Улыбка
Метод, о котором мы рассказываем в этой книге – это медитация улыбки. Причина, по которой вам необходимо улыбаться состоит в том, что, как было обнаружено современными психологами, когда уголки рта приподняты, то же происходит и с вашим состоянием ума. И когда уголки рта опущены, состояние ума тоже следует за ними.
Пусть лёгкая улыбка будет на ваших губах, в ваших глазах, даже если они закрыты (вы заметите, что в глазах может оказаться много напряжения). Пусть внутренняя улыбка озаряет ваш ум, ваше сердце.
Поначалу это может даже быть механическая улыбка – в конце концов она станет искренней и счастливой. Это должна быть улыбка, порождающая Любящую доброту. Важно верить в это! Улыбайтесь губами, улыбайтесь умом, улыбайтесь сердцем!
Если ваш ум отвлекается 25 раз за сеанс медитации, и 25 раз вы распознаёте это, отпускаете, расслабляете, обновляете улыбку и возвращаетесь к медитации, то вы медитируете хорошо. Да, это может быть и не спокойная медитация, но это живая медитация, и она при этом вполне может считаться хорошей!
Каждый раз как ваш ум отвлекается и возвращается, и вы расслабляетесь и улыбаетесь, вы развиваете свою способность видеть отвлечения и отпускать их. Вы оттачиваете свою Осознанность (сати), свою наблюдательную способность. По мере практики вы будете всё больше совершенствоваться в этом, и мощь вашего внутреннего наблюдателя будет расти.
Духовный друг
Изначально нужно максимально облегчить и упростить практику.
Вы можете сделать своему духовному другу пожелание в таком роде: «Как я чувствую это счастье сам, пусть и ты будешь счастлив и мирен!» Погрузите его в это чувство Любящей доброты, поместите его в центр своего сердца и улыбнитесь ему как вы это делали до сих пор. Будьте действительно искренни, делая это. Действительно верьте в это. Чем сильнее вы в это верите, тем сильнее будет это чувство. Опять же, некоторым людям хорошо даётся визуализация, а некоторым – нет. Просто знайте кто это и что вы желаете ему добра.
Фразы являются способом запустить процесс – они вызывают чувство. Когда вы произносите это пожелание, сместите ваше внимание на само чувство. Помните, это – чувство, которое и является объектом медитации. Оставайтесь с этим чувством и позвольте ему расти естественным образом. Не форсируйте его; просто дайте ему лёгкий мягкий толчок.
Рано или поздно это чувство начнёт увядать. Когда это произойдёт, повторите фразу опять. Не полезно повторять её часто. Это делает повторение механическим. Лучше произносите её искренне и отдыхайте несколько мгновений с тем чувством, которое ей вызвано. Повторите фразу опять только если чувство не появилось.
Некоторые люди спрашивают: «Мы посылаем это чувство вовне к другу?» Ответ такой: Нет, мы не «посылаем» ничего. Мы просто видим друга в центре сердца и желаем ему/ей быть счастливым. Когда свеча излучает тепло и свет, посылает ли она что-либо кому-либо? Нет, она просто излучает всё это потому что такова природа тепла и света. Схожим образом мы окружаем Друга этим чувством, желая ему его, и видим что он счастлив и улыбается.
Этот процесс является сочетанием трёх компонентов: излучения чувства в вашем сердце, мысленной фразы и образа – вашего или вашего духовного друга. Около 75 процентов вашего внимания должны приходиться на чувство излучения, 20 процентов на чувство пожелания, и только немного, скажем 5 процентов, на визуализацию друга. самая важная часть Метты это ощущение излучения и искреннее пожелание счастья своему Другу, и затем – чувство счастья как таковое.
Когда вы рисуете в воображении своего духовного друга, пусть он будет улыбающимся и счастливым. Помните что нужно хранить лёгкую улыбку на ваших губах в течение всей медитационной сессии. Если вы обнаружите что прекратили улыбаться, это должно вам напомнить возобновить улыбку и повторить пожелание и доброе чувство. Ваше лицо не привыкло улыбаться, поэтому будьте терпеливы! Возможно, ваши щёки даже будут слегка болеть поначалу, но потом вы привыкните и это пройдёт.
Пожалуйста не порицайте себя за то что вы забываете улыбаться; критикующие мысли о чём-либо не являются благотворными и ведут к ещё большему страданию. Если вы видите, что вы набросились на себя за то, что забыли улыбаться, просто посмейтесь над тем, какой у вас сумасшедший ум!
Поймите, что ум у всех сумасшедший и это его нормальное состояние. Посмейтесь над этим. Эта медитация должна быть лёгкой, интересной, помните? Так улыбайтесь и смейтесь над тем что опять попались, затем вернитесь к объекту медитации.
Жизнь это игра, в которую мы играем, поэтому сохраняйте лёгкость, получайте удовольствие всё время. Для этого нужна практика, но вы именно затем и занимаетесь медитацией Любящей доброты, верно? Играйте и не принимайте что-либо слишком серьёзно.
Это, конечно, серьёзная медитация, но мы не хотим чтобы вы были серьёзными, занимаясь ей! Ваш ум не должен быть слишком серьёзным; скорее он должен быть лёгким и приподнятым. Улыбайтесь и если это не работает, посмейтесь немного и это должно помочь вернуться в нужное состояние ума.
Вы будете представлять одного и того же духовного друга. Это может занять несколько дней или недель. Чем больше вы можете оставаться в настоящем – счастливым и удовлетворённым, чувствуя счастье вместе со своим духовным другом – тем скорее вы сможете двигаться к следующим ступеням медитации.
Тем не менее, если ваше внимание установилось на духовном друге, будьте только с ним. Если вы переключаетесь от одного человека к другому, практика не сможет созреть и углубиться. Иногда медитирующие хотят послать Метту другим людям или всем существам. Это не более чем тонкий способ, к которому ваш ум прибегает чтобы отвлечься. Лучше оставаться с одним тем же другом в начале, так что вы сможете построить свою «собранность» (самадхи).
Мы заменяем слово «концентрация» на слово «собранность» чтобы подчеркнуть, что мы не принуждаем наш ум оставаться на одном объекте медитации насильственным образом. Скорее мы стремимся чтобы наш ум без усилия покоился на объекте.
Устраняйте все отвлечения используя 6R: 1) Распознайте, что отвлечение увело ваше внимание в сторону; 2) Отпустите ваш ум от этого отвлечения так чтобы больше не питать его вниманием; 3) Расслабьте ум чтобы отпустить напряжение и стеснённость в голове, которые удерживают вас в этом состоянии, 4) Возобновите улыбку; 5) Вернитесь к вашему объекту медитации и наконец 6) Повторите весь процесс если необходимо.
Когда нет отвлечений, нет необходимости и контролировать внимание. Оно просто остаётся на месте само собой.
Это на самом деле весьма замечательная вещь!
Ещё раз, возможно будут появляться случайные мысли пока вы будете оставаться с вашим объектом медитации, но эти мысли не будут достаточно сильны чтобы увести ваше внимание полностью от вашего объекта медитации. Когда это случается, просто игнорируйте эти мелкие мысли и оставайтесь с вашим духовным другом. Мелкие мысли и отвлечения уйдут сами собой; нет необходимости применять к ним 6R.
Используйте 6R только когда внимание вашего ума полностью ушло от объекта медитации.