2 Буддизм Тибета

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9926
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 2 Буддизм Тибета

Сообщение 25 фев 2025, 06:40

Дуджом Ринпоче - Светильник, озаряющий путь к освобождению.
Полный свод наставлений по предварительным практикам традиции глубокой тайной сердечной сущности Дакини

Эта книга является ясным и всеобъемлющим изложением основы практики традиции ваджраяны, которое было составлено одним из величайших современных мастеров тибетского буддизма. В дополнение к объяснениям внутренних и внешних предварительных практик в ней также содержатся подробные наставления по истинному воззрению

https://www.youtube.com/watch?v=exhAlH5rHdU

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9926
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 2 Буддизм Тибета

Сообщение 25 фев 2025, 06:48

Советы от всего сердца - Дуджом Ринпоче

В книгу вошли беседы Дуджома Ринпоче, легендарного буддийского наставника, главы тибетской традиции нингма, с его учениками: тибетцами и западными людьми. Отмеченные особым живым и непосредственным стилем, эти советы исходят из самого сердца великого учителя.

Полностью - тут:
https://litresp.ru/chitat/ru/Р/rinpoche-dudzhom/soveti-ot-vsego-serdca
https://www.e-booka.com.ua/bookread/323 ... ego-serdca
https://profilib.org/chtenie/144400/dud ... erdtsa.php
https://chitat-online.net/books/30563-d ... ego-serdca

https://www.youtube.com/watch?v=8QR1RaCC9uU

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9926
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 2 Буддизм Тибета

Сообщение 25 фев 2025, 07:00

Яркое осознавание.
Наставления Кхенпо Гангшара об уме

В середине прошлого века признанный буддийский учитель и учёный Кхенпо Гангшар даровал учения в поразительной новой манере, позволившей тем, кто их слышал, использовать возникшие трудности как практику Дхармы. Учения состояли из сущностных моментов махамудры и дзогчен и содержали воззрение и практику, представленные так, чтобы любой ученик мог воспользоваться ими даже в самых сложных условиях. Кхенчен Трангу был среди благодарных слушателей тех учений и теперь на страницах этой книги передаёт полученные им наставления ради блага всех, кто стремится практиковать их в эти сложные времена.

Полностью - тут:
https://flibusta.su/book/213368-yarkoe- ... ra-ob-ume/

https://www.youtube.com/watch?v=_uSec3wXJ7U&t=7s

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9926
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 2 Буддизм Тибета

Сообщение 07 мар 2025, 14:50

Основа, путь и плод - Тай Ситу Ринпоче

Основываясь на своих личных записях и сочинениях, Ринпоче объясняет как самые сложные философские, так и практические аспекты учения Будды.

Полностью - тут:
https://iknigi.net/avtor-tay-situ-rinpo ... age-1.html

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Goras
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 16 апр 2025, 16:18
Откуда: Беларусь

Re: 2 Буддизм Тибета

Сообщение 16 апр 2025, 16:20

Интересно, искал как то такое

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9926
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 2 Буддизм Тибета

Сообщение 17 апр 2025, 14:40

Светильник, озаряющий путь к освобождению - Дуджом Ринпоче

Обладающие всеми надлежащими качествами наставления Его Святейшества Дуджома Ринпоче Джигдрела Еще Дордже касательно способа обучения учеников и опоры на учителя в общих и особых предварительных практиках, изданные на английском языке, были недавно переведены на русский язык. Это является превосходным событием, так как практика подлинной святой Дхармы создаёт причину как для достижения высших сфер существования, так и для обретения абсолютного блага пробуждения для тех, кто к этому стремится. Но сначала необходимо создать фундамент из предварительных практик в соответствии с подлинной передачей учителей линии, безошибочно применяя их в надлежащей последовательности.
Этот текст является особым явлением, о котором говорят – «И воссияла мудрость!». Если у серьёзных последователей Дхармы Будды, а в особенности у адептов ваджраяны, зародится желание следовать за истинным махасиддхой или хотя бы просто ознакомиться с текстом, содержащим его наставления, став таким образом сопричастным великому откровению, то лучшее, что они могут сделать для реализации своего устремления, – это прочесть нижеследующие наставления Кьябдже Дуджома Ринпоче Джигдрела Еше Дордже.
Этот текст является ярчайшим драгоценным украшением безупречной и совершенной матери всех феноменов. Я абсолютно уверен, что уже только сам факт обладания этим текстом устанавливает наиболее благоприятную взаимосвязь с Дхармой. Я возношу молитвы за то, чтобы все, кто его прочтёт, а также все, кто обладает связью с этими читателями, обрели совершенный плод бесценного сокровища Самантабхадры.


Изображение

Светильник, озаряющий путь к освобождению. Полный свод наставлений по предварительным практикам традиции глубокой тайной сердечной сущности Дакини - Кьябдже Дуджома Ринпоче Джигдрела Еше Дордже,
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9926
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 2 Буддизм Тибета

Сообщение 17 апр 2025, 14:53

Практика Калачакры - Гленн Муллин

Перед вами первое издание в России, представляющее одну из самых сокровенных и значительных тантрических практик тибетского буддизма — практику Калачакры. Учение Калачакры, включающее в себя многочисленные аспекты психоэнергетики человека, является одним из фундаментальных учений буддизма и отвечает на самые разнообразные вопросы. Сборник включает в себя переводы избранных тибетских первоисточников, а также статью выдающегося востоковеда Ю. Н. Рериха, положившего начало изучению в России этого древнего восточного учения.

Полностью - тут:
https://www.koob.ru/mullin/praktika_kalachakri

Изображение

Калачакра, пространство и время в тибетском буддизме

...Таким образом, пространство стало главным предметом созерцания на высших или более продвинутых стадиях медитативного процесса, когда индивидуальное сознание персонифицирует себя с бесконечным пространством, обретая в результате опыт бесконечного сознания, в котором медитирующий сливается с объектом медитации.

"Кала" означает не только "время", но и "черный" — невидимый, несоизмеримый динамический принцип, присущий всем вещам. В буддийской иконографии его символизирует черная, многоголовая, многорукая фигура, божественная и вместе с тем демоническая. Она "ужасна"
для индивидуума, связанного своим "эго", которое попрано и простирается под ногами этого символического образа времени.

В процессе медитации учитель говорит адепту следующее: "Сейчас ты должен принять позу, подобную моей, и держать свой ум свободным от мыслей". И тогда флюктуации ума ученика приходят к концу, прекращаются, и он обретает способность трансформировать их в транс, называемый "Великое блаженство". Позже, предаваясь созерцанию в своей медитативной келье, он внезапно достигает успеха, и тогда наставник говорит ему, что он достиг конечной стадии "ясности" и "устойчивости" - двух основных качеств медитации
Отсюда делается вывод, что в основе учения Калачакры лежит медитативный процесс, на высших стадиях которого индивидуум перешагивает порог обыденного сознания и достигает особого состояния сознания, в котором время ощущается "не как негативное свойство нашего скоротечного существования, а как настоящий динамический аспект вселенной". Эта реальность, проявляющая себя в гигантских движениях вселенной и в движениях человеческого сердца и духа. Согласно буддизму ваджраяны, пространство создается движением, одновременно порождающим и его кривизну. Это движение является криволинейным, концентрическим, образующим бесконечную спираль. Таким образом, вселенную можно представить в виде гигантской мандалы или сложной конструкции бесчисленных мандал, которые обозначают систему символов, базирующихся на круговом движении и иллюстрирующих взаимодействие и соположение духовных и космических сил. Кривизна в этой связи означает движение, обладающее как постоянством, так и изменением, т. е. ритмом. Такое движение содержит элементы вечности и быстротечности, позже ощущаемые как время. И если мы говорим о "кривизне" пространства, то должны говорить и о "кривизне" времени, так как время — не движение по прямой линии, начало которой утеряно навсегда и которая уходит в бесконечный вакуум неумолимого будущего, это нечто, сочетающее перемены со стабильностью. Гюнтер сравнивает символ Калачакры с современной концепцией пространственно-временного континуума, отмечая вместе с тем, что в буддизме это не только филоссфское или математическое построение, но и прямое осознание внутреннего опыта, согласно которому пространство и время представляют два неразделимых аспекта реальности. "Только в наших умах мы имеем тенденцию выделять три измерения пространства и одно измерение времени. Но это разделение часто субъективно. Пространство имеет объективную реальность, когда мы постигаем в нем порядок или систематизацию вещей, и время не имеет независимого существования от последовательности событий, которой мы измеряем его".

Все "тхикле" генерируются "главным тхикле", находящимся в центре сердечной чакры, там, где сознание, переживавшее состояние бардо, проникло в смесь мужской и женской зародышевых жидкостей, положив начало развитию зародыша;
"главное тхикле" есть образование величиной с малую горошину или белое горчичное зерно. Оно включает в себя как чистую квинтэссенцию пяти первоэлементов, представленных пятицветным ореолом, так и абсолютное сознание с его опорой — тончайшим энергетическим током. Это главное, тончайшее "тхикле" генерирует белые (отцовские) и красные (материнские)
"тхикле", которые находятся во всех сосудах и чакрах "тонкого тела", причем белые "тхикле" преобладают в чакре головы, а красные — в чакре пупка. Поддерживая жизнь и развитие организма в целом, они получили общее название "жизненная сущность".

* * *
Все качества состояния природы Будды объясняются с точки зрения их принадлежности к четырем кая, или телам Будды. Первое из них обеспечивает мгновенное просветление и является изначальной мудростью ваджры. Очищенное пустотой, оно достигает всеведения. Второе — истинное тело изначальной мудрости. Это есть капля сна, очищенная от всех искажений. Оно обеспечивает аспект просветления. Очищенное пребыванием в состоянии одиночества, оно дает знание пути просветления и пребывает в высшем, неизменном блаженстве. Третьим идет тело блаженства. Это есть капля состояния сновидений, очищенная от всех искажений. Оно обеспечивает прохождение двадцати стадий просветления и является ваджра-речью. Четвертое — это тело воплощения. Это есть капля состояния бодрствования, очищенная от всех искажений. Оно дает силы просветления, которые магическим образом распространяются по миру, и является ваджра-телом. Очищенное необусловленностью, оно дает знание всех вещей и способность принимать любую форму по желанию.

Но самым важным достижением является конечный результат, к которому приходит адепт Калачакры, заканчивая сложный, многоступенчатый йогический процесс духовного совершенствования. Он создает подобие "пустого тела", в котором растворяется полностью и становится божеством. Сотворенное таким образом "пустое тело" может быть огромного размера, и пространство, в котором оно пребывает, ясно осознает и ощущает добившийся такого успеха йогин. в любом случае все адепты тантр при этом постигают пространство Великой Пустоты, или Шуньяты, "где все исчезает и все появляется", аналогично явлению "черных дыр" во вселенной.

* * *
Отношение буддийских мыслителей к пространству и времени безусловно совпадает и с учением Канта. Кант специально подчеркивает, что "пространство есть не дискурсивное, или, как говорят, общее понятие об отношениях вещей вообще, а чистое созерцание"
Не является эмпирическим понятием, выводимым из опыта, и время. Последнее также рассматривается Кантом как необходимое представление, лежащее в основе чувственного созерцания.
Великие умы Востока и Запада, исследуя пространство как таковое, по сути, пришли к одному и тому же выводу. Пространство представляет собой Великую Пустоту, которая в действительности содержит в себе непостижимую божественную энергию, порождающую все явления феноменального мира. Время же связано со скоростью света, и если полностью изолировать (отсечь) время от прохождения светового потока, то оно остановится и как измерение исчезнет. С появлением источника света, время, как и пространство, становится неотделимым от энергии — королевы микро- и макрокосмоса.
Суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что все процессы, связанные с пространственно-временными характеристикамии описываемые буддийскими учениями, и в частности, учением Калачакры, вполне укладываются в теорию относительности
Эйнштена. Этот великий ум XX столетия наиболее точно и емко сформулировал смысл познания человеческим сознанием природы бытия: "Целью всей деятельности интеллекта является превращение некоторого "чуда" в нечто постигаемое, То, что мы называем наукой, преследует одну-единственную цель: установление того, что существует на самом деле".

Ю.Н.Рерих . Н. РЕРИХ - К ИЗУЧЕНИЮ КАЛАЧАКРЫ
Система Калачакра принадлежит к Ануттара-йога-тантре - наивысшей из четырех тантр.

ДАЛАЙ-ЛАМА 14
ПОСВЯЩЕНИЕ
Во всех учениях, изложенных Буддой, главной целью является успокоение и трансформация ума. Постоянное упражнение ума — это ключ к обретению прочного внутреннего мира и счастья. буддийский путь начинается с трех высших практик — самодисциплины, медитативного сосредоточения и мудрости понимания сущности пустоты.
В тантрическом пути практикующий как метод порождает мандалу и божества медитации и затем фокусирует внимание на их пустотной природе. Таким образом, в пределах одного ума одновременно зарождаются и метод (упая), и мудрость (праджня).
Из всех учений Будды наиболее могущественно учение тантры высшей йоги. Ее методы особенно полезно использовать именно в тех условиях, в которых оказалось ныне человеческое сообщество. Калачакра представляет собой одну из наиболее обширных тантр высшей йоги.

Гленн Муллин
ПРАКТИКА КАЛАЧАКРЫ


ТРИ НИЗШИХ КЛАССА ТАНТРЫ
1.
Седьмой Далай-лама выражает сущность практики "йоги символов" в "Гимнах о духовной перемене" следующим образом:
Куда бы ты ни шел, что бы ты ни делал,
Узри себя в форме тантрического божества
С призрачным телом, воплощающим пустоту;
Пребывая таким образом в непостижимом дворце мудрости,
Воспринимай звуки как мантру,
А мысли как божественное вдохновение.

ЙОГИ СТАДИИ ЗАВЕРШЕНИЯ В ОСНОВНЫХ ТАНТРАХ

...Седьмой Далай-лама был как раз таким йогином. В своих "Гимнах о духовной перемене" он выражает радость от пережитого тантрического опыта:
Призраки людей и вещей
Растворяются в свете, и волны
Неправильного понимания успокаиваются.
Сияние ясного света больше не омрачается.
Даже повседневное сознание становится безукоризненным.
В сфере видимой и врожденной махамудры
Пустые образы появляются словно радуга.
Безупречный метод порождает призрачные круги, .
Вознося совершенную мандалу божеств и жилищ.
Иллюзорное тело сливается с ясным светом,
Подобно облакам, рассеивающимся в пространстве.
Вспыхивает огонь изначальной мудрости
И пожирает семя привязанности к себе.
Это великое единение блистательного ваджра-тела
С безграничным ясным светом ума
Называется "'величественно текущим самадхи», —
Стадия, недостижимая для самого глубокого интеллекта.
Это сознание, очищенное от всех мимолетных загрязнений,
Ясно и прямо смотрит на сферу истины.
Подобное волшебному драгоценному камню,
оно проявляет тело блаженства
Блистательной Херуки ради других
И рассеивает бесчисленные эманации,
Каждую — в согласии с нуждами мира.
Таким образом в эту эру короткой продолжительности жизни
Состояние будды достигается легко и быстро —
Обращением страсти к чувственным объектам
В сторону друга, дарующего великое блаженство.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9926
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 2 Буддизм Тибета

Сообщение 17 апр 2025, 15:07

ЙОГИ КАЛАЧАКРЫ

Капля состояния пробуждения, тела и формы находится во лбу. Капля состояния сна, речи и звука находится в горле. Капля глубокого сна, разума и мысли находится в сердце. Наконец, капля сексуального экстаза, мудрости и изначального сознания находится в пупке.
Эти силы очищаются йогами Калачакры. Или, точнее, они трансформируются в пустое тело, неискаженный звук, неумозрительную мудрость и неизменное блаженство. Они доводятся до совершенства, давая рождение ваджра-телу, речи и ума будды, и ведут к полному проявлению гнозиса (совершенной мудрости).
Таким образом, Калачакра принимает за главный подход к тантрическому пути очищение четырех капель. С этой целью используются методики доктрины "пустого тела" вместе с силой "неизменного великого блаженства". Структуру этого использования составляют шесть йог.

В верхней части ваджра-тела капля состояния пробуждения находится во лбу, капля сновидений — в горле, капля глубокого сна — в сердце, а капля сексуального экстаза — в пупке. Эти четыре капли управляются поддерживающей жизнь энергией.
В нижней части ваджра-тела эти капли расположены так: капля состояния пробуждения — в пупке, капля сновидений — в тайном месте, капля глубокого сна — в центре (основания) драгоценного камня, а капля сексуального экстаза — на верхушке драгоценного камня.

Первый Далай-лама описывает уникальный характер ваджра-тела Калачакры в своем "Комментарии". Приняв его за точку опоры, йогин погружается в йоги стадии завершения. Первая из шести йог называется "личным удалением", потому что ее назначение — отсечь поток жизненных энергий в каждом из шести органов чувств и шести сфер чувственного восприятия. Медитирующий концентрируется на "капле бодрствующего состояния", находящейся во лбу, и вводит жизненные энергии в состояние возрастающего покоя. Это вызывает десять признаков прогресса — видения дыма и др.

Вторая йога называется дхьяш, что означает устойчивое сознание. Целью ее является стабилизировать навыки, достигнутые в первой йоге. Другими словами, она служит для объединения и усиления опыта внутренних признаков, равно как и йогических состояний, которым они сопутствуют. И снова медитирующий концентрируется на капле в макушечной чакре, трансформируя вселенную в божеств мандалы и в предварительно порождаемое грубое тело блаженства до тех пор, пока без усилий не появится божественная тантрическая гордость. Эта йога применяется в пяти направлениях, из которых первые два имеют характер интуитивной медитации, а три последние — характер медитативного спокойствия. В фокус внимания попадают грубое тело, радость, возникающая в сознании, блаженство, возникающее в тонких уровнях пустого тела, и взаимосвязанная природа формы и сознания. Осуществление этих пяти направлений йоги вызывает погруженность, которая представляет собой неразделимый союз интуиции и медитативного спокойствия.

Другое название для "тела", сотворенного этими йогическими методами, — "замещающее пустое тело". Оно зарождается внутри капли, находящейся в центре макушечной чакры. Третья йога Калачакры называется [управлением] контролем над энергией. Две предыдущие йоги успокаивают движение энергий в органах и сферах чувств; третья же должна заставить тонкие энергии войти в центральный канал. Две основные йогические техники, служащие для этого, — декламация ваджры и дыхание вазы, применяемые с целью соединить поддерживающие жизнь и нисходящие энергии в пупочной чакре. В пупке разгорается мистический жар, расплавляющий каплю в чакре лба и заставляющий ее спуститься вниз по центральному каналу; по мере ее прохождения через чакры зарождается блаженство. Это блаженство осуществляет йогу концентрации энергии.
Таким образом, в этой третьей йоге мы сталкиваемся с понятием "мистический жар". в Калачакре основное внимание при выработке определенного типа высшей энергии направлено на облегчение создания подлинного "пустотного тела". Слово "энергия" здесь также связано с дыханием, и по мере прогресса в медитации йог становится способным задерживать дыхание на все большее время. Наконец, он добивается задержки дыхания на несколько дней, или даже недель, без малейшего для себя вреда. Четвертая йога Калачакры называется "удержанием", ибо медитирующий удерживает энергии в центральном канале. Сначала при этом по очереди распадаются элементы, причем тонкие энергии снова возвращаются в чакры. Они задерживаются в каждой чакре на некоторое время, давая рождение четырем радостям. Создается неразделимое единство двух основных энергий — сознания и пустого тела;,затем это единство задерживается в каждой из шести чакр. Эти мистические переживания продвигают медитирующего по стадиям этой йоги. Эта и предыдущая йоги соединяются в ветвь достижения высшей энергии. Также они известны как "йоги ваджра-речи".
Следующей идет йога последующей внимательности, - метод, посредством которого достигается особое блаженство Калачакры.
Белая капля на макушке расплавляется и спускается к основанию половых органов, а красная капля в пупке поднимается к макушке, вызывая к жизни неизменное великое блаженство. Оно подводит практикующего к порогу шестой йоги Калачакры, называющейся "йога самадхи".
В этой шестой и последней йоге Калачакры медитирующий собирает капли в центральном канале, вызывая проблески блаженства. Каждое мгновение этого блаженства приводит практикующего ко все более и более высоким состояниям трансцендентального экстаза. В конце концов, вся физическая основа, вместе со всеми связанными с ней элементами и объектами, освобождается от загрязнения, а освобождение от препятствий к знанию приводит к состоянию природы будды, символизируемому Калачакрой и [его] Супругой. Таким образом, обычное физическое тело исчезает и замещается "пустым телом", украшенным знаками и признаками совершенства. Сознание наполняется великим блаженством и претворяется в изначальную неизменную мудрость.
Первый Далай-лама говорит об этом в "Комментарии о двух йогических стадиях" следующим образом: Смысл... состоит в том, что йогин, последователь Калачакры, достигает просветления за одну жизнь таким образом, что его или ее тело получает характеристики формы Калачакры и [его] Супруги; огромное пустое тело, украшенное всеми знаками и отметками просветления, тело, подобное самой вселенной. Оно "чистое и прозрачное", так как неосязаемо и нематериально, будучи свободным от мирской атомной структуры. Это физическое достижение. Что же касается ментального достижения, то его основная природа есть сострадание, возникающее в виде возвышенного неизменного блаженства, заключенного в вечное единство, равнозначное мудрости восприятия пустоты неприсущего бытия, которое не обладает никакими характеристиками.
Когда таким образом тело и сознание начинают восприниматься как неделимое целое, основанное на поддерживающем пустом теле и поддерживаемой мудрости неизменного блаженства, — это и есть то, что понимается под "Изначальной Калачакрой".

В том же тексте Первый Далай-лама объясняет, как шесть йог Калачакры, соединяясь, образуют завершенный путь к просветлению. .....Таким образом (шесть йог сами по себе обладают силой для достижения полного просветления, и поэтому) нет нужды дополнять их различными видами других практик, или же практиковать что-нибудь кроме них.
...утверждается, что иллюзорное тело (и его производное, "радужное тело") состоит из материи — наиболее тонкой разновидности энергии; в то время как "пустое тело", достигаемое йогом в Калачакре, нематериально, а является лишь воображаемым образом.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9926
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 2 Буддизм Тибета

Сообщение 17 апр 2025, 15:10

Линия преемственности
Второй Далай-лама о его главном тантрическом учителе,

Не доверяя лишь словам, ты вел меня
К четкому пониманию глубинных учений
Связанных с конечной природой бытия:
Что все вещи пребывают в пустоте;
Что ничто не существует само по себе;
Что вещи суть лишь ментальные проекции,
Основанные на наших заблуждениях.
Ты помог мне разглядеть великого внутреннего врага —
Привязанность к своему "я», благодаря которой вещи кажутся реальными,
И увидеть ее бесконечно вредоносные последствия.
Ты также показал мне, как ее разрушить;
Так что теперь все, возникающее в сфере восприятия,
Безуспешно пытается справиться с пустотой.
Но ты не позволял мне впасть в нигилизм,
А указывал на уместность того,
Что все вещи, являющиеся лишь названиями,
Тем не менее продолжают обусловлено действовать,
В согласии с законами относительности и причинности.
Так ты освободил меня от когтей
Крайностей "есть" и «не есть".

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ИЗБРАННЫЕ ТИБЕТСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
МОЛИТВА ПУТИ КАЛАЧАКРЫ ЛОБСАНГ ТУБТЕН ЧОКЬИ НЬИМА

ПРЕДПОСЫЛКИ для ПОЛУЧЕНИЯ ТАНТРИЧЕСКОГО ПОСВЯЩЕНИЯ
ГЬЯЛВА КЭЛСАНГ ГЬЯЦО
Седьмой Дала-Лама (1708-1757)

Стремящийся к высшей духовности
Постоянно прислушивается к нескольким учениям.
Он постепенно накапливает их,
Пока их не становится много.
Что происходит с сосудом, Выставленным под дождь,
Когда мелкие водяные капли
Падают в него непрерывным потоком?
Из этого понятного пояснения
Мы можем, о царь, понять,
Что следует постоянно наслаждаться,
Слушая духовные наставления.
Мы должны с максимальным усердием прислушиваться к каждому направлению учения, которое мы имеем возможность слышать, ибо вскоре мы сможем перейти к другой стороне слушания и знания.
Внимая священным учениям,
Считай себя самым счастливым.
Пусть твое лицо излучает радость,
А улыбка показывает наслаждение;
Слушай с умом, свободным
От трех недостатков, подобных сосудам.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИИ КАЛАЧАКРЫ
ГЬЯЛВА ЛОБСАНГ ТУБТЕН ГЬЯЦО
Тринадцатый Далай-лама (1816-1933)

С помощью этих шести йог ученик получает великую печать (махамудру) пустого тела. Энергии входят в центральный канал, а капли красной и белой сексуальных сил соответственно текут вниз от макушечной чакры и вверх от чакры в тайном месте. из двух половых капель [мужской и женской] сливаются, вызывая ощущение великого блаженства, сосредоточенного (в медитации) на пустоте. При каждом переживании этого великого блаженства растворяется соответствующее количество кармической энергии и атомной материи.

КОММЕНТАРИЙ О ДВУХ ЙОГИЧЕСКИХ СТАДИЯХ БЛИСТАТЕЛЬНОЙ КАЛАЧАКРЫ
ГЬЯЛВА ГЕНДУН-ДУП
Первый Далай-лама (1391-1474/5)
ДЛЯ СМУЩЕНИЯ МЫСЛЕЙ БЛАГОРАЗУМНОГО

ШЕСТЬ КАНАЛОВ И ШЕСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
Три главных энергетических канала называются рома, кьянгма и [ава]дхути. Они начинаются в основании полового органа, идут к анусу, а затем поднимаются прямо, с небольшими отклонениями, к центру тела. В конечном счете они поднимаются ко внутренней части черепа и затем спускаются по спирали вниз, заканчиваясь у верхушки ноздрей (переносицы).

Шесть энергетических центров, или чакр, в Калачакре таковы. Первый располагается как раз под макушечным отверстием черепа и имеет четыре лепестка энергетических каналов. Второй находится во лбу и имеет шестнадцать лепестков. Третий расположен в горле и имеет тридцать два лепестка. Четвертый, с восемью лепестками, находится в сердце. Пятый имеет шестьдесят четыре лепестка и находится в пупке. Шестой имеет два ответвления; первое — в анусе, с тридцатью двумя лепестками, а второе — в центре полового органа, с восемью лепестками.
В энергетических центрах левый канал сворачивается спиралью по часовой стрелке вокруг центрального канала, а правый — против часовой стрелки, образуя таким образом два узла, препятствующие свободному течению жизненных энергий.

ШЕСТЬ ЙОГ И ШЕСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
Практикуя первые две йоги — личного удаления и дхьяны 12 — человек последовательно сосредотачивает капли и энергии в верхнем отверстии центрального канала. В йогах управления энергией и последующей внимательности практикующий сосредоточивает их в пупке. В йоге удержания они помещаются в центральный канал и проводятся через все шесть энергетических центров. Наконец, с помощью йог самадхи, энергии сосредоточиваются наверху энергетического канала.

ТЕКУЩИЕ ЭНЕРГИИ
всеохватывающая энергия поступает главным образом через ноздри. Десять энергетических каналов сходятся в сердце. Два отверстия центрального канала, выше и ниже узлов в сердце, суть, соответственно, места возникновения и пребывания жизнеподдерживающей и нисходящей энергий.

НАПРАВЛЯЕМЫЕ СУБСТАНЦИИ СОЗНАНИЯ-БОДХИ
Месторасположение капли причин бодрствования, тела и формы — во лбу. Месторасположение капли состояния сна, речи и звука — в горле. Месторасположение капли глубокого сна, ума и мысли — в сердце. Наконец, месторасположение капли сексуального экстаза, мудрости и изначальной мудрости — в пупке. И снова процедура работы с этими каплями состоит в том, чтобы спустить их по центральному каналу к верхушке драгоценного камня - начиная от капли бодрствования и заканчивая каплей изначальной мудрости. Кроме того, когда капля четвертой причины (т. е. сексуального экстаза) расплавляется, и собранные вместе субстанции перемещаются через энергетические центры к пупку и драгоценному камню, человек переживает чрезвычайно сильное великое блаженство. Происходит это из-за того, что капля четвертой причины первоначально возникает именно в этих двух местах.
Лоб и драгоценный камень — главные места пребывания белых субстанций сознания-бодхи, и красные субстанции здесь слабее. Действительное место пребывания белых субстанций, которые выступают как основа усиления мужских энергий, — чакра во лбу.
Главные места пребывания красных субстанций сознания-бодхи -энергетические центры пупка, тайного места и горла.
капли, образованные из белых и красных капелек, пребывающие в каждом из этих энергетических центров, при визуализации имеют размер кунжутного семени.
капли являются центральными местами для чрезвычайно тонких энергий и состояний.
капли являются центральными местами тонких энергий и состояний сознания.
Капли состояний бодрствования и четвертой причины находятся в пупке. Зарождая одну или две из них, человек переживает бдительность и/или сексуальный экстаз.

Когда грубые энергии впитываются чакрами центрального канала в драгоценном камне и в сердце, человек переживает глубокий сон. Когда эти энергии входят в горло и тайное место, человек видит очень ясные сны продолжительное время. Когда эти энергии движутся к пупку или лбу, человек пробуждается ото сна и может воспринимать проявленные объекты внешнего мира. Таким образом, при нашем повседневном опыте наше сознание попадает в такт с этими внутренними изменениями. Это подтверждает, что контроль над этими энергиями и каплями оказывает огромное воздействие на наш поток бытия, и что тот, кто умеет использовать йоги тантрического пути, может управлять состояниями своего сознания на этом изначальном уровне и трансформировать их в качества, присущие природе будды. Эта могущественная техника работы с тонкими энергиями и энергетическими центрами встречается исключительно в системах высшей йогической тантры.
Эти силы очищаются точнее, они превращаются в пустое тело, неискаженный звук, необусловленную мудрость и неизменное блаженство. Эти качества доводятся до совершенства, давая возникнуть ваджра-телу, речи и уму будды, и давая полностью проявиться изначальной мудрости.
Капли сна и сексуального пика очищаются посредством соединенных йог последующей внимательности и самадхи и таким образом превращаются в природу пути. Первое из этих очищений — йога личного удаления — удаляет загрязнения капли, порожденные в бодрствующем состоянии во лбу, и превращает ее в природу пути. Йога последующей внимательности удаляет загрязнения капли бодрствования в пупке и, используемая иным образом, также очищает загрязнения капли сексуального экстаза. Как объяснялось ранее, капля в пупке содержит возможность переживания опытов как бодрствующего состояния, так и сексуального экстаза [поэтому необходим именно комбинированный йогический метод].

КАК ЗНАКОМИТЬСЯ С ШЕСТЬЮ ЙОГАМИ

Названия шести йог таковы: личное удаление, дхьяна, управление энергией, удержание, последующая внимательность, самадхи (погружение).
Затем мы приступаем к йоге управления энергией и используем специальные техники, чтобы направить жизнеподдерживающую и нисходящую энергии к пупочному энергетическому центру, где они сливаются и используются для контроля над другими энергиями. После этого с помощью йоги удержания энергии из всех шести центров направляются в пупок. Поэтому эти две йоги служат как ветви, производящие высшую энергию. Именно таким образом йоги личного удаления и дхьяны раскрывают пустое тело, а йоги управления энергией и удержания приводят жизненные энергии под контроль. Так йог применяет последующую внимательность к своему пустому телу. В это время появляются формы различных шакти пустого тела. Это известно как "махамудра пустого тела". Йог, проявившийся в форме божества пустого тела, соединяется затем сексуально с этими божествами, отчего возникает необычайное состояние возвышенного неизменного блаженства. Таково благо и конечный опыт йоги самадхи, и именно по этой причине пятая и шестая йоги вместе относятся к ветви достижения блаженства.

ПОРЯДОК ЙОГ В ПРАКТИКЕ

йог использует последующую внимательность и возникает в форме пустого тела
Это приводит к возникновению необычайного блаженства, которое есть йога самадхи пребывания в слиянии. Применив йогу последующей внимательности на последующем этапе, человек освобождается от всех физических атрибутов и возникает лишь на основе пустого тела Калачакры.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9926
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: 2 Буддизм Тибета

Сообщение 17 апр 2025, 21:24

ОБЪЯСНЕНИЕ КАЖДОЙ ИЗ ЙОГ

Здесь должны быть объяснены все шесть йог, начиная с йоги личного удаления.
1. Одного лишь удержания ума в сосредоточенности на ментальном объекте недостаточно для удаления тонких энергий от органов чувственного восприятия. Концентрация сознания на втором объекте не может заставить (энергии) отвлечься от другой деятельности. Причина заключается в том, что одно лишь ментальное воздействие недостаточно сильно для того, чтобы пресечь деятельность тонких энергий в чувственных сферах и др. Поэтому в йогах Калачакры говорится, что следует стимулировать участки ваджра-тела, побуждая жизненные энергии — носители сознания — перейти в центральный канал. Здесь они разрушаются, давая жизнь йогическому опыту, при котором чувственное осознание перестает быть направленным на чувственные объекты, а связи с отдельными объектами прерываются. Местом для этой медитации является совершенно темная комната.
...Следует сидеть в этом положении неподвижно в течение всего времени занятий, невзирая на боли, возникающие в конечностях, глазах и так далее. Прогресс в йоге личного удаления сопровождается десятью признаками. Они должны возникнуть в авадхути, центральном канале. «Он смотрит на путь ваджры. Когда жизненные энергии входят в его центр и ощущается лишь пустота, он замечает признаки, такие, как дым».
Как говорилось выше, глаза и ум должны фокусироваться на центральном канале в месте, где он проходит через энергетический центр лба. йогин, выполняющий умилостивление, бросает гневный взгляд к макушечному выступу, с глазами прикрытыми и смотрящими вверх. Это заставляет признаки проявиться. Таким образом, в йогах личного удаления и дхьяны ключевым моментом практики считается направленный вверх взгляд. Взгляд движется к чакре во лбу. Здесь говорится о капельке субстанции сознания-бодхи, напоминающей нектар кунда, которая находится в центральном канале, в чакре во лбу. Направлять туда взгляд — значит сосредоточиваться на местоположении капельки нектара. Причина, по которой взгляд направляется на эту точку, состоит в том, что посредством йог личного удаления и дхьяны практикующий вновь образует пустое тело а затем закрепляет это достижение. капля бодрствующего состояния расположена в энергетическом центре макушки, и именно эта капля содержит силы, вызывающие явления, характеризующие бодрствующее состояние. При сосредоточении на ней и вхождении в медитацию, ощущения различных объектов, предстающих перед сознанием на основе этой капли, распадаются. Когда это происходит, на этом месте начинают возникать образы божеств пустого тела: Первый подобен миражу, второй подобен дыму, третий подобен мерцанию светлячков, четвертый подобен масляной лампаде, а пятый — небу в облаках. Глаза держатся полузакрытыми, а взгляд направлен вверх, на точку между бровями. Смысл здесь в том, что йогин направляет взгляд вверх; к центру бровей и сосредаточивает ум на пустом пространстве верхнего отверстия центрального канала, концентрируя таким образом жизненные энергии, или сущности. Здесь использовано выражение "ум, сосредоточенный на пространстве". Это "пространство" относится к пространству, находящемуся внутри верхнего отверстия центрального канала. Сознанию нельзя позволять блуждать где-либо еще. [На более поздней стадии практики], когда мы используем йоги управления энергией и удержания (т. е. третью и четвертую из шести йог Калачакры), жизненные энергии направляются в центральный канал. Из-за этого огни мистического жара вспыхивают и расплавляют субстанции сознания-бодхи, давая рождение великому блаженству. Это сознание великого блаженства затем становится субъективным сознанием, которое в медитации направляется на ее объект. Однако, здесь, когда мы все еще находимся на стадиях первых двух йог - личного удаления и дхьяны - нашей целью является лишь вновь создать замену пустого тела, а затем закрепить это достижение. Цель в том, чтобы создать подобие пустого тела.

2. ]Йога дхьяны состоит из пяти членов. Они называются осознавание, опыт, радость, блаженство и сосредоточенность. Видение лишь природы грубого пустого тела есть осознавание; вглядываться глубоко в природу тонкого пустого тела есть опыт.
Ощущения, связанные с ментальным осознанием, возникающим из гибкости подвергшегося такому воздействию ума, зарождают радость. Ощущения, связанные с физическим осознанием, возникающим из гибкости тела, зарождает блаженство. Наконец, образы ума, возникающие в форме Ваджрасаттвы, обладающей пятью определенностями, неразрывно соединенными с сознанием практикующего, порождают сознание, представляющее собой единство формы и сознания. Это — ветвь сосредоточенности.
Первые две из этих пяти ветвей соединяются в практике випашьяны, или особой интуитивной медитации. Последние три соединяются в шаматхе, или медитативном сосредоточении. Таким образом, йога дхьяны есть по сути самадхи, которое является неразделимым единством випашьяны и шаматхи, или интуиции и сосредоточения.

3. Йога управления энергией. Йога управления энергией связана с ветвью достижения высшей энергии. В этом контексте понятие "энергия" относится к тонким ветрам. Смысл слов "управление энергией" в том, что практикующий задерживает поток энергий, движущихся в правом и левом каналах. Задерживая движение этих энергий, человек получает возможность уверенно пребывать в естественной гордости формы Ваджра-саттвы. Кроме методов стимуляции энергетических центров, которым обучают предварительно, в йоге управления энергией мы уделяем особое внимание пупочной чакре и применяем техники, разжигающие мистический жар и заставляющие его пылать с особой силой. Этот огонь достигает центральный канал, расплавляет субстанции сознания-бодхи и вызывает переживание ощущения бесподобного великого блаженства.
О способе использования техники ваджра-декламации некоторые тибетские йоги говорят, что когда дыхательные энергии текут равномерно через обе ноздри, следует визуализировать их входящими в два боковых канала и в центральный канал. Они советуют затем визуализировать этот процесс как вхождение, пребывание и разрушение энергий в виде букв ом, ах и хум.

Во время вхождения энергий внутрь (т. е. при вдохе) медитируйте, что энергии возникают вместе с вибрацией слога ом. Она передается в чакру во лбу — в центр пребывания пустого тела, созданного первыми двумя йогами. Затем энергии спускаются в пупочную чакру, в центр дхути. Сила текущих энергий побуждает пустое тело двигаться вверх по центральному каналу, к верхнему его отверстию. Если медитировать так постоянно, то периоды вдоха и выдоха постепенно становятся длиннее, а периоды задержки увеличиваются, пока наконец практикующий не становится способным удерживать пустое тело и жизненные энергии внутри дхути у пупочной чакры продолжительное время. В конечном счете он становится способным полностью пресечь поток энергии (т. е. дыхание), проходящий через ноздри, и непоколебимо пребывать в медитации в центре пупка. Это знаменует собой завершение йоги управления энергией.

4. Йога удержания. человек начинает с медитации на рассеивании элементов — так, как
они рассеиваются при смерти. Сначала — как в центральном канале, или авадхути, в сердечной чакре, элемент земли рассеивается в воду; затем - как в горловой чакре вода разрушается в огонь; затем — как в лобной чакре огонь разрушается в воздух; после того — как в макушечной чакре воздух разрушается в элемент пространства; и наконец - как в чакре тайного места пространство разрушается в мудрость. Практикуя таким образом, он постепенно достигает способности передвигать вазообразное собрание [энергий, сознания и пустого тела] к каждой из чакр и удерживать ее там. Он также получает возможность вызывать четыре радости (капли), поднимающиеся снизу. В это время он должен сосредоточиться в медитации на нераздельном союзе блаженства и пустоты. Теперь он готов перейти к йоге последующей внимательности.

5. Йога последующей внимательности, известная также как "йога ваджра-ума", связана с ветвью достижения блаженства. Адепт продолжает упорно заниматься медитацией, пока его сознание не возникает внезапно в форме пустого тела Калачакры. Когда человек достиг полной силы этой мудры, вызывающей неизменное блаженство, йога последующей внимательности завершена.

Кармамудра объясняется как практика, выполняемая с девушкой, обладающей физическими атрибутами женщины — такими, как красивые волосы и т. д., — с которой имеется сильная кармическая связь. Здесь сама девушка обладает способностью производить полный опыт с помощью своих умелых объятий, не обращаясь за помощью к медитации.
Джнянамудра — это девушка, созданная силой ментальной проекции практикующего.
Под махамудрой понимаются пустые тела, возникающие как супруги из видений в уме практикующего. Человек полагается на (один) из этих трех типов мудр, и когда опыт блаженства постигнут, он побуждает верхние субстанции сознания-бодхи спуститься вниз.
Кармамудра - это девушка, дарующая падающее блаженство. Джнянамудра — это девушка, дарующая движущееся блаженство. Махамудра — это девушка, дарующая неизменное блаженство. Почему это так? Если йог неспособен управлять движением капель только силой медитации, он предпринимает практику кармамудры. Так как кармамудра дает ему возможность направлять жизненные субстанции к верхушке драгоценного камня, она называется "девушкой, дарующей падающее блаженство". Слияние с джнянамудрой заставляет капли падать с верхних энергетических центров на верхушку драгоценного камня; но так как они не могут находиться в неподвижности, их направляют по различным участкам тела. Поэтому она называется "девушкой, приносящей движущееся блаженство". Практикующий сидит, слившись в единое целое с махамудрой, которая заставляет субстанции плавиться и перемещаться на верхушку драгоценного камня. Их не только нужно беречь от соскальзывания; следует также предотвратить их утечку в другие места. Поэтому говорят: "девушка, приносящая неизменное блаженство". Йогины, действительно восстающие в пустом теле Калачакры и [его] Супруги, бывают трех типов: проницательные, посредственные и глупые. Первые из них полагаются исключительно на махамудру. Они могут переживать неизменное великое блаженство только лишь через союз с нею. Вторые должны сначала полагаться на джнянамудру, чтобы выработать фундаментблаженства, с помощью которого они могут войти в махамудру.
Практикующие третьей категории, т. е. глупцы, должны сначала полагаться на кармамудру, или реальную физическую супругу, чтобы вызвать переживание блаженства. Только тогда они могут переходить к махамудре. Таким образом, все три вида йогинов в конце концов приходят к махамудре. Они входят в сексуальный союз непосредственно с махамудрой; капля белых субстанций, пребывающая на макушке в виде слога хам, расплавляется и падает на чакру на верхушке драгоценного камня. Одновременно красная капля движется к энергетическому центру в макушке. Затем две субстанции удерживаются на месте, причем им не позволяют перебраться в другие чакры. Присутствие двух капель в двух чакрах поддерживается устойчивым, пока не будет пережито высшее неизменное блаженство. Первый раз, когда это неизменное блаженство возникает из устойчивого присутствия [двух капель в двух чакрах, в обратном порядке], является границей, указывающей на завершение йоги последующей внимательности. Теперь практикующий готов к шестой йоге — йоге самадхи.

6. Йога самадхи. Когда практикующий одновременно перемещает белую и красную субстанции на верхушку драгоценного камняи чакры макушечного отверстия (т. е. опускает белую каплю на основание полового органа, а красную поднимает к макушке) и прочно удерживает их там, это вызывает мгновенный проблеск устойчивого блаженства.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.След.

Эзотерическая литература