2 = 1 Наш поверхностный, обусловленный ум фрагментарен и ограничен, он способен видеть в каждый конкретный момент только одну из сторон, одну из граней того, с чем встречается. Если вы наблюдали за своим умом, то, наверное, замечали, что в какой-либо момент времени у вас присутствует только одна мысль. Потом она сменяется другой и так далее. В каждый конкретный момент времени ум ограничен, то есть находится в рамках какой-либо одной мысли. И эта мысль определяет его восприятие происходящего. А так как любая мысль ограничена, замкнута в самой себе, восприятие ума является фрагментарным, частичным. Но если ум находится в состоянии не-мысли, его восприятие становится целостным. Это и есть ясное видение, понимание. Оно не требует посредничества ума, то есть присутствия каких-либо мыслей. Такое восприятие вне мышления и является истинным пониманием. Попытки выразить это видение, понимание в словах искажают его, делают его частичным, неполным.
Главное — это преодолеть двойственность восприятия ума и увидеть то, что происходит с вами, целостно.
Смотрите на себя с разных сторон. Когда вы видите себя с нескольких противоположных точек зрения одновременно, вы попадаете в положение равновесия. Только в этом состоянии возможно отпустить то, что вы называли своей проблемой, порождающей боль и страдание. Как это ни парадоксально, но страдание так же трудно отпустить, как и удовольствие, потому что ум одинаково привязан к тому и к другому.
...Когда Будда прошел всех возможных учителей, все возможные техники, а потом, полностью обессилев от всех этих ничего ему не давших усилий, привалился к дереву, — с ним случилось Просветление. Именно в состоянии бессилия с ним это произошло. Он уже не надеялся ни на что. Ни на что не надеялся, потому что перебрал всё, что можно: всех учителей, все техники, всё, что может быть. Не на что больше надеяться, и вот он в бессилии привалился к дереву, и это пришло к нему само. Он подошел к границе полного безверия и отсутствия какой-либо надежды. И он эту зону прошел.
Дорога назад, к самому себе начинается с разворота на 180 градусов. Потому что никакой другой разворот не позволяет вернуться. Дорога домой — тяжелая дорога, но и очень радостная одновременно. Общим для всех, идущих к Дому, является то, что они развернулись на 180 градусов и идут, не оглядываясь назад, каждый своей дорогой, но к Единому.
Глава 5. К осознанию себяОбрести истинного хозяина — это значит вспомнить себя, вернуться к себе. Именно это и есть то самое главное, ради чего мы здесь живем.
Жизнь, о дыхании которой я говорил, она так мудра, она так любяща, что ни с чем не может быть сравнима в этом. Она дает шанс, возможность человеку узнать самого себя. И в этом величайшая возможность, в этом величайшее видение — увидеть эту возможность и использовать ее. Всё, что нужно человеку, она дает.
Где та Жизнь? Она везде. Этой Жизнью пропитано всё. Всё, что есть, и есть она. Она есть суть всех вещей. Та Жизнь пронизывает всё, всё, что мы видим, всё, что мы слышим, всё, что мы чувствуем, и всё, чего мы пока не видим, не слышим, не чувствуем. Всё пронизано этим. Она и есть Всё.
Я не знаю, почему некоторые люди так стремятся к Жизни и почему какие-то другие люди совершенно к ней не стремятся.
Та Жизнь — это Жизнь, в которой ты всё время сталкиваешься с неизвестным. Поэтому ум сопротивляется, он не хочет этого, не хочет признать наличие чего-то, что он не может узнать, что он не может планировать, где он не может быть главным. Это самый сложный момент. Это самый основной момент. Жить не зная, не думая.
Я не говорю о том, что я совсем не использую ум. … Я не отрицаю функции ума в этом. Они важны, они необходимы. Я говорю о «Жизни, не думая» в другом смысле.
Поэтому человеку всё время нужно что-то делать. Он сам себя загружает всё время. Когда ум постоянно и непрерывно действует, решая все эти проблемы, которые он же и создал, вы, в конце концов, можете забыть, что есть что-то другое, что вы когда-то что-то вдыхали, что когда-то появлялось что-то другое.
Путь — это как движение по канату. Ты ум и используешь, и в то же время ты его отключаешь. Это движение на границе, это жизнь на границе, движение по канату. Упал в «материальность» — кроме ума, уже ничего нет. Ты решаешь свои технические проблемы очень успешно, но ты уже упал. Упал в «духовность», — тогда вообще непонятно, живешь ты здесь, или не живешь.
Как летает орел? Он летит и машет крыльями, а потом вдруг замирает, крылья расправляются, и он начинает парить кругами. Он не прикладывает никаких сил, никаких усилий, он просто парит. Он находится в каком-то потоке, воздушном потоке и может очень долго парить.
Есть ли у вас крылья? Крылья не появляются просто так. С какой стати у человека появятся крылья, если он никогда не хотел летать? Почувствовать вкус той жизни — это значит почувствовать вкус неизвестности. Ты не знаешь, ты не пытаешься ничего объяснять. Ты просто живешь.
Целостное видение и предназначение человека Познать себя — это значит выйти за пределы ума, но для этого необходимо его очищение. Очищение памяти от той эмоциональной нагрузки, которую несет записанная в клетках мозга информация.
Человека можно сравнить со скрипкой. Сама по себе скрипка, когда она лежит в футляре, это просто набор каких-то струн и дерева определенной формы. Но если ее берет в руки хороший музыкант, и начинает играть прекрасную вещь, то эта скрипка оживает, она начинает звучать. Та скрипка, которая была просто набором каких-то частей, теперь вдруг начинает звучать и становится потрясающей музыкой. Можно ли отделить эту музыку от скрипки, или это становится чем-то единым: скрипка и музыка, которую она издает? Но, когда кончается эта музыка, и музыкант кладет скрипку в футляр, она опять становится просто набором каких-то деревяшек и струн, хотя только что это было что-то потрясающее. Именно в тот момент это стало чем-то единым.
Может ли произойти то же самое и с человеком? Может ли этот инструмент стать таким, чтобы иметь возможность сыграть прекрасную симфонию Вечности, настоящей Любви, Мудрости? Мне представляется, что это является самым важным и самым главным. Это и есть выражение той страсти, которую имеют некоторые люди, пытающиеся выйти за пределы ума. Это и есть страсть к тому, чтобы стать созвучным Великой Мелодии Вечности. Когда человек становится таким инструментом, и его струны могут вибрировать в резонансе с этой Великой Мелодией, тогда он становится одновременно и тем, кто исполняет, и инструментом, и самой этой мелодией.
Что такое электрический ток? Ведь понять суть электрического тока — это понять очень многое. Возможно, человек и есть проводник между тем и этим миром. Проводники бывают разные. Чем характеризуется проводник? Сопротивлением.
Разум — осознание человечества Слушать и слышать — это единственное, что мы можем. Мы можем страстно желать услышать голос и зов Разума. Именно услышать, а не определять или классифицировать его. Можно только страстно желать, и услышать его, будучи внутренне совершенно пустым. Только тогда что-то может проявиться, только в пустоту очищенного ума может войти Разум. Мы можем подготовить себя к этому, но для этого требуется страстное желание. Страстное желание может появиться только тогда, когда ты реально видишь, что происходит в мире и в тебе, как части этого мира.
Увидеть реальность — вот что главное. И страстно захотеть услышать то, что ты не можешь знать, но можешь пережить. … Философ хочет осмыслить свое существование, но эти «смыслы» на несколько лет, на несколько десятилетий.
И тогда он страстно захочет выйти из-под безграничного влияния своего ума. И тогда, может быть, он страстно захочет создать возможность в самом себе для того, чтобы влияние Разума могло войти в него.
От ясного видения к правильному действиюЦелостное видение и есть действие. Посмотрите на человека, имеющего фрагментарное видение. Он совершает очень много всяких действий. Да, мы делаем, мы каждый день что-то делаем. Мы тратим много энергии. Мы много лет что-то делаем. Куда же мы при этом движемся? Что же фактически происходит? Мы движемся чаще всего по кругу, по каким-то циклам. Ясное видение реальности происходящего выражается в правильных действиях и поступках.
...Из этого примера мы можем видеть, что правильное видение исключает очень много ненужных действий и усилий. Видеть что-то правильно — это значит попасть в ту суть жизни, которая является целостной, в которой всё со всем связано.
Вот река. Она течет. Допустим, вы знаете, что течение реки вынесет вас туда, куда вам нужно. У вас есть это видение, и вы знаете, что это действительно так. Если сейчас вы просто войдете в эту воду и расслабитесь, то течение вынесет вас туда, куда вам нужно. У вас при этом есть видение, и вы не действуете активно, вы не пытаетесь грести, прикладывать большие усилия, куда-то плыть и так далее. Вы просто расслабляетесь, и река сама приносит вас туда, куда вам нужно. Другой человек, не имеющий этого видения и считающий, что для того, чтобы ему попасть туда, куда, как ему кажется, нужно, надо преодолеть это течение, преодолеть эту реку. Он будет прикладывать очень много усилий, и ему кажется, что в результате этого он попадет, куда хотел. Но на самом деле он попадет не туда, куда ему было нужно. А вот того, кто имеет правильное видение, само течение принесет туда, куда ему нужно. Но ведь это надо увидеть, и когда человек это видит, тогда ему не нужно суетиться.
Мы видим, что большинство людей не хотят менять своего видения, а просто действуют с большей или меньшей активностью в жестких рамках имеющихся взглядов. Понять, что видение есть действие, возможно только для того, кто готов изменить привычный для него взгляд на жизнь. Правильное видение показывает человеку то, что ему действительно нужно. Он видит это, и при этом он попадает в сферу, где законы жизни совершенно другие. Человеку не нужно прилагать никаких усилий, чтобы получить то, что ему действительно нужно.
Это очень парадоксальный и непривычный взгляд. Немногие люди согласятся с этим. Это взгляд из целостного мира. Если человек имеет целостный взгляд, то он видит, насколько мудра жизнь. Она не требует никаких усилий, чтобы что-то происходило. Такой человек и есть сама жизнь. Он и есть то, что происходит, и тот, с кем это происходит. Требуются ли какие-нибудь усилия от скрипки, на которой играет музыкант? От самой скрипки? Требуются? Струны должны прикладывать какие-нибудь усилия, чтобы получилась мелодия? Скрипка играет. Она издает эти звуки, и с ее стороны не требуется никаких усилий. Она есть такая, какая она есть. И эта великая мелодия исполняется ей такой, какая она есть. А кто является великим музыкантом, который исполняет эту великую мелодию? Это и есть Жизнь. Жизнь — это и музыка, и инструмент, на котором исполняется эта мелодия.
Чтобы выйти на берег этой реки, надо стать другим. Чтобы увидеть эту реку, надо стать другим. Только человек, страстно желающий стать целостным, может увидеть эту реку и войти в нее. Эта река не видна для многих не потому, что они не могут ее увидеть, а потому, что не хотят.
Некоторые люди настолько все разрушили внутри себя, что собрать уже ничего невозможно. Если скрипку взять и шарахнуть об стенку, то проще сделать новую, чем собирать эту. Так вот, некоторые люди находятся в состоянии полной разбитости, и собрать из них что-то целостное уже невозможно. Есть и другие люди, которые просто рассогласованные, их струны не натянуты, какие-то порваны или еще что-то, но всё-таки из них еще можно сделать что-то целостное.
Но не придет тот мастер, который сделает этот прекрасный инструмент. Только сам человек может быть этим мастером. Для этого нужна большая страсть. Страсть стать тем инструментом, на котором может быть исполнена мелодия настоящей жизни.
Человек хочет иметь и привычное, и неизвестное, и то, и другое, а это невозможно. А если приходится выбирать, чем жертвовать, то он пожертвует, скорее всего, неизвестным. Очень много глухих и слепых людей. Они с удовольствием выпьют с вами и поговорят о чём-нибудь, о чём они говорят всегда, но на неизвестное они не откликаются. Они могут делать вид, но на самом деле они не откликаются. Вы хорошо можете увидеть, нужно ли это человеку или не нужно. Если человек становится таким инструментом, который настраивает себя на неизвестные мелодии, он уже не стремится к старому, известному. Сократ сказал: «Как много вещей есть в мире, которые мне не нужны». Но когда ваш инструмент настраивается на не связанное с этим горизонтальным разнообразием, с этим количеством, а настроен на иное качество, то всё это становится как бы одного сорта, и всё это разнообразие становится однообразным.
Трудно объяснить, как можно отказаться от того, чем вы всегда пользовались. Это практически невозможно, если вы не предполагаете и не знаете ничего другого. Нужно почувствовать вкус этого другого. Словами это невозможно сказать. Я могу десять раз сказать: «Попробуйте не думать. Попробуйте сказать, не думая». Но это так и будут слова. Это не происходит сразу. На самом деле это происходит мгновенно, но для того, чтобы к этому прийти, нужно иметь очень большое стремление к жизни в неизвестном. Это состояние незнания. Жить в состоянии незнания… И это же состояние — знание всего. Это состояние вне ума. Поэтому возникновение такого состояния является шоком для ума. А быть в таком состоянии в течение определенного времени очень непросто для человека, привыкшего жить умом. В этом состоянии вы совершенно ничего не знаете и не собираетесь ничего узнавать относительно того, что будет с вами.
..я говорю о видении жизни, в которой полностью отсутствует какое-либо планирование. Об этом можно говорить, но понять это можно только через собственный опыт. Только самому можно прочувствовать, увидеть, услышать, в этом надо находиться. Как объяснить человеку, который никогда не входил в воду, как нужно плавать?
Я уже говорил о глобальных стереотипах, присущих человеческому сознанию. Мне кажется, одним из таких стереотипов является убеждение в необходимости усилий. Возможно, вы обращали внимание на то, что многие, а, может быть, практически все ваши дела проходили в атмосфере усилий. Почему? Если вы убеждены в том, что всё дается только очень большими усилиями, то возникает соответствующая атмосфера. Тогда возникает очень сильное напряжение, идет очень сильный ток. Много энергии расходуется вхолостую.
Не важно, что написано. Важно, как понято.