30 июн 2017, 00:21
Палка дзен 1 - Палка о двух концах
Палка о двух концах
---
Захотелось прокомментировать одну запись ("Размышление о палке"), которая, как сообщает livejournal, "попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона".
В частности, там говорится: "Такой подход (удар палкой), на самом деле, является единственным верным способом общения мастера с учеником.
Почему? А вот почему:
Если ученик получил дрыном, обиделся и ушел - значит, учиться не хочет. Мастер прав - гнать таких от себя.
Если получил дрыном и дал мастеру сдачи - значит, мастер негодный.
Если получил, задумался и просветлился - цель достигнута, все молодцы."
======
я, конечно, признаю за автором любого эссе право разворачивать его предмет любым, хоть и самым причудливым, но удобным для хода его мысли образом.
Но все же такое обмирщвленное представление об ударах мастера получило слишком широкое распространение; отчего и хочется сделать свои несколько замечаний.
-- Получивший дрыном ученик обидеться никак не может. А если он (не ушел, а) просто отошел от мастера - это может быть свидетельством достигнутого результата: кенсе, сатори или даже просветления.
- Ударом палки мастер вовсе не гонит ученика, а выделяет его как весьма достойного. Получить удары особой расщепленной бамбуковой палки мастера - заветная мечта всех его учеников. (Об этом позже)
- Если ученик дал мастеру сдачи, то это
а) может довольно часто быть (видимым только мастеру) признаком его просветления.
В противном случае, величайшее уважение, можно даже сказать - культ мастера (да и вообще необычайная почтительность к старшим, свойственная китайской и японской традиции) делает такое поведение просто немыслимым
б) (возможное только в случае а)!: получения просветления или, как минимум, сатори, кенсе)
ответное испытание учеником подлинности мастера. Мастер, конечно, может поступить как угодно. Его реакция непредсказуема. Но известны именно случаи, когда мастер вдруг просто ведет себя как ни в чем ни бывало. Как будто ничего вопиющего для монастырской дисциплины и не случилось.
-- А вот если ученик "задумался", - это верное свидетельство того, что цель не достигнута, а именно что упущена.
Но все эти замечания вряд ли б и стоили высказывания, если б они не навели меня на более общие размышления, которые, коль успею, приведу дальше.
Не важно, что написано. Важно, как понято.