4. Философское воззрение на феноменальное бытие
Воззрение о постижении природы
Природа
(Природой) всех явлений является пустота и отсутствие самобытия. Однако, не осознавая этого из-за цепляния за «я» и «мое», существа обманываются сноподобной сансарой и переживают многообразие счастья и страдания. Итак, необходимо постичь несуществующую природу (явлений).
Опровержение утверждения о том, что (феноменальные) видимости есть ум
Проявляющиеся объекты [объекты восприятия] не являются умом (сем), поскольку объекты остаются даже когда самого человека здесь нет. Объекты не переместятся от того, что человек переместится в другое место. Если бы объекты были самим умом, то они должны были бы меняться всякий раз, когда меняется он. Они должны были бы присутствовать, если присутствует он, и отсутствовать, если его нет.
Иллюстрации несуществующей (в истинном смысле) природы
Явления проявляются, в то же время не существуя… Они не рождены с самого момента своего рождения, как отражение луны в воде и как вода, видимая в мираже.
(Невежество), которое надлежит очистить
(глаза) всех существ с безначальных времен поражены катарактой невежества и концепцией «себя» и «своего». Отсюда следует, что они не только не видят — как он есть — светоносный Ум, т. е. присутствующую в них самих сущность Будды, но они видят проявления внешних объектов, таких как горы и утесы, и внутренних страстных мыслей, порожденных эмоциональными загрязнениями. Они не существуют с самого момента своего проявления, но действуют как трюки, одурачивающие младенцев.
Поскольку арьи [реализованные] видят (явления) как несуществующие в своей (подлинной) природе, они постигают их в совершенстве в соответствии с природой сущности (Будды) и небытием истинной природы.
Ум преходящ
Какие бы мысли ни возникали в уме, если вы начинаете их искать, они не могут быть найдены, потому что сам ум есть ищущий. Причина состоит в том, что когда ищешь себя самого и не можешь найти, то это потому, что они (ищущий и искомый) — не две разные вещи. Если ум хорошенько исследовать, то не только (убедишься, что) сам ум не существует, то и все мысли будут успокоены.
Ум — это изначальная чистота и он никогда не рождался
Ум (семньид) называется пустотой, поскольку он естественно чист и не имеет основы и корня. (В уме) разнообразие возникновения (вещей) непрерывно, и это называется проявлением. Даже если исследовать ум, он оказывается свободен от крайностей этернализма, поскольку не имеет вещественности и характерных черт, а также свободен от крайностей нигилизма, поскольку аспект простого осознания не прекращается. Итак, ум запределен выражению, однако он просто может быть назван «естественной чистотой», поскольку он трансцендентен узнаванию того, что «это есть это». Он есть мудрость, незапятнанная крайностями… Он имеет аспекты, такие как вечность, поскольку он свободен от изменений, свободен от сетей умопостроений и является просветленностью.
(В уме) нет ничего, от чего следовало бы отказаться
При изучении ума многообразными способами доказано, что в своей (истинной) природе он не существует. Однако он не существует и тогда, когда его не исследуют. Итак, ум лишен существования. (В текстах) говорится, что человек должен оставаться в состоянии непрерывности анализа, познания и мыслей, подобно тому как голодные брахманы и слоны насыщаются едой, т. е. без отречения, без приятия и ожиданий или сомнений.
Ум невозможно постичь с помощью теорий
Природа ума и явлений изначально чиста. Следовательно, нет ничего, что следует утвердить или отвергнуть…
Все явления в своей природе недвойственны и чисты. Если вы прозреваете саму сущность которая не существует в своей истинной природе, то вы постигаете естественное состояние вещей, то есть (какими вещи являются на самом деле) Если вы постигаете ум, свободный от возникновения или прекращения, то нет такого места, где возникают и прекращаются эмоциональные загрязнения.
Тилопа сказал: «Нас ограничивают не видимости, а привязанность к ним. Поэтому, Наропа, отсеки привязанности…»
Простая видимость не является некой сущностью, которую следует отвергнуть или принять. Не надо оценивать (объекты) и привязываться к ним.
(Ум) Не постичь с помощью теоретического различения
Истинный смысл природы, т. е. Ума, свободен от понятий и выражений. Он не является ни существующим, ни несуществующим, и не имеет ни краев, ни середины. В нем нет ничего такого, что следовало бы обозначить с помощью той или иной идеи.
Совершенство (неизменной) природы, равной пространству
Ум (семньид) просветлен с самого начала, и нет ничего нового, что следовало бы очищать. Нет необходимости держаться за отвержение и обретение… Поскольку нет оцениваемого и оценивающего ни во внешнем, ни во внутреннем (аспекте), то нет никакой оценки…
Что бы ни возникало в состоянии собственного неизменного ума: радость, огорчение, счастье или страдание, — если мы не оцениваем ничего в момент их (возникновения), то это освобождается само собой. Нет иных противоядий.
Совершенство (состояния), свободного от наблюдателя и наблюдаемого
Наблюдая все, что возникает, наблюдатель теряет (себя) в этом собственном положении. Если искать, куда он делся, то не только невозможно найти его где бы то ни было и в каком бы то ни было направлении, но и тот, кто ищет, сам исчезает в отсутствии концептуальности. Таким образом, бесследно исчезают как ощущения, выполняющие поиск, так и отвержение и приятие объектов поиска. Отсутствие любой вещи, которую следует распознать, и есть мой собственный Ум, подобный пространству.
Совершенство, не имеющее местопребывания, реализуемое благодаря достижению основы
При этом, спонтанно завершив для своего Ума видение, неотделимое от пространства, мы достигаем состояния абсолютного тела, присутствующего в самом себе… Что бы ни возникало (в нашем собственном уме, если) мы постигли освобождение в основе, подобное небу, расчищенному от туч, Ум объединяется со всеобъемлющей сферой и возникает естественно освобожденная мудрость всего. Поэтому нет такого места, куда Ум будет возвращаться из естественного состояния. Поскольку это — совершенство растворения явлений, то это — свобода от преходящего отрицания или приятия ощущений, (свобода) от узкого пути схватывания (вещей) как реальных и обладающих качествами. Теперь достигнуто совершенство абсолютной природы, свобода от рождения и прекращения. Куда же теперь идти? Некуда. Йогин, достигший такого состояния, вышел за пределы объектов заблуждения. Он не вернется в сансарные города и веси, ибо достиг подобной пространству основы. Так достигается уверенность в (обретении абсолютного) смысла.
Обретение уверенности (в природе) путем (ее) постижения
Теперь для меня нет цели, к которой следовало бы стремиться. Как бы все ни проявлялось, я, словно пьяный, никак это не оцениваю. Хоть вещи проявляются, я не распознаю их, уподобившись младенцу. Для меня все виды деятельности возникают как равность, естественность, открытость и бесцельность, и они суть одно вследствие выхода за пределы оценки.
Благодаря возникновению всего возникающего как абсолютной природы мы обретаем освобождение от кармы (действий) и составных структур, ибо мы очистили заблуждения в основе и довели до созревания подобное пространству состояние, не являющееся объектом… Что бы мы ни делали, поскольку (теперь) действие освобождено как не имеющее цели — это естественное отсутствие схватывания.
Видимости и ум освобождены с самого начала
Достижение Великого Совершенства
I. Объект видимостей есть пустота.
Отражения, возникающие в зеркале, идентичны ясности зеркальной поверхности. На самом деле они не являются формами, отличными от прозрачности зеркала. Точно так же никакие явления не существуют отдельно от пустоты.
II. Ум, различающий (видимости), есть пустота.
Ум подобен небу, он свободен от отвержения и приятия.
Небо, хотя облака собираются и исчезают,
Проявляется недвойственно и чисто.
Точно так же незапятнанна природа, она является изначальным Буддой,
Это несотворенная и спонтанно совершенная природа.
когда тучи в небе исчезают, они растворяются в самих себе и становятся невидимыми, не уходя никуда, кроме неба… Всегда все явления сначала возникают из нерожденной сферы, затем пребывают в ней и наконец освобождаются в ней. Какие бы ни возникали чувства, сначала они возникают из состояния пустоты, Ума, в настоящем они пребывают в нем, а затем в конце концов в нем же они и прекратятся.
III. Объекты и ум недвойственны и пусты.
Проявляющийся объект [восприятия] и оценивающие чувства в действительности возникают подобно сновидению и не существуют как два разных объекта. Таким образом, познавая все, что проявляется, как пустое от истинного (существования), как образ родника в мираже, мы должны упражняться в бесцельном уме, воспринимая все явления как тождественные отражениям.
V. Ум неизменен.
Все, что проявляется, есть иллюзорные следы, подобные возникновению отражений в зеркале… Все явления — тленное вместилище (мир) и обусловленное им тленное содержимое (существа) — проявляются как сновидение в силу переживаний следов нашего заблуждающегося ума; они не существуют с (самого момента) своего проявления. Следовательно, необходимо утвердиться в том, что видимости являются заблуждениями ума, а ум, схватывающий видимости, есть пустота, подобная пространству… Пространство неизменно… Смысл этой неизменности является покоем и нирваной с изначальных времен и природой Самантабхадры.