Светильник, озаряющий путь к освобождению -
Дуджом РинпочеОбладающие всеми надлежащими качествами наставления Его Святейшества Дуджома Ринпоче Джигдрела Еще Дордже касательно способа обучения учеников и опоры на учителя в общих и особых предварительных практиках, изданные на английском языке, были недавно переведены на русский язык. Это является превосходным событием, так как практика подлинной святой Дхармы создаёт причину как для достижения высших сфер существования, так и для обретения абсолютного блага пробуждения для тех, кто к этому стремится. Но сначала необходимо создать фундамент из предварительных практик в соответствии с подлинной передачей учителей линии, безошибочно применяя их в надлежащей последовательности.
Этот текст является особым явлением, о котором говорят – «И воссияла мудрость!». Если у серьёзных последователей Дхармы Будды, а в особенности у адептов ваджраяны, зародится желание следовать за истинным махасиддхой или хотя бы просто ознакомиться с текстом, содержащим его наставления, став таким образом сопричастным великому откровению, то лучшее, что они могут сделать для реализации своего устремления, – это прочесть нижеследующие наставления Кьябдже Дуджома Ринпоче Джигдрела Еше Дордже.
Этот текст является ярчайшим драгоценным украшением безупречной и совершенной матери всех феноменов. Я абсолютно уверен, что уже только сам факт обладания этим текстом устанавливает наиболее благоприятную взаимосвязь с Дхармой. Я возношу молитвы за то, чтобы все, кто его прочтёт, а также все, кто обладает связью с этими читателями, обрели совершенный плод бесценного сокровища Самантабхадры.
Светильник, озаряющий путь к освобождению. Полный свод наставлений по предварительным практикам традиции глубокой тайной сердечной сущности Дакини -
Кьябдже Дуджома Ринпоче Джигдрела Еше Дордже,
ветильник, озаряющий путь к освобождению
Нам следует визуализировать себя как Лотосорожденного Ваджрадхару, Необходимо приложить все усилия, чтобы не впадать в сонливость или отвлечение; нужно поддерживать умеренный темп, избегая торопливости и спешки, а также стараться поддерживать ясный, приятный тон голоса, позволяя речи течь расслабленно и равномерно.
Тебе следует сохранять самоконтроль,
В глазах должна быть радость.
Впитывай сказанное, как будто это целебный нектар,
Сохраняя ум незагрязнённым.
Веди себя так же, как больной на приёме у врача, —
Три изъяна сосуда
Слушайте, как должно, не вовлекаясь в тревожащие эмоции;
Слушайте внимательно, не переворачивая сосуд вверх дном;
Сохраняйте учение в памяти, не позволяя ему вытечь.
Часть II
Подробное объяснение этапов вступления на путь
Уяснив метод устранения изъянов, следует поудобнее устроиться на сиденье для медитации. После этого мы принимаем любую подходящую позу, при которой спина остаётся выпрямленной. если тело не привести в определённую позу, ум не придёт в состояние покоя. Если привести тело в надлежащую позу, то в уме возникнет реализация. Правильная поза для медитации всегда была первым пунктом, о котором упоминали в своих глубоких наставлениях мастера прошлого.
После того как мы приняли надлежащую позу, необходимо вывести застоявшийся воздух, выдохнув три раза через правую ноздрю, затем три раза через левую и в заключение три раза через обе ноздри. Выдыхая, следует представлять, что все неблагие деяния, болезни, негативные энергии и другие неблагоприятные факторы, которые накопились у всех живых существ с безначальных времён на протяжении бесчисленных перерождений, собираются вместе и очищаются во время выдоха через ноздри и что всё наше тело очищается. Это напоминает то, как отмывают какой-либо сосуд, прежде чем налить туда ценную жидкость.
Далее мы на некоторое время оставляем ум в его естественном состоянии, и когда наше состояние стабилизируется и не будет поддаваться влиянию внешних обстоятельств, можно считать, что мы готовы начать медитацию. Сначала мы зарождаем устремление бодхичитты, говоря себе так: «Я буду практиковать этот глубокий путь ради блага всех живых существ, заполняющих бескрайнее пространство».
Теперь мы визуализируем перед собой на уровне глаз, в точке, где сходятся брови, обширную сферу, испускающую яркие лучи света и кольцевые радуги.
...Далее мы представляем, что в результате нашей молитвы учитель проникается вдохновением и радостью. Он более не склонен оставаться на прежнем месте и начинает двигаться по направлению к точке над нашей макушкой. Достигнув этой точки, учитель и его супруга мгновенно тают в свете, сущности блаженства, и проникают через отверстие на нашей макушке в виде капли амброзии бодхичитты. Эта капля растворяется в центре нашего сердца, и тогда наши тело, речь и ум становятся нераздельны с тремя ваджрами учителя:
________________________________________________
Силой веры и преданности я призываю поток ума учителя.
Тогда он, пребывая в состоянии высочайшего блаженства,
Устремляется к моей макушке
И в форме облака бодхичитты
Дарует посвящение царского окропления мудрости.
Я получаю благословение великого единовременного постижения и освобождения.
________________________________________________
Проговорив всё это, мы на некоторое время расслабляемся в состоянии равностности, сохраняя осознавание, ничем его не усложняя и не загрязняя.
Описанная практика является важнейшей предварительной практикой, выполняемой в начале каждой сессии.
Глава 6
Размышление о смерти и непостоянстве
Всё в трёх мирах существования является непостоянным – движется и растворяется, подобно облакам , которые сначала собираются в плотную завесу, а затем просто исчезают. Жизнь человека проходит стремительно подобно горному потоку; она мимолётна, как вспышка молнии в небе, которая длится лишь одно мгновение. Реку, неумолимо стремящуюся в низины, не повернуть вспять, и точно так же ничто не в силах остановить стремительно иссякающий срок жизни.
Три мира непостоянны подобно осенним облакам;
Живые существа рождаются и умирают подобно персонажам на сцене.
Жизнь подобна вспышке молнии в небе,
Она промчится подобно стремительному горному потоку.
«Есть ли какиенибудь основания полагать, что это моё тело, не обладающее реальным существованием, будет оставаться живым вечно?».
Если даже тело сугаты, отмеченное тысячей знаков,
Обретённое в результате сотен добродетельных деяний,
Является непостоянным, то как можно сомневаться в том,
Что тело обычного существа, ненадёжное, как пузырь на воде,
Однажды исчезнет?
Взгляни, как садится солнце – Будда, что приходил ради блага существ;
Взгляни, как тает луна – сокровище святой Дхармы.
Смотри и помни, что ни имущество, ни близкие, ни благоденствие —
Ничто не будет длиться вечно.
А если так, то что уж говорить о человеческих существах,
Чьи хрупкие тела исчезают, словно пузыри на воде.
В. Размышление о неизбежности смерти путём анализа различных примеров
Поскольку всё составное рано или поздно распадается,
Поэтому не цепляйся ни за что и ни к чему не привязывайся —
Ни к людям, ни к самому себе.
Стремление отбросить всё —
Вот лучший метод, уводящий от страданий44.
Когда умерен в своих желаниях, вступаешь в семью высших существ.
Когда у тебя вообще нет желаний, становишься высшим существом.
Поэтому приучай себя довольствоваться малым.
Людям следует помнить о том, что чувственные удовольствия
Подобны отражению луны в воде,
Отражениям в зеркале, эху в горном ущелье, оптическим иллюзиям —
Они не что иное, как представление или сновидение.
То, что сейчас цветёт, со временем увянет;
Там, где происходит встреча, будет и разлука.
Даже молодость не длится вечно —
Красота уходит под воздействием болезней.
Нет ничего, что длилось бы вечно.
Подглава II. Размышление о внезапности смерти
Срок жизни в начале был неограничен,
В конце будет не более десяти лет,
Сейчас – абсолютно непредсказуем.
«Сегодня я уж точно не умру» —
Какая глупость успокаивать себя такой идеей!46
Эта жизнь непостоянна, как сосуд из глины.
Никто не знает, что настанет для него быстрее —
Завтрашний день или опыт переживания следующего мира.
Поэтому с этого момента и впредь – практикуй святую Дхарму!
Покуда вы пребываете в отвлечении, демон смерти уже нацелился схватить вас;
начните практиковать Дхарму прямо сейчас.
Днём и ночью, без остановки
Моя жизнь утекает прочь,
И поскольку нет источника, чтобы восполнить эту потерю,
Нет и шанса, что смерть минует такого, как я.
Подглава III. Размышление о том, что никто не способен оградить нас от смерти
Моё тело – это что-то, что я получил взаймы на время53.
Когда Повелитель Смерти возьмёт над нами верх и наши тело и ум разделятся – это тело похоронят под камнем или просто в земле, где его со временем съедят черви, или бросят в реку, где оно станет пищей для рыб. Его могут оставить в специальном месте захоронения, где его склюют стервятники или съедят хищные звери. Его могут оставить гденибудь и забыть, и тогда его сгрызут собаки или оно просто сгниёт и разложится, став пищей для мух и личинок. Его могут кремировать, и оно превратится в золу. Такова судьба нашего тела, и её никак не избежать. Так какой же тогда смысл копить груз неблагих деяний, пытаясь угодить телу, которое будет для нас в момент смерти совершенно бесполезно? Тогда получится, что это тело стало опорой для совершения дурных поступков, обусловленных тревожащими эмоциями привязанности, неприязни и других. Получается, что если бы у нас не было этого тела, то мы не подумали про оскорбляющего нас человека: «Это мой враг» – и гнев бы не возник. Мы ведь не злимся на завывание ветра или раскатистое эхо, если нам послышатся в этих звуках какие-то оскорбительные слова.
Это тело было причиной наших страданий в прошлом и станет причиной таких же страданий в будущем. Оно вынудит нас совершать действия, в результате которых мы будем проходить цикл «рождение – смерть» снова и снова, попадая в низшие уделы. Нам следует медитировать, размышляя следующим образом: «От этого тела не будет никакого проку».
Представь себе царя зверей льва, который погнался за стадом антилоп и схватил одну из них. Лев теперь может делать с антилопой всё, что захочет. Попав в его лапы и пасть, она не способна сопротивляться.Великий царь, то же самое случится, когда Повелитель Смерти пронзит тебя пылающей головнёй. Твои ноги ослабнут, плоть и кровь высохнут, тело сразит болезнь. Тебя начнёт мучить жажда; ты потеряешь хладнокровие и невозмутимость; начнёшь конвульсивно дёргать руками и ногами. Силы оставят тебя, и ты станешь ни на что не способен. Твоё тело начнёт извергать слюну, слизь, мочу и рвоту. Твои органы чувств – глаза, уши, нос, язык, кожа[53] и ум – перестанут функционировать. Ты будешь издавать хриплые звуки. Доктора лишь разведут руками, и тебе не помогут ни еда, ни вода, ни лекарства. Ты поймёшь, что лежишь в своей постели последний раз и что вотвот отправишься в дальний путь. Последние всполохи жизни будут наполнены ужасом перед Повелителем Смерти, тобой полностью овладеет смятение. Твоё дыхание постепенно затихнет, нижняя челюсть отвиснет, ноздри расширятся, а зубы будут скрежетать друг о друга. . Когда настанет момент покинуть этот мир и отправиться в следующий, ты будешь в полном одиночестве. Ты вступишь во тьму, провалишься в бездонную пропасть, попадёшь в жуткое и зловещее место. Ветер твоих прошлых деяний увлечёт тебя в дикие места. Ты будешь мчаться всё дальше и дальше, не в силах остановиться.
после смерти, когда тебя оставят на месте погребения, где полнымполно ворон, лис и вызывающих отвращение трупов, тебе придётся лежать на голой земле.
Нам следует размышлять об этом снова и снова и в конце концов прийти к выводу, потому единственное, к чему следует прикладывать усилия, – это практика Дхармы, которую необходимо выполнять денно и нощно. Это должно стать моей единственной заботой и днём, и ночью, Единственной темой для раздумий.
Проблемы из-за пренебрежения размышлением о непостоянстве
Для того чтобы достичь состояния будды, нам придётся прикладывать огромные усилия на протяжении долгого времени. Они начали свой путь, будучи обычными живыми существами, но благодаря приложенным усилиям стали буддами. Мы так и не сумели приложить столько же усилий и поэтому до сих пор скитаемся в сансаре.
Поэтому очень важно размышлять над всеми этими примерами и аргументами и не сплоховать в этой жизни – встать наконец на путь, ведущий к освобождению. Жизнь подобна ценности, взятой в долг на непродолжительное время, поэтому нам следует размышлять о непостоянстве и усердно выполнять практику Дхармы. Как сказано в тексте «Путь бодхисаттвы»:
С сегодняшнего дня и впредь, если я прекращу прилагать усилия,
То ждут меня перерождения в низших мирах.
Польза размышления о непостоянстве
Считается, что если мы будем непрерывно размышлять о непостоянстве днём и ночью, то получим огромную пользу от подобной практики. Мы начнём понимать, что всё проявленное непостоянно, и разовьём непривязанность к внешним объектам.
Из всех видов земледелия лучше всего то, что позволяет осенью получить богатый урожай.
Из всех следов на земле следы слона самые большие.
Из всех мыслей, возникающих в уме, мысли о непостоянстве и смерти самые великие,
Ведь они прерывают поток мыслей, свойственных существованию в трёх мирах.
Великий Мастер сказал:
Ты понятия не имеешь, когда придёт смерть,
Поскольку смерть непредсказуема, как удар молнии.
Каждый день, каждый час утекает от нас жизнь,
Поэтому, о Дитя моей речи, не откладывай практику!
Нагарджуна пишет:
Если наши волосы или одежда вдруг загораются,
Мы бросаем всё, чтобы потушить пламя.
И точно так же следует делать всё возможное, чтобы заново не переродиться в сансаре, — У нас нет более важной задачи и цели57.
Поэтому нам следует отказаться от всех бессмысленных дел этой жизни, оставив всё это позади как плевок на дороге, и выполнять практику
Заботы этой жизни – лишь временные обстоятельства, подобные сновидению:
Пусть я обрету истинное понимание непостоянства и смерти.
Не важно, что написано. Важно, как понято.