Распознавание безупречной медитациипребывающая природа ума идентична обыкновенному уму
его нерассеяное состояние является медитацией Махамудры
пребывающая природа ума тождественна обыкновенному уму Несведущие люди полагают, что так называемый обыкновенный ум – это заблуждающееся обычное осознавание. Но это не так. этот обыкновенный ум представляет собой сияющую ясность, внутренне присущую чистоту и состояние самосуществования, неизменное и незапятнанное.
Присущая обыкновенному уму природа – вот высочайший плод.
Если удерживать его без изменения,
Он – тройное просветление [трикая];
Если дать ему устояться, он – абсолютное осознавание.
Когда он приведен без изменения к присущей ему чистоте и нерушимой природе,
Он неопределим.
Он – мать всех будд трех времен.
Обыкновенный ум представляет собой естественную простоту.
Не искажай его интеллектуальным конструированием,
Ибо чистую природу ума нет необходимости менять.
Дай уму находится в естественном состоянии
Не пытаясь схватить или отпустить его.
Когда обыкновенный ум пробуждает свой сокровенный тайник,
И шесть чувственных восприятий очищаются,
Тогда поток блаженства заструится не переставая.
Все обозначения бессмысленны и становятся источником несчастья.
Установи ум в исконную простоту и немедитативное состояние.
Непрестанно сохраняя обыкновенный ум,
Я уже забыл о заблуждении неведения.
Эта медитация полагается исключительно на обыкновенный ум. Я открыл его благодаря милости
Узнавание отличительных свойств обыкновенного ума Если в этот момент желают обрести освобождение от круга существования, необходимо распознать обыкновенный ум, ибо он – корень всех вещей. То, что называется «обыкновенным умом», является собственным осознаванием. Оставленное в своем естественном состоянии, такое осознавание остается не запятнанным никакими [необыкновенными] воспринимаемыми формами, не одурманенным никакими уровнями экзистенциального сознания, и неомраченным тупостью, депрессией или мышлением. Когда открыл своеобразие этого ума, то открыл самопознающее осознавание. Если не удается обрести такое понимание, обыкновенный ум остается с совозникновением неведения. Несмотря на это, понимание такого ума называется осознаванием, сущностью, совозникающим само-знанием, обыкновенным умом, неизменной простотой, неразличением и сияющей ясностью.
обнаружение обыкновенного ума по своим качествам превосходит большинство высочайших способностей.
«в его естественном состоянии» означает сущностную природу ума, внутренний характер или способ существования,
обыкновенный ум означает ум в его естественном виде без вуали
обыкновенный ум – это неизменяемая простота, которой должна быть дана возможность проявляться свободно.
«обыкновенный ум» символизирует изначальное осознавание. «неизменяемый» значит позволять [этому осознаванию] оставаться таким как есть.
Когда осознают природу, присущую каждой мысли и явлению, он оказывается неотличимым от самого осознавания.
этот естественный неизменяемый обыкновенный ум, познающий собственное своеобразие, называется зарождением медитации Махамудры.
Медитатору в высшей степени важно в совершенстве понимать присущую уму, мыслям и явлениям природу.
неизменяемый, неиспорченный способ существования или пребывания ума есть ничто иное, как сам обыкновенный ум и, что именно он – Дхармакая. Такое осознание достигается путем соответствующей и настойчивой медитационной практики.
Знание присущей уму природы называется «усмотрением сути ума». Оно происходит в момент, когда медитатор открывает суть ума посредством различения самого ума (в точности такого же, как и ум неверующего человека), не выпуская из вида ни одной его части или выражения.
В совершенстве наблюдать воспринимающий ум в точности таким, каков он есть,
Не портя его формы и не выпуская из вида каких-либо его сторон,
Значит воистину встретить настоящего будду.
Первое есть изначальное осознавание,
Второе – обыкновенное осознавание,
Третье – воспринимающее осознавание.
Кто воспринял присущую им трем природу,
Тот открыл собственный ум,
Обрел всевидящее осознавание,
Воспринял сущность его неизменяемой простоты
И увидел его сквозь дуалистические мысли;
это – осознавание не имевшего наставника.
Такое осознавание простого человека – Дхармакая;
его нерассеянное состояние является медитацией Махамудры Открыв присущую обыкновенному уму природу, медитатор продолжает осознавать его, не становясь рассеянным, и вместе с тем удерживает его без изменения, какой бы неожиданный вид ум или мышление ни принимали. Этот процесс называется медитацией.
Нерассеянное состояние обыкновенного ума –
Это медитация.
В свое время поймешь это.
