
4. ПОВЕДЕНИЕ И ГУРУ-ЙОГА
4
.1 ПРИСУТСТВИЕ И ОСОЗНАННОСТЬНе отвлекаться — важная практикаВ каждый миг повседневной жизни очень важно не отвлекаться. Это не то же самое, что мгновенное присутствие, потому что не отвлекаться — значит применять внимание, а мгновенное присутствие не подразумевает никакого внимания. С другой стороны, если вы находитесь в присутствии, объединиться с мгновенным присутствием намного легче. во всем, что делаете, Поначалу вам наверняка покажется трудным непрерывно сохранять внимание: когда начинаешь делать что-то новое, всегда бывает трудно.
Сохранять присутствие — вот что должно стать обязательством, распространяющимся на всю деятельность в вашей повседневной жизни. Это очень важная практика. Если же мы напряжены, то совершаем много ошибок из-за того, что отвлекаемся. основное — научиться применять присутствие в повседневной жизни; это основа всех практик для каждого практикующего. Просто старайтесь сохранять осознанность в каждый миг. Это и есть практика. Именно так вы можете начать обнаруживать напряжения и привязанности, которые у вас есть, а затем их освободить.
Применение присутствия и пребывание в состоянии гуру-йогинам нужно найти возможность практиковать в самых разных ситуациях, которые могут возникать день за днем. Однако главное — быть в состоянии гуру-йоги, а это прежде всего значит не отвлекаться, стараться быть в присутствии.
Многие неспособны расслабиться, потому что вечно придают всему слишком большую важность. В этом случае нужно вспомнить знаменитые слова Будды о том, что ничто не существует реально, потому что всё иллюзорно, словно сновидение, приятно оно или неприятно. Каждое событие — это маленький сон, а жизнь — большой сон. если не придавать важности всему происходящему с нами, то мы сможем справиться со всем и всё станет намного легче.
Старайтесь не отвлекаться. Старайтесь постоянно сохранять присутствие. Это самая важная практика, которую вы можете делать.
4.2 ОБЪЕДИНЕНИЕ ГУРУ-ЙОГИ С ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЬЮ
Вот почему существенно важно объединять практику со своей повседневной жизнью. Делать практики час или два часа — не самое главное. Суть в том, чтобы каждый миг времени объединять со своей практикой. Если мы способны объединяться с мгновенным присутствием и быть в нем, то даже звук и движение — это часть нашей собственной энергии. если мы не живем в мире двойственности, наши напряжения исчезают, и тогда мы способны объединить практику со своей повседневной жизнью. это важно, потому что наше состояние не ограничивается только покоем, если мы начинаем это понимать, наши трудности уменьшаются.
мы можем не досадовать на звук , а объединиться с ним, представляя, что слышим звуки, как А или HUM. нам не нужно ничего изменять, мы можем просто объединиться со всеми обстоятельствами своей жизни.
самое важное—сделать практику частью нашей повседневной жизни, всегда помня о гуру-йоге. Поэтому, просыпаясь утром, мы представляем белое А в тигле. лучше произносить А вслух, потому что со звуком визуализация становится более живой. достаточно, проснувшись, сделать выдох, сохраняя присутствие А, расслабиться и остаться в мгновенном присутствии хотя бы на несколько секунд.
Ваджрное дыхание Вы делаете вдох на звук ОМ, задержку на А, а выдох на HUM. Если вы сидите, то на ОМ делаете медленный вдох, на А долгую задержку и на HUM выдох. ваджрное дыхание можно применять в любой момент, например при ходьбе. В этом случае задержка на А делается очень короткой и сразу же — выдох, при этом вы не представляете слоги ОМ, А и HUM, но просто сохраняете присутствие своего дыхания.
Если вы научитесь делать медленный и глубокий выдох, вам будет намного легче быть спокойными, а напряжение уменьшится. Ваджрное дыхание — это способ очищения неблагой кармы, развития ясности и упорядочивания энергии. Это простая практика, но она очень сильная и важная. Делать ее каждый день чрезвычайно полезно,
ОМ A HUM — это сущность всех мантр, символ состояния трех Ваджр просветленных. Объединение трех Ваджр с дыханием также представляет собой в высшей степени сильную разновидность защиты.
Третий завет Гараба ДорджеТретий завет Гараба Дордже — быть уверенными в состоянии освобождения. Если у нас есть знание мгновенного присутствия, мы можем, ничего не принимая и не отвергая (таково поведение спонтанного самосовершенства Самантабхадры), объединить с ним свои тело, речь и ум — всё. Такова и конечная цель практики: полное объединение, которое соответствует четвертому созерцанию в Семде Дзогчена, состоянию лхундруб.
Объединение не означает, что мы что-то изменяем, исправляем: нет ничего, что следовало бы изменять или исправлять. Не означает оно и смешивания методов и практик. Самое важное для объединения — обладать знанием мгновенного присутствия. Если у нас есть эта основа, мы можем применять разные методы понимания сущностного смысла.
Понять, объединяемся мы или нет, можно очень просто, если понаблюдать за своим восприятием. Например, если передо мной лежит книга и у меня есть отдельные понятия: «я» и «книга», это значит, что я пребываю в двойственном видении субъекта и объекта. Если же я нахожусь в мгновенном присутствии, я тоже могу видеть эту книгу, но не так, будто она там, а я здесь: книга — просто часть меня, нет никакой двойственности.
Поэтому в учении Дзогчен говорят: «все видимости—украшения состояния ригпа». Видимости, все они часть нашей потенциальности, поэтому мы можем, не устраняя их, объединять с мгновенным присутствием. Например, хотя я вижу вас всех перед собой, я не думаю, что вы — это не я, а другие люди. .
Обычно, всякий раз, когда появляется желание обладать объектом чувств, мы ощущаем привязанность, но на самом деле мы можем наслаждаться этой замечательной видимостью, и при этом нам необязательно впадать в двойственность. Нам нужно не оценивать всё, что проявляется, как хорошее или плохое, но вместо этого узнавать в нём украшение своего собственного состояния.
4.3.
НОЧНАЯ ПРАКТИКА
Ночная практика связана с гуру-йогой, главной практикой Дзогчена.
В Дзогчен важно объединять ночь со своей практикой, потому что во сне мы проводим половину жизни. Также, поскольку ум остается активным и ночью, мы можем использовать сновидения, чтобы получить важные переживания. Сохранение осознанности в сновидениях может быть действенным методом развития своего знания.
У нас много напряжения и привязанности, потому что мы верим в реальность и важность всего существующего. Хотя Будда объяснял, что всё нереально, у нас всегда есть бесчисленные проблемы, порождаемые привязанностью и напряжениями. многие живут в постоянном страхе: боятся смерти, жизни — чего угодно. Это происходит потому, что мы принимаем свою повседневную жизнь слишком всерьёз. Но, если мы осознавать, что всё существующее в сансарном измерении нереально, страх исчезает.
Будда хотел, чтобы мы поняли: сама жизнь — это большой сон.
Если у вас есть способность сохранять осознанность во сне, то вы можете повлиять на свою жизнь, потому что у вас будет более живое понимание нереальности. Чем более мы привыкаем к практике сновидений и к ночной практике, тем меньше остается у нас напряжений и проблем.
Ночная практика — это самое важное из того, что помогает следовать учению Дзогчен. Ведь днем наша жизнь ограничена материальным измерением. Например, зрение зависит от органов зрения, а потому мы не можем видеть того, что не находится у нас перед глазами. Но во сне всё по-другому. Как и после смерти, в состоянии сновидения сознания чувств уже не зависят от органов чувств. Они приводят в действие психическое тело, у которого нет таких ограничений, как у тела материального. Кроме того, если мы, сохраняя осознанность, выполняем практику во сне, переживания ясности могут проявиться более легко, чем в дневной практике. Самое важное, что ночная практика — это главная практика для подготовки к смерти и состоянию бардо.
Практика сновидений чрезвычайно важна. В особенности же с путем сновидений напрямую связана одна из тантр, которая называется Махамайя. Но в Дзогчен нам необязательно делать специальную практику сновидений: вместо того главное внимание уделяется ночной практике, которая заключается в основном в том, чтобы пребывать в мгновенном присутствии в момент засыпания. Если у нас есть такая способность, то, само собой разумеется, мы будем сохранять осознанность и в сновидениях.
На самом деле корень всех передач — это гуру-йога. То же касается и рушенов и семдзинов.
Вечерняя практика Засыпая, мы должны всю деятельность чувств, в том числе и ума, объединить с состоянием созерцания. Если вам трудно заснуть лучше представлять белое А и тигле в сердце.
ум пребывает в центре тела, потому что главная потенциальность всегда находится в центре, а не на периферии. ум находится в центре, но его «канцелярия» — в голове.
Визуализация белого АМы представляем тигле с белым А во лбу или в сердце. Пока вам не удалось упорядочить свою энергию, перед тем, как лечь спать, старайтесь много раз делать гуру-йогу с белым А и расслабляться. Потом, когда вы ложитесь спать, просто наблюдайте свои мысли. Просто замечайте, как возникают мысли и как они исчезают, когда вы их наблюдаете. Вероятно, сразу же будут приходить другие мысли; снова наблюдайте их и расслабляйтесь, не создавая напряжений, и так вы заснете.
Можно также выполнять эту практику, представляя пятицветный шарик. Сначала вы сосредоточиваетесь на нем, а потом расслабляетесь. Таким образом, заснув, вы будете свободны от оценки своих мыслей и сможете испытать так называемый естественный свет. Это значит, что присутствие продолжается даже после того, как вы заснули. Это состояние длится, пока не начинаются сновидения.
Подготовка к смерти путем пребывания в мгновенном присутствииСтарайтесь всегда делать ночную практику. Если вы хорошо ее освоите, то, когда придет смерть, вы умрете, сохраняя осознанность. Если вы следуете учению и хотите быть практиком, вам нужно очень хорошо представлять себе, как умирать. Некоторые думают, что в момент смерти они сделают практику пова. Если вы способны ее делать, то это, конечно, может быть полезно, но совсем не легко. Это может казаться легким, если вы удобно сидите в своей комнате, но, когда вы будете умирать, у вас будет совсем другое состояние. В тот момент, когда пять чувств растворяются в своей природе, у нас может быть множество ощущений и видений, пока мы не потеряем сознание. Так что гораздо лучше готовиться, выполняя ночную практику при жизни, потому что умирание похоже на засыпание.
Пребывание в момент смерти в состоянии гуру-йоги, в присутствии белого АПребывание в присутствии белого А — это разновидность расслабления. Если вам плохо, но, если вы способны оставаться в мгновенном присутствии, то уже не чувствуете боли. Если вы находитесь в присутствии белого А, в состоянии своей истинной природы, то маловероятно, чтобы страдание смерти помешало вашему мгновенному присутствию. В этом случае можно сохранять непрерывность этого состояния. Если это вам удается, то вы будете пребывать в состоянии естественного света, или бардо дхарматы. Что нужно делать, если вы хотите с помощью практики подготовиться к смерти? Гуру-йогу и ночную практику. Это значит, что ночью вам нужно сохранять присутствие белого А в тигле и расслабляться в этом состоянии, узнавая в нем изначальное состояние. Если вы умеете засыпать именно так, то можете и умереть в состоянии гуру-йоги. Тогда, в момент возникновения пяти светов, если у вас есть опыт тантрийского учения, вы сумеете их узнать. В этих проявлениях нет ничего сверхъестественного. Это несколько напоминает первые лучи зари, когда небо постепенно начинает светлеть.
Помните, звук, свет и лучи — это три изначальные потенциальности всех существ. В состоянии бардо дхарматы наше состояние обнажено, и поэтому потенциальности проявляются с легкостью. Но вряд ли обычные люди смогут осознавать, что происходит, а если и смогут, у них возникнет чувство страха. В «Тибетской книге мертвых» об этой ситуации говорится очень ясно. Те, кто получил передачу и практиковал в течение жизни, могут увидеть проявления самбхогакаи, возникающие благодаря звуку, свету и лучам, в частности проявления мандалы мирных и гневных божеств.
обычные люди не могут их видеть, потому что у них нет соответствующей причины. Для них могут проявляться только звук, свет и лучи. Проявления же самбхогакаи так стремительны и мощны, что в момент их появления очень трудно сохранить присутствие. Это несколько напоминает жуткий звук, который вы слышите, когда поезд влетает в туннель. В этом состоянии ум не действует, но благодаря проявлениям звука, света и лучей, возникают эти видения.
Если мы практики, то, когда возникают проявления самбхогакаи, мы узнаём, что это не что иное, как наш собственный звук, наш собственный свет и наши собственные лучи. Это и есть знаменитая встреча мудрости-матери и мудрости-сына; благодаря их взаимному узнаванию для нас возможна полная реализация. Если же этого не происходит, ум просыпается и начинается бардо становления.
Когда мы учимся сохранять присутствие и уже не подчиняемся мыслям и эмоциям, у нас есть опыт естественного света и мы можем объединить с этим состоянием деятельность ума и свои сновидения. Если нам удается делать практику естественного света и узнавать свое мгновенное присутствие, наши сновидения становятся осознанными. По мере того, как мы продвигаемся в этом направлении, наши сны всё меньше обусловлены кармическими следами и мы делаем быстрые успехи в практике.
Как правило, наши сны связаны с нашими напряжениями, а потому они являются кармическими. если мы достигаем непрерывности присутствия, наши кармические сны уменьшаются, пока наконец не прекращаются полностью, и всё больше сменяются снами ясности. самое главное, что сны ясности связаны с учением и с опытом практики.
Утренняя практикаКогда мы просыпаемся, нам нужно сразу же вернуться к непрерывности присутствия. хороший способ проснуться — это немедленно сделать гуру-йогу. Мы представляем белое А и, если возможно, произносим этот звук, чтобы ощущение было более точным. Мы делаем гуру-йогу, просто побыв хотя бы несколько секунд в присутствии А на вдохе и выдохе. Так мы соединяем ночную и дневную практики.
Расслабьтесь в своей истинной природе, оставаясь в мгновенном присутствии, ничего не изменяя, не рассуждая, не думая, не выполняя никакой конкретной медитации, — просто оставайтесь в своей истинной природе, не отвлекаясь. Если вы естественно находитесь в мгновенном присутствии, то пребываете в состоянии Учителя и Самантабхадры.
Наблюдайте самого себя, когда находитесь в мгновенном присутствии. Тогда проявится ваша мудрость, соединенная с опытом пустоты, ясности и ощущения. Кроме того, вы сумеете узнать три кай в своем собственном состоянии.
Польза практикиЕсли вы выполняете дневную и ночную практики, то сможете объединить с состоянием созерцания всё свое существо — тело, речь и ум, — а также все обстоятельства и сумеете непрерывно продвигаться вперед. Кроме того, вами не будут владеть эмоции, как это происходит обычно, вы также сможете помогать другим. Во снах вам откроется, как протекает ваша практика, углубляется она или нет. Если все ваши представления о повседневной жизни —что хорошо и что плохо — начинают объединяться со снами, это значит, что ваша практика идет успешно. Все переживания в сновидениях становятся полезными для продвижения в практике, пока мы не достигнем состояния дхарматы, своей истинной природы, запредельной заблуждениям.
Те, кто практикует Ати-йогу, всегда объединяют со своим созерцанием и день и ночь. Благодаря этой практике вы можете обрести полную реализацию, не проходя состояния бардо становления. Так сказал Гараб Дордже, вы больше неподвластны никаким эмоциям. В этом случае одна из них, клеша неведение, очищается, становясь мудростью состояния за пределами мышления, и вы пребываете в мгновенном присутствии. Если вы осознаёте, что истинная природа клеши гнев — это ясность, вы проявляете мудрость ясности. В клеше привязанность мы узнаем проявление полного блаженства, и она предстает как мудрость полного блаженства.
Если вы находитесь в состоянии мгновенного присутствия, у вас уже нет обычного видения, определяемого клешами, но вместо того клеши проявляются как чистое видение и мудрость. У вас больше нет причины для проявления клеш — это называется нирваной и соответствует проявлению плода. Подобно солнцу в чистом безоблачном небе все качества самосовершенства, которыми мы обладаем изначально, проявляются сами собой.
Не важно, что написано. Важно, как понято.