26. Буддизм Тибета-2. Далай-лама

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 26. Буддизм Тибета-2. Далай-лама

Сообщение 01 апр 2023, 21:44

Глава 2
Источники счастья
... Ряд других исследований показал, что люди, с которыми произошла действительно страшная беда — онкологическое заболевание, слепота или паралич, — обычно возвращаются к нормальному психическому самочувствию после необходимого периода адаптации.
Итак, если существует исходный уровень счастья, к которому мы возвращаемся вне зависимости от внешних обстоятельств, то чем же он обусловлен? И, что важнее, способны ли мы как-то регулировать его и повышать?

Сравнивающий ум

Подводя итог, Далай-лама сказал:
— Пока вы не будете достаточно дисциплинированы для того, чтобы поддерживать спокойствие вашего ума, никакие материальные блага и внешние обстоятельства не смогут принести вам ощущение радости и счастья. С другой стороны, если вы владеете таким качеством, как невозмутимость ума, то недостаток внешних обстоятельств, которые казались вам обязательными для полноценной жизни, не будет преградой для счастливой жизни.

Глава 3
Подготовка ума к счастью
Путь к счастью


Если вы стремитесь к счастью, то определите причины, которые его порождают, а если хотите избежать страдания — устраните порождающие его причины и условия из собственной жизни. Понимание данного принципа имеет решающее значение.

Глава 4
Назад к врожденному состоянию счастья
Наша человеческая сущность


«...Тем не менее — решительно сказал он, подавшись вперед и сосредоточив все свое внимание на своей мысли, — я по-прежнему убежден в том, что сущность человека в сострадании и доброте. Конечно же, гнев, жестокость и агрессия могут возникать в каждом из нас, но они появляются на вторичном, более поверхностном уровне. когда мы не можем испытать любовь и симпатию. Они не относятся к нашей истинной сущности.
И хотя агрессия свойственна людям, я усматриваю причину конфликтов не в человеческой природе, а скорее в человеческом интеллекте — неуравновешенном, склонном к заблуждениям и самообману. Но если конфликты в человеческом обществе являются результатом неправильного использования интеллекта, то с его же помощью можно попытаться найти пути решения этих конфликтов. Если использовать интеллект вместе с добротой или состраданием, наши действия становятся конструктивными. Доброе сердце в сочетании со знаниями и образованием.»
За последние два-три десятилетия появились буквально сотни научных работ, доказывающих, что агрессия не является врожденным качеством человека, а жестокость объясняется влиянием множества биологических, социальных и ситуативных факторов.

Вопрос о природе человека

Современные исследователи отвергают идею врожденной агрессивности человека и подвергают немалому сомнению гипотезу о его эгоистичности... провели немало экспериментов, доказывающих, что человек склонен скорее к альтруизму, чем к жестокости.

Часть 2
Человеческая теплота и сострадание
Часть 3
Превзойти страдание

Гибкий ум
Способность менять собственную точку зрения и рассматривать проблему с разных сторон определяется таким качеством, как гибкость ума. Оно позволяет нам схватывать реальность во всей ее полноте, быть чуткими и гуманными ко всему, что нас окружает.
Значимость гибкого мышления
Существует взаимозависимость между гибкостью ума и способностью смотреть на вещи с других точек зрения. Гибкий ум помогает нам подходить к проблеме с разных сторон, равно как и объективный целостный метод решения проблем является упражнением гибкости ума. Согласно эволюционной теории, выживали именно те виды, которые обладали наибольшей гибкостью. Людям с гибким умом легче адаптироваться к переменам, им проще справляться с внутренними конфликтами и противоречиями. Поэтому развивая гибкость и подвижность ума, мы сможем оставаться спокойными даже в самой экстремальной ситуации. В процессе воспитания гибкости ума мы также становимся более жизнестойкими.

«Даже если бы мы действительно попытались распространить буддизм повсеместно, у нас бы ничего не вышло. Можно узнать много нового и полезного о других традициях, вступая с ними в соприкосновение. Если человек решил, что другая религия ему больше по душе, — прекрасно! Это можно сравнить с походом в ресторан: все сидят за одним столом, но каждый заказывает блюда на свой вкус. В итоге все едят разную пищу, но никто не спорит о ее достоинствах»

Глава 11
Смысл боли и страдания

Миллионы импульсов передаются по спинному мозгу в основание головного мозга. Эти сигналы сортируются, и сообщение о боли посылается в верхние отделы мозга. Затем мозг разбирает полученные сообщения и принимает решение. Именно на данном этапе наш ум определяет значение боли, усиливая или ослабляя нашу реакцию на нее, в результате чего боль становится для нас страданием. Чтобы уменьшить страдания от боли, мы должны провести различие между самой болью и болью, которую мы создаем сами, думая о боли. Страх, гнев, вина, одиночество и беспомощность — все это психические и эмоциональные реакции, которые усиливают боль. Развивая в себе навык противостояния боли, мы можем работать с низшими уровнями болевого восприятия, используя средства современной медицины. Кроме того, мы способны действовать и на более высоком уровне, меняя свое отношение к боли.
Многие ученые исследовали роль сознания в восприятии боли. Академик Павлов даже пытался заставить собак преодолеть болевой инстинкт, связывая электрический шок с вознаграждением в виде пищи. Психолог Роналд Мелзак усовершенствовал эксперименты Павлова. Он вырастил щенков шотландского терьера в защищенной среде, где они были полностью изолированы от любой боли. В результате у этих собак отсутствовали основные реакции на боль. Например, они не реагировали, когда им укалывали лапы иголкой, в отличие от своих сородичей из контрольной группы, которые скулили от боли. На основании чего, он пришел к выводу, что наше восприятие боли, включая неприятные эмоции, скорее приобретается в процессе воспитания, чем передается инстинктивно. Другие эксперименты с участием людей, включающие гипноз и плацебо, также доказывают, что во многих случаях высшие функции головного мозга могут отключать сигналы боли на низших этапах их прохождения. Стало быть, именно мозг определяет наше восприятие боли.
Утверждение о том, что наше отношение к боли влияет на интенсивность связанных с ней страданий является не только философской концепцией, но и научным фактом. И если в результате нашего исследования боли мы изменим свое отношение к ней, наши усилия не пропали даром.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 8948
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 26. Буддизм Тибета-2. Далай-лама

Сообщение 09 апр 2023, 22:23

Часть 4
Преодоление препятствий

Примечательно, что Далай-лама, несмотря на свою приверженность буддийской философии и техникам медитации, первым шагом на пути достижения внутренних перемен все же считает знание и образование, а не какие-то более абстрактные мистические духовные практики.
Следующий шаг на пути к переменам — развитие в себе «энтузиазма и целеустремленности».
«Усилие» — конечный фактор в достижении перемен.
Далай-лама обращает особое внимание на важность длительных усилий. Подход Далай-ламы предполагает выдержку и постепенное развитие. Он убежден в огромном, почти безграничном потенциале нашего ума, который тем не менее должен быть натренирован, сосредоточен, способен к рассуждению и подкреплен многолетним опытом. В конечном итоге все сводится к трем главным составляющим — целеустремленности, усилиям и времени. Такова формула подлинного счастья.
если вы говорите себе: «Я просто попытаюсь сосредоточиться на текущем моменте — так будет вернее.
Ожидания — вообще очень сложная вещь. Если они безосновательно завышены, то у вас неизбежно возникнут проблемы. С другой стороны, без надежды и устремлений невозможно развитие. Найти равновесие нелегко, к каждой ситуации требуется особый подход.
Любые, даже очень маленькие шаги, которые человек предпринимает на пути ослабления негативных эмоций, очень полезны. Они приближают человека к счастью и удовлетворенности. позитивные состояния ума могут действовать как непосредственные противоядия от омрачений ума. наши негативные эмоции и поведенческие модели суть результаты искажений и иррациональные представления. Цель терапии — помочь систематически выявлять, изучать и устранять подобные искажения.

Часть 5
Заключительные размышления о том, как вести духовную жизнь
Основные духовные ценности

Говоря о подлинном смысле духовности, Далай-лама начал объяснение с различия между духовностью и религиозностью:
— Я убежден, что нам очень важно осознавать свои человеческие возможности и понимать ценность внутреннего преображения. Преобразование достигается с помощью процесса, который можно назвать духовным развитием, а иногда я называю его духовным измерением жизни.
Духовность может проявляться двояким образом. С одной стороны, она может быть связана с религиозной верой. Все люди разные и у всех свой взгляд на мир. Население Земли — семь миллиардов человек, и в некотором смысле у нас должно быть семь миллиардов разных религий, поскольку каждый из нас по-своему уникален. Я считаю, что любой из нас может выбрать тот духовный путь, который наиболее подходит его интеллекту, склонностям, темпераменту, убеждениям, семейным и культурным традициям.
Как буддийский монах, я считаю буддизм наиболее подходящей для себя религией. Совершено точно, что это лучший выбор для меня. Но из этого совсем не следует, что буддизм так же хорош и для всех остальных. Эта мысль очевидна и проста. Глупо было бы считать, что буддизм идеален для всех, ведь каждый человек воспринимает мир по-своему. Поэтому каждому человеку необходима своя религия. Задача религии — приносить людям пользу, и если бы существовала всего одна религия, то, думаю, рано или поздно она перестала бы угождать всем. Так, например, если бы в ресторане день за днем подавали всего одно блюдо, то вскоре в нем не осталось бы посетителей. Люди ценят разнообразие в еде, ведь у нее может быть так много разных вкусов. Религия же, подобно пище, предназначена для питания человеческого духа. Я полагаю, что мы можем всячески приветствовать большое количество разных религий. Для кого-то наиболее подходящим и полезным выбором может оказаться иудаизм, христианство или ислам. Поэтому мы должны уважать и ценить все религиозные традиции.
Каждая из этих религий может принести человечеству пользу. Их предназначение в том, чтобы сделать людей счастливее, а мир — лучше. Но для того чтобы оно воплотилось в жизнь, каждый верующий должен искренне следовать своему учению. Для того чтобы религия стала источником внутренней силы, необходимо поместить ее в пространство собственной жизни. Религиозная мысль нуждается в глубоком понимании, в постижении не только рациональном, но и чувственном, позволяющем ей стать частью внутреннего опыта.
Для того, кто достиг определенного понимания и внутренней гармонии, любое событие, любое переживание становится учением.
Такая этическая система очень эффективна, поскольку позволяет ощутить близость с Богом и показать свою любовь Богу, проявляя любовь и сострадание по отношению к другим людям.
Я уверен, что аналогичные причины для уважения можно отыскать в любой религии. Безусловно, все основные мировые религии принесли огромную пользу миллионам людей в прошлом. И даже сейчас они помогают многим людям, вдохновляя их, и будут продолжать служить на благо будущих поколений. Так и есть.
Таким образом, очень важно развивать связи между разными религиями, чтобы объединить усилия во благо всего человечества. В мире так много проблем и вражды, поэтому религия должна защищать людей от вражды и страданий, а не становиться одним из их источников.
Мы часто слышим о том, что все люди равны. Подразумевается, что все мы одинаково стремимся к счастью. Каждый имеет право быть счастливым и не испытывать страданий. Поэтому если религия приносит вам пользу, делает вас счастливее, то вы должны уважать права других людей и остальные религии. Это очевидно.

— В любой религии большое значение придается молитве. Почему молитва так важна в духовной жизни?
Далай-лама ответил:
— Я считаю, что молитва — это, по большей части, ежедневное напоминание самому себе о своих основных принципах и убеждениях. Лично я каждое утро начитываю буддийские мантры, которые могут походить на молитвы, но по сути представляют собой напоминания. Напоминания о том, как общаться с людьми, как к ним относиться, как решать проблемы и т. д. Моя обычная ежедневная практика занимает около четырех часов, если выполнять ее не торопясь. Это довольно много.
Если вы относитесь к своим духовным практикам со всей серьезностью, то должны осознавать, что они направлены на развитие ума, мышления, психического и эмоционального здоровья.
Если вы правильно понимаете духовные практики, то сможете заниматься ими двадцать четыре часа в сутки. Подлинная духовность — это состояние ума, которое вы можете практиковать в любое время. Если понимать ее в таком смысле, то у вас всегда найдется время. для того, кто достиг определенного понимания и внутренней гармонии, любое событие, любое переживание становится учением.

— Можете ли вы рассказать о практической пользе этих духовных практик, их значении в вашей повседневной жизни?
— Хотя мой личный опыт очень невелик, я могу с уверенностью сказать, что в результате этих буддийских практик мой ум стал гораздо спокойнее. Хотя эта перемена происходила постепенно — я двигался сантиметр за сантиметром, — он рассмеялся, — я полагаю, что изменилось и мое отношение к себе и другим людям.
Например, думая о тех китайских коммунистах, которые причинили столько зла тибетцам, я испытываю к ним сострадание, даже к палачам. Ведь я осознаю, что они сами были жертвами злых сил. Я не достиг бы такого понимания без помощи буддийских практик. Вот почему я не могу считать, что человек, совершивший чудовищную жестокость, достоин страданий или не заслуживает счастья. Я воспитал в себе подобный взгляд на вещи благодаря обету бодхисаттвы , неудивительно, что я так люблю и ценю его. Это напомнило мне об одном наставнике из монастыря Намгьял. Он провел двадцать лет в китайских тюрьмах и трудовых лагерях как политзаключенный. Однажды я спросил у него, что было для него самым трудным во время заключения. К моему удивлению, он ответил, что больше всего боялся утратить сострадание к китайцам!
Китайцы поймали его и бросили в тюрьму вместе с тремя его братьями, которые были там убиты. Еще два его брата также погибли. Затем в трудовом лагере умерли его родители. И в тот момент, в тюрьме, он поклялся, что приложит все усилия для того, чтобы стать по-настоящему хорошим монахом. Благодаря буддийским практикам и воспитанию ума он достиг такого состояния, что даже физическая боль не мешала ему чувствовать себя счастливым. Даже во время пыток и избиений он испытывал счастье, воспринимая их как очищение от негативной кармы прошлых жизней. Эти примеры демонстрируют значение духовных практик для повседневной жизни.

Способность религии пробуждать вражду и ненависть подрывает доверие к религиозным институтам. Поэтому Далай-лама, как и некоторые другие религиозные лидеры, пытается выделить в различных религиях те универсальные принципы духовной жизни, которые способны сделать человека счастливее независимо от его религиозной принадлежности.

Далай-лама завершил разговор убедительным описанием подлинной духовной жизни.
— Говоря о духовном измерении в нашей жизни, мы определили свои религиозные убеждения в качестве одной стороны духовности. Религиозная вера — это хорошо. Но можно обойтись и без нее, и в некоторых случаях это будет только во благо. Верить или не верить — каждый решает сам. Но в таком случае существует и другое понимание духовности, другая сторона, которую я называю основополагающей духовностью. Речь идет о главных человеческих качествах — доброте, сострадании, заботе. Они должны быть у каждого независимо от того, верующий человек или нет. Лично я считаю, что эта сторона духовного измерения важнее, чем первая, поскольку даже самая лучшая религия может охватить ограниченное число людей, только часть человечества. А эти качества нужны каждому из нас, так как все мы — одна большая семья. воспитание этих качеств — очень важная задача.
в мире всего лишь один миллиард искренне верующих. Значит, остальные четыре миллиарда, то есть большинство, — неверующие. Поэтому мы должны найти способ обратить жизнь этих людей во благо, помочь им стать лучше, не прибегая к помощи религии. Здесь, на мой взгляд, очень важную роль играет образование. Необходимо убедить этих людей в том, что сострадание, доброта и т. д. являются основополагающими качествами любого человека, не только верующего. Мы уже говорили о первоочередной важности человечности, доброты, любви и сострадания, о том, как эти качества влияют на физическое здоровье, счастье и душевное спокойствие. это очень практичная концепция, которая, лежит в основе всех религиозных учений. Но она не менее важна и для людей вне каких-либо религиозных традиций. Мы должны внушить этим людям, что можно быть хорошим, порядочным человеком, ответственным за будущее мира, не прибегая при этом к какой бы то ни было религии.
Ведь бывают люди, у которых соблюдение внешних религиозных предписаний сочетается с внутренними негативными переживаниями. Тогда как подлинная духовность делает человека спокойным, счастливым и умиротворенным.
Добродетельные состояния ума — сострадание, терпимость, всепрощение, забота — это настоящая дхарма, или духовные качества, поскольку они не могут сосуществовать с дурными состояниями ума. Подлинной духовной жизнью живет лишь тот, кто дисциплинировал, усмирил свой ум и научился проявлять это в своих поступках.
счастье способен обрести лишь тот, чей ум спокоен и устойчив. В большинстве духовных традиций используются практики успокоения ума и связи с подлинной духовной силой человека.

Завершая серию своих выступлений, Далай-лама даровал учение по медитации, которая предназначена для успокоения ума, изучения его глубинной природы и, таким образом, достижения «неподвижности ума». Окинув взглядом аудиторию, он начал речь в привычной для него манере, будто обращаясь лично к каждому, а не ко всему залу целиком. Иногда он оставался сосредоточенным и неподвижным, а порой оживлялся, слегка покачивая головой, жестикулируя руками и едва заметно покачиваясь.

Медитация на природу ума

— Целью упражнения является осознание и чувствование природы своего ума, — начал Далай-лама, — по крайней мере на начальном уровне. В общем-то, когда мы обращаемся к собственному уму, мы имеем в виду абстрактную концепцию. цель данного упражнения — развить в себе способность непосредственно переживать природу ума, воспринимать его способности «познавать» и «быть ясным» на основе непосредственного опыта, а не абстрактной концепции.
Это упражнение поможет вам намеренно приостанавливать ход ваших мыслей и учиться оставаться в таком состоянии как можно дольше. Выполняя его, вы со временем почувствуете пустоту, но если пойдете дальше, то начнете осознавать глубинную сущность ума, его «ясность» и способность «познавать». Это состояние можно сравнить с хрустальным бокалом, до краев наполненным водой. Если вода прозрачная, вы сможете увидеть дно бокала, но у вас не возникнет сомнений в том, что он наполнен водой.
Прежде всего, необходимо развить в себе твердую решимость достичь такого состояния ума, когда в нем не будет никаких мыслей и образов. Данная методика заключается в следующем. в обычном состоянии внимание сосредоточено на физических чувственных переживаниях и на актах собственного сознания. Во время данной практики вам необходимо обратить свой ум вовнутрь, не позволяя ему реагировать на внешние чувственные ощущения. Вместе с тем вам нужно следить за собственным сознанием и не позволять уму становиться пассивным и безразличным. Постарайтесь уловить такое состояние ума, когда ваше сознание находится как бы в самом себе — его не обременяют мысли о прошлом или будущем, воспоминания и сожаления, планы и намерения, страхи и тревоги, ожидания и надежды. Попытайтесь добиться от своего ума состояния естественности и незамутненности.
когда вы прекратите гонку вашего ума за внешними объектами, мыслями о былом, грядущем и т. д., но и не отключите его полностью, вам откроется то, что находится на самой глубине, скрытое потоком наших обычных переживаний. Это глубинный покой, глубинная ясность ума. Попробуйте почувствовать ее, вникнуть в это переживание…

Поначалу данная практика покажется вам очень сложной. Первые несколько раз, когда вам удастся ощутить глубинное естественное состояние вашего ума, оно покажется вам совершенно отсутствующим. Так происходит, поскольку мы привыкли воспринимать свой ум в контексте внешних объектов. Когда вы переводите внимание ума с внешних объектов вовнутрь, вы словно перестаете воспринимать его. Возникает ощущение пустоты, вакуума. Тем не менее по мере накопления опыта вы будете воспринимать глубинную ясность, яркость ума. Вот тогда-то вы и начнете осознавать и ценить естественное состояние своего ума.
На состоянии неподвижности ума основано множество поистине глубоких медитативных практик.
О, — рассмеялся Далай-лама, — я должен предупредить вас, что, поскольку в этой медитации не существует объектов, на которых можно сфокусировать внимание, риск заснуть очень велик.
Для начала сделайте три вдоха-выдоха, сосредоточившись исключительно на своем дыхании. Вдох, затем выдох, затем опять вдох, и так три раза. После этого начинайте медитацию.
...



Скрытый контент
ОТ АВТОРА .................................................................................................................................4 ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................................4 Часть I. СМЫСЛ ЖИЗНИ ............................................................................................................8 Глава 1. Право на счастье ............................................................................................................8 Глава 2. Источники счастья ....................................................................................................... 10 Сравнивающий ум ...................................................................................................................... 12 Внутренняя удовлетворенность ................................................................................................. 14 Внутреннее богатство ................................................................................................................ 16 Счастье и наслаждение .............................................................................................................. 17 Глава 3. Подготовка сознания к счастью .................................................................................. 19 Путь к счастью ........................................................................................................................... 19 Ментальная дисциплина ............................................................................................................ 21 Этическая дисциплина ............................................................................................................... 23 Глава 4. Восстановление нашего врожденного чувства счастья .............
25 Наша базовая природа................................................................................................................
25 Вопрос природы человека.......................................................................................................... 27 Медитация о смысле жизни ....................................................................................................... 30 Часть II. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТЕПЛОТА И СОЧУВСТВИЕ ......................................................
31 Глава 5. Новая модель близости ................................................................................................ 31 Одиночество и связь .................................................................................................................. 31 Зависимость от других как средство от самонадеянности ...........
33 Близость ...................................................................................................................................... 34 Расширение определения близости ....................................
36 Глава 6. Углубление связи с другими ....................................................................................... 39 Сочувствие ................................................................................................................................. 39 Изучение глубинной основы конфликта .................................................................
44 Романтические отношения ........................................................................................................ 47 Глава 7. Значение и ценность острадания ...............................................................................
51 Определение острадания ..........................................................................................................
51 Истинная ценность человеческой жизни ..........................................................................
54 Преимущества острадания ....................................................................................................... 57 Медитация о острадании ..........................................................................................................
58 ЧАСТЬ III. ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАДАНИЯ ...................................................................... 59 Глава 8. Перед лицом страданий ............................................................................................... 59 Глава 9. Страдания по собственной оле .................................................................................. 66 "но это нечестно!" ...................................................................................................................... 68 Вина ............................................................................................................................................ 71 Сопротивление переменам ........................................................................................................ 72 Глава 10. Смена точки зрения.................................................................................................... 76 Новое отношение к врагам ........................................................................................................ 78 Практично ли это? ...................................................................................................................... 80 Поиск новых точек зрения ......................................................................................................... 82 Гибкий ум ................................................................................................................................... 83 Важность гибкого мышления .................................................................................................... 84 Поиск равновесия ....................................................................................................................... 86 Глава 11. Поиск смысла боли и страданий ............................................................................... 88 Физическая боль ......................................................................................................................... 91 Часть IV. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ ..............................
95 Глава 12. Как добиться перемен ..................................................... .................................
95 Процесс изменения .........................................
Реалистические ожидания .......................................................................................................
101 Глава 13. Борьба с гневом и ненавистью ...................... .......................
107 Медитации на гнев ................................................................................................................... 113 Глава 14. Как справиться с беспокойством и развить в себе самоуважение ..........
114 Честность как противоядие против низкой самооценки или раздутого самомнения ....
120 Наш потенциал как противоядие против ненависти к себе .............................
124 Часть V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОМ, КАК ЖИТЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ
126 Глава 15. Основные духовные ценности ...........
126 Медитация на природу ума .........................................................................
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература