№1: http://forum.arimoya.info/forums/Соня-конспекты-интеграции.33/
это потрясающе огромная работа! Восхищение - слишком слабое слово, чтобы выразить свое отношение к проделанному и лично Соне.
Теперь есть возможность познакомиться с книгой даже по отрывку, по выписке, по фрагменту, который показался значимым.
Спасибо огромное!
№2: Соня, я узнала, что Вы прочитали все эти книги за 15 лет. Восхищена Вами!
Мне было бы интересно узнать Ваши личные впечатления от прочитанного в любой книге. Ваши мысли, осознания, результаты практики и как прочитанное повлияло на Вас, что изменило в вашей жизни и т.д.
Это правда интересно, ведь слова живого человека, взявшего такую тонну знаний и поделившегося ими через свою призму восприятия, может иногда дать больше, чем слова автора книги.
А у меня нет слов, чтобы выразить свою благодарность за ваши благородные и щедрые слова.
Но придется кое что задисклеймерить (откосить).
1. Духовник мой строго не благословляет повествовать о своих практиках и опыте. Эта, казалось бы, общеизвестная рекомендация ныне не так чтобы распространена. Как говорил Аристотель, "известное известно немногим".
Можно лишь уточнить: разумеется, не занимаюсь сразу всем в этих дайджестах изложенное. Но все это способствует росту, глубине понимания того, что я прежде знала и того что я делаю.
Сказав это, могу добавить: в общий знаменатель любого духовного продвижения явно (но чаще неявно)включается осознанность (православное - трезвение), одноточечная концентрация (например - на словах произносимой молитвы), переход на иной уровень самосознания
(наблюдатель, высшее Я, временная потеря себя в единении с Богом, "Я и Отец - Одно". "Атман есть Брахман" и пр.)
2. А. Стараюсь избегать собственных рекомендаций. Не раз с удивлением убеждалась: учение, движение, тексты, казавшиеся мне весьма невысокого пошиба, на некоторых их энтузиастов действовали весьма положительно и немало способствовало их духовному росту.
Тут кстати будет добавить следующее:
сплетни саньясыЛегко заметить: при том, что читано немало, в этих выписках трудно найти то, что называется “сплетни саньясы” (которыми, напротив, изобилуют испуганные на эти дайджесты отклики).
Мне глубоко безразлично, насколько справедливо Ошо называют “секс-гуру”, встречался ли Гурджиев с Гитлером, был ли Рерих агентом ЧК, отчего умер ККастанеда, настоящие ли чудеса у Сай Бабы и тому подобное.
Если задним числом можно как-то определить эти выписки, - то акцент в них на том, что может послужить собственному осмыслению, собственной практике; особенно, описаниям одних и тех же практик разными наставниками.
При этом меня мало занимают вопросы типа гоголевского сумасшедшего «А знаете ли, что у алжирского бея под самым носом шишка?»; и часто подмывает ответить словами его начальника: “Что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой?”
Дело в том, что чтение книг - тем более только кратких их них выписок и самых разных направлений и толков - благополучно проводит мимо всех опасностей попадания в какую-то одну секту. (Для поступающего в секту действительно весьма важно, нет ли у его гуру “под самым носом шишки”, ибо иные фишки и шишки гуру вполне могут обернуться шишками на лбу для их последователей)
Как-то подметила: интерес и чувствительность к “сплетням саньясы” часто вызван неспособностью выработать собственный интегративный взгляд на внешне многоразличные религии и учения
и оттого естественным желанием выбрать что-то одно и так избежать “ералаша в голове”.
Что ж, по сути это вполне разумно. И если какое-то их критическое и негативное воззрение мало основательно, - верю в промысел, ведущий каждого: видно, этому человеку данное учение не близко и пока не к чему.
И напротив: немало моих - и не только монашествующих - друзей и знакомых находят в этих выписках много полезного для нового осмысления своего опыта и практики.
Важнее другое. Предпринимаем ли мы самостоятельные осознанные усилия для личностного созревания и роста, или идем “широким путем” большинства (”йога жизни”).
* * *
Есть жизнь молитвенная, или—
Жизнь суетная. Третьей нет.
Деревья день и ночь молились,
Встречая каждой жилкой свет.
Молились зимы, лета, весны,
И звезды в кроны их вплелись.
А люди путались в трех соснах,
Не ведая про выход ввысь.;
/ Зинаида Миркина/
Б. Очень трудно что-то рекомендовать, не зная человека и направления его мыслей.
Хотя бы потому, что как переводчик знаю: одну и ту же идею можно выразить на разных языках, причем всякий раз она будет выглядеть по-разному (перевод идиом, пословиц...) Одно лишь упоминание Бога тут же рассмешит любые буддийские тапочки. Христианин же испуганно отшатнется от утверждения, что "я" существует только в относительном, а не в абсолютном смысле; то есть на самом деле "души нет".
Концепции, мифологемы (способ понимания себя и мира), вероучения, - никак не сводимы одно с другим. Кажущиеся параллели и сходства, как правило, обманчивы. Вполне различные, как лепестки цветка, они сходятся совсем в другом: в мере
их собственного приближения к центру.
Противоречия и несовместимость в словах примиряется в подлинном опыте (хоть большинству продвинутых адептов совершено не интересно, возможен ли перевод уровня достигнутой ими зрелости - на языки других традиций.)
При том что пути, конечно, разные; каждый поднимается на свой холм (быть может, даже гору) своей тропой, и пейзаж по ходу его продвижения открывается совсем отличный от того, что видит взбирающийся на гору другую.
Что же тогда у них общего?!
Высота. Общее - достигнутая высота на том или ином фрагменте их пути.
Можно снова напомнить известную притчу о слоне: хоть опыт ощупывания во мраке слона у каждого из них совершенно разный, -
входят в тесный контакт они - все с
тем же слоном. Просто слон велик и не помещается ни в чьей ладошке.
А вот если ощупывавшие один - хвост, другой - хобот начнут делиться друг с другом впечатлениями,
им легко будет прийти к соглашению, что они говорят об одном и том же. На самом же деле, близкие описания могут говорить о весьма удаленных друг от друга реалиях.
Не важно, что написано. Важно, как понято.