Учение Дзен Мастера Ман Гонгаhttps://www.youtube.com/watch?v=D5pZfUkI8PcДзен-Мастер Ман Гонг (1872-1946 гг) получил трансмиссию от Дзен-Мастера Кьонг Хо и является одним из величайших современных учителей корейского Дзен.
Что же это за наставления? Наша традиция передачи Учения простая и ясная. Дзен-Мастер Сунг Сан учил только одному: «Не знаю». Иногда это «не знаю» означает «просто делай это», иногда оно означает исходную точку, иногда правильные ситуацию, отношение, действие, иногда «бросьте все это», а иногда великую любовь, великое сострадание и Великий Путь Бодхисаттвы. Какими бы ни были образы и формулировки, вопрос всегда только один:
«Что есть я?» Дзен-Мастер Сунг Сан множество раз повторял: «Надеюсь, вы отправитесь прямо в «не знаю», ясное как пространство. Пытайтесь, пытайтесь, пытайтесь… 10000 лет без остановки… тогда скоро получите Просветление и спасёте всех существ от страданий».
ГЛАВА I —
Что есть я? Необходимость найти истинного себяСказано, что человеческие существа наиболее ценны, так они могут постичь свою истинную природу. Ложное мышление малого «я» - производное истинной природы. Истинная природа (ясный ум или ум бодхисаттвы) это настоящий ум, не имеющий ни начала ни конца; он не имеет ни существования, ни небытия, и все же в нем есть все.
Если я окликну кого-нибудь по имени и он сразу же ответит «Да!» — это истинная природа. Истинная природа не имеет ни жизни, ни смерти. Она не может сгореть, промокнуть, не может быть пораненной ножом. Она полностью свободна и не имеет никаких преград.
Когда Будда Шакьямуни родился, он простёр одну руку к небу, другую к земле и сказал: «Между небом и землей только «Я» свято». «Я» — это истинная природа вещей. Каждый из нас уже имеет природу Будды (истинную природу), но не может стать буддой, потому что не понимает сам себя.
Все является истинной природой (большим «Я»). Если вы прилагаете хоть какие-то усилия чтобы найти что-то другое, то это пустая трата сил.
Истинная природа это неразрушимое алмазное тело, которое не может умереть. Вне времени оно имеет бесконечную жизнь. Каждая жизнь и смерть физического тела подобна смене одежды; истинный человек способен свободно снять или носить одежду жизни и смерти.
Размышления о истинной природе уже не являются истинной природой. Истинную природу можно найти только ‘до мышления', потому что мир ‘до мышления’ содержит в себе все существующее и уже совершенен.
ГЛАВА II —
Практика дзен: как найти свою истинную природуДзен-практика означает, что каждый должен удерживать свой ум чистым. Это самое важное. Дзен-практика ведет к мудрости, которая вне времени и пространства, вне нашего тела и даже вне этой жизни.
Для тех, кто практикует Дзен, их собственное тело тоже Зал Дхармы. Вы можете все время практиковать Дзен, когда вы стоите, идете, сидите, лежите – даже когда вы молчите или говорите. Это значит, что вы всегда остаетесь в «Зале Дхармы».
Слушать Речь Дхармы следует так же, как ходить по тонкому льду; вам понадобится вся ваша искренность и всё внимание.
Теория и практика – части одного и того же круга. С чего бы ни начали, цели своей вы достигните. Но свою истинную природу вы не можете постичь без учения Дзен Мастера. Чем больше вы верите в Учителя Дзен, тем больше вы постигните.
Причина, по которой вам трудно практиковать Дзен в том, что в вашей предыдущей жизни вы просто били баклуши. Когда вы полностью расплатитесь за свою беспечность, тогда и получите результат.
Если вы имеете сильную веру, без всяких сомнений, то ваша основа для практики Дао уже сильна. Когда Великая вера, Великое мужество и Великий вопрос становятся одним, тогда вы можете добиться успеха в своей практике. Если вы имеете полную веру, тогда ваша чистая энергия может правильно применяться в любой ситуации без всяких преград. Дхарме внимают, когда речь останавливается и ум замирает. Дхарма передается только от ума к уму.
Следует достичь такой стадии практики, когда она становится всепоглощающей, когда кроме нее ни для чего не остается места, даже для кончика единственного волоска. Результат столетних учений не может сравниться с постижением единственного момента ума «до мышления».
Величайшее препятствие сосредоточению ума является думанье, основанное на противоположностях. Хотя вы и удерживаете единый ум и отбросили всякое мышление, все еще нужен один шаг: забудьте один ум, тогда вы сможете найти свою истинную природу.
Чтобы постичь результаты своей практики, вы должны убрать малое «я». Вы нужно перестать проверять и стать подобным трухлявому пню, тогда вы сможете избавиться от того «я», которое считает, что оно существует.
Следуйте Пути с искренностью и собранностью. Если вы не искренни, то останетесь недовольны собой.
Когда вы практикуете, отбросьте восприятие человеческого существа: станьте глухи, слепы и глупы (не умны). Если вы не привязаны ни к чему, тогда большое «Я» появится само по себе.
Человек не существует и не несуществует. Это не дух, душа или ум. Тогда что же это? Когда вы задаете себе вопрос, удерживайте ум подобно кошке, караулящей мышь. Вопрос должен быть подобен текущей воде, никогда не останавливающейся и все время новой. Если вы искренне удерживаете вопрос, то однажды вы найдете Один. вы должны полностью вернуться к тому, чтобы стать чистой страницей.
В старые времена были люди, которые внезапно забывали и о жизни, и о смерти, услышав лишь одно слово от Учителя Дзен. Если вы сами съедите рис, то почувствуете себя сытым. Если вы сами не практикуете Дзен, то даже Будда и прославленные Учителя не смогут помочь вам.
Когда появляется одна мысль, появляется всё. Когда одна мысль исчезает, исчезает всё. Появление и исчезновение одной мысли – это творение и разрушение целой Вселенной, даже жизни и смерти.
«Если вы откроете рот, это уже ошибка!» прямо указывает на ум, который до имени и формы.
Если вы можете практиковать даже во сне, значит, вы сделали практику своим учителем. Даже в глубоком сне без сновидений вы должны знать, где находится ваш «неподвижный» ум. Вы должны быть способны практиковать так, как будто сон и бодрствование одно и то же.
Подумайте способны ли вы удерживать свой повседневный ум даже тогда, когда ваше тело горит в огне? Если вы не можете, то знайте, что когда вы перейдете от жизни к смерти, вы не будете знать, что делать.
Практикующий должен заниматься практикой непрактики. Это труднее, чем то, что называем
Вместо того, чтобы заботиться о том насколько хорошо вы практикуете, вам следует укреплять в себе веру.
Насыщенная жизнь необходима как до, так и после просветления.
Время имеет первостепенное значение для практикующего Дзен – не теряйте ни одного момента.
Вера – это каменная ступенька, ведущая к Будде. Используя эту веру, которая не имеет «Я», вы должны пройти за Будду и найти свою собственную природу.
Существует четыре стадии постижения в практике: первое – знать, что нет ни жизни, ни смерти. Второе – быть в согласии с тем, что нет ни жизни, ни смерти. Третье – постижение того, что нет ни жизни, ни смерти. Четвертое – беспрепятственное использование того, что не существует ни жизни, ни смерти.
Не пытайтесь что-либо понять во время практики. Если вы достигните в ней силы, то просветление появится само собой.
Ум не имеет ни имени, ни формы, но является источником всякого существования. Каждый уже имеет Ум, обладающий бесконечными возможностями. Если вы вернетесь к Уму, то вы сможете делать все.
Два актера жизнь/смерть и добро/зло пользуются бесконечным разнообразием форм, чтобы сыграть пьесу в театре Ума. Используя вселенную как сцену, они по очереди создают то комедию, то трагедию.
***
ГЛАВА III —
Человеческая жизньЧеловеческая жизнь является не более, чем коротким актом пьесы. Когда акт заканчивается, наше сознание, которое создает счастье, гнев, печаль и удовольствие, исчезают без следа. Плоть превращается в гниль. Ну что же это за неизменность? Разве вы испытывали свободу хоть на одну секунду во время этой короткогой неизменности? Смерть приходит внезапно. Вы можете умереть прежде чем проглотите тот рис, который сейчас жуете.
Жизнь подобна дереву, которое видит в пруду свое отражение и считает, что нашло себе пару и теперь у них появятся фрукты. Человеческие существа ведут себя так же как это дерево. Они плачут и смеются, реагируя на свой мир сновидений, который является просто отражением их кармы.
Есть только настоящее. Если вы полностью постигните это, тогда прошлое, настоящее и будущее станут одним, а ваша жизнь станет цельной.
Жить, значит жить в настоящем. Настоящее – это момент перехода между прошлым и будущим, который никогда не прекращает своего движения. В этот момент вы можете почувствовать, что жизнь нестабильна —это не настоящая жизнь!
Наша настоящая жизнь – это целый мир. Если вы не получите удовлетворения в этой жизни, вы не получите его нигде.
Каждое человеческое существо хочет что-нибудь от жизни, но никто не понимает, что это «хотение» - источник страдания.
Основные вехи человеческой жизни: старость, болезнь, смерть, счастье, гнев, печаль и удовольствие – все это просто гости на празднике, отмечающем ваше угасание. Они посещают вас по привычке. Если вы постигните это, то сможете освободиться от жизни и смерти.
Ваша карма – это ваша привычка.
существа проживают короткие, нацеленные только на себя жизни, контролируемые малым «я». Потеряв свою свободу они тащатся за своей кармой. Будды сделали всю вселенную своей, став одним целым с ней. Все существа являются телом Будды и 3000 миров являются домом Будды. Будды абсолютно свободны в том, чтобы занять или покинуть любое тело или дом. Поскольку Будды сделали всю вселенную своей, они могут свободно пользоваться миром имени и формы.
Каждый думает, что небеса – это самое лучшее, куда можно попасть, и никто не хочет отправиться в ад, но вся вселенная просто одно тело; и небеса, и ад – это один дом. существа всегда расщепляют свой мир на два. Они даже делят свои тела на две части, посылая одну часть в небеса, другую – в ад, согласно кармическим привязанностям.
Никто не может достичь истинного мира, если ими управляют обстоятельства.
Поскольку люди считают этот мешок крови и экскрементов своим истинным телом, то они полагают, что жара, холод, жажда и голод – это единственное о чем следует беспокоиться. Для таких людей нет никакого способа избавиться от страданий Сансары.
Величайший вопрос жизни не может быть разрешен прежде, чем вы найдете истинного себя. Постигните ваше истинное «Я», тогда вы сможете свободно управлять ссвоей жизнью.
существа знают только как знать, они не знают как «не знать». Если вы знаете это «не знаю», тогда вы действительно знаете. Способ как знать на самом деле – это знать, как не знать. Это ваша истинная природа.
ГЛАВА IV —
Дхарма БуддыКогда Ум и материальное станут одним целым, тогда это Дхарма Будды.. Если вы отложите в сторону малое «я», которое подобно черепку разбитого горшка, то обнаружите тело дхармы, которое подобно драгоценностям.
Говорит не рот; работает не рука. Когда вы найдете того, кто в действительности говорит и работает, тогда вы станете цельным существом, которое в действительности может говорить и работать.
Мирские принципы и Дхарма Будды не две разные вещи. Будда и существа – одно целое. Когда вы постигните эту Дхарму «не двух», вы станете настоящим человеком.
Тот, кто знаком с Дхармой Будды не привязан к дуалистическому мышлению (он покинул дом).
Отрицать Дхарму Будды, значит отрицать самого себя. Если вы отбрасываете Дхарму Будды, тогда вы отбрасываете самого себя, потому что вы и есть будда. Любой звук является речью Дхармы и все является истинным телом Будды.
ГЛАВА V —
БуддизмПринципы буддизма говорят, что мы не должны наказывать плохое или поддерживать хорошее, потому что как хорошее, так и плохое являются Дхармой Будды. Прелести рая и страдания ада - все создаем мы сами.
Ничего нельзя получить, не заплатив какую-то цену, и не бывает успеха без усилий – это первое правило Вселенной.
Пространство (истинная природа) порождает Ум, Ум порождает личность, которая порождает действие.
Словами невозможно объяснить скрытый принцип буддизма, однако, его возможно передать от ума к уму.
ГЛАВА VI —
Монахи и монахиниМонашеская дисциплина заключается в том, чтобы удерживать свою истинную природу чистой как белый лотос, и не привязываться к мирским вещам.
Чтобы завершить даже мирскую учебу, потребуется половина жизни, так что же сказать о трудностях Учения в течение 10 000 лет, чтобы найти путь к бесконечной жизни?
Миряне принимают Дхарму как «деланье», а монахи учатся Дхарме как «неделанью».
Миряне делают все, что угодно с привязанностью, тогда как монахи отсекают привязанности. Монахи не должны быть привязаны ни к Будде, ни к патриархам.
Монах – это человек, который достиг единства со всей Вселенной.
Усилия, которые вы прилагаете к тому, чтобы следовать Дао, становятся Дао, поэтому вы должны смело практиковать даже в очень трудных ситуациях.
Направление ваших мыслей определяется вашей практикой. Если вы способны выбрать направление ваших мыслей, тогда вы способны вступить на правильный путь, и бесконечная жизнь вам гарантирована.
Мирская жизнь позволяет иметь пробелы во внимании, но монашеская жизнь требует, чтобы практика была постоянной даже во сне. Даже небольшой перерыв в практике позволяет появиться препятствиям.
Чувствующие существа не могут избежать сансары, потому что они привязаны к тому, чтобы жить только во времени и пространстве.
ГЛАВА VII —
Правила поведения в СангхеМонах прежде всего должен отсечь тот ум, который думает в терминах «правильно» и «неправильно».
Ум бесконечен, но и тело (его представитель) не ограничено.
Монахи должны удерживать открытый Ум, который един и неделим, и действует на благо всех.
Первичной чертой всех монахов должно быть терпение.
Избегать трудностей– это предательство самого себя.
Не жалуйтесь на то, что вас попросили посвятить себя чему-либо такому, что для вас недостижимо. Думать о том, что что-либо находится вне ваших возможностей, значит ослаблять свой дух.
ГЛАВА VIII —
Предостережениячтобы раскрыть вашу истинную природу от вас потребуется очень большая плата.
Любой понимает, что произошло, когда что-нибудь теряет, но никто не осознает, что потерял свое истинное “Я”.
Предоставляя другим получать выгоду, делаешь полезное для самого себя. Делать подношения другим все равно что открывать банковский счет с большой выгодой для себя.
Одно действие лучше тысячи мыслей.
Всегда действуйте прежде чем говорите.
Истинная работа закончена, когда действует “неделанье” (wu wi). Настоящая доброта там, где не проявляешь сострадания.
Пугает больше всего пустое пространство.
Испытывали ли вы «кость пространства»?
Видели ли вы волосы, растущие на пуканьи духа?
Мышление само по себе есть реальность и истина существования.
Когда возникает мышление, возникает дхарма; когда мышление исчезает, все дхармы возвращаются в пустоту.
Земля, дерево, черепица, камни сами по себе являются Дао.
Вам следует найти будду в невежестве.
«Не ум» - это учитель Вайрокана будды.
Когда вы отсечете желание понимать, тогда вы сможете понимать все, потому что понимание находится в пустоте.
Вы должны знать, что огородное чучело более духовно, чем человеческое существо.
Если вы ничего не получили, то вам нечего и терять.
Полезный человек никогда не бывает праздным.
Даже когда моя речь Дхармы уже не будет слышна, вы сможете все еще видеть мое истинное лицо, потому что оно никогда не исчезает.
ДЗЕН МАСТЕР МАН ГОНГ
Дзен Мастер Ман Гонг Воль Мьон (1871-1946 гг)
«Вы не должны что-нибудь отбрасывать. Это истинный Буддизм. Моим единственным желанием будет то, чтобы вы освободились от всякого концептуального мышления.»
«Всегда удерживай Ум, который не знает и вскоре ты достигнешь просветления.»
«Теперь я знаю почему Бодхисаттва смотрит в сторону: потому что сахар сладкий, а соль соленая.»
Не важно, что написано. Важно, как понято.