Если, намереваясь медитировать, медитатор отступает от поддержания естественного состояния ума, переставая быть внимательным к его своеобразию, и вмешивается в него или добавляет какой-либо новый элемент, он противоречит смыслу неизменяемого ума. Но во всяком случае, медитатор не должен допускать рассеянности – даже на мгновение – под влиянием заблуждающегося осознавания с его застарелым цеплянием к двойственности.
Ни с помощью медитации, ни немедитации
Нельзя открыть присущую [уму] пустоту и сияющую ясность;
Медитация сама включает различение,
А в немедитации участвует беспорядочное мышление.
В действительности нет ничего, на чем медитируют, ни малейшей крупинки,
И ничего, что отвлекает, ни на мгновение.
Ни на что не гляди, как на ошибку;
Воспринимай, что все есть небытие;
Когда немидитационное состояние открылось,
Даже тогда не опускайся поддавшись лени и безразличию.
Медитируй регулярно и внимательно.
как медитировать на естественности и простоте обыкновенного ума:
Ни чего не созерцай пока медитируешь;
Этот процесс обозначается медитацией.
Даже когда рассудочное сознание воспринимает успокоенную пустоту ума, восторг, текущие мысли, или разнообразные явления, медитатору не следует ни цепляться ни тревожиться на счет этих переживаний. Напротив ему надо знать присущее каждому переживанию свойство и удерживать такое осознавание в расслаблении без изменения и рассеяния.
Сущность ума, различающие мысли и возникающие явления – все лишены какой бы то ни было обособленной, независимой субстанции. Они суть разные манифестации внутренней силы осознавания, подобные лучам, испускаемым солнцем, или волнам, возникающим на поверхности океана. Какие бы мысли или явления ни рождались в само-пребывающей природе ума, они лишены каких-либо присущих им качеств дурного или хорошего. Кроме распознавания природы вытекающей мысли, когда она рождается, или распознавания природы успокоенного ума, когда он успокоен, а также узнавания природы возникающего явления, стоит тому показаться и потом, когда удерживают его с помощью внимания, рожденного сокровенным осознаванием, не надо ни вмешиваться, ни делить и не менять ни одно из переживаний.
Погружен ли в неразличающее состояние, ничего не утверждая и не отрицая,
Познавая ли разные мысли,
Раз способен сохранять спокойный ум,
Неизменяемый двойственным различением,
И раз осознаешь внутреннее ощущение, что сие состояние – неразличающее осознавание,
Ты открыл сущность ума,
Его внутренний характер, и режим пребывающей природы.
Когда зарождается сие понимание,
Нет необходимости делать усилия в медитации.
Она автоматически придет к тебе,
Так что ты не можешь ни остановить ни отказаться от нее.
Так же, как возникают разнообразные мысли,
И при этом не имеешь возможности воспрепятствовать им,
Так и недвойственное осознавание возникает подобно этому.
Эта присущая ясному осознаванию природа
Остается неделимой, нерассеиваемой и непрерываемой.
Каждое всплывающее воспоминание и мысль
Содержит то же самое внутренне присущее своеобразие, что и осознавание,
Если обыкновенное осознавание остается нерассеянным;
Каждые воспоминание и мысль тождественны осознаванию.
Спросят, надлежит ли и новичку внимательно фокусировать ум на каждой возникающей мысли. Это возможно делать в том случае, если медитатор предуготовлен достичь пробуждения на мгновенном путиМедитации с общим вниманием не достаточно для успеха, если в ней отсутствует внутреннее чувство [бессамостного] тождества ума с внимательностью.
Могут поинтересоваться, есть ли какая-нибудь разница между мышлением простых людей и обычным сознанием йогинов. Если отличия нет, значит ли это, что простые люди так же автоматически достигают внутреннего освобождения? Простые люди не познают своеобразия недвойственности. То, что они, , испытывают – это привычное цепляние ума к двойственности, по типу утверждения или отрицания. Даже если они получили живые наставления, у них по-прежнему отсутствует вера в то, как бесконечно разнообразно проявляется недвойственное осознавание, и потому они остаются на уровне, где нет возможности освободиться от застарелого цепляния к дуализму. Опытные медитаторы [йогины], ставшие независимыми от причин дуалистического утверждения и отрицания, переживают недвойственное осознавание по-разному, например как неопределимое различение и великое блаженство. В этом замечательном состоянии и состоит отличие [от простых людей].
огонь получается от постоянного трения двух палок, так и врожденная свобода рассветает благодаря непрерывной медитации невизуализации.
Огонь не разгорится,
Если тереть палки с чересчур частыми перерывами;
То же самое и с медитацией изначальной чистоты;
Не останавливайся пока сие высокое состояние не реализовано.
Путь медитационного достижения
Построен из частого созерцания,
Прямого восприятия,
И точного понимания.
В общем, как сохранять медитацию опираясь на внимание, бдительность и самообладаниеВ общем, все только что описанные медитации, должны опираться на вниментельность, бдительность и самообладание при любых обстоятельствах.
Когда постоянно употребляешь внимание и бдительность,
Ни один воспринимаемый знак никакой мысли не сможет овладеть тобой.
Всех, кто хочет защитить свой ум,
Я заклинаю
Охранять внимание и бдительность
Даже ценой своей жизни.
Быть внимательным означает сознавать смысл медитации, не забывая его ни на мгновение.
Когда внимание настойчиво, не могут возникнуть ментальные загрязнения,
Не могут причинить вред мешающие силы,.
То, что описывается как совершенное внимание, –
Это дверь, что не открывается
Для недобродетельного сознания или эмоциональных раздражителей.
каково значение совершенного внимания на пути к просветлению? Это внимательность, благодаря которой можно понять все вещи [дхармы], исследовать их, глубоко вникнуть в них, созерцать их и вспомнить их все.
Эти функциональные категории внимания объявляются аспектами просветления!
каков смысл совершенного внимания? Совершенное внимание – это то, что всегда присутствует, остается невозмутимым, прямым, не двусмысленным и щепетильным относительно присущего жизни недостатка. Внимание ведет к нирване и заставляет всегда сознавать возвышенный путь.
"Что такое устойчивое внимание Бодхисаттвы? Что такое внимание? Что такое уровень внимания?" О благородный сын, внимание – это знание нерожденных свойств всех вещей, которым обладают Бодхисаттвы. Они совершили погружение, чтобы осознать не рожденное. Внимание этих Бодхисаттв полностью очищено осознаванием этого нерожденного. Такое внимание всегда находится в неподвижном и невозмутимом состоянии, глубина и протяжение которого не могут быть охвачены.
Внимание возникает
Благодаря сведению вместе неискаженных чувств с объектами.
Причем их восприятие, как двойственных реальностей,
Означает ложное различение.
Что такое внимание? Оно – удерживающая сила, не забывающая ничего из того, с чем уже знаком. Его функция именно в том, чтобы оберегать ум от возможности быть охваченным рассеянностью.
это особый вид внимательности, он является обязательным средством реализации успокоения. Полагаясь на такое внимание и осторожно следя за действиями трех входов [тела, речи и ума], можно вызвать бдительность.
Когда внимание стоит на страже
У входа в ментальную область,
Возникает бдительность.
То, что снова и снова рассматривает
Тело и ум,
Вот точное определение бдительности, осторожной охраны.
важным требованием является соединенное употребление внимания и бдительности, имеющее целью сохранить осознавание присущей уму природы и продвинуть его через упражнение.
Когда не удается быть бдительным, внимательность исчезает,
Страсти, как грабители, украдкой преследуют ее и воруют духовные заслуги.
Подобно тому, как жертвы грабителей впадают в нищету.
К тем, кто распоряжается вниманием и бдительностью естественно приходит самоконтроль. Сутью самоконтроля является то, что он защищает ум от осквернений и вызывает расцвет добродетелей временного и трансцендентального уровней.
Термин "самоконтроль" так определяется, чтобы указать не только на приручение ума и доставление удовольствия другим, но еще и на устранение привязанности к внутренним осквернениям и на радостную устремленность к Дхарме.
Определяющей характеристикой самоконтроля является отсутствие всяких тлетворных и вредоносных мыслей.
Самоконтроль остается корнем всех добродетелей.
Лелей его как неисчерпаемое сокровище,
Так заклинал тот, кто достиг внутреннего успокоения.
Великий мудрец объявил
Самоконтроль всемогущей амброзией,
Поэтому, для того чтобы исполнить практику добродетели,
Всегда благоговейно стремись сохранять самоконтроль.
Эти побуждают посвятить себя медитационной реализации переставая отвлекаться и приходя в естественное спокойствие ума:
Отвращение к сансаре – это "ноги" медитации или хозяин медитации; вера и благоговение – это "макушка" медитации или предвестник духовного прогресса; внимательность – "страж" медитации или ее основание; любовь, сострадание и дух просветления составляют вечно-развертывающееся "действо" медитации; добросовестность и честность составляют «доспехи» медитации.
Медитатор должен сознавать эти максимы, и настойчиво заниматься медитацией и самореализацией, уводя ум от рассеяния и приводя его к внутреннему успокоению.
Не важно, что написано. Важно, как понято.