Ауробиндо - Йогическая СадханаШРИ АУРОБИНДО
ЙОГИЧЕСКАЯ САДХАНА
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1
ПОДЛИННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ САДХАНЫ
НАЧИНАЙТЕ С НАМЕРЕНИЯ Правильное направление состоит в том, чтобы начать с Намерения и закончить телом. Именно на это указывал Шри Рамакришна. «Прежде всего, выполняйте Шакти Упасану (служение божественной Силе)» «Обретите Шакти и она даст вам Сат (истинное бытие)». Намерение и Шакти представляют собой средства, необходимые Йогину в первую очередь. Вот почему Шри Рамакришна всегда говорил: «Помните: вы – Брахман (Реальность, Всевышний)», – и это было важнейшее откровение из переданных им Свами Вивекананде. Вы – Ишвара (Господь, личный Бог). Во-первых, следует верить в себя, во-вторых, – в Бога, в-третьих, – в Кали (божественная Мать, супруга Шивы). Ибо эти вещи составляют мир. Воспитайте в первую очередь Намерение, через посредство Намерения развивайте Джняну (знание), через посредство Джняны очистите Читту (вещество ума), установите контроль над Праной (жизненной энергией) и успокойте Манас (воспринимающий ум). Через посредство всех этих инструментов сделайте свое тело бессмертным. Это является подлинной Йогой – Махас Патха (великий путь), это является истинной и единственной Тантрой (система Йоги). Веданта начинается с Буддхи. Тантра с Шакти.
Намерение суть Шакти (Энергия, Сила), она не Васана (мысль, ментальное ощущение), и она не Чешта (усилие). Васана (мысль) и Чешта (усилие) являются отрицанием Намерения. Если у вас есть желание, то это значит, что вы сомневаетесь в силе вашего Намерения. Брахман (Всевышний, Реальность) не имеет желания. Он изъявляет Намерение – и все происходит согласно его Намерению. Если у вас есть Чешта (усилие), то это значит, что вы сомневаетесь в вашего Намерения. Борется и трудится ради определенного результата лишь тот, кто чувствует или думает, что он не силен. Брахман (Всевышний, Реальность) не имеет Чешты (усилие), и его Намерение производит спонтанный эффект. Но она производит его во времени, пространстве и причинности. Требовать результата сейчас, здесь и при данных обстоятельствах – это Аджняна (неведение). Время, пространство и причинные связи всякого события были определены вами и Парамешварой давным-давно, в самом начале Кальпы. Бороться и пытаться изменить то, что было установлено вами же – это неведение. Обратите ваше внимание не на время, пространство и причинность, но на Намерение, предоставив конечный результат Богу, Который суть ваша всемогущая, вездесущая и всеведующая самость. Вы – это индивидуальный Бог, а он – универсальный Бог. Не существует ничего, кроме Бога, – Экам эвадвитиям (одного без другого). Поэтому Намерение предполагает Самату (уравновешенность), отсутствие Васаны (мысль) и Чешты (усилие). Отсутствие Васаны (мысль) и Чешты (усилия) предполагает знание. Пока вы не обладаете знанием, вы не можете оградить себя от возвращения Васаны (мысль) и Чешты (усилия).
Вопрос в том, как начать. В вас есть Шакти (Энергия, Сила). Предоставьте ей возможность работать и окажите ей в этом содействие, заняв правильную позицию. Вы суть Сакши, Анумата Бхокта и Бхарата (беспристрастный и санкционирующий истинное движение свидетель, тот, кто наслаждается и кто поддерживает природу).
Как Анумата (дающий санкцию), дайте распоряжение. Как Сакши (свидетель), наблюдайте ее работу, безотносительно к результату. Как Бхокта (наслаждающийся), наслаждайтесь результатом. И как Бхарта (поддерживающий, хозяин), помогайте ей заботой об Адхаре («сосуд, опора» сознания). Не разрушайте ее тамасической Удасинатой (безразличием) или раджасическим мятежом. Будьте уверены в том, что ваше Намерение никогда не утратит способности действовать. Вы суть – Джнята (знающий): обретайте все знание, которое само преподносит вам себя. Заняв позицию, описанную мною здесь, приложите ее к каждому отдельному действию Садханы, или жизни. Больше вам ничего делать не нужно. Все остальное сделает Кали. Не беспокойтесь, не волнуйтесь, не торопитесь – вся вечность перед вами. К чему торопиться? Не будьте лишь тамасичны и не тратьте попусту время.
ГЛАВА 2
ШАКТИ И НАМЕРЕНИЕ (ВОЛЯ)
НАМЕРЕНИЕ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА СУБЪЕКТАСегодня я буду говорить о Шакти (Энергии, Сили) и Намерении, поскольку это является основанием Йоги. Шакти (Энергия, Сила) находится в Сахасраре как раз над макушкой. Отсюда она действует. Под ней, в верхней части головы, находится высший Буддхи (распознающий принцип), а под ним, занимая средний уровень, находится разум, или низший Буддхи. Еще ниже, у основания головы, находится орган, связанный с Манасом (воспринимающий ум). Мы можем назвать этот орган пониманием. Знание, разум и понимание представляют собой функции трех органов разума. Эти органы находятся в тонком теле, но они связаны с соответствующими отделами физического мозга.
В груди, сразу над сердцем, находится Манас – орган восприятия с пятью подчиненными ему Индриями (чувствами). Место под Манасом, от сердца и до половины расстояния между сердцем и пупком, занимает Читта (ментальное сознание, вещество ума). От этой точки до пупка и ниже находится тонкая витальная сила, или Сукшма Прана. Все они пребывают в тонком теле, или Сукшма Дехе, но связаны в соответствующих точках с физическим телом, или Стхула Дехой. Само физическое тело заключает в себе две функции – физическую Прану, или нервную систему, а также Анну, или собственно физическое тело.
Намерение же представляет собой орган Ишвары, или живого хозяина тела. Оно действует посредством всех этих функций: через Буддхи (распознающий принцип) на мышление и знание, через Манас (воспринимающий ум) на ощущения, через Читту (ментальное сознание, вещество ума) на эмоции и через Прану (жизненная энергия) на наслаждение. Когда отправление этих функций безупречно, и они действуют в каждом органе согласно с его способностями, работа Шакти становится совершенной и безошибочной.
Существуют, однако, две причины, способные вызвать ослабление, ошибку и срыв. Во-первых – смешение функций. Если Прана вмешивается в ощущения, эмоции и мышление, человек становится Анишей (подчиненный) – рабом Праны, то есть рабом вожделений. Если Читта (ментальное сознание, вещество ума) вмешивается в ощущения и мысли, последние искажаются эмоциями и связанными с ними желаниями. Подобным же образом, если Манас (воспринимающий ум) вторгается в разум, человек ошибочно принимает свои чувства за идеи и истинные доводы. Он судит по тому, что он видит и слышит через чувства, вместо того, чтобы судить то, что видит и слышит. Опять же, если разум, память и логика вторгаются в знание, человек оказывается отрезанным от высшего знания и блуждает в промежуточном круге вероятностей и возможностей. Наконец, даже в том случае, если в Намерение вторгается Буддхи (распознающий принцип), человек, вместо того, чтобы продвигаться к Всемогущему, ограничивается мощью своего ограниченного знания.
Короче говоря, если механизм или инструмент используется не по назначению, то есть для работы, к которой он изначально не приспособлен, то он либо вообще не сможет выполнять такую работу, либо же будет выполнять ее плохо; создается Дхарма-Санкара (подмена Дхармы). Так вот, то, что я описал, представляет обычное состояние людей, прежде чем они получают знание. Все это – Дхарма-Санкара – смещение или подмена функций, некомпетентное или невежественное правительство.
Намерение – истинный министр, становится марионеткой нижестоящих чиновников, каждый их которых преследует в своей работе собственные эгоистические цели, расстраивая деятельность остальных постоянным вмешательством в их дела и ведя с ними нечестную игру во имя своих же интересов и в ущерб Ишваре – хозяину. Он перестает быть Ишварой. Он становится Анишей (подчиненный) – жертвой обмана и марионеткой собственных слуг.
Почему он допускает это? Из-за Аджняны (неведение, незнание). Он не знает, не осознает, что делают с ним министры и чиновники с легионом прочих приспешников. Что представляет собой эта Аджняна? Это неспособность сознавать свою собственную природу, положение и власть.
Он начинает с того, что проявляет повышенный интерес к малой части своей царственной активности – к телу. «Это мое королевство», – думает он. Он становится игрушкой своих телесных функций, а также нервных, чувственных, эмоциональных и ментальных. Он отождествляет себя с каждой из них. Он забывает, что он отличен от них, что он гораздо более велик и силен. Что он должен сделать, – так это вновь обрести бразды правления и власти, вспомнить, что он – Ишвара, король, хозяин и сам Бог. Уразумев это, он должен помнить, что он всесилен. У него есть могущественный министр – Намерение. Дайте ему возможность поддерживать и направлять Намерение, и Намерение наведет порядок в правительстве, заставит каждого послушно и безупречно выполнять свои собственные обязанности.
Не всех сразу, разумеется. Для этого требуется время. Чиновники так привыкли к подмене рода деятельности и плохому руководству, что они, во-первых, не захотят работать как следует, а во-вторых, если даже и захотят, то найдут это затруднительным. Они, пожалуй, даже не знают, как начать.
Например, что скорее всего случится, если вы начнете применять свое Намерение? Прежде всего, вы попытаетесь приложить его через посредство Праны, через посредство страсти, желания, надежды. Или вы приложите ее через посредство Читты (ментальное сознание, вещество ума) – с эмоцией, пылом и предвкушением. Или же вы приложите ее через посредство Манаса (воспринимающий ум), применяя Чешту, борьбу и усилия, как если бы вы сражались с тем, над чем хотите установить контроль.
А возможно, что вы приложите ее через посредство Буддхи (распознающий принцип), пытаясь мысленно повлиять на предмет вашего интереса, думая: «Да будет так. Пусть это произойдет», – и т. д.
Для того, чтобы обрести силу Намерения, Йогинами применяются все эти методы. Хатха-Йогин использует Прану (жизненная энергия) и тело. Раджа-Йогин – сердце, Манас (воспринимающий ум) и Буддхи (распознающий принцип). Но ни один из этих методов не является наилучшим. Даже последний из них предполагает борьбу, срыв и нередко разочарование. Намерение лишь тогда совершенно в своем действии, когда проводит его отстраненно от всего этого, направляясь из Сахасрадалы (высший центр сознания) непосредственно к объекту – без эмоции, пыла и страсти.
КАЖДОЙ ФУНКЦИИ – СВОЕ, Намерение же (Воля) является функцией Намерения (Воли). Оно всегда подчиняется Ишваре, но действует сама собой и без чьей-либо помощи. Она пользуется остальными, но не должна использоваться ими.
Она использует Буддхи (распознающий принцип) для знания, а не для управления. Она использует Манас (воспринимающий ум) для восприятия, а не для управления или знания. Она использует сердце для эмоций, а не для управления, знания или восприятия. Она использует Прану для наслаждения, а не для какой-либо другой функции. Она использует тело для перемещения или действия, но не как нечто способное ограничить и обусловить знание, чувство, ощущение, силу и наслаждение.
Поэтому она должна держаться в стороне и управлять всеми этими вещами как нечто совершенно от них отдельное. Все они лишь – Янтра – механизм. Пуруша (Субъект, Сознающий) же – это Хозяин механизма. А Намерение (Воля) – движущая сила последнего.
Вот правильное знание. Как применить его - дело практики, а не поучений. Человек, который хотя бы в некоторой степени обладает Дхаирьей – непоколебимым спокойствием, может начать постепенно приучать себя к совершенному господству над своим механизмом посредством Намерения. Но прежде он должен знать механизм, он должен знать движущую силу, он должен знать себя. Для того, чтобы начать, ему не обязательно обладать совершенным знанием, но, по крайней мере, элементарное знание ему необходимо. Я объясняю вам различные части механизма, их природу и функции, природу Намерения и природу Ишвары (Хозяин, личный Бог).
Не важно, что написано. Важно, как понято.