Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен

Модератор: просто Соня

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9586
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен

Сообщение 04 янв 2025, 18:40

Превосходство Меннгагдэ Воззрение Меннгагдэ
Поскольку его сущностью является пустота, оно свободно от крайности этернализма.
Поскольку его природой является ясность, оно свободно от аспекта нигилизма.
Поскольку его сострадание беспрерывно, оно является основой различных проявлений.

Основа

Основа изначально чиста. Поскольку сущность (Ngo-Bo) основы есть пустота и небытие, нет испускания лучей света или форм в качестве внешней ясности Но поскольку ее природа спонтанно совершенна, она является присутствием изначального сияния тончайшими проявлениями света, форм, лучей и тигле в качестве внутренней ясности т. е. изначальной мудрости в абсолютной природе. Поскольку ее сущность — пустота, она является небытием. Поскольку ее природа — ясность, она беспрерывно проявляется. Поскольку ее состраданием (энергией) является беспрепятственная сфера, она является причиной «видимостей основы».

[b]Воззрение сокровенной тайной категории
Основа

Изначальная основа ее сущность изначально подобна чистому незамутненному кристаллу. Она не существует как объекты или качества. Ее природа спонтанно совершенна, и хотя в белизне (кристаллоподобной природы) тонкий саморожденный свет присутствует как глубокая (или внутренняя) ясность, он не проявляется вовне, если нет соответствующих условий. Сущностью (изначальной основы) является пустота, поскольку она изначально чиста, и в ней нет никаких объектов. Однако тонкая коренная осознанность — саморожденный свет глубокого сияния — естественно совершенна без помех. Таким образом, она представляется «основой возникновения» всех видимостей. И все же ее сущность не проявляется вовне в виде света, форм или цветов. В изначальной чистоте необъятного пространства сущности присутствует спонтанно совершенное изначальное сияние — саморожденный свет тонкой и глубокой ясности и коренной мудрости. О них нельзя сказать ни то, что они есть одно, ни то, что они различны и отдельны друг от друга.
Поскольку сущностью основы является пустота, она не существует как объекты или качества. Поскольку ее природой является ясность, она никогда не покидала саморожденной природы видимостей изначального сияния. Поскольку ее состраданием [энергией] является коренная осознанность, она присутствует как беспрерывная основа возникновения знания — как изначальная мудрость.

C. Метод освобождения Всеблагого (Кунтусангпо)

В Дзогпа Ченпо обретение состояния Будды не является поиском чего-то, что происходило бы от иных источников. Оно представляет собой освобождение коренной осознанности в своей собственной природе.
Дзогпа Ченпо просто обозначает обретение состояния Будды, освобождение коренной осознанности в своем собственном естественном состоянии. Но в этом учении нет стремления или поиска состояния Будды из какого-либо иного источника. Будды трех времен совершенны в состоянии природной коренной осознанности, свободной от воспринимаемого и воспринимающего (т. е. двойственного восприятия).

D. Пребывание существ в плену иллюзии в силу неведения

Как объекты, так и субъекты иллюзии не существуют в истинном смысле. Но они иллюзорно проявляются и создают условия для возникновения эмоциональных загрязнений и кармы — и тогда происходит становление привычек к разнообразному кажущемуся восприятию объектов и субъектов, отчего (существа) блуждают (в сансаре), и их переживания счастья и страдания бесконечны, как вращение колеса.

Медитация Меннгагдэ
В этой колеснице постижение сущности самого ума, который с безначальных времен присутствует как великое освобождение, называется коренной осознанностью (ригпа, Rig-Pa). Поддерживая непрерывность(постижения коренной осознанности), обретают просветление силой.
Человек, (все еще) пребывающий на обычном пути (практики), увидев гору, в первый момент не может избежать мысли: «это — гора», но во второй момент, благодаря совершенству энергии ума и психических событий, которые анализируют природу горы, понятие горы исчезает без следа. При этом, хоть видимость горы (в уме) не прекратилась, он обретет опыт в пребывании в абсолютной природе, в которой нет оценки (видимости горы). Когда (все феноменальное бытие) очищено через мгновенное освобождение при возникновении (шардрол), (нераздельное) единство видимостей и ума и есть безошибочное состояние Дзогпа Ченпо.

Виды медитации Меннгагдэ

В Меннгагдэ есть две основные категории практики. Это Трегчод (прорыв) и Тходгел (непосредственный подход).
Трегчод это путь, посредством которого медитируют на обнаженной коренной осознанности, не опираясь на проявления [видения] ясности (практики Тходгел), и который освобождает без усилий. Это решающий путь для людей, которые имеют острые умственные способности, но ленятся (практиковать для) обретения просветления. Тходгел же это (путь, посредством которого обретают) освобождение, применяя усилия. Опираясь на проявления [видения] ясности, усердные люди очищают свое плотное тело в этой самой жизни и обретают просветление.

Тем не менее Трегчод является сущностью практики Дзогпа Чен-по, а Тходгел конкретным образом относится к сокровенной категории Меннгагдэ. Нацог Рангдрол разъясняет, что медитации Дзогпа Ченпо полностью включены в практики Трегчод и Тходгел:
В целом, в Дзогпа Ченпо есть различные непостижимые разделы практики. Но все они включены в Трегчод, практику медитации на (единстве) коренной осознанности и пустоты, и в Тходгел — практику медитации на (единстве) видимостей и пустоты.
Корнем и Трегчод, и Тходгел является обнаженное постижение коренной осознанности.
Ясный Свет блаженства, ясности и немышления ясно и отчетливо разъясняется во всех учениях Ануттаратантры.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9586
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен

Сообщение 04 янв 2025, 18:46

Карма
Чистый и нечистый внешний мир развились в силу общей кармы сходных типов существ. Тела, счастливые и несчастливые переживания отдельных существ, опирающиеся на них, не являющиеся общими для других существ, развиваются в силу кармических причин, не являющихся общими для других (существ).

A. Трегчод (прорыв)

Опираться на изначальную чистоту, то есть пустоту, ради обнаженного узнавания свободной от измышлений коренной осознанности и растворения (феноменального бытия) в абсолютной природе, то есть пустоте, (Трегчод).
(Трегчод) представляет собой непоколебимое созерцание воззрения (тава) изначальной чистоты.

Природа ума есть Будда с самого начала.
Ум подобен пространству; у него нет ни рождения, ни прекращения.
Постигнув чистый и равностный смысл явлений,
Оставаться в нем, ничего не ища, — это и есть медитация.

Есть четыре стадии постижения благодаря медитации.
«Они суть пребывание, недвижимость, равность и спонтанность».
Оставаться в естественном состоянии и есть созерцание.

Естественно созерцая коренную осознанность («ригпа чогжаг»), достигают совершенства плода.
практикующий обнаженно постигает саморожденную ясную коренную осознанность, сбрасывая с нее покровы воззрения и медитации, и естественно продолжает пребывать в этом состоянии.
Плодом неисправленного естественного созерцания, внутри ярко проявляется обнаженная саморожденная ясность.

Итак, царь колесниц, сущность коренной осознанности, изначально свободен от измышлений. Следовательно, нет ничего, что надлежало бы освобождать, что не было бы свободным. Таким образом, это — изначально чистая коренная осознанность или естественное состояние изначальной чистоты, как оно есть, без исправлений.

а) Что касается основы, (т. е. воззрения,) то (коренная осознанность) присутствует, не впадая ни в какие ограничения. Поскольку ее природа — это свобода от самобытия, она свободна от интеллектуального понятия «я» и является обнаженной и беспрепятственной коренной осознанностью, непостижимой и невыразимой. Таким образом, она пребывает в «пустотных вратах освобождения».
b) Что касается пути, (т. е. медитации,) то (коренная осознанность) запредельна (существованию объекта), который может быть описан с помощью слов и букв, она недостижима умом, который двойственно оценивает субъект и объект. Таким образом, речь идет о естественном вхождении в «лишенные качеств врата освобождения».
c) Что касается результата, то, поскольку нет ни страха, ни ожидания достижений, речь идет об обретении всеобъемлющей сферы («врат свободы от устремлений.

