7. Не отбрасывая тени
Спустя какое-то время я пришел к осознанию того, что радикальная трансформация, окончательное духовное пробуждение, зависит от двух факторов. Первый фактор – сокрушающий все и вся прямой опыт постижения абсолютного, блаженного и лучезарного измерения нашей жизни. Второй фактор – отладка самого механизма нашей личности; полное освобождение личности от каких бы то ни было эгоистических побуждений, сознательных и бессознательных. Поистине, когда мы ничего не хотим для самих себя, в нас вспыхивает Божий лик.
Вопрос: То есть человек может иметь опыт просветления, но так и не достигнуть самореализации?
Эндрю: Да. Когда ты стремишься к тому, чтобы стать «конечным продуктом» просветления, тебе придется отдавать себя целиком. Если исходная двойственность твоей личности не истощена отрешенностью сознания и не сожжена в пламени абсолютной любви, ты не сможешь воплотить в себе ту целостность, о которой мы говорим. В таких случаях просветлением оправдывают собственную несостоятельность. Как бы странно это ни звучало, когда некоторые люди обретают просветление, они делают вывод, что теперь, поскольку они свободны, не важно, каковы их поступки; им кажется, что теперь «не имеет значения, чем заняты ум и тело, – все равно, по сравнению с Абсолютом, это иллюзия».
Я полагаю, что подлинный смысл духовного измерения жизни становится явным только благодаря полной трансформации человека. Эта пока еще не рожденная, не явленная реальность должна быть полностью воплощена в вас, во мне, и по мере того, как это будет происходить, будет изменяться мир, в котором мы живем. Здесь нет никакого преувеличения. Единственное, что способно изменить этот мир, – это превращение и вас и меня в живое воплощение лучезарной тайны Единого. Говоря о Едином, мы говорим об «Одном без чего бы то ни было» – о недвойственном и неразделенном. Когда остается «Одно без чего бы то ни было», приходит Любовь.
Мы должны подняться на такую ступень сознания, когда личность естественно и спонтанно становится воплощением исключительно чистых побуждений. Это значит, что прятать нечего, секретов нет и ты ничем не обладаешь. Когда личность прояснена, существует лишь Абсолют.
Вопрос: Ты считаешь, что процесс очищения личности, «отладка механизма», может быть когда-нибудь завершен?
Эндрю: Знаете, я думаю, что девяносто девять процентов духовной практики – это очищение своих побуждений. По мере того как мы пытаемся воплотить в себе «Одно без чего бы то ни было», мы осознаем разрушительную природу своего бессмысленного стремления к самоутверждению. Мы видим, сколько в нас гордыни и насколько агрессивно наше непомерное желание быть чем-то особенным. Мы понимаем, что любая претензия на уникальность ведет к самоизоляции. Подлинная духовная трансформация возможна лишь тогда, когда мы стремимся к ней не ради самих себя. Поэтому необходимо делать все возможное, чтобы очиститься от темных эгоистических побуждений. Во всем, что мы делаем, должно проявляться наше желание целостности.
Видите, когда мы доходим до этого места, когда поднимаемся на такую ступень, наши действия перестают марать наше просветленное сознание. Тогда уже ничто не может исказить отраженную в нашем сердце и разуме Тайну. Это значит «отладить механизм».
Вопрос: Из того, что ты говоришь, можно сделать следующий вывод: у просветления есть некие степени…
Эндрю: Можно по-всякому ответить на твой вопрос. Во первых – степени есть не у просветления, а у непросветленности. Если посмотреть с такой точки зрения, то мы двигаемся к просветлению по мере того, как уменьшается наше неведение. Когда неведения не остается совсем (если такое вообще возможно), можно сказать, что человек полностью просветлен. Утверждать, что у просветления есть степени, – значит уклоняться от истины.
Представь себе яркое солнце. Оно ослепительно, его ничто не может коснуться. Теперь представь себе залепленное грязью зеркало. Оно вообще не отражает солнечный свет, поскольку сплошь покрыто засохшей коркой. Когда ты смотришь на себя в такое зеркало, все, что ты видишь, – это грязь. И вдруг происходит нечто поистине чудесное. В зеркало бьет молния, и часть грязи отваливается. Теперь это зеркало в какой-то степени отражает солнце. Ты видишь свет и сознаешь, что это свет Абсолюта, который пребывает внутри тебя. Потом тебе попадается другое покрытое грязью зеркало, в которое ударили уже две молнии и в результате оно очистилось на треть. Ты говоришь «О Господи! Ведь свет гораздо ярче, чем мне казалось!» Потом ты спотыкаешься о третье зеркало, на которое обрушились сразу три молнии. Это зеркало чисто на две трети, отраженный им свет почти непереносим для твоих глаз. Наконец ты находишь зеркало, принявшее удары стольких молний, что с него отвалилась практически вся грязь, за исключением нескольких маленьких пылинок. Зеркало сияет, и все-таки оставшиеся на нем пылинки отбрасывают некую слабую тень. Когда зеркало абсолютно чисто, когда на нем нет ни одной пылинки, яркий солнечный свет не затемняется ничем.
В сущности, свет, отражаемый всеми зеркалами, один и тот же. Что касается нас, то мы способны воспринять этот свет полностью, во всей его первозданной чистоте, только если ни одна пылинка не создает тени.
8. Запредельный вызов
Эндрю: Представь, ты выясняешь, что твой учитель – поистине просветленный человек. Что ты будешь с этим делать? Ты сам себе создал проблему. Каково это – сознавать, что тебе в глаза смотрит воплощенный Абсолют? Действительно ли ты готов навсегда исчезнуть в сияющем ореоле его величия? Хватит ли у тебя смелости отрешиться от страхов и желаний собственного эго и целиком отдать себя в руки учителя?
Или же наоборот – ты обнаруживаешь, что твой учитель, как бы это выразиться… ну, не совсем настоящий. Ты понимаешь, что он не настолько чист, как тебе хотелось бы. Не появляется ли у тебя соблазн прикрыть его несовершенством срам своих собственных эгоистических побуждений? Теперь ты можешь, якобы «с чистой совестью», вильнуть, повернуться задом к Абсолюту, найти убежище в цинизме.
Моя точка зрения такова: вопрос о том, каков учитель, в действительности не слишком важен. В конце концов, ты сам несешь ответственность за свой духовный потенциал.
Вопрос: Значит, не важно, каков учитель? Каждый отвечает сам за себя?
Эндрю: Конечно, важно, каков учитель. То, о чем мы сейчас говорим, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Видишь ли, немногие из тех, кто ищет просветления, ищут его на самом деле. Да, есть люди, которые, говоря о просветлении, подразумевают радикальную духовную трансформацию. Зато все остальные озабочены лишь тем, чтобы снять с себя всякую ответственность за собственное незавидное положение. С какой стати они пойдут к тому, кто не испытывает к ним ни малейшей жалости, кто собирается оставить их один на один с беспредельным, – к тому, кто рано или поздно заставит их взглянуть в лицо Абсолюту? Зачем им тот, кто способен убить их эго? Но ведь гибель эго – это единственная стоящая награда на духовном пути. Домогаться такой награды – не в игрушки играть. Это максимум того, что способен вынести человек. Да, многие только о том и говорят, что они хотят быть свободными, однако, когда выясняется, какую цену придется за это платить, все они тут же идут на попятную, оправдываясь: «Но я же не знал, насколько все масштабно!» Как говорил великий Джидду Кришнамурти: «Если бы ты знал, что это такое, ты бы не дотронулся до этого даже десятиметровой жердью».
Вопрос: Должен признать, что смерть эго меня не слишком прельщает.
Эндрю: Тем не менее такова моя позиция. Когда до людей доходит, насколько в действительности велико то, что они называют просветлением, у них пропадает к этому всякий интерес. Наиболее утомительная часть моей деятельности – раз за разом вынуждать так называемых духовных искателей взглянуть в лицо абсолютному измерению жизни. И по большей части, как только они понимают, что пришла пора отвечать за свои слова, что тут действительно можно остаться без эго… в общем, оказывается, что для них это слишком.
Да, я призываю людей пройти свой путь до конца. Я говорю им о том, что они должны реализовать весь свой духовный потенциал ради чего-то такого, что несоизмеримо с их представлениями о собственных возможностях. В этом сила моего учения. Как я уже упоминал, люди, по большей части, боятся заходить так далеко. И все-таки у меня нет выбора. Потому что духовный учитель может добиться радикальной духовной трансформации пришедшего к нему человека только в том случае, если этот человек будет дерзок, смел, если он проявит достаточно отваги, чтобы действительно шагнуть в бездну. Ничто и никогда не изменится в нашем сонном, больном, соблазненном и отравленном эгоистическими страхами и желаниями мире до тех пор, пока кто-то не скажет: «Да, я ТАКОЙ, и я готов принять на себя эту ответственность». Духовный учитель должен быть поистине идеалистом. Ведь ему в одиночку приходится противостоять индивидуальному и коллективному эгоизму. Если духовный учитель способен на это, если он отрешен от собственного эго, тогда рано или поздно просветление детонирует, оно взорвет наш мир. Когда душа капитулирует перед Абсолютом, она принимает на себя единственное неизменное обязательство – она становится катализатором для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать. Зачем? Ради всех и каждого, ради того, чтобы прямо здесь и сейчас этот мир подвергся радикальной, революционной трансформации.