такое достижение называется входом в Сокровищницу Будд, известную еще как Сокровищница Дхармы, которая позволяет нам осуществить Дхармы всех Будд. Каким образом это возможно? Это возможно благодаря незатронутости мышлением.
В сутре говорится: «Возьмите зеркало с отражающей поверхностью; хотя оно не содержит никаких форм, оно может показать их бесчисленное количество». Почему? Потому что у него есть блестящая поверхность (лишенная пятен чистота), которая способна отражать формы. Вы, ученики, если ваше сознание не запятнано, освободитесь таким образом от лелеяния ложных мыслей; шевеление ваших умов, вызванное понятием «я» и «другие», исчезнет; не будет ничего, кроме чистоты (незапятнанности), благодаря которой вы овладеете способностью к безграничному восприятию.
Внезапное Озарение означает освобождение, ПОКА ВЫ НАХОДИТЕСЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ. Вас можно сравнить с львятами, которые являются настоящими львами с момента своего рождения; ибо то же самое относится и к тем, кто стремится прийти к внезапному Озарению. В тот момент, когда они практикуют его, они входят в Стадию Будды. Потому что сознание этих людей пусто. те, кто практикует внезапное Озарение, отсекают одним ударом ложные мысли, уничтожая таким образом двойственность собственного и чужого, так что наступает совершенная пустота и покой; таким образом достигается равенство с Буддами, не имеющее отличий ни на йоту. Поэтому написано, что самые обычные люди в глубине святы. Те, кто практикует внезапное Озарение, переступают пределы трех сфер существования во время этой настоящей жизни! Как сказано в сутре: «Переступи пределы мира, выйдя из самой его сердцевины; войди в Нирвану, прежде чем освободишься от мучения Самсары».
.
В: Является ли природа Абсолюта истинно пустой, или в действительности она не пуста? говорить о ней как о пустой, значит подразумевать угасание (просто ничто), и что, в таком случае, передавали существам, чтобы утвердить их в практике достижения освобождения?
О: Природа Абсолюта — пустота, и в то же время не-пустота. Как так? Чудесная «сущность» Абсолюта, не имея ни формы, ни образа, является, таким образом, необнаружимой; следовательно, она пуста. Однако эта нематериальная бесформенная «сущность» обладает возможностями, многочисленными, как песчинки Ганга, свойствами, которые неизменно отвечают обстоятельствам, поэтому ее еще характеризуют как не пустую.
Старайтесь! Старайтесь! Изучайте это учение как можно более тщательно! Пусть вещи случаются, не цепляйтесь за происходящее и сохраняйте ваше сознание неотождествленным ни с чем; ибо тот, кто может сделать это, входит благодаря этому в Нирвану. Обретенная, она тогда является условием окончания
перерождений, по-другому называемого вратами в не-двойственность, окончанием борьбы, самадхи всеобщности. Потому что она является предельной чистотой. Так как она свободна от двойственности своего и чужого, она больше не порождает влечение и отвращение. Когда все относительности видятся несуществующими, не остается ничего, что бы можно было воспринимать. Так выявляется необнаруживаемая Бхутататхата.
Я лишь следую Буддам, которые проповедовали тысячи своихсутр и бесчисленное количество шастр только ради существ, потерявшихся в своих заблуждениях. Так как их умы работают по-разному, для людей с ошибочными взглядами даются соответствующие учения; от сюда великое разнообразие доктрин. Вы должны знать, что изложение принципа освобождения во всей его полноте равносильно только этому —
КОГДА ЧТО-ТО СЛУЧАЕТСЯ, НЕ ЦЕПЛЯЙТЕСЬ ЗА ПРОИСХОДЯЩЕЕ. СОХРАНЯЙТЕ ВАШЕ СОЗНАНИЕ НЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННЫМ НИ С ЧЕМ: ВЕЧНО БЕЗМЯТЕЖНОЕ, СЛОВНО ПУСТОЕ, ВСЕГДА ПРОЗРАЧНОЕ И ЧИСТОЕ, ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ОСВОБОЖДЕННОЕ.
Старайтесь! Старайтесь! Чувствующие существа должны спасать сами себя; Будды не могут сделать это за них. Если бы они могли, Будд было бы уже столько, сколько песчинок пыли, каждый человек был бы теперь спасен; тогда почему же вы все еще мечетесь в волнах жизни и смерти, вместо того чтобы стать Буддами? Пожалуйста, поймите, что существа должны спасать себя сами и что Будды не могут сделать это за них. Старайтесь! Старайтесь! Сделайте это для самих себя. Не возлагайте надежду на внешних Будд. Как говорится в сутре: «Те, кто ищет Дхарму, не найдут ее, просто цепляясь за Будд».
38
В: В Вималакирти Нирдеша Сутре говорится: «Кто бы ни был тот, кто желает достичь Чистой Земли, он должен сначала очистить свое сознание». Что означает это очищение сознания?
О: Оно означает очищение до предельной чистоты.
В: Но что это значит?
О: Это означает состояние за пределами чистоты и нечистоты.
В: Пожалуйста, объясните это подробнее.
О: Чистота является свойством сознания, которое не отождествляется ни с чем. Достижение ее без возникновения мысли о чистоте называется отсутствием чистоты; а достижение этого отсутствия без высказывания мысли означает быть свободным также от отсутствия чистоты.
39
В: Что составляет осознание Цели для последователей Пути?
О: Осознание должно быть предельным.
В: Что это такое?
О: Предельное осознание означает быть свободным и от осознания, и от отсутствия осознания.
В: Что это значит?
О: Осознание означает оставаться незапятнанным тем, что мы видим, слышим и остальным чувственным восприятием извне, и обладать внутри сознанием, в котором нет места неправильному мышлению. Достижение его без высказывания мысли [о достижении] называется отсутствием осознания; и
достижение последнего, также без высказывания мысли [о достижении], называется свободой от отсутствия осознания.
https://www.youtube.com/watch?v=l5rnrjQPOMI
Не важно, что написано. Важно, как понято.