Превосходство Меннгагдэ Воззрение Меннгагдэ
Поскольку его сущностью является пустота, оно свободно от крайности этернализма.
Поскольку его природой является ясность, оно свободно от аспекта нигилизма.
Поскольку его сострадание беспрерывно, оно является основой различных проявлений.
Основа
Основа изначально чиста. Поскольку сущность (Ngo-Bo) основы есть пустота и небытие, нет испускания лучей света или форм в качестве внешней ясности Но поскольку ее природа спонтанно совершенна, она является присутствием изначального сияния тончайшими проявлениями света, форм, лучей и тигле в качестве внутренней ясности т. е. изначальной мудрости в абсолютной природе. Поскольку ее сущность — пустота, она является небытием. Поскольку ее природа — ясность, она беспрерывно проявляется. Поскольку ее состраданием (энергией) является беспрепятственная сфера, она является причиной «видимостей основы».
[b]Воззрение сокровенной тайной категории
Основа
Изначальная основа ее сущность изначально подобна чистому незамутненному кристаллу. Она не существует как объекты или качества. Ее природа спонтанно совершенна, и хотя в белизне (кристаллоподобной природы) тонкий саморожденный свет присутствует как глубокая (или внутренняя) ясность, он не проявляется вовне, если нет соответствующих условий. Сущностью (изначальной основы) является пустота, поскольку она изначально чиста, и в ней нет никаких объектов. Однако тонкая коренная осознанность — саморожденный свет глубокого сияния — естественно совершенна без помех. Таким образом, она представляется «основой возникновения» всех видимостей. И все же ее сущность не проявляется вовне в виде света, форм или цветов. В изначальной чистоте необъятного пространства сущности присутствует спонтанно совершенное изначальное сияние — саморожденный свет тонкой и глубокой ясности и коренной мудрости. О них нельзя сказать ни то, что они есть одно, ни то, что они различны и отдельны друг от друга.
Поскольку сущностью основы является пустота, она не существует как объекты или качества. Поскольку ее природой является ясность, она никогда не покидала саморожденной природы видимостей изначального сияния. Поскольку ее состраданием [энергией] является коренная осознанность, она присутствует как беспрерывная основа возникновения знания — как изначальная мудрость.
C. Метод освобождения Всеблагого (Кунтусангпо)
В Дзогпа Ченпо обретение состояния Будды не является поиском чего-то, что происходило бы от иных источников. Оно представляет собой освобождение коренной осознанности в своей собственной природе.
Дзогпа Ченпо просто обозначает обретение состояния Будды, освобождение коренной осознанности в своем собственном естественном состоянии. Но в этом учении нет стремления или поиска состояния Будды из какого-либо иного источника. Будды трех времен совершенны в состоянии природной коренной осознанности, свободной от воспринимаемого и воспринимающего (т. е. двойственного восприятия).
D. Пребывание существ в плену иллюзии в силу неведения
Как объекты, так и субъекты иллюзии не существуют в истинном смысле. Но они иллюзорно проявляются и создают условия для возникновения эмоциональных загрязнений и кармы — и тогда происходит становление привычек к разнообразному кажущемуся восприятию объектов и субъектов, отчего (существа) блуждают (в сансаре), и их переживания счастья и страдания бесконечны, как вращение колеса.
Медитация Меннгагдэ
В этой колеснице постижение сущности самого ума, который с безначальных времен присутствует как великое освобождение, называется коренной осознанностью (ригпа, Rig-Pa). Поддерживая непрерывность(постижения коренной осознанности), обретают просветление силой.
Человек, (все еще) пребывающий на обычном пути (практики), увидев гору, в первый момент не может избежать мысли: «это — гора», но во второй момент, благодаря совершенству энергии ума и психических событий, которые анализируют природу горы, понятие горы исчезает без следа. При этом, хоть видимость горы (в уме) не прекратилась, он обретет опыт в пребывании в абсолютной природе, в которой нет оценки (видимости горы). Когда (все феноменальное бытие) очищено через мгновенное освобождение при возникновении (шардрол), (нераздельное) единство видимостей и ума и есть безошибочное состояние Дзогпа Ченпо.
Виды медитации Меннгагдэ
В Меннгагдэ есть две основные категории практики. Это Трегчод (прорыв) и Тходгел (непосредственный подход).
Трегчод это путь, посредством которого медитируют на обнаженной коренной осознанности, не опираясь на проявления [видения] ясности (практики Тходгел), и который освобождает без усилий. Это решающий путь для людей, которые имеют острые умственные способности, но ленятся (практиковать для) обретения просветления. Тходгел же это (путь, посредством которого обретают) освобождение, применяя усилия. Опираясь на проявления [видения] ясности, усердные люди очищают свое плотное тело в этой самой жизни и обретают просветление.
Тем не менее Трегчод является сущностью практики Дзогпа Чен-по, а Тходгел конкретным образом относится к сокровенной категории Меннгагдэ. Нацог Рангдрол разъясняет, что медитации Дзогпа Ченпо полностью включены в практики Трегчод и Тходгел:
В целом, в Дзогпа Ченпо есть различные непостижимые разделы практики. Но все они включены в Трегчод, практику медитации на (единстве) коренной осознанности и пустоты, и в Тходгел — практику медитации на (единстве) видимостей и пустоты.
Корнем и Трегчод, и Тходгел является обнаженное постижение коренной осознанности.
Ясный Свет блаженства, ясности и немышления ясно и отчетливо разъясняется во всех учениях Ануттаратантры.