09 сен 2024, 02:09
РАЗДЕЛ 2
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ МЕДИТАЦИИ
Суть медитации проста: сохранять концентрацию внимания на одном объекте. священный звук — один из самых легких способов собирать блуждающие лучи сознания. Начиная заниматься, мы не осознаем силу мантры, ощущая только расслабляющее действие, возникающее при ее повторении. Мы не стремимся связать ее с сердцем. Однако, углубляясь в практику медитации, мы начинаем осознавать, что мантра имеет большое значение. Прогресс будет проявляться в новом ощущении связи с мантрой на уровне сердца и в более ясном ощущении своей истинной сути.
повторение мантры открывает сердце и служит ключом к успеху в занятиях медитацией. В занятия вы должны вложить свое сердце, иначе медитация останется поверхностной и не принесет настоящего исцеления вашему сознанию. Патанджали пишет, что заниматься концентрацией следует долгое время без перерыва с искренней преданностью. Религиозная медитация, называемая также медитацией сагуна, включает в себя визуализацию формы аспекта высшей реальности и повторение его имени с помощью сагуна-мантры. Именно это повторение способствует развитию отношений с Богом, Абсолютом.
Высшая реальность не ограничивается какой-то конкретной формой, Он даже может принимать всевозможные формы. Когда Он принимает форму, Он приобретает личностные черты. Когда вы берете сагуна-мантру, вы объединяетесь с бхакти-йогой, путем йоги, превращающим эмоции во вселенскую любовь. Бхакти-йога сосредоточена на личностной форме высшей сущности, чтобы сконцентрировать внимание на преданном служении Ему.
АРАТИ
Чтобы очистить энергию на той территории, где проходит медитация, можно использовать ритуал арати. на месте медитации ставится зажженная свеча, поскольку это очищает пространство от всех негативных энергий.
Помимо повторения мантры, - вознесение молитв к Богу. чувство связи с Богом значительно окрепнет. Вы станете уравновешеннее и счастливее. Поклонение Абсолюту будет способствовать тому, чтобы ваша психика стала более устойчивой, а внимание — более сосредоточенным. Ум следует за сердцем, поэтому вы обнаружите, что вам легко концентрировать сознание на том, что вы любите. Медитация на вашем ишта-девата (выбранном аспекте Бога) — первый шаг на пути поклонения к соединению с высшей сущностью. В конце концов вы осознаете, что эта форма есть не что иное, как ваше внутреннее «я», и увидите это «я» во всех формах. В этом смысле форма не ограничивает ваше сознание, а ведет вас к бесконечному сознанию.
Вас может удивлять, почему тогда необходимо в медитации использовать форму Бога. Причина заключается в том, что, пока не пробудилось сердце, невозможно добиться устойчивости психики. Совершенствование поклонения Богу — это не отклонение от основного пути, а необходимый шаг в процессе медитации.
Биджа-мантры
Некоторые сагуна-мантры связывают вас с высшей реальностью посредством чистой, мистической энергии звука. Они воздействуют непосредственно на нади, каналы тонкой энергии в астральном теле. Вибрируя в чакрах вдоль позвоночника, оказывая действие, как при легком массаже, они устраняют блокировки и дают возможность энергии кундалини продвигаться.
Так же как разные божества являются аспектами одного Верховного Господа, так и различные биджа-мантры являются аспектами высшей мантры Ом.
ВЕДИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ
Веданта провозглашает, что каждый отдельный человек по своей сути идентичен Высшему Существу. Она напоминает о нашей истинной природе. Веданта считает, что у всех одно и то же общее «я», или общее сознание, тем самым побуждая нас отказаться от чувства индивидуальности или собственности и отождествлять себя с самосуществующей, самосветящейся Сущностью, видящей себя в нас и во всех живых существах. Веданта учит единству жизни и общности сознания. Существуют различные методы ведической медитации для осознания своего истинного «я». Все они базируются на преодолении идентификации с нашим телом и психикой, для того чтобы осознать себя в полной мере. Так же как создается иллюзия, что пространство внутри контейнера отделено от внешнего пространства и что оно меньше, так и сознание создает собственные стены и иллюзию об отделении от своего «я». Устранение этой идентификации с формой — суть ведической медитации независимо от используемого метода.
Практика отрицания
Узнавая то, чем вы не являетесь, вы продвигаетесь вперед к осознанию того, кто или что вы на самом деле. Через отрицание всего, что ограничено, вы исчерпываете варианты сознания и находите ответ на вопрос: «Кто я?» В такой медитации вы задаете себе вопросы: «Я — тело?», «Я — прана?», «Я — ощущения?», «Я — эмоции?», «Я — сознание?». Каждый раз вы делаете вывод, что вы — нечто большее. Вы не являетесь этим ограниченным ощущением себя самого. В конце концов вы исчерпываете весь свой опыт, потому что все отрицается и остается только ваше «я». Сначала к этому заключению приходит ваш ум. Однако непосредственный опыт необходим, поскольку это не вопрос понимания разумом.
Практика наблюдения за сознанием
Сакшм бхав означает «чувство свидетеля». Вы наблюдаете за сознанием, как будто смотрите фильм — вы не ассоциируете себя с ним. В какой бы ситуации вы ни оказались в течение дня, ваша реакция будет одна и та же: «Я в этом не участвую; я только наблюдаю, как это происходит». Это влечет за собой самонаблюдение и осознание всех мыслей.
Сознание не хочет, чтобы за ним наблюдали, и замедляется, однако без борьбы не сдается. Оно будет стараться обмануть вас самыми разными способами, чтобы убедить вас перестать наблюдать за ним. Если вы не будете очень бдительны, оно постепенно отвлечет ваше внимание от себя. Вы должны наблюдать за ним, проявляя большое терпение, а затем вернуться на позицию свидетеля. Мягко руководите сознанием, а не боритесь с ним. Повторяя Ом сакиш ахам («я — свидетель всех своих действий») и постепенно отстраняясь от этих действий, вы добьетесь того, что ваше «я» в конце концов исчезнет.
Практика поглощения
Лая чинтана, практика поглощения, растворения — служит продвинутым методом, цель которого состоит в поглощении сознания самим его источником, чистым сознанием. основа этой практики - в тождестве макрокосма и микрокосма. Медитация с использованием метода лая чинтана состоит в том, что процесс эволюции происходит в обратном порядке.... Огонь зарождается во взрыве газа. Газ, или Воздух, проявляется из Эфира, или чистого пространства. Само пространство существует только в пределах чистого сознания. Этот процесс созидательной визуализации, в котором каждая стихия возвращается в свой источник, в конце концов приводит вас к осознанию истинной природы своего тела и сознания. Оно выглядит твердым, но состоит главным образом из жидкости, в которой кроется огонь метаболического процесса, далее, помимо этого, существует еще движение праны, а еще дальше — пустое пространство. В конце концов вы понимаете, что то, что содержит пространство, и есть сознание.
Абстрактный путь
техника ведической медитации является в высшей степени развитой и требует тщательной подготовки сознания, ставшего чистым, бескорыстным и сосредоточенным в результате практики преданного служения, асан и пранаямы, а также метода медитации. В учениях говорится, что, прежде чем приближаться к пути джняна-йоги, нужно быть очень хорошо подготовленным как в раджа-йоге, так и в бхакти-йоге. Чтобы достичь успеха в ведической медитации, требуется помощь исключительно опытного учителя, который не даст вам пойти по пути гордыни и вы не испытаете чувства пустоты и бесплодности ваших усилий, что бывает, когда занятия проводятся неправильно. Начните с медитации типа сагуна, чтобы научиться владеть своими эмоциями, ощущениями и сознанием, и, что самое важное, вырабатывайте у себя такую черту, как кротость, прежде чем вы отважитесь вступить на абстрактный путь медитации.
-------------
ИСКУССТВО ПРАВИЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Цель правильной жизни — возвышать поступки, эмоции и стремления, наполняя сознание чистотой и спокойствием. Чистое сознание становится целенаправленным и устремляется внутрь. Поскольку сознание очищено, состояние медитации возникает естественным образом.
Существование — общее для всех явление; одна жизнь вибрирует во всех живых существах. Мы живем в соответствии с моральными принципами, когда мы осознаем единство со всем живым. Это сознание расширяется с практикой. В конечном счете наши отношения с людьми и окружающей средой отражают наше отношение к себе. Если мы причиняем вред другому, мы наносим вред себе. Если мы помогаем другому человеку, мы помогаем себе. Чем меньше у нас гармонии с нашим телом, чувствами и мыслями, тем более несчастными и одинокими мы будем себя чувствовать. Чтобы овладеть искусством правильной жизни, нужно чувствовать свою связь со всем на всех уровнях существования.
Ахимса (ненасилие). Стойко переносите оскорбления, критику и упреки. Не мстите. Ни на кого не держите зла. Прощайте всех.
Сатья (правдивость). Будьте осторожны с правдивостью. Если правдивость наносит вред или причиняет боль, она не является добродетелью; грубая прямота — это не правдивость. «Относитесь к истине с бесконечным почтением.
Брахмачарья (контроль над ощущениями). это не подавление чувственности, а направление энергии для создания состояния глубокой медитации.
ОДЖАС
Оджас — это тонкая субстанция, источник нашей жизненной силы. Она присутствует в каждой клетке нашего организма и служит основой физического иммунитета. Она поддерживает жизнь и борется против старения. Если правильно направлять сексуальную и чувственную энергию, то она превращается в оджас, тонкую, духовную энергию, которая накапливается в организме, в частности в головном мозге. Оджас — это творческая энергия, жизненная сила и мощь в человеке, преобразовавшем чувственность в духовность. Брахмачарья необязательно означает безбрачие; она предполагает понимание цели направления чувственной энергии для развития энергии сознания.
Апариграха (отказ от мирских благ). Апариграха означает преодоление желания владеть собственностью. Париграха (чувство собственности) — вот истинная причина жадности. Это жажда внимания и признания, стремление завладеть собственностью других людей и желание получить вознаграждение.
Ниямы
Ниямы управляют привычками и укрепляют силу воли, подготавливая сознание к медитации. Ниямы — это сауча (чистота тела и окружающей среды), сантоша (удовлетворенность), тапас (аскетизм), свадхъяя (изучение духовных писаний) и ишвара-пранидхана (подчинение божественной воле).
Сантоша (удовлетворенность). Удовлетворенность приносит ощущение полноты жизни. Сантоша предполагает, что жизнь нужно принимать такой, как она есть, и быть счастливым в любых условиях. Только когда ваше сознание освобождено от бремени желаний и разочарований, оно будет чистым. Сравнение, соперничество и ревность возникают из чувства неудовлетворенности. Недовольство отравляет вашу жизнь. Снедаемый беспокойством ум всегда неудовлетворен. Судите о своем жизненном успехе по свободе от желаний и пристрастий.
Тапас (аскетизм). Соблюдение молчания (моуна) и произнесение только правдивых слов составляют вербальный тапас. культивирование в себе спокойствия и невозмутимости — это формы выражения ментального тапаса. Воспринимать жизнь со всеми ее недостатками, ограничениями и несовершенствами с пониманием и верой — это великий тапас. Медитация — наивысшая форма тапаса. Польза от него неизмерима.
Свадхьяя (изучение духовных писаний). Когда вы читаете духовные писания, вы настраиваетесь на волну автора, на его представления и мудрость. Свадхьяя включает повторение мантр. Эта практика возвышает сознание, разрешает сомнения и искореняет отрицательные мысли. Она создает новые, духовные впечатления, способствует концентрации, пробуждению и укреплению веры и наполнению сознания чистотой.
Ишвара-пранцдхана (подчинение). Буквально «ишвара-пранидхана» означает «находиться в Боге». Содержанием ишвары-пранидханы является повторение мантр, молитва и изучение священных писаний. Подчинение дает благодать, благодаря которой развивается интуиция. Чем больше подчинение, тем явственнее способность заниматься духовной практикой. Когда вы посвящаете все поступки внутренней сущности, вы ощущаете себя защищенным и чувствуете, что вас ведут по жизни. С этой практикой подчинение становится безусловным, и вы будете ощущать глубокое спокойствие и свободу.
СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЙОГЕ
Считают, что читатель «косвенно участвует в сатсанге» и может связываться с сознанием автора, получая от него вдохновение и наставление, когда он занимается изучением этих великих книг.
НЕПРИВЯЗАННОСТЬ
Чистым называется тот, кто свободен от привязанности,
не эгоистичен, наделен твердостью и энтузиазмом и
равнодушен к успехам и неудачам.
Чистым называется деяние, совершаемое
без привязанности и без желания пожать его плоды.
«Бхагавадгита»
По мере того как мы будем вырабатывать отрешенность, будет легче отделять себя от своих действий, когда мы медитируем, и сознание будет оставаться спокойным; оно научится сосредоточиваться на внутреннем мире.
Постарайтесь не говорить себе: «Я помог этому человеку». Вместо этого у вас должно быть такое чувство: «Этот человек дал мне возможность служить ему. Я благодарен ему за это».
Невозмутимость означает способность оставлять свою работу без сожаления и без чувства собственности.
Второй путь развития отрешенности состоит в том, чтобы смотреть на себя просто как на инструмент высшей энергии; рассматривать себя только как средство, чем бы вы ни занимались. подчинение воли и посвящение всех поступков этой высшей энергии. высшая энергия существует в сердце каждого из нас, и когда вы служите другим, то фактически вы непосредственно служите этой высшей энергии. В свете этого все действия становятся священными.
Третий путь к отрешенности — это работа без ожидания вознаграждения, благодарности и без мотива. Работая бескорыстно, вы очищаете и открываете свое сердце; развиваете внутреннюю силу; избавляетесь от эгоизма; у вас появляется кротость, а тщеславие и гордыня постепенно исчезают. Чистая любовь, сочувствие другим людям, терпимость и милосердие занимают в вашем сердце большее место, а ваш взгляд на жизнь становится шире.
ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО
Избегайте ставить перед собой труднодостижимые цели; значительно лучше ставить небольшие задачи и с решимостью работать над их выполнением.
ТРУДНОСТИ, СОПУТСТВУЮЩИЕ МЕДИТАЦИИ
практика медитации требует внимательного самонаблюдения, которое приводит к изменениям в характере, образе жизни и к переоценке ценностей. Когда вы начинаете заниматься духовной практикой, как только вы садитесь медитировать, из подсознания ряд за рядом начинают возникать негативные мысли. Не пытайтесь избавиться от них. Негативные мысли наводнят ваше сознание, если вы попытаетесь освободиться от них. Это психологический закон, называемый законом сопротивления. Дайте этим мыслям спокойно уйти и возвращайтесь к своей мантре. Вы узнаете, что ваше сознание укрепляется, когда испытываете затруднение при появлении негативных мыслей; раньше возникновение этих мыслей приветствовалось бы. Продолжайте наблюдать за сознанием, особенно когда оно расслаблено. Волны гнева, раздражительности, ревности и ненависти — враги медитации, спокойствия и мудрости.
ИЗЛИШНЯЯ РАЗГОВОРЧИВОСТЬ
Если вы разговорчивый человек или если вы любите интеллектуальные споры, старайтесь не затрачивать энергию. Мудрый человек говорит мало. Чтобы помочь сознанию успокоиться, сосредоточиться и стать более дисциплинированным, практикуйте моуну, то есть молчите примерно по часу ежедневно, помимо времени, проведенного в медитации. Для получения максимального эффекта практикуйтесь в то время, когда вам особенно хочется поговорить. Тренируйтесь в этом, не чувствуя никакой обиды. Это укрепит вашу силу воли и сохранит энергию. Моуна используется чтобы направлять энергию на духовную практику — на джапу, молитву или на свадхьяю: изучение священных писаний.
С излишней разговорчивостью связаны самооправдание, самоутверждение, упрямство, лицемерие и ложь.
СОМНЕНИЯ
Иногда может появиться искушение уменьшить усилия или вообще бросить занятия. всегда будут такие периоды, когда кажется, что прогресс слишком замедлен. Сомнение имеет тенденцию возникать снова и снова. Продолжайте заниматься, несмотря на результаты. Успех достигается благодаря искренности, регулярности и терпению.
СТРАХ
Постоянный страх, выраженный как беспокойство и тревога, поглощает вашу энергию, подрывает способность продвигаться вперед.
ЖИЗНЬ В ПРОШЛОМ
Воспоминания это всего лишь воспоминания, и их спокойно нужно оставить в прошлом. Постарайтесь жить полностью в настоящем.
ЭГО
Эго любит свои собственные мысли и импульсы и сопротивляется переменам. Преувеличение — черты доминирующего эго. Постарайтесь наблюдать за своим сознанием и принимать свои недостатки. Чувствуйте себя спокойно, когда раскрываете черты своей личности, которые ваше эго не заметит. вы не можете ожидать совершенства, а если вы можете принять недостатки в своем характере, то обязательно произойдут изменения. Благодаря регулярной медитации вы разовьете сильную волю. Тогда вы начнете видеть положительные изменения в своем характере и поведении.
В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В процессе совершенствования следите за тем, чтобы у вас не возникло чувство превосходства по отношению к тем, кто не идет по этому пути. Духовное высокомерие и самодовольство более коварны, чем обычное высокомерие, встречающееся в повседневной жизни. Мастера убеждают нас рассматривать себя просто как инструмент Абсолюта. Нужно удвоить свои усилия по воспитанию у себя кротости.
РАСШИРЕННОЕ ВИДЕНИЕ
Когда сознание очищено и гармонично, становится возможной глубокая медитация. В этом состоянии вы не воспринимаете объект, на котором вы концентрируете внимание, отдельно от себя. Вы воспринимаете его как чистую вибрацию мысли. Если, например, вы сосредоточиваетесь на мантре, больше не будет осознания ее значения и восприятия ее грубого звука. Поскольку вы сливаетесь с объектом концентрации, отдавая ему все внимание, вы воспринимаете его изнутри и автоматически получаете знание об объекте. Здесь вы входите в тонкое состояние трансцендентального блаженства, в котором остается ощущение двойственности: вы все еще воспринимаете субъект (вас) и объект (объект концентрации).
Научившись сохранять это состояние медитации в течение некоторого времени, вы будете входить в состояние самадхи, или космического сознания, состояние блаженства, в котором субъект, объект и ментальная связь между ними становятся одним целым. вы получаете полную идентификацию с объектом концентрации, или поглощение. вы сливаетесь с объектом вашей концентрации, и все, что остается, — это переживание всего, растворяющегося в нашем сознании.
Самадхи (космическое сознание) встречается, когда открывается третий глаз, глаз мудрости. приходит состояние спокойствия и радости, которое трудно описать словами.
Опыт самадхи принесет полное преображение вашей личности: вы узнаете истинное духовное расслабление и ощутите высвобождение огромного количества духовной энергии. Вы почувствуете вдохновение, благодать и духовную силу. Вы осознаете единство всего мира. Вы поймете цель своей жизни. У вас появятся желание и стремление отдать свои силы бескорыстному служению. Вы освободитесь от страха смерти. Вы отдалитесь от своего эго и увидите себя во всех живых существах и всех живых существ в себе. цель йога - уметь управлять этим состоянием в любое время. Оно станет его естественным состоянием, так что жизнь становится одной непрерывной медитацией. Это состояние высокого уровня развития, которое в йоге называется самоосознанием.
Чувствуйте тишину.
Слушайте тишину.
Ощущайте вкус тишины.
Тишина — это музыка вашей души.
Свами Вишну Девананда
Улыбайтесь цветам, играйте с бабочками и птицами.
Разговаривайте с радугой, ветром, звездами и солнцем..
У вас будет полная, насыщенная и богатая жизнь.
Вы осознаете абсолютное единство жизни.
Свами Шивананда
СЛОВАРЬ
Кшипта — буквально «брошенный» или «разбросанный»; смятенное состояние души.
Лая чинтана — буквально «поглощение»; концентрация на сознании с возвращением его к первопричине.
Манасика-джапа — повторение мантры мысленно.
Мудха — подавленное состояние души.
Оджас — духовная энергия; сущность всех семи дхату (тканей) тела.
Сакши ахам — буквально «я свидетель».
Сакши бхав — беспристрастное отношение к своим мыслям.
Свадхьяя — одна из пяти ниям (предписаний); изучение священных писаний; самонаблюдение, самоизучение.
Добавлено спустя 1 минуту 57 секунд:
РАЗДЕЛ 2
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ МЕДИТАЦИИ
Суть медитации проста: сохранять концентрацию внимания на одном объекте. священный звук — один из самых легких способов собирать блуждающие лучи сознания. Начиная заниматься, мы не осознаем силу мантры, ощущая только расслабляющее действие, возникающее при ее повторении. Мы не стремимся связать ее с сердцем. Однако, углубляясь в практику медитации, мы начинаем осознавать, что мантра имеет большое значение. Прогресс будет проявляться в новом ощущении связи с мантрой на уровне сердца и в более ясном ощущении своей истинной сути.
повторение мантры открывает сердце и служит ключом к успеху в занятиях медитацией. В занятия вы должны вложить свое сердце, иначе медитация останется поверхностной и не принесет настоящего исцеления вашему сознанию. Патанджали пишет, что заниматься концентрацией следует долгое время без перерыва с искренней преданностью. Религиозная медитация, называемая также медитацией сагуна, включает в себя визуализацию формы аспекта высшей реальности и повторение его имени с помощью сагуна-мантры. Именно это повторение способствует развитию отношений с Богом, Абсолютом.
Высшая реальность не ограничивается какой-то конкретной формой, Он даже может принимать всевозможные формы. Когда Он принимает форму, Он приобретает личностные черты. Когда вы берете сагуна-мантру, вы объединяетесь с бхакти-йогой, путем йоги, превращающим эмоции во вселенскую любовь. Бхакти-йога сосредоточена на личностной форме высшей сущности, чтобы сконцентрировать внимание на преданном служении Ему.
АРАТИ
Чтобы очистить энергию на той территории, где проходит медитация, можно использовать ритуал арати. на месте медитации ставится зажженная свеча, поскольку это очищает пространство от всех негативных энергий.
Помимо повторения мантры, - вознесение молитв к Богу. чувство связи с Богом значительно окрепнет. Вы станете уравновешеннее и счастливее. Поклонение Абсолюту будет способствовать тому, чтобы ваша психика стала более устойчивой, а внимание — более сосредоточенным. Ум следует за сердцем, поэтому вы обнаружите, что вам легко концентрировать сознание на том, что вы любите. Медитация на вашем ишта-девата (выбранном аспекте Бога) — первый шаг на пути поклонения к соединению с высшей сущностью. В конце концов вы осознаете, что эта форма есть не что иное, как ваше внутреннее «я», и увидите это «я» во всех формах. В этом смысле форма не ограничивает ваше сознание, а ведет вас к бесконечному сознанию.
Вас может удивлять, почему тогда необходимо в медитации использовать форму Бога. Причина заключается в том, что, пока не пробудилось сердце, невозможно добиться устойчивости психики. Совершенствование поклонения Богу — это не отклонение от основного пути, а необходимый шаг в процессе медитации.
Биджа-мантры
Некоторые сагуна-мантры связывают вас с высшей реальностью посредством чистой, мистической энергии звука. Они воздействуют непосредственно на нади, каналы тонкой энергии в астральном теле. Вибрируя в чакрах вдоль позвоночника, оказывая действие, как при легком массаже, они устраняют блокировки и дают возможность энергии кундалини продвигаться.
Так же как разные божества являются аспектами одного Верховного Господа, так и различные биджа-мантры являются аспектами высшей мантры Ом.
ВЕДИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ
Веданта провозглашает, что каждый отдельный человек по своей сути идентичен Высшему Существу. Она напоминает о нашей истинной природе. Веданта считает, что у всех одно и то же общее «я», или общее сознание, тем самым побуждая нас отказаться от чувства индивидуальности или собственности и отождествлять себя с самосуществующей, самосветящейся Сущностью, видящей себя в нас и во всех живых существах. Веданта учит единству жизни и общности сознания. Существуют различные методы ведической медитации для осознания своего истинного «я». Все они базируются на преодолении идентификации с нашим телом и психикой, для того чтобы осознать себя в полной мере. Так же как создается иллюзия, что пространство внутри контейнера отделено от внешнего пространства и что оно меньше, так и сознание создает собственные стены и иллюзию об отделении от своего «я». Устранение этой идентификации с формой — суть ведической медитации независимо от используемого метода.
Практика отрицания
Узнавая то, чем вы не являетесь, вы продвигаетесь вперед к осознанию того, кто или что вы на самом деле. Через отрицание всего, что ограничено, вы исчерпываете варианты сознания и находите ответ на вопрос: «Кто я?» В такой медитации вы задаете себе вопросы: «Я — тело?», «Я — прана?», «Я — ощущения?», «Я — эмоции?», «Я — сознание?». Каждый раз вы делаете вывод, что вы — нечто большее. Вы не являетесь этим ограниченным ощущением себя самого. В конце концов вы исчерпываете весь свой опыт, потому что все отрицается и остается только ваше «я». Сначала к этому заключению приходит ваш ум. Однако непосредственный опыт необходим, поскольку это не вопрос понимания разумом.
Практика наблюдения за сознанием
Сакшм бхав означает «чувство свидетеля». Вы наблюдаете за сознанием, как будто смотрите фильм — вы не ассоциируете себя с ним. В какой бы ситуации вы ни оказались в течение дня, ваша реакция будет одна и та же: «Я в этом не участвую; я только наблюдаю, как это происходит». Это влечет за собой самонаблюдение и осознание всех мыслей.
Сознание не хочет, чтобы за ним наблюдали, и замедляется, однако без борьбы не сдается. Оно будет стараться обмануть вас самыми разными способами, чтобы убедить вас перестать наблюдать за ним. Если вы не будете очень бдительны, оно постепенно отвлечет ваше внимание от себя. Вы должны наблюдать за ним, проявляя большое терпение, а затем вернуться на позицию свидетеля. Мягко руководите сознанием, а не боритесь с ним. Повторяя Ом сакиш ахам («я — свидетель всех своих действий») и постепенно отстраняясь от этих действий, вы добьетесь того, что ваше «я» в конце концов исчезнет.
Практика поглощения
Лая чинтана, практика поглощения, растворения — служит продвинутым методом, цель которого состоит в поглощении сознания самим его источником, чистым сознанием. основа этой практики - в тождестве макрокосма и микрокосма. Медитация с использованием метода лая чинтана состоит в том, что процесс эволюции происходит в обратном порядке.... Огонь зарождается во взрыве газа. Газ, или Воздух, проявляется из Эфира, или чистого пространства. Само пространство существует только в пределах чистого сознания. Этот процесс созидательной визуализации, в котором каждая стихия возвращается в свой источник, в конце концов приводит вас к осознанию истинной природы своего тела и сознания. Оно выглядит твердым, но состоит главным образом из жидкости, в которой кроется огонь метаболического процесса, далее, помимо этого, существует еще движение праны, а еще дальше — пустое пространство. В конце концов вы понимаете, что то, что содержит пространство, и есть сознание.
Абстрактный путь
техника ведической медитации является в высшей степени развитой и требует тщательной подготовки сознания, ставшего чистым, бескорыстным и сосредоточенным в результате практики преданного служения, асан и пранаямы, а также метода медитации. В учениях говорится, что, прежде чем приближаться к пути джняна-йоги, нужно быть очень хорошо подготовленным как в раджа-йоге, так и в бхакти-йоге. Чтобы достичь успеха в ведической медитации, требуется помощь исключительно опытного учителя, который не даст вам пойти по пути гордыни и вы не испытаете чувства пустоты и бесплодности ваших усилий, что бывает, когда занятия проводятся неправильно. Начните с медитации типа сагуна, чтобы научиться владеть своими эмоциями, ощущениями и сознанием, и, что самое важное, вырабатывайте у себя такую черту, как кротость, прежде чем вы отважитесь вступить на абстрактный путь медитации.
-------------
ИСКУССТВО ПРАВИЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Цель правильной жизни — возвышать поступки, эмоции и стремления, наполняя сознание чистотой и спокойствием. Чистое сознание становится целенаправленным и устремляется внутрь. Поскольку сознание очищено, состояние медитации возникает естественным образом.
Существование — общее для всех явление; одна жизнь вибрирует во всех живых существах. Мы живем в соответствии с моральными принципами, когда мы осознаем единство со всем живым. Это сознание расширяется с практикой. В конечном счете наши отношения с людьми и окружающей средой отражают наше отношение к себе. Если мы причиняем вред другому, мы наносим вред себе. Если мы помогаем другому человеку, мы помогаем себе. Чем меньше у нас гармонии с нашим телом, чувствами и мыслями, тем более несчастными и одинокими мы будем себя чувствовать. Чтобы овладеть искусством правильной жизни, нужно чувствовать свою связь со всем на всех уровнях существования.
Ахимса (ненасилие). Стойко переносите оскорбления, критику и упреки. Не мстите. Ни на кого не держите зла. Прощайте всех.
Сатья (правдивость). Будьте осторожны с правдивостью. Если правдивость наносит вред или причиняет боль, она не является добродетелью; грубая прямота — это не правдивость. «Относитесь к истине с бесконечным почтением.
Брахмачарья (контроль над ощущениями). это не подавление чувственности, а направление энергии для создания состояния глубокой медитации.
ОДЖАС
Оджас — это тонкая субстанция, источник нашей жизненной силы. Она присутствует в каждой клетке нашего организма и служит основой физического иммунитета. Она поддерживает жизнь и борется против старения. Если правильно направлять сексуальную и чувственную энергию, то она превращается в оджас, тонкую, духовную энергию, которая накапливается в организме, в частности в головном мозге. Оджас — это творческая энергия, жизненная сила и мощь в человеке, преобразовавшем чувственность в духовность. Брахмачарья необязательно означает безбрачие; она предполагает понимание цели направления чувственной энергии для развития энергии сознания.
Апариграха (отказ от мирских благ). Апариграха означает преодоление желания владеть собственностью. Париграха (чувство собственности) — вот истинная причина жадности. Это жажда внимания и признания, стремление завладеть собственностью других людей и желание получить вознаграждение.
Ниямы
Ниямы управляют привычками и укрепляют силу воли, подготавливая сознание к медитации. Ниямы — это сауча (чистота тела и окружающей среды), сантоша (удовлетворенность), тапас (аскетизм), свадхъяя (изучение духовных писаний) и ишвара-пранидхана (подчинение божественной воле).
Сантоша (удовлетворенность). Удовлетворенность приносит ощущение полноты жизни. Сантоша предполагает, что жизнь нужно принимать такой, как она есть, и быть счастливым в любых условиях. Только когда ваше сознание освобождено от бремени желаний и разочарований, оно будет чистым. Сравнение, соперничество и ревность возникают из чувства неудовлетворенности. Недовольство отравляет вашу жизнь. Снедаемый беспокойством ум всегда неудовлетворен. Судите о своем жизненном успехе по свободе от желаний и пристрастий.
Тапас (аскетизм). Соблюдение молчания (моуна) и произнесение только правдивых слов составляют вербальный тапас. культивирование в себе спокойствия и невозмутимости — это формы выражения ментального тапаса. Воспринимать жизнь со всеми ее недостатками, ограничениями и несовершенствами с пониманием и верой — это великий тапас. Медитация — наивысшая форма тапаса. Польза от него неизмерима.
Свадхьяя (изучение духовных писаний). Когда вы читаете духовные писания, вы настраиваетесь на волну автора, на его представления и мудрость. Свадхьяя включает повторение мантр. Эта практика возвышает сознание, разрешает сомнения и искореняет отрицательные мысли. Она создает новые, духовные впечатления, способствует концентрации, пробуждению и укреплению веры и наполнению сознания чистотой.
Ишвара-пранцдхана (подчинение). Буквально «ишвара-пранидхана» означает «находиться в Боге». Содержанием ишвары-пранидханы является повторение мантр, молитва и изучение священных писаний. Подчинение дает благодать, благодаря которой развивается интуиция. Чем больше подчинение, тем явственнее способность заниматься духовной практикой. Когда вы посвящаете все поступки внутренней сущности, вы ощущаете себя защищенным и чувствуете, что вас ведут по жизни. С этой практикой подчинение становится безусловным, и вы будете ощущать глубокое спокойствие и свободу.
СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЙОГЕ
Считают, что читатель «косвенно участвует в сатсанге» и может связываться с сознанием автора, получая от него вдохновение и наставление, когда он занимается изучением этих великих книг.
НЕПРИВЯЗАННОСТЬ
Чистым называется тот, кто свободен от привязанности,
не эгоистичен, наделен твердостью и энтузиазмом и
равнодушен к успехам и неудачам.
Чистым называется деяние, совершаемое
без привязанности и без желания пожать его плоды.
«Бхагавадгита»
По мере того как мы будем вырабатывать отрешенность, будет легче отделять себя от своих действий, когда мы медитируем, и сознание будет оставаться спокойным; оно научится сосредоточиваться на внутреннем мире.
Постарайтесь не говорить себе: «Я помог этому человеку». Вместо этого у вас должно быть такое чувство: «Этот человек дал мне возможность служить ему. Я благодарен ему за это».
Невозмутимость означает способность оставлять свою работу без сожаления и без чувства собственности.
Второй путь развития отрешенности состоит в том, чтобы смотреть на себя просто как на инструмент высшей энергии; рассматривать себя только как средство, чем бы вы ни занимались. подчинение воли и посвящение всех поступков этой высшей энергии. высшая энергия существует в сердце каждого из нас, и когда вы служите другим, то фактически вы непосредственно служите этой высшей энергии. В свете этого все действия становятся священными.
Третий путь к отрешенности — это работа без ожидания вознаграждения, благодарности и без мотива. Работая бескорыстно, вы очищаете и открываете свое сердце; развиваете внутреннюю силу; избавляетесь от эгоизма; у вас появляется кротость, а тщеславие и гордыня постепенно исчезают. Чистая любовь, сочувствие другим людям, терпимость и милосердие занимают в вашем сердце большее место, а ваш взгляд на жизнь становится шире.
ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО
Избегайте ставить перед собой труднодостижимые цели; значительно лучше ставить небольшие задачи и с решимостью работать над их выполнением.
ТРУДНОСТИ, СОПУТСТВУЮЩИЕ МЕДИТАЦИИ
практика медитации требует внимательного самонаблюдения, которое приводит к изменениям в характере, образе жизни и к переоценке ценностей. Когда вы начинаете заниматься духовной практикой, как только вы садитесь медитировать, из подсознания ряд за рядом начинают возникать негативные мысли. Не пытайтесь избавиться от них. Негативные мысли наводнят ваше сознание, если вы попытаетесь освободиться от них. Это психологический закон, называемый законом сопротивления. Дайте этим мыслям спокойно уйти и возвращайтесь к своей мантре. Вы узнаете, что ваше сознание укрепляется, когда испытываете затруднение при появлении негативных мыслей; раньше возникновение этих мыслей приветствовалось бы. Продолжайте наблюдать за сознанием, особенно когда оно расслаблено. Волны гнева, раздражительности, ревности и ненависти — враги медитации, спокойствия и мудрости.
ИЗЛИШНЯЯ РАЗГОВОРЧИВОСТЬ
Если вы разговорчивый человек или если вы любите интеллектуальные споры, старайтесь не затрачивать энергию. Мудрый человек говорит мало. Чтобы помочь сознанию успокоиться, сосредоточиться и стать более дисциплинированным, практикуйте моуну, то есть молчите примерно по часу ежедневно, помимо времени, проведенного в медитации. Для получения максимального эффекта практикуйтесь в то время, когда вам особенно хочется поговорить. Тренируйтесь в этом, не чувствуя никакой обиды. Это укрепит вашу силу воли и сохранит энергию. Моуна используется чтобы направлять энергию на духовную практику — на джапу, молитву или на свадхьяю: изучение священных писаний.
С излишней разговорчивостью связаны самооправдание, самоутверждение, упрямство, лицемерие и ложь.
СОМНЕНИЯ
Иногда может появиться искушение уменьшить усилия или вообще бросить занятия. всегда будут такие периоды, когда кажется, что прогресс слишком замедлен. Сомнение имеет тенденцию возникать снова и снова. Продолжайте заниматься, несмотря на результаты. Успех достигается благодаря искренности, регулярности и терпению.
СТРАХ
Постоянный страх, выраженный как беспокойство и тревога, поглощает вашу энергию, подрывает способность продвигаться вперед.
ЖИЗНЬ В ПРОШЛОМ
Воспоминания это всего лишь воспоминания, и их спокойно нужно оставить в прошлом. Постарайтесь жить полностью в настоящем.
ЭГО
Эго любит свои собственные мысли и импульсы и сопротивляется переменам. Преувеличение — черты доминирующего эго. Постарайтесь наблюдать за своим сознанием и принимать свои недостатки. Чувствуйте себя спокойно, когда раскрываете черты своей личности, которые ваше эго не заметит. вы не можете ожидать совершенства, а если вы можете принять недостатки в своем характере, то обязательно произойдут изменения. Благодаря регулярной медитации вы разовьете сильную волю. Тогда вы начнете видеть положительные изменения в своем характере и поведении.
В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В процессе совершенствования следите за тем, чтобы у вас не возникло чувство превосходства по отношению к тем, кто не идет по этому пути. Духовное высокомерие и самодовольство более коварны, чем обычное высокомерие, встречающееся в повседневной жизни. Мастера убеждают нас рассматривать себя просто как инструмент Абсолюта. Нужно удвоить свои усилия по воспитанию у себя кротости.
РАСШИРЕННОЕ ВИДЕНИЕ
Когда сознание очищено и гармонично, становится возможной глубокая медитация. В этом состоянии вы не воспринимаете объект, на котором вы концентрируете внимание, отдельно от себя. Вы воспринимаете его как чистую вибрацию мысли. Если, например, вы сосредоточиваетесь на мантре, больше не будет осознания ее значения и восприятия ее грубого звука. Поскольку вы сливаетесь с объектом концентрации, отдавая ему все внимание, вы воспринимаете его изнутри и автоматически получаете знание об объекте. Здесь вы входите в тонкое состояние трансцендентального блаженства, в котором остается ощущение двойственности: вы все еще воспринимаете субъект (вас) и объект (объект концентрации).
Научившись сохранять это состояние медитации в течение некоторого времени, вы будете входить в состояние самадхи, или космического сознания, состояние блаженства, в котором субъект, объект и ментальная связь между ними становятся одним целым. вы получаете полную идентификацию с объектом концентрации, или поглощение. вы сливаетесь с объектом вашей концентрации, и все, что остается, — это переживание всего, растворяющегося в нашем сознании.
Самадхи (космическое сознание) встречается, когда открывается третий глаз, глаз мудрости. приходит состояние спокойствия и радости, которое трудно описать словами.
Опыт самадхи принесет полное преображение вашей личности: вы узнаете истинное духовное расслабление и ощутите высвобождение огромного количества духовной энергии. Вы почувствуете вдохновение, благодать и духовную силу. Вы осознаете единство всего мира. Вы поймете цель своей жизни. У вас появятся желание и стремление отдать свои силы бескорыстному служению. Вы освободитесь от страха смерти. Вы отдалитесь от своего эго и увидите себя во всех живых существах и всех живых существ в себе. цель йога - уметь управлять этим состоянием в любое время. Оно станет его естественным состоянием, так что жизнь становится одной непрерывной медитацией. Это состояние высокого уровня развития, которое в йоге называется самоосознанием.
Чувствуйте тишину.
Слушайте тишину.
Ощущайте вкус тишины.
Тишина — это музыка вашей души.
Свами Вишну Девананда
Улыбайтесь цветам, играйте с бабочками и птицами.
Разговаривайте с радугой, ветром, звездами и солнцем..
У вас будет полная, насыщенная и богатая жизнь.
Вы осознаете абсолютное единство жизни.
Свами Шивананда
СЛОВАРЬ
Кшипта — буквально «брошенный» или «разбросанный»; смятенное состояние души.
Лая чинтана — буквально «поглощение»; концентрация на сознании с возвращением его к первопричине.
Манасика-джапа — повторение мантры мысленно.
Мудха — подавленное состояние души.
Оджас — духовная энергия; сущность всех семи дхату (тканей) тела.
Сакши ахам — буквально «я свидетель».
Сакши бхав — беспристрастное отношение к своим мыслям.
Свадхьяя — одна из пяти ниям (предписаний); изучение священных писаний; самонаблюдение, самоизучение.
Не важно, что написано. Важно, как понято.