16 май 2025, 15:54
Глава 7
Смерть для ограниченного
46.
Поза должна быть устойчивой и удобной.
47.
Поза постигается посредством расслабления от усилий и медитации на бесконечное.
48.
Когда поза постигнута, исчезают помехи, вызванные двойственностями.
49.
Следующим шагом после достижения совершенства в позах будет контроль дыхания, который совершается посредством задержки дыхания при вдохе и выдохе или внезапной его остановки.
50.
Продолжительность и частота контролируемых дыханий обусловлена временем и местом и становится более длительным и тонким.
51.
Существуют четвертая сфера контроля дыхания, которая является внутренней и выходит за пределы трех других.
***
Существуют моменты, когда вы устаете от жизни. Существуют моменты, когда вам хочется умереть. Но смерть это искусство, вы должны ему научиться. И то, что вы устали от жизни, в действительности, не означает, что глубоко внутри в вас исчезло стремление к ней.
Только йог может быть готовым к смерти, потому что только он знает, что путем добровольной смерти, смерти по своей воле, вы можете достичь вечной жизни. Только йоги знают, что смерть это дверь, что это не конец всему. На самом деле это только начало. В действительности, за ее пределами открывается бесконечность Бога. за ее пределами вы впервые становитесь подлинно живыми. Не только биение вашего сердца, но и само ваше биение. Вы становитесь экстатичными в своем внутреннем бытии. Жизнь изобильная, жизнь вечная вошла через дверь смерти.
Для людей, которые встали на путь йога, смерть является добровольным явлением; они жаждут ее. Они не против жизни: они за более великую жизнь. Они приносят свою жизнь в жертву ради более великой жизни. Для того чтобы достичь более великого себя, они принося в жертву свое эго. Они приносят свою в жертву самих себя ради высших себя. Они постоянно жертвуют ограниченным, чтобы достичь бесконечного. Именно это и есть рост: постоянно приносить в жертву то, что вы имеете, во имя того, что станет возможным только тогда, когда вы опустошитесь, когда у вас больше ничего не останется.
Все искусство Патанджали заключается в том, как достичь такого состояния, когда вы сможете добровольно умереть, добровольно сдаться безо всякого сопротивления. Эти сутры смогут подготовить вас, они будут подготовкой к смерти, подготовкой к более великой жизни.
Поза должна быть устойчивой и удобной.
Патанджали учит грации тела, потому что только в личности, исполненной грации, существует Бог.
поза должна быть устойчивой, она должна приносить вам блаженство, быть удобной.
Если вы чувствуете себя устойчиво и удобно в кресле, отлично. Вы можете сидеть в позе, которая будет для вас мучительной, но тогда, согласно Патанджали, это не будет позой. Поза должна быть такой, чтобы вы смогли забыть о теле. Что такое удобство? Вам удобно тогда, когда вы забываете о теле. Вы должны чувствовать себя удобно, потому что, если вам неудобно в своем теле, вы не можете стремиться к другому блаженству, которое принадлежит более глубоким слоям: если вы упускаете первый слой, все другие слои становятся недоступными. Удобно чувствовать себя в теле это основное требование для каждого, кто пытается достичь внутреннего экстаза.
«Поза должна быть устойчивой и удобной». И когда поза удобна, она должна быть устойчивой. Если поза неудобна, вы начинаете ерзать. Если поза действительно удобна, зачем вам ерзать, беспокоиться и постоянно менять положение своего тела?
Каждое тело уникально. Что является удобным для вас, может быть неудобным для кого-то другого.Вы должны найти свою собственную позу. вашим учителем будет ваше собственное чувство того, что вам удобно. в течение нескольких дней испробуйте все способы сидения — однажды вы наткнетесь на правильную позу. И в тот момент, когда вы почувствуете, что эта поза правильная, внутри вас все успокоится, и воцарится молчание. И никто другой не сможет научить вас, потому что никто не знает гармонии вашего тела, и какая именно поза будет для вас устойчивой, удобной. никогда не следуйте общим правилам, потому что правила есть нечто среднее. Тот, кто пытается следовать среднему, упускает.
Вот почему математика является точной наукой — потому что она абсолютно нереальна. Вы можете быть точными только тогда, когда имеете дело с нереальностью. Реальность не интересует ваши правила, уставы. Изучите среднее, это вам поможет, но не делайте из него правила. Пусть оно будет просто тактикой понимания. Оно будет подобно неточной карте. Эта смутная карта даст вам определенные намеки, но вы должны будете найти свой внутренний комфорт, устойчивость. Более прекрасного определения позы не может и быть: Поза должна быть устойчивой и удобной.
То, что устойчиво и удобно является позой. когда вы привносите слово «должна», все становится трудным для понимания. Стир сукхам асанам — нет слова должна». Стир означает устойчивая, сукхам означает удобная, асанам означает поза — вот и все. «Устойчивая, удобная — это поза». Это просто определение, индикатор, указатель. Это не правило. Вы должны будете почувствовать, разработать его; но это правило будет истинным только для вас. Еще не факт, что ваше лекарство подойдет всем. Не давайте его другим.
Не будьте глупыми. Примите эта определения, высказывания, сутры как очень приблизительные способы. Пусть они станут частью вашего понимания, но не пытайтесь в следовать им в точности. Пусть они глубоко войдут в вас, пусть они дадут вам некоторые сведения, и затем ищите свой собственный путь. Великие учения никогда не бывают прямыми.
Как достичь этой устойчивости? Сначала посмотрите, удобно ли вам. Если ваше тело испытывает именно глубокое удобство, если оно глубоко отдыхает, чувствует себя хорошо, вокруг вас возникает некоторое благополучие. Оно должно стать пробным камнем. Вы можете почувствовать это, когда стоите; вы можете почувствовать это, когда лежите; вы можете почувствовать это, когда сидите в кресле. это внутреннее чувство комфорта. И когда вы достигли его, вам больше не захочется перемещаться снова и снова, потому что, чем больше вы двигаетесь, тем больше вы упускаете. Если вы движетесь — вы разрушаете это.
Это естественное желание каждого, и йога это самое естественное, что есть в мире: естественное желание удобства, и когда вы чувствуете себя неудобно, вам хочется что- то изменить. Это естественно. Всегда прислушивайтесь к естественному, инстинктивному механизму, что находится внутри вас. Он всегда бывает точным.
Поза постигается посредством расслабления от усилий и медитации на бесконечное.
Прекрасные слова, великие определения и указатели: Праятна шаитилья — расслабление от усилий — тело находится в таком глубоком покое, и не возникает ни малейшего движения, потому что телу настолько удобно, что желание двигаться исчезает, вы начинаете наслаждаться чувством комфорта, она становится устойчивой.
Когда меняется ваше настроение, меняется и ваше тело; когда меняется ваше тело, меняется и ваше настроение. Если происходит нечто действительно достойное вашего внимания, вы перестаете даже моргать; даже это будет мешать... никакого движения, вы становитесь абсолютно устойчивыми, отдохнувшими, как будто бы тела не стало.
Первое, что нужно, чтобы достичь этой позы, это расслабление от усилий, что является одной из самых трудных вещей в мире — самой простой, но все же самой трудной. Если вы понимаете, этого достичь очень просто, и очень трудно, если вы не понимаете. Дело не в практике, все дело в понимании.
Вы должны полностью расслабиться от усилий, потому что усилие является частью воли, а воля противоречит сдаче. Если вы пытаетесь что-то сделать, вы не позволяете сделать это Богу. Когда вы сдаетесь, когда вы говорите: «Хорошо, да будет воля твоя. Если ты пошлешь мне сон, хорошо. Если ты не пошлешь мне сна, тоже хорошо. Я не буду жаловаться, я не буду выражать недовольства. Тебе лучше знать. Если тебе нужно послать мне сон, посылай. Если не нужно, отлично — не посылай его. Пожалуйста, не слушай меня! Да будет воля твоя»: именно так вы расслабляетесь от усилий.Путем усилий вы достигаете мира, путем отсутствия усилий — Бога. необходимо не-усилие. Необходимо отсутствие усилий, необходимо расслабление.
Первое: праятна шаитилья — отсутствие усилий. Вы должны просто чувствовать себя удобно. Для этого не нужно прилагать много усилий, Пускай всю работу выполняют чувства. Не привносите в это волю. Как вы можете заставить себя чувствовать себя удобно? Это невозможно. Вы можете чувствовать себя удобно только в том случае, если позволяете этому случиться. Вы не можете заставить себя сделать это.
Вы не можете достичь любви посредством воли, вы не можете достичь молитвы посредством воли, вы не можете достичь позы посредством воли. Вы должны почувствовать. Чувство есть нечто совершенно отличное от воли.
***
Вы не можете искать Бога. Вы только можете позволить Богу обладать вами. Вы только можете позволить ему искать и исследовать вас. Любовь или Бог очень великое явление. Вы очень малы. Если вы пытаетесь что-то предпринять, вы потерпите поражение, поражение заключено в самом вашем усилии. Не пытайтесь.
Просто будьте кристально чистыми в своем одиночестве, чистыми в своем одиночестве, спокойными, уравновешенными, укорененными, центрированными. Внезапно, нечто прыгает в вас, и вас больше нет. Мост исчез; эго больше нет. В первый раз это всегда происходит неосознанно. Это всегда будет для вас неожиданностью. Это самое невероятное, самое невозможное, но это происходит.
Глава 10
Все проблемы нереальны
Вы сказали, что человек это мост, протянутый между животным и божеством.
Где мы на этом мосту?
Вы не на мосту, вы есть мост. Это должно быть понято. Если вы думаете, что вы на мосту, вы упускаете весь смысл — это эго не понимает всей ситуации в целом. Вы и есть этот мост. Вы должно быть пройдены, трансцендентированы. Если эго кристаллизовано, тогда вы не мост, его больше нет — вы стали животными. Если вас вообще нет, тогда мост снова исчезает — тогда вы становитесь божествами. Если остается только эго, вы становитесь собакой; эго это собака. Если вы полностью исчезли, оставшееся молчание является божеством, Богом.
Оставшаяся пустота, оставшееся пространство, бесконечное, лишенное границ — именно это Будда назвал нирваной. Слово «нирвана» означает: когда вы перестаете существовать. Дословно «нирвана» означает: когда вы гасите пламя своей свечи — пламя исчезло — вы стали бесконечными, теперь вы нигде не можете себя обнаружить — тогда вы становитесь божественными. Просто попытайтесь понять, что вы и есть этот мост. Он должен быть пройден.
Не пытайтесь стать свободными, потому что это может стать тонкой мотивацией для вашего эго. Попытайтесь стать свободными от эго. Свобода никогда не будет вашей; свобода будет существовать только тогда, когда не будет вас.
Позвольте этому чувству «я» исчезнуть, и вам не нужно будет беспокоиться ни о чем другом. Просто позвольте ему исчезнуть... оно должно постоянно создаваться, только тогда оно может выжить. Для того, чтобы велосипед ехал, вам нужно постоянно крутить педали. Для того чтобы эго существовало, с ним нужно постоянно сотрудничать.
Не нужно с ним бороться, просто станьте бдительными и перестаньте сотрудничать.
Будьте бдительными, продолжайте наблюдать, как возникает эго, насколько тонки его пути. Просто наблюдайте, не сотрудничайте — этого будет достаточно: эго умрет от голода, велосипед остановится. Если вы не крутите педали, оно не может продолжать свое существование.
Когда вы спрашиваете, как остановить эго, вы подобны велосипедисту, который спрашивает «Как остановиться?», и продолжает крутить педали. Не крутите педали. Велосипед не может ехать сам по себе, ему необходима ваша помощь.
Ваше несчастье существует только потому, что вы ему помогаете. Ваше страдание существует только потому, что за ним стоите вы, постоянно питая его. Ваш ад существует только благодаря вашей поддержке. Если вы понимаете это, сотрудничество растворяется; вы больше не часть всей этой игры в несчастье; вы стоите в стороне и наблюдаете. Внезапный взрыв — больше нет никакого эго, больше нет никакого велосипеда, нет ничего, что бы давало вам возможность крутить педали. Именно в этот момент мост был пройден.
Как можно наблюдать дыхание, когда вы его не видите, но ощущаете?
Для наблюдения не нужно его видеть, его можно ощущать. Когда дыхание движется, проходит по дыхательным путям, вы ощущаете его прикосновение.
вы должны быть бдительными: оно идет вовнутрь, оно достигает глубочайших слоев вашего существа, затем оно полностью останавливается; затем оно возвращается назад. Прилив и отлив: затем оно вышло, полностью вышло наружу, прекратилось; затем снова пошло назад. Таков полный круг — входит вовнутрь, выходит наружу, входит вовнутрь, выходит наружу — вы должны осознавать это. Если вы ощущаете его — это осознанность, но вы не должны переставать его ощущать. Если вы станете делать это каждый день в течение часа, вся ваша жизнь изменится.
если вы не измените свое дыхание, в вас не произойдет никакого химического изменения. В этом различие между Патанджали и Буддой. Методы Патанджали меняют всю химию вашего тела; методы Будды вообще не затрагивают ее. Нормальное дыхание — такое, как есть: вы просто наблюдаете, ощущаете, видите. Не позволяйте ему входить вовнутрь и выходить наружу неосознанно, вот и все. Не изменяйте его. Пусть оно будет таким, как есть. Просто добавьте еще одно: то, что вы остаетесь его свидетелем.
Даже если вы можете делать это по часу в день, вся ваша жизнь будет трансфигурирована. Вы просто станете трансцендентальным переживанием, трансцендентальным сознанием. Вы не будете видеть Будд, вы сами станете Буддой.
Как можно научиться отличать реальные проблемы от нереальных?
На самом деле, если вы нереальны, тогда существуют вопросы и проблемы. Когда вы становитесь реальными, подлинными, молчаливыми, тотальными, они исчезают.
есть состояние ума, в котором существуют только вопросы, и есть состояние ума, в котором существуют только ответы. Если вы все еще задаете вопросы, вы не можете получить ответа. Я могу давать его, но вы не сможете его получить. Вы должны достичь такого состояния ума, в котором не будет никаких вопросов. Невопрошающее состояние ума это единственный ответ.
Именно для этого и существует медитация: чтобы отбросить вопрос, чтобы отбросить внутреннюю болтовню. Когда внутренняя болтовня прекращается, возникает бесконечное молчание... В этом бесконечном молчании на все отвечено, все решено — не сказано словами, просто решено. Больше не возникает никаких проблем. Проблемы возникали, потому что таким был подход вашего невротичного ума. Теперь ума больше нет, невроз прошел... больше нет вопросов. Все стало простым. Есть тайна, но нет никаких проблем. Ничто не решено, но не осталось ничего такого, что требует решения. Все является тайной, вас окружает великое чудо; куда бы вы ни посмотрели, в тайне открывается глубина за глубиной. Когда у вас нет никаких вопросов, вам доступна вся жизнь в ее абсолютной тайне — это и есть ответ. Осознанность существует без проблем и без вопросов. Неосознанность существует вместе с вопросами и проблемами — и бесконечными вопросами, бесконечными проблемами.
Отбросьте внутреннюю болтовню, и тогда вы увидите. ничто не является скрытым, все ясно, как белый день, но ваши глаза закрыты.
В один прекрасный вечер Будда сдался. В эту самую ночь он стал просветленным. В эту самую ночь праятна шаитилья, расслабление от усилий, случилось. Он стал Буддой не благодаря силе воли, он стал Буддой, когда сдался, когда поднял свои руки вверх.
Я постоянно говорю вам: «Приложите все усилия», но только для того, чтобы с вашей волей было покончено, и сон был бы завершен: вы просто становитесь сытыми этой волей настолько, что просто-напросто сдаетесь. В этот самый день вы и становитесь просветленными.
Но не спешите, потому что, если вы сдадитесь прямо сейчас, не прилагая никаких усилий, это вам не поможет. Это не поможет. Это будет хитростью. Вы должны быть абсолютно невинными. Это должно произойти.
Это всего лишь определения. Патанджали не говорит: «Делай это!» Он только указывает вам путь. Если вы понимаете, это начнет оказывать на вас влияние, на образ вашей жизни, на ваше бытие. Впитайте это. Пусть это глубоко насытит вас. Пусть это начнет циркулировать в вашей крови. Пусть это станет самой вашей плотью. Вот и все. Эти сутры не для того, чтобы вас ими пичкали. Не нужно делать их частью своей памяти, они должны стать частью вас самих. Все ваше тотальное бытие должно обрести понимание, вот и все. И затем забудьте о них. Они начнут функционировать.
«Поза постигается посредством расслабления от усилий и медитации на бесконечное.»
. Расслабление усилий. Это как сон, позвольте ему случиться. Это глубокое позволение, позвольте ему случиться. Не пытайтесь форсировать события, иначе вы убьете его. И второе: когда тело позволяет самому себе чувствовать себя комфортно, успокоиться в глубоком отдыхе, ваш ум должен быть сконцентрирован на бесконечном.
Если вы думаете о Боге, внезапно, возникает вакуум... Что вы можете думать о Боге? Если вы можете думать о нем, тогда этот Бог перестает быть Богом, он стал чем-то ограниченным. Бог реальности, не веры — безграничен. И этот Бог не является концепцией! Настоящий Бог необъятен... Это он играет с вашим умом, а не ваш ум не играет с Богом. Тогда Бог больше не игрушка в ваших руках, вы становитесь игрушкой в руках божественного. Все совершенно изменилось. Бог возобладал над вами. Правильное слово это «быть обладаемым», быть обладаемым бесконечным.
Это больше не картинка, стоящая перед глазами вашего ума. Больше нет никакой картинки. Огромная пустота... и вы растворяетесь в этой огромной пустоте. Утрачиваются не только определения Бога, утрачиваются все границы; когда вы вступаете в контакт с бесконечным, вы начинаете утрачивать свои границы. Ваши границы становятся неясными. Ваши границы становятся все менее и менее определенными, они становятся более гибкими, и вы исчезаете в небе подобно дыму. Наступает момент, когда вы смотрите на себя... и вас больше нет.
Поэтому Патанджали говорит: полное отсутствие усилий, и сознание сконцентрировано на бесконечном. Именно так достигается асана. И это только начало; это всего лишь тело. Вы должны идти глубже.
Не важно, что написано. Важно, как понято.