Автор (сам интереснейший человек и серьезный мистик) предпринял нечто (не смею сравнивать, но - ) сходное с моей затеей: собрав воедино значительные (хоть и совершенно разноплановые и разнокачественные) тексты, свидетельствующие об устремлениях человеческого духа, дать почувствовать - сквозь совершенно разные, несопоставимые и несовместимые способы выражения - невыразимое внутренне единсство Того, о чем ведется речь.
Потому он и назвал эту книгу "Бог говорит (Учебник религии)", а не "говорят боги, религии, движения, учения и просто разные люди о совершенно разном". То есть назвал книгу "(Учебник религии)", а не "учебник религий".
В книге собраны наиболее значимые для нас высказывания, произнесенные Лао-Цзы, Кришной, Иисусом Христом, Муххамадом, Бабаджи, Сатья Саи...
Книга задумана, как учебник по религии и будет полезна любому, стремящемуся найти ответы на все важнейшие вопросы бытия.
Содержание
БХАГАВАДГИТА С КОММЕНТАРИЯМИ
Беседа 9. Царственное Знание и Царственная Тайна 46
Беседа 10. Силопроявление 50
Беседа 11. Созерцание Вселенского Образа 53
Беседа 12. Бхакти-йога 59
Беседа 13. “Поле” и “Знающий поле” 61
Беседа 14. Освобождение от трех гун 65
Беседа 15. Постижение Высочайшего Духа 67
Беседа 16. Распознование Божественного и демонического 70
Беседа 17. Троякое разделение веры 72
Беседа 18. Освобождение путем отречения 75
ТРИ АСПЕКТА УЧЕНИЯ КРИШНЫ 83
Этический аспект учения Кришны 83
Об отношении к людям и окружающей среде 83
Об отношении к Творцу 84
Об отношении к своему Пути к Совершенству 85
Онтологический аспект учения Кришны 90
Что такое Бог 90
Что такое человек 93
Психоэнергетический аспект учения Кришны 98
Подготовка тела 99
Подготовительные упражнения с энергетикой тела 99
Покорение ума 100
Описание Атмана и как Его познать 102
Описание Брахмана и постижения Нирваны в Брахмане 103
“Укрепление сознания” 105
Описание Ишвары 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 108
Важнейшие цитаты из “Книги о женах” (11-й книги Махабхараты1 ) 108
Важнейшие цитаты из “Удьйогапарвы” (5-й книги Махабхараты1) 109
Комментарии В.Максимова к “АЛМАЗНОЙ СУТРЕ” 111
“ТАНТРИЧЕСКИЙ МИСТИЦИЗМ ТИБЕТА” — Джон Блофельд .....113
“ПЕЩЕРЫ ДРЕВНИХ НАРОДОВ” — Лобзанг Рампа 116
УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА 119
БОГ-ОТЕЦ 121
ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ И МЫ 123
ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ. МНОГОМЕРНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА 127
СВЯТОЙ ДУХ 129
НЕБО И НЕБЕСА 130
АД И РАЙ 134
ПОКАЯНИЕ 139
ИИСУС ХРИСТОС 144
ИИСУС — О СЕБЕ 152
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА 154
СВОБОДА ВОЛИ 160
СУДЬБА 164
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 166
О ПЬЯНСТВЕ 168
ТРУД — ИЛИ ПАРАЗИТИЗМ? 168
ЛЮДИ 172
ПАТРИОТИЗМ 174
ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК 176
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ БОЛЕЗНЕЙ 180
МОРАЛЬ И ЭТИКА 186
ЛЮБОВЬ К БОГУ 187
НЕ КРАДИ, НЕ ЛГИ, ПОМОГАЙ ДРУГИМ 189
ЛЮБОВЬ 191
ЛЮБОВЬ И СЕКС 196
БРАК И РАЗВОД 199
НУДИЗМ 200
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА НА ДУХОВНОМ ПУТИ 203
“МЕНЬШИНСТВА” 208
СОСТРАДАНИЕ 209
БОРЬБА СО СВОИМ “Я” 212
МОНАШЕСТВО 215
МЕДИТАТИВНАЯ РАБОТА 218
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ФИЛИППА 222
“ЕВАНГЕЛИЕ ИИСУСА ХРИСТА ЭПОХИ ВОДОЛЕЯ” 277
“КНИГА ИИСУСА” 280
Вступительная статья к книге: М.Экхарт “ПРОПОВЕДИ И РАССУЖДЕНИЯ”—М.В.Сабашникова 286
“ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО”— Раджниш 287
“ОРАНЖЕВАЯ КНИГА”— Раджниш 298
КОРАН И СУННА 299
“ПРОРОК. СОВЕРШЕНСТВО. ПОСЛЕДНЕЕ БОДРСТВОВАНИЕ. ДУША” — Джебран Халиль Джебран 315
“СЕМЬ ДОЛИН.ЧЕТЫРЕ ДОЛИНЫ” — Бахаулла 318
АГНИ-ЙОГА 320
УЧЕНИЕ АГНИ-ЙОГИ 322
Бог 322
Путь к Богу 324
Этика 324
Община 326
Встречи со злом 327
Тяжелая карма 329
Психоэнергетика 331
Исцеление 331
Приближение к Шамбале 334
Божественный Огонь 335
Сердце 338
Утончение сознания 340
“НАУЧНЫЕ ЛЕЧАЩИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ” —Йогананда 342
“ВСЕ ТАЙНЫ” — Артур Кларк 343
УЧЕНИЕ ХУАНА МАТУСА 348
“УЧЕНИЕ ДОНА ХУАНА: ПУТЬ ЗНАНИЯ ИНДЕЙЦЕВ ПЛЕМЕНИ ЯКИ” — Карлос Кастанеда 364
“ИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРОВ С ДОНОМ ХУАНОМ” — Карлос Кастанеда 366
“ПУТЕШЕСТВИЕ В ИКСТЛЭН. ПОСЛЕДНИЕ УРОКИ ДОНА ХУАНА”— Карлос Кастанеда 372
“БЕСЕДЫ О СИЛЕ”— Карлос Кастанеда 378
“ВТОРОЕ КОЛЬЦО СИЛЫ” — Карлос Кастанеда 386
“ДАР ОРЛА” — Карлос Кастанеда 388
“ВНУТРЕННИЙ ОГОНЬ” — Карлос Кастанеда 389
“СИЛА БЕЗМОЛВИЯ” — Карлос Кастанеда 396
КОММЕНТАРИИ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ 397
“ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ” 400
УЧЕНИЕ БАБАДЖИ 404
“БАБАДЖИ НЕПОСТИЖИМЫЙ” 414
САТЬЯ САИ 416
ПРИШЕСТВИЕ САТЬЯ САИ 416
КАКОВ ОН — САТЬЯ САИ 418
ЕГО УЧЕНИЕ..420
“ЖИЗНЬ БХАГАВАНА ШРИ САТЬЯ САИ БАБЫ”
440
“САТЬЯ САИ. СВЯТОЙ И... ПСИХИАТР”— Самуэль Сандвайс 440
“МОЙ ГОСПОДЬ И Я”— Джон Хислоп 448
“САНДЕХА НИВАРИНИ — РАЗРЕШЕНИЕ СОМНЕНИЙ” —Сатья Саи Баба 454
“ПОУЧЕНИЯ” — Сатья Саи Баба 455
“ПРЕМА ВАХИНИ — ПОТОК СВЯТОЙ ЛЮБВИ”— Сатья Саи Баба 458
“БЛАГОВЕСТИЕ САИ БАБЫ” 459
“ПОТОКИ НЕКТАРА САТЬЯ САИ” Шудха Адитья ......461
“БЕСЕДЫ С БХАГАВАНОМ ШРИ САТЬЯ САИ БАБОЙ” — Джон С.Хислоп 462
“ДЖНАНА ВАХИНИ — ПОТОК БОЖЕСТВЕННОЙ МУДРОСТИ”— Сатья Саи 466
“ЙОГА ДЕЙСТВИЯ” — Сатья Саи 467
“САТЬЯ САИ БАБА — ВОПЛОЩЕНИЕ ЛЮБВИ” — П.Мейсон, Р.Ленг 473
ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ НАС БОГ (ОБОБЩАЮЩИЕ КОММЕНТАРИИ) 480
***
БХАГАВАДГИТА
Когда утихает ум, успокоенный упражнениями йоги, когда, созерцая Атманом Атман, человек блаженствует в Атмане,
когда он находит то высокое блаженство, доступное лишь развитому сознанию и лежащее за пределами обычной досягаемости индрий, познав которое, он уже не удалится от Истины,
6:22. и, достигнув это, он не может уже вообразить о чем-либо еще более высоком,
6:23. такое вот расторжение связи со скорбью и должно именоваться йогой. Отдаться этой йоге следует твердо и без колебаний.
6:24. Отбросив с твердой решимостью пустые желания, победив все индрии,
6:25. постепенно успокаивая сознание, — пусть исследует он свою суть — Атман — умом, не разбрасываясь мыслями на что-либо другое.
6:26. Сколько бы тревожный и непостоянный ум ни рассеивался, обуздывай его постоянно и направляй в Атман.
6:27. Высшее счастье ожидает йога, ум которого успокоился и страсти утихли, когда он стал безгрешен и подобен Брахману.
6:28. Кто привел себя в гармонию и сбросил пороки, тот йог легко испытывает беспредельное блаженство от соприкосновения с Брахманом.
6:29. Утвердившийся в йоге видит Атман в каждом существе и все существа — пребывающими в Атмане; всюду он видит одно.
6:30. Кто всюду видит Меня и во Мне видит всё, — того Я никогда не покину, и он никогда не покинет Меня.
6:32. Видящий проявления Атмана во всех существах и через это познавший тождество всего — и приятного и неприятного — тот считается совершенным йогом, о Арджуна.
Арджуна сказал:
6:33. Для этой йоги, которая достигается внутренним равновесием, о Мадхусудана, я не вижу в себя прочного фундамента из-за беспокойности ума.
Благословенный сказал:
6:35. Без сомнения, о мощновооруженный, ум беспокоен и его трудно обуздать. Но его можно покорить постоянным упражнением и бесстрастием.
6:36. Йога трудно достигается человеком, который не постиг свой Атман. Но, кто постиг Атман, тот идет к йоге верным путем, — так полагаю Я.
Попытайся познать во Мне Изначальную Суть всех существ, о Партха! Я — Сознание всех, развивших сознание, Я — великолепие всего прекрасного.
Все они — достойные. Но мудрого Я почитаю подобным Себе. Ведь, сливаясь со своим Атманом, он постигает Меня — свою Высочайшую Цель.
Умиротворенный йогой, не отвлекающийся ни на что другое, пребывающий в постоянном размышлении о Всевышнем человек достигает Высшего Божественного Духа.
кто в час ухода не отклоняется умом и любовью, пребывая в йоге, кто также открывает проход энергии2 между бровями — тот достигает Высшего Божественного Духа.
Замкнув все врата тела3 , заключив ум в сердце, проведя в голову поток энергии Атмана4, утвердившись в твердости йоги,
исполняя мантру Брахмана АУМ1 и осознавая Меня, любой, покидая тело, достигает Высшей Цели.
Кто постоянно думает обо Мне, не мысля ни о чем другом, тот уравновешенный йог, легко достигает Меня.
Мною — в Моем непроявленном виде — проникнут весь этот мир. Все существа имеют корни во Мне, но Я не имею корня в них.
Подобно тому, как могучий ветер, носящийся всюду, пребывает в пространстве, — так и все сущее пребывает во Мне. Попытайся понять это.
Те, которые, устремив свой ум на Меня, постоянно пребывают в преданной устремленности ко Мне, — те более успешны в йоге.
Устреми свои мысли на Меня, погрузи себя как сознание в Меня — воистину, будешь ты жить тогда во Мне.
Но если ты не в состоянии сосредоточить свою мысль твердо на Мне, — пытайся достигнуть Меня упражнениями йоги.
Знания важнее упражнений. Медитация важнее знаний. Но отречение от личной выгоды важнее медитации. Ибо вслед за таким отречением наступает умиротворенность.
Тот, кто не требует ничего от других, кто чист, знающ, бесстрастен, свободен от тревоги, кто отказался от всех начинаний, — тот любящий Меня ученик дорог Мне.
Это тело, именуется “полем”. Того, кто знает его, мудрецы называют “знающим поле”.
Узнай Меня как “Знающего поле” во всех “полях”. Истинное знание “поля”, а также “Знающего поле” — это именуется Мною мудростью
тот, кто, благодаря недомыслию, смотрит на себя как на единственную причину действия, — тот в неразумии своем не видит.
Человек не является телом. Тело — это только временный материальный носитель самого человека. Человек же есть сознание, т.е. осознающая себя энергия. Величина “сгустка” сознания у разных людей может очень значительно различаться: от миниатюрных “зачаточных” размеров — до космических. Это зависит от двух факторов: психогенетического возраста (т.е. возраста души) и интенсивности усилий, совершаемых на духовном Пути.
В эзотерической практике проблема контроля над умом легко разрешается методами раджа-йоги и затем буддхи-йоги. Для этого структуры многомерного организма, относящиеся к верхнему “пузырю восприятия” (верхний дань-тян, чакры сахасрара, аджня и вишудха) следует вначале научиться перемещать в область расположения чакры анахаты (средний дань-тян), а затем и в другие структуры внутри тела и окружающего его биоэнергетического “кокона”. При таких перемещениях мыслительные доминанты разрушаются, ум “затихает” и его индрии отрываются от “земного”.
В дальнейшем, на ступени буддхи-йоги, проблема контроля над умом решается еще более радикально, когда адепт обучается раздельному перемещению высокоразвитых структур верхнего и нижнего “пузырей восприятия” в пределах Брахмана.
При этом, не следует полагать, что такой адепт хоть в какой-либо мере теряет свою интеллектуальную способность. В периоды вне медитаций он продолжает мыслить о “земных” аспектах бытия не менее, а более адекватно. Во время же медитаций его интеллект тоже не “выключается”, а лишь переключается полностью с “земного” — на “неземное”, Божественное.
Еще более высокие стадии решение данной проблемы наступают при полном слиянии сознания с Сознанием Брахмана, а затем и Ишвары с помощью специальных медитативных техник. Тогда интеллект адепта объединяется с Интеллектом Бога.
В.Максимова к “АЛМАЗНОЙ СУТРЕ”[5]
Иллюзию существования “я” создает неправильная, извращенная деятельность ума. Ощущает мир не индивидуум, а сам бесконечный мир ощущает самого себя через бесконечное количество органов чувств.
...Действует не какой-то индивидуум, а сама бесконечность действует на саму себя, изменяя саму себя...
Когда мысли касаются феноменов чувственного мира, они захватываются ими и появляется воспринимающий, появляется “я”, появляются другие личности и отношение к ним.
Когда мышление полностью свободно от чувственного мира, тогда нет мыслящего и мышление осуществляется уже не индивидуальным умом, а разумом самого Будды (Адибудды), Обладателя наивысшей совершенной мудрости, ...собственное мировоззрение такого бодхисаттвы-махасаттвы исчезает, приводя в действие разум Бесконечности.
Когда исчезает штора индивидуального ума, открывается око между бодхисаттвой-махасаттвой и разумом бесконечного мира.
***
“ТАНТРИЧЕСКИЙ МИСТИЦИЗМ ТИБЕТА”
...Существа на самом деле — не существа, но волны бытия. В море мы видим, как волны поднимаются, растут, уменьшаются и исчезают. Мы думаем о них как об отдельных волнах, но мы знаем, что, хотя составляющая волны вода постоянно изменяется, но на самом деле она ни на миг не отделяется от моря.
...Цель буддистов — ...осознанное переживание Единения, которое никогда не прекращается. Это называется Просветлением, а в том смысле, что оно освобождает от последних пут “эго” и необходимости перерождения, — Освобождением. Действительно, когда полное восприятие расцветает “бликом тысячи солнц”, человек становится столь свободным, что ограничение “я и другие” исчезает. Тогда каждый ощущает, что он вмещает в себя всю вселенную, что он и есть вся вселенная. Полное ощущение этого более, чем Богоподобного состояния, как открыли способные мистики, сопровождается необычайным блаженством.
Когда буддисты говорят о нахождении своего истинного “Я”, они подразумевают “не-я”, которое есть всемирное состояние.
Представьте безграничный океан, в котором находятся бесчисленные водные твари. Каждая тварь наполнена морской водой, принадлежащей этому самому океану, и каждая состоит из вещества, которое постепенно густеет или растворяется в зависимости от обстоятельств. При подходящих условиях оно растворяется совсем, и при этом составляющая его вода становится неотличимой от остального океана. Но капельки воды не перестают существовать, все, что теряется, — так это кажущаяся отдельность от океана... Нирвана — это состояние, достигаемое водой в тварях в момент их растворения.
На следующем этапе утончения сознания оно уже погружается в духовное сердце. Последнее представляет собой существующую в тонких планах как бы обширную полость в грудной клетке и является биоэнергетическим органом, ответственным за продуцирование эмоций любви. Умение погружаться концентрацией сознания в свое духовное сердце дает возможность поселиться в мире света и любви.
Покаянной работе нет и не может быть замены. Упование на то, что очиститься от пороков можно через лишь медитативные практики и различные “катарсические” приемы, — ошибка.
Обратим внимание: именно работающие мышцы растут. А неработающие, наоборот, атрофируются. То же самое — и с сознанием: оно растет там, т.е. в той пространственной мерности, где оно работает. Специальная работа, направленная на утончение, освобождение от привязки к материи и на увеличение сознания, называется медитацией.
тело — это “фабрика” по трансформированию энергий. В нем энергия, извлекаемая, прежде всего, из обычной материальной пищи, может стать энергией сознания, души. Именно благодаря этому могут идти процессы качественного и количественного роста индивидуального сознания.
“ЕВАНГЕЛИЕ ИИСУСА ХРИСТА ЭПОХИ ВОДОЛЕЯ”
В любом борении человек обретает силу...
Единственный дьявол, от которого людям следует избавляться, есть “я”, низшее “я” Единственная жертва, которую требует Бог, — эго
Спасение есть лестница от сердца человека к сердцу Бога. ...Человек спасается, когда достигает Божественной жизни, когда становится един с Богом
Нежность — одно из удивительных свойств Бога.
Святой Дух течет через вас, как только вы начинаете осознавать это Его течение. И, по мере того, как Он проходит сквозь вас, каждая клетка ваших тел заряжается новой энергией. Вы — исцелились, омолодились и возродились для новой жизни.
Сознание должно дать разрешение клеткам организма принимать энергию для излечения. Когда сознание сосредоточивается на исцелении и на Святом Духе, тогда “шлюзы” открываются для потока этой энергии к поврежденным или больным местам. ... Святой Дух все время струится сквозь каждый атом пространства
Я хочу помочь вам осознать понятие “сейчас” и передать ощущение “сейчасности” жизни, когда сущность самой жизни все время остается такой же, вне зависимости от времени. Я стремлюсь передать вам ощущение сохраняемой молодости, объединенное с вечно длящимся “сейчас”. Очень большое значение для вас будет иметь осознание того, какая огромная Сила, какая великая Истина могут находиться в вашем распоряжении. Однако для этого вы должны научиться тому, как чувствовать “сейчас”. Когда вы почувствуете “сейчас”..., вы медленно, но верно начнете преобразовывать материальную природу ваших клеток и восстанавливать их духовную природу. Когда придет время, и вы сможете в полной мере осознать наполненность Духом всего вашего организма, каждой его клетки, тогда... вы достигнете такого уровня, что вы действительно будете в состоянии видеть, слышать и чувствовать.
Когда вы живете в “сейчас”, Святой Дух течет через вас и несет вам все, в чем вы нуждаетесь, поскольку это — большая радость для вашего Отца — удовлетворить все ваши нужды и явить вам Царство.
М.Экхарт “ПРОПОВЕДИ И РАССУЖДЕНИЯ”
/Любовь к Богу означает/, что стремление расшириться до принятия в себя Мировой Души должно быть безгранично в нас — так, чтобы разрывалось от него наше ограниченное замкнутое “я”...
Цель — уничтожение своего отдельного “я” в слиянии с “Я” Божественным...
Человек..., “умерший до конца”, становится чистейшим отражением Божества. ...Через него действует Мировая Воля, преследуя мировые цели.
Ад — это состояние души, жившей преходящим, ... она страдает, отлученная от Бога...
Сливая свое “я” с мировым, человек постигает Мировую Волю, как свою.
...Кто достигает отрешенности, чья личная обособленная воля молчит, дух того человека не может желать иного, чем желает Бог.
...Стать из созерцателя Духа живым в Духе.
“Горчичное зерно”1 [86] — РАДЖНИШ
...Грех — это напрасная трата своей жизни, возможностей, потенциала, упущенная возможность вырасти и стать подобным Богу или стать Богом. Грех — это растрата времени....
Ничто не очищает так, как раскаяние, и это — одна из прекраснейших вещей в христианстве.
Просто произнесение слов не поможет, а произнесение их полуискренне тоже не поможет. ...Когда раскаивается все ваше существо, когда все существо трепещет и вы чувствуете каждой порой своей кожи, каждой фиброй,— но теперь вы раскаиваетесь. И вдруг наступает трансформация: прошлое исчезает и проекция в будущее из прошлого тоже исчезает.
Любить означает быть без “эго”!
Только жизнь может дать вам Мудрость, лишь прожив жизнь, совершая ошибки, заблуждаясь и возвращаясь, испытав многие пути, вы становитесь мудрым.
Когда вы примете Целое — вы сами станете Целым: все разделения исчезнут, глубокое молчание поднимется в вас...
Вся жизнь — это подготовка к тому, чтобы быть сознательным в смерти.
“ОРАНЖЕВАЯ КНИГА” [87] — Раджниш
Медитация — это состояние не-ума.
Медитация — это состояние чистого сознания.
Научите себя смеяться, особенно утром.
Танцуя, забудьте о танцоре, центре “эго”, станьте танцем. Танцор должен исчезнуть, остаётся только танец.
Танцуйте так, будто вы влюблены во вселенную. Меня нет, просто есть мир, из которого я ушёл, став прозрачным.
Медитация — это не бегство от жизни; это — бегство в Жизнь.
Молитва — это открытость по отношению к Богу. Слова не важны и не нужны.