Hамкай Hорбу - 16 вопросов учителю дзогчен
Намкай Норбу Ринпоче
ШЕСТНАДЦАТЬ ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЮ ДЗОГЧЕНА
ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН
ВВЕДЕНИЕ
Учение Дзогчен ("Великое Совершенство") — это передача знания изначального состояния личности. Это учение распространено в двух великих духовных традициях Тибета — в буддизме и в бон. Буддийская традиция приписывает введение на Земле Дзогчена Гарабу Дордже. Этот учитель, преданный сути учения Будды, передавал знание Дзогчена, выходящее за пределы закона причинно-следственной связи или кармы, буддийским последователям. Известный в древности под названием "Бон природы ума" (Sems bon), Дзогчен традиции Бон не делится на разделы так, как это принято в Дзогчене буддийской традиции, но не отличается от него ни принципами, ни терминологией.
Что такое Дзогчен? Какое значение он имеет в жизни человека? Как можно его практиковать, не становясь последователем религиозной традиции, столь далекой от западной культуры? На эти и другие вопросы Намхай Норбу, носитель подлинного знания Дзогчена, отвечает в трех письмах, содержащихся в этой книге. " Дзогчен есть знание истинной природы человека и мира за пределами слов и определений, зависящих от изменения времен и традиций. Приблизимся к своей сущности, к открытому и свободному от предубеждений сознанию, чтобы снова узнать подлинное состояние свободы.
Часть I
2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЗОГЧЕН РАЗНОВИДНОСТЬЮ ЙОГИ?
В древней традиции Ньингма, тантры подразделяются на 6 классов:
Три "внешние" тантры:
1. Крияйога
2. Чарьяйога
3. Йогатантра
Три "внутренние" тантры:20
4. Махайога
5. Ануйога
6. Атийога
Арага объясняет, почему используют термин "внутренняя тантра":
"Божество мудрости не есть что-либо внешнее, но внутренняя природа ума есть божество-йидам, поэтому говорят: высшая внутренняя тантра". II
В новой традиции, в соответствии с большим или меньшим значением, придаваемым аспекту удовольствия или пустоты, метода или энергии, Ануттаратантры разделены на 3 формы: отцовская, материнская и недвойственная. Арага сказал:
"Дхармасвара, мой учитель и верховный владыка, утверждал, что между отцовскими, материнскими и недвойственными Ануттаратантрами и Махайогой, Ануйогой и Атийогой древней традиции не существует никакой разницы, с точки зрения смысла".
"В системе Дзогчен, Изначальной йоге, в мандале фундаментальной природы ума, мир и живые существа воспринимаются в изначальном измерении Основы и проявляются в качестве бесконечных и чистых божеств. На языке новой традиции тантр говорится: достаточно одного мгновения присутствия, и все становится совершенным. Нет необходимости очищаться с помощью мантры "Ом свабхава".
Когда в сознании присутствует Воззрение пустотности, нет необходимости произносить стихи, которые описывают пустотность. Как в прозрачном пространстве появляется радуга, так визуализируют себя в качестве божества-йидама: внешний мир — это чистое жилище, живые существа — это его божественная свита.
Получить посвящение — значит напомнить сознанию то, что есть. Когда Воззрение неотделимо от состояния пустотности, осознается союз пустотности и света божества-йидама. Это и есть высшая медитация союза "Зарождения" и "Завершения".
"Сущность, которая есть пустота, есть Дхармакайя;
Природа, которая является ясностью, — Самбхогакайя;
непрерывные проявления Энергии — Нирманакайя;
нераздельность этих трех — Свабхавикакайя.
Природа четырех тел есть Пробуждение:
таким образом находят Прибежище в Конечном Пробуждении,
распознаваемом в природе собственного ума,
Невыразимое и непостижимое состояние —
мать Пробужденных Существ."
Таким образом находят Прибежище в учении, распознаваемом в природе своего собственного ума. Именно на основе этого принципа написано в тантрах:
"Природа собственного ума — высшее Прибежище", и "я нахожу Прибежище в Сущности, в Природе и в Энергии". Это истинный смысл Прибежища".
Поэтому даже если высшая конечная цель метода Воззрения и Медитации всех классов тантр буддийской йоги есть Дзогчен, он не может рассматриваться как тип йоги.
3. ЧТО ТАКОЕ ДЗОГЧЕН?
"Все живые существа просветлены, но их загрязнения временно создают препятствия. Если загрязнения устранены, проявляет себя Пробуждение". Это означает, что даже если состояние Основы изначально чисто, оно не лишено временных загрязнений. Следовательно, состояние Основы всех явлений едино и фундаментально чисто, но от знания или неведения его во время прохождения Пути, зависят два Плода: освобождение в нирване или перерождение в сансаре.
Сущность Пути Дзогчена заключена в трех основных элементах: Воззрении практике Медитации ) и Поведении/
Конечная цель Воззрения выражена в тантре "Звук, выходящий за пределы" "Смысл Воззрения — не занимать позиции".
и Лонгченпой: "Единственное Воззрение — находиться за пределами понятий".
"Действительно понять смысл Дхармакайи, лишенной основания, значит прийти к выводу мадхьямики-прасангики: "так как я ничего не утверждаю, я не ошибаюсь". Однако этого достигают через понимание истинной природы бытия, изначального состояния самоосвобождения".
"В Атийоге, далекой от сектантства, если имеют Воззрение, ничего не изменяют, так как ничто не изменяет изначального состояния; но даже если не обладают им, все феномены освобождаются в их собственном состоянии. При видении недвойственного измерения самоосвобождения взгляды, поддерживающие ограниченную позицию, освобождаются в беспрерывном проявлении энергии".
"Единственное состояние медитации находится за пределами принятия и отвержения, проявления и исчезновения".
"Несотворенное состояние медитации, в котором присутствует естественный чистый свет, устраняет надуманные воззрения и медитации. Это — состояние самоосвобождения Дзогчен: не смешивайте его с усилием ума!"
Конечная цель медитации Дзогчена — состояние естественного света, лишенное суждений, за пределами отвержения возникающих мыслей и принятия их исчезновения.
"Созерцание Атийоги находится за пределами преднамеренной идеи, если медитируешь, ничего не изменяется, потому что находишься в состоянии самоосвобождения, если не медитируешь, ничего не изменяется, потому что всё освобождается в собственном состоянии."
Однако человек, который начинает практиковать, обычно находится в состоянии двойственного мышления, поэтому не в состоянии войти в состояние медитации ненамеренно. Поскольку существует понятие "входить" в медитацию, также неизбежно существует обычное видение после медитации. Поэтому практика в Дзогчене начинается с нескольких упражнений ума, таких, как нахождение места, где возникают мысли, где они пребывают и куда уходят.
С помощью метода созерцания вступают затем на основополагающий Путь Трэгчо (thregs chod) и наконец на Путь Тхогэл, метода самоосвобождающегося света.
Что касается Поведения Дзогчен, то "Поведение, возникшее спонтанно и неисправленно, определяется как правильное Поведение". "Единственное Поведение находится вне действий, отказа и принятия".
"Поведение самоосвобождения, в котором ничего не предопределено, устраняет негативные обстоятельства и понятия радости и скорби". Это означает, что подобное поведение не улучшается добродетельными поступками и не ухудшается отрицательными, поскольку те и другие являются лишь понятиями ума, вне его они не существуют. Следовательно, основное в Поведении Дзогчена — это состояние, в котором всё, что ни появляется, самоосвобождается. Оно полностью выходит за рамки принятия добродетельных поступков как позитивных и отказа от вредных поступков как негативных.
Это "Поведение самоосвобождения", в котором нет ничего запрограммированного, не должно, однако, быть понято ложно. Оно вовсе не означает, что практик Дзогчена может делать всё, что ему придет в голову, под тем предлогом, что не существует ни позитивных, ни негативных поступков. Поэтому практикующий вынужден следовать карме позитивных и негативных поступков. Следовательно, ему выгодно поступать так, чтобы накапливать первые и избегать вторых, даже если ему для этого придется пользоваться понятиями принятия и отказа. Поэтому, понимая истинное состояние, в котором не существует никакой двойственности между пустотой и светом, добродетельное накопление заслуг происходит непреднамеренно. "Все учения Пути могут быть сведены к шести совершенствам (парамитам).
Кто правильно понимает смысл пустоты, тот не испытывает ни желания, ни привязанности к материальным вещам и таким образом постоянно обладает совершенством Щедрости (дана).
Не имея привязанности, он не пятнает себя грязью недобродетельных поступков и таким образом постоянно обладает совершенством Нравственности (шила).
Следовательно, он не испытывает гнева, который возникает из понятий "я" и "мое" и, таким образом, постоянно обладает совершенством Терпения (кшанти).
Истинно испытывая удовольствие познания истинного состояния, он постоянно обладает совершенством Усердия (вирья).
Не облекаясь верой в конкретную природу явлений, он постоянно обладает совершенством Медитации (дхьяна).
Ни при каких обстоятельствах не имея понятий "субъект", "объект" и "действие", он постоянно обладает совершенством Высшего Распознавания (праджня)".
Что касается метода осуществления этого поведения, важно понять один принцип. В Дзогчене Воззрение, Медитация, Поведение и Плод полностью определены выражениями "спонтанное присутствие" и "самоосвобождение". Одним словом, мы можем сказать, что эти выражения относятся к состоянию не обусловленной, полной свободы. Потому что если человек сосредоточивается на идеологической позиции, обусловленной кем-либо, или на убеждениях, основанных на внешних факторах, он не сможет избежать ограничений и, следовательно, западни двойственности. Потому написано:
"Веди себя, считаясь с другими".
"Поведение, лишенное страстей и привязанностей, — это Поведение Изначальной йоги Дзогчен".
"Поведение Атийоги — вне согласия и опровержения. Если его применяют, ничего не меняется, потому что оно непроизвольно. Если его не применяют, ничего не меняется, потому что оно непроизвольно. Спонтанное поведение самоосвобождения освобождает от демона преднамеренного поведения».
В истории Дзогчена написано, что когда Калиюга укоренится, Дзогчен — глубокий путь самоосвобождения без разделения между Воззрением и Поведением.
сказал Будда:
"Всякая свобода — блаженство,
всякая условность — страдание".
и для этого нужно тренировать сознание
"Всё блаженство мира происходит от желания блаженства другому; Всё страдание людей мира от желания своего личного блаженства".
"Если намерение хорошее, путь и достижения также хороши; поскольку всё зависит от намерений, нужно всегда упражняться в хороших намерениях" :
"Плод Дзогчена — вне достижения. Если становятся на этот Путь, ничего не меняется, потому что Пробуждение — это изначальное состояние. Если не становятся, ничего не меняется, потому что остаются в своем собственном состоянии. Пробужденное состояние спонтанного присутствия и самоосвобождения в изначальном пространстве Самантабхадры, в котором не существует ни надежды, ни страха, побеждает демона надежды на Плод, и энергия бесконечного блаженства проявляется в истинном измерении".
"В небесном пространстве свет мандалы солнца и луны покрыт сущностью большого облака неведения и не проявляется; таким же образом в каждом живет природа Пробуждения. Но как облака, оставленные в пространстве, исчезают сами по себе без усилия или борьбы, так преодолевают и облако причины и следствия, и в небе естественно проявляется сущность Пробуждения". Так, когда проявляется сущность Пробуждения, находящаяся за пределами временной нечистоты, то оказываешься в изначальном измерении, в котором все Три тела совершенны.
Другие практикующие, совершая осуществление четырех видений спонтанного присутствия света Тхогэл, достигают "Радужного тела" и не оставляют физических останков, за исключением ногтей и волос.Новый случай подобного достижения произошел в 1949 году в Восточном Тибете с Кунга Ньима. Три года спустя, в 1952 году, имел место другой случай, где Пема Ригдрол конкретно доказал подобное достижение в присутствии множества свидетелей, как тибетских, так и китайских. Несколько позже и мой дядя по отцу, йог Огьен Тензин, достиг Радужного тела.
Практикующие средних способностей достигают Пробуждения в Бардо, в проявлении Самбхогакайи. Практикующие низших способностей добиваются с последним выдохом перерождения в чистых измерениях Нирманакай, последовательно осознают глубокий смысл истинного состояния и достигают Пробуждения.
Подводя итог, нужно сказать, что "Дзогчен" означает суть трех аспектов — Основы, Пути и Плода; и под словом "дзогченпа" или "практикующий Дзогчен" подразумевают человека, который обладает реальным внутренним знанием. Кто желает углубить смысл Основы, Пути и Плода Дзогчена, должен изучать тантры трех разделов.
"Основной элемент Дзогчена — сфера полного раскрытия, свободная от всех ограничений".
знание Дзогчен может родиться в любом человеке, будь он индуистом, христианином, мусульманином и т.д., будь он материалистом или полным атеистом. И это потому, что Дзогчен — просто состояние, которое заставляет развиваться сознание индивидуума. Все различные виды религий, философий, обществ, народов могут найти в нем место.
Человек любой религиозной или социальной принадлежности, который практикует Дзогчен, — есть дзогченпа, что не обязывает его изменить свою принадлежность и становиться последователем Дзогчена. Почему? Потому что истинное состояние знания Дзогчен не признает никаких ограничений и не дает впасть в сектантство. Тот, кто следует этому пути, не обусловливаясь установленными ограничениями в поведении, направляется к принципу самоосвобождения.
Как сказал Будда:
"Это существует" или "это не существует" — лишь вопрос,
"чистое" или "нечистое" — лишь вопрос,
страдание не утихает в дискуссии,
конец страдания — вне вопросов.
Другие думают, что практика обязательно требует уединения далеко от всякой повседневной деятельности. Это еще одна ошибка роста. Если бы это было так, то Дзогчен являл бы ограничения, так как невозможно, чтобы все смогли выполнить подобное требование. Основной момент практик заключается совсем в другом. Например, постоянное присутствие в течение дня Воззрения, Медитации и Поведения Дзогчена предпочтительнее нескольких часов специфической практики. Самое важное - уметь применить в любых обстоятельствах истинное Воззрение, Медитацию и Поведение.
Только получив способность распознавать истинное состояние бытия, индивидуум будет в состоянии положить конец своему собственному страданию. Это распознавание есть что-то, что рождается непроизвольно внутри индивидуума. Практикующие испытывают иногда необходимость удалиться в уединенное место, но нет никакой разницы между этой ситуацией и той, которая побуждает индивидуума лечь в больницу. Никому не придет в голову, что человек по своей природе должен обязательно отправляться в больницу. Следовательно, мы должны избавиться от этих узких представлений, согласно которым вне уединения невозможно ни практиковать, ни достичь результатов, даже если практикуешь. В частности, нам нужно в настоящее время обратить внимание на то, чтобы практика не стала способом или средством показать, что мы — особые существа, необыкновенно духовные. Преодолеть страдание — общее желание всех существ, и, следовательно, оно должно быть доступно всем. Практика Дзогчен — это просто открытие истинного состояния бытия собственной природы. Все мы, кто старается раскрыть глубокий смысл существования, знаем, что нас не подталкивают внешние факторы и никто не принуждает. Но мы убедились, что практика Дзогчен — высший метод, позволяющий нашему сознанию освободиться от двойственности и реализовать истинное состояние.
всякий человек, который внутренне посвятил себя поиску истинного состояния будет действительно продвигаться по пути полного совершенства Дзогчен. Он может встретить на своем пути препятствия, которые затруднят достижение цели, но он обязательно придет к реализации знания, которое освобождает человека от ограничений двойственного видения. Когда в таком человеке рождается состояние спонтанного присутствия, ему легко достичь конечной реализации.
когда человек становится дзогченовцем, он ясно понимает, что Дзогчен — конечная цель всех духовных путей, или Великий Путь единого вселенского перехода. Чтобы развить подлинное знание, нужно вступить на путь конкретной практики.