Осознание - Энтони де Мелло

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9718
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Осознание - Энтони де Мелло

Сообщение 30 дек 2024, 05:49

Махаси Саядо
Развитие прозрения


Описание книги
Предлагаемая книга, написанная известным мастером тхеравады, почтенным Махаси Саядо, посвящена практике медитации прозрения. Подход к пути реализации, излагаемый здесь, является «обнаженным прозрением», при котором практикующие посредством прямого наблюдения видят собственные телесные и ментальные процессы со все возрастающей ясностью как непостоянные, приводящие к страданию и лишенные самости.Основное внимание здесь направлено на стадию, когда после усердной предварительной практики начинают появляться знания прозрения, что ведет к высшему уровню духовного достижения – арахантству.


http://тхеравада.рф/wp-content/uploads/2022/01/saiado_m_razvitie_prozreniia_compressed.pdf

Изображение

Введение
Этот трактат предназначен для тех, кто в своей практике прозрения принял в качестве главного объекта тактильно-телесный процесс движения[3], отчетливо ощущаемый при поднятии и опускании живота[4], Также он предназначен для тех, кто полностью погрузился в процессы [движения] тела и ума, возникающие в шести вратах органов чувств[6], освободился от неуверенности, достиг уверенности и независимости от других в понимании и следовании заветам мастера[7].

I

Метод прозрения вкратце
Есть два вида развития медитации – безмятежность (samatha) и прозрение (vipassana).
избравший чистое прозрение в качестве своей колесницы, должен стараться созерцать тело и ум (nama-rupa).. Однако вначале трудно следовать и четко отмечать все телесные и умственные процессы, непрерывно появляющиеся в шести вратах органов чувств. Поэтому медитирующий должен совершенным образом отмечать процесс прикосновения, воспринимающийся через врата телесной чувствительности. Когда сидят, происходит телесный процесс прикосновения через сидячее положение и посредством осязательной чувствительности в теле. Этот процесс тактильной чувствительности должен отмечаться как «сижу, прикасаюсь…» в соответствующей последовательности. Далее, в животе тактильный процесс телесного движения имеющий своим условием дыхание, постоянно воспринимается как подъем (расширение) и опускание (втягивание) живота. Это тоже следует отмечать как «подъем, опускание…».
Таким образом медитирующий, отмечая тактильно-телесный процесс поднятия и опускания живота, осуществляет наблюдение телесного процесса (rupa), узнавая специфическую природу и т. д. элемента движения. Позже, когда он осуществляет наблюдение ума (nama), а также наблюдение тела и ума (nama-rupa) вместе, он также приходит к узнаванию общих характеристик соответствующих процессов – их непостоянства, подверженности страданию и отсутствия самости.

Но когда он вовлечен в простое отмечание поднятия и опускания живота, а также прочих тактильных процессов, начинают появляться мысли. После того как их отмечают, необходимо снова вернуться к продолжению отмечания тактильных процессов поднятия и опускания живота, главного объекта внимательности в этой практике.

II
Очищение ума
блуждание мыслей также будет периодически появляться между мыслями отмечания объектов медитации. Блуждающие мысли продолжают вмешиваться в его ум, пока он занят развитием практики отмечания. такие блуждающие мысли называются «мешающими мыслями».
Но когда моментальное сосредоточение его ума становится сильнее, мыслительный процесс отмечания становится достаточно сосредоточенным. Таким образом, когда обращаются к объектам отмечания – движению живота, сидению, прикосновению, сгибанию и вытягиванию, видению, слышанию и т. д., эти мысли отмечания появляются, словно бы падая на эти объекты, как бы ударяя их, сталкиваясь с ними снова и снова. Затем, как правило, ум медитирующего больше никуда не убегает. «Убегание» может происходить лишь иногда и очень несущественно, но даже в этом случае медитирующий способен отмечать все эти отклонения мыслей в самом начале. Или же, если быть более точным, он отмечает отклонение мыслей сразу после их возникновения. Затем такое рассеянное мышление успокаивается, как только оно отмечается, и больше не появляется снова. Сразу после этого он также способен возобновить непрерывное отмечание любого объекта, когда последний отчетливо проявляется перед ним. Именно поэтому его ум в это время называется «беспрепятственным».
В это время в нем возникает непрерывная последовательность «сосредоточения ума, длящегося в течение мгновения», направленного на каждый отмечаемый объект. Это называется «очищением ума»[18].
«Это происходит непрерывно, вместе со своим соответствующим объектом» относится к непрерывному потоку мыслей, вступающих в отмечание. После отмечания одного объекта точно так же приступают к другому, непосредственно следующему[19]. И снова, отметив этот объект, обращаются к следующему, и т. д.
«Не преодолевается противоположным» означает, что моментальное сосредоточение в этом непрерывном потоке не подавляется препятствиями ума[20].

III
Очищение воззрения
1. Аналитическое узнавание тела и ума
Достигнув очищения ума и продолжая практику отмечания, медитирующий теперь приближается к следующему аналитическому узнаванию тела и ума: «Поднятие живота является одним процессом; опускание – другим; сидение – другим; прикосновение – другим» и т. д. Таким образом он приближается к узнаванию того, как отличить каждый отмечаемый им телесный процесс. Далее он приходит к следующему пониманию: «Узнавание движения поднятия – это один процесс; узнавание движения опускания – другой». Таким образом он узнает каждое отмечающее действие ума. Затем он приходит к следующему пониманию: «Движение поднятия – это один процесс; узнавание этого – другой. Движение опускания – это один процесс; узнавание этого – другой» и т. д. Таким образом он начинает узнавать то, как отличать каждый телесный и ментальный процесс. Все это узнавание происходит из простого отмечания, а не из рассуждения. То есть это узнавание посредством прямого восприятия, к которому приходят в результате простого отмечания,
Когда это знание приходит к своему созреванию, медитирующий понимает это таким образом: «В момент вдоха имеется просто поднимающееся движение живота и узнавание движения, но помимо этого нет себя; в момент выдоха имеется простое опускающееся движение и узнавание движения, но помимо этого нет себя». Понимая это в данный и другие моменты, он узнает и видит, отмечая это таким образом: «Здесь есть только эта пара: материальный процесс как объект и ментальный процесс его узнавания; и именно с этой парой соотносятся такие термины условного использования, как «существо», «личность» или «душа», «я» или «другой», «мужчина» или «женщина». Однако, кроме этого двойственного процесса, нет никакой отдельной личности или существа, я.

IV Очищение посредством преодоления сомнения

2. Узнавание через различение
Кроме того, появляется множество ментальных образов различной формы. Теперь он понимает: «Сознание возникает в соответствии с каждым объектом, который становится очевидным (явным). Если объект есть, то возникает сознание, если же объекта нет, то сознание не возникает».
Таким образом, из прямого переживания этих отмечаемых объектов, медитирующий постигает все телесные и ментальные процессы прошлого, настоящего и будущего, а также и весь мир, приходя к следующему выводу: «Они точно так же непостоянны, причиняют страдание и лишены самости».

4. Узнавание возникновения и исчезновения: десять искажений прозрения
Когда медитирующий в ходе тренировки отмечания может удерживаться исключительно на текущем процессе тела и ума, не обращая внимания на прошедшие процессы или на будущие, то в результате прозрения ему является [ментальное видение] «сверкающего света».

Кроме того, появляется пять ступеней «восторга», начиная с малого восторга[29] . он приводит к возвышенному ощущению счастья и веселости, наполняя все тело очень сладостным и тонким трепетом. Под влиянием этого практикующему кажется, будто его тело поднимается вверх и повисает в воздухе, не касаясь земли, будто он сидит на воздушной подушке или же будто он периодически всплывает и погружается. Еще возникает очень возвышенное ощущение «счастья», пронизывающее все тело. Под его влиянием становятся очень радостными и уверенными, что «Теперь я счастлив навсегда» или «Теперь я определенно обрел счастье, неведомое до сих пор»,

Также в нем возникает «энергия», которая не слишком расслабленная и не слишком напряженная, но активная и действующая равномерно. Прежде его энергия иногда была расслабленной, и поэтому его одолевали вялость и притупленность и он не мог отмечать объекты обостренно и непрерывно, когда они становились явными, а также и его понимание было не вполне ясным. Тогда как в другое время энергия была слишком напряженной, и поэтому его одолевала возбужденность, с тем же результатом неспособности отмечать остро и т. д. Но теперь, поскольку его энергия активная и действует ровно, преодолевая изъяны вялости, притупленности и возбужденности, он может отмечать объекты обостренно и непрерывно, а его понимание становится совершенно ясным. В нем также возникает устойчивая «невозмутимость», связанная с прозрением, которое является нейтральным по отношению ко всем формациям. После этого его активность отмечания поддерживается без усилий и продолжается сама по себе. Кроме того, при обращении к объектам в нем возникает устойчивая невозмутимость, благодаря которой его ум быстро проникает в наблюдаемые объекты
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9718
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Осознание - Энтони де Мелло

Сообщение 18 янв 2025, 09:17

Революция внимания. Пробуждение силы сосредоточенного ума. Ален Уоллес
https://www.youtube.com/watch?v=jnEnCzO3-rM

***
Аджан Ньянадхаммо - Медитация при ходьбе (Буддизм Тхеравада)

В этой беседе я рассмотрю практические аспекты медитации при ходьбе. Я обращу внимание на то как, где и когда осуществлять эту медитацию. Также я хотел бы пояснить как практические указания технических деталей медитации при ходьбе, так и дать наставления о том, как сформировать качественный ум, который приведёт к сосредоточению, прозрению и мудрости посредством физической активности в медитации при ходьбе.
Будда подчёркивал, что развитие осознанности можно развивать в четырёх основных позах тела: стоя, сидя, лёжа и при ходьбе (ДН 22, МН 10). Он призывал нас к тому, чтобы быть осознанными в этих позах, чтобы сформировать чёткое осознание и памятование того, что мы делаем, пребывая в той или иной позе.
Если вы прочтёте о житии монахов и монахинь во времена Будды, то увидите, что многие из них достигали различных уровней пробуждения во время ходьбы по дорожке для медитации. Медитация при ходьбе на языке пали называется «чанкама». Это действие, при котором вы можете сфокусировать и сосредоточить сознание или же развить исследовательское знание и мудрость.


https://www.youtube.com/watch?v=_JWkHjl2aso
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9718
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Осознание - Энтони де Мелло

Сообщение 19 фев 2025, 14:26

Руководство по практике прозрения - Махаси Саядо(другое, новое)

Полностью - тут:
http://тхеравада.рф/wp-content/uploads/2019/03/mahasi_compressed.pdf

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9718
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Осознание - Энтони де Мелло

Сообщение 25 фев 2025, 22:30

Ошо - Сознание и медитация новая надежда, новое утешение

Полностью - тут:
https://naturalworld.guru/kniga_soznani ... shenie.htm

Изображение

Ошо.
Сознание и медитация: новая надежда, новое утешение

Как только у вас появляется время просто быть, отбрасывайте все делание. Мышление — это тоже делание, концентрация — это тоже делание, созерцание — это тоже делание. Даже если всего одну минуту вы ничего не делаете и просто находитесь в своем центре в полном расслаблении — это медитация. И как только вы научитесь этому, вы сможете оставаться в этом состоянии, сколько захотите; в конце концов, вы сможете пребывать в нем круглосуточно.
Как только вы узнаете, каким образом ваша сущность может оставаться безмятежной, тогда постепенно вы сможете совершать какие-то действия, осознавая при этом, что ваша сущность остается невозмутимой. Это вторая часть медитации. Сначала научиться просто быть, а затем научиться совершать небольшие действия, но оставаясь при этом центрированным. Затем можно начать совершать сложные действия.
Например, я разговариваю с вами, но моя медитация не нарушается. Я могу говорить, говорить и говорить, но в центре меня нет ни малейшего движения, там безмолвие, абсолютная тишина.
Таким образом, медитация не означает, что вы должны убегать от жизни.Она просто учит вас новому образу жизни. Вы становитесь центром циклона.
Ваша жизнь продолжается, она становится гораздо интенсивнее — в ней появляется больше радости, больше ясности, больше проницательности, больше творчества — тем не менее, вы сохраняете отрешенность, вы просто наблюдатель на вершине холма, видящий все, что происходит вокруг.
Вы не делатель, вы — наблюдатель.
В этом и состоит весь секрет медитации — вы становитесь наблюдателем. Делание продолжается на своем собственном уровне — это не проблема. Рубка дров, черпание воды из колодца... Вы можете делать все свои маленькие и большие дела; не разрешается только одно: вы не должны терять своей центрированности.
Осознанность, бдительность должны оставаться абсолютно ясными, не затуманенными.

Медитация — очень простое явление. Медитация имеет в своем распоряжении все пространство, все существование. Вы — наблюдатель, вы можете видеть всю сцену. Не надо прилагать усилия, чтобы на чем-либо сконцентрироваться, не надо прилагать усилия, чтобы что-либо созерцать. Вы ничего этого не делаете, вы просто наблюдаете, просто осознаете. Это навык. Это не наука, не искусство, не ремесло, а навык.

Как на самом деле работает медитация? Как можно достичь постоянного медитативного состояния? И как с медитацией связана практика кундалини?

Медитация — это нечто, происходящее не в уме, а с умом. Она случается, как смерть случается с жизнью. Смерть никогда не случается в жизни, она случается с жизнью.
Медитация для ума — это то же самое, что смерть для жизни. Можно сказать, что медитация — это более глубокая смерть; не физическая, а психическая. Чем глубже смерть, тем больше вероятность возрождения. Чем глубже смерть, тем глубже воскрешение. Если вы умираете психологически, если умирает ваш ум, тогда вы возрождаетесь. И это возрождение не просто физическое возрождение, потому что при физическом возрождении происходит замена тела: новое тело замещает старое. Но при ментальной, психической смерти ум не заменяется. Сознание остается без ума.
Итак, медитация — это сознание без ума, открытое небо без окружающих его стен. Мы можем разрушить стены этого дома, но не эту комнату, потому что «комната» означает не что иное, как ограниченное стенами пространство. Теперь комната будет неограниченным пространством. Комната будет здесь под открытым небом. Разумеется, она больше не будет восприниматься как комната, потому что теперь ее нельзя будет обозначить: она стала одним целым с небом. Но комната здесь, и в большей степени, чем была раньше, только нет стен. Так что, если определить комнату как «пространство», пустоту между стенами, тогда и без стен комната все еще остается комнатой. Она становится больше, она становится безграничной.
Итак, когда умирает ум, — когда я говорю «умирает ум», я имею в виду только стены ума, — пустота между стенами остается, она становится больше. Это сознание. Обратите внимание на различие. Я называю пустоту внутри сознанием, а стены вокруг — умом. Можно сказать и так: ум с маленькой буквы умирает, Ум с большой буквы продолжает жить. Теперь это уже не ваш ум, он не может быть вашим. Если стены снести, эта комната не будет умом. Сама комната останется, но она не будет умом, потому что ум может быть только ограничением, только стенами. Эта абсолютная пустота не может быть умом. Итак, ум с маленькой буквы умирает, а Ум с большой буквы появляется, вы исчезаете. Вас не заменяет какой-нибудь другой ум, вы вообще не заменяетесь.
Таким образом, медитация — это тонкая смерть, глубокая смерть вашего «я», вашего ума, вашего эго — всего, что определяет ваши границы. Но то, что внутри, остается. Это чистое сознание.

Стоит немного задремать, и память начинает плести сети, начинает проецировать. Станьте бдительными, осознанными, и память перестанет работать на будущее. Бдительность, больше бдительности внутри и снаружи — вот начало медитации.

У тела есть множество путей. Само по себе оно является огромным миром. Можно работать над дыханием и посредством дыхания совершить скачок. Можно работать над осознанием — то есть напрямую над сознанием — и совершить скачок. Работа напрямую над сознанием всегда была одним из самых глубоких путей, но даже один и тот же путь можно использовать многими способами. Даже один и тот же путь можно использовать по-разному — например, осознание. Гурджиев использует его, но он называет его самовоспоминанием, и его метод отличается. Путь один и тот же. Используется сознание, но как вспоминание, а не как осознание. А в чем разница? Самовоспоминание означает, что, идя по улице, вы должны просто помнить, что вы есть. Остановитесь на минуту, вспомните, что вы есть. Оглядитесь вокруг, помня о том, что вы есть. Ни на минуту не забывайте этого.
Гурджиев говорит, что осознание нужно заострить с двух концов. К примеру, вы слушаете лекцию. Слушать то, что говорит лектор, — это одно острие, если вы осознаете себя как слушателя — тогда это второе острие. Не забывайте себя, когда вы слушаете, помните, что вы слушаете. Кто-то говорит, вы слушаете; будьте выше того и другого и помните себя. Сделайте себя заостренным с двух концов. Путь один и тот же, но метод другой.
Кришнамурти скажет: «Не нужно вспоминать себя таким образом, это потребует очень больших усилий. Просто осознавайте тотальность. Не разграничивайте, что вы здесь, а он там. Не разграничивайте. Просто позвольте осознанию быть всеобъемлющим. Не фокусируйте его, пускай осознание будет несфокусированным».

Мы забыли, что состояние радости — основное условие медитации. Тогда на волне радости вы сможете приплыть к высшим мирам.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература