9. КОНЦЕНТРАЦИЯ, МЕДИТАЦИЯ, ТРУДКОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ
Чего бы вы ни хотели сделать в жизни, вам совершенно необходимо то, что лежит в основе всего - способность к концентрации внимания. Если вы сможете собрать вместе все лучи внимания и сознания в одну точку и сможете удерживать эту концентрацию усилием воли, то ничто не сможет помешать этому, чем бы вы не занимались, начиная от самого материального, физического развития и кончая наивысшим, духовным. Однако этой дисциплине нужно следовать постоянно и невозмутимо. Я не говорю, что вы всегда должны быть сосредоточены только на чем-то одном, я только хочу сказать, что вам просто нужно учиться концентрации. И для материальных целей, для физического и ментального развития эта дисциплина абсолютно обязательна, так как ценность индивида находится в прямой зависимости от силы концентрации, от простой, казалось бы, способности - быть внимательным.
С духовной точки зрения эта проблема приобретает еще большее значение. Не существует таких затруднений, которые могли бы противиться всепроникающей силе концентрации. Например, раскрытие психического существа, единение с внутренним Божеством, открытость к более высоким сферам - все это может быть получено благодаря интенсивной и настойчивой силе концентрации. Но вы должны научиться делать это. Ничего нет ни в человеческой, ни даже в сверхчеловеческой сфере, к чему бы эта сила концентрации не имела ключа. Каждый человек имеет в себе маленький зародыш ее, однако развивает ее далеко не каждый.
КОНЦЕНТРАЦИЯ
Что такое концентрация?
Это значит собрать все разбросанные нити сознания в единую точку, в единую идею. Те, кто способен достичь совершенного внимания, преуспевают в любом деле; кроме того, они всегда будут способны к быстрому прогрессу. Этот вид концентрации может быть развит точно так же, как развивают мускулы, а это значит, что вы вполне можете следовать различным системам и различным методам тренировки. Необходимо лишь иметь волю, хоть немного более устойчивую, чем колеблющееся пламя свечи.
Волю и концентрацию следует культивировать; это вопрос метода, регулярных упражнений. Поэтому если вы будете сильно этого желать, то достигните успеха. Мысль о бесполезности подобных усилий не должна смущать вашу слабую волю. Мысль о том, что вы рождены с определенным характером, и поэтому вам никогда не изменить его - просто глупость.
КОНЦЕНТРАЦИЯ В ЦЕНТРЕ УСТРЕМЛЕННОСТИ
Всегда лучше пытаться концентрироваться в центре устремленности, в том месте, где воспламеняется огонь, - в центре солнечного сплетения. Вам следует собрать все свои силы и попытаться обрести состояние внимательного безмолвия. Это подобно тому, словно вы хотите услышать что-то исключительно тонкое, трбующее от вас полного внимания, полной концентрации и абсолютной тишины. Если это состояние пришло, вы должны остановиться: не думать, не волноваться, не двигаться - только открыть себя и воспринять то, что приходит. В этой воспринимающей концентрации будьте молчаливы, насколько это возможно, и только тогда к вам придут покой и неподвижность.
Если вы преуспеете в этой медитации, то через некоторое время внутри возникнет нечто новое, новый способ существования.
ДИНАМИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ
Я думаю, что важнее всего узнать, какова цель вашей медитации. От этого зависит качество и направленность медитации.
Вы можете медитировать, чтобы открыть себя Божественной Силе; вы можете медитировать, чтобы отказаться от обычного сознания; вы можете медитировать, чтобы войти в глубины вашего существа; вы можете медитировать, чтобы научиться тому, как отдавать себя Богу полностью; вы можете медитировать, имея в виду самые различные цели. Например, чтобы войти в мир, в покой, в молчание - это как раз то, к чему люди обычно стремятся, хотя и без должного успеха. Но вы также можете медитировать, чтобы воспринять Силу трансформации, обнаружить точки, требующие трансформации, определить линию своего прогресса.
Я думаю, каждый имеет свой собственный способ медитации. Но если вы хотите, чтобы медитация ваша была динамичной, у вас должна быть устремленность к прогрессу. Поэтому медитация ваша должна служить этому стремлению к прогрессу. Только тогда она становится динамичной.
МЕДИТАЦИЯ И ПРОГРЕСС
Количество часов, проведенных в медитации, не является доказательством духовного прогресса. Доказательством вашего прогресса служит тот факт, что вам больше не нужно совершать усилие для того, чтобы медитировать. Наоборот, вам нужно совершить противоположное усилие, усилие, чтобы остановить медитацию, потому что трудно остановить мысли о Божественном, трудно вернуться вниз, к обычному сознанию... Вы только тогда реально продвигаетесь вперед, когда концентрация на Божественном является самой насущной потребностью вашей жизни, когда вы не можете действовать без нее, когда она естественно продолжается с утра до ночи, независимо от того, каким делом вы заняты. И поэтому неважно, сидите ли вы в медитации или куда-то идете, или заняты какой-то работой, - все, что требуется от вас - это сознательность, то есть постоянное осознание Бога.
Но разве не является сама медитация неизбежной дисциплиной, и разве не не несет она все более и более интенсивное концентрированное единение с Божественным? Вполне возможно. Но дисциплина сама по себе - это не то, что мы ищем. Нам нужна постоянная концентрация на Божественном во всем, что мы делаем, во всякое время, во всех наших действиях, в каждом побуждении и при любых обстоятельствах! Работать, действовать с преданностью и внутренним посвящением, - это тоже духовная дисциплина. И конечная цель в том, чтобы постоянно быть в единении с Богом, не только в медитации, но при всех обстоятельствах и в каждом движении жизни.
МЕДИТИРОВАТЬ ПРИ ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
Вы можете быть заняты каким-то очень активным действием, но вы вполне способны оставаться в состоянии внутренней медитации и сосредоточенности на Боге. Когда у вас это получится, вы увидите, что все ваши действия автоматически изменяют качество. Улучшится не только работа, - она действительно станет лучше - но вы обнаружите также, что способны совершать ее с неожиданной силой, сохраняя при этом свое сознание совершенно чистым и настолько устремленным, что никакие беспокойства не смогут коснуться вас.
Не впадайте в обычное заблуждениеи не думайте, что вам следует сесть в совершенно спокойном месте, где ничто вас не отвлечет, и где вы, приняв классическую позу, будете медитировать в полной неподвижности. Это неправильно. Необходимо как раз противоположное - вам нужно научиться медитировать при любых обстоятельствах. Я говорю о той медитации, которая не опустошает голову, но концентрирует вас на созерцании Бога. Если вы сохраните эту медитацию, это созерцание, это размышление о Нем внутри себя, тогда качество всех ваших действий неприменно изменится. И вся жизнь тоже изменится. Вы почувствуете, что уже немного, но вполне определенно отличаетесь от того, кем были когда-то, вы ощутите это отличие спокойно, почувствуете в себе нечто такое, что никогда не отступает, не исчезает, не теряется, не уходит.
УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛОМ
Тот, кто презирает физическую активность, не сможет сделать даже шага на подлинной Тропе Интегральной Йоги до тех пор, пока не освободится от своего предрассудка. Управление телом во всех формах - это необходимая основа. Когда вы хотите что-то осуществить, вы должны быть способны сделать именно то, что вам нужно, и тело не вправе останавливать вас на каждом шагу своей слабостью или безволием, своим нежеланием сотрудничать; чтобы этого не произошло, вам нужно следовать определенной физической дисциплине и стать хозяином в собственном доме.
Очень удобно уйти в медитацию и как бы с высот собственного величия взирать на материальный мир; но тот, кто не является хозяином в собственном доме - просто раб.
ТЕЛО ТРЕБУЕТ АКТИВНОСТИ
Телу необходима активность; если вы не активны, тело начинает протестовать, становится слабым, болезненным.
"ПОМНИ И ПРЕДЛАГАЙ"
Концентрируясь на ментальных движениях или на интеллектуальных задачах, мы иногда забываемся и теряем связь с Божественным. Почему это происходит?
Вы теряете связь, потому что ваше сознание еще разделено. Божественное еще не установилось в вашем уме, вы не полностью сосредоточены на Божественной Жизни. Иначе вы могли бы концентрироваться на каких угодно вещах и с любой степенью интенсивности, ощущая, тем не менее, помощь и поддержку Бога.
Чего бы вы ни пытались достичь, независимо от рода вашей деятельности, вашим девизом должны быть слова: "Помни и предлагай". Пусть все, что вы делаете, будет предложено Божеству. Кроме того, подобная установка будет великолепной дисциплиной для вас, она обязательно спасет от многих глупостей и избавит от множества бесполезных переживаний.
Не важно, что написано. Важно, как понято.