Цонкапа - Руководство к этапам пути пробуждения

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9909
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Цонкапа - Руководство к этапам пути пробуждения

Сообщение 04 дек 2023, 18:28

Энергия мудрости. Основы буддийского учения
Лама Тубтен Сопа Ринпоче

Лама Тубтен Сопа Ринпоче родился в 1946 году у подножия горы Эверест. Из окон родительского дома он мог видеть горный склон и Лаудо, где находилась пещера покойного отшельника Лаудо-ламы. Когда ребёнок заговорил, он первым делом заявил, что пещера принадлежит ему и сам он – не кто иной, как реинкарнация Лаудо-ламы. Также он утверждал, что хочет только одного – посвятить свою жизнь медитации. Когда мальчику шел пятый год, живший по соседству йогин-ньингма-пинец Нгаванг Самтен устроил ему публичный экзамен. После того как мальчик безошибочно опознал все личные вещи Лаудо-ламы и прошёл другие строгие тесты, он был официально объявлен подлинным перерождением отшельника.
... В марте 1984 года лама Еше покинул этот мир, а 12 февраля 1985 года в Гранаде, Испания, в семье испанских учеников лам родился мальчик Осэл Хита Торрес, признанный впоследствии перерождением ламы Еше и известный теперь как лама Осэл. Яркий жизненный путь ламы Еше и история поисков его перерождения увлекательно описаны в книге Вики Маккензи «Реинкарнация».


Часть первая. Вступление на духовный путь

1. Предназначение медитации
Множество людей во всём мире проявляют большой интерес к медитации. Их влечение к этой духовной практике искренне и неподдельно. В то же время среди огромного количества людей, увлечённых медитацией, лишь немногие по-настоящему понимают, в чём её истинное предназначение.
Следует также упомянуть о том, что некоторые дети сохранили отчётливые воспоминания о своей прошлой жизни. Они могут рассказать, где они родились в прошлом воплощении, как прожили прежнюю жизнь, и сообщить прочие факты, а также узнают прежних друзей и принадлежавшие им ранее вещи. Подобные случаи выдерживают критическую проверку и являются любопытным материалом для любого исследователя, заинтересованного в беспристрастном изучении этого явления.

Должным образом используя своё человеческое рождение и укрощая свой ум, мы сможем полностью искоренить страдание. применение действенного средства способно прервать этот непроизвольный цикл. Мы сможем навсегда избавиться от страданий и неудовлетворённости.
Если мы никогда не занимались духовной практикой, никогда не тренировали и не дисциплинировали свой ум посредством медитации, то наши переживания в процессе умирания могут оказаться весьма устрашающими. Однако для большинства опытных йогинов, практикующих Дхарму, смерть подобна приятному возвращению домой.
Такой человек может смотреть в лицо смерти – а рано или поздно нам всем это предстоит – со спокойным сердцем. В этой жизни мы уже испытали рождение и теперь находимся в процессе необратимого старения. На всех нас неотвратимо наступает смерть, и если наша духовная практика поможет нам встретить неизбежное со спокойным сердцем, то уже одно это делает её исключительно полезной, хотя у медитации есть и другие, гораздо более возвышенные цели.
Наша практика медитации, развития сознания не должна быть пассивной. В стремлении разорвать оковы страдания нам не пристало слепо верить всему, что говорят другие, пусть даже и великие учителя. Скорее, мы должны использовать свой интеллект, чтобы удостовериться, является ли предлагаемый способ действенным.

2. С чего начать изучение Дхармы

Некоторые люди думают, что путь, лежащий перед ними, бесконечно долог, впадают в отчаяние. Это так типично для человека: не замечать того, что у него прямо перед глазами! Если при встрече с Дхармой у вас хватает мудрости слушать учение непредвзято, с ясным пониманием его смысла, – ваше сердце мгновенно откликнется. Вы узнаете нечто новое, нечто более глубокое о себе и об окружающем мире, и это открытие качественно изменит ваши мысли. Если вы получите и усвоите учение утром, то уже к обеду почувствуете на себе какие-то результаты. Поэтому вам не стоит уныло думать, что серьёзные достижения возможны лишь в далёком будущем.
Раз вам так крупно повезло, что вы встретились с мудростью Дхармы, вы не должны лениться в своей практике. Экспериментируйте с полученными учениями и решайте сами. Если вы будете делать это добросовестно и непредвзято, вам будет легко достичь освобождения. Всё зависит от того, сколько у вас осознанности. вы должны всегда проверять, как учения вписываются в контекст вашей повседневной жизни. Если вы искренне стараетесь осуществлять полученные учения в своём сознании, проводя непрерывные внутренние эксперименты с усвоенным материалом, тогда доктрина и философия могут принести вам огромную пользу. Чем больше нового вы узнаёте, тем больше пользы получаете.
Сила нашего интеллектуального цепляния лишь отражает глубину этого подсознательного заблуждения – веры в то, что интенсивное накопление информации способно обеспечить безопасность, принести свободу и счастье.
При постижении учений нужно опираться на их самостоятельное осмысление. Постоянно исследуйте, насколько истинно то, что вам говорят; не хватайтесь за учение лишь из-за своего интеллектуального голода или потому, что какой-то тип в экзотических одеждах усердно вам его внушает. В буддизме нет места менталитету супермаркета с его смутными грёзами.
То, как вы действуете на уровнях тела, речи и ума, гораздо важнее всей совокупности знаний и фактов, что хранятся в вашей памяти, почерпнутые из книг или услышанные от гуру. Ответственность за ваше освобождение и просветление лежит на вас самих. Ваши духовные достижения произрастут из ваших личных качеств, ваших собственных способностей. Эффективность вашей духовной практики зависит исключительно от того, как вы сами распорядитесь тем, чем обладаете, от вашего собственного внутреннего потенциала.
если вы способны применить на практике всё то, что изучаете, результаты не заставят себя долго ждать. Вы мгновенно почувствуете на себе пользу этих учений. Так происходит потому, что даже непродолжительная медитация способна принести ощущение глубокого покоя и умиротворения, а подобное переживание уже само по себе является реализацией, верно? Когда внутри вас покой и тишина, когда вы – воплощение умиротворения, то вы по-настоящему учитесь. Без такого покоя обучение лишь будоражит ваш ум. Внутреннее пространство вашего сознания настолько забито попкорном смятенных мыслей, что в нём нет места для торта Дхармы.
хорошенько вглядитесь в свой ум. Для того чтобы это наблюдение было успешным, вам нужно обрести некоторый контроль над своим сознанием. Именно поэтому дисциплина ума, или власть над умом, жизненно важна для вашей духовной практики. при развитии должной внутренней дисциплины вы сможете раскрыться в позитивном смысле этого слова.
Дисциплина ума означает стремление к обретению совершенной осознанности во всех своих действиях. Постепенно, без излишней спешки вы развязываете узлы ложных концепций, опутывающих ваше сознание, и тем самым освобождаетесь от негативной энергии, которая так долго держала вас в плену. Для того чтобы этот процесс был успешным, не нужны никакие сложные теории. Но что действительно важно – так это прекращение неосознанных действий, когда вы не отдаёте себе отчёта в последствиях собственных поступков.
Некоторые люди полагают, что самодисциплина лишает нас открытости и естественности. На самом деле быть по-настоящему открытым можно лишь тогда, когда вы дисциплинированны. Таким образом, для того чтобы избавиться от скованности и действовать спонтанно и естественно, необходимо обладать дисциплиной, проистекающей из осознавания и мудрости.
Таким образом, развитие осознанности даст вам подлинную спонтанность. Невозможно, однако, развить подобную силу или обрести эту благодатную свободу по мановению руки. Она приходит медленно, очень медленно, ширится и крепнет в вашем сознании и наконец достигает совершенства.
Достигается всё это путём медитации. Если вы целеустремлённы и ясно осознаёте метод достижения поставленной цели, всякое изучение философии и доктрины пойдёт вам на пользу. Чем больше вы узнаёте о том, как и на чём необходимо медитировать, тем эффективнее будет ваша практика. Благодаря такому комплексному, интегрированному усилию ваша жизнь и избранный вами путь духовного развития обретут высший смысл. ключ к переживанию Дхармы – объединение обучения и практики
Поэтому вы должны как можно больше применять свои знания на практике. Без устали, энергично превращайте всё прочитанное и услышанное в осмысленное и содеянное. Это главное, что я хочу до вас донести. ...пребывая в покое медитации, вы сможете прислушаться к своему уму – источнику всей этой бурной деятельности. Вы научитесь действовать с такой степенью осознанности, какая вам раньше и не снилась. Это осознавание приведёт к самоконтролю, который превратит вас из бесправного слуги в полновластного хозяина собственной кармы.
Всё, что для этого требуется, – бдительность.
работайте с каждой жизненной ситуацией, насколько это возможно. Если вы объедините свою повседневную жизнь с Дхармой, вы будете всегда преисполнены энтузиазма. Даже столетним старцем вы будете иметь живой и ясный ум, как у пятнадцатилетнего юнца.
Прошу вас, всеми силами старайтесь жить в мире с самими собой. Старайтесь быть счастливыми. Жизнь в этой стране имеет много преимуществ, используйте же их. Помните, когда вы начнёте отдавать себе полный отчёт в действиях, неусыпно следя за своим телом, речью и умом, вы станете настоящим практиком. Само по себе сидение в позе медитации – ещё не практика. Внутренний рост и развитие – вот подлинная практика. Когда вы на самом деле духовно растёте, вы безошибочно чувствуете это.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9909
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Цонкапа - Руководство к этапам пути пробуждения

Сообщение 01 дек 2024, 05:28

Открытое сердце. Открытый ум. Пробуждение силы сущностной любви - Цокньи Ринпоче

В своей новой книге Цокньи Ринпоче мастерски сплетает воедино глубокие учения о сущностной любви и тонком теле, для того чтобы показать, как преодолеть свои страхи и ограничения и развить присущие нам всем от природы безграничную мудрость и сострадание.

Полностью - тут:
http://loveread.ec/read_book.php?id=65238&p=1

Изображение

Сон и пробуждение
Во сне мы переживаем события, которые не являются настоящими, но кажутся и ощущаются , как настоящие.

Искусность
Безусловно, изменение восприятия потребует усилий. Здесь нет кратчайших путей; нет секрета в том, как развить новое, вдохновляющее и заряжающее энергией понимание себя и окружающих нашу жизнь обстоятельств. У нас ушло много времени на то, чтобы выстроить программы, сформировавшие наш образ самих себя как людей ограниченных, травмированных и беспомощных, поэтому потребуется немало времени и усердия в работе над собой, чтобы избавиться от этих образов.
большинство из нас довольны тем, что имеют, что им знакомо, – даже если такая жизнь причиняет им боль. Решение отправиться в неизвестность – отпустить укоренившиеся модели мышления, чувства и способ восприятия, – даже это большинству слишком сложно представить.

Пустотность

Основное значение санскритского слова шунья – «ноль», беспредельное пространство или фон, который позволяет проявится всему, что угодно. означает «пустой» – не в смысле отсутствия чего-либо, а, скорее, в значении основы для всего переживаемого, лежащей вне пределов наших способностей к восприятию с помощью органов чувств, описанию, обозначению или фиксации в виде причёсанной, аккуратной концепции. Может, такие слова, как «непостижимый» или «невыразимый», точнее передадут глубокий смысл этого понятия. Поэтому когда буддисты говорят о пустотности как основе нашего существования, они не имеют в виду, что все мы – ничто, ноль.
Представление о том, что ничего не имеет значения, – весьма упрощённое понимание пустотности. Действительное учение о пустотности подразумевает безгранично открытое пространство, которое даёт возможность всему что угодно появляться, изменяться, исчезать и появляться вновь. Иными словами, основное значение пустотности – «открытость» или «потенциал». На базовом уровне своего существования мы «пусты» или свободны от поддающихся определению характеристик. Мы не охарактеризованы своим прошлым, настоящим или собственными мыслями и предчувствиями о будущем. В нас заложен потенциал испытать абсолютно всё. И это всё также касается мыслей, чувств и физических ощущений.
...«Когда всё это случилось, я потратил много времени просто наблюдая за ощущаемой болью, разочарованием и горечью утраты. И пока я глядел на весь этот огромный ком ощущений, мне пришло в голову разделить его на более мелкие куски.
Работая над собой, я постепенно начал чувствовать – не только в теории, но и на практике, – что я не есть моя боль. Что я – не это разочарование или печаль. Кем бы и чем бы я ни был, я оставался наблюдателем своих мыслей, чувств и сопровождавших их физических ощущений. Безусловно, я чувствовал тяжесть и хотел повернуть время вспять. Но наблюдая за тем, что происходило в моём сознании и теле, я вдруг понял, что во мне есть нечто большее, чем эти переживания, что-то более существенное, нечто более широкое, чистое и прощающее, чего я никогда раньше не испытывал. Открытое пространство, которое просто всё это принимало и отпускало, ничего не персонифицируя и не облекая в слова. Я ощущал его в самом сердце своего существа. »
На самом деле опыт ощущения пустотности не поддаётся словесному описанию. В традиционном буддийском сравнении говорится, что это всё равно, что дать конфету немому человеку. Немой ощущает сладость конфеты, но никому не может описать её вкус.

Упражнение в пустотности

Я бы хотел, чтобы вы прикоснулись к пустотности с помощью практики, которая стала называться «безобъектной шине ». Шине переводится как «спокойствие», «мир», а нэ означает «находиться» или просто «пребывать». На санскрите эта практика называется шаматхой .
основе программам, сводя на нет все попытки отличить реальность от истины.
Существуют разные виды практики шине, или шаматхи. Та, что ближе подходит практическому, нежели теоретическому пониманию пустотности, обычно называется «безобъектной», потому что, в сравнении с другими видами, не требует сосредоточивать внимание на определённом объекте: звуке, запахе или материальном предмете вроде цветка, кристалла или пламени свечи. Некоторые учителя называют эту практику шине, или шаматхи «открытым присутствием», поскольку её смысл состоит в том, чтобы осознавать всё, что с вами происходит – на внешнем и на внутреннем уровнях, – вы просто присутствуете здесь и сейчас.
Аналогичным образом, вам потребуется время, чтобы научиться находиться в состоянии простого, открытого присутствия. На первых порах вы сможете сохранять состояние открытости всего несколько секунд до того, как мысли, эмоции и ощущения начнут всплывать на поверхность и завладеют вашим вниманием. Основное правило – просто подмечать всё, что осознаёте, таким, какое оно есть. Что бы вы ни испытывали, старайтесь это не подавлять. Просто наблюдайте, как мысли и чувства появляются и исчезают, как быстро они возникают и сходят на нет, уступая место новым. Продолжая наблюдение, вы сможете испытать переживание пустотности: широкое, открытое пространство, в котором возможности появляются, объединяются, какое-то время танцуют совместный танец и с поразительной скоростью исчезают. Вы на мгновение прикоснётесь к одному из аспектов своей основополагающей природы, который представляет собой свободу испытывать всё и вся.
Не критикуйте и не осуждайте себя, заметив, что увязываетесь за своими физическими ощущениями, мыслями или эмоциями. Никто не становится буддой за одну ночь. Вместо этого отметьте для себя, что за те несколько секунд вы смогли непосредственно испытать нечто новое, нечто, происходящее здесь и сейчас. Как только мы начнём позволять своим переживаниям появляться и проходить, мы перестанем воспринимать их слишком плотными и весомыми. Они, может, и реальны, но истинны ли они?

Опыт появляется вслед за намерением. Где бы мы ни были, что бы ни делали, единственное, что от нас требуется, – это признать, что мысли, чувства и ощущения – явление естественное. Мы просто распознаём переживаемый опыт и позволяем ему пройти, не пытаясь его опровергнуть или принять. Придерживаясь этого подхода, в конечном счёте мы разовьём способность справляться с ситуациями, обнаружим в себе чувство уверенности.

Ясность

Ясность – это познающий аспект нашей природы и очень простая, базовая способность к осознанности. этот осознающий, аспект нашей переводят как «светоносность», фундаментальную способность проливать свет на собственный опыт, осознавать его.
... я начала понимать, что свет, который искала, и был туннелем, а туннель, в котором застряла, был светом. Единственная разница между ними заключалась в том, каким образом я воспринимала себя и свою ситуацию. Эта ясность радикально изменила мою жизнь. Если я чувствую себя неполноценной, то просто смотрю на возникшие мысли и чувства и вижу, что у меня есть выбор. Я могу им поддаться, а могу просто понаблюдать за ними. А наблюдая за ними, я узнаю больше о себе и о своей способности решать, как реагировать на события в своей жизни».
пустотность и ясность неразделимы. Невозможно отделить пустотность от ясности, как нельзя лишить воду влажности, а огонь – жара. Ваша сущностная природа – природа будды – не просто бесконечна в своей возможности существовать, она к тому же пробуждена и готова проявиться во всевозможных формах вашего жизненного опыта.
Решение – или, другими словами, то самое «как» буддийской практики, – заключается в умении пребывать в состоянии обнажённой осознанности своих мыслей, чувств и ощущений в том виде, в каком они появляются. В буддийской традиции эта лёгкая осознанность означает пребывание в состоянии своей естественной ясности. я усвоил, что именно это и происходит внутри меня всякий раз, когда я сталкиваюсь с ситуацией, которая меня пугает или чем-то беспокоит. Программы могут овладеть мною с такой силой, что вначале я совсем забываю посмотреть . Но в конце концов вспоминаю то, чему меня учили: само наблюдение за опытом уже радикально его трансформирует.


Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9909
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Цонкапа - Руководство к этапам пути пробуждения

Сообщение 13 дек 2024, 10:26

Первое знакомство с ясностью

Для того чтобы узнать, что такое ясность на собственном опыте, рекомендуется сосредоточиваться на дыхании.
Для начала сядьте на стул, подушку для медитации или просто на пол. Проведите пару минут в безобъектной шине, для того чтобы подготовить себя к новому опыту. Затем спокойно переведите своё внимание на дыхание, следя за каждым вдохом и выдохом. Сосредоточившись на дыхании, вы наверняка заметите, как отвлекаетесь на всевозможные мысли, чувства, воспоминания и размышления; даже на физические ощущения. Некоторые из них пройдут быстро и незаметно, часть так и будут вертеться в голове, вызывая другие мысли, чувства, соображения и т. п. Возможно, вас захлестнёт невероятное множество разнообразных внутренних событий, или всем вашим вниманием завладеет необычайно отчётливая цепочка мыслей.
И тут вы вдруг осознаете: «О нет! Мне же нужно концентрироваться на дыхании!».
Этот краткий миг осознания для многих из нас и есть первое знакомство с ясностью: вспышка «полномасштабной» осознанности позволяет идентифицировать мысли, чувства и ощущения, при этом не идентифицируя с ними себя.
Но эти первые мимолётные видения обычно длятся недолго. Как только вы заметите, что отвлеклись на какие-то мысли или ощущения, снова переведите всё внимание на дыхание. Постепенно эти моменты станут более продолжительными, а ясность, распознающая мысли, чувства и ощущения, – намного устойчивее.
Для развития такой устойчивости необходимо время. Когда я впервые начал выполнять это упражнение, меня смутили огромная масса и многообразие собственных мыслей, чувств и взглядов, которые просачивались сквозь мою осознанность и растекались по ней, как вышедшая из берегов река. Я решил, что у меня ничего не получается. Но когда я спросил своих учителей, они заявили, что мой опыт стоит рассматривать не как неудачу, а, наоборот, как показатель успеха: я начинал понимать, сколько всего проходит через мою осознанность и остаётся незамеченным.
Если я продолжу практику, то пойму: хотя всевозможные мысли и эмоции появляются и исчезают, фундаментальная ясность от этого не искажается и не меняется.

... Небо было безоблачным, а озеро – спокойным, с прозрачной, ярко-голубой водой. на следующее утро, он обнаружил, что вода стала мутной и грязной.
Он подошёл к берегу, но не мог понять, что могло стать причиной такой перемены.. Потом он посмотрел на небо и увидел, что оно затянуто тёмными, серыми тучами. В тот самый момент он понял, что цвет туч сказался на цвете озера, но сама вода – как он заметил, присмотревшись повнимательнее, – была по-прежнему чистой и прозрачной.
Изначально присущая нам ясность во многих отношениях похожа на озеро. Кажется, что её «цвет» меняется каждый день или даже каждую минуту, отражая мысли, эмоции и всё то, что происходит на так называемой «поверхности». Неважно, что она отражает, – её сущность от этого не меняется, оставаясь чистой, спокойной и прозрачной.

Мы часто «сжимаем» переживаемый опыт до объёма одной обобщающей концепции.
Когда мы привыкнем обращать свою осознанность внутрь себя, тогда начнём разворачивать эти «сжатые» образы. Содержимое нашей осознанности будет распадаться на более мелкие части так же, как разрываются в ветреный день облака, то тут, то там обнажая ясный небосвод. В результате мы сможем применять метод различения, а не становиться его жертвами. Мы начнём понимать, как наши переживания прошлого могут превращаться в программы настоящего. Мы заметим связь между тем, что видим, и тем, что способны видеть.

Сущностная любовь

Говоря об умении любить себя, я имел в виду процесс, который требует глубокого погружения в собственные переживания для понимания и восстановления связи с качествами открытости и ясности, изначально присущими человеческой природе. Эта открытость и ясность дарит каждому из нас возможность испытать нежную, беспристрастную открытость по отношению к любому живому существу, без условий и без предубеждений.
Вот вам моё понимание тибетского понятия ньинг-дже : это безусловная доброта, мягкость и любовь, которые рождаются из открытости и интеллекта и превращаются в яркий, пылающий огонь, согревающий целый мир. Ньинг-дже –самый точный термин для описания основополагающего стремления нашего сердца открываться без каких-либо условий. Сущностная любовь, наподобие пустотности и ясности, стоит выше всех присваиваемых имён. Её невозможно произвести и нельзя разрушить, потому что она спонтанно рождается из единства пустотности и ясности, которые никем и ничем не созданы. Точнее всего будет описать эту любовь как самое простое ощущение счастья, которое при правильном отношении вырастает в чувство родства со всеми живыми существами.
Чай – это основной ингредиент чая. сущностная любовь – это ключевой «ингредиент» нашей базовой природы.

практика тонглен

наиболее плодотворной практика тонглен будет тогда, когда вам плохо: когда вас наполняет злость, отчаяние, зависть или другие отрицательные эмоции. Эти негативные эмоции и желание от них избавиться послужит нам отправной точкой в практике.
Для начала посвятите пару минут практике безобъектной медитации шине.
Сделайте вдох. Затем выдох.
Позвольте себе ощутить вес переживаемых эмоций.
Постарайтесь осознать, что вы слишком к себе суровы и так или иначе блокируете врождённое ощущение благополучия.
Вдохните всю боль и всё то тёмное, что послужило причиной такого поведения человека , спровоцировавших некую неприятную ситуацию. Представьте её как тяжёлую, тёмную тучу или густой дым.
Выдохните сияние – сущность вашей собственной внутренней искры – и представьте, как оно наполняет уверенностью, светом и «подключает» его к сущностной любви.
Далее сосредоточьтесь на дыхании – с его помощью вы посылаете всё счастье, которое когда-либо испытывали и ощущаете сейчас, всем живым существам, и принимаете при вдохе все их страдания. Выдыхая, представьте, как всё ваше счастье и блага, обретённые в течение жизни, изливаются из вас в форме яркого света. Этот свет достигает каждого существа и растворяется в нём, исполняя все его желания и устраняя боль. Вдыхая, представьте, как боль и страдания всех живых существ в виде густого, чёрного дыма проникают в вас через ноздри и растворяются в вашем сердце. И снова выдыхая, представьте, как их обволакивает и наполняет яркий свет. Вообразите, что все эти бесчисленные существа освобождаются от собственных программ и воссоединяются с сущностной любовью.
Через несколько минут выполнения этой практики погрузитесь в безобъектную медитацию шине, просто позволяя своему уму наблюдать за ощущениями, которые вы в данный момент испытываете.

Бодхичитта
Абсолютная и относительная


Абсолютная бодхичитта – это спонтанное осознавание того, что все живые существа, вне зависимости от того, как они поступают и выглядят, изначально полностью свободны от ограничений, которые программы накладывают на нашу жизнь. Это глубокое и проникновенное видение и понимание природы всего сущего; осознавание того, что, в сущности мы – просветлённые существа.
Человек, развивший в себе абсолютную бодхичитту, видит, что любое существо по своей натуре – пробуждённое существо. При абсолютной бодхичитте и абсолютно пробуждённом сердце различий между субъектом и объектом, собой и другими не существует. Все живые существа спонтанно воспринимаются как совершенные проявления своей естественной природы.

... делясь с другими, ничего не теряете. Сила растёт, когда вы отдаёте.

Обычно наша осознанность перегружена сотнями разных мыслей, чувств и ощущений.
Вместо того чтобы сосредоточиваться на одних и открещиваться от других, представьте их перьями, летящими по ветру. Ветер – это ваша осознанность, врождённая открытость и ясность. Перья – мысли, эмоции, физические ощущения, которые проносятся сквозь вашу осознанность, – не способны причинить вам никакого вреда. Некоторые кажутся приятными, некоторые – не очень, но по сути они всего лишь перья. Посмотрите на них как на невесомые кучерявые пушинки, парящие в воздухе.
Представляя эту картину, начните отождествлять себя с той самой осознанностью, которая наблюдает за перьями, и позвольте им летать и быть такими, какие они есть. Вы принимаете их, не привязываясь и не отмахиваясь. Это простое действие принятия – хоть оно и продлится всего пару секунд – познакомит вас с тем открытым пространством сущностной любви. Это и будет принятием теплоты собственной естественной природы, самого сердца вашего существа.
Это сердце, открытость, ясность начисто лишены «я»: этакий центр без центра, который трудно описать словами. В том смысле, что он не отождествляется с неким определённым существом, живущим в рамках таких-то обстоятельств.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9909
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Цонкапа - Руководство к этапам пути пробуждения

Сообщение 30 дек 2024, 04:14

Полнота внимания

Один из наиболее эффективных методов – практика полноты внимания. Скорее, это набор практик, разработанных для того, чтобы помочь нам раскрыть, или разморозить, разные слои «я», препятствующие ощущению естественной искры, скрытой в самой сердцевине нашего существа.
Относительный ум в период серьёзных трудностей просит помощи и поддержки у более обширной, открытой осознанности, которая «видит» разрешение ситуации, недоступное пониманию нашей повседневной осознанности.
На некотором уровне наш повседневный, или относительный, ум то смутно, то более отчётливо он признаёт существование более открытой, мудрой и тёплой осознанности и ищет её поддержки.
Осознать эту осознанность можно с помощью практики полноты внимания.

Осознанность и внимательность

Этот аспект полноты внимания на тибетском называется шежин «знание собственного осознавания». Шежин является самым центром полноты внимания, бдительным аспектом сознания, с помощью которого мы наблюдаем за самим умом, находящимся в процессе осознавания.

Цель практики полноты внимания

Одна из задач практики полноты внимания – стабилизировать сознание всего лишь наблюдая за своим опытом и избегая суждений и толкований. Можно назвать это состояние чистой и подлинной осознанностью, которая помогает распутать программы, сложившиеся из чувственных ощущений, воспоминаний, мыслей и эмоций, и начать восстанавливать связь со своей естественной искрой.

6
Осознавание тела

Практику полноты внимания в отношении тела, или осознавания тела, нужно начать с простого выражения признательности за то, что мы имеем тело – основополагающую основу всего переживаемого. Практика чем-то напоминает пожатие рук при знакомстве: «Ум, это тело. Тело, это ум. Приятно познакомиться».
Смысл практики осознавания тела в том, чтобы просто дать себе возможность самым непринуждённым образом обратить внимание на материальный аспект нашего существа, избегая при этом его оценки или отождествления с ним.
Элементарная констатация существования этих составляющих нашего опыта способна вызвать расслабленное, «заземлённое» состояние, ощущение того, что мы живём, хотя зачастую этого не осознаём.
Выполняя практику полноты внимания в отношении тела, мы на самом деле берём паузу для того, чтобы по достоинству оценить тот факт, что у нас есть тело. «Вот, оказывается, как это, когда тело находится в состоянии покоя… когда оно движется… когда сидит… стоит… когда я кладу руку на стол». Ваш ум по-настоящему присутствует здесь и сейчас, погружается в состояние обнажённой осознанности, осознания обладания телом, которое покоится или движется, – простого факта существования, о котором многие из нас давным-давно забыли. Факт того, что у нас есть пальцы, может стать источником восхищения и признательности, если мы перестанем судить об их форме или длине.

Сканирование

Спокойно обратите внимание на всё своё тело – от макушки до кончиков пальцев. Не сосредоточивайтесь слишком сильно на какой-либо из частей. Просто уделите внимание каждой из них. Может быть, однажды слово «учтивость» будет использоваться вместо наименования «полнота внимания». Но до тех пор нам нужно добраться до островов недовольства собой и познакомить свой опыт с историями, окружающими этот опыт.

Берём на заметку

Сканирование – один из способов практики. Простое умение замечать детали и отдавать должное способности их подмечать вызывает чувство некой признательности – подтверждение того факта, что я давно не замечал этих вещей.
Вам не потребуется особых усилий для того, чтобы начать что-то замечать. И нет никакой надобности заставлять себя сосредоточиваться на этих вещах. Просто позвольте своему уму коснуться рук, ступней и носа.
Проделайте это в течение минуты.
Приласкайте своё тело вниманием.
Возможно, вы услышите отклик: истории о том, как тело устало, каким стало старым, дряблым, хрупким и болезненным, или в каком нерабочем оно состоянии. Но все эти отзывы только подтверждают, что у вас есть тело, что вы всё ещё олицетворяете собой чудо жизни.
Я встречал людей, которые в силу разных причин оказались прикованными к инвалидной коляске, некоторые из них практически не чувствовали собственного тела. Меня вдохновляет сияние их глаз. Пройдя все испытания, они ощутили вкус победы, подарившей им жизнь. В этом и состоит суть практики полноты внимания: быть благодарным тому факту, что мы живы. Простое осознавание этой истины пробуждает чувство радости, инстинктивное понимание сопричастности другим существам.
Что бы вы ни заметили, просто остановитесь на минуту, – не заостряйте слишком сильно своё внимание на том или ином объекте; это будет происходить постепенно, после того как ваш ум привыкнет к такой работе с внимательностью.

Движение

Ещё один вариант практики полноты внимания в отношении тела – просто наблюдать за движением.Удерживание фокуса на ощущении движения порождает чувство благодарности за саму способность двигаться. Вы также развиваете бдительность и осознанность относительно окружающего пространства, вы естественным образом начинаете ощущать гармонию с окружающей средой: кажется, вы будто танцуете с материальной реальностью.

Форма

«Полнота внимания тела» иногда переводится как «полнота внимания формы» – практика распространения внимательности на все виды форм: на предметы в комнате, на улице, и т. д. По сути, это практика «заземления» в относительной реальности, в которой мы функционируем.
Мы привыкли к несколько размытому зрительному восприятию. В действительности мы не видим кухонный стол так чётко; не очень отчётливо видим свои руки. Они становятся как бы обобщёнными объектами. И как дополнительное средство «заземления» практика осознавания тела – или, говоря в общем, осознавания формы, – предоставляет ещё одну возможность обострить способности нашего восприятия.
. Поначалу будет непросто развить готовность видеть, направить обнажённое осознавание на окружающие объекты. Но со временем эти эксперименты станут даваться всё легче и легче.
И когда у нас начнёт получаться, можно будет расширить это внимание.

Помните о чуде

В детстве мы влюбляемся в чудо жизни. практика осознавания тела – это большой шаг к тому, чтобы снова влюбиться в сущее чудо жизни. Но тотчас у нас это не получится. Необходимо шаг за шагом усваивать пережитый опыт – научиться ходить, прежде чем побежать.
***
Для того чтобы отлепить себя, отделаться от тех самых отложений, что становятся пищей для нашего воображения, необходимо быть внимательными, всё время подмечая склонность отождествлять себя с собственными чувствами, и осознать, что они – всего-навсего аспект переживаемого опыта, а не всё существование целиком. Это базовая практика полноты внимания в отношении чувств, или осознавания чувств. Это метод, с помощью которого мы приободряем тонкое тело и предупреждаем, чтобы оно не поддавалось привычке отождествляться с эмоциями.
Попробуйте попрактиковаться в следующий раз, когда на вас нахлынут сильные эмоции. Скажите себе, что эмоции, которые вы испытываете, – это не всё «я», а только часть вашего опыта, скажите по-доброму, ободряюще, не виня свои чувства и скрывающиеся за их фасадом программы, а даря им пространство для существования в области своего внимания, где бы они могли успокоиться.

Дыхание вазы

дыхание – это физическое выражение тонкой энергии ветра – лунга.
Эта техника называется дыханием вазы и подразумевает дыхание намного более глубокое, чем диафрагмальное дыхание, которому учат на уроках йоги
Техника сама по себе очень проста. Для начала медленно выдохните из себя весь воздух так, чтобы мышцы живота как можно ближе притянулись к позвоночнику. Медленно вдыхая, представьте, что вы проводите воздух вниз до точки, находящейся на расстоянии четырёх пальцев ниже пупка, прямо над лобковой костью. Эта область тела имеет форму наподобие вазы, поэтому техника называется дыханием вазы. сосредоточив на нём внимание, вы заметите, что вдыхаете глубже обычного, и ощутите расширение в области вазы.
Пока вы продолжаете вдыхать воздух и проводить его вниз своим вниманием, ваш лунг постепенно начнёт течь вниз и концентрироваться внизу живота. Задержите дыхание в области вазы всего на несколько секунд – не ждите, пока желание выдохнуть станет нестерпимым, – и снова медленно выдохните.
Вдохните и выдохните три-четыре раза, делая полный выдох и вдыхая воздух до уровня живота – области вазы. После третьего или четвёртого раза попытайтесь задержать часть воздуха после выдыхания – примерно десять процентов – в вазе, тихонько фокусируясь на том, чтобы закрепить часть лунга в его родном месте.
Попробуйте прямо сейчас.
Полностью выдохните и затем, медленно и плавно вдохнув, доведите воздух до области вазы три или четыре раза, а в последний раз, выдыхая, задержите часть воздуха в вазе. Проделайте упражнение в течение десяти минут.
Как ощущения?
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9909
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Цонкапа - Руководство к этапам пути пробуждения

Сообщение 04 янв 2025, 18:24

Трудно поменяться после того, как на протяжении многих лет ты всё делал одним привычным способом. Это всё равно что попытаться развернуть линкор.

Бегущая строка

Сосредоточив внимание на своих мыслях, мы обнаружим, что они похожи на бурный поток суждений, воспоминаний и представлений, – и часто они тесно вплетены в канву наших программ тонкого тела. Работая с тонким телом, мы начинаем создавать небольшой зазор между этими привычными программами, или паттернами, тонкого тела и теми мыслями и формами самоотождествлени «я», которые вслед за ними возникают.
Попробуйте удержать внимание на скорости бегущей строки, подмечая, как быстро приходят и уходят ваши мысли. Смысл в том, что на данном этапе практики вы знакомитесь с деятельностью обычной осознанности, с активностью ума. Просто замечайте всю эту деятельность, не пытаясь её оценивать.
Постепенно переведя внимание на свои мысли, а не на то, как они раздражают, беспокоят или отвлекают, мы удивимся процессу их появления и исчезновения. Мы начнём ценить мыслительный процесс целиком, поражаясь собственной способности вести столь активную умственную деятельность. «Так же, как порождение волн – естественное действие океанов, озёр и рек, – так и мышление есть проявление способности ума производить суждения, воспоминания, фантазии и идеи».
Так же, как осознавание и наблюдение за физическими ощущениями и чувствами, осознавание мышления не требует никакого анализа. Мы просто замечаем: «Вот мысль. Ой, она проходит. А вот ещё одна. И уходит».
Какая бы мысль ни пересекала область вашей осознанности, просто заметьте её.
Пусть она придёт; позвольте ей уйти. Оставьте её, если она не уходит.
А затем перестаньте контролировать этот процесс. Подышите.
И поздравьте себя. Вы только что стали свидетелем своего ума в действии.

Время и расстояние

Самое главное, мы начнём замечать, как между нашими мыслями и умом, осознающим эти мысли, возникает небольшая дистанция. практика осознавания мышления похожа на просмотр кинофильма. На экране разворачивается бурная деятельность, но мы не находимся в самом фильме. Между нами и тем, что мы смотрим, пролегает огромное пространство. Практикуя наблюдения за мыслями, мы на самом деле как раз и ощущаем это расстояние между нашей осознанностью и мыслями. Мы не создаём это пространство – оно всегда там было – мы всего лишь даём себе его увидеть.

Немного попрактиковавшись, мы заметим, как замедляется поток мыслетворчества, становится возможным выделять отдельные мысли.
И всё же, возможно, нам пока не удастся пронаблюдать за каждой возникающей мыслью, а только мельком её увидеть, как будто мы только что упустили поезд или трамвай. Это нормально. Ощущение того, что мы только что упустили мысль, – это знак прогресса, показатель того, что ум оттачивает умение улавливать нюансы своих движений.
Продолжая практиковать, мы сможем улавливать и чётко осознавать каждую появляющуюся мысль. И что ещё важнее, осознавая мысли, мы начнём замечать, как между ними появляются и исчезают небольшие промежутки. Другими словами, наблюдая за мыслями, мы к тому же улавливаем моменты, во время которых мыслей не существует. Эти промежутки развиваются в моменты безмыслия, переживания бдительной осознанности и готовности принимать всё, что возникает и что не возникает. Наш ум превращается в вышколенного швейцара, который стоит по стойке «смирно» у дверей отеля, впускает и выпускает гостей, но не следует за ними внутрь.
Благодаря этой практике мы напрямую воссоединяемся с искрой, которая озаряет наше существо, и приближаемся к раскрытию обширного, безграничного потенциала, являющегося основой не только нашей собственной природы, но и природы самой реальности.
И тем самым мы готовим себя к следующей практике полноты внимания.

Внутреннее пространство

четвёртое применение полноты внимания называется «полнота внимания в отношении Дхармы», что означает поддержание осознанности, направленной на «пространство».
Что это значит?
Некоторые уже познакомились с ощущением пространства через практику осознавания тела, чувств и мыслей – по крайней мере поняли, что эти практики дают возможность ослабить узлы самоотождествлени «я», которые так плотно связывают нас со своими программами. В частности, практика осознавания мышления приводит к тому, что мы начинаем ощущать промежутки времени между мыслями, в течение которых мы абсолютно живы, бдительны и внимательны и при этом свободны от тяжёлого груза историй, которые так любим рассказывать о самих себе, других людях и мире.
Практика осознавания Дхармы позволит продвинуться дальше и испытать глубокое ощущение гостеприимной и радушной открытости и ясности.

Слушая его, я посмотрел в окно и увидел, что облака на самом деле двигались, меняли форму, а некоторые из них полностью растворялись на фоне голубых небес.
Он заметил, куда был обращён мой взгляд. «Да, посмотри, как они меняются. Но пространство за ними ни чуточку не изменилось. Это пространство – как внутренне присущая тебе природа. Оно никогда не меняется. У него нет ни начала, ни конца. По небу мчатся облака, иногда полностью его заволакивая, но пространство остаётся неизменным – в наших сердцах, умах, во всех наших переживаниях».
«Мы просто не привыкли к такому восприятию. Мы видим облака, а не пространство за ними. Замечаем свои мысли, ощущаем чувства, но не видим того пространства, благодаря которому имеем возможность всё это замечать. Мы не понимаем, что появление любых вещей в результате влияния различных условий возможно только потому, что пространство настолько открыто, что позволяет всему возникать, или что единственная причина, по которой они возникают и исчезают, состоит в том, что сама их природа и есть это пространство».
Я поднялся на откос горы и сел, смотря на небо, наблюдая за движением облаков и сравнивая их со своими мыслями. Я видел, как облака появлялись и исчезали. Наблюдал, как приходили и уходили мысли и чувства. Постепенно я начал ощущать лёгкость во всём теле. Мои мысли, чувства, ощущения и представления о себе стали рассеиваться. Я вдруг почувствовал себя таким лёгким, Я чувствовал, как в моём теле и уме заново оживает дремавшая искра. Я больше не воспринимал себя, свои мысли и чувства как «нехорошие». Я ощутил свободу, о которой мечтал с тех пор, как начал курс обучения тулку.
Но опять-таки, это был всего лишь проблеск. Прошло много лет, прежде чем этот проблеск основательно укоренился в моём уме и стал главным принципом моей жизни.

Практика

Суть практики четвёртого основания полноты внимания в том, чтобы смотреть за облака, за суждения о том, что правильно и что нет, что плохо, а что хорошо, и пытаться сосредоточить внимание на открытом пространстве, в котором мнения, желания, злость, страх и надежда возникают как временные, преходящие явления. В этом открытом пространстве обнаруживается ваша истинная природа – открытая, любящая и чуткая к невзгодам, испытываемым людьми в повседневной жизни.
По традиции, перед тем как начать практику осознавания Дхармы, необходимо соблюсти то, что переводится как «три неподвижности»: неподвижность тела, неподвижность ощущений и неподвижность ума. за этими терминами скрываются простые вещи.
Неподвижность тела, например, означает устойчивое положение тела. Идеально прямая осанка удерживает каналы ца открытыми, позволяя лунгу свободно по ним перемещаться и переносить тигле – искры энергии, содержащие в себе вашу жизненную силу. Все ваши органы чувств открыты для восприятия любого опыта.
Неподвижность ощущений имеет прямое отношение к практикам осознавания тела и чувств, с помощью которых мы просто даём себе заметить ощущения, возникающие в физическом и тонком телах; тогда как неподвижность ума означает, что вы позволяете себе быть внимательными и бдительными к мыслям, появляющимся в поле вашей осознанности.
Осознайте свои мысли.
Теперь просто позвольте себе осознать то, что вы осознаёте. Это может быть мысль, ощущение.
Затем направьте внимание внутрь ума –и осознайте, что вы осознаёте мысль, ощущение.
Позвольте себе осознать и заметить мимолётные промежутки между физическими ощущениями, чувствами, мыслями и направьте внимание на пространство между этими «облаками» переживаемого опыта. Возможно, вам удастся мельком заметить тот факт, что между ними нет разделения, нет различий между переживаемым опытом и тем, что переживается.
Пребывайте в том проблеске. Он может продлиться не дольше пары секунд, и привычка разделения вновь даст о себе знать. Не огорчайтесь. Поначалу это случается со всеми. Просто повторите упражнение: осознайте, что осознаёте и перенаправьте внимание вовнутрь.
Проделайте упражнение в течение минуты, а потом отдохните, как отдыхаете после долгого рабочего дня.
Если захотите повторить практику, попробуйте в течение примерно одной минуты посмотреть на промежутки между переживаниями.
Потом отдохните. Отпустите всё. Сделайте перерыв.
Как у вас получилось?
Заметили промежутки?
Увидели пространство между облаками и вокруг них?
Не беспокойтесь, если не получилось. Я сам всё ещё работаю над этим.

Другой метод

Есть другой метод практики осознавания Дхармы,
Просто вдохните, поднимая вверх руки.
Затем резко выдохните, быстро опустив руки.
в момент, когда вы опускаете руки, можно действительно ощутить широту пространства, промежуток, во время которого не существует разделения на переживание и того, кто его переживает, нет чувства весомости, нет суждений. Оставайтесь в том промежутке, пока он длится. Не пытайтесь его силой продлить или удержать. Просто дайте ему появиться; потом отпустите его. Попробуйте ещё раз.

Неудач не бывает

Многие люди признаются, что тот промежуток, который они видят в течение нескольких секунд пребывания в пространстве, быстро заполняется мыслями, чувствами и физическими ощущениями.
Мы должны помнить, что весь процесс выстраивания программ и формирования самоотождествлени «я» занял немало времени, и его невозможно обернуть вспять за одну, за сто и даже за тысячи сессий. Аналогично этому, практика осознавания Дхармы – процесс постепенный. Сначала вы научитесь удерживать бдительность и внимание в течение всего нескольких секунд до появления первого отвлекающего фактора. Вся суть в том, чтобы позволить себе осознавать всё, что появляется и пересекает поле вашей осознанности, таким, какое оно есть. Не концентрируйтесь на мыслях, чувствах и ощущениях. Но и не пытайтесь подавить их. Просто наблюдайте, как они приходят и уходят. В этом пространстве может появляться всё, что угодно. Мысли, чувства и ощущения подобны птицам, парящим в небе, на котором не остаётся и следа от их полёта.
Пусть себе летят. Пусть появляются и исчезают без следа. Позвольте себе стать этим пространством, которое приветствует любое переживание, не оценивая его. В конце концов, оно – это и есть вы.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9909
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Цонкапа - Руководство к этапам пути пробуждения

Сообщение 22 янв 2025, 03:32

12
Сплочённость

Практика полноты внимания випашьяна , лхагтонг . переводятся как «ясное видение» или «видение вещей в их истинной природе». оба перевода были сокращены до одного слова прозрение . Это понятие вызывает у меня в памяти образ отца, поворачивающего руки ладонями внутрь, чтобы продемонстрировать способность ума смотреть на самого себя. В ходе этого процесса мы начинаем переживать пустотность на опыте, а не оперировать ею как интересной и поучительной концепцией.
Только начав практиковать полноту внимания, мы просто всё замечаем. В каком-то смысле мы уподобляемся хозяину магазина, производящему учёт товара: «Это есть, это есть, этого нет, это есть». Разве что мы замечаем всё это мягче.
По ходу этого простого действия с нами начинает происходить невероятная трансформация. Медленно, но верно мы отпускаем привязанности и зацикленности, которые заставляют нас отождествлять себя с различными программами. Направляя внимание на мысли, чувства и физические ощущения, мы кроме того тренируем свою осознанность, что даёт нам возможность мельком увидеть промежутки и ощутить фон пространства, на котором появляются разнообразные облака наших мыслей, чувств и физических ощущений.

Глубокое переживание

Однако если мы привнесём прозрение в свою практику, то погрузимся в более глубокий процесс трансформации, вступив в диалог со своим опытом.
Например, заметив напряжение в физическом теле, мы можем мысленно начать разбивать его на составные части. Можно посмотреть на тело как на устройство, состоящее из маленьких частей, а не как на одну большую массу. А потом проанализировать, что за мысли и эмоции приводят к скованности тела. Мы можем подойти к вопросу по-другому: выделить мысли, вызывающие эмоциональный отклик, который, в свою очередь, проявляется в физических ощущениях. А можно рассмотреть сами эмоции, пронизывающие мысли и провоцирующие физические ощущения.
Какой бы способ для практики полноты внимания мы ни выбрали, так или иначе мы выявим привычные программы: похожие на ком образования из мыслей, чувств и физических ощущений, которые при пристальном рассмотрении оказываются вовсе не таким цельными.
Мы увидим, как программы проявляются и распадаются на фоне пространства. Наблюдая за этим процессом, мы перестанем отождествлять себя с ними. Мы осознаем, что так долго удерживаемые программы вовсе не такие прочные и неизменные. Они не являются неотъемлемой частью нашей концепции «я», а представляют собой, скорее, серию временных, взаимосвязанных событий, вносящих свой вклад в формирование ощущения «я».
Процесс распада привычных программ займёт какое-то время – может, всю жизнь. Это вовсе не означает, что необходимо дистанцироваться от переживаемого опыта или отчитывать себя за вспышки эмоций, приступы сложных умственных или физических ощущений. Скорее, это подразумевает расширение непосредственного переживания того потенциала, из которого возникают программы.

Улыбайтесь своим программам. Приветствуйте их, как приветствуете своего возлюбленного, жену или мужа, соседа или ребёнка, внезапно врывающегося в дверь, когда вы заняты каким-то делом. Вместо того чтобы ворчать, будто вас отвлекли, спокойно, обходительно, по-доброму и с особой игривой нежностью обратите на них внимание: «Привет, дорогая. Добро пожаловать, располагайся. Извини, я не могу тебе сейчас уделить время. Не могу ходить за тобой из комнаты в комнату». Предоставьте им пространство для движения, как они того хотят, осознавая при этом, что они – не вы, а вы – не они.

Випашьяну, или лхагтонг, часто сравнивают с «исследованием» – аналитическим процессом, в ходе которого мы разбиваем переживаемый опыт на части до тех пор, пока не увидим, что он не является полновесным, постоянным или настоящим. Однако это исследование – не интеллектуальный процесс, а экспериментальный, основанный на опыте.

Пространство в теле

Обычно проще всего начать практику «сгруппированной полноты внимания» с осознавания тела. Определите то место в теле, где вы особенно сильно что-то ощущаете. Заметьте это ощущение, позвольте себе стать тотально бдительным по отношению к нему. Затем позвольте себе испытать немного пространства, открытости внутри тела. В поле своей осознанности почувствуйте, как окружающее пространство сливается с телом. Побудьте в переживаемом состоянии.
По мере продвижения в практике слияние внутреннего и внешнего пространства будет создавать ощущение лёгкости, воздушности. Позвольте себе пережить эту лёгкость, представьте, что вы будто перо, увлекаемое ветром, или кружащий в воздухе лист дерева. Эта лёгкость не только успокоит неприятные физические ощущения, но и поможет растворить «клей», который сцепляет конструкцию вашего самоотождествлени «я» с телом, и избавиться от историй, привязывающих вас к застывшему, тяжеловесному ощущению «я».

Эмоциональное пространство

Теперь посмотрите, не вызвано ли это физическое ощущение аспектом тонкого тела. Может быть, ца перекручены или лунг заблокирован. Поэтому уделите пару минут практике осознавания чувств, определяя эмоциональную составляющую своего состояния, разговаривая с каналами и используя дыхание вазы для того, чтобы притянуть лунг в его естественное место и дать ему успокоиться.
Можете начать, попробовав отыскать область, которая немного зажата, и вдохнуть в неё чуточку пространства. Некоторым проще сфокусироваться на средоточии эмоциональной теплоты в самом сердце затем расширить эту искреннюю теплоту, ощутив её во всей груди, и по-настоящему окунуться в безусловную любовь, отпустив всякое «я». Влейте пространство в центр этой области, наполненной чувством.
В то время как я описываю этот способ, на ум приходит образ пластикового пакета с мукой, который когда-то разрешалось проносить в самолёт в ручной клади. Во время полёта пакет вместе с мукой спрессовывался, поскольку из него высасывался весь воздух. Правильно это называется «вакуумная упаковка» . После прилёта вы открывали пакет и снова запускали в него воздух, давая пакету и муке восстановить свой обычный объём.
Точно так же, стараясь впустить в тонкое тело пространство, мы открываем стеснённую часть, освобождая её от сжатости, и, используя вышеописанный метод, вдыхаем в программы ощущение облегчения и освобождения.

Просторный ум

Почти во всех случаях как минимум половина той боли и расстройств, которые мы испытываем, усиливается из-за возбуждённого, застопоренного или аномально расположенного лунга. Поэтому, сконцентрировав лунг на его «домашней территории» или хотя бы рядом с ней, мы сможем почувствовать облегчение; по крайней мере, этого бывает достаточно для того, чтобы отметить влияние ментального фактора на ситуацию: а именно мыслей, уверенных в том, что «это беспокойство – серьёзная вещь», «эта боль настоящая», «мои размышления – неотъемлемая часть меня».
Практикуя осознавание мышления как одну из составляющих группы четырёх практик полноты внимания, мы начнём определять состоятельность мыслей.
В поле нашей осознанности вертится огромное количество мыслей, которые в результате неприятного или травмирующего опыта оставляют осадок. Но как только мы станем подвергать сомнению их обоснованность, мы начнём обнаруживать между мыслями те самые промежутки, начнём привносить немного пространства в идеи, которые прежде считали такими внушительными и непроницаемыми.
Углубляя своё познание, мы не только обостряем осознанность, но и пропускаем больше пространства, разбивая любой отдельно взятый опыт на его физическую, эмоциональную и ментальную составляющие, разрушая разные слои и фиксацию на «я», заставляющие нас замыкаться на каком-то определённом чувстве или настроении. Мы становимся добрее к себе, решив по-настоящему проработать программы вместо того, чтобы поддаваться их давлению или пытаться оттолкнуть их подальше. Проявляя по отношению к себе доброту и мягкость, мы шаг за шагом восстанавливаем связь с основополагающей теплотой безусловной любви.

Прекращение исследования

Последний этап в процессе выполнения группы практик полноты внимания состоит в полном прекращении исследования и простом пребывании в открытости и ясности пространства. Достичь этого можно либо направив свою осознанность вовнутрь, на ум, который осознаёт различные аспекты опыта, либо практикуя то упражнение с руками: со вдохом поднимая и с выдохом бросая их на колени, – после чего дать всем мыслям, чувствам и физическим ощущениям просто парить в открытости пространства.
Велика вероятность, что, как только мы прекратим процесс исследования, программы, которые мы преодолевали с помощью обобщённой практики четырёх осознаваний, снова заявят о себе. Дать этим программам вновь возникнуть – это, пожалуй, более тонкий метод «прекращения». Потому как в их следующий визит мы будем уже чуть мудрее и гостеприимнее.
Также велики шансы, что мы уже не будем испытывать такого сильного давления со стороны этих программ. Они могут потерять пять-десять процентов своей мощности, но это только начало. Мы узнали природу программ, и они стали терять над нами контроль, позволяя проявиться нашей внутренней теплоте. Если захотим, мы сможем тут же заново начать процесс исследования (и наверняка удивимся, обнаружив, что напряжение в теле переместилось в другую область) и снова его прекратить. А можно встать, поделать другие дела и вернутся к практике чуть позже.

Разные входы

Кроме того, можно зайти в этот процесс с разных входов, образно говоря. Очевидно, что мысли наподобие «я паникую», «я так разозлился», «мне необходимо успеть сделать это сегодня» являются стимулом к выполнению практики полноты внимания. Итак, мы смотрим на мысль, прибегнув к практике осознавания мышления, анализируем её, проверяя, насколько она достоверна, и отмечаем промежутки. Потом переключаемся на практику осознавания тела, чтобы понять, как эта мысль или цепочка мыслей сказалась на нашем физическом состоянии и в какой именно части тела проявился эффект, – направляя лёгкую осознанность на все мышцы, нервы и т. д. в этой области. После этого мы работаем со своим тонким телом, притягивая лунг вниз из того места, где он мог застояться в сильно перекрученных каналах.
Познакомившись с группой практик полноты внимания поближе, вы поймёте, что сначала легче работать с тонким телом. Почувствуйте, где, как вам кажется, у вас блок. Возможно, вам знакомо ощущение сдавленности в области сердца. Для начала осознайте это ощущение, окружая его тем умным, приветливым теплом, которое практиковали чуть раньше. В то же время привнесите в это место больше пространства.
Вдохните его в это сжатое место. Дыхание – это одновременно физическое и тонкое проявление пространства. Дыхание вызывает ощущение открытости и расслабленности, позволяющее внутреннему теплу расшириться, так же, как воздух раздувает из маленького, блёклого огонька бушующее, жаркое пламя.

Постепенность

В большинстве случаев программы, которые мы выстраивали в течение всей жизни – и которые во многом поддерживались культурной средой, глубоко укоренившейся в каждом из нас, – не разрушатся за одну, десять или сотню сессий практики. Потребуются годы усиленной работы для того, чтобы развить превосходящую интеллект мудрость, которая просто и чётко видит преходящую, пластичную природу программ. Кроме того, важно помнить, что наш опыт обусловлен множеством разнообразных программ, поэтому на их распутывание уйдёт какое-то время.
Я призываю вас не критиковать себя, если вы не ощущаете немедленных результатов; ловите себя на том, что полностью погрузились в мыслительный процесс, поддаётесь эмоциям или не можете даже на полсекунды увидеть пространство. Ваше намерение практиковать, восстановить связь со своей внутренней искрой уже само по себе – колоссальный подвиг. В определённой степени вы приняли решение пробудиться, и это решение будет служить вам проводником в непростые времена.
Я также советую вам не торопиться. Все те потрясающие учителя, руководившие моими первыми шагами в практике полноты внимания, говорили, что самый эффективный подход для начинающего – практиковать очень короткими сессиями по многу раз в день. Иначе мне быстро надоест или я разочаруюсь в собственном прогрессе и вообще оставлю все попытки практиковать.
Это наставление можно обобщить фразой Будды: «Капля за каплей наполнят кувшин».
Приступив к практике, не ставьте перед собой возвышенную цель просидеть в медитации двадцать минут. Лучше настройтесь на десять или даже пять минут, используя любой момент, когда вы отметите свою готовность или даже желание сделать перерыв в повседневной рутине и понаблюдать за своим умом вместо того, чтобы снова совершать бегство в страну грёз. Практикуя в режиме «одна капля за раз», вы заметите, как постепенно освобождаетесь от программ, являющихся рассадниками усталости, разочарований, злобы и отчаяния, и откроете в себе неиссякаемый источник ясности, мудрости, покоя и сострадания.
В результате вы обнаружите, что готовы приступить к ещё более глубокому процессу воссоединения со своей внутренней искрой.



13

Когда мы выполняем различные практики полноты внимания и применяем их в совокупности, начинает происходить подлинная трансформация.

Усердие
Название четвёртой парамиты обычно переводится как «упорство», «прилежание», «энергия», «усердие» или иногда «усилие». По сути, усердие означает, что мы с радостью и энтузиазмом отдаёмся практике. Усердие некоторым образом напоминает практику терпения – в том смысле, что мы так же развиваем в себе готовность преодолевать трудности

Концентрация
Пятая парамита называется дхьяной, или самадхи , что переводится как «концентрация» или «сосредоточение». Чаще всего под концентрацией подразумевают вид медитации, хотя глубокий смысл концентрации состоит в том, чтобы дать своему уму пребывать в состоянии открытости, простоты и бдительности.
устойчивое пребывание в абсолютно открытом, пространном внимании – это не ступор; практикуя самадхи, человек может видеть всё, что происходит, не сосредоточиваясь при этом ни на каких определённых вещах.
«Это как видеть отображение в зеркале, однако зеркало такое широкое и устойчивое, что ты можешь видеть всё, что есть в комнате, без предубеждения и предвзятости. Можешь видеть всё, что в ней происходит, не фокусируясь на какой-либо конкретной вещи.
Ты должен доверять пространству, потому что оно всегда здесь. Если будешь сосредоточиваться на феноменах, на проявлениях, которые непостоянны и ежесекундно изменяются, всё время прыгают вокруг, – если доверишься им, тогда будешь всегда как бы вести с ними борьбу.
Поэтому полностью доверяй пространству, в котором появляются все феномены. Будешь доверять – и твои органы чувств будут распахнуты. Ясность и устойчивость сольются воедино».
концентрация – это не попытка на чём-либо сфокусироваться, это пребывание в обширном «нецентрированном центре», из которого ты совершаешь все действия.

Мудрость
... как распознать эту мудрость?
Расслабьтесь. Пусть мысли и чувства приходят и уходят; пребывайте в ясности, возникающей, когда вы просто смотрите, не увлекаясь тем, что видите. Поэтому-то и рекомендуется сначала практиковать полноту внимания и самадхи. Когда вы достигнете состояния спокойствия и готовности, тогда вы созреете для знания и глубокого понимания танца пустоты и проявлений. Как только вы уловите проблеск этого танца, не удерживайте его. Отпусти́те. Как свой первый проблеск сущностной любви.
«Простые люди не обретают свободу, потому что не медитируют» .
У вас уже есть всё, чтобы сделать первый шаг. Пусть вам сейчас кажется, что это совсем крошечный, едва заметный лучик. Но он будет становиться ярче и сильнее с каждым вашим шагом.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9909
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Цонкапа - Руководство к этапам пути пробуждения

Сообщение 23 янв 2025, 08:45

Ален Уоллес. Безмолвие ума. Учение о созерцательном покое Дуджома Лингпы "Суть ваджры"
https://www.youtube.com/watch?v=Nle1YrAOxUo
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература