пропущеноДобавлено спустя 29 минут 28 секунд:Бодхичитта и шесть парамит -
ТинлейОсобую ценность представляет опубликованное здесь Учение, полученное Геше Тинлеем в устной передаче от Его Святейшества Далай-ламы XIV и Его Святейшества Панора Римпоче и называемое - «сущностные наставления» В данном случае это практические методики, предназначенные для медитации на развитие равностного ума, Бодхичитты, шаматхи. подобное Учение о Бодхичитте - столь детально и системно объясняемое со стороны техники медитации и синтезирующее оба классических метода порождения «просветленного сознания», к тому же исходящее от современных йогинов, публикуется впервые для широкой светской публики.
Полностью - тут:
http://royallib.com/book/tinley_dgampa/bodhichitta_i_shest_paramit.htmlГЕШЕ ДЖАМПА ТИНЛЭЙ
БОДХИЧИТТА
И
ШЕСТЬ ПАРАМИТ
Покуда длится безначальная сансара,
Я буду исполнять бессчетное число деяний
Во имя счастья живых существ.
Пред Буддою, покровителем живущих,
Я посвящаю свой ум достижению
Высшего Просветления!Слушайте Учение с правильной мотивацией. Скажите себе: я слушаю эти наставления для того, чтобы принести благо всем живым существам.
Для тех, кто приступает к практике Дхармы, совет таков: какую бы практику вы ни выполняли, делайте её чисто. Если вы буддист, то должны выполнять чисто буддийскую практику. Если вы христианин (или другого вероисповедания), то получив Учение, попытайтесь выполнять чисто христианскую (или соответствующую вашим убеждениям) практику.
Очень важно, не критикуя другие религиозные, духовные традиции, правильно выполнять ту практику, которою вы занимаетесь.
Даже если у вас нет колокольчика и ваджры, то это не имеет в данном случае никакого значения. Ведь что символизирует колокольчик? Мудрость постижения Пустоты.
один Мастер сказал:«Чтобы практиковать Дхарму, мне не нужно много. Мне нужно быть только внимательным».
Все Учения, которые я давал до сих пор, направлены только на одно - на укрощение вашего ума. Они предназначены для того, чтобы вы попытались укротить неукрощенный ум, чтобы вы постарались усмирить неусмиренный ум, а ум, который не полностью усмирен, усмирили бы полностью.
Укрощение ума
- 1 уровень тренинга - заключается в том, чтобы посредством практики развития шаматхи, способности ума к однонаправленной концентрации, достигнуть той степени контроля над умом, когда вы сможете сосредоточивать сознание на избранном объекте столько, сколько захотите. Умиротворение неумиротворенного ума
- 2 уровень тренинга - заключается в успокоении ума от аффектов (ментальных омрачений). Когда вам удастся совершенно усмирить клеши, ваш ум будет полностью свободен от страданий. И тогда вы станете Архатом. Полное умиротворение не полностью умиротворенного ума
- 3 уровень тренинга - состоит в полном устранении всех следов ментальных омрачений, которые имеются в сознании. Когда вы полностью умиротворите свой ум, то достигнете Просветления.
Итак, первый шаг, который предстоит сделать - это укротить свой собственный ум, ибо без укрощения ума вам не удастся его полностью умиротворить. Это очень важный вид тренировки сознания, связанный с развитием шаматхи. Вы не сможете реализовать состояние шаматхи сразу же, но если станете день за днем упражняться в практике однонаправленной концентрации, то заложите очень мощные причины для её реализации. И когда-нибудь достигнете шаматхи щелчком пальцев. Когда будут собраны полные причины, то появится и результат.
В настоящее время одной из самых ваших мощных практик должна быть постоянная проверка действий ваших тела, речи и ума.
Поэтому очень важно постараться следить за своей речью - о чем и как вы говорите. Это - разновидность медитации. А когда вы что-то делаете, то осознавайте то, что делаете. Это - также медитация. Когда вы идете - концентрируйтесь на ходьбе. Это и называется “медитацией при ходьбе”.
Основным объектом медитации является развитие в себе сосредоточения, основной причиной сосредоточения является внимательность.
Будьте внимательны к самому себе, что бы вы ни делали: когда идете - следите за собой при ходьбе, когда о чем-то думаете - следите за своим умом. Не надо пытаться пресечь поток своих мыслей, а просто отслеживайте их, и когда вы будете это делать, то увидите, что мысли как возникают, так и исчезают - сами по себе. Не следуйте за мыслью, но и не пытайтесь пресечь её !
Итак, просто созерцайте свой ум, и когда вы о чем-либо думаете, осознавайте свои мысли. Созерцать свой ум - это не означает, что вы смотрите на какой-то ум, который отдельно от вас существует. Вы просто пребываете в состоянии осознавания собственных мыслей. Нет никакого сознания, которое наблюдало бы за сознанием. Если точнее сказать, ваш ум не то чтобы следит за самим собой, - вы просто осознаёте то, что делаете телом, речью и умом. Кроме того, медитация заключается не в том, что сознание концентрируется на каком-то другом объекте.. Чтобы не допускать в своей медитации подобной ошибки, когда у вас появляется какая-то мысль, вы просто осознайте её. К примеру, у вас развивается привязанность. Вы говорите себе: “О, во мне возникает привязанность”. И просто пребываете в природе этой привязанности - переживаете её, осознавая её природу. Таков ясный, познающий ум.
Когда возникает привязанность, вы должны четко осознавать объект и аспект этой привязанности. Всякий раз, когда появляется какой-либо объект сознания, очень быстро порождается и тот или иной аспект сознания. Если всякий раз, встречаясь с привлекательным объектом, вы осознаете, как порождается соответствующий аспект - желание завладеть им, т.е. привязанность, то это означает, что вы находитесь в состоянии медитации: вы осознаете объект и аспект своей привязанности. И так нужно медитировать постоянно, отслеживая все свои действия. В любом случае, в первую очередь вы должны знать объект. Вы отслеживаете своё восприятие, говорите себе: “Вот передо мной привлекательный объект. Я встретился с привлекательным объектом и поэтому в моем сознании актуализировался аспект - желание обладать им, и я понимаю, что со мной происходит”. И вот всё это вам надо попытаться понять, осознать. Если вы будете так поступать - отслеживать все свои действия и осознавать их, то тем самым станете диагностировать собственную болезнь, которую вам самостоятельно, своими силами предстоит устранить из сознания. Будда не может это сделать за вас. Он учит: «Попытайся стать наставником самому себе». Это очень важно.
Итак, ваша основная практика - осознавание собственных омрачений, отслеживание своих состояний.
Тренировка укрепит вас.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
ТЕОРИЯ БОДХИЧИТТЫ
Океан совершенств создается капля за каплей.2.1.
Сущностное введение в практику Дхармы Приручи самого себя - и ты будешь продвигаться вперед.
Раскрой самого себя - и ты освободишься.Мы занимаемся духовной практикой, потому что хотим быть счастливыми. Первое, что надо сделать, если хотите быть счастливыми, это понять, что есть настоящее счастье и как стать счастливым самому. Что такое счастье с точки зрения Учения Будды? Это состояние ума, полностью свободного от негативных мыслей, - очень чистое, умиротворенное состояние. Когда вы испытаете сами во время медитации эти умиротворенные состояния, то они вам понравятся - настолько, что не захочется выходить из медитативного сосредоточения, Вы сможете оставаться в этом состоянии ментального покоя очень и очень долго, хоть двести лет, и будете становиться всё более и более счастливым. Это и называется настоящим счастьем.
Не думайте, что без привязанностей вы не сможете получать удовольствия. Наоборот, освободившись от привязанностей, вы будете испытывать больше радости. Использование объектов без привязанностей подобно аккуратному слизыванию мёда с острия ножа. А отношение к объектам с привязанностью сравнимо с неосторожным слизыванием меда с острия ножа, когда вы при этом раните себя.
Так что не беспокойтесь о будущем, создавайте хорошие причины для него. Терпение творит позитивную карму, оно сравнимо с духовным лекарством, пусть и горьким. Я не могу гарантировать, что лекарство тотчас же подействует, но абсолютно точно знаю, что если вы посадите в землю семена, то они обязательно взойдут.
Буддизм - это настоящая наука, наука об уме, и поскольку это наука, то для того, чтобы использовать эти знания, чтобы научиться создавать причины своего счастья, вам совсем не обязательно быть буддистом.
Далее, если вы не хотите страдать, не бегите от страданий. Вам не убежать от них. Встречаясь со страданием, не закрывайте глаза и не затыкайте уши. Некоторые люди не выносят самого слова “смерть”, услышав о смерти, они затыкают уши. Это - детский способ решения этой проблемы. Мудрые люди очень внимательно исследуют проблему смерти - с большого расстояния, пока они ещё не столкнулись с нею лицом к лицу, и готовятся встретить её. Но вы должны настроиться на следующее: “Если я умру, ничего страшного, значит, у меня такой путь”. Это называется позицией мудрого человека.
Если вы не хотите страдать, вам нужно избавиться от причин страданий, то есть негативной кармы. Будда сказал: «Всё, что вы испытываете - счастье или страдания, - всё это имеет под собой конкретно-определенную, индивидуальную причину.»
Затем попытайтесь понять, что такое нирвана. Как я уже говорил, настоящее счастье - это нирвана. Это ум, полностью свободный от омрачений. И это - счастье. Такое существо называют Победителем. Настоящий Победитель - это тот, кто побеждает свои омрачения.
Чем больше вы получаете наставлений в Учении, тем сильнее будет ваша убежденность в необходимости радикального курса лечения от сансарической болезни. Подлинное понимание Дхармы формирует свободный от догматизма подход к практике. Такая традиция внесектарного подхода в буддизме называется Римэ. Светским людям я советую придерживаться традиции Римэ.
кроме того, тренировка в трех видах упражнений - в нравственности, сосредоточении, мудрости. Результаты не придут сразу же, но день ото дня вы будете практиковать, продолжая на новом уровне практики начального уровня и добавляя к ним новые.
Теория Бодхичитты и практика ума, который заботится о других, подобны тому, что вы следуете в направлении солнца: солнце - это ум, который заботится о других, и если вы пойдете в направлении солнца, то ваше счастье, подобное тени, само последует за вами. Коренной причиной страданий являются себялюбие и неведение. Из неведения появляется себялюбие, и тогда вы вращаетесь в сансаре. Из-за себялюбия, или эгоцентризма, все остальные омрачения порождаются спонтанно, поэтому себялюбие служит вратами во все страдания. Ум, заботящийся о других, служит причиной всего счастья, является вратами во всякое благо.
Традиция Гелугпа произошла от традиции Кадампа (буквально означающее «Слово-как практическое- указание»). Один из мастеров Кадампы сказал: «Внешне оставайтесь простым, обычным человеком. Пусть внешнее поведение остается естественным. Измените своё внутреннее поведение.» Возьмите суть Учения и изменитесь внутренне. Не заимствуйте внешнее - обычаи, культуру.
2.2.
Бодхичитта в системе Учения БуддыВ процессе слушания Учения вам совсем не обязательно считать себя буддистом. Самое главное - это признать себя больным человеком. Поэтому слушайте Дхарму Будды, воспринимая её как лекарство, которое исцеляет вас от умственных болезней. первый шаг к высшей мудрости - это осознание своих собственных недостатков. Когда вы осознаете свои недостатки и ошибки,то рано или поздно от них избавитесь. Дхарма подобна зеркалу: вы увидите в нем отражение своего грязного лица, и вам не захочется оставаться таким. Вы просто умоетесь и лицо станет чистым. В действительности восстановить чистоту сознания очень нелегко. Трудно устранить наши клеши, ментальные омрачения.
Владея системой подлинных буддийских наставлений, вы можете заниматься духовной практикой в любой житейской ситуации. Вы сможете, занимаясь обычными делами, в это самое время осуществлять очень мощную практику.
Я знаю, что усмирить свой ум нелегко, потому что наш ум привык к отрицательным состояниям в течение многих и многих предыдущих жизней. Я не могу надеяться увидеть большие результаты. Но очень важно хотя бы небольшое улучшение.
2.2.2. К о р е н н ы е и с т о ч н и к и, т е о р и я Б о д х и ч и т т ы и п р е и м у щ е с т в а е ё п о р о ж д е н и я
Наши мирские дела подобны ледяным дворцам. Когда вы умрете, они вам окажутся ни к чему. Думайте о непостоянстве, осознайте преходящность всех материальных вещей, и тогда ваш ум не будет принимать маленькие вещи за нечто очень серьёзное. Гораздо более серьезно то, что сансарный механизм находится под контролем ментальных омрачений. Поэтому для того, чтобы обуздать свой ум, постарайтесь заполнить его положительным содержанием.
Сострадание нетрудно понять, но трудно взрастить. Пустоту трудно понять, но нетрудно породить. Если вы спросите меня, что является самой большой драгоценностью в мире, то я отвечу: “Это чистые любовь и сострадание. Это любовь и сострадание, основанные на Мудрости постижения Пустоты. ” Все остальные виды любви и сострадания - это всего лишь эмоциональные состояния.
Так что речь идет отнюдь не об обычных, мирских, чувствах любви и сострадания. В любой религии говорится, что самое главное - это любить и сострадать. В буддизме корнем вероучения также являются любовь и сострадание. Однако уникальной особенностью буддизма является наличие специальных методов преобразования себялюбивого ума в драгоценный ум, устремленный к Просветлению ради счастья всех живых существ.
...Кратко напомню, в чем состоят эти недостатки. Первый недостаток - это недостаток перевернутого сосуда. Если есть такой изъян в вашем уме, то сколько бы нектара ни вливал Наставник, он не попадет в сосуд ума. В данном случае этот символ можно понимать как сонное состояние или отвлеченность посторонними мыслями. Второй недостаток - это дефект дырявого сосуда: в одно ухо влетает, а в другое вылетает, и ничто не задерживается в сознании. многие ещё страдают от второго недостатка: вы получаете Учение и забываете.
Третий недостаток сосуда - это загрязненность сосуда. Этот образ грязного сосуда символизирует вашу плохую мотивацию.
Когда Ламе Цонкапе во время его медитации в горах явилcя Манджушри, он дал такой совет: «Вначале очень важно делать основной упор на практике развития Отречения, Бодхичитты и Мудрости, постигающей Пустоту. »
Просветленное сознание, служащее Методом на пути к состоянию Будды, необходимо в духовном развитии настолько, что без этого невозможно превращение в Будду. Об этом арья Нагарджуна, к которому восходит коренное Учение о просветленном сознании Бодхичитты, писал так: «Если ты и мир стремитесь к тому, чтобы достигнуть непревзойденного, совершенного Просветления, то корнем его явится просветленное сознание Бодхичитты. Она должна быть такой же нерушимой, как гора мира, царь гор Меру: это сострадание, простирающееся во все стороны света, и высшая мудрость, не опирающаяся на дуалистические представления. Именно из-за бесценной роли Бодхичитты в деле достижения абсолютной цели всех живых существ Нагарджуна сочинил Молитву
Молитва Нагарджуны - «Да смогут те, кто не имеет просветленного сознания Бодхичитты, взрастить сей драгоценный ум. Да смогут те, кто обладает Бодхичиттой, приумножить эту драгоценность».
Шантидева: «Когда всё движимое и недвижимое/ перестает существовать в уме/Поскольку не является ни один другой образ/Непостижимость приносит умиротворение».
для других ваших реализаций - до тех пор, пока вы не достигнете определенного духовного уровня мудрости и мужества, - всегда остается опасность деградации, в этом смысле они являются обратимыми. А с Бодхичиттой - не так. Если достигнута хотя бы небольшая реализация в практике Бодхичитты, то добродетель от этого, зародившись однажды, уже никогда не исчезнет. Поэтому Бодхичитта сравнима с алмазом и с исполняющим желания волшебным камнем чинтамани (эрдэни шулуун). Если в сознании практикующего зародилось семя Бодхичитты, то оно подобно семени сказочного древа исполнения желаний. В отличие от обычного семени, из которого вырастает только одно дерево, умирающее через некоторое время, семя Бодхичитты - это очень сильное семя, результат которого будет находиться с вами до тех пор, пока вы не достигнете состояния Будды. Когда впоследствии карма, созданная при наличии Бодхичитты в потоке сознания, проявится, то это обернётся для вас настоящим выигрышем - “по-крупному”. Даже если вы с очень сильным чувством сострадания подадите кому-то всего лишь кусок хлеба, то благой результат от этого не исчезнет до самого вашего превращения в Будду. Но нужно приложить величайшие усилия, чтобы состояние просветленного ума Бодхичитты сохранить и развивать.
« Взращивание просветленного сознания [Бодхичитта] есть центральная опора для Пути высшей колесницы. Бодхичитта - это основа и столп могущественных действий Бодхисаттв; Бодхичитта подобна эликсиру, преобразующему всё в золото, она заставляет каждое действие приводить к увеличению Собрания Заслуг и Мудрости. Это драгоценное здание, возведенное на заслугах, в котором содержится неисчислимое множество целебных средств. Признав это, доблестные Бодхисаттвы делают развитие драгоценного высшего сознания Бодхичитты своей сущностной практикой.»
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: М Е Д И Т А Ц И Я НА ПОРОЖДЕНИЕ БОДХИЧИТТЫ
3.1. Введение в медитацию на порождение Б о д х и ч и т т ыКаждый человек в состоянии взрастить в себе этот драгоценный ум. Посредством медитации те естественные чувства любви и сострадания, которые живут в каждом человеке, будут становиться всё сильнее, стабилизируются, ваши чувства станут настолько чистыми и светлыми, что вы будете в состоянии любить равно всех живых существ и всем им одинаково сострадать, не подразделяя их на те или иные категории.
эволюция вашего потока сознания безначальна.
Медитация - это тренинг ума. И это весьма нелегкое занятие. Когда вы поймете, что такое медитация, вы сможете медитировать повсюду. Если вы умеете практиковать, то во сне можете делать практику Дхармы. Когда вы умеете практиковать, то какой бы работой ни занимались, вся ваша деятельность становится практикой Дхармы. В наше время нам нужна именно такая практика.
Один из мастеров Кадампы: «Мне не нужны никакие особые условия для практики Дхармы. Мне нужна только внимательность. И если у меня будет внимательность, то все условия будут для меня хороши. Если умру - также будет хорошо, потому что в момент смерти у нас есть очень хорошие возможности увидеть Ясный Свет, а также очень большие возможности попасть в Чистую землю».
Главная цель Учения Будды - это усмирение неусмиренного ума и умиротворение неумиротворенного ума. Буддизм - это особое состояние ума, которое приходит со временем. Ваш ум творит ваши страдания и ваше счастье. Если же ваш ум усмирен, то он становится причиной для счастья вашего и для счастья остальных существ. Так что одним из самых мощных методов является усмирение ума через практику Бодхичитты. Это очень важная, самая драгоценная практика. Это практика, которая объединяет всех: любой человек, независимо от вероисповедания, может практиковать методы развития просветленного сознания.
Далай-лама: «...И даже если мы не можем отдаться интенсивным медитативным упражнениям, то должны, по крайней мере, создать позитивную кармическую предрасположенность к дальнейшему прогрессу на Пути Великой Колесницы. Мы можем осуществить это тем, что периодически читаем книги по Дхарме и постараемся интегрировать Учение с нашей повседневной деятельностью».
Чже Цонкапа поясняет, что медитация, или созерцание (гом-па), означает то же самое, что и свыкание. Медитация, или - по-другому - созерцание, не исключает анализ, если не трактовать понятие медитации узко. Поэтому в традиции Гелугпа различают, в соответствии с Ламрим-ченмо, два вида медитации, или созерцания. Это, во-первых, собственно созерцание, то есть однонаправленное сосредоточение на объекте. Во-вторых, это аналитическая медитация, или, говоря другими словами, аналитическое созерцание.
(существуют медитативные объекты трех видов: 1 - внешний объект однонаправленного сосредоточения в практике развития шаматхи; 2 - чувство, как объект порождения и однонаправленного пребывания; 3 - особые центры и точки человеческого тела, объекты медитации, например, в практике туммо,)
Для того, чтобы медитировать в широком смысле, вам совершенно нет надобности сидеть в специальной позе с закрытыми глазами. Ваш ум, который знакомится с позитивным образом мышления, и называется медитацией.
В Учениях о Бодхичитте говорится, что наше страдание возникает только из-за того, что мы любим себя больше, чем других. Мы постоянно “якаем”, ведем себя так, будто мир вращается вокруг нашего “я”. Наши эгоистические интересы, амбиции ведут нас по жизни. Именно из-за этого мы не готовы к духовной практике в долгосрочной перспективе, а стремимся быстро стать Буддой, оправдывая это свое стремление опять же лучшими, чем у других, способностями своего “я”. Если вы правильно практикуете Дхарму, то день за днем, год за годом ваше сознание расширяется, ваше сердце становится всё добрее, во всех ваших проявлениях, мыслях, чувствах всё меньше негативного, и это происходит естественным образом. Слушая Учение и размышляя над ним, вы изменяетесь, даже не замечая этого. Так что размышляйте над Учением - это практика Дхармы. А когда вы слушаете Учение, это тоже практика Дхармы.
3.2.
Практика порождения Б о д х и ч и т т ы в системе Пути к высшему ПросветлениюКогда мы приступаем к практике Дхармы, первое, что мы должны сделать, это ослабить силу проявления отрицательных эмоций. Тогда наш ум станет более подходящим сосудом для развития состояния шаматха (реализация медитативной практики развития однонаправленного сосредоточения, уровень медитативной стабилизации, безмятежность). После реализации состояния шаматха, то есть усмирения ума путем однонаправленного сосредоточения, вы приступите к развитию способности випашьяна (медитации на Отречение, Бодхичитту, Пустоту). Без шаматхи это всего лишь обычная аналитическая медитация. Она поможет вам устранить из сознания грубый уровень омрачений, но не тонкий.
«Я медитирую на Ясный Свет и буду Буддой. Смотрю на ум - ума не видно. Что такое Ясный Свет? Его тоже не видно. Ум не существует. Я не существую...» медитирующие на Ясный Свет, испытывают очень сильные чувства любви и сострадания ко всем живущим. настоящая медитация развивает сострадательное и любящее сердце. Самая драгоценная медитация, самое начало, корень настоящей медитации - это Бодхичитта.
Способность к логическому анализу в духовной практике так же важна, как способность к однонаправленному сосредоточению. Логика так же необходима, как и умение пребывать в природе ума. (Так, в махамудре есть специальная техника, позволяющая рассматривать любые феномены подобно тому, как ребенок смотрит на картину - без включения вторичного сознания, не придавая значения ни словам, ни проявлениям). “Если ты вот-вот готов сорваться и выплеснуть отрицательную эмоцию, то сосредоточься на абсолютной природе своего ума”. Настоящая медитация проходит по ту сторону надежды и страха, по ту сторону желания чего-то достигнуть и боязни что-то потерять. Самое главное - это изменение своего ума.
...Даже Его Святейшество Далай-лама выполняет простирания, где бы он ни был. эта практика очень полезна для сознания.
Посредством применения этих методов проявляется Ясный Свет, наитончайший ум, затем посредством Ясного Света вы сможете постигнуть напрямую Пустоту и этим устранить омрачения - очень быстро. Так достигается Мудрость, которая становится причиной достижения Дхармакаи. Очень важно, чтобы практикующий реализовал Союз Иллюзорного Тела и Ясного Света. Это станет причиной достижения Дхармакаи и Рупакаи. Основой трансформации служат ваши наитончайший ум и наитончайшая энергия. Без постижения Пустоты всё это невозможно.
Любое Учение, любой метод, который дал Будда Шакьямуни, предназначается для того, чтобы отдельно взятый человек мог достигнуть состояния Будды. Иначе говоря, это персональные наставления, предназначенные для каждого, кто желает освободиться и достигнуть счастья высшего Просветления. Путь - один и тот же во все времена для тех, кто идет к состоянию Будды ради блага всех живущих. Поэтому остерегайтесь любого, кто указывает вам другой путь, а не этот. Это Путь союза Сутры и Тантры. Этим Путем следовали великие Мастера прошлого и достигали состояния Будды, в настоящем те, кто идет к состоянию Будды, следуют этому Пути, и в будущем те, кто достигнет состояния Будды, осуществят это, следуя указанному Буддой Пути. Сутра никогда не противоречит Тантре, они выполняют взаимно вспомогательную роль. Тантра произошла от Сутры. И если после этого, получив полное Учение Будды и сущностные наставления, вы уйдете из этой жизни, то ничего страшного в том не будет. В следующей жизни будете продолжать свою практику, и вам гораздо легче будет достигнуть совершенства. Вы получаете, таким образом, полную картину того, чем мы занимаемся. И если вы занимаетесь той или иной практикой, то это это будет очень важной составляющей большого духовного проекта, рассчитанного на много жизней.
Именно поэтому медитация эффективна и полезна. Она служит средством перестройки ментальной системы. Надлежит прослушать полный курс наставлений по Учению Будды, получить представление о полном механизме предстоящей трансформации. Все получаемые вами Учения должны расширять ваше сознание.
Абсолютная, или высшая, Бодхичитта есть состояние ума, который постигает абсолютную реальность, Пустоту всех вещей. Пустота вашего ума, пустота вашей личности существовала с безначалья, существует в данный момент и будет продолжать существовать. Это феномен, который существует и может быть постигнут в достоверном познании. Это объект познания достоверного ума и не является чем-то возникшим или созданным. Будда сказал: «Независимо от того, пришел Будда или не пришел, Пустота ума существовала всегда».
Буддисты верят в Бога, но не в то, что он создал всё. С буддийской точки зрения Бог - не Бог-Творец, положивший начало сущему, а Учитель, показывающий Путь живущим. Если вы пойдете по Пути, указанному Богом, то достигнете цели. Так что это ошибочное утверждение - что буддисты не верят в Бога.
Практические советы для выполнения медитации т о н г л е нКонечно, ваш эгоистичный ум сразу же задастся вопросом: “Если я стану заниматься такой практикой, то, наверное, мне сразу станет хуже.” Вы должны знать, что позитивное состояние ума, любовь и сострадание, никогда не принесут вам страданий. Это очень важно.
«Да будут они избавлены от страданий, и да обретут они счастье!» - и принимаете на себя их страдания, отдаете им свое счастье посредством всё той же самой визуализации: черное облако страданий входит внутрь вас через правую ноздрю, а через левую ноздрю исходят белый свет и нектар - счастье, которое вы отдаете живым существам. Снова принимаете на себя страдания, отдаете счастье. И делайте так снова и снова. Это будет очень полезно для вашего ума.
Молитва Бодхисаттвы: «Пусть страдания всех живых существ проявятся во мне, и пусть океан страданий высохнет. Я отдаю всё свое счастье другим живым существам. Да наполнится пространство счастьем.» Эти слова молитвы Бодхисаттвы вы должны читать при выполнении тонглен. Такова молитва Бодхисаттвы. Это мощнейшая практика. Таково драгоценнейшее лекарство.
«Пусть страдания всех живущих проявятся во мне, и пусть океан страданий высохнет!» - произносите эти строки в тот момент, когда делает вдох.
«Я отдаю своё счастье всем живущим. Да наполнится пространство счастьем!» - эти слова произносите в то время как делаете выдох. Произнося эти слова как мантру - с глубоким чувством - вы делаете вдох-выдох.
Когда вы находитесь в депрессии, когда вам плохо, надо произносить эту молитву и делать вышеописанную визуализацию с практикой тонглен. Это самое лучшее лекарство.Скажите себе: Сегодня мне плохо. Но огромному количеству людей гораздо хуже, чем мне. Что мои проблемы? По сравнению со страданиями других живых существ у меня очень маленькие проблемы. Им не хватает счастья. Я отдаю им всё своё счастье и все причины для счастья. И пусть их счастье наполнит всё небо, станет бесконечным, как небо.
Мастера Кадампы говорили: «Усмири врага, пребывающего в тебе.»
Не надо полагать, что когда вы достигнете Просветления, то впадете в какое-то небытие. Нет, Просветление не является небытием. На самом деле состояние Просветления означает, что все негативные состояния ума полностью и бесповоротно пресечены, а позитивные состояния ума проявляются настолько спонтанно, что это тотчас же создает причины безупречного счастья и само совершенное счастье. Это состояние называется настоящим счастьем. Это полное, неизбывное, непрекращающееся счастье, ибо причины его никогда не прекращаются, так как практикующий создал в своем сознании такую систему, что всё спонтанно функционирует правильно, без перебоев.
...Мастер Кадампы ответил: «Практика Дхармы - это практика ума. Это образ мышления. Ограничивай ум, который всё время повторяет “я,я,я...” и стремится к счастью только в этой жизни.
Понять Бодхичитту не очень трудно, но очень трудно реализовать её в сердце. А вот Пустоту - очень трудно понять, но реализовать её постижение — нетрудно. когда у вас появится хорошее понимание Пустоты, то вам удастся очень легко ослабить свои привязанности.
Тибетские махасиддхи говорили: «Когда я созерцаю свой ум, сознаю природу ума, то полностью свободен от омрачений.» Но такое можно сказать, достигнув уже очень высокого уровня. Они столько трудились, закладывая фундамент, формируя Три Основы, прежде чем смогли сказать что-то подобное.
Цонкапа в беседе с Манджушри спросил: «Какая практика является самой мощной?» Божество Мудрости ответило: «Самая сильная, эффективная практика - это та практика, которая подходит тебе.»
Не важно, что написано. Важно, как понято.