Син-юнь. Чаньские беседы

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9496
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Син-юнь. Чаньские беседы

Сообщение 04 дек 2024, 14:17

Три столпа дзэн - Роси Филип Капло

Изображение

Роси Филип Капло
ТРИ СТОЛПА ДЗЕН
Учение, практика и просветление
Ясутани-роси (1885-1973) ЛЕКЦИИ

Буддийские писания, буддийская доктрина и буддийская философия являются не более чем интеллектуальными формулировками дзадзен, а сам дзадзен и есть их практическая демонстрация.
Существует множество прекрасных способов концентрации, завещанных нам нашими предшественниками в дзен. Самым легким для начинающих является счёт вдохов и выдохов. Ценность данного упражнения в том, что при нем исключаются всякие рассуждения, и разграничивающий их ум находится в покое. Тем самым волны мыслей погашены, и достигается постепенная однонаправленность сознания. пусть случайные мысли возникают и исчезают сами по себе, не отвлекайтесь на них и не
пытайтесь изгнать их, а только концентрируйте всю свою энергию на счёте вдохов и выдохов.

Все великие религии в той или иной степени включают в себя дзен, так как религии требуется молитва, а при молитве требуется концентрация сознания. Практикуя бомпу-дзен, вы учитесь концентрировать и контролировать свое сознание. Большинству
людей никогда не приходит в голову попытаться проконтролировать свое сознание. мы останемся в буквальном смысле калеками, пока не поймем, как удерживать свои мысли и концентрировать свое сознание.
В сайдзёдзё, практикуемом правильно, вы сидите в дзадзен в твердой уверенности, что он является актуализацией вашей чистейшей Истинной природы, и в то же время вы сидите в полной убежденности, что придёт день, когда, воскликнув: «О, вот оно!», вы безошибочно осознаете эту Истинную природу. Поэтому вам и нет необходимости сознательно добиваться
просветления.

У дзадзен три цели: 1) развитие способности сосредоточения (дзёрики), 2) сатори-пробуждение
(кэнсё-годо) и 3) актуализация Величайшего Пути в нашей повседневной жизни (мудзёдо но тайгэн).
Все три образуют неразрывное целое.
Дзёрики, первая из трех, - это способность или которая появляется, когда при сосредоточении в
дзадзен сознание удаётся объединить и направить в одну точку. Это – больше, чем способность
сосредотачиваться в обычном смысле этого слова. Это динамическая сила, которая, когда
мобилизована, даёт нам возможность в самых неожиданных ситуациях действовать мгновенно, не
тратя время на то, чтобы собраться с мыслями, и в такой манере, которая целиком отвечает
обстоятельствам. Тот, кто развил в себе дзёрики, перестает быть рабом своих страстей, так же как и
зависеть от своего окружения. Постоянно владея самим собой и обстоятельствами, он способен
действовать совершенно свободно и хладнокровно. в этом состоянии наше сознание
становится как чистая, спокойная вода.
Продолжайте сосредотачиваться на ваших вздохах и выдохах и пытаться ясно прочувствовать каждый такт дыхания.

7. СИКАН-ТАДЗА

До сего момента вы сосредотачивались на своём дыхании, пытаясь живо прочувствовать каждый
вдох и каждый выдох в отдельности. Если вы занимаетесь без наставника, не переходите от одного упражнения к последующему, пока вы не сможете считать от одного до десяти, не сбиваясь ; и не выходя за счёт десять в течение, скажем, пятнадцати минут.

Сикан означает «ничто кроме» или «только», тогда как та означает «удалять», а дза - «сидеть». Поэтому сикан-тадза - это упражнение, при котором сознание активно занято только самим сидением. В этом виде дзадзен, сознанию очень легко отвлечься без такого подспорья, как счёт дыхания или коан. Следовательно, правильный настрой сознания становится вдвойне важным. В сикан-тадза сознание должно быть неторопливым, но в то же время прочно посаженным или массивно сложенным, как, скажем, гора Фудзи. Но оно должно быть также и в боевой готовности, подобно туго натянутой тетиве лука. Поэтому сикан-тадза – это возвышенное состояние сосредоточенного сознания, в котором человек и не напряжён и нетороплив, и, конечно же, не расслаблен. Это сознание того, кто смотрит в лицо смерти.
в фехтовальной дуэли вы встречаете своего противника, вы - всё время настороже, бдительны и в постоянной готовности. Стоит вам ослабить своё внимание хоть на мгновение, вы тотчас будете сражены. За вашим поединком наблюдают зрители. Вы не слепы и видите их краем глаза, вы не глухи и слышите их. Но эти чувственные впечатления не завладевают вашим сознанием не на секунду.
Такое состояние долго не сохранить – вы должны не выполнять сикан-тадза в течении
более получаса за один подход. Если вы выполняете сикан-тадза как следует, через полчаса вы будете мокрым от пота, даже зимой в неотапливаемой комнате из-за того, что при напряжённом сосредоточении
выделяется большое количества тепла. Если вы сидите слишком долго, ваше сознание теряет
живость, тело устаёт, и от ваших усилий будет меньше пользы, чем в том случае, когда упражнение
ограничено тридцатиминутными периодами.

В отличие от неумелого фехтовальщика, мастер владеет своим оружием, не прилагая к тому усилий. В начале напряжения не избежать, но по мере опыта этот напряженный дзадзен уступает место раскованному,
но полному внимания, сидению. как искусный фехтовальщик в момент опасности
выхватывает из ножен свое оружие адепт сикантадза сидит непринужденно, настороженный и внимательный. Но не вздумайте хоть на секунду заблуждаться, что этого можно достичь без длительной и усердной практики.
Первая из трех составляющих дзенской практики - это твердая вера (дайсинком). эта фраза
подразумевает веру, прочно и глубоко укоренившуюся, непоколебимую, подобную гигантскому
дереву или огромному валуну.
мы сидим в дзадзен с нерушимой верой, что мы - от рождения Будды старые учителя говорили, что поскольку они все присутствуют одновременно, легче не попасть ногой на землю, чем умудриться не достичь совершенного просветления.

УСТРЕМЛЁННОСТЬ
...Нет какой-то определенной практики, которая годилась бы всем. Обычно тому, кто относит себя к
первой группе, предписывают упражняться в счёте вдохов и выдохов; тому, кто относит себя ко
второй, - следить за своим дыханием; к третьей - сикан-тадза; и к четвертой - коан, как правило, Му.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9496
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Син-юнь. Чаньские беседы

Сообщение 18 янв 2025, 11:04

Сознание Дзен, сознание начинающего - Сюнрю Судзуки.
https://www.youtube.com/watch?v=Dyn1dOkUXnk
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература