ГЛАВА 8
НЕ ТВОРИТЕ НАД ТЕЛОМ НАСИЛИЯ
Сам факт обладания очищенным умом является условием очищения тела, освобожденным умом – освобождения тела, совершенным умом – совершенства тела. И по мере успехов вашей Йоги в Антахкаране (связь с высшим) тело автоматически начинает реагировать на новые воздействия. Но вам не следует сознательно вмешиваться в дела тела до тех пор, пока вы не покончили с умом. Пусть свою работу делает природа. Как можно сильнее отделите себя от тела. Думайте о нем, как о простой оболочке. Оставьте его на попечение Бога и Шакти (Энергия, Сила),
первичной и изначальной силы Праны – бесконечной жизненной энергии.
Европейцы одержимы идеей, будто физическое является полновластным хозяином умственного. Я бы хотел, чтобы вы прочно усвоили противоположную точку зрения и никогда не забывали, что положение вещей, при котором тело навязывает свои условия уму, является ненормальным и от него следует избавиться. Ум должен контролировать, обусловливать и видоизменять тело.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После того, как Шуддхи (очищение) стала полным, следует совершенствовать Мукти (духовное освобождение), обретать свободу, вещь легко достижимую после Шуддхи (очищение) и невозможную до него. Под Мукти я не подразумеваю Лайю (растворение индивидуального существа в Брахмане). Лайя – это то, чего следует не желать или добиваться, но ожидать не иначе, как если будет на то Воля Божья. Под Мукти же я подразумеваю освобождение от невежества, Аханкары (эгоизм) и всякой двойственности.
В ходе очищения возникает естественное стремление к освобождению и дальнейшим этапам Йоги, Бхукти и Сиддхи, освобожденному наслаждению и совершенству.
Для Шуддхи (очищения) и Мукти (освобождения) необходима Джняна (знание, мудрость). Однако Джняне должны помогать либо Абхьяса (практика), либо Вайрагья (отвращение к миру) до тех пор, пока ум не успокоится и не позволит знанию делать свое дело.
Как только ум становится спокоен и не восприимчив к идущему извне возбуждению своих старых энергий, развивается Джняна (знание, мудрость), а Шакти (Энергия, Сила) беспрепятственно выполняет свою задачу. Тогда для вас уже нет Садханы (практика Йоги) – лишь прогрессирующие Сиддхи (совершенство, силы) без какого-либо сознательно принятого метода, возрастающие единственно благодаря непринужденному и естественному движению Природы, подобно дыханию или ходьбе. Отпадает всякая необходимость в Абхьясе (практике) или Вайрагье (отвращение к миру). Привязанность к Вайрагье столь же пагубна, как и привязанность к самой Лобхе (жажда желаний).
Я – тантрист. Я рассматриваю мир как рожденный Анандой (блаженство) и живущий Анандой, идущий от Ананды к Ананде. Ананда (блаженство) и Шакти (Энергия, Сила) – вот два действительно основополагающих принципа существования. Скорбь и слабость представляют собой плоды Аджняны (неведение, незнание), забвения нашего высшего и истинного «Я». Они не вечны и не всеобщи, но ограничены местом и временем. Их местом является преимущественно эта земля, а временем – недолгие периоды Кали Юги (Железная эпоха). Наше назначение в том, чтобы соединить небеса с землею не только для себя, но и для всего человечества, чтобы устранить слабость и скорбь. Я совершенно не согласен с мрачным догматом, который проповедует нашему миру скорбь и недеяние, а уход от него рассматривает как единственное возможное состояние свободы и благодати, который полагает, вопреки всякому знанию и здравому смыслу, будто Бог в Себе – блажен, а Бог в проявлении – проклят.
Я придерживаюсь той точки зрения, которую в Махабхарате высказывает Шри Кришна: «Я не невежда, я не связан, я не скорблю – я лишь играю в невежественное существо, я лишь притворяюсь, будто я связан, подобно актеру или подобно зрителям, я лишь принимаю Рас (танец божественного восторга в мире Блаженства) скорби. Я могу оставить ее как только пожелаю. Кто называет меня падшим и грешным, червем, пресмыкающимся среди червей? Я – Брахман (Всевышний, Реальность), я – Он. Грех неспособен коснуться меня. Кто называет меня слабым? Я един со Всемогущим. Он, будучи единым, избрал множественность. Он, будучи бесконечным, поместил себя во многих центрах, оставаясь в каждом из них столь же бесконечным. Это – таинство существования – великая, удивительная и блаженная загадка Бога, загадка, отвергаемая логикой, но постигаемая знанием, знанием, которое нужно не доказывать, но реализовывать, подтверждая опытом, очищенной, освобожденной, всерадующейся и всесовершенной души.»
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абхьяса – определенная постоянная практика.
Аватар – слово Аватар означает нисхождение.
Адхара (Адхар) – то, в чем сейчас содержится сознание, ум – жизнь – тело; дословно «сосуд, опора, транспортное средство».
Акарта – бездействующий.
Амрита – бессмертие; нектар бессмертия, амброзия, бессмертное блаженство божественного экстаза.
Ананда – восторг, наслаждение, блаженство, духовный экстаз; сущностный принцип блаженства; самоблаженство, являющееся самой природой трансцендентного и бесконечного существования.
Атмаджняна – знание Сущности.
Атман – Сущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего существования; Верховная сущность (по отношению к индивидууму), являющаяся нашей собственной истинной и наивысшей Сущностью.
Аханкара (Аханкар, Ахамкара) – особое чувство «эго», которое дает каждому возможность постичь себя как независимую личность;
Вайрагья –полное пресечение привязанности и желаний.
Вак – речь; Богиня Речи.
Вибхути – божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия; сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества.
Виджняна – идеальный ум; свободный духовный или божественный разум; Истина.
Вишуддха – чистый; наименование третьей Чакры.
Даршан – видение; самооткровение Божества к своим приверженцам; случай, когда духовная личность в Индии позволяет себе быть увиденной.
Двеша – непривязанность, отталкивание.
Санатана Дхарма – вечный закон.
Дхаирья – спокойствие, стойкость.
Кайя-Сиддхи – совершенство тела.
Камана – желание; страсть.
Карана – причина; инструмент.
Картавья – то, что должно быть сделано; долг.
Лайя – растворение, исчезновение; уничтожение индивидуальной души в Бесконечном.
Липса – желание, страстное желание; тяга.
Лобха – жадность, алчность, скупость, завистливость.
Мантра – священный слог, имя или мистическая формула; открывающая тайную силу и являющаяся источником божественного вдохновения.
Махакарана – первопричина.
Махас Патха – великий путь.
Мумукшутва – стремление к освобождению, желание свободы.
Ниграха – подавление, обуздание.
Правритти – побуждение к действию и работе; движение вперед и вовне; эволюция души в действии.
Праджна – Сущий, находящийся в глубоком сне (Сушупти), господин и творец вещей; Хозяин Мудрости и Знания.
Пракамья – абсолютное страстное желание ума и чувств.
Пратьякша – знание того, что есть, опережающее зрение; непосредственное прямое знание.
Пуруша – Субъект; Сознательное Бытие; Сознающая Душа; Душа; сущностное бытие, поддерживающее игру Пракрити (см.); Сознание или Сознающий, находящийся позади того, кто является господином, свидетелем, знающим, наслаждающимся, держателем и источником, санкционирующим действия Природы
Пурушоттама – Высший божественный Субъект; Высшее Бытие, которое превышает как меняющееся Бытие, так и Неизменное; Божественное Бытие.
Сакши – свидетель.
Самата – равенство; равное отношение ко всему, уравновешенность.
Саньяма (Самьяма) – самоконтроль, отказ или самоотделение; концентрация, сознательное пребывание, посредством которого человек становится осознающим все, что есть в объекте.
Санкара (Самкара) – смешивание, смешение, путаница.
Санскара (Самскара) – ассоциация, фиксированное представление, впечатление, привычная реакция, формируемая человеческим прошлым.
Сат – бытие, существование; Чистое Существование; все, что истинно; справедливость, высшее или лучшее, или действительное благо.
Сиддха – совершенный, полный, законченный; совершенная душа, совершенный человек.
Сукха – счастье.
Сукшма – тонкий.
Сукшма Прана – тонкая жизненная сила.
Сундара – прекрасный.
Сурья – Солнце; Бог Солнца, Господин Истины и Света, дающий лучи Знания, которое просвещает ум; душа и энергия, и тело духовного света.
Сушупти – глубокий сон; Сонное Состояние, сознание, соответствующее Супраментальному плану, присущему гнозису, которое находится позади нашего опыта,
потому что наше каузальное тело или оболочка гнозиса не развито в нас, его способности неактивны в нас, и мы таким образом по отношению к этому плану находимся в состоянии сна без сновидений.
Удана – одна из пяти Пран (см.), сила, движущаяся вверх из тела к макушке головы и являющаяся регулярным каналом связи между физической жизнью и более высокой жизнью духа.
Удасината – занимающий место выше – высший по отношению к физическим и ментальным контактам; безразличный.
Упасана – служение, поклонение, преданность.
Хашья – активная сторона Сукха; состоит в активном внутреннем состоянии радости и веселья, которое невраждебно опыту ментального или физического, могущего быть потревоженным.
Чайтанья – сознание.
Чит – сущностное сознание.
Шакти – Энергия, Сила, Крепость, Воля, Мощь; самосуществующая, самопознающая, самоосуществляющая Сила Господина, которая выражает себя в деятельности Пракрити.
Шива – добрый, благой; «благоприятствующий», Благословляющий; имя принадлежащей вечности Ипостаси Силы и Господин Тапаса (см.);
Шубха – свет, наслаждение, благость.
Янтра – механизм, средство, инструмент.