Что такое просветление - Уайт

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9287
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Что такое просветление - Уайт

Сообщение 01 апр 2023, 18:33

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ
ПОИСК ЦЕЛОСТНОСТИ:
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Психотерапия — искусство, наука и практика изучения природы сознания и того, что может ослабить его или помочь ему.
Человек должен предложить другому все свое существо, ни больше ни меньше.


СПЕКТР ТЕРАПИИ (Кен Уилбер)
ПСИХИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ

Темная ночь души.
Депрессивное состояние «темной ночи» имеет как бы высокую, очищающую или разумную направленность, как того требует практика созерцания.
Псевдо-дуккха.
В этих случаях учитель может оказать ложную услугу. Не обладая знаниями о динамике пограничных состояний, духовные учителя могут посоветовать увеличить усилия, а ведь именно это и вызвало проблему.
Псевдопостижение
Если псевдо-дукха требует приостановить медитацию, то единственная возможность преодолеть псевдопостижение — продолжать медитацию. Единственное, что более болезненно, чем продолжение медитации, это отказ от продолжения. Дзен-болезнь похожа на глотание раскаленного металлического шара. Это одно из тех расстройств, когда совет увеличить усилия наиболее подходит в качестве терапии.

Патология причинного уровня
Неосушествление дифференциации

Эта конечная дифференциация, или отделение (от всех проявленных форм), требует тонкого, но исключительно важного сотрудничества учителя и ученика. Достигнув заключительной и основополагающей формы ощущения отделенной самости — архетипической самости, ученик все же сопротивляется окончательному и полному растворению этого ощущения. Учитель и ученик вместе, путем пассивного усилия могут «отпустить» эту привязанность. Это «падение» в бесформенное, непроявленное прекращение, или пустоту уничтожает всякую привязанность к проявленным формам и предназначениям, и сознание как таковое, или абсолютная субъективность, отделяется от всех объектов — высоких и низких, — от всех архетипических тенденций или коренных ограничений (клеш, васан и пр.). Повторение этого «падения» или повторные «продвижения» от проявленного к непроявленному и обратно сводят к нулю причинные склонности и стремление самости к зажатому, отделенному существованию.

Неосушествление интеграции
Эта «последняя патология» — неосуществление интеграции проявленных и непроявленных сфер — появляется, когда причинные клеши и васаны (или архетипические формы и склонности) рассматриваются исключительно как замутнение, а не как вместе с тем выражение или проявление свободной мудрости (абсолютного духа или бытия).
Преодоление этого разделения и воссоединение, или реинтеграция пустоты/формы и мудрости, — это «высший путь», путь «обычного ума» (Маха-Ати), «открытых глаз» (Фри Джон) и «ежедневного ума» (чань), когда все явления, высокие или низкие, которые (точно так, как они себя обнаруживают) рассматриваются как уже совершенное выражение, несущее на себе печать естественно просветленного ума.

ИСЦЕЛЕНИЕ И ЦЕЛОСТНОСТЬ:
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Фрэнсис Воон

Трансперсональная психотерапия стремится к интеграции физических, эмоциональных, ментальных и духовных аспектов человеческого существования, включая классические цели нормального здорового функционирования. Предполагается, что трансперсональные переживания обладают терапевтическими возможностями, и духовные проблемы трактуются с психологической точки зрения.
Кроме успешного использования традиционных терапевтических техник, трансперсональные терапевты применяют методы, взятые из духовных дисциплин, таких, как медитация и упражнения ума. Терапевт поощряет пациента углубиться в исследование процессов тела и психики, погрузиться во внутреннюю жизнь души, чтобы раскрыть богатство внутренних ресурсов и природной способности к самоисцелению.
Сознание в трансперсональной терапии выступает и как инструмент, и как объект изменения. Цель работы состоит не только в изменении поведения и содержания сознания, но и в развитии понимания самого сознания как контекста переживания. трансперсональный подход стремится пробудить человека от транса общепринятого существования, продлевающего иллюзии.

Трансперсональная психотерапия, учитывая, что на психологическое здоровье оказывают влияние привычная диета и упражнения, может содержать телесно ориентированные подходы — биоэнергетику, хатха-йогу, тай-чи-цюань, айкидо, биологическую обратную связь, чувственное осознание и ряд методов двигательной терапии. Такие дисциплины тренируют осознание, фокусируя внимание на тонких физических ощущениях и на некоторых специфических аспектах интеллектуально-телесной интеграции и искусства управления собой. Некоторые из них освобождают эмоциональные блоки и привычные паттерны напряжения, давая возможность человеку чувствовать себя более расслабленным и свободным.

Эмоциональный катарсис.
Любой освобождающий эмоциональные блоки метод, исцеляя раны прошлого, дает важную возможность более полного существования в настоящем. Трансперсональные исследования себя с помощью различных методов, таких, как работа с дыханием, направляемое воображение, работа со снами, могут оказать значительное влияние на эмоциональное состояние. Один из наиболее эффективных методов эмоционального катарсиса в трансперсональном контексте — разработанное Станиславом и Кристиной Гроф холотропное дыхание.

Когнитивное переосмысление.
Обучаясь по-иному осмысливать переживание и изменять восприятие болезненных событий, человек способен научиться рассматривать трудности как эмпирический опыт обучения, освобождаясь от связанного с прошлым стыда, вины и гнева и обретая опыт более свободного существования в настоящем. Благодаря этому душа способна научиться с состраданием смотреть на себя и на мир.

Экзистенциальные вопросы.
Критические состояния, поднимая экзистенциальные вопросы ценности, смысла и выбора, могут привести к трансперсональному изучению себя. Хотя некоторые психотерапевты рассматривают духовность как иллюзорный паллиатив болезненной реальности человеческого существования, не вызывает сомнения тот факт, что близость смерти ставит духовные проблемы, выходящие за пределы обычного клинического обучения. Широко распространенное отрицание смерти в западной культуре отражает столь же широко распространенное отрицание действительности трансперсонального.
Многие люди чувствуют себя погруженными в ужас темноты и скептически относятся к свету. Задача трансперсонального терапевта состоит в том, чтобы помочь пациентам встретиться лицом к лицу с их страхами и открыть внутренние истоки мудрости.

Воображение и работа со снами.
К группе этих методов относится анализ сновидений, активное воображение, гештальт-диалог и гипнотическая индукция измененных состояний сознания. Они могут быть использованы как для усиления «эго», так и для исследования трансперсональных измерений психики. Трансперсональная работа зависит не от вида техники, а от того, как ее используют. Например, если терапевт не имеет трансперсональной ориентации, он может упустить специфический трансперсональный потенциал работы со снами. Традиционный психоаналитик может не учитывать, что сны не только «самый короткий путь к бессознательному», но и важный исток откровения и вдохновения в мировых религиозных традициях, обеспечивающий доступ к трансперсональным сферам.

Медитация.
Медитация усиливает восприятие духовного измерения жизни и успешно дополняет терапию. Те или иные типы медитации дают различный эффект, но все они усиливают самоосознание и чувствительность к работе ума. Практика концентрации, фокусирующая и успокаивающая ум, помогает в состояниях тревоги. Медитация прозрения может оказаться очень полезной для выявления вытесненных воспоминаний и другого бессознательного материала.

Разотождествление.
Выделяя из содержания сознания чувства, мысли и фантазии, медитация позволяет дифференцировать сознание и содержание, способствуя центральному в трансперсональной работе процессу растождествления. «Эго» тяготеет к отождествлению с эмоциями, ролями и отношениями, и его трансценденция невозможна без процесса растождествления с личностью и личной историей. Когда пациент подготовлен, упражнения на растождествление («У меня есть мысли, но я — не мои мысли, у меня есть эмоции, но я — не мои эмоции, у меня есть тело, но я — не мое тело») формируют отождествление с чистым осознанием и способность направлять и не использовать психологические процессы ни с одним из них.

Исповедь.
Терапевтические взаимоотношения являются для многих людей, отошедших от формальной религии, современной формой исповеди. Заслуживающий доверия терапевт может выполнять функции исповедника, обеспечивая безопасное место, где можно исследовать самые темные, тайные закоулки души, признать и реинтегрировать отвергаемые, отрицаемые аспекты самости и исцелиться, восстановив целостность.

Измененные состояния сознания.
Возможность изменить состояние сознания без применения наркотиков впервые изучили Станислав и Кристина Гроф (холотропное дыхание), Элмер и Элис Грин (биологическая обратная связь), Майкл Харнер (шаманский ритм). Их исследования показывают, что некоторые измененные состояния сознания эффективны с точки зрения терапии, так что трансперсональные терапевты получили возможность практиковать эти методы. Поскольку многие из пациентов, приходящих к трансперсональным терапевтам, уже находятся на духовном пути, работа часто бывает направлена на специфические духовные проблемы. При этом терапевту необходимо отличать здоровую духовность от попыток посредством духовной практики маскировать психологические проблемы.
Помочь пациентам обнаружить собственный путь гораздо важнее, чем порекомендовать какую-нибудь определенную систему. Если целью психотерапевтического процесса является осознание трансперсональных измерений, то процесс терапии не может противоречить процессу духовного развития.
Слова Будды в Каламас-сутре относятся к любой работе на этом поприще:
Не верьте в то, что вы слышали; не верьте в традиции, которые передаются из поколения в поколение; не верьте в то, что на устах у многих, не верьте написанному только лишь потому, что это написано старым мудрецом; не верьте предположениям, не верьте авторитету учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, если это разумно и способствует добру и полезно всем и каждому, примите это и живите согласно этому.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9287
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Что такое просветление - Уайт

Сообщение 08 апр 2023, 15:46

ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Брайен Уиттайн

Трансперсональный подход означает стремление помочь пациентам интегрировать трансцендентные и персональные измерения существования, помочь им осуществить свою уникальную творческую индивидуальность, указывая одновременно на то, что корни ее лежат во вневременном, бесформенном, глубинном измерении бытия.

ПОСТУЛАТ 1

Коль скоро человеку удалось создать более целостную эгоистическую самотождественность, он может продолжить поиск себя, развертывая свою экзистенциальную самость, или истинную внутреннюю индивидуальность. Задача трансперсональной психотерапии, на этом уровне — помочь пациенту ослабить хватку затвердевшего психического «эго».
Мы «живем в своих мыслях», отделенные от своей индивидуальности и физического тела. Согласно вечной философии, мы не можем обрести истинную целостность, пока не пробудимся к целостности более глубокого уровня самотождественности — самости. Вечная философия говорит, что мы происходим из единой самости (или укоренены в ней), что мы отчуждены от нее и не осознаем своего происхождения и что мы можем вернуться к ней, лишь вспомнив нашу истинную самотождественность. Каждая исторически обусловленная религия по-своему говорит об этом.

ПОСТУЛАТ 2

По существу, нашим пациентам больше всего необходимо, чтобы мы видели в них самость, каковой они поистине являются, неотличимую от самости, каковой является мы. Понимание истинной природы, а также внутренний свет и красота, открытость, сила и достоинство, глаза, которые принимают, ценят и безусловно любят, то есть все, что, по словам Ассаджиоли, является свойствами самости, это и есть сердцевина исцеления в трансперсональной психотерапии.
Воон называет это «целительным осознанием».

ПОСТУЛАТ 3

Трансперсональная терапия — это процесс пробуждения от низшей самотождественности к высшей. Согласно «Курсу чудес», «то, чем, как вы полагаете, вы являетесь, — это верование, которое подлежит уничтожению». самотождественность и ощущение мира на эгоистическом и экзистенциальном уровнях спектра личности есть нечто возникшее из мыслей и убеждений. Трансперсональное исцеление включает в себя понимание более широкой самотождественности, которая проявляется, когда мы отказываемся от своих представлений о себе и о мире.
Постепенно оставляя наше исключительное отождествление с предэгоистической самотождественностью, мы можем пробудиться к эгоистической самотождественности. От отождествления с ограниченной эгоистической самостью и структурой мира мы можем дойти до глубины своей экзистенциальной самотождественности, а оставляя исключительное отождествление с воплощенным индивидуальным чувством себя, мы можем наконец трансцендировать к своей истинной идентификации, то есть самости, источнику всего нашего опыта. С каждой трансценденцией того, кем мы себя считали, мы ближе подходим к тому, кто мы есть, пока наконец не придем парадоксальным образом к самости, с которой никогда не расставались.
Нам вовсе не обязательно использовать специфические практики для того, чтобы пациенты обрели трансперсональный опыт. Следуя вошедшей в поговорку метафоре о луковице, которую очищают постепенно, мы должны с сочувствием, но упорно помогать нашим пациентам отождествиться и затем освободиться от самоопределений и паттернов, задерживающих самоосознание и достижение более объемлющей самотождественности. Если в процессе терапии постепенно отбрасываются сопротивления и защиты более узкой самотождественности, то пациент может оказаться в состоянии «темной ночи» или кризиса пробуждения.
Нужно обладать открытым сердцем и большим искусством, чтобы провести пациента через этот кризис пробуждения. Терапевт должен понимать, что это целительный, а не патологический кризис. Пациент теряет голову, но этот кризис свидетельствует о рождении новой личности. Я считаю, что одна из важнейших функций терапевта — быть акушером при этих родах. Мы должны быть готовы психологически присутствовать и поддерживать наших пациентов во время этих переживаний, дающих новую жизнь. Наиболее эффективно подготовиться к этому можно, лишь пережив собственные «темные ночи» и постигнув, что рождение следует за смертью.

ПОСТУЛАТ 4

Согласно вечной философии, истина находится внутри, и спасение приходит с расширением нашего внутреннего осознания. Трансперсональная психотерапия использует природную человеческую способность обратить внимание «внутрь себя» и обрести более полное осознание внутренних сфер. Научиться жить непосредственно из внутреннего центра и внутреннего чувствования вещей — это само по себе исцеление и укрепление.
Чтобы развить интуицию и познать внутреннюю мудрость наших более глубинных источников, нам следует отказаться от непреложности собственных суждений, проанализировать свой разум. Нам надо больше осознавать то, что внутри нас. Перлз отметил, что «осознание как таковое само по себе может быть целительным».

ИНТЕГРИРУЮЩИЕ ПРАКТИКИ:
ТЕЛО, СЕРДЦЕ И РАЗУМ
Майкл Мерфи

Опираясь на проверенные временем методы, подобные йоге, дзен-буддизму или иудейско-христианскому мистицизму, мы не должны ограничиваться достижениями прошлого. Сочетая персональные и трансперсональные измерения жизни, мы можем опереться на данные современной и трансперсональной психологии, такой как психосинтез. Присоединив к этому методы и прозрения боевых единоборств и современных соматических и спортивных исследований, мы получим возможность строить преобразующие человека дисциплины, созвучные нашей эпохе.
Действительно, традиционные духовные программы, перенесенные в нашу культуру, не передают подлинного духа обучения. В эпоху великих религиозных преобразований необходимы проницательность и мудрость, чтобы синтезировать лучшее из старого и нового и создать современную йогу. Вот почему я призываю к интегральным методам, которые поддерживают равновесие, собирают и выражают многогранность нашей природы.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9287
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Что такое просветление - Уайт

Сообщение 15 апр 2023, 21:22

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВАНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
НАУКА, ТЕХНОЛОГИЯ И ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ

Нобелевский лауреат Альфред Норт Уайтхед отметил, что, кроме всего прочего, «такая позиция со стороны ученых является чистым блефом». В конце концов, если кто-нибудь утверждает, что только наука может предоставить значимые данные, это позволяет спросить: «Как вы это докажете научным образом?» Ответ: «Никак».
Однако, даже будучи блефом, эта позиция долгое время пользовалась успехом, сводя, по словам Уайтхеда, наше представление о природе до «тусклой, беззвучной, безвкусной и бесцветной картины только лишь беспорядочного движения материй, бесконечного и бессмысленного». В таком представлении не было места ни смыслу, ни цели, ни разуму, ни духу. В результате возникло то, что Льюис Мэмфорд назвал «дисквалифицированной вселенной», а социолог Макс Вебер — «расколдовыванием мира»

мировоззрение — это не только описание «действительного положения вещей», но и конструирование или проецирование. Следовательно, лишенное иллюзий мировоззрение, которое столь часто считалось логически вытекающим из науки, может рассматриваться как культурно обусловленный выбор. По существу, это лишь один из нескольких возможных вариантов мировоззрения, совместимый с наукой, но не доказываемый и не предписываемый ею.
Такое признание важно для трансперсонального движения. Исследователи уделили заметно много внимания природе науки и ее взаимосвязям с трансперсональными разработками.
Одним из самых значительных было предложение Чарльза Тарта расширить объем научного исследования за счет развития наук, зависимых от специфических состояний сознания.
В статье «Наука и мистицизм» физик Фритьоф Капра отзывается на тему комплементарности. Он полагает, что ни научное наблюдение, ни мистическое прозрение не могут быть редуцированы друг к другу или заменить друг друга, но одинаково полезны и вместе дают более полное видение мира, чем каждое в отдельности.

НАУКА И ТРАНСПЕРСОНААЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Кен Уилбер

«ТРИ ОКА» ДУШИ

Св. Бонавентура, любимый философ мистиков, учил, что люди обладают по меньшей мере тремя способами приобретения знания — «тремя очами», как он их называл: оком тела, посредством которого мы воспринимаем внешний мир пространства, времени и объектов; оком рассудка (ума), посредством которого мы обретаем знание философии, логики и самого разума, и оком созерцания, при помощи которого мы восходим к знанию трансцендентных реальностей.
Развивая прозрения Бонавентуры, мы, современные люди, могли бы сказать, что телесное зрение включается в особый мир общего сенсорного опыта, частично создавая, частично раскрывая его. Это «грубая» сфера, сфера пространства, времени и материи. Этой сфере причастны все, кто обладает подобным оком плоти. Базисный сенсомоторный интеллект — постоянство объектов — вот что такое око плоти. Это эмпирическое око, чувственный опыт.
Око разума, или, в более общем значении, око ума, включено в мир идей, образов, понятий и логики. Поскольку современное мышление большей частью опирается исключительно на эмпирический опыт, на око плоти, важно помнить, что ментальное око не сводимо к оку плоти. Область ментального включает, но трансцендирует область чувственного. И хотя око ума опирается на око плоти в отношении большей части получаемой информации, не все ментальное знание появляется непосредственно из телесного знания и не всегда имеет дело непосредственно с телесными объектами. Наше знание не является целиком эмпирическим и плотским. Истинность логического вывода базируется на внутренней согласованности, а не на связи с чувственными объектами.
Око созерцания так относится к оку разума, как око разума относится к оку плоти. Как разум трансцендентен плоти, так и созерцание трансцендентно разуму. Как разум нельзя ни свести к плотскому знанию, ни вывести из него, так и созерцание не сводимо к разуму и не выводимо из него. Как око разума трансэмпирично, так и око созерцания трансрационально, транслогично и трансментально.
высшее око не может быть ни редуцировано к низшему, ни объяснено в его терминах; каждое око значимо и полезно в своей собственной области, но допускает ошибки, самостоятельно пытаясь полностью охватить высшие или низшие сферы. когда одно око пытается присвоить себе роль любого другого, то это категориальная ошибка. Это может произойти в любом направлении: око созерцания так же не приспособлено к раскрытию действительности ока плоти, как и око плоти не способно проникнуть в истины созерцания. Чувствование, размышление и созерцание раскрывают собственные истины в собственных сферах, и, когда одно око пытается увидеть то, что видно другому, видение становится туманным.
Этот тип категориальной ошибки является величайшей проблемой почти для каждой из ведущих религий. Дело в том, что буддизм, христианство и другие религии содержат в своих вершинах глубочайшие прозрения предельной реальности, но все эти трансвербальные прозрения всегда неизбежно смешивались с рациональными истинами и эмпирическими фактами. Человечество все еще не научилось различать и разделять око плоти, око разума и око созерцания. Поэтому откровение смешали с логикой и эмпирическими фактами, все три истины представили как одну, и дальше произошло следующее: пришли философы и разрушили рациональную сторону религии, а следом пришла наука и разрушила ее эмпирическую сторону... после чего духовность на Западе была развенчана, и остались только философия и наука.
Наука превратилась в сциентизм, говоривший не только от лица ока плоти, но также и ока разума, и ока созерцания. Действуя таким образом, сциентизм стал жертвой именно той категориальной ошибки, какую сам же открыл в догматической теологии и за которую заставил религию дорого заплатить. Сциентисты пытались принудить науку (с ее оком плоти) работать за все три ока сразу. А это не что иное, как категориальная ошибка, и за нее дорого поплатилась не только наука, но и весь мир.
Таким образом, единственным критерием истины в действительности стал научный критерий, то есть сенсомоторное свидетельство ока плоти, основанное на измерении. Но все дело в том, что на самом деле «эта позиция со стороны ученых была... чистым блефом» части, пытающейся играть роль целого. Око плоти начало утверждать, что того, чего оно не может видеть, не существует, тогда как следовало бы сказать, что того, чего оно не может видеть, оно и не может увидеть.

«ВЫСШАЯ» НАУКА

Чарльз Тарт полагает, что научный метод был произвольно и без необходимости ограничен оком плоти из-за «физикалистских предубеждений», допускающих, что только материальные сущности достойны изучения. Научный метод как таковой можно освободить от материалистических наслоений и применить к высшим состояниям сознания и бытия (в этом и состоит наука специфических состояний). Таким образом он приходит к выводу, что «сущность научного метода прекрасно совместима с изучением различных измененных состояний сознания».

Эмпирические/физические исследования, проводимые оком плоти или инструментами, расширяющими его возможности, всегда будут важными помощниками трансперсональной психологии, но они никогда не станут ее ядром, которое соотносится только с оком созерцания. Трансперсональная психология — это особое предприятие (не наука), касающееся специфических состояний, которое, будучи трансцендентным оку плоти и оку разума, может свободно использовать и то и другое: в научно-эмпирических и философско-психологических исследованиях. Но она (трансперсональная психология) не может быть понята или определена ни одним из них.

ПРОБЛЕМА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Важно осознать, что научное знание — это не единственный вид знания; это просто более тонкое око плоти, и за его пределами существует ментальное знание и созерцательное знание. Таким образом, из того, что трансперсональная психология не является наукой, вовсе не следует, что она незначима, эмоциональна, неверифицируема, антирациональна, некогнитивна и бессмысленна. Трансперсональные психологи впадают в панику, когда слышат, что трансперсональная психология не наука, потому что сциентисты научили нас, что «ненаучный» — значит «неверифицируемый». Но если трансперсональная психология в самом деле не научна, то как может в ней осуществляться верификация?
Это кажется проблематичным, поскольку мы не замечаем, что все знания, в сущности, одинаковы по структуре. То есть все знания соcтоят из трех основных частей:
1) Инструментальная, или предписывающая, часть — набор инструкций, простых или сложных, внутренних или внешних. Все они имеют форму: «Если хочешь увидеть что-то, сделай то-то».
2) Прояснительная часть — проясняющая видение, которое осуществляется каким-либо оком, побуждаемым предписывающей частью. Кроме прояснения для себя, это приводит к следующей возможности:
3) Общественной части — фактическому разделению проясняющего видения с другими людьми, использующими то же око. Если остальные разделяют такое представление, оно объявляется общественным доказательством истинного видения.
Это основные составляющие любого типа истинного знания, использующего любое око. Знание действительно усложняется, когда одно око пытается сочетать свое знание с низшим или высшим оком, но даже в основе такого усложнения лежат эти базовые принципы. Другими словами, предписательная часть требует для знания любого типа обязательной тренировки соответствующего ока, пока оно не сможет давать адекватного прояснения. Это истинно и для искусства, и для науки, и для философии, и для созерцания. Фактически это истинно для всех значимых форм знания.

Итак, если человек отказывается тренировать определенное око (плотское, ментальное или созерцательное), то это равноценно отказу смотреть, и мы вправе игнорировать мнение этого человека и лишать его права голоса в отношении общественного доказательства. Того, кто отказывается изучать геометрию, нельзя допускать к обсуждению истинности теоремы Пифагора; того, кто отказывается учиться созерцанию, нельзя допускать к обсуждению истинности природы Будды.
И когда кто-то спрашивает: «Где же ваше эмпирическое доказательство трансценденции?», не стоит впадать в панику. Надо рассказать ему об инструментальных методах нашего знания и предложить человеку лично их проверить. Если человек примет и завершит предписывающий этап, значит, он способен стать членом сообщества тех, чье око адекватно сфере трансцендентного. До той поры данный человек не готов сформировать мнение о трансперсональной реальности. И в таком случае с ним нужно считаться не более, чем, скажем, физик считается с тем, кто отказывается учить математику.
Между тем трансперсональному психологу нужно стараться избегать категориальных ошибок. Не следует представлять трансцендентные прозрения как эмпирические научные факты (а поскольку эти факты невозможно верифицировать научным путем, то, следовательно, вся область быстро зарекомендует себя полной абсурдных утверждений). Трансперсональный психолог может свободно (научно) использовать око плоти, собирая дополнительные данные; он может свободно пользоваться оком разума, чтобы согласовывать, прояснять, критиковать и синтезировать. Но ни одна из этих сфер не должна смешиваться с другими, и особенно ни одна из них не должна смешиваться со сферой созерцания. Око плоти и око рассудка не способны ни «доказать» Трансцендентное, ни очертить его, ни даже адекватно описать. В той мере, в какой трансперсональные психологи совершают такие ошибки, вся область повторяет судьбу средневековых теологий: она становится псевдонаучной и псевдофилософской, отчего и разрушается настоящими учеными и философами, и это справедливо.
Трансперсональная психология находится в очень выгодном положении: она может сохранить за собой статус науки уравновешенной и обладающей вместе с тем полнотой подхода к реальности, способной опираться на око плоти, око разума и око созерцания. И, я думаю, история мышления в конечном счете докажет, что сделать больше этого невозможно, а сделать меньше — губительно.

НАУКА И МИСТИЦИЗМ
Фритьоф Капра

Не является ли наука со всем ее изощренным аппаратом всего лишь переоткрывательницей древних истин, тысячелетиями известных восточным мудрецам? Не следует ли тогда физикам отбросить научный подход и начать медитировать? Или возможно взаимодействие науки и мистицизма — может быть, даже синтез?
Я думаю, на все эти вопросы следует ответить отрицательно. Я вижу в науке и мистицизме два взаимодополняющих проявления человеческого ума, его рациональной и интуитивной способностей. Современный физик приобретает опыт познания мира, используя крайнюю специализацию рационального ума, а мистик — крайнюю специализацию ума интуитивного. Эти два подхода совершенно различны и включают в себя гораздо больше, чем просто определенный взгляд на физический мир. Тем не менее они «взаимодополняющи», говоря языком физики. Ни один из них нельзя постичь в рамках другого, ни один нельзя свести к другому; они дополняют друг друга, позволяя понять мир более полно.
Перефразируя старую китайскую пословицу, можно сказать, что мистики постигают корни Дао, но не его ветви, а ученые постигают его ветви, но не его корни. Наука не нуждается в мистицизме, и мистицизм не нуждается в науке, но человеку нужно и то и другое. Мистический опыт необходим для понимания глубинной природы вещей, а без науки не обойтись в современной жизни. Следовательно, нам нужен не синтез, а динамическое взаимодействие между мистической интуицией и научным анализом
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9287
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Что такое просветление - Уайт

Сообщение 26 июн 2023, 16:17

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Чарльз Д. Лафлин, Джон Макмэнус, Джон Ширер

С одной стороны, мы постепенно начинаем понимать, что за многими на вид причудливыми (для нас, антропологов) мифами, верованиями, легендами и «предрассудками» кроется какой-то реальный, непосредственный опыт. Мы должны тщательно исследовать возможность действительного переживания реальности, приведшей к появлению исследуемой нами традиции.
С другой стороны, мы начинаем осознавать, что язык и другие формы символической коммуникации — это не само познание, а довольно упрощенное выражение когнитивных событий. Следовательно, от полевого исследователя требуется его собственное участие в опыте альтернативных фаз сознания. Нужны антропологи, достаточно мужественные, чтобы погрузиться в непосредственный опыт множественных реальностей, вооружившись лишь опытом герменевтического толкования множества различных культур, и достаточно прозорливые, чтобы по возвращении описать феноменологию своего опыта, что называется, из первых рук. Другими словами, сегодня от антропологии требуется создать то, что Тарт назвал «наукой специфических состояний». такого рода работа трансперсональных антропологов является расширенным вариантом метода активного наблюдения. Если антрополог понял недостатки, присущие монофазической ориентации, у него реально не может быть иного выхода, кроме как перейти на трансперсональную ориентацию. В конце концов, именно благодаря трансперсональному опыту человечество потенциально способно непосредственно переживать сущностное единство всей феноменологической реальности, способно испытывать растворение личного «эго» и участие в качестве элемента в бытии, исполненном большего величия (Я — Ты Мартина Бубера, буддийская «поглощенность»), способно расширить свое знание о реальности, преодолевая барьеры телесного опыта и продвигаясь в области, выходящие за пределы непосредственной среды реальности.
В-третьих, как утверждают среди прочих ... Тейяр де Шарден, человечество обладает врожденным стремлением к трансперсональному опыту. Это утверждение подкрепляется универсальной культурной тенденцией к изменению «естественного» потока сознания при помощи психоактивных веществ, социально предписанных методов и условий. Мы согласны с гипотезой К.Юнга, что это стремление не что иное, как поиск организмом структурного единства через интеграцию личного «эго» и истинной самости.

Сейчас наше общество переживает муки духовной трансформации — от фактического отрицания трансперсонального опыта до беспорядочного опробования каждого возможного способа достижения трансперсонального опыта.
Трансперсональная антропология могла бы сыграть в этом нелегком восхождении полезную посредническую роль по крайней мере в трех направлениях:
1) Уже сейчас существует возможность разработки развитых теоретических представлений относительно нейрокогнитивных, психологических и кросс-культурных аспектов трансперсонального опыта. Такая теория объясняла бы, каким образом различные техники ведут к различным переживаниям, а также, каким образом в этом задействованы элементы культуры.
2) Опираясь на теорию, трансперсональный антрополог смог бы оценивать различные программы изменения сознания — как заимствованные, так и разработанные в собственной культуре; функционируя в качестве эксперта, он отбирал бы эффективные программы, разоблачая при этом шарлатанов.
3) Вполне допустимо, что прикладная трансперсональная антропология могла бы развиться до такой степени, что антрополог стал бы сопровождать других — и профессионалов, и непрофессионалов — в их поисках единения сознания через полифазию.
Имеются в виду закаленные и дисциплинированные исследователи альтернативных состояний сознания, с годами опыта за плечами, которые добились реализации подлинных структур опыта в своем собственном бытии. Таким образом решающим для трансперсонального движения становится процесс обучения.

ОКОЛОСМЕРТНЫЙ ОПЫТ
Кеннет Ринг

Вероятно, первым будет ощущение необычайного покоя и благополучия. Вы не будете чувствовать боли, вообще ничего телесного. Вы ощутите такую кристально чистую тишину, какой вам никогда не доводилось встречать раньше. Вероятно, вы будете ясно осознавать, что чем бы все это ни было, в этой всепроникающей атмосфере покоя вы находитесь в полной безопасности и защищенности. Затем у вас появится некоторое визуальное осознание вашего окружения. Первым делом вы заметите, что пока что вы — настоящий вы — смотрите на все сверху, ваше тело находится «там, внизу», окруженное группой озабоченных людей. Вы никогда в жизни не чувствовали себя лучше: ваше восприятие стало предельно чутким и ярким, ваш ум, по-видимому, работает в сверхъясном режиме, и вы ощущаете себя более живым, чем когда-либо.
Внезапно ваше внимание обращается к манящей густой черноте, вы обнаруживаете себя несущимся сквозь нее, бестелесным, но с безошибочным чувством движения, и осознаете, что эта чернота имеет форму туннеля. Приближаясь к концу этого туннеля, вы начинаете осознавать некую светящуюся точку. Свет быстро увеличивается и усиливается, становясь все более ослепительным. Это очень яркий свет — золотисто-белый, — но он абсолютно безвреден для глаз. Не сравнимый ни с каким другим светом, встречавшимся вам прежде, он открывает перед вами всю перспективу и, по-видимому, не имеет источника. По мере приближения к свету вас заполняют мощнейшие волны того, что можно описать лишь как чистую любовь, и они пронизывают вас насквозь. Теперь у вас нет никаких мыслей — только полное погружение в этот свет. Время остановилось; это — вечность, это — совершенство; вы снова дома в этом свете.
Посреди этого безвременного совершенства вы тем не менее начинаете осознавать, что с этим светом каким-то образом связано определенное присутствие. Это не личность, и все же какое-то существо, чью форму вы не можете видеть, но с чьим сознанием, кажется, соединен ваш разум. Присутствие уведомляет вас о том, что вам необходимо принять решение: остаться здесь или вернуться назад. Как только эта мысль сообщена вам, вы вдруг видите словно в миллионе одновременно явившихся, но отчетливых и отточенных образов все то, что когда-либо происходило с вами в жизни.

ПАРАМЕТРЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОСО

Как часто это происходит в действительности? Если взять сто случаев клинической смерти подряд, сколько переживших ее пациентов ... это составит около 40%, и эта оценка нашла подтверждение в итогах опроса Гэллапа. Большинство людей ничего не помнят из околосмертного опыта, но очень высокий процент претендующих на сознательное вспоминание сообщает о переживаниях, которые соответствуют — по крайней мере, частично — рассмотренному первоначальному ОСО.
Часто также возникает вопрос, влияет ли на переживания то, каким образом человек каким бы образом человек ни приблизился к смерти, но если ОСО начинает развертываться, то по своей сущности он неизменен и имеет описанную форму. Кроме того, исследования ОСО, связанного с суицидом, показали, что и эти переживания, как правило, соответствуют первичному паттерну.
индивидуальные и социальные факторы играют минимальную роль. Атеисты и агностики с не меньшей вероятностью могут рассказывать об описанных околосмертных переживаниях, чем люди религиозные, разве что их интерпретации будут различаться. Наконец, и предшествующее знание нисколько не увеличивает вероятность получения такого опыта.
существуют определенные универсальные константы, такие, как внетелесный опыт, путешествие сквозь царство тьмы в ярко освещенную зону и встреча с «небесными» существами.
трансцендентальные интерпретации более совместимы с интерпретациями самих носителей опыта. Наибольшей значимостью для ОСО обладает его преобразующее воздействие, поскольку именно благодаря этому воздействию у нас есть возможность присоединиться к тем широким эволюционным потокам, которые, по-видимому, движут человечеством на пути к следующей стадии его коллективного развития.

ТРАНСФОРМАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОСО

этот паттерн изменений имеет тенденцию к такой высокой позитивности и специфичности действия, что его можно интерпретировать как проявление общего пробуждения высших человеческих возможностей.
Что касается сферы личностных ценностей, то люди выходят из этого опыта с возросшим пониманием ценности жизни и ярко выраженной тенденцией чутко внимать настоящему мгновенью. Исчезает недовольство прошлым, как и озабоченность будущим. В результате люди могут более полно открыться навстречу жизни, происходящей здесь и сейчас, в настоящий момент, так что повышенное внимание к окружающему и свежесть восприятия становятся для них естественными. Они также в большей степени ценят самих себя, обладают большим чувством собственного достоинства вообще. они становятся способными к своего рода принятию себя такими, каковы они есть. Иногда это приписывается чувству самоутверждения, полученному «от Света».
в целом это — возрастание чувства терпимости, сострадания к другим, и в особенности возрастание способности проявлять любовь. после околосмертного опыта люди придают особое значение всеобщей любви как первой ценности в жизни. Кроме того, они испытывают более сильное желание помогать другим, становятся более проницательными в отношении человеческих проблем и более понимающими других людей. Наконец, им свойственно безусловное принятие других, возможно, потому, что они подобным образом приняли себя.
уменьшается важность материальных благ, успеха, необходимости производить нужное впечатление. усиливаются ценности, ориентированные на людей, тогда как заботы о материальном значительно уменьшаются. Такие люди склонны к поискам более глубокого понимания жизни, в особенности ее религиозных и духовных аспектов. Они также стремятся к самопознанию и делают что-нибудь, способствующее достижению этих целей.
В целом изменения тяготеют к особой форме, которую точнее всего описывает термин «универсализм». эти люди склонны описывать себя более духовными, но необязательно более религиозными. Под этим подразумевается, что они пережили глубокие внутренние изменения в своем духовном самосознании, которые, однако, не сделали их более религиозными во внешнем поведении. Они признаются, например, что чувствуют себя гораздо ближе к Богу, чем прежде, но вместе с тем придают формальным аспектам небольшое значение. Они также больше верят в «жизнь после смерти» и разделяют убеждение, что не только не будет нескольких форм посмертного существования, но будет Свет для каждого умершего, независимо от чьей-либо веры (или отсутствия таковой) в загробную жизнь.
околосмертный опыт приводит людей к вере в «трансцендентное единство религий» и означающую, что в основе всех величайших мировых религиозных традиций лежит единственное и общее для всех трансцендентное видение Божества. околосмертный опыт служит стимулом для повышения психической чувствительности и ускорения развития. Я считаю, что возможно и полезно рассматривать околосмертный опыт как важнейший катализатор развития личности. В особенности это касается, по-видимому, духовного пробуждения и роста человека, благодаря способности ОСО вызывать трансцендентное состояние сознания, запускающее реализацию универсальной «внутренней программы» высших человеческих возможностей. Надо полагать, что в каждом из нас существует латентное духовное ядро, которое начинает особым образом проявляться только при условии его активизации достаточно мощным стимулом. Околосмертный опыт безусловно может стимулировать радикальную духовную трансформацию в жизни человека, влияющую на «я»-концепцию, отношение к другим, представление о мире, а также на образ психического функционирования.

ЗНАЧЕНИЕ ОСО ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ И ПЛАНЕТАРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

около восьми миллионов взрослых американцев столкнулись на собственном опыте с этим феноменом; известно, что американские дети также сообщают о подобных переживаниях. Но дело в качестве вытекающих из ОСО преобразований. Радикальная духовная трансформация, часто следующая за опытом близости смерти, никоим образом не является свойственной лишь ему одному. Скорее, трансцендентальный опыт в любой форме,порождает похожие типы духовных изменений у тех, кто его пережил. околосмертный опыт — только одно из многих средств катализации духовных перемен.
Благодаря совершенствованию и распространению по всему миру технологии реанимации становится, по-видимому, неизбежным тот факт, что еще большее число людей приобретут околосмертный опыт и таким образом изменятся в соответствии с архетипическим образцом.
Не исключено, что такие масштабы трансцендентального опыта в целом послужат для человечества эволюционным толчком к высшему сознанию. Не является ли сам по себе околосмертный опыт эволюционным механизмом, перебрасывающим людей на следующую стадию развития посредством раскрытия прежде дремавшего духовного потенциала? В самом деле, не видим ли мы в этих людях, преображающихся в более любящих и сострадательных, прототип новой — более духовной — ветви рода человеческого? Не представляют ли они собой «ранние плоды» нового поколения, рождающиеся уже в наше время, эволюционный мост к другому берегу в нашем видовом развитии, «недостающее звено» в нашей цепи? Это сложные и провокационные вопросы, не являются спекулятивными.
В этом сдвиге я вижу начало проявления потенциала человеческого вида, но удастся ли ему развернуться и изменить наш мир, зависит от степени сознательного стремления человека следовать в этом направлении и желание пробудиться. околосмертный опыт выполняет важную миссию, вселяя в человечество надежду, что даже в самые темные минуты (как раз именно тогда) в жизни появляется Свет, чтобы указать нам дальнейший путь. Вопрос для каждого из нас, хватит ли у нас мужества и мудрости следовать за ним.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9287
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Что такое просветление - Уайт

Сообщение 16 авг 2023, 23:57

...мистицизм не нуждается в науке, но человеку нужно и то и другое. Мистический опыт необходим для понимания глубинной природы вещей, а без науки не обойтись в современной жизни. Следовательно, нам нужен не синтез, а динамическое взаимодействие между мистической интуицией и научным анализом

РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ
ФИЛОСОФИЯ ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ

Философию следует изучать ради самих вопросов, которые ослабляют догматическую уверенность, препятствующую мышлению; но, прежде всего, философию следует изучать потому, что философское размышление о величии Вселенной возвышает ум и делает его способным к единению со Вселенной, что и составляет высшее благо.
Бертран Рассел

СКРЫТАЯ МУДРОСТЬ
Роджер Уолш

наше чувство собственного «я», которое мы обычно считаем относительно стабильным и устойчивым, на самом деле каждое мгновение строится заново из непрерывного потока мыслей, образов и ощущений. Но в ходе непосредственной медитации может стать совершенно ясно, что ослабляет эгоцентричность и может помочь изменить жизнь.
Как сказал когда-то Олдос Хаксли, «знание есть функция бытия». Не научившись созерцать, мы не получим для своего бытия адекватного доступа к таким прозрениям. Согласно буддийскому экономисту Е.-Ф. Шумахеру, «если у нас нет необходимого органа или инструмента или если мы его недостаточно используем, то мы неадекватны этой особенной части или грани мира, и в результате в той мере, в какой это нас касается, ее попросту не существует». Если это правда, что без воспитанного «ока созерцания» нам недоступны полностью глубинные открытия трансперсональной философии и психологии, то что при этом мы теряем и как быть с нашим усеченным восприятием? Обычный ответ — попросту отбросить эти открытия как невоспринимаемые. В таком случае мы теряем всю традиционную мудрость.
И очень важно понимать, что мы даже не знаем, что проглядели глубинные оттенки смысла.
Это происходит потому, что теряются высшие уровни смысла. Проще всего объяснить это понятие на классическом примере, показывающем, как один объект может вызывать различные реакции и обнаруживать различные уровни смысла. Животное может увидеть чернобелый объект причудливой формы, дикарь — гибкий прямоугольный объект с загадочными знаками; для западного ребенка это книга, тогда как для взрослого человека это может быть определенная книга, а еще точнее книга, полная непонятных, даже нелепых утверждений о реальности. Наконец, для физика это может быть глубокий текст по квантовой физике.
Важно понять, что все представленные наблюдателями описания книги являются отчасти верными, но все эти наблюдатели, кроме образованного физика, не осознают, что объект гораздо многозначнее и осмысленнее, чем они могут себе это представить. И что важнее всего, для необразованного взрослого эта книга непонятна и даже нелепа. Из этого примера прекрасно видно, что, когда нам не удается понять высших уровней смысла, мы можем слепо верить, что полностью поняли нечто такое, чье истинное значение совершенно упустили
«факты не несут в себе указателей уровня, на котором их можно было бы рассматривать. И выбор неверного уровня не ведет ум к фактической ошибке или логическому противоречию. Все уровни смысла вплоть до адекватного, то есть уровня значения в примере с книгой, одинаково соответствуют фактам, одинаково логичны, одинаково объективны, но не одинаково реальны... Когда уровень познающего не соответствует уровню смысла познаваемого объекта, появляется не фактическая ошибка, а нечто гораздо более серьезное: неадекватное и обедненное представление о реальности.
Так что вопрос состоит в том, какие высшие уровни смысла, какие глубинные значения и сообщения, посылаемые нам миром, мы упускаем. Говорят, что для мудреца листья на дереве подобны страницам сакрального текста, исполненного трансцендентного смысла. Мы видим вещи не только такими, каковы они есть, но и такими, какими являемся мы. Обучение созерцанию изменяет нас и открывает навстречу скрытой мудрости и высшим уровням смысла в трансперсональных традициях, в мире и в нас самих.

РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ
ЗАБОТА О МИРЕ: СЛУЖЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА

ВНУТРЕННИЙ МАНХЭТТЕНСКИЙ ПРОЕКТ
Питер Рассел

По-видимому, нам необходим психологический эквивалент «Манхэттенского проекта».
Сейчас, пятьюдесятью годами позже, стало ясно, что существует огромный неиспользуемый потенциал в сознании человека, — ядре нашего бытия. Если бы удалось высвободить этот потенциал, человечество обходилось бы со своими проблемами гораздо более мудро. Если бы эта необходимость была признана и нужные ресурсы были бы вовлечены в проект нашего пробуждения, мы получили бы внутренний манхэттенский проект, гораздо более ценный, чем предыдущий.
Мудрость человеческой души существует во многих духовных традициях, в философских и психологических теориях. Но эти сведения необходимо соединить в одном исследовании. Это не значит, что нужно вернуться к религиям прошлого, надо просто заново раскрыть священное внутри нас, на языке и в технологиях XX столетия. Нужны не только физические и биологические исследования, необходимо заниматься психологией и духовными науками.

РАЗДЕЛ ОДИННАДЦАТЫЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ

ПУТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ «ЭГО» В БЛИЖАЙШИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Кен Уилбер

ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ
Роджер Уолш и Фрэнсис Воон

Человек есть часть целого, именуемого Вселенной, часть, ограниченная в пространстве и времени. Он ощущает себя, свои мысли и чувства чем-то отделенным от всего остального — такова иллюзия его сознания. Эта иллюзия оказывается для нас тюрьмой, ограничивающей нас нашими личными желаниями и привязанностями к небольшому числу людей вокруг нас. Нашей задачей должно стать освобождение из этой тюрьмы посредством расширения круга нашего сострадания, включения в него всех творений и всей природы в ее красоте.
Альберт Эйнштейн

ОБ АВТОРАХ

РАМ ДАСС — один из влиятельнейших современных духовных учителей. До принятия этого имени Ричард Альперт, гарвардский психолог, — один из первых исследователей ЛСД. Один из основателей СЕВА, организации, посвятившей себя служению бедным и слепым, автор книг «Путешествие пробуждения», «Как я могу помочь» и др.

ДЖЕК КОРНФИЛД — доктор философии, клинический психолог, прошел также обучение в буддийском монастыре, основатель Общества Медитации Прозрения и Центра Духовной Скалы. Среди его книг — «Поиск сердца мудрости» и «Истории духа, истории сердца».

АБРАХАМ МЭСЛОУ — доктор философии, один из наиболее влиятельных психологов XX века, один из основателей гуманистической психологии и трансперсональной психологии. Среди его книг — «К психологии бытия» и «Новые рубежи человеческого развития».

ЧАРЛЬЗ ТАРТ — доктор философии, профессор психологии в Калифорнийском университете в Девисе. Один из известнейших исследователей в области состояний сознания и трансперсональной теории. Среди его книг — «Пробуждение» (готовится русское издание) и «Теории трансперсональной психологии».


Пути за пределы "эго"
Под редакцией Роджера Уолша и Фрэнсис Воон
Paths Beyond Ego: The Transpersonal Vision


СОДЕРЖАНИЕ
Эволюция психологии
Определения
Отношение к религии
Дисциплины, учитывающие множественность состояний сознания
Значимость трансперсональной перспективы
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ЗАГАДКА СОЗНАНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ, РЕАЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ (Дэниел Голмэн)
ВЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СПЕКТР СОЗНАНИЯ (Кен Уилбер)
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ (Чарльз Тарт)
КАРТОГРАФИЯ И СРАВНЕНИЕ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ (Роджер Уолш)
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. МЕДИТАЦИЯ: КОРОЛЕВСКАЯ ДОРОГА К ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОМУ
СЕМЬ ФАКТОРОВ ПРОСВЕТЛЕНИЯ (Джек Корнфилд)
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ: СОСТОЯНИЕ ИСКУССТВА (Роджер Уолш)
ДАЖЕ ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ МЕДИТАЦИИ НУЖДАЮТСЯ В ИСЦЕЛЕНИИ СТАРЫХ РАН: СОЧЕТАНИЕ МЕДИТАЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ (Джек Корнфилд)
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОСОЗНАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ
ПРЕИМУЩЕСТВА ОСОЗНАННОГО СНОВИДЕНИЯ (Джудит Маламуд)
ОБУЧЕНИЕ ОСОЗНАННЫМ СНОВИДЕНИЯМ (Стивен Лаберж)
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОСОЗНАНИЯ: ДВИЖЕНИЕ К ЧИСТОМУ СОЗНАНИЮ (Джейн Гакенбах и Джейн Босвелд)
НЕПРЕРЫВНОЕ СОЗНАНИЕ (Шри Ауробиндо)
ОТ ОСОЗНАНИЯ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ: ТИБЕТСКАЯ ЙОГА СНОВИДЕНИЙ (Стивен Лаберж)
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ПРОЯВИТЕЛИ ПСИХИКИ: ПСИХОДЕЛИКИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ
ИМЕЮТ ЛИ ПСИХОДЕЛИКИ РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ? (Хьюстон Смит)
МНОГООБРАЗИЕ СОЗНАНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКИСИ АЗОТА (Уильям Джеймс)
ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО: ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛСД (Станислав Гроф)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ РАЗВИТИЯ
СПЕКТР ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (Кен Уилбер)
СТАНОВЛЕНИЕ КЕМ-ТО И НИКЕМ: ПСИХОАНАЛИЗ И БУДДИЗМ (Джон Л. Энглер)
РАЗНООБРАЗИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТСУТСТВИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО «Я» (Марк Эпштейн)
ПРЕД/ТРАНСЗАБЛУЖДЕНИЕ (Кен Уилбер)
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. ПРОБЛЕМЫ НА ПУТИ: КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАБОТЫ
ДУХОВНЫЕ ОПАСНОСТИ: ПОНИМАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ (Кристина Гроф и Станислав Гроф)
ЗАВИСИМОСТИ КАК ДУХОВНАЯ ОПАСНОСТЬ (Кристина Гроф и Станислав Гроф)
ТЕНЬ ПРОСВЕТЛЕННОГО ГУРУ (Джорж Фюрстейн)
СПЕКТР ПАТОЛОГИИ (Кен Уилбер)
РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ. ПОИСК ЦЕЛОСТНОСТИ: ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
СПЕКТР ТЕРАПИИ (Кен Уилбер)
ИСЦЕЛЕНИЕ И ЦЕЛОСТНОСТЬ: ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (Фрэнсис Воон)
ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (Брайен Уиттайн)
ИНТЕГРИРУЮЩИЕ ПРАКТИКИ: ТЕЛО, СЕРДЦЕ И РАЗУМ (Майкл Мерфи)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВАНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ. НАУКА, ТЕХНОЛОГИЯ И ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
РАЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ИЗ РАЗНЫХ СОСТОЯНИЙ (Гордон Глобус)
НАУКА И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Кен Уилбер)
НАУКА И МИСТИЦИЗМ (Фритьоф Капра)
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (Чарльз Д. Лафлин, Джон Макмэнус, Джон Ширер)
ОКОЛОСМЕРТНЫЙ ОПЫТ (Кеннет Ринг)
РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ. ФИЛОСОФИЯ ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФОРМАХ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ (Роберт А. Макдермотт)
ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (Олдос Хаксли)
ВЕЛИКАЯ ЦЕПЬ БЫТИЯ (Кен Уилбер)
СКРЫТАЯ МУДРОСТЬ (Роджер Уолш)
РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ. ЗАБОТА О МИРЕ: СЛУЖЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА
НОБЕЛЕВСКАЯ ЛЕКЦИЯ: ПРИЗЫВ К УНИВЕРСАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (Далай-лама)
ТОНКОЕ РАВНОВЕСИЕ СОСТРАДАНИЯ (Рам Дасс)
СОЗНАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ (Джон Уелвуд)
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ (Уорвик Фокс)
ГЛУБИННАЯ ЭКОЛОГИЯ: ЖИЗНЬ СРЕДИ ЗНАЧИМОЙ ПРИРОДЫ (Билл Девалл и Джордж Сешенз)
ДАО ЛИЧНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ (Дуэйн Элджин)
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС (Станислав Гроф и Кристина Гроф)
ВНУТРЕННИЙ МАНХЭТТЕНСКИЙ ПРОЕКТ (Питер Рассел)
РАЗДЕЛ ОДИННАДЦАТЫЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ
ПУТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ «ЭГО» В БЛИЖАЙШИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ (Кен Уилбер)
ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ (Роджер Уолш и Фрэнсис Воон)

О СОСТАВИТЕЛЯХ

РОДЖЕР УОЛШ — доктор медицины, доктор философии, профессор психиатрии, философии и антропологии Калифорнийского университета в Ирвине. Опубликовал двенадцать книг по науке, философии, религии, имеет более десятка национальных и международных премий.
ФРЭНСИС BOOH — доктор философии, является бывшим президентом Ассоциации Трансперсональной психологии. Автор и редактор книг по психотерапии и духовным проблемам.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература