ТРЕТИЙ ОСНОВНОЙ ПУНКТ
Пребывание в уверенности освобождения
Метод самоосвобождения
Третий завет Гараба Дорже касается нашего пребывания в состоянии созерцания, при котором все, что возникает в уме, обретает мгновенное самоосвобождение. Получив прямое введение в состояние Ригпа и устранив все сомнения посредством успешной практики медитации, мы можем затем с полной уверенностью пребывать в состоянии самоосвобождения. Тексты Дзогчен Упадеша предполагают, что читающий их уже хорошо знаком с Ригпа и знает, как входить в состояние созерцания. Поэтому в них в основном даются советы относительно того, как научиться длительное время пребывать в этом состоянии. Метод здесь состоит в том, чтобы немедленно "бросить ученика в воду"; он либо утонет, либо вынужден будет поплыть.
Ригпа, или непосредственное истинное Осознание, является состоянием изначальной освобожденности. Слово уверенность относится к уверенности в возможности освобождения рассудочных мыслей в самый момент их возникновения. Войдя в состояние созерцания посредством стабильной медитации, мы освобождаемся от усмотрения в мире субъект-объектных отношений, в силу чего больше уже не цепляемся за свои мысли, позволяя им самоосвобождаться в их собственное изначальное состояние, которое есть ни что иное, как пустота.
Если же мы не имеем уверенности в этом методе самоосвобождения, а целью нашей медитации является расслабление и практика шаматхи, то высшим достижением на этом пути будет рождение в высших мирах, ментальных пространствах Рупадхату.
Различные дхьяны: рождение в высших мирах
слово дхьяна можно перевести как "концентрация", но оно означает также определенный уровень концентрации, на который можно взойти посредством медитативной практики. Если смерть постигнет практикующего в момент его пребывания на одном из таких уровней медитативного сосредоточения, он переродится на соответствующем ментальном плане, называемом также Дхьяна. Например, если ученик достиг первой дхьяны в своей практике медитации, он может переродиться среди божеств обители Брахмы, пребывающих на трех низших ментальных планах Рупадхату, а именно в Брахма-каяке, Брахмапурохите и Махабрахме. Эти тонкие ментальные планы, относящиеся к области Брахмалока, расположены гораздо выше самых высоких астральных миров Камадхату, или мира желаний, в котором обитающие там божества еще подвержены чувственным желаниям. Божества миров Брахмы подвержены уже не чувственным желаниям, а утонченным интеллектуальным переживаниям. Они наделены очень тонкими ментальными телами, окруженными огромной световой аурой, которые являются гораздо более чистыми и утонченными, чем тела божеств, обитающих в Камадхату. Тем не менее, область Брахмалоки отражает обусловленное состояние бытия, а потому все еще относится к мирам сансары. И хотя существование в Брахмалоке длится очень долгий период времени, исчисляемый миллионами человеческих лет, оно не является вечным и неизменным.
Абхидхармакоша перечисляет семнадцать Брахмалок, или ментальных планов бытия, соответствующих четырем дхьянам, или уровням медитативного погружения. Вышеперечисленные семнадцать Брахмалок составляют Рупадхату, или Мир Форм, называемый так потому, что обитающие в нем Брахмы имеют хотя и тончайшую, но тем не менее воспринимаемую форму, состоящее из света — тело славы.
Достигнув совершенства в практике высших дхьян, называемых сампатти, или поглощения, практикующий может обрести рождение в четырех сферах космического сознания, принадлежащих области Арупадхату, бесформенного мира, лежащего за пределами Брахмалок, или Рупадхату. Эти четыре уровня космического со¬знания, перечисленные в восходящем порядке, таковы: Акашанантья, "безграничное пространство", Виджнянанантья, "безграничное сознание", Акинчанья "абсолютное ничто", Найвасанджнянана-санджья, "ни-восприятие-ни-невосприятие". Эти уровни называются "бесформенными" (агйра), поскольку сознание обитающих в них существ не локализовано в пространстве, и хотя они и наделены тончайшим ментальным телом, у них Полностью отсутствует какая-либо воспринимаемая форма.
Во многих религиозных традициях считается, что достижение этих Сампатти, или уровней космического сознания (переживавшихся тем или иным образом практически всеми крупными мистиками в мире), знаменует собой познание Бога или единение с Ним. Сопутствующие этому мистические переживания характеризуются чувствами блаженства, ясности и покоя, или отсутствия дискурсивного, рассудочного мышления (mi rtog-pa), напоминающих состояние сат-чит-ананда Упанишад. Тем не менее, эти Сампатти не являются Ригпа. Восхождение на них не соответствуют абсолютной цели — достижению необусловленного состояния бытия.
Практикующий без привязанности и отвращения распознает все возникающее как проявление творческой энергии Ригпа. Это знание, или изначальное ведение (ye-shes) и является основой освобождения. Вера в Учение, в саму возможность освобождения и просветления, необходима лишь до тех пор, пока мы не получим непосредственное знание через прямой опыт.
Распознавание природы мыслей, переживаний и восприятия
Не имея этой уверенности в самоосвобождении дискурсивных мыслей в самый момент их возникновения, не сделав это самоосвобождение основой нашей практики, мы вновь оказываемся в плену разнообразных проявлений потенциальности нашего Осознания. Если же все наши мысли, обретут свою естественную свободу, подобно облакам, бесследно исчезающим в летнем небе, процесс накопления кармы будет остановлен. Поэтому при возникновении мыслей нам следует постоянно пребывать в состоянии естественного непринужденного памятрвания. Это позволяет распознавать природу мыслей в самый момент их возникновения. Ключом к этому является самоузнавание. Когда мысли возникают, мы обращаем к ним свое внимание, узнаем их природу (которая есть пустота), и, не следуя за ними, позволяем им оставаться в их естественном состоянии и исчезать без принуждения.
Памятование (smrti) — это свойственная состоянию Ригпа готовность немедленно направить внимание на любую мысль, возникающую в пространстве сознания. Это свойство сравнивается с состоянием охотника, сидящего в засаде. Охотник должен уметь часами находиться в состоянии полного присутствия, не отвлекаясь ни па мгновение. Это внимание и процесс узнавания требуют участия работы ума. Но если в момент возникновения мысли мы думаем про себя: "Вот она и появилась. Сейчас я её освобожу!", это будет ошибкой в практике. Узнавание должно быть спонтанным и почти автоматическим, после чего мы позволяем мысли исчезнуть самой по себе. Наше созерцание не прерывается ни на мгновение; мы ни на мгновение не сосредотачиваемся на возникающей мысли и вообще никак не взаимодействуем с ней. Пусть она идет своей собственной дорогой; не надо за ней следовать, и тогда она исчезнет сама собой. Мы просто позволяем мыслям бесследно исчезать в просторах нашего сознания. Чтобы составить образное представление об этом процессе, достаточно посмотреть па растворение облаков в небе. Мысли, возникшие из .пространства ума, исчезают в том же самом пространстве; они не более субстанциональны, чем утренний туман.
Так протекает наша практика в начале. Но если мы не продолжим развитие этого процесса, если не очистим свое мышление путем самоосвобождения мыслей, а всего лишь научимся распознавать их как таковые, нам не удастся остановить порождающую иллюзии активность сознания. Это будет тогда подобно попаданию в ясное сновидение, когда мы осознаем, что находимся во сне, но не можем вырваться из него. Итак, прежде всего мы узнаем мысль как всего лишь мысль, обнажая тем самым ее природу, не привлекая при этом концепций. В этом процессе мы используем знание (ye-shes), полученное нами прежде, знание о пустотной природе мыслей и об их проявлении в качестве энергии ума. Но одновременно с этим распознаванием мы позволяем мыслям самоосвобождаться, бесследно растворяясь в своей собственной нустотности. Таким образом, распознавание и ос¬вобождение должны осуществляться как единый процесс.
Медитация и самоосвобождение
При правильном созерцании мысли не имеют силы нарушить это состояние. Они могут возникать так же, как и прежде, поскольку их возникновение — естественное проявление творческой силы ума, но освобождение мыслей — процесс, неведомый тем, кто не практикует созерцание. Мысли остаются для пего "украшением" обнаженного сознания. Подлинное Осознание подобно зеркалу, отражающему многообразие проявлений ума, который сам по себе остается при этом незатронутым ими.
В практике випашьяпы мы соединяем свое сознание с деятельностью, так, что исчезает различие между действием и осознанием. Этим Дзогчен отличается от систем медитации, целью которых является изоляция, или отделение (kaivalya) пассивного сознания (purusa, viva, аtman) от природной игры мировой энергии (prakrti). В Дзогчене Осознание активно, так же, как активно действует в мире| Просветленный, оставаясь в то же время превыше этого мира.
Возникновение мыслей становится медитацией
После приобретения устойчивой привычки к такой практике, само возникновение мыслей становится медитацией. Для практикующего исчезает различие между возникновением и отсутствием мыслей. Пропадает разделение на состояние движения и покоя ума. Движение мыслей видится отныне как неописуемый свет, проявление лучезарного сияния основы изначального состояния Бытия. Эти движения больше не нарушают глубокой тишины, царящей в центре сознания. Этот движущийся мыслительный процесс перестает быть потоком рассудочного, дискурсивного мышления, но превращается в прямое непосредственное знание, или ведение (ye-shes), обладающее способностью беспрепятственного проникновения. Мысли самопроизвольно проявляются как это всепроникающее знание, не требующее промежуточного процесса трансформации загрязненого кармического восприятия в чистое видение, как это практикуется в системе Тантры. В сознании сиддха могут по-прежнему возникать различные мысли и побуждения; для внешнего наблюдателя он выглядит обычным человеком, поскольку отправления его тела — в результате кармы, накопленной в прошлых жизнях — остаются такими же, как и у всех людей. все качества просветления не проявляются немедленно, хотя в сознании уже взошла заря окончательного освобождения. Но если обычный человек постоянно пытается породить или остановить свои мысли, то йогин осуществляет освобождение этих мыслей в самый момент их возникновения.
Четыре освобождения
В Дзогчене говорится о четырех методах освобождения мыслей
1. Чер-дрол, "освобожение посредством обнажения (пристальным вниманием)";
2. Шар-дрол, "освобождение в момент возникновения";
3. Ранг-дрол, "самоосвобождение";
4. Е-дрол, "изначальная освобожденность".
С применением метода чердрол, "освобожения посредством обнажения", связана еще некоторая деятельность ума; мы обращаем на мысль свое внимание и распознаем ее как мысль. И хотя этот процесс может быть доведен до автоматизма, существует временной интервал между процессом возникновения мысли, осознания ее наличия и распознавания ее как мысли и самим моментом ее растворения.
На следующем этапе мысль распадается в самый момент своего возникновения. Патрул Ринпоче иллюстрирует этот процесс образом рисования на поверхности воды. Рисунок, сделанный на воде, исчезает в самый момент своего возникновения. Процессы рисования и исчезновения происходят одновременно. Так же и при этом типе практики одновременно происходят возникновение и освобождение мыслей; между их самопорождепием и самоосвобождением нет ни малейшего промежутка. Поэтому такой метод называется "освобождение в момент возникновения". Но практика шар-дрол не предполагает прикладывания усилий для подавления мыслей. В этот процесс не вкладывается никакой энергии, а потому все происходит спонтанно, почти автоматически. Если при применении метода чер-дрол для сохранения пристального внимания требуется некоторое усилие, в практике шар-дрол необходимость в таком усилии отсутствует. Здесь все возникающие мысли сами собой возвращаются в свое естественное состояние и освобождаются. Поэтому можно сказать, что мысли освобождаются самой потенциальной энергией (rtsal) Дхармакаи. Они приходят к освобождению без каких-либо усилий, за счет самой энергии и движения, сопровождающих их возникновение. Поэтому для практика Дзогчен страсти и эмоции (klesa) из врагов состояния Ригна становятся друзьями и помощниками. Точно так же и все рассудочные, дискурсивные мысли видятся ему как проявления изначальной творческой энергии всепроникающего Ригпа. В этом состоянии и пребывает практикующий, ничего не принимая и не отвергая. Но вместе с тем он еще воспринимает Дхармакаю как основу освобождения, а потому в этом состоянии присутствует утонченная двойственность.
На третьем этапе практикующий выходит за пределы всякого различения между возникновением и исчезновением мыслей. Мысли освобождаются в самый момент их возникновения, ни на мгновение не покидая состояния Дхармакаи. Можно сказать, что само возникновение является их освобождением и между этими двумя моментами не существует никакого различия. Освобождение является полностью самопроизвольным, спонтанным, не требующим усилий и мгновенным, то есть превращается поистине в самоосвобождение. Именно этот метод является дзогченовскнм в собственном смысле; все прочие — это лишь подготовка.