УРОК ДНЯ 288
Ида, пингала и сушумна
"...В мистической космологии семь лок (высших миров) соответствуют семи чакрам. Семь тал (низших миров) имеют отношение к чакрам ниже основания позвоночника. Таким образом, человек - это микрокосм макрокосма Вселенной. Позвоночник является осью его бытия, как гора Меру является осью мира. Четырнадцать чакр служат входом в четырнадцать миров, областей сознания. Актинодическая жизненная сила сушумны движется по позвоночнику вверх и вниз. Когда одические силы "ида" и "пингала" находятся в состоянии равновесия, энергия сушумны очень возрастает. Человек становится полностью актинодической сущностью. В это время он почти не ощущает своего тела. Он воспринимает себя существом, парящим в пространстве. Его анахата-чакра и вишудха-чакра вращаются и вибрируют. Если благодаря практике интенсивных состояний созерцания он погружается в чистые сферы сверхсознания, ида и пингала образуют круг. Они встречаются. Гипофиз и шишковидная железа также сливают свои энергии воедино. Это ведет к глубокому самадхи. Прежде всего пробуждается гипофиз и, будучи активным, стимулирует шишковидную железу. Из шишковидной железы происходит выброс энергии в гипофиз, и врата Брахмана (брахмарандхра) открываются, чтобы никогда не закрыться. Однажды, когда я был в Нью-Йорке в 1953 или 1954 году, я видел сахасрара-чакру на длинном стебле над своей головой.
Энергия сушумны поглощается, а кундалини, которая в это время движется вверх-вниз по позвоночнику как термометр, как огненное тело человека, поднимается к вершине головы и человек выходит за пределы сознания, становится Атманом и достигает полной Самореализации, нирвикальпа-самадхи.
Ида-нади розового цвета. Этот энергетический поток движется вниз и, в основном, проходит через левую сторону тела. По своей природе он является женско-пассивным. Энергетический поток пингала имеет синий цвет. Он движется вверх и проходит преимущественно через правую сторону тела. Это мужской, агрессивный поток. Данные нервные потоки являются психическими каналами, через которые движется прана из центрального источника, Шивы. Движение праны направляется вниз через иду и вверх через пингалу. Пересечение этих потоков похоже на восьмерку. Сушумна является прямой линией от основания позвоночника к верхушке головы. Ида и пингала обвиваются вокруг сушумны и пересекаются в третьей чакре (манипуре) и в пятой (вишудхе), а затем встречаются в сахасраре. Это означает, что в данных областях энергии иды и пингалы уравновешены: в центре воли человека (манипура-чакре), в его центре вселенской любви (вишудха-чакре), а также в великом санга-центре, месте встречи трех "рек" - в сахасрара-чакре.
Направленная вверх сушумна-нади является каналом кундалини-шакти, которая имеет белый цвет. Это прохладный, нейтральный вид энергии, так как белый цвет содержит в себе все цвета. Когда кундалини поднимается (под внимательным руководством гуру это происходит практически незаметно) сознание плавно расширяется. Новичок узнаёт о тонком, но сильном духовном раскрытии лишь когда оглядывается назад, на тот период времени, когда он только приступал к духовной практике. Тогда он видит, какой жизнь была прежде, и как сейчас смирение его души превозмогло внешнее эго.
Благодаря дыхательным упражнениям, медитации и хатха-йоге пассивная и агрессивная одические силы ида и пингала приходят в состояние равновесия. В таком случае чакры вращаются с одной и той же скоростью. Если это произошло, чакры не будут привязывать осознавание к одическому миру и оно автоматически освобождается. Человек начинает сознавать актинодические и актинические миры.
Чакры, в которых ида и пингала встречаются, более овеществлены, чем те чакры, которых насыщаются энергией самой сушумны. Когда йог достигает состояния внутренней концентрации, ида и пингала соединяются в прямую линию и погружаются в сушумну, заряжая энергией все семь чакр. У более развитых душ начинается процесс очень медленного насыщения энергией семи чакр, расположенных выше сахасрары. Когда это происходит, йог больше не думает, а видит и наблюдает из области аджня-чакры, расположенной между глаз. Он становится сверхсознательной сущностью. Лишь когда ида и пингала снова начинают выполнять свои обычные функции, он начинает думать о том, что видел..."
АУМ НАМАХ ШИВАЙЯ