Практика Калачакры -
Гленн Муллин Перед вами первое издание в России, представляющее одну из самых сокровенных и значительных тантрических практик тибетского буддизма — практику Калачакры. Учение Калачакры, включающее в себя многочисленные аспекты психоэнергетики человека, является одним из фундаментальных учений буддизма и отвечает на самые разнообразные вопросы. Сборник включает в себя переводы избранных тибетских первоисточников, а также статью выдающегося востоковеда Ю. Н. Рериха, положившего начало изучению в России этого древнего восточного учения.
Полностью - тут:
https://www.koob.ru/mullin/praktika_kalachakri
Калачакра, пространство и время в тибетском буддизме ...Таким образом, пространство стало главным предметом созерцания на высших или более продвинутых стадиях медитативного процесса, когда индивидуальное сознание персонифицирует себя с бесконечным пространством, обретая в результате опыт бесконечного сознания, в котором медитирующий сливается с объектом медитации.
"Кала" означает не только "время", но и "черный" — невидимый, несоизмеримый динамический принцип, присущий всем вещам. В буддийской иконографии его символизирует черная, многоголовая, многорукая фигура, божественная и вместе с тем демоническая. Она "ужасна"
для индивидуума, связанного своим "эго", которое попрано и простирается под ногами этого символического образа времени.
В процессе медитации учитель говорит адепту следующее: "Сейчас ты должен принять позу, подобную моей, и держать свой ум свободным от мыслей". И тогда флюктуации ума ученика приходят к концу, прекращаются, и он обретает способность трансформировать их в транс, называемый "Великое блаженство". Позже, предаваясь созерцанию в своей медитативной келье, он внезапно достигает успеха, и тогда наставник говорит ему, что он достиг конечной стадии "ясности" и "устойчивости" - двух основных качеств медитации
Отсюда делается вывод, что в основе учения Калачакры лежит медитативный процесс, на высших стадиях которого индивидуум перешагивает порог обыденного сознания и достигает особого состояния сознания, в котором время ощущается "не как негативное свойство нашего скоротечного существования, а как настоящий динамический аспект вселенной". Эта реальность, проявляющая себя в гигантских движениях вселенной и в движениях человеческого сердца и духа. Согласно буддизму ваджраяны, пространство создается движением, одновременно порождающим и его кривизну. Это движение является криволинейным, концентрическим, образующим бесконечную спираль. Таким образом, вселенную можно представить в виде гигантской мандалы или сложной конструкции бесчисленных мандал, которые обозначают систему символов, базирующихся на круговом движении и иллюстрирующих взаимодействие и соположение духовных и космических сил. Кривизна в этой связи означает движение, обладающее как постоянством, так и изменением, т. е. ритмом. Такое движение содержит элементы вечности и быстротечности, позже ощущаемые как время. И если мы говорим о "кривизне" пространства, то должны говорить и о "кривизне" времени, так как время — не движение по прямой линии, начало которой утеряно навсегда и которая уходит в бесконечный вакуум неумолимого будущего, это нечто, сочетающее перемены со стабильностью. Гюнтер сравнивает символ Калачакры с современной концепцией пространственно-временного континуума, отмечая вместе с тем, что в буддизме это не только филоссфское или математическое построение, но и прямое осознание внутреннего опыта, согласно которому пространство и время представляют два неразделимых аспекта реальности. "Только в наших умах мы имеем тенденцию выделять три измерения пространства и одно измерение времени. Но это разделение часто субъективно. Пространство имеет объективную реальность, когда мы постигаем в нем порядок или систематизацию вещей, и время не имеет независимого существования от последовательности событий, которой мы измеряем его".
Все "тхикле" генерируются "главным тхикле", находящимся в центре сердечной чакры, там, где сознание, переживавшее состояние бардо, проникло в смесь мужской и женской зародышевых жидкостей, положив начало развитию зародыша;
"главное тхикле" есть образование величиной с малую горошину или белое горчичное зерно. Оно включает в себя как чистую квинтэссенцию пяти первоэлементов, представленных пятицветным ореолом, так и абсолютное сознание с его опорой — тончайшим энергетическим током. Это главное, тончайшее "тхикле" генерирует белые (отцовские) и красные (материнские)
"тхикле", которые находятся во всех сосудах и чакрах "тонкого тела", причем белые "тхикле" преобладают в чакре головы, а красные — в чакре пупка. Поддерживая жизнь и развитие организма в целом, они получили общее название "жизненная сущность".
* * *
Все качества состояния природы Будды объясняются с точки зрения их принадлежности к четырем кая, или телам Будды. Первое из них обеспечивает мгновенное просветление и является изначальной мудростью ваджры. Очищенное пустотой, оно достигает всеведения. Второе — истинное тело изначальной мудрости. Это есть капля сна, очищенная от всех искажений. Оно обеспечивает аспект просветления. Очищенное пребыванием в состоянии одиночества, оно дает знание пути просветления и пребывает в высшем, неизменном блаженстве. Третьим идет тело блаженства. Это есть капля состояния сновидений, очищенная от всех искажений. Оно обеспечивает прохождение двадцати стадий просветления и является ваджра-речью. Четвертое — это тело воплощения. Это есть капля состояния бодрствования, очищенная от всех искажений. Оно дает силы просветления, которые магическим образом распространяются по миру, и является ваджра-телом. Очищенное необусловленностью, оно дает знание всех вещей и способность принимать любую форму по желанию.
Но самым важным достижением является конечный результат, к которому приходит адепт Калачакры, заканчивая сложный, многоступенчатый йогический процесс духовного совершенствования. Он создает подобие "пустого тела", в котором растворяется полностью и становится божеством. Сотворенное таким образом "пустое тело" может быть огромного размера, и пространство, в котором оно пребывает, ясно осознает и ощущает добившийся такого успеха йогин. в любом случае все адепты тантр при этом постигают пространство Великой Пустоты, или Шуньяты, "где все исчезает и все появляется", аналогично явлению "черных дыр" во вселенной.
* * *
Отношение буддийских мыслителей к пространству и времени безусловно совпадает и с учением Канта. Кант специально подчеркивает, что "пространство есть не дискурсивное, или, как говорят, общее понятие об отношениях вещей вообще, а чистое созерцание"
Не является эмпирическим понятием, выводимым из опыта, и время. Последнее также рассматривается Кантом как необходимое представление, лежащее в основе чувственного созерцания.
Великие умы Востока и Запада, исследуя пространство как таковое, по сути, пришли к одному и тому же выводу. Пространство представляет собой Великую Пустоту, которая в действительности содержит в себе непостижимую божественную энергию, порождающую все явления феноменального мира. Время же связано со скоростью света, и если полностью изолировать (отсечь) время от прохождения светового потока, то оно остановится и как измерение исчезнет. С появлением источника света, время, как и пространство, становится неотделимым от энергии — королевы микро- и макрокосмоса.
Суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что все процессы, связанные с пространственно-временными характеристикамии описываемые буддийскими учениями, и в частности, учением Калачакры, вполне укладываются в теорию относительности
Эйнштена. Этот великий ум XX столетия наиболее точно и емко сформулировал смысл познания человеческим сознанием природы бытия: "Целью всей деятельности интеллекта является превращение некоторого "чуда" в нечто постигаемое, То, что мы называем наукой, преследует одну-единственную цель: установление того, что существует на самом деле".
Ю.Н.Рерих . Н. РЕРИХ - К ИЗУЧЕНИЮ КАЛАЧАКРЫ Система Калачакра принадлежит к Ануттара-йога-тантре - наивысшей из четырех тантр.
ДАЛАЙ-ЛАМА 14 ПОСВЯЩЕНИЕ
Во всех учениях, изложенных Буддой, главной целью является успокоение и трансформация ума. Постоянное упражнение ума — это ключ к обретению прочного внутреннего мира и счастья. буддийский путь начинается с трех высших практик — самодисциплины, медитативного сосредоточения и мудрости понимания сущности пустоты.
В тантрическом пути практикующий как метод порождает мандалу и божества медитации и затем фокусирует внимание на их пустотной природе. Таким образом, в пределах одного ума одновременно зарождаются и метод (упая), и мудрость (праджня).
Из всех учений Будды наиболее могущественно учение тантры высшей йоги. Ее методы особенно полезно использовать именно в тех условиях, в которых оказалось ныне человеческое сообщество. Калачакра представляет собой одну из наиболее обширных тантр высшей йоги.
Гленн Муллин
ПРАКТИКА КАЛАЧАКРЫ ТРИ НИЗШИХ КЛАССА ТАНТРЫ 1.
Седьмой Далай-лама выражает сущность практики "йоги символов" в "Гимнах о духовной перемене" следующим образом:
Куда бы ты ни шел, что бы ты ни делал,
Узри себя в форме тантрического божества
С призрачным телом, воплощающим пустоту;
Пребывая таким образом в непостижимом дворце мудрости,
Воспринимай звуки как мантру,
А мысли как божественное вдохновение.
ЙОГИ СТАДИИ ЗАВЕРШЕНИЯ В ОСНОВНЫХ ТАНТРАХ ...Седьмой Далай-лама был как раз таким йогином. В своих "Гимнах о духовной перемене" он выражает радость от пережитого тантрического опыта:
Призраки людей и вещей
Растворяются в свете, и волны
Неправильного понимания успокаиваются.
Сияние ясного света больше не омрачается.
Даже повседневное сознание становится безукоризненным.
В сфере видимой и врожденной махамудры
Пустые образы появляются словно радуга.
Безупречный метод порождает призрачные круги, .
Вознося совершенную мандалу божеств и жилищ.
Иллюзорное тело сливается с ясным светом,
Подобно облакам, рассеивающимся в пространстве.
Вспыхивает огонь изначальной мудрости
И пожирает семя привязанности к себе.
Это великое единение блистательного ваджра-тела
С безграничным ясным светом ума
Называется "'величественно текущим самадхи», —
Стадия, недостижимая для самого глубокого интеллекта.
Это сознание, очищенное от всех мимолетных загрязнений,
Ясно и прямо смотрит на сферу истины.
Подобное волшебному драгоценному камню,
оно проявляет тело блаженства
Блистательной Херуки ради других
И рассеивает бесчисленные эманации,
Каждую — в согласии с нуждами мира.
Таким образом в эту эру короткой продолжительности жизни
Состояние будды достигается легко и быстро —
Обращением страсти к чувственным объектам
В сторону друга, дарующего великое блаженство.
Не важно, что написано. Важно, как понято.