Осознание - Энтони де Мелло

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9281
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Осознание - Энтони де Мелло

Сообщение 30 дек 2024, 05:49

Махаси Саядо
Развитие прозрения


Описание книги
Предлагаемая книга, написанная известным мастером тхеравады, почтенным Махаси Саядо, посвящена практике медитации прозрения. Подход к пути реализации, излагаемый здесь, является «обнаженным прозрением», при котором практикующие посредством прямого наблюдения видят собственные телесные и ментальные процессы со все возрастающей ясностью как непостоянные, приводящие к страданию и лишенные самости.Основное внимание здесь направлено на стадию, когда после усердной предварительной практики начинают появляться знания прозрения, что ведет к высшему уровню духовного достижения – арахантству.


http://тхеравада.рф/wp-content/uploads/2022/01/saiado_m_razvitie_prozreniia_compressed.pdf

Изображение

Введение
Этот трактат предназначен для тех, кто в своей практике прозрения принял в качестве главного объекта тактильно-телесный процесс движения[3], отчетливо ощущаемый при поднятии и опускании живота[4], Также он предназначен для тех, кто полностью погрузился в процессы [движения] тела и ума, возникающие в шести вратах органов чувств[6], освободился от неуверенности, достиг уверенности и независимости от других в понимании и следовании заветам мастера[7].

I

Метод прозрения вкратце
Есть два вида развития медитации – безмятежность (samatha) и прозрение (vipassana).
избравший чистое прозрение в качестве своей колесницы, должен стараться созерцать тело и ум (nama-rupa).. Однако вначале трудно следовать и четко отмечать все телесные и умственные процессы, непрерывно появляющиеся в шести вратах органов чувств. Поэтому медитирующий должен совершенным образом отмечать процесс прикосновения, воспринимающийся через врата телесной чувствительности. Когда сидят, происходит телесный процесс прикосновения через сидячее положение и посредством осязательной чувствительности в теле. Этот процесс тактильной чувствительности должен отмечаться как «сижу, прикасаюсь…» в соответствующей последовательности. Далее, в животе тактильный процесс телесного движения имеющий своим условием дыхание, постоянно воспринимается как подъем (расширение) и опускание (втягивание) живота. Это тоже следует отмечать как «подъем, опускание…».
Таким образом медитирующий, отмечая тактильно-телесный процесс поднятия и опускания живота, осуществляет наблюдение телесного процесса (rupa), узнавая специфическую природу и т. д. элемента движения. Позже, когда он осуществляет наблюдение ума (nama), а также наблюдение тела и ума (nama-rupa) вместе, он также приходит к узнаванию общих характеристик соответствующих процессов – их непостоянства, подверженности страданию и отсутствия самости.

Но когда он вовлечен в простое отмечание поднятия и опускания живота, а также прочих тактильных процессов, начинают появляться мысли. После того как их отмечают, необходимо снова вернуться к продолжению отмечания тактильных процессов поднятия и опускания живота, главного объекта внимательности в этой практике.

II
Очищение ума
блуждание мыслей также будет периодически появляться между мыслями отмечания объектов медитации. Блуждающие мысли продолжают вмешиваться в его ум, пока он занят развитием практики отмечания. такие блуждающие мысли называются «мешающими мыслями».
Но когда моментальное сосредоточение его ума становится сильнее, мыслительный процесс отмечания становится достаточно сосредоточенным. Таким образом, когда обращаются к объектам отмечания – движению живота, сидению, прикосновению, сгибанию и вытягиванию, видению, слышанию и т. д., эти мысли отмечания появляются, словно бы падая на эти объекты, как бы ударяя их, сталкиваясь с ними снова и снова. Затем, как правило, ум медитирующего больше никуда не убегает. «Убегание» может происходить лишь иногда и очень несущественно, но даже в этом случае медитирующий способен отмечать все эти отклонения мыслей в самом начале. Или же, если быть более точным, он отмечает отклонение мыслей сразу после их возникновения. Затем такое рассеянное мышление успокаивается, как только оно отмечается, и больше не появляется снова. Сразу после этого он также способен возобновить непрерывное отмечание любого объекта, когда последний отчетливо проявляется перед ним. Именно поэтому его ум в это время называется «беспрепятственным».
В это время в нем возникает непрерывная последовательность «сосредоточения ума, длящегося в течение мгновения», направленного на каждый отмечаемый объект. Это называется «очищением ума»[18].
«Это происходит непрерывно, вместе со своим соответствующим объектом» относится к непрерывному потоку мыслей, вступающих в отмечание. После отмечания одного объекта точно так же приступают к другому, непосредственно следующему[19]. И снова, отметив этот объект, обращаются к следующему, и т. д.
«Не преодолевается противоположным» означает, что моментальное сосредоточение в этом непрерывном потоке не подавляется препятствиями ума[20].

III
Очищение воззрения
1. Аналитическое узнавание тела и ума
Достигнув очищения ума и продолжая практику отмечания, медитирующий теперь приближается к следующему аналитическому узнаванию тела и ума: «Поднятие живота является одним процессом; опускание – другим; сидение – другим; прикосновение – другим» и т. д. Таким образом он приближается к узнаванию того, как отличить каждый отмечаемый им телесный процесс. Далее он приходит к следующему пониманию: «Узнавание движения поднятия – это один процесс; узнавание движения опускания – другой». Таким образом он узнает каждое отмечающее действие ума. Затем он приходит к следующему пониманию: «Движение поднятия – это один процесс; узнавание этого – другой. Движение опускания – это один процесс; узнавание этого – другой» и т. д. Таким образом он начинает узнавать то, как отличать каждый телесный и ментальный процесс. Все это узнавание происходит из простого отмечания, а не из рассуждения. То есть это узнавание посредством прямого восприятия, к которому приходят в результате простого отмечания,
Когда это знание приходит к своему созреванию, медитирующий понимает это таким образом: «В момент вдоха имеется просто поднимающееся движение живота и узнавание движения, но помимо этого нет себя; в момент выдоха имеется простое опускающееся движение и узнавание движения, но помимо этого нет себя». Понимая это в данный и другие моменты, он узнает и видит, отмечая это таким образом: «Здесь есть только эта пара: материальный процесс как объект и ментальный процесс его узнавания; и именно с этой парой соотносятся такие термины условного использования, как «существо», «личность» или «душа», «я» или «другой», «мужчина» или «женщина». Однако, кроме этого двойственного процесса, нет никакой отдельной личности или существа, я.

IV Очищение посредством преодоления сомнения

2. Узнавание через различение
Кроме того, появляется множество ментальных образов различной формы. Теперь он понимает: «Сознание возникает в соответствии с каждым объектом, который становится очевидным (явным). Если объект есть, то возникает сознание, если же объекта нет, то сознание не возникает».
Таким образом, из прямого переживания этих отмечаемых объектов, медитирующий постигает все телесные и ментальные процессы прошлого, настоящего и будущего, а также и весь мир, приходя к следующему выводу: «Они точно так же непостоянны, причиняют страдание и лишены самости».

4. Узнавание возникновения и исчезновения: десять искажений прозрения
Когда медитирующий в ходе тренировки отмечания может удерживаться исключительно на текущем процессе тела и ума, не обращая внимания на прошедшие процессы или на будущие, то в результате прозрения ему является [ментальное видение] «сверкающего света».

Кроме того, появляется пять ступеней «восторга», начиная с малого восторга[29] . он приводит к возвышенному ощущению счастья и веселости, наполняя все тело очень сладостным и тонким трепетом. Под влиянием этого практикующему кажется, будто его тело поднимается вверх и повисает в воздухе, не касаясь земли, будто он сидит на воздушной подушке или же будто он периодически всплывает и погружается. Еще возникает очень возвышенное ощущение «счастья», пронизывающее все тело. Под его влиянием становятся очень радостными и уверенными, что «Теперь я счастлив навсегда» или «Теперь я определенно обрел счастье, неведомое до сих пор»,

Также в нем возникает «энергия», которая не слишком расслабленная и не слишком напряженная, но активная и действующая равномерно. Прежде его энергия иногда была расслабленной, и поэтому его одолевали вялость и притупленность и он не мог отмечать объекты обостренно и непрерывно, когда они становились явными, а также и его понимание было не вполне ясным. Тогда как в другое время энергия была слишком напряженной, и поэтому его одолевала возбужденность, с тем же результатом неспособности отмечать остро и т. д. Но теперь, поскольку его энергия активная и действует ровно, преодолевая изъяны вялости, притупленности и возбужденности, он может отмечать объекты обостренно и непрерывно, а его понимание становится совершенно ясным. В нем также возникает устойчивая «невозмутимость», связанная с прозрением, которое является нейтральным по отношению ко всем формациям. После этого его активность отмечания поддерживается без усилий и продолжается сама по себе. Кроме того, при обращении к объектам в нем возникает устойчивая невозмутимость, благодаря которой его ум быстро проникает в наблюдаемые объекты
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература