Махамудра 1
Этимология
Махамудра и Махаати – это два разных слова, обозначающие одно и то же, – главные методы достижения Пробуждения. Те, кто обрел глубокий внутренний опыт Махамудры, могут следовать различным жизненным стилям, не вредя практике. Индийские махасиддхи, такие как Тилопа и Наропа, поддерживали обыденную активность и при этом безостановочно медитировали. Все они, несмотря на различие в образе жизни, достигли Освобождения.
Фактически существует два вида Махамудры – сутрическая и тантрическая. Они немного различаются в плане подачи и применяемого метода медитации, но сходятся в окончательном постижении.
Строго говоря, Махамудра очень проста, потому что это не что иное, как узнавание собственного ума и пребывание в этом состоянии без отвлечения.
Невозможно практиковать Махамудру, не зная ума. Такое знание – не теоретическое умозаключение, но внутреннее открытие, постигаемое шаг за шагом. Сперва ученик делает упражнения по успокоению ума (шинэ, шаматха ), затем учитель знакомит его со знанием ума и дает различные пути его исследования. Чаще всего оба вида методов опираются на несколько вопросов:
«Каков ум в покое? Каков он в движении? Кто осознает покоящийся ум и ум, пребывающий в движении?»
«Откуда появляется мысль? Где пребывает? Куда уходит?».
«Каков ум в покое? Каков он в движении? Кто осознает покоящийся ум и ум, пребывающий в движении?»
Когда океан безмятежен, можно увидеть солнце, луну или звезды, отражающиеся в его поверхности, тогда как ветер и волны не дают что-либо увидеть. Обычно ум взволнован массой теснящихся мыслей и мешающих эмоций – его истинную природу не разглядеть. Чтобы разогнать эти волны, нужно практиковать успокоение ума. Лишь после этого мы сможем осознать его суть посредством исследования, называемого проникающим видением (лхагтонг, випашьяна). Так мы естественным образом открываемся Махамудре.
Последовательный подход был возможен в традиционном контексте. Сейчас он не всегда актуален. Поэтому важно давать теоретический взгляд на природу ума.
Махамудра 2
Что такое ум?
У всех существ есть ум. Как мы его себе представляем? Мы думаем о нем, как о «я», а за пределами сильного отождествления не ведаем его истинной природы.
Что означает слово «ум»? Оно указывает на то, что обладает способностью понимать, знать, переживать и чувствовать.
Из-за того, что ум не видит себя, он не ведает о своей истинной природе и потому думает: «У меня есть ум», – и мы воспринимаем его как ограниченный объект, существующий подобно прочим вещам. Мы также уверены, что мир постоянен, тогда как он скоротечен. Мы считаем его реальным, но это лишь иллюзия.
Пустота
Сущность ума не имеет формы, цвета, звучания – он как пустое пространство и сравним с небом. Пустота – это первая характеристика ума.
Ясность
Пустота в значении пространства (как, например, в этой комнате) не обладает способностью знать и чувствовать удовольствие или отвращение. Зато ум имеет такую способность – у него есть «ясность». Солнце или электричество нас. Свет от них позволяет нам видеть и различать. Так же и ясность ума делает это возможным. Ясность ума не зависит от какого-либо внешнего объекта. Такова его природа. Если практикующий погружается в состояние без размышлений, ум пребывает в пустотной ясности. Эта особенность является движущей силой, благодаря которой обретают форму мысли. Ясность предоставляет саму возможность знать и в то же время является креативной способностью ума.
Осведомленность
Если бы ум был только ясностью и пустотой, он бы походил на окружающее нас пространство – пустое и ясное, без какого-либо сознания. требуется третий аспект – «осведомленность», или «способность к осмыслению», или «сознание без препятствий», которое знает абсолютно все.
Таков ум. Его суть пуста. Природой этой пустоты является ясность, и единство пустоты и ясности в свою очередь неразрывно связано с динамическим знанием.
Без центра и границ
Я дал вам наставления об уме. Теперь, чтобы проверить их, необходимо медитировать. Утвердите себя в состоянии, не требующем что-либо мысленно создавать или представлять, не обращенном вовне и не погруженном вовнутрь. Ум просто покоится в себе. Смотрите, является ли он пустым или нет, ясен ли он, содержит ли способность знать. Познание пустого, ясного и осознающего ума – это открытый, безбрежный опыт без каких-либо границ. Исходя их этого опыта, говорят, что ум не имеет центра или предела, он подобен пространству. Мы можем покоиться в этом состоянии. Ум не обнаружить в заданном месте. Быть пустотой-ясностью-знанием значит быть самим умом. Это не что-то искусственно созданное.
(медитация)
Теперь мы стараемся осознать, что ум, с одной стороны, превосходит любые пределы пространства, как если бы он простирался дальше луны и солнца, и ничто ему в этом не препятствует, а с другой стороны, опускался бы гораздо дальше всех возможных глубин земли или океана.
Мы без отвлечений пребываем в этом состоянии.
(медитация)
Без начала и конца
Ум – пустой по сути, ясный по природе и знающий – не был рожден или создан. С безначальных времен он под властью иллюзии функционировал ошибочно, будучи заложником сансары. Он не появился из океана, как если бы не существовал ранее. Если в будущем мы познаем изначальную природу ума и станем Буддами, это вовсе не значит, что ум исчезнет. Пространство пусто, и как бы далеко мы ни забрались в прошлое, мы не найдем момента, отмеченного как его начало. Как далеко мы ни шагнули бы в будущее – на тысячу, десять тысяч или любое другое количество лет – пространство никогда не прекратит своего существования. Будучи пустым, оно постоянно и не ограничено. Наш ум, пустой подобно пространству, так же не имеет начала или конца.
Четыре завесы
Наш пустой, ясный и знающий ум также называется «потенциалом изначального осознавания». Это можно сравнить с чистой водой. Если подмешать к воде земли, она станет мутной. Подобным же образом из-за основополагающего неведения потенциал изначального осознавания уменьшается до «потенциала индивидуального сознания». Такое влияние именуется «завесой врожденного неведения». Ум не знает своей истинной сути.
Как следствие, формируются понятия «меня» и «всего остального». Ум, не распознающий свою пустую природу, вместо пустоты настаивает на некоем «я», то есть «субъекте», с которым себя и отождествляет. Не узнавая проявления как свою же ясность, ум воспринимает «все остальное» как «другое» или «объект».
Где-то между двумя полюсами двойственности «я» и «остальные» появляются мешающие эмоции. Сперва это привязанность и отвращение, а следом автоматически возникает запутанность. Под их влиянием мы совершаем всевозможные негативные действия, которые формируют «завесу кармы».
Пребывать в сансаре – основе страдания и счастья – значит пребывать под влиянием неведения и во власти двойственного функционирования потенциала осоз навания. Когда неведение полностью исчезает, появляется изначально присущее уму знание – природа Будды.
Достичь Пробуждения нам не дают две помехи: завесы и негативные действия.
Завесы – а имеются в виду завеса неведения и завеса скрытого созревания – сравнимы с облаками в небе. Они не позволяют разглядеть реальность. Если же, с другой стороны, мы растворим их, заслуга и мудрость взрастут сами собой. Для того чтобы привести этот процесс к логическому завершению, необходимо постичь Махамудру – окончательную природу ума.
Свет, пронизывающий пространство в мгновение ока
Практика Махамудры предоставляет непосредственный, подход – мы словно включаем в комнате свет.
Слишком близко, слишком глубоко, слишком просто и слишком хорошо
Хотя Махамудра необычайно проста, что-то удерживает нас от ее практики и непосредственного понимания. Говорится, что истинная природа ума слишком близка для того, что ее увидеть.
Махамудра крайне проста. Нам не нужно куда-либо идти. Нечего делать, нечего повторять, да и объекта медитации как такового нет. В Махамудре ум обнаруживает свою собственную природу. Говорится, что для нас это слишком просто, чтобы в это поверить.
Практика Махамудры развивает множество бесконечно великих качеств, раскрывающихся благодаря постижению трех тел Пробуждения. Говорится, что эти качества настолько хороши, что наши ментальные способности не могут их охватить.
Если мы действительно знаем, как практиковать медитацию Махамудры, она покажется нам необычайно простой. Многие практикующие достигали Освобождения, продолжая обыденную активность. Махамудра не предполагает медитацию на Йидамов или повторение мантр. Ум покоится сам в себе без отвлечений – без создания чего-либо, но в осознании своей сути.
Когда мы практикуем Махамудру, нет нужды отталкивать мешающие эмоции. Они естественным образом появляются и снова исчезают. Махамудра настолько мощна, что, как говорят, «разрывает сансару в клочья».
Махамудра настолько мощна, что, как говорят, «разрывает сансару в клочья».
Теперь мы немного помедитируем. Мы придаем уму состояние, в котором ничего не делаем, ничего не создаем и ни на что не отвлекаемся.
(медитация)