Поскольку коренная осознанность не присутствует как познаваемый объект, она запредельна обеим самостям — самости (т. е. самобытию) личности и самости явлений, то есть восприятию (объектов) как «я» и «мое». Нет больше никого, кто был бы медитирующим, и ничего, на чем можно было бы медитировать. Если практик остается в подлинной природе без исправлений, мудрость коренной осознанности обнаженно возникает, и практик видит ее обнаженно. Когда (постижение) такой всеобъемлющей природы утверждено и стало устойчивым, никакие вызванные неведением оценки не будут способны втянуть практика в цикл бытия. Это подобно тому, как небо не меняется из-за того, что в нем есть тучи… И, поскольку практик растворяет феноменальное бытие, все три совокупности — внешние видимости, внутреннее тело и тайный ум — становятся свободными от своих плотных аспектов, и практикующий постигает их (как единство) пустоты и ясности, как отражение луны в воде. Для такого человека не существует помех в прохождении сквозь горы и скалы.

В. Тходгел (непосредственный подход)

При опоре на шесть основополагающих методов (практики) постепенно возникают четыре видения. (Эти четыре видения суть:)
прямое (постижение) всеобъемлющей природы,
развитие переживаний,
полнота коренной осознанности,
и растворение (явлений) во всеобъемлющей природе.
Видение прямого (постижения) всеобъемлющей природы
Запредельно (даже) слову «воспринимающий», то есть всякому умственному анализу.
Видение развития переживаний
Растворяет обманчивые видимости
И обретает изначальную мудрость промежуточного состояния.
Видение совершенства коренной осознанности
Преодолевает понятийные видимости пути трех кай.
Видение исчерпания во всеобъемлющей природе
Завершает непрерывность цепи сансары.

«Шесть основополагающих методов» суть три основополагающих метода трех врат и три основополагающих метода, с помощью которых концентрируются на ясности, или Ясном Свете. Три основополагающих метода трех врат таковы:
а) три положения тела: поза льва (или поза дхармакаи), поза слона (поза самбхогакаи) и поза мудреца (поза нирманакаи);
в) основополагающий метод речи состоит в молчании и воздержании от высказываний; и
с) основополагающий метод ума — в сосредоточении на внешнем пространстве.
Три основополагающих метода, с помощью которых концентрируются на Ясном Свете, таковы:
а) основополагающий метод врат возникновения, или три способа «взгляда трех кай»; в) основополагающий метод основы возникновения, или «безоблачное небо» (его называют также «солнце» или «светильник»); и
с) основополагающий метод дыхания, когда дышат естественным образом через рот и сосредоточиваются в состоянии коренной осознанности на небе, в результате чего внешняя всеобъемлющая сфера приводит к возникновению подобной ей внутренней всеобъемлющей сферы.

Трегчод освобождает обманчивые видимости, т. е. объекты восприятия, в их истинной природе, не оставляя никакой основы и корня. Здесь же (в Тходгел) все аспекты видимостей трех миров освобождены как ясность тигле пяти светов — естественной лучезарности коренной осознанности.
Есть два достижения: контроль над рождением и контроль над вхождением.
а) Достижение контроля над рождением: практик преображается в тело Великого Переноса (пхова ченпо) и служит потребностям живых существ… Он сияет в (теле) света, растворив атомы (смертного тела). Достижение силы контроля над рождением и вхождением является особенностью Тходгел. Потому что в Трегчод нет ничего иного и там после растворения тела в атомы (полное растворение), а ума — во всеобъемлющую природу, практик достигает освобождения в изначальной чистоте…
в) Достижение контроля над вхождением: если нет способа служить существам в этой (конкретной) телесной форме…практик растворяет свое (световое) тело (Великого Переноса), как туман растворяется в небе, и входит во внутреннюю всеобъемлющую сферу. Таким образом, пока сансара не прекратилась, он действует для блага других.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9586
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен

Сообщение 04 янв 2025, 18:51

Достижение путей и стадий Дзогпа Ченпо

...Завершение практик когда больше нет практики, является путем за пределами обучения (состоянием Будды). В Дзогпа Ченпо все пять путей завершаются мгновенно.
...Таким образом, в Дзогпа Ченпо мгновенно доводят до совершенства безмерное накопление заслуг и изначальной мудрости.
Практик, применяя «безусильные усилия», пребывает в «подобной потоку естественной непрерывной практике». Когда практик в медитации пробуждает энергию света «спонтанно возникающей мудрости» и она врывается в глубину знания слов и смыслов, все добродетели шести совершенств возникают в нем естественно и без усилий. Практик, созерцая в подобной потоку медитации, в которой не на чем медитировать, смысл того, что он прозрел на пути вйдения, осуществляет путь медитации. А не иметь никакого иного пути, которому надлежит следовать, поскольку все пути и стадии равно совершенны, то есть пребывать в безусильном состоянии (Дзогпа Ченпо), это путь за пределами обучения (состояние Будды).

Стадии (достижения) суть не что иное, (как постижение самой коренной осознанности). Даже добродетели постижения развиваются (безгранично) до (размеров) неба. Отсутствие в уме гордости является исключительным знаком на этом пути.

Достижение реализации во время смерти

Поскольку смерть является важнейшим аспектом жизни, я хотел бы привести ряд почерпнутых из текстов рассуждений на эту тему. Существование по сути представляет собой вереницу рождений и смертей, ибо каждый момент жизни является рождением нового момента и смертью предыдущего. Но обычно рождение принято соотносить с началом жизни, а смерть — с ее концом. Поскольку мы уже переродились в этой жизни, важно, чтобы мы готовились к смерти. Согласно буддизму, даже для непросветленного человека, если он сумеет принять надлежащие меры, связанные с обстоятельствами момента умирания, его следующее рождение может произойти в благоприятных условиях, поскольку все действует в согласии со взаимозависимой причинностью.
Неузнавание единого светоносного врожденного ума является основой омрачения. Его постижение и упрочение есть состояние освобождения. Первый случай является основой, а второй — плодом.

Исключительным знаком Дзогпа Ченпо при умирании является растворение или преображение смертного тела. есть две основные формы растворения смертного тела: растворение атомов или более тонких частиц [всецелое растворение] материального тела посредством практики Трегчод (прорыва); оно известно как обретение Радужного Тела и обретение Тела Света или Великий Перенос (пхова ченпо), достигаемый посредством практики Тходгел (непосредственный подход).
Во всех этих способах истощают свои смертные элементы (тела) и (становятся) невидимыми, не принимая (никакой иной обусловленной элементами формы). Вот чем наслаждаются величайшие йогины. и таким образом внешнее тело растворяется до атомов [всецелое растворение]. В этот самый момент таковость коренной осознанности (практикующего), основанная на (материальном) теле, объединяется с естественной всеобъемлющей сферой как пространство в вазе соединяется с внешним пространством, когда ваза разбита. При этом, безраздельно объединив всеобъемлющую сферу и коренную осознанность в (состоянии) равностной чистоты, практик становится просветленным… Но, поскольку внутренние элементы исчерпаны, физическое смертное тело растворяется в тело света. Это подобно тому, как сжигают топливо в огне, и когда топлива больше нет, огонь не может продолжать гореть.
...Они не будут прибегать к врачам или молитвам, если заболеют, не будут опираться на ритуалы отпевания при умирании. Они обладают четырьмя признаками: подобно оленю, наслаждаются одиночеством, когда вокруг них нет людей; подобно льву, который никого не страшится, они не испытывают страха перед смертью; подобно нищему, даже умирая на улице, не чувствуют печали; и, подобно младенцу, не заботятся о смерти или жизни.

Практика
Тем самым, (практикующие) наслаждаются всеми явлениями без различения, отвержения или приятия, поскольку все сущее проявляется как действие, или игра (ролпа) всеобъемлющей природы.
Это совершенство пребывания с этого самого момента времени в состоянии спонтанно совершенного Всеблагого.
Четыре уверенности суть
а) уверенность в отсутствии страха перед адом (благодаря знанию того, что все есть иллюзия);
в) отсутствие ожиданий кармических результатов, поскольку сансара лишена бытия;
c) отсутствие надежды на достижение, поскольку нет истинного существования нирваны;
d) практикующий испытывает относительно качеств состояния Будды не радость, а невозмутимость, поскольку достиг естественного состояния.

Дзогпа Ченпо и другие колесницы и традиции

Реализацией Дзогпа Ченпо является постижение коренной осознанности — сущности Будды. Возможность постичь обнаженную коренную осознанность, сущность Будды, глубочайший и чистый смысл воззрения Дзогпа Ченпо, является уникальной особенностью Дзогпа Ченпо.
При втором повороте колеса Дхармы Будда разъяснил все феноменальное бытие через «трое врат освобождения» (пустоту, свободу от качеств и свободу от устремлений).

Целью Дзогпа Ченпо является достижение сущности Будды
Целью медитации в Дзогпа Ченпо является постижение коренной осознанности, сущности Будды, а полнотой постижения является плод — достижение состояния Будды. Однако Дзогпа Ченпо предоставляет более глубокие, быстрые и тайные средства практики для постижения сущности Будды, нежели обычные колесницы.

Сущность Будды как она разъясняется в сутрических колесницах

Вода, присутствующая в земле, остается незагрязненной. Точно так же в эмоциональных загрязнениях изначальная мудрость остается незапятнанной.
(В существах) сияют тела Будды, (существа) неотделимы от таковости и обладают сущностью следовательно, все воплощенное всегда является сущностью Будды.
То, что представляет собой природу так-ушедшего (Будды), является природой существ. Поскольку у Будды нет самобытия, лишены самобытия и обычные существа.
Уникальным отличием Дзогпа Ченпо является не само учение о сущности Будды, а глубина его воззрения о ней и быстрота его пути практики.
абсолютная природа является пустотой, подобно пространству.
великое блаженство Ати-йоги Есть просветленный ум, свободный от понятий и анализа.
великое блаженство Ати-йоги Есть просветленный ум, превосходящий (двойственность) воспринимаемого и воспринимающего.
великое блаженство Ати-йоги Есть просветленный ум недвойственности.
великое блаженство Ати-йоги Есть просветленный ум, свободный от приятия и отвержения.
великое блаженство Ати-йоги Есть просветленный ум, свободный от усилий и обретений.
в великом блаженстве Ати-йоги Есть просветленный ум, свободный от причины и следствия.
Дзогпа Ченпо это цитадель воззрения,
Его пути и стадии мгновенно завершены.
Поскольку это пребывание в состоянии (природы), оно недвижимо и спонтанно совершенно.
Поскольку это пребывание в природе, его ничто не меняет.
Пребывание в этой неисправленной таковости
Есть лишенное действия высшее действие.

Просветленный ум — коренная осознанность — объемлет все колесницы. Таким образом, самовозникающая изначальная мудрость Дзогпа Ченпо объемлет таковость всего феноменального бытия, и эти (колесницы) объединены в (коренной осознанности)… Таким образом, этот раздел не отрекается (от омрачений), как шраваки и пратьекабудды. Он не преодолевает (омрачения), как это делают бодхисаттвы, поскольку в нем противоядие и то, от чего надо отказаться, являются одной и той же сущностью. Он не освобождает (ум) в природе (ума), как делает раздел Семдэ, поскольку ум не видит ума. Он не воспринимает (ум) как украшение подобно Лонгдэ, поскольку изначальная мудрость не видит ума. в первичной природе коренной осознанности, таковости, все утверждения и умственные теории, (такие как) пустота себя и пустота других, теряют силу и спонтанно растворяются, не оставляя следов. Алала! В сущности коренной осознанности, которая не отвлекается объектами, не проявляются какие-либо привязанности, отвержения и достижения. Таким образом, это состояние освобождения от уз сансары и нирваны. практикующий никогда не отделял себя от просветленного ума, от первичной природы, свободной от умопостроений. Такова совершенная (практика) Дхармы.
Разница между объяснениями сущности Будды в Дзогпа Ченпо и в йогачаре

Поскольку нет ума и психических событий, она не существует как саморожденный ум. Поскольку она не существует как ясность или отсутствие ясности, она не является развитием саморожденной ясности. Поскольку она запредельна осознанности и отсутствию осознанности, то не существует даже пятен осознанности. Она называется состоянием Дзогпа Ченпо, свободным от крайностей. Хотя она и обозначается как самовозникающая изначальная мудрость, просветленный ум, абсолютное тело, великая спонтанно совершенная всеобъемлющая сфера и обнаженная коренная осознанность саморожденной ясности, эти определения используются лишь для того, чтобы как-то указать на нее. Необходимо понять, что саморожденная сущность (Дзогпа Ченпо) невыразима.

Различия между Дзогпа Ченпо и мадхьямикой

Дзогпа Ченпо, отличая коренную осознанность, т. е. чистое и естественное состояние ума, от ума, напрямую и обнаженно постигает и доводит до совершенства коренную осознанность. Таким образом, это учение постигает истину всей вселенной, свободную от различения и крайностей.
мадхьямика придает очень большое значение пустоте. (Дзогпа Ченпо), опираясь на изначально чистую и обнаженную коренную осознанность, которая лишена самобытия и никогда не прекращается, понимает ее (коренную осознанность) и все происходящие из нее феномены как свободные от крайностей (краев), подобно пространству.
Дзогпа Ченпо применяет в качестве пути коренную осознанность, или, можно сказать, опирается только на коренную осознанность. Дзогпа Ченпо не применяет умозрительные понятия, поскольку они есть ум, а в этом учении медитируют (на коренной осознанности после того, как) научатся отличать ум от коренной осознанности.
..Введение энергии в центральный канал выполняется (исключительно) с целью пробудить изначальную мудрость (которая в Дзогпа Ченпо постигается напрямую).
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9586
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен

Сообщение 04 янв 2025, 18:56

Уникальная особенность Дзогпа Ченпо
В Дзогпа Ченпо главным моментом является опора на узнавание коренной осознанности. Все аспекты ума возникают как саморожденная энергия коренной осознанности, но не являются самой коренной осознанностью.
Абсолютная природа коренной осознанности, есть присутствие изначальной мудрости Естественного Великого Совершенства. Нет усилий и исправлений. Таким образом, внезапные загрязнения видимостей энергии исчезают спонтанно.

Ньингма и Бон

Согласно текстам буддизма, буддийские учения появились или преподавались в различных формах для блага последователей. Единственной целью любого подлинного учения является благо для существ. Таким образом, нет никакой логической причины для того, чтобы буддизм не мог фигурировать в виде учений Бона.
В Аватамскара(-сутре) говорится:
О сыны благородных семейств! Проявления [будд] бесчисленны. Они служат существам во всех формах, цветах и именах, в соответствии с тем, что благоприятствует их развитию.

Дзогпа Ченпо и Хашанг Махаяна (чань-буддизм)

Медитация Хашанга, признающая, (что пребывание в состоянии) безмыслия и отсутствия умопостроений и есть подлинная медитация, противоположна постижению единства ясности, осознанности и пустоты, которое является путем (как) Махамудры, (так и) Дзогпа Ченпо.
Здесь нет постепенной практики, как это делают в ценмен. В этой системе вступают во всеведение (буддство) мгновенно с самого начала. Это называется практикой, в которой нечего практиковать… Здесь нет ничего, от чего необходимо отказываться. Коренная осознанность созерцания на пустоте завершает двойное накопление (заслуг и мудрости). Нет необходимости в очищении, поскольку нет оценок и привязанности.
Данная школа утверждает, что в абсолютную природу (чоньид) вступают, если совсем не думают… Постепенный путь дан для людей более низких способностей.
все феноменальное бытие обладает собственной ясностью коренной осознанности. Это нераздельность (двух) истин. Она не сотворена творцом, является всецелой ясностью и нераздельностью изначальной мудрости и всеобъемлющей сферы…
Безупречное учение Ати-йога (Дзогпа Ченпо): в спонтанно совершенной таковости все феноменальное бытие изначально светоносно и чисто в безмерном пространстве всецело чистой и спонтанно возникающей изначальной мудрости. Причина и следствие спонтанно совершенны без необходимости искать их по отдельности
Ищите для себя чистоту собственной природы, медитируйте и совершенствуйтесь ради себя. Ваша собственная природа и есть Дхармакая, ваша практика и есть практика Будды; посредством самосовершенствования вы можете обрести для себя Путь Будды.
.. Но она лишь для тех людей, которые уже довели свой ум до созревания, обострили свои способности и упрочили свою благую карму и позитивную энергию посредством общей практики — в этой и в предыдущих жизнях.

Медитативное состояние, постижение и доведение до совершенства плода Дзогпа Ченпо являются мгновенными, безусильными, спонтанными и естественными. Но для того чтобы достичь такой реализации и совершенствовать ее, все практикующие вынуждены проходить через различные стадии обучения и практики, шаг за шагом, в соответствии со своими способностями и природой. При этом они проявляют огромную преданность учению. В истории Дзогпа Ченпо не известны такие случаи, чтобы обычный последователь учения достиг реализации без основательной подготовки или обрел совершенную реализацию без необходимости ее усовершенствования посредством медитации. Тем не менее сама реализация мгновенна, а ее полнота — спонтанна. Среди великих мастеров Дзогпа Ченпо многие были проявлениями будд и бодхисаттв, но они перерождались как обычные существа и проходили все тяготы практики ради того, чтобы явить другим пример следования пути. Многие же другие великие мастера были обычными людьми, которые стали реализованными и совершенными мастерами благодаря длительной и серьезной практике.

Итак, одного постижения недостаточно, на нем затем надо медитировать. Переживания, (развивающиеся в медитации,) следует довести до полной завершенности До тех пор, пока это не произошло, надлежит практиковать в периоды медитации.
Палтул Ринпоче Каждый день в сумерки выполнял сессию медитации, растянувшись на спине на уложенном на траву новом деревянном настиле размером с его тело. Однажды он сказал мне: «Ты сказал, что не знаешь сущности ума?» ...«О, тут нечего знать. Иди сюда». «Ложись здесь так же, как я, и посмотри на небо».
— Ты видишь звезды в небе?
— Да.
— Ты слышишь, как лают собаки в монастыре Дзогчен?
— Да.
— Так это и есть медитация!
В этот момент я испытал внутреннюю уверенность (в постижении). Я освободился от пут рассуждений вроде «это есть» и «этого нет». Я постиг изначальную мудрость, обнаженное (единство) пустоты и коренной осознанности:
Тот, в чье сердце проникли слова мастера,
Зрит (истину) как сокровище на собственной ладони.
Позже, когда слова (Палтула Ринпоче) были исследованы (интеллектуально), в них не было обнаружено ничего особенного. Он лишь сказал, что сознание зрения и сознание слуха являются коренной осознанностью. Но следует понимать, что введение (в Дзогпа Ченпо) имело место (посредством этих слов) в силу передачи благословения, то есть абсолютной передачи постижения смысла сердечной сущности (ньингтиг).

Важность усердной практики
Очень важно интенсивно изучать и практиковать. В противном случае сам по себе факт, что у вас самый лучший учитель и самый глубокий путь или что вы мудрый ученик, не сработает и сможет лишь породить в вас гордость и презрение к другим. Великий йогин Миларепа, перед тем как встретил великого переводчика Марпу, получил учения Дзогпа Ченпо, но не достиг никакого продвижения на своем медитативном пути, поскольку не практиковал их.

Как важно опираться на достоверные тексты

Завет Додрупа Чена и передача во время его смерти
Я следую в необъятное пространство изначальной мудрости всеобъемлющей сферы;
Изначальная мудрость всеобъемлющей сферы невыразима и непостижима.
Я следую в состояние зерцалоподобной изначальной мудрости,
Это живое и непрерывное сияние ясности.
Я следую в сферу изначальной мудрости равности,
Это растворение оценок и понятий сансары и нирваны во всеобъемлющей сфере.
Посвяти себя тому, чтобы (полностью) отдаться пути свободы от мыслей.
Это — высшее среди посвящений.

Я обнаженно и живо увидел спонтанно возникающую коренную осознанность. В течение трех дней я пребывал в неисправляемом и завершенном состоянии, не омраченном ни сомнениями, ни уверенностью. Я был свободен от «это есть» и «этого нет».
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9586
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен

Сообщение 18 янв 2025, 09:13

Падмасамбхава. Совет Рождённого из Лотоса
https://www.youtube.com/watch?v=u_KvvcSS7e4

***
Учения Дзогчена в традиции Бон. В изложении Лопона Тендзина Намдака
https://www.youtube.com/watch?v=j-xtNvC7j68

***
Мастера Махамудры и Дзогчен (Аудиокнига).
https://www.youtube.com/watch?v=PugOqavoIjU

Добавлено спустя 1 час 56 минут 52 секунды:
Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен в тибетской традиции Бон - Тендзин Вангьял Ринпоче
https://www.youtube.com/watch?v=5rKLRll3hD0
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9586
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен

Сообщение 18 янв 2025, 14:59

Радужное тело, обретенное Соднамом Намгьялом

существует два высших физических достижения большинства совершенных мастеров Дзогпа Чен-по. Первым является Великий Перенос (пхова ченпо), достигнутый очень немногими великими мастерами, которые преобразили свое смертное тело в тонкое тело света и живут, не умирая и проявляясь всякий раз, когда это отвечает обстоятельствам. Второе достижение — это обретение Радужного Тела, достигнутое многими практиками Дзогпа Ченпо в течение периода распространения этого учения в Индии, а также в Тибете вплоть до середины двадцатого века. В момент смерти эти практики, обретя первичную природу посредством практики Дзогпа Ченпо, растворяют свое смертное тело в проявление светов и оставляют от себя только ногти и волосы. Последний случай, когда практик Дзогпа Ченпо обрел Радужное Тело в присутствии многих надежных свидетелей, что привлекло большое внимание, имел место в 1952 году. Это был Соднам Намгьял.
... Если бы так умер знаменитый лама, это не было бы неожиданностью, но столь великое свершение проявил обычный человек, и это всех поразило. Смирение является великой привилегией практикующего Дзогпа Ченпо.

Жизнь Кункьена Лонгчена Рабджама

Он слышал звук пения с музыкальным сопровождением. Взглянув в направлении, откуда доносился звук, он увидел красивую шестнадцатилетнюю девушку, облаченную в парчу, украшенную золотом и бирюзой. Лицо ее было покрыто золотой вуалью Он схватил край ее платья и взмолился: «О благородная госпожа (т. е. Тара), пожалуйста, прими меня в своей доброте». Она возложила на его голову свою корону с драгоценными камнями и сказала: «Отныне я всегда буду даровать тебе свои благословения и наделять тебя силами».
В этот момент его тело и ум оказались поглощены созерцательным состоянием блаженства, ясности' и свободы от умопостроений.

Танцуя, Лонгчен Рабджам спел ваджрную песнь:
О йогины, какая радость, какое счастье!
Этой ночью, в непревзойденной обители будд,
В своем собственном теле, являющемся дворцом мирных и гневных божеств,
Возникла мандала будд, ясности и пустоты.
Будда существует не извне, но внутри (самого практикующего)…
Это так, благодаря доброте Ламы.
Лама пребывает не вовне, но внутри (самого практикующего)…
Лама изначальной чистоты и спонтанного присутствия Пребывает в состоянии ясности и пустоты, свободном от оценок…
О медитирующие! Чей ум пребывает в одиночестве?
Не держите свои мысли в себе, позвольте им направиться туда, где они раскрепощены.
Поскольку ум это пустота, движется ли он, покоится ли,
Все, что возникает, является игрой мудрости…
В силу прекращения внутренних мыслей в их собственном источнике,
Благие и неблагие внешние обстоятельства проявляются как великое блаженство.
В силу освобождения внутренних узлов световых каналов
Развязываются внешние узлы воспринимающего и воспринимаемого.
Я движусь в состояние ясности великого блаженства.
О ваджрные братья и сестры, какое это счастье, какая это радость!

Одной из самых выдающихся особенностей учений Лонгчена Рабджама является значение, которое он придавал гармонии с природой, видя в безмятежной безмерности и красоте внешней природы опору для практики, а в безмятежной безмерности и осознавании внутренней природы просветленного ума — цель. Наблюдая ненарушимую безмятежность, незамутненную ясность и предельную простоту внешней природы, как она есть, и опираясь на них, вы получаете вдохновение, которое способствует постижению естественного внутреннего состояния. Лонгчен Рабджам подчеркивает, что позитивные внешние явления являются важным фундаментом для продвижения в медитации. Ниже приводятся цитаты из его текстов, иллюстрирующие его взгляды на внешнюю и внутреннюю природу.

Останемся в этом месте,
Умиротворив эмоциональные омрачения и достигнув семи благородных качеств.
А когда придет время покинуть живущее тело,
Да обретем мы царя ума — изначальное состояние.

Внешняя природа способствует внутренней духовной практике:
На вершине холма, в лесу, на острове,
Прелестном и гармоничном во все времена года,
Однонаправленно созерцайте, не отвлекаясь,
Ясность, свободную от умопостроений…
Поскольку внешнее и внутреннее (явления и ум) взаимозависимы,
Вершины гор, расширяя и проясняя ум,
Способствуют преодолению умственной тупости и благоприятствуют (практике) стадии зарождения.
Снежные горы, очищая ум и проясняя созерцание,
Способствуют (практике) прозрения.
В таких местах меньше препятствий.

Красота и безмятежность уединения порождают вдохновение, радость и безмятежность в уме и жизни человека.
Радости в лесу куда больше, чем в небесных городах. Наслаждайся сегодня спокойным естеством лесов.
О ум, вслушивайся в лесное благо.
Драгоценные деревья, достойные объекты для подношения буддам,
Небо увенчано звездами и планетами.
Деревья двигаются словно в танце.
В лесах естественным образом возрастает
безмятежность медитативного сосредоточения.
(Жизнь в лесу) способствует достижению счастья всеобъемлющего покоя.

Приди к постижению того, что различные явления предстают перед нами, но они лишены подлинного (бытия),
Что они подобны иллюзиям, миражу и отражению луны в воде
И несомненно пусты и лишены истинного существования.
Постигнув явления таким образом,
Сядь прямо и удобно на широком сиденье И с намерением нести благо живым существам, медитируй на уме просветления.
Не следуй мыслям о прошлом и не порождай мыслей о будущем,
А текущее переживание освободи от мышления.
Созерцай непоколебимо, ничего не создавая и ничего не прекращая…
Оставайся в свободе, ясности, непосредственности и живости
В (единстве) пустоты и ясности, свободной от оценок.

Помимо естественного раскрепощенного созерцания
Врожденного смысла — коренной природы ума как он есть,
Ни о чем не думай, отпусти все мысли.
Свобода от мышления, анализа и умопостроений И есть видение будд.
Так, умиротворяя лес мыслей,
Наблюдай извечный мир, коренную природу ума.

Порой целью написания текстов является обучение самого автора. Лучшим из трех способов обучения является составление текстов. Таким образом, главной целью написания текстов является рассеяние тьмы, невежества собственного ума.

Пусть всех тех,
Кто испытывает ко мне злобу или веру,
Всех, кто оскорбляет меня или прославляет, всех, кто следует мне,
Я быстро приведу (к просветлению).

Он завершает Шингта Ченпо следующими пожеланиями:
Да переживают мое счастье все живые существа,
Да перейдут на меня страдания живых существ.
До тех пор пока сансара не опустела,
Да буду я вести живых существ (к счастью и просветлению).

Одним лишь изучением не достичь освобождения от страдания:
Может ли пациент вылечиться от болезни, только выслушав рецепт?
Во-первых, определившись посредством безупречного изучения,
Рассей все сомнения и измышления путем размышления.
А затем, медитируя на этом, достигни освобождения (от страданий).
Итак, когда изучен безошибочный глубинный смысл,
Важно практиковать его
Неизвестно, когда угаснет эта жизнь,
Поэтому я взываю к вам: практикуйте Дхарму прямо сейчас.
Труды этой жизни не завершатся до самой смерти.
Как только вы их прекратите, они по самой своей природе будут завершены.
Трудно развивать веру в Дхарму,
Поэтому всякий раз, вспоминая (Дхарму), практикуйте ее.

Согласно воззрению Лонгчена Рабджама, все качества девяти колесниц сводятся к осознанности, то есть к просветленному уму Дзогпа Ченпо:
И в подобной пространству свободе от умопостроений.
Практик остается в подобной пространству свободе от различений себя и других,
В самовозникающей изначальной мудрости.
Таким образом, весь смысл (предыдущих колесниц) собран в этой высшей сущности (осознанности).
Практик реализует восприятия, звуки и мысли как божества изначального состояния
И завершает очищение трех врат.
Таким образом реализация этих (трех ян) завершена в высшей сущности (осознанности).
Мир и существа, все феноменальное бытие — являются божествами и их чистыми землями,
Всеобъемлющая сфера и изначальная мудрость совершенны в единстве,
И первичная природа является неизменной и самовозникающей изначальной мудростью.
В этой самой сокровенной (осознанности) все существа (изначально) совершенны и вездесущи,
Нет отличительных качеств усилия, приятия или отвержения.
Все освобождено в бесконечном пространстве дхармакаи.
Таким образом реализация (девяти ян) всецело присутствует в великой тайной сущности (осознанности).

Если вы постигаете, что сансара лишена основы, то это (достижение) нирваны.
Если вы постигаете, что нирвана это только обозначение, то это (достижение) всеобъемлющей сферы.
Если вы свободны от усилий и выходите за пределы ума, то это (достижение) дхармакаи.
Если вы пребываете в созерцании без мыслей, то это (достижение) выхода за пределы мыслей и выражений.
Если нет умопостроений и привязанностей, то это (достижение) естественного состояния.
Если вы выходите за пределы ума и растворяете
феномены, то это (достижение) первичного смысла.
Если вы свободны от «есть» и «нет», то это (достижение) свободы от крайностей.
Если вы отсекаете корень страхов и сомнений, то это (достижение) просветления.
(Учение Дзогпа Ченпо) является первичной и истинной сущностью;
Вы и другие счастливые последователи,
Добейтесь вечного достижения в состоянии растворения.

Для того чтобы усвоить истину об отсутствии самости объектов, наблюдайте, как они меняются в течение четырех времен года;
Для того чтобы воспринять непостоянство жизни, наблюдайте росу на траве;
Если вы в неведении относительно причины и следствия, наблюдайте семена и плоды;
Если вы в неведении относительно природы объекта восприятия и ума, наблюдайте сновидения.
А если вы в неведении относительно недвойственности, наблюдайте воду и лед.
Эти зрелища являются великими противоядиями.

(Достижение освобождения) зависит от практики, поскольку без практики освобождения не достичь,
Практика зависит от совершенного знания,
Знание зависит от изучения,
Доведение изучения до совершенства зависит от размышления,

Относитесь к отказу от мирских дел как к высшей жертве;
Относитесь к вере, изучению и размышлению как к высшему богатству;
Признайте в саморожденной природе Ума высшего друга;
Пусть отказ от привязанности к желаниям будет вашей высшей установкой;

Необходимо видеть тождество периодов медитации и периодов вне медитации, осознавая истинную природу шести сознаний;
Необходимо видеть неотличимость эмоций от мудростей;
Необходимо видеть равенство сансары и нирваны: их природа изначально чиста.
Распознавание этих равенств является великой йогой.

Не допускать, чтобы оружие гнева пронзило терпимость;
Не допускать, чтобы цепь лени сковала результат практики;
Не допускать, чтобы тьма-невежество омрачала изначальную мудрость.

Упражнение шести непревзойденных природ:
Отречение от деятельности омраченного тела,
Отречение от высказываний бессмысленной речи,
Отречение от проекций мыслящего ума,
Отречение от привязанностей к желанию удовольствия,
Отречение от приверженности к отвлечениям и развлечениям,
Отречение от лести как средство защиты умов других людей.

Шесть сущностных методов практики колесниц:
Практика чистого восприятия через распознавание мира и существ как иллюзорных видимостей;
Практика сострадания через распознавание сансары как страдания;
Практика первичной природы через распознавание видимостей, звуков и мыслей как изначальной природы.
Если вы совершенствуете эти практики, у вас не будет омрачений и ошибок.

Шесть ваджрных слов Дзогпа Ченпо:
Дзогчен основы это упрочение Ума;
Дзогчен пути это проникновение в основополагающий момент освобождения;
Дзогчен плода это прекращение надежд и страхов;
Дзогчен объектов это свобода восприятия без оценок;
Дзогчен ума это возникновение мыслей как опор;
Дзогчен смысла это естественное растворение движений.

Если достигнута такая реализация, есть шесть способов освобождения:
Внешние объекты в самый момент их появления
Освобождены в (самом) появлении, как лед, тающий в воде.
Внутренняя способность к распознаванию в самый момент ее распознавания Освобождена в (самом) распознавании как возникающие на воде пузыри.
Две промежуточные мысли в самый момент их движения
Освобождены в (самих) движениях, как молния в небе.
Звуки, обозначения и имена в самый момент их звучания
Освобождены в (самом) акте обозначения, как звуки эхо.
Теории о восприятии в самый момент их высказывания
Освобождены в (самом) высказывании, как исчезающие в небе радуги.
Природа является самоосвобожденной, а противоядия — самоисчезающими.
Это — свобода от обозначений и объектов и спонтанный акт полного постижения.

Узрите спонтанно возникающую мудрость — это царь воззрений,
Медитируйте на спонтанно возникающей ясности — это царь медитаций.
Упражняйтесь воспринимать феноменальное бытие как иллюзию — это царь деяний.
Достигните растворения в изначальном состоянии — это царь плодов.
Так вы станете Самантабхадрой в спонтанно совершенном состоянии.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9586
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен

Сообщение 18 янв 2025, 15:22

Для того чтобы усвоить истину об отсутствии самости объектов, наблюдайте, как они меняются в течение четырех времен года;
Для того чтобы воспринять непостоянство жизни, наблюдайте росу на траве;
Если вы в неведении относительно причины и следствия, наблюдайте семена и плоды;
Если вы в неведении относительно природы объекта восприятия и ума, наблюдайте сновидения.
А если вы в неведении относительно недвойственности, наблюдайте воду и лед.
Эти зрелища являются великими противоядиями.

(Достижение освобождения) зависит от практики, поскольку без практики освобождения не достичь,
Практика зависит от совершенного знания,
Знание зависит от изучения,
Доведение изучения до совершенства зависит от размышления,

Относитесь к отказу от мирских дел как к высшей жертве;
Относитесь к вере, изучению и размышлению как к высшему богатству;
Признайте в саморожденной природе Ума высшего друга;
Пусть отказ от привязанности к желаниям будет вашей высшей установкой;

Необходимо видеть тождество периодов медитации и периодов вне медитации, осознавая истинную природу шести сознаний;
Необходимо видеть неотличимость эмоций от мудростей;
Необходимо видеть равенство сансары и нирваны: их природа изначально чиста.
Распознавание этих равенств является великой йогой.

Не допускать, чтобы оружие гнева пронзило терпимость;
Не допускать, чтобы цепь лени сковала результат практики;
Не допускать, чтобы тьма-невежество омрачала изначальную мудрость.

Упражнение шести непревзойденных природ:
Отречение от деятельности омраченного тела,
Отречение от высказываний бессмысленной речи,
Отречение от проекций мыслящего ума,
Отречение от привязанностей к желанию удовольствия,
Отречение от приверженности к отвлечениям и развлечениям,
Отречение от лести как средство защиты умов других людей.

Шесть сущностных методов практики колесниц:
Практика чистого восприятия через распознавание мира и существ как иллюзорных видимостей;
Практика сострадания через распознавание сансары как страдания;
Практика первичной природы через распознавание видимостей, звуков и мыслей как изначальной природы.
Если вы совершенствуете эти практики, у вас не будет омрачений и ошибок.

Шесть ваджрных слов Дзогпа Ченпо:
Дзогчен основы это упрочение Ума;
Дзогчен пути это проникновение в основополагающий момент освобождения;
Дзогчен плода это прекращение надежд и страхов;
Дзогчен объектов это свобода восприятия без оценок;
Дзогчен ума это возникновение мыслей как опор;
Дзогчен смысла это естественное растворение движений.

Если достигнута такая реализация, есть шесть способов освобождения:
Внешние объекты в самый момент их появления
Освобождены в (самом) появлении, как лед, тающий в воде.
Внутренняя способность к распознаванию в самый момент ее распознавания Освобождена в (самом) распознавании как возникающие на воде пузыри.
Две промежуточные мысли в самый момент их движения
Освобождены в (самих) движениях, как молния в небе.
Звуки, обозначения и имена в самый момент их звучания
Освобождены в (самом) акте обозначения, как звуки эхо.
Теории о восприятии в самый момент их высказывания
Освобождены в (самом) высказывании, как исчезающие в небе радуги.
Природа является самоосвобожденной, а противоядия — самоисчезающими.
Это — свобода от обозначений и объектов и спонтанный акт полного постижения.

Узрите спонтанно возникающую мудрость — это царь воззрений,
Медитируйте на спонтанно возникающей ясности — это царь медитаций.
Упражняйтесь воспринимать феноменальное бытие как иллюзию — это царь деяний.
Достигните растворения в изначальном состоянии — это царь плодов.
Так вы станете Самантабхадрой в спонтанно совершенном состоянии.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9586
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен

Сообщение 24 янв 2025, 06:22

Намкай Норбу Ринпоче. Кристалл и путь света (Аудиокнига)

Эта книга - первое вышедшее на Западе полное изложение основ учения Дзогчен, или "Великое Совершенство", сердца всех духовных традиций Тибета, которое веками хранилось в строгой тайне. Намкай Норбу, доступным языком раскрывает глубокое учение об истинной природе каждого человека.


https://www.youtube.com/watch?v=KMwtLWVu4qw

Изображение
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9586
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен

Сообщение 17 фев 2025, 16:48

ЧАСТЬ II Антология текстов Лонгчена Рабджама по Дзогпа Ченпо

Краткое изложение разделов
Воззрение (основа):
1. Как сансара и нирвана возникают из «основы» как «видимости основы»


«Основа» является изначальной чистотой, свободной от выражений и понятий. Она обладает тройственной природой изначально чистой сущности, спонтанно совершенной природы и вездесущим состраданием (энергией).
Если при их возникновении мы осознаем, что они являются саморожденными видимостями, то не произойдет никакого отвлечения, и видимости растворятся в изначальной чистоте. Это достижение изначального буддства. «Видимости основы» являются основой освобождения, если мы понимаем, что они суть саморожденные видимости.
«Основа» проявляется в трех аспектах: сущности, природе и сострадании, являющихся изначальными мудростями (йеше) абсолютного тела (дхармакая). Это подобная пространству коренная осознанность (ригпа), незапятнанная сансарными феноменами.
Кроме того, важно понимать различие между умом (сем) и изначальной мудростью (йеше). Ум представляет собой сансарное явление, запятнанное кармой и ее следами. Объектами ума являются иллюзорные видимости сансары. Когда истинная природа ума, коренная осознанность, освобождается от ума, достигается просветление. Изначальная мудрость является качеством нирваны, она свободна от сансарной кармы, следов и умопостроений. Объектом изначальной мудрости является подобная пространству изначальная природа. «Видимости основы» являются основой освобождения, а сама «основа» и есть та цель, в которой достигается освобождение.

3. Карма освобождающих благих действий как средство освобождения от сансары
Существа обладают сущностью Будды (татхагатагарбха), абсолютной истиной, хотя она и омрачена кармой и ее следами, порожденными тем, что мы хватаемся за них, из-за чего непросветленный ум и негативные эмоции заслоняют сущность Будды, как тучи заслоняют солнце.
Утвердившись в воззрении, следует медитировать на нем для того, чтобы обрести постижение его смысла.

6. Двадцать семь практик Дзогпа Ченпо
В шестом разделе говорится о медитации Дзогпа Ченпо. «Расслабление в естественном состоянии ума», где приводится классификация видов медитации.

7. Естественно освобожденный ум — Великое Совершенство Дзогпа Ченпо
все феноменальное бытие есть не что иное, как Ум, свободный от всех омрачений и измышлений. В первой главе речь идет о достижении самоосвобождения через постижение воззрения «основы». Вторая глава посвящена достижению самоосвобождения через переживания на пути медитации. В третьей говорится о достижении самоосвобождения через обретение великого, спонтанно совершенного плода Дзогпа Ченпо.

11. Достижения путей, стадий и видений Дзогпа Ченпо
Одиннадцатый раздел посвящен достижению просветленного ума и «четырех видений», являющихся реализацией практик Тходгел и Трегчод. Ум и психические события растворяются во всеобъемлющей сфере, и из сферы абсолютного тела возникают формы тел Будд со всеми остальными качествами Будды.

Некоторые основополагающие моменты воззрения Дзогпа Ченпо

Дхармакая (абсолютное тело)
дхармакая описывается как абсолютное тело чистой природы, пребывающее в основе с качествами сущности, природы и сострадания.: «Сущность, природа и сострадание суть качества дхармакаи».

Тот, чья коренная осознанность освобождается от ума, зовется Буддой, независимым от преходящих загрязнений. коренная осознанность представляет (явление) нирваны. Она, подобно огню, сжигает карму и кармические следы. Поскольку она независима от каких бы то ни было умопостроений, ее природой являются пустота и подобная пространству ясность.

Изначальная мудрость

Суть. Светоносная коренная осознанность, сущность Будды (татхагатагарбха)…
Определение. Это изначальная мудрость, поскольку она присутствует изначально и является священным сознанием
Классификация. Есть три аспекта: изначальная мудрость, пребывающая в основе; изначальная мудрость, наделенная качествами; и изначальная мудрость, пронизывающая все феноменальное бытие… Сущность, природа и сострадание суть коренная мудрость, пребывающая в основе. Изначальная мудрость всеобъемлющей сферы, зерцалоподобная мудрость, мудрость равенства, различающая мудрость и мудрость просветленных деяний суть изначальная мудрость, наделенная качествами. Знание (абсолютной истины, то есть мудрость качества,) как оно есть и знание всех феноменов (относительной истины, как они проявляются, то есть мудрость количества), являются изначальной мудростью, пронизывающей феноменальное бытие…
Место. Местопребыванием ума является сокровищница-основа, а местопребыванием изначальной мудрости — дхармакая.

Сущностью (абсолютной сокровищницы-основы) является пустота. Ее природа есть ясность, ее сострадание (т. е. проявляющаяся энергия) присутствует во всем, а ее качеством является спонтанное совершенство, подобное исполняющей желания драгоценности. Она и не загрязнена, и не свободна от загрязнений. Она представляет собой абсолютный смысл, светоносное изначальное состояние, понимание неслиянности и нераздельности тел и мудростей.

Есть множество синонимов (для изначальной сокровищницы-основы). Например, ее называют абсолютной сокровищницей-основой, благой безначальной первичной природой, сущностью Будды, природой , светоносной природой ума, всеобъемлющей сферой, смыслом природы таковости, естественно чистой таковостью, запредельной мудростью, и т. д.

Растворение сознаний
растворении сокровищницы-основы во всеобъемлющей сфере растворяются восприятия, и возникает изначальная природа — свободное от измышлений (единство) ясности и пустоты. Когда мы постигаем ее, (все) заблуждения отбрасываются.
Единство и проекции сознаний в различных состояниях
Во время сна все сознания пребывают в единстве с сокровищницей-основой, и (ни одно из них) не создает внешних проекций.
Заключительное резюме
Светоносный Ум (семньид) есть основа и источник всего бытия. В Уме нет различения сансары и нирваны — они нераздельны и неизменны. Итак, это — изначальная природа единства, сущность Будды и источник сансары и нирваны.
Один лишь ум является семенем всего.
Для существ он создает сансару и нирвану;
Производит плод желаний:
Ум, подобный исполняющей желания драгоценности, тебя почтительно приветствую.

В текстах приводятся объяснения природы естественного состояния ума, которое присутствует изначально во всех живых существах и является сущностью Будды (татхагатагарбха). Она неизменна и пребываете изначальных времен. Этой (природе) присущи изначально спонтанное совершенство ее проявленного аспекта и ее аспект пустотности как свобода абсолютного тела от каких бы то ни было крайностей. Это разъясняется на примерах: спонтанное совершенство благих поступков — на примере исполняющей желания драгоценности; неизменность — на примере пространства; и вездесущность во всех живых существах — на примере чистой воды. «Подобно исполняющей желания драгоценности, пространству и воде, природа (Будды) всегда свободна от загрязнений».
В ее сущности нет загрязнения с самого момента омрачения (сущности) пятнами, и она остается (чистой) как она есть. «В уме нет ума, поскольку природа ума светоносна».
Такова природа, или источник будд; она присутствует в каждом живом существе. «Будучи неотделимыми от таковости и имея источник, живые существа всегда обладают сущностью Будды».
«Живые существа суть сам Будда. Несмотря на то что они омрачены преходящими загрязнениями, когда омрачение очищено, они и есть сам Будда».
Живое существо обладает в таковости своего ума совершенством добродетелей тела формы (Будды) в его проявленном аспекте и добродетелями абсолютного тела в его аспекте пустотности. Становясь Буддой, существо освобождается от всех омрачений. Поэтому это называется просветлением. Различие лишь в том, полностью ли проявлена сила природы ума.

Всеобъемлющая сфера с безначальных времен
Является вместилищем всего феноменального бытия.
В силу ее присутствия все живые существа
Способны обрести нирвану.
Таковость неизменна.
Она была и будет такой, как она есть.

Светоносная природа таковости ума никогда не бывает загрязнена эмоциональными омрачениями.
Светоносная природа ума
Неизменна как пространство.
Несмотря на привязанность и всё остальное, возникающее из загрязненных понятий,
Преходящие омрачения не загрязняют ее.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

просто СоняАватара пользователя
Сообщения: 9586
Зарегистрирован: 09 апр 2011, 20:33
Откуда: Москва

Re: Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен

Сообщение 17 фев 2025, 16:51

Виды источника
Есть два вида (источника): (а) Естественно присутствующий источник, существующий изначально, и развитый источник, который создается по мере очищения временных загрязнений.
Они пребывают как явления и природа явлений с изначальных времен.
«Естественно светоносная природа ума, являющаяся естественно несуществующей сущностью, неотделима от видимостей, лучезарных атрибутов великих и малых знаков и отметок (тела Будды) естественно чистого ума.»

2. Развитый источник: посредством практики развития ума просветления и т. д., искусных методов и мудрости «пути практики» и «двойного накопления» — заслуг и изначальной мудрости — он совершенствуется в естественно присутствующем источнике.
«То, что известно, как источник просветления, есть обретение всеобъемлющей сферы посредством постижения подобной пространству безмерности и естественной светимости и посредством практики великих накоплений заслуг и изначальной мудрости.»
накопление мудрости посредством медитации на пустоте и т. д. очищает омрачения до таковости, т. е. до тела сущности. Оба источника присутствуют изначально, соотносясь друг с другом как опора и то, что на нее опирается. Естественно присутствующий источник есть опора, подобная чистой воде.

Цитаты из текстов, разъясняющих сущность Будды

«Вода в земле Остается чистой.
Точно так же в эмоциональных загрязнениях
Изначальная мудрость пребывает незапятнанной.»
«Ни в одном из четырех времен и ни в одном из десяти направлений
Нельзя найти просветление,
Его можно найти лишь в Уме, являющемся полностью просветленным состоянием.
Не ищите Будду ни в каком ином источнике.
(В противном случае,) даже если ищет (сам) Будда, его не найти.»
Природа-(Будда всегда естественно чиста, ее сущность неизменна, а ее загрязнения изменчивы, преходящи и воображаемы.

Качества сущности Будды

Сущность Будды чиста поскольку на ней никогда не было никакого пятна. Она священна поскольку неизменна. Она вечна, поскольку присутствует во всех временах. И она является совершенством блаженства, (запредельным мирскому блаженству), поскольку никогда не подвержена страданию, даже если мы (перерождаемся) во всецело страдающей сансаре. «Чистое, самосущее, блаженное и вечное — совершенство всего этого и есть плод».
Сущность Будды вездесуща. «Люди утверждают, что пространство всегда пронизывает все. Поскольку пространство пронизывает все формы, оно пронизывает и всех существ».
Таким образом, хотя сущность Будды скрыта эмоциональными загрязнениями, она остается незапятнанной, как солнце в тучах. Эта сущность остается нерушимой с изначальных времен до самого просветления.

«В этой сущности Будды не от чего отрекаться,
И нечего поддерживать.
Если вы надлежащим образом зрите совершенство (природу),
И если вы постигаете ее, то это — освобождение.
Сущность (Будды) есть пустота характерных черт
Преходящих (загрязнений) с различениями,
Но не пустота высших атрибутов (буддства),
Обладающих качеством различений»…
«Мирное (освобожденное от концептуализации) тело чисто и подобно драгоценности, исполняющей желания,
Как и исполняющая желания драгоценность оно не создает (никаких) понятий.
Оно всегда присутствует до тех пор, пока не освободятся все существа.
Оно проявляется для (бодхисаттв), свободных от концептуализации»…

Кто постигает сущность Будды?

Царь созывает множество слепых и просит их описать форму слона. ...Нельзя сказать, что их описания вообще не относятся (к слону), но в них нет полного понимания. Точно так же сущность Будды нельзя понять с помощью различных интерпретаций, таких как пустота, уподобление призрачному видению и светимость.

Сущность Будды не является небытием. «Вы должны понять, что в прошлом, в учениях Праджняпарамиты, я учил, что все явления пустотны, и это было направлено исключительно на то, чтобы учить людей отсутствию самобытия (явлений) в (их истинной) природе».

Пустота — это пустота концептуализации восприятия явлений с самого момента их проявления как единичного или множественного и пустота их собственной сущности что похоже на отражения в зеркале. Но это не означает, что в конечном счете не будет ничего, и что не было ничего и нет ничего в прошлом и настоящем, кроме лишь иллюзорных видимостей.
«Форма есть пустота,
Пустота есть форма.
Нет формы помимо пустоты,
Нет пустоты помимо формы.
Так же и чувства, различающие мысли, составные факторы и сознание пусты»…

Следует понимать смысл отсутствия самости, пустоты, недвойственности и т. д. следующим образом.
«Я учу вас, что всецело чистая природа Будды, тайная сущность Так-ушедшего (Татхагаты, то есть Будды) неизменна и неисчерпаема. Но если я говорю, что она существует, то это неверно Если же я говорю, что она не существует, то я не говорю правды. Если я говорю, что сущностью Будды является пустота, глупцы, слыша это, могут развить воззрение нигилизма, то есть небытия. Мудрые же понимают, что сущность Будды неизменна и неисчерпаема. Мудрые же и ученые люди постигают, что они — естественная недвойственность. Ни самобытие, ни отсутствие самобытия в своей природе не существуют двойственно.

Существа блуждают в сансаре из-за того, что не распознают источник
Неузнавание светоносной изначальной мудрости,
Восприятие ума как «я» и привязанность к собственному эго,
Восприятие объектов как «других» и хватание за них как за имеющие собственное эго — Вот причины того, что существа блуждают в сансаре
И переживают разнообразное счастье и страдание.

Почему существа блуждают в сансаре
Даже вода, когда ее гонит и волнует ветер,
Становится (твердой) как камень.
Несуществующие, но обманчивые формы, когда мысли возбуждены,
Становятся твердыми и плотными.

В Уме присутствует состояние абсолютного тела — изначально чистая сущность называемая изначальной сокровищницей-основой единства с качествами тел формы, обителей будд и мудростей. Но когда существо отвлечено от сущности Будды, эти качества (буддства) омрачаются вследствие заблуждения неведения (т. е. восприятия) их как оцениваемого и оценивающего, сея таким образом с безначальных времен семена различных обманчивых привычек-склонностей в сокровищнице-основе привычных склонностей. До тех пор, пока существа блуждают в сансаре как в сновидении, они оценивают (воспринимаемое) как «я» и «личность», вовлекаются в ненависть, желание и все остальное, т. е. в пять ядов, и накапливают карму и склонности. Обманываясь без всякой причины, они оказываются во власти разнообразных привязанностей, (воспринимая их) как нечто реальное, и беспрестанно, днем и ночью, блуждают среди обманчивых видимостей. Однако постоянное (блуждание в сансаре) лишено фундамента.

Естественно чистый Ум, являющийся мудростью и незапятнанной сущностью (нгово) будд, присутствует изначально. Хотя, будучи неизменной, она называется «естественно присутствующим источником», она же называется и «развитым источником», ибо проявляет развитие благих качеств через очищение омрачений.

Карма как результат взаимозависимой причинности
Загрязнений не существует ни в объектах, ни в органах чувств, ни между ними,
Ни где-либо еще. Где же, в таком случае, они обитают, нанося вред всем существам?
Они подобны привидениям, поэтому надо постараться понять, (как) освободиться от страха (перед ними).

Правильное воззрение на причину и результат действий
Обретая призрачное накопление,
Вы достигаете призрачного просветления.
Ради призрачных существ
Совершаете призрачные действия.
Не важно, что написано. Важно, как понято.

Пред.

Эзотерическая